Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||
|
||||
Походная работа и экономия времени в походе
Группа, идущая в спортивный категорированный поход или на спортивное восхождение должна обладать необходимым уровнем дисциплинарной подготовки и обучения соблюдения общих требований и норм групповых действий. Многие вещи, о которых я пишу здесь, являются достаточно очевидными для опытных туристов и восходителей, но вот новички их понимают далеко не сразу. Опытные же, случается, не понимают, что эти очевидные и обязательные нормы еще не являются законом для новичков просто вследствие плохого обучения. Да и опытные туристы, и альпинисты, случается, начинают «забывать» о некоторых нормах дисциплины, особенно если эти нарушения поддерживаются другими участниками группы и по иным причинам. Отсутствие навыка и понимания дисциплинарных норм не может быть скомпенсировано никаким «индивидуальным мастерством». А коллектив из сильных спортсменов, не спаянных осознанием общих дисциплинарных обязанностей, является очень слабой и потенциально опасной группой. Все участники должны понимать, что спортивный поход и восхождение требуют волевого напряжения, собранности, значительных физических и психологических усилий. Если же группа (или большинство ее участников) «не желает» работать в условиях повышенной мобилизации сил, она не должна обманываться и должна прекратить поход или восхождение и продолжать его уже в режиме и на уровне возможностей обычной экскурсии. К примеру, если участники идут в поход для того, чтобы «отдохнуть и отоспаться», не стоит ставить серьезных спортивных задач. Конечно, существуют некоторые «не писанные», но весьма жесткие правила поведения участников спортивных походов и восхождений. Особенно это касается начинающих туристов и альпинистов, а несоблюдение некоторых таких правил является признаком принадлежности к плохо обученному контингенту. Конечно, надо уметь подчиняться руководителю без резкостей и длительных дискуссий. Понимая, что «просьба» руководителя в части исполнения общественных обязанностей, - это завуалированная форма приказа. Конечно, надо научиться не задерживать группу на сборах и переходах. Конечно, надо бережно относиться к снаряжению продуктам питания, не допускать их повреждения или утраты. Конечно, надо не менее бережно относиться и к сохранению собственного здоровья: заболевание всего одного участника может сорвать поход всех остальных и чревато возникновением дополнительных опасностей. Конечно, надо стараться не конфликтовать, и находить совместные решения по обустройству быта с учетом всех мнений (у новичков случаются конфликты по вопросам, куда поставить палатку, как распределить обязанности и т.п.). Пример. В походе 2002 года (2 категории сложности) я неоднократно предупреждал участников об опасности купания в горных реках в период высотной акклиматизации, поскольку резкое охлаждение чревато критическим ослаблением организма. Такие случаи у меня в походной практике случались, и неоднократно. Так, на Памире, в 1988 г. один из участников заболел после купания в горной речке и легкого окунания в воду при переправе (переправляясь первым, он намочил спину). Он так ослабел, что на высоте более 3500 м не смог идти вверх даже без рюкзака. Пришлось его спускать вниз, а для группы это чуть не обернулось срывом графика похода. Еще ранее, в 1981 году на Кавказе у меня заболела участница похода 3 категории сложности: ее продуло ветром (задержалась на станции страховки), она простудилась, ослабела и не смогла продолжить поход... Тоже в период акклиматизации! И здесь, несмотря на мои предупреждения, вижу, как участники упорно лезут купаться под водопадами. В компании ведь нарушать легче!.. И проблемы-то здесь нет: что стоит нагреть кастрюлю кипятка, если так хочется помыться. Простые и естественные решения, широко применяемые опытными туристами в походной практике, не слишком опытные туристы часто не видят. Закладка основ правильного дисциплинарного поведения проводится еще в несложных походах и восхождениях. Участников надо приучить к таким элементарным обязанностям и нормам дисциплины, как: – необходимость быстрого подъема и сбора в назначенное время (без задержки всей группы отдельными участниками) – необходимость движения всех плотной группой, без отставания и разрывов, для чего участники должны «подтягиваться» и притормаживать на переходах (сокращая разрывы). А руководитель должен регулировать темп и ритм движения, помогая им в этом, притормаживая группу на отдельных участках, где она начинает растягиваться из-за характера изменения рельефа и крутизны склона недопустимость отклонения от выбранной руководителем тропы и направления движения – необходимость добросовестного выполнения повседневных обязанностей, прежде всего, на очередных дежурствах и при взаимодействии с другими участниками (групповые действия на сборах, взаимопомощь на маршруте) – необходимость содержания в сохранности снаряжения, продуктов, горючего – необходимость соблюдения правил личной гигиены, применения личных предметов посуды и предметов туалета (расчески, зубной щетки и др.). Не рекомендуется пить или есть из одной посуды, бутылки: возможна передача мелких, но вредных инфекций типа, например, герписа, перхоти или грибковых заболеваний, от которых избавиться весьма сложно. Возможна передача веществ-аллергенов с обострением аллергических реакций на них и более серьезных инфекций – необходимость выполнения указаний руководителя, прежде всего в вопросах, касающихся