Горы мира > Кавказ > Безенги >

Статью написали: Шимко Н.& Литовченко А.

Траверс Коштан-Дых

Ссылки по теме:
Траверс Безенгийской стены: Ляльвер-Шхара в двойке.
Траверс Безенгийской стены, Ляльвер-Шхара, 4 дня, 3 ночи.
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.

Горы мира на Mountain.RU:
Безенги на Mountain.RU - более 100 статей по району.
Тур.отчеты по району Безенги на Mountain.RU - более 50 отчетов.

В начале было всё как обычно: установка базлагеря, скальные и ледовые занятия, аклимуха и тренировочное восхождение. Первоначально рассматривали несколько маршрутов восхождения. Оценив состояние маршрутов взвесив все за и против решили идти траверс Коштан-Дыхтау. Далее последовала консультация по маршруту. Это было больше похоже на легенду, которая гласила о том, что маршрут ходится, но никто не помнил когда было последнее прохождение. Благодаря архиву отчетов и журналов выходов на маршруты, который имеется в а/л Безенги, нам удалось раскопать сведения о маршруте. Отчёты восхождений на данный момент представляют историческую ценность, их объём сравним с хорошей курсовой работой, сохранилось около 3 экземпляров. Последнее прохождение траверса Коштан – Дых было совершено в 1971 г. командой ЦС ДСО «ТРУД» (рук. Ю.Пулинец), то есть 39 лет назад.

Вид с вершины Дыхтау Главная

История

Район Безенги один из наиболее интересных и труднодоступных горных районов в Европе. Это самая высокая часть Центрального Кавказа.

В Северном массиве, представляющем собой часть Бокового хребта, расположены 9 вершин, 5 из которых выше 5 тысяч метров над уровнем моря. К ним относятся Коштан-тау (5151м), Зап. Мижирги (5025м), п.Пушкина (5100м), Вост. Дых-тау (5150м), Гл. Дых-тау (5204м).

Длина гребня массива между вершинами Коштан-тау и Дых-тау около 12 км, а средняя высота превышает 4500 м и лишь Крумкольский провал находится на высоте 4250 м.

Большая протяженность гребня, высота вершин, значительная техническая сложность участков маршрута – позволяют считать траверс массива сложнейшим на Кавказе.

Первая попытка пройти траверс всего массива от Дых-тау до Коштан-тау была предпринята сильнейшими альпинистами австро-германского клуба в 1936 г. Однако, не выдержав большого напряжения, группа спустилась вниз, пройдя половину пути.

В 1939 г. Советские альпинисты В.М.Абалаков и В.В.Миклешевский впервые прошли этот сложный маршрут от Дых-тау до Коштан-тау.

Траверс Дых-тау - Коштан-тау был пройден еще группами В.Лубенца (1951 г.), И.Ерохина (1957 г.), и В.Алексашина (1959 г.). Траверс в обратном направлении от Коштан-тау до Дых-тау считается технически более сложным, т.к. большинство трудных участков находятся в направлении пути от Коштан-тау до Дых-тау.

В этом направлении маршрут прошли лишь несколько команд, впервые под руководством В.М.Абалакова в 1949г., после В.Д. Моногарова в 1961 г.

Этот траверс очень логичен, в том смысле, что представляет собой единое целое, не имеет больших понижений и вообще легкодоступных мест, позволяющих быстро произвести заброски, отдохнуть в процессе траверса и т.д.

Первопрохождение маршрута заняло 17 дней в далёком 49-м. Последующие восхождения были примерно такими же по продолжительности. Но сейчас условия другие. Снаряжение намного легче и функциональней, и к тому же мы не можем, по разным причинам выделить так много времени на восхождение.

Восхождение

Сходив на разведку, на ночевки 3900, мы заценили все прелести трёх ступеней ледника. На леднике отсутствовали мосты, приходилось всё делать по взрослому: тяпки в руки, буры в лёд. В итоге на ночевке 3900 были около 22.00. часов. На следующее утро оставив заброску пошли на восхождение на п. Панорамный по 2-Б с последующим спуском в а/л Безенги. Запланирован был день отдыха, но из-за моей болезни пришлось отсиживаться на базе, но не долго, благодаря нашему мега доктору Палычу, который быстро расправился с моим недугом. И вот 3-го числа вышли из а/л, только теперь решили идти на 3900 через пик Панорамный, т.к. там рельеф маршрута практически не меняется по сравнению с ледником.

На следующий день после подхода был запланирован выход на маршрут, но было одно «но», у нас заболел Саня - 4-й человек команды.

04.08 Отдыхаем, советуемся с Петровичем( Митюхин Ф.П,) и доктором ( Журавель В.П)... Ждем...

