Горы мира > Памир >

Автор: Борис Прохоров, г. Магнитогорск.

Поляна Москвина-2010. Хроника событий
Часть 2

Выход в 7:00. По боковому карману между склоном пика Воробьёва и мореной ледника Вальтера за час с небольшим, достигаем так называемой «Вертолётки» - площадки, где этот боковой карман расширяется и есть возможность посадить геликоптер. Отсюда идёт маршрут на Воробьёва, здесь же часто и ночуют альпинисты, те, кто вышел с вечера с базового лагеря и планирует утречком пораньше выйти на маршрут. Но лично я особого смысла в этих действиях не вижу – лучше комфортно поспать и позавтракать «дома». С Вертолётки пересекаем несколько морен ледника Вальтера и выходим на «чистый» ледник. Затем подходим к «подушке» - так называется относительно пологая нижняя часть кулуара между ребром Бородкина и хребтом Петра Первого. На неё часто спускаются лавины со склона, есть также трещины. Проходить по ней надо по-возможности поутру и максимально проворно.

На-подушке

Это самое лавиноопасное место маршрута. Но «проворно» по высокогорным понятиям – это что-то «быстро-медленно», ведь возможности организма не позволяют на такой высоте передвигаться даже скорым шагом. На «подушке» свежий вынос лавины, по-всей видимости, вчерашней. Сверху спускается человек. Ба! Да это же Румэн! «Я решил отказаться от восхождения – есть ничего не могу, живот так и болит, боюсь, наступит обезвоживание организма. В общем, решил не рисковать и ребят не подставлять». Ну что ж, очень жаль, Румэн, пока, надеемся - ещё встретимся. Наконец, подходим к верёвкам. Они провешены на стыке скал ребра Бородкина и фирнового склона. Их где-то штук семь. Впереди мотыляются четверо буржуинов. Так, глядя снизу, движения не заметно, но всё равно они продвигаются вперёд. Начинаем жумарить и мы. Вот и последняя верёвка.

Склон выполаживается, следы выводят на снежный контрфорс хребта – по нему и проходит в дальнейшем маршрут. Высота 5100. Ещё через час – в 15:30 - достигаем лагеря 5300.

Лагерь-5300

Ровняем места под палатки. Здесь же ночуют и оба Михаила. Погода вроде ничего. На небе высоко - редкие облака и закат красиво освещает пик Корженевской и гребень пика Коммунизма с правильной пирамидой–Кайласом пика Хохлова. Корженева видна отсюда вся до вершины. Внизу полосами морен извивается ледник Вальтера, за ним пик Воробьёва и пик Четырёх. Отсюда он выглядит