обеспечения безопасности. О последнем следует сказать особо. Участники-новички часто не могут реально, адекватно оценить степень риска при преодолении тех или иных препятствий, и они должны это понимать и не реагировать болезненно на те или иные запрещения руководителя. Надо понимать, что руководитель является первым защитником групповых интересов, и то, что очень хочется одному участнику или «малой группе» может быть совершенно несовместимо с интересами всей группы. Случается, что руководитель вынужден идти в своих решениях и против желания всей группы. Обычно это случается тогда, когда такой «групповой интерес» является разрушительным, неправильным решением. Конечно, хороший руководитель всегда понимает, что поход - не самоцель, что он проводится для людей, а не для отчета. И интересы людей надо стараться учитывать. А вот с нереальной «блажью» и «вывертами» приходится бороться... Особенно если они связаны с неоправданным риском. Надо учитывать, что групповыми интересами являются не только сиюминутные желания, но и планы похода, и правильная техника и тактика, и правильные меры безопасности. В походе право и обязанность руководителя - определить МЕРУ ДОСТАТОЧНОСТИ средств обеспечения безопасности. Она, эта мера, определяется его представлением о том, какая организация технических действия достаточна для нормального, безаварийного прохождения маршрута всей группой с определенным уровнем подготовки. Конечно, указанная мера может быть различной для разных групп: то, что допустимо для группы более опытной, для менее опытной группы может явиться грубым нарушением безопасности. Конечно, эта мера может быть различна и для участников конкретной группы (состав которой может быть неровным в смысле подготовки), но руководитель так или иначе исходит из обеспечения безопасности всех участников, и в своих решениях ориентируется на возможности наиболее слабых из них. Это тоже надо понимать, и «асы» не должны обвинять руководителя в «перестраховке», помогая и руководителю, и менее опытным товарищам... Каждый же участник вправе определить, какие меры безопасности НЕОБХОДИМЫ ему лично для безаварийного прохождения маршрута. Обычно эти представления хорошо согласуются с мерой достаточности, установленной руководителем. Но случается, что и не согласуются (и это несогласование выливается в непонимание и даже в психологический конфликт). Если участник считает, что принятые руководителем меры безопасности чрезмерны, он должен подчиниться решению руководителя, поскольку тот определяет достаточность этих мер не для отдельных участников, а для всей группы в целом. Если же участник считает, что принятые в качестве достаточных мер безопасности по отношению к нему лично являются недостаточными, то он должен указать на это руководителю, и тот обязан (!) применить систему коллективных мер безопасности (включая технические и организационные приемы), чтобы удовлетворить требования своего участника. Пример. Вся группа, кроме одного, считает, что закрытый ледник можно преодолеть без связывания по состоянию снежного покрова. Но один участник считает, что связывание необходимо, и руководитель обязан обеспечить эту меру безопасности, по крайней мере, для этого участника, а лучше - и для всей группы. Совсем необоснованно такие требования предъявляются редко. Таким образом, «планка безопасности» всегда должна устанавливаться на уровне не ниже того, который определяется всеми участниками и руководителем. Мне кажется, любой участник вправе остановиться, если группа и руководитель отказывают ему в обеспечении тех коллективных мер безопасности, которые он считает для себя необходимыми. v Поскольку руководитель является общественным выразителем интересов всей группы и лично отвечает за безопасность всех, любые действия, нарушающие нормальный ритм похода, должны быть ненавязчиво согласованы с ним (если речь не идет о таком форс-мажоре, когда это невозможно). Если такого согласования нет, действия отдельных участников или малых групп выглядят как навязывание своей воли всему коллективу даже в том случае, если большинство коллектива эти действия поддерживает, но действия противоречат задачам группы или требованиям безопасности. К примеру, группе надо выходить, а некоторые начинают заниматься просушкой, затягивая выход (и в то же время «картинно возмущаясь», что им не дают просушить снаряжение). К примеру, группа настаивает переправляться вброд, не желая тратить время на навеску веревок, но руководитель видит, что переправа вброд опасна... Вообще участники должны беречь нервы своего руководителя, понимая, что на нем лежит большой груз психологического напряжения и ответственности за всю группу. Не надо навязывать ему свои решения и образ действий, не надо допускать мелких (и тем более, крупных) нарушений, которые крайне нервируют руководителя похода и очень сильно отвлекают его силы и внимание от выполнения задач проводки группы. Всякого рода отставания или опережения группы, задержки на сборах и привалах, плохое выполнение общественных обязанностей, порча и потери снаряжения и продуктов, - все эти «мелочи» изматывают психологически и не укрепляют доверие между руководителем и участниками. Трудно говорить о высоком доверии к нарушителям дисциплины. Недоверие вызывает опасения руководителя, что данный участник может в любой момент серьезно подвести и подставить под удар всю группу. Со своей стороны руководитель должен избегать мелочной опеки над малыми группами и отдельными участниками (но как этого не