05.08.2010.
Парни сопровождают Саню к п. Панорамный, а там Палыч с Баней спешат на помощь. Все сделали как было запланировано, пока, я собираю палатку и пакую шмотки, Леха и Димон возвращаются на 3900, и мы выдвигаемся на 4-ю ступень ледника, под начало маршрута.

В следующие шесть дней распорядок дня, желания и действия мало чем отличались:

• подъем 3-00
  • выход в 5.00-5.30
  • постоянная жажда
  • непогода, пытаемся лезть, тратим кучу сил
  • топчем площадку под палатку, иногда рубим
  • топим снег
  • одноразовое питание
  • спим
  • а так же преодолеваем множество «приятных» неожиданностей...
  • 06.08.2010.
    Ах б...!!! какой тяжёлый рюкзак. В этот день в основном двигаемся одновременно. Изрядно помесив раскисший снег, вылазим на Коштан - мой первый пятитысячник. Вместо записки на вершине нашли 7 банок тушняка и подкову (напоминает заброску первой экспедиции). Спускаемся в сторону п. Тихонова и ставим палатку. Вокруг туман, который вскоре рассеялся. Посмотрев на мой рюкзак Баск, я увидел, что он потихоньку начинает умирать (отрываются лямки). Шью. Зааааамечательный отдых после трудного дня.

07.08.2010.
    Лезем по изрезанному гребню к п. Тихонова, местами попадаются 5-е куски лазанья. Спуск с пика Тихонова немного изменился по сравнению 1971 годом вместо 3-х дюльферов насчитали 9. На предпоследнем дюльфере подбадривали камни, летящие с п. Тихонова, и заклиненный дюльфер.

После дюльферов нужно траверсировать в сторону Крумкольского провала по ледовому склону. Первым пошел Димон, пройдя пол пути рядом с ним приземляется камень размером с футбольный мяч, который прилетел с п. Тихонова, снова бодрит и куда-то пропала усталость, в скорости передвижения +200%.
    В этот и последующие дни после 13.00-14.00 портится погода, мокрый снег, ветер и грозовой фронт, заставляющий гудеть твои шмотки. Ночуем на Крумкольском гребне.

08.08.2010.
    Предстоит долгий путь по Крумколу - бесконечные жандармы, раскисший снег - вот прелести Крумкола. Гребень после вершины оказался не таким уж и халявным, как нам говорили. Ночуем на большой удобной площадке под склонами Мижирги.

09.08.2010.
    Начинается новый рабочий день. В очередной раз в шоке от безумно красивого рассвета. Снова в бой. Поднимаемся по склонам Мижирги, попадаются хорошие рабочие участки. Проходим В. Мижирги, двигаемся в сторону Мижирги Зап. по неприятному гребню, а точнее по грани склона и нависающих скал.

Впереди мест под палатку нет, остается примерно полчаса светлого времени. Дюльферяем на пол верёвки, чтобы сделать площадку. После двух часов активной работы ледорубом ставим палатку. Пуховый спальник превратился в мокрый комок сбитого пуха. Но с ним, всё-таки, лучше, чем без него.

10.08.2010.
    Проснувшись как обычно в 3.00, начинаем заниматься уже привычными для нас делами: топим снег, пакуем вещи.

Дойдя под стену, уходим траверсом влево по полке выводящей на южный гребень вершины Зап. Мижирги. Сначала по трудным скалам затем по залитому льдом очень трудному узкому кулуару поднимаемся на вершину. На второй веревке кулуара Лёхина кошка Grivel G14 не выдержала напряжения и превратилась в кошку с монозубом.

Спуск по западному гребню до перемычки занял 2 часа. После 100м гребня перемычки начинаем подъем на пик Боровикова по скальной полке, уходящей влево вверх на вершину. Нетрудный спуск по снегу и мы у начала «пилы» Дых-тау. С середины дня резко портится погода, начинается гроза, сильный ветер с мокрым снегом, туман.

Жандарм №1 и №2 «пилы» в основном обходим слева по стенам с участками трудного лазания. Жандарм №3 («Палец») начинаем преодолевать «в лоб» по сложным монолитным скалам. Фантастическая молния похожая на выстрелы из бластера сопровождается мистическими звуками. Сижу на вершине «пальца» пока братва дюльферяет, высота около 5000м., начинает агрессивно гудеть каска, прилёг, через мгновение испытал офигенный разряд, похожий на удар палкой по голове. Так быстро ещё не дюльферял! Спустившись с жандарма выкладываем площадку для ночевки.