делать, если они допускают нарушения?..). Пример. Группа собирается остановиться на ночлег. Руководителю не стоит указывать участникам на конкретные места установки палаток, - они сделают это сами, исходя из личных представлениях об удобстве. В то же время руководитель обязан своевременно остановить группу на ночлег в подходящем безопасном месте, где есть сухие чистые площадки и вода. Если же участники не понимают причин, почему нельзя останавливаться в тех или иных местах, им надо это объяснить. Многочисленные нарушения дисциплины очень сильно отвлекают внимание руководителя от задач правильной проводки группы и могут явиться одной из причин его ошибок, потери ориентирования, выбора ошибочной техники и тактики преодоления препятствий. Надо помнить, что в не слишком опытных группах очень много всяких «НЕ», которые трудно отличить друг от друга... Вот первым выводом об одной из последних проведенных групп был вывод о ее "недисциплинированности". На фоне такого самомнения участников!.. Но после некоторого осмысления результатов похода, стало понятно: дело здесь не столько в "недисциплинированности", сколько в «недоученности», в «непонимании», «нетренированности», «незнании» и других «НЕ», которых еще хватало у группы второго года подготовки. Стало понятно, что еще не обучены они ходить организованным строем, не приучены вставать рано, в них не воспитан уровень высокой требовательности к себе... Вместе с тем многому они уже научились, но все же пробелы вполне соответствуют набранному опыту... И направления последующих «доработок» стали понятны. Несколько слов о режиме окончания похода. Здесь очень часто случаются конфликты и непонимание между участниками ввиду изменения личных планов. Если участники не оторвались от группы для удовлетворения личных запросов, они должны выполнять общественные обязанности по сохранению и транспортировке вещей, соблюдать дисциплину при передвижениях (не задерживать транспорт, не опаздывать, не подводить при совместных действиях), отрываться от группы только по договоренности на определенное время. Ведь товарищи несут за них моральную ответственность перед родственниками. Случается, группа добирается до курортного города, выгружает рюкзаки и... кто-то считает возможным «исчезнуть» на неопределенное время, полагая, что товарищи позаботятся и о его вещах, и будут ждать его сколько угодно, и ночлег ему организуют... Личные и общественные планы должны быть согласованы, и их выполнение должно быть строго обязательным для всех. Надо отметить, что группа обладает «повышенной сопротивляемостью не только в горах, но и в местах цивилизованных. Организованную группу, спаянную походной дружбой, очень непросто «обидеть» и уголовникам, и местным «правоохранительным» органам. Приходилось нам сталкиваться с проявлениями вымогательства со стороны и тех и других: на Кавказе немало «авторитетов», создающих свои, не слишком законные «МВД» и вооруженные группы. Надо помнить, что всякие местные «службы общественной безопасности» могут быть уполномочены местными законами только обратить внимание местного МВД на кого-либо, как на «подозреваемого». Но вот задерживать и отбирать документы они не имеют право, и их надо жестко поставить на место, обратившись в случае надобности к представителям официальной власти (милиционерам, пограничникам, спасателям). Во многом, конечно, стиль общения участников в группе определяется их представлением о дружбе и товариществе. В походе приходится выполнять немало весьма неприятной работы. Приходится работать в дождь, под снегом. Приходится выходить ночью под ливнем, чтобы закрепить или окопать палатку. Приходится вставать в очень раннее время, мыть грязную посуду, чинить повреждения снаряжения... Приходится брать в рюкзак дополнительную нагрузку, И выполнять многое другое, зачастую не самое приятное. Выполнять инициативно, без приказа, вместо отдыха и развлечений. И встречаются люди с весьма примитивным представлением о товариществе, - они считают, что все самое неприятное должны выполнять другие. Такие проявляют удивительную «недогадливость» о том, что нужно сделать. Только указание сверху или отчаянная просьба товарищей могут их на что-то «раскачать», да и то не сразу, и не всегда. Надо сказать, что такие люди очень многим себя обделяют. Одна из великих прелестей и заповедей похода - это осознание собственной пользы для коллектива. Осознание общественной значимости своего труда. Через это человек достигает очень многого. Думаю, без этого вообще человек никогда бы не стал человеком... Приведенные здесь соображения не претендуют на полноту, завершенность и безошибочность. Они отражают мнение автора на основе его походного опыта и его взгляд на стиль общения и руководства в походе. Стиль этот основан на товарищеском сотрудничестве всех участников похода (включая и руководителя), доверии и доверительности их отношений, отсутствие жесткого приказного тона и всякого рода «дисциплинарных разборок». Но нарушения походной дисциплины разрушают такие отношения и приводят к изменению стиля общения, обычно установленного изначально по отношению ко всей группе. Далее он должен несколько измениться с учетом личных качеств каждого участника (одному приказ достаточен в виде легкого намека, другому требуется подробное объяснение всех действий, а третий нуждается в «военной форме» приказа...). Конечно, изначально руководитель может попытаться установить и другой стиль общения, жестко-приказной (авторитарный), но полагаю, что это будет ошибкой.