11.08.2010.
    Выход в 5:30, погода идеальная. Жандарм №4 преодолеваем «в лоб». Скалы сложные. Далее после короткого гребешка подходим под 5-й жандарм – преодолеваем его по монолитной, залитой льдом стене, затем спуск отвесным дюльфером. Выходим на вершину пика Пушкина по крутому ледовому склону левее гребня, затем по скалам гребня. По несложному гребню подходим к началу подъема на башню восточной вершины Дых-тау. Крутой ледовый склон упирается прямо в башню, где начинается неявно выраженная полка, ведущая по северной стене на перемычку между вершинами. Двигаемся по кромке льда и далее по полке. Лазанье предельно трудное. На отвесе скалы ломкие и сыпучие. Налегке поднимаемся на башню восточной вершины Дых-тау. Путь идет сначала по полке с выходом на южную стену и далее прямо вверх на вершину. Скалы очень трудные, но прочные, с хорошими зацепками и трещинами. Спуск 50-метровым дюльфером прямо на перемычку. Отсюда поднимаемся по заснеженым скалам средней трудности на главную вершину Дых-тау. Время 18:45.

Спуск 300м по изрезанному северному гребню до первой удобной полочки. Ночевка.

12.08.2010.
    Рано утром начинаем спуск по северному гребню Дых-тау до ночевок ВЦСПС, затем на перемычку между Миссес-тау и Дых-тау, там встречают нас наши френды Саня и Баня А.В. Далее спуск идет по ледовому склону, затем по леднику к Русским ночевкам. Откуда по тропе спускаемся на Безенгийский ледник, и к 14 часам мы уже в базовом лагере, а там теплая встреча, душ, еда и другие блага цивилизации.

Послесловие

Маршрут в целом безопасный, есть места на которых не стоит втыкать. К примеру спуск с п. Тихонова и траверс в сторону Крумкольского провала - камнеопасны, а так же не стоит расслабляться на гребнях, т.к. бывают надувы до 5 м (возможно и больше). Остерегайтесь молний, как по мне, это одно из самых сложных препятствий маршрута.

Этот траверс требует жесткой работы достаточно долгое время, точного расчёта и хорошей схоженности группы. Мы прошли траверс за 6 дней без забросок и днёвок. При наличии стабильной хорошей погоды (если такое явление в Безенги возможно) результат был бы лучше. Желаем всем удачи!!!

Паспорт восхождения

1. Класс восхождения — технический.
    2. Район восхождения — центральный Кавказ, район Безенги.
    3. Маршрут: траверс Коштан-тау по С. гребню (5151м), п. Тихонова (4670м), Крумкол(4676м), Мижирги В.(4927м), Мижирги З.(5025м), п. Боровикова (4888м), п. Пушкина (5100м), Дых-тау В. (5150м), Дых-тау Гл. (5204м).
    4. Категория сложности маршрута — 6А.
    5. Протяжённость маршрута: около 12 км. Протяженность участков 6-й к.тр. — 135 м, 5-й к.тр. — 1185 м
    6. Забито крючьев:
    Скальных 24/0
    Ледовых 36/0
    Закладных элементов 88/0
    Шлямбурных 0
    7. Ходовых часов команды — 70 ч. 30 мин. (6 дней)
    8. 8. Ночевки: 1-я — 5-я — лежачие, на маршруте 6-я — лежачая, на гребне в 300м ниже вершины Дых-тау Главная.
    9. Руководитель: Литовченко Алексей Петрович, КМС
    Участники:
    Романенко Дмитрий Борисович, I сп.р.
    Шимко Николай Николаевич, I сп.р.
    10. Тренер: Митюхин Федор Петрович, МС
    11. Выход на маршрут: 6 августа 2010 года, 5.00
    вершина Дых-тау Гл.: 11 августа 2010 года, 19.00
    возвращение в а/л «Безенги»: 12 августа 2010 года, 14.00
    Вопросы на мыло nickua@mail.ru

Очень вдохновляет! -)

Здорово! Спасибо за фото

Очень впечатляет!

Ребята вы монстры! сохранять работоспособность и "холодную" голову 7 дней подряд это важно на таком не совсем безопасном маршруте. Поздравляю! Сам отдельно бывал на Дых-Тау, Коштане и Боровикова, но такой длинный траверс - очень сурово, учитывая Безенгийскую погоду.

Всем спасибо за коменты !!!

:)))) о Безенгийской погоде знаем не понаслышке:))) , а с погодой действительно повезло, могла быть хуже.

НЕВЕРЮ

За 6 дней пройти такой маршрут - потрясно. Особый респект Николаю Николаевичу за чудесные фоты - рука Мастера.

Достойно восхищения!

Порадовали. Спасибо.

Действительно достойно!

Присоединяюсь к Коле. Молодцы, ребята!

Хорошее приложение к предыдущим курсовым

Вам, быть может, даже повезло с погодой. Там с этим неважно. За свою курсовую заслуженная шестерка и восхищение в публике.