Человек - сложнейший природный процесс. Поведение человека на 90-99 процентов является подсознательным, большинство своих действий мы производим как бы автоматически, не задумываясь. В подсознании заложены огромные программы действий: встать утром, позавтракать, пойти на работу..., а сознание при этом обращается к другим задачам. "Программы" эти формируются вместе с человеком с момента рождения. Они - результат развития (эволюционного, революционного...) поведения живых существ на протяжении более миллиарда лет. Человек проходит, повторяет все этапы этого развития с огромной скоростью еще до рождения и в раннем детстве. В подсознании откладываются и навыки, умения, управления, как двигательными процессами, так и мыслительной деятельностью. Техника, действия, определяемые в основном сознательными действиями, очень несовершенна, это - первый этап, начало "закладки фундамента". "Чувственная" сторона подсознания, связанная с горным спортом, очень важна и она ценна "сама по себе", ее нельзя измерить "материальными категориями". В высоких эмоциях, порожденных путешествием в горах, во многом и есть разгадка вопроса, для чего надо ходить и почему ходят в горы. Но ниже - речь не о "чисто эмоциональных" реакциях человека, а о тех "чувствах", которые прямо связаны с практикой похода, восхождения. Это не столько "чувства", сколько подсознательные ощущения, на основе которых могут формироваться определенные действия. "Ценность" этих ощущений определяется ценностью и глубиной тех поступков, которые они вызывают или которые они должны вызывать. Наиболее характерными и важными являются такие "группы ощущений", как подсознательная оценка окружающей среды: умение "чувствовать" рельеф, партнеров, состояние снаряжения. И самоощущение, - подсознательное умение правильно оценить свои силы, спланировать действия, чувство ответственности, тревожные ощущения ("чувство" опасности, страх и др.). На основе подсознания формируются как система неосознанных, интуитивных действий, так и комплекс действий осознанных. Но осознанные действия на основе подсознательного ощущения могут возникнуть только в случае, если подсознательное ощущение возникает (например, ощущение опасности) и если сознание вскрывает его причины. Правильное подсознательное ощущение возникает обычно на основе опыта сознательных действий. "Скороспелые" разрядники не всегда обладают необходимым опытом подсознания, который должен быть характерен для их уровня технической подготовки. Поэтому, "закрывающий" очередной разряд должен скромно понимать: он вышел только на уровень предыдущего разряда, и еще нельзя равнять себя с опытными разрядниками нового, "обретенного" класса. Сложившиеся системы повышения квалификации в туризме и альпинизме в своем "подтексте", требованиях обретения определенного опыта, содержат элемент формирования правильных подсознательных ощущений и реакций. При наличии вдумчивого подхода и прилежания в практическом самообразовании, в подготовке каждого выхода, в ходе движения и последующего анализа допущенных ошибок, эта система приводит к правильным результатам, повышению квалификации. При поверхностном взгляде, формальной подготовке - нет. Итак, подсознательная реакция возникла. Следующий этап - осознание своего ощущения. Это бывает очень непросто, но бывает очень важно и необходимо. Например, если возникает ощущение опасности. Для осознания необходимо возбуждение внутренних мобилизационных реакций: — активизация внимания (например: что может служить причиной опасности: рельеф, климат, участники, снаряжение, ты сам?..) — активизация мышления (работа мысли, сопоставление фактов...) — активизация памяти (в частности, поиск причин, которые привели к возникновению состояния тревоги) — активизация действий, связанных с изучением обстановки: наблюдение, опрос, изучение состояния... Случается, "неприятную" мысль по разным причинам "отгоняют", самоуспокаивая себя. Но это - уход в нереальный мир. Иногда мешает какая-либо другая мысль, "заслоняя" собой ощущение реальности. Эффект один: сознание не овладевает реальной обстановкой и правильная реакция сознания не возникает или запаздывает. Когда вскрыты причины возникшего ощущения, сознание должно составить план действий по изменению обстановки, устранению неблагоприятного фактора... И эти действия надо претворить в жизнь. На этих "переходах" свои сложности: действия должны быть обоснованными, реально выполнимыми и выполняться. На практике бывает иначе. Вот, кажется, ясно: опасность налицо, ледник закрытый. Надо идти в связках. Это ясно и понятно всем. Но ведущий думает: "Вчера по такому леднику весь день "пилили", пройдем...". Второй: "Я самый младший по опыту. Они понимают. Хватит, щелчков получал... "Третий: "Веревку сбухтовал, не стоит растягивать. До морены всего-то километр. " Четвертый: "Что бы такое сказать Наташке..." Наташка: "Ой, красота, какая!.." Руководитель (шедший замыкающим на техническом участке и отставший): "Куда они полезли!.. Что они делают!.." Нередко, несмотря на новое понимание обстановки, наблюдается "заторможенность" или инерционность действий, которые задерживаются. Либо продолжаются действия по "старой" схеме. Бывает, возникает и нерешительность, "колебательный процесс", когда хватаются то за одно, то за другое решение, возникает рассогласование действий, непонимание, каждый "тянет" в свою сторону. Такие действия - часто следствие не до конца осознанной реакции на обстановку: переходный момент от ее подсознательной оценки к осознанию, или неосознанная, непродуманная система действий: переходный момент от прежних действий к "новым". На "переходах" от одних действий к другим всегда наблюдается некоторое снижение эффективности (чем выше опыт и подготовка, тем оно меньше), т.к. часть усилий затрачивается не на действия, а на их изменение. Иногда снижение эффективности настолько велико, что сам переход нецелесообразен: для кратковременных процессов быстрее и безопаснее действия по "старой схеме". Можно отметить, что уровень подсознательных реакций может меняться очень резко даже на коротких отрезках времени: стоит на чем-то "обжечься", сразу же повышается чувствительность и "иммунитет" к сходным ситуациям, да и общая" настороженность" действий. В целом, подсознательные реакции обычно ослаблены или "грешат" в начале похода, восхождений, т.к. еще нет хорошего "вживания" в среду (рельеф, коллектив, партнер, снаряжение). По-разному оцениваются в начале и в конце похода крутизна склонов, состояние рельефа, техническая трудность участков, возможности участников... По мере "вхождения в среду" оценки становятся более точными. Но точность оценок может "притупляться" в условиях усталости, давления обстоятельств, отвлеченного внимания... Важно уяснить: правильные подсознательные действия вырабатываются через хорошо осмысленную, осознанную практику похода, через качественное образование и самообразование. В свою очередь, чем сильнее подсознательная база подготовки, тем больше места остается для углубленной работы сознания, которое не занято мелкими проблемами и действиями (они делаются подсознательно), а занято тонкими и сложными нюансами техники, тактики, планирования... Нельзя отдаваться во власть только подсознательных реакций! Работу сознания нельзя отключать. Ни усталость, ни мощнейший стресс, ни тем более "аховая" ситуация не должны останавливать работу мысли. Думать о реальных проблемах бывает очень неприятно, страшно, но думать надо. Мысль - начало действий. От тяжелых мыслей надо "отстроиться" и думать о практических действиях. Даже тогда (и тем более тогда!), когда ситуация повергает в прах все усилия. Другой вопрос - когда "включать" новые действия. Это включение должно быть подготовленным и своевременным. В особенности ответственным для лидера, формального или неформального. Если вы выходите вперед, ведя за собой других, вы должны сразу же ощущать обостренную ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, - вашу важнейшую реакцию подсознания.
Творческий уровень - "высокое небо", "высокий полет" любой деятельности, а походы и восхождения предоставляют прекрасные возможности для развития своего творчества. Активные путешествия - это один из видов образования и самообразования, познания и самопознания, которые, развиваясь, способны при целенаправленной работе вывести человека на творческий уровень понимания предмета, явления. Тогда человек открывает новое, ранее неизвестное знание, создает произведения искусства, технические изобретения, научные открытия, приходит к написанию книг, передает накопленный опыт другим людям. Походный опыт - огромный жизненный капитал, который может быть использован в самых различных областях, порой совершенно неожиданных. Ниже дается несколько советов по организации личного творчества. НАЙДИТЕ ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ. У каждого своя "золотая жила", в которую надо вложить труд, умножаемые знания, энтузиазм и порыв. Молодые должны попробовать себя во многом и влюбиться в свое дело: без любви, энтузиазма и преданного трудового подвижничества дело не пойдет. Не пойдет оно как следует и без достаточно глубоких знаний, без достаточного понимания. В своем деле надо постепенно стать "профессором": уровень его понимания должен подняться до всего, уже достигнутого человечеством и выше. НАЙДИТЕ СВОЙ ТАЛАНТ. Здесь надо поверить в свои силы и учесть, что некоторые виды творчества требуют наличия чисто физиологических качеств таланта: без музыкального слуха композитором не станешь. Совершенно бесталанных людей не бывает, у каждого что-то есть. Одним из признаков таланта является относительная (по сравнению с другими) легкость и быстрота овладения навыками той или иной деятельности. Надо сказать, что в любой деятельности человек начинает "с нуля" и в начале действует достаточно неумело и неэффективно. Но по мере обретения навыков действия обретают быстроту, отточенность, правильную направленность и на достижение результата и на последующее совершенствование, очень четкую организацию. Если ваши голова и руки быстро налаживают этот процесс, - здесь зарыт один из ваших талантов. Только не обольщаться: познание известного образованием, обретением навыка и обретение нового, неизведанного, требуют качественно различных уровней знания и умения. В «новой области» нет готовых решений, задачи решаются без полного знания и понимания, на ощупь, интуитивно. СТАВЬТЕ И РЕШАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. Пусть они будут вначале несложными и небольшими, - они должны расти вместе с вами. Творчество требует хорошо развитых ПРАКТИЧЕСКИХ знаний и навыков: хорошую картину никогда не нарисует человек, не умеющий развести краску с нужным цветом и оттенком. Знания и навыки должны быть на профессиональном уровне: творчество - это высший уровень профессионализма. Для настоящего мастера нет технических секретов в его сфере деятельности (может быть только разная степень овладения этими секретами и навыками). НЕ ПОДРАЖАЙТЕ ДРУГИМ. Творческая личность уникальна и неповторима. Естественно подражание высоким человеческим качествам: честности, трудолюбию, упорству, уровню мастерства... Но методологию и взгляд других надо использовать в виде доброго совета, в случае, если они хорошо укладываются в движение личной творческой мысли. У каждого своя методология. Это искусство. ВЕДИТЕ ЗАПИСИ. Постоянно имейте под рукой блокнот и карандаш. Появилась удачная мысль, оригинальное выражение, нестандартная ситуация... - запишите. Запишите предельно кратко, но так, чтобы память, зацепившись за эту строчку, смогла воссоздать мысль, выражение, ситуацию... На память надо опираться, но не полагаться: многое быстро забывается. А такие ваши находки - это ваше богатство, ничуть не меньшее, чем драгоценный камень или самородок. Из таких находок складывается тонкая мозаика больших, сложных произведений искусства. Так, великие писатели подолгу собирали наблюдения и материалы для своих произведений, чтобы наполнить живой мыслью каждую строчку... ВИДЫ, направления творческой деятельности, связанные с путешествиями, очень разнообразны. Несколько слов об основных направлениях. СПОРТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО состоит не только в прохождении рекордных вершин, перевалов и маршрутов: технических, высотных, сезонных, скоростных, протяженных, "весовых" (по максимуму или минимуму), "на выживаемость" ("голодных", "холодных", с минимумом снаряжения...) и других достижений. Оно состоит, прежде всего, в умении сделать поход или комплекс восхождений максимально содержательным, филигранно отработанным и обоснованным, дающим очень высокую отдачу в плане изучения района и удовлетворения целевых запросов группы: эмоциональных, физических, эстетических и т.п. Спортивное творчество состоит в открытии новых запросов и возможностей района, группы, участников. Это поиск новых достопримечательностей и препятствий, неизведанных районов и путей, не обязательно сверхсложных. Новых способов передвижения и преодоления, новых "связок" маршрута (например, путем преодоления перевалов, вершин, участков гребневых траверсов) и "связок" районов, например, с использованием различных видов транспорта, различных видов туризма... Свою специфику и свои возможности открывают путешествия групп определенного состава: с детьми, с инвалидами, с людьми старшего возраста, группы чисто мужского и чисто женского состава и др. В каждом из таких походов можно открыть для себя много нового, неожиданного, интересного. Спортивное творчество очень многогранно. Здесь не надо идеализировать отдельные виды деятельности, пусть и очень престижные. Важно понять, например, что не только не всем дано "влезть на отвесные стены", но и не всем это "важно и нужно". В горах немало и других проблем, которые можно решать на самом высоком уровне познания. ТВОРЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ состоит в живом интересе к тем, с кем вы делите невзгоды и радости походной жизни, совместного поиска, усилий коллектива единомышленников. Каждый путь в горах - неповторим. И он проходит не только по склонам и тропам, но и через вашу душу и через души ваших товарищей. Прекрасно, когда душа выходит из похода, наполненная впечатлениями, с сознанием обретенного богатства. Плохо, если в ней остается черная горечь взаимных обид и упреков, подозрений и несбывшихся надежд... Старайтесь взять в группу новых людей, если их подготовка позволяет. Они обогатят в плане общения: новый человек всегда расскажет что-то новое и свое, "старое", ему будет интересно рассказать: как-то он воспримет? Не лишайте себя радости обладания добрым, внимательным и чутким взглядом на всех окружающих. Такой взгляд обогащает, это тоже внутренний талант. Неприятие же другого человека, уход от общения, от понимания, - это разорение, которое часто - от внутренней нищеты. В плане же "чисто практического выхода" творчество общения близко психологии, педагогике, литературной деятельности. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: живопись, декоративно-прикладное искусство естественно привязывать к природе, к объектам посещения, к предметам быта. Они дают и пищу для размышлений, и яркость образа, которая может быть воплощена в произведении. СТИХОТВОРНОЕ, ПЕСЕННОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО естественно связаны с образами природы, с образами и чувствами людей и коллективов в сложных условиях похода. Должны быть отражены яркость и сложность характеров, сложность условий и борьбы, загадки и тайны событий, душ, сюжета... ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО связано с развитием предметов искусственной (очеловеченной) среды, которые являются продолжением человека, увеличивают его возможности, способности преодолевать сопротивление среды природной. Техническое творчество целесообразно начать с попыток тщательного усовершенствования какого-то предмета снаряжения, одежды или усовершенствования небольшого функционального набора: ремонтного, умывального, кухонного и т.п. Здесь надо самому мастерить, испытывать, рисовать чертежи и эскизы, изучать литературу. Техническое творчество связано и с технической отработкой тех или иных действий. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ - сложный и многогранный вид творчества. Собирать коллекции можно из самых различных предметов. Одно дело - чертеж, рисунок или описание, а другое дело - живая вещь, которую можно потрогать руками, увидеть воочию, как она работает, как она сделана. По старым вещам хорошо просматривается история вещи, как процесса, пути ее совершенствования в прошлом. Коллекция позволяет детально изучить предмет, разработать его методологию и классификацию, раскрыть новые возможности и пути совершенствования. Например, статья данной книги о фурнитуре была методически выполнена с помощью коллекции пряжек, карабинов, кнопов, танок... Наконец, коллекция - это небольшой домашний музей с интересной экспозицией (не важно, если эта экспозиция интересна только для специалистов, - это не уменьшает ее ценность). Рекомендуется на первом, начальном этапе выбрать близкий, любимый предмет для коллекционирования, начать сбор образцов, продумать организацию, систематизацию и оформление коллекции. Она должна быть очень компактной, информативной, быстро сворачиваться и разворачиваться, легко перевозиться. Тогда ее можно будет использовать для обучения, для выставок и публикаций, консультаций специалистов. Надо развивать и совершенствовать коллекцию: приобретать и делать новые образцы, улучшать систематизацию и методологию на новом уровне понимания предмета, изобретать, изучать историю, новые возможности производства... Процесс сбора коллекции может быть сделан очень интересным, а выход ее - самым неожиданным: книги, производство, общение с интересными людьми, с единомышленниками... Коллекция может быть не обязательно множественной, - может быть всего один образец, который в совокупности с образцами других коллекционеров образует интересный экспозиционный ряд. Например, автоколонну из старых машин. Хорошая коллекция - огромный капитал, а ценность отдельного экспоната существенно выше, чем ценность его вне коллекции. Помимо основного, коллекция может содержать вспомогательные фонды: запасной (не для экспозиции), резервный (для восполнения утраченных образцов), обменный, продажный и т.д. ТВОРЧЕСКИЙ АРХИВ - тоже своего рода коллекция, но составленная не из предметов, а из описаний, информационных материалов о предмете исследования. Можно, например, составить архив из описаний аварий с целью изучения явления аварии как процесса для предотвращения, профилактики аварий... Сбор информационных материалов связан с методической и учебной деятельностью, с написанием книг и методических пособий. И, конечно, архив может представлять уникальный источник информации по определенному предмету для специалистов-исследователей в данной области и в смежных областях. Архив должен иметь очень четкую организацию для быстрого поиска нужной информации (оформление его в виде базы данных на магнитных носителях для персональных ЭВМ делает архив очень эффективным и доступным). КОЛЛЕКЦИЯ КНИГ определенной направленности позволяет очень вдумчиво изучить тематический вопрос. КОЛЛЕКЦИЯ ФАЙЛОВ по определенной тематике, - это в некотором роде та же "книжная коллекция". Здесь нужна очень четкая организация базы данных, обеспечивающая возможность извлечения информации по конкретным вопросам. ТВОРЧЕСТВО НАТУРАЛИСТА состоит в изучении природных явлений и процессов: минералов, растений и животных, метеорологии, тектоники и т.д. ТВОРЧЕСТВО УЧЕБНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ состоит в умении передать знание, опыт, навыки, интерес, привить высокие человеческие качества... Особенно важно воспитание и подготовка детей. Здесь требуется личный пример, умение превратить подготовку к походу и сам поход в интересную игру и в ходе этой игры произвести обучение умению, навыкам. Важно, чтобы обучающиеся поверили в свои силы (не давать непосильных задач), чтобы прочувствовали удовольствие от той пользы, которую приносят коллективу и осознали силу этого коллектива в дружеской спайке. Многие необходимые навыки приобретаются путем игры, подражания и постепенно превращаются в привычку, стиль поведения. Так, интересная игра "в дежурных" переходит в привычное, добросовестное выполнение обязанностей без напоминаний, понуканий и объяснений. А добросовестность - это и основа дисциплины. Наконец, творчество - это деятельность, которую нельзя загнать в известные рамки. Здесь можно и нужно открывать принципиально новые пути и направления, которые ранее никто не открывал. Ищите приложение своим силам не только в известных областях. Творчество - это как путь в горах: когда невысоко, идешь по дороге, выше - по тропе, проложенной другими, а, достигнув большой высоты и сложных препятствий, приходится находить свой, уникальный путь. Творчество само по себе является высокой наградой. Далеко не всегда человек получает материальные и моральные выгоды со стороны общества за свою творческую деятельность. Нередко бывает наоборот: вместо заслуженной награды обретаются порицание, завистливые взгляды со стороны, украденные другим авторство, приоритет и слава... В некоторых вещах здесь надо и постоять за себя. Творчество и награда за него - вещи совершенно разные и зачастую совершенно не связанные между собой. Главная награда за творчество - это радость самого творческого процесса, высокого проявления человеческой природы. Человек сформирован своим прошлым, своей прошлой жизнью и продолжает формироваться настоящим. Но будущее также может формировать человека. Будущее существует в нем в виде мечты, в виде детей, и в виде устремленности к определенным целям, в виде направленного в будущее процесса. Творческий путь дарит и мечты и устремленность. Без них нельзя. Конечно, никакую мечту нельзя воплотить в первоначальном замысле.
Лишь путь, пройдя, его узнаем, -
Полет мечты ИМ осязаем...
Экология в походе
Горы - общее богатство. Их нельзя купить, продать, приватизировать, они не имеют ни национальности, а "государственность" их - очень недолговечное по их возрасту понятие. Они - дар природы, который надо хранить и из высоких побуждений и из чисто прагматических соображений - для себя, своих детей и внуков. У настоящего путешественника не может не возникнуть глубокого чувства благодарности к окружающему миру и наше бережное отношение к природе - зримое выражение этого чувства. Своим посещением мы затрагиваем чуткий механизм природы. Надо дать ему возможность быстро восстановиться так, как будто нас не было. Ненужные предметы ОЧЕЛОВЕЧЕННОЙ среды должны быть возвращены первозданной природе так, чтобы они либо сразу становились частью этой первозданной среды, либо быстро переходили в нее и разрушались с полной потерей признаков и свойств очеловеченных предметов. Вредными признаками и свойствами являются даже наличие этих предметов, их вид и все их способности оказывать вредное влияние и на человека и на природу. В местах достаточно частого посещения людей (сильно" очеловеченных") надо придерживаться общепринятых норм поведения, выбрасывать мусор в специально отведенных местах, пользоваться общественными и личными санитарными объектами (умывальниками, туалетами, биотуалетами). В местах редкого посещения людей надо также придерживаться некоторых норм, обеспечивающих сохранение природной среды: предметы, которые быстро "утилизируются", разрушаются, перерабатываются природной средой, например, остатки пищи, надо захоронить отдельно от предметов, стойких к воздействию среды (ниже: стойкие предметы). Например, отдельно от упаковки. любые захоронения нестойких остатков производятся в укромных местах так, чтобы не нарушить вид ландшафта. Из ледовой зоны выносят все отходы, т.к. на большой высоте они обретают повышенную стойкость стойкие предметы перед захоронением должны быть переведены в нестойкое состояние, а при невозможности они переносятся вниз, до общей свалки. Недопустимы захоронения предметов, оказывающих вредные воздействия на среду и человека, особенно токсичных, пожароопасных, даже нестойких. Большая часть обычных отходов легко уничтожается. Упаковка, салфетки из бумаги, и пластмасс-термопластиков (полиэтилена и др.) и обрывки ткани сжигаются. Железные консервные банки обжигаются в костре или на примусе (это очень недолго, если банка пустая), расплющиваются камнями и зарываются во влажный грунт (коррозия их съест быстро). Бутылки и другие стеклянные предметы можно уничтожить, разбив их с силой (на мелкие осколки) о береговой камень горной речки, в бурном месте, далеком от возможных переправ так, чтобы осколки упали в течение: река быстро перемелет острые осколки в гладкую гальку. Труднее уничтожить алюминиевые предметы (фольгу, отдельные консервные банки) и изделия из негорючих пластмасс-реактопластов. Обычно таких предметов очень немного, частично их можно сжечь в костре, спустить вниз до свалки в "мусорном" мешке. Хрупкие негорючие пластмассы-реактопласты можно измельчить камнями в мелкие осколки, неотличимые от камешков. Нужны совсем небольшие усилия, чтобы не оставить за собой грязных следов. Если же их оставили другие, постарайтесь эти следы уничтожить. Такая работа - настоящее приобщение к природе, единение с ней. Ибо пришедшие за вами будут благодарны и природе и вам.
В начало ____ Читать дальше.... |
||||
|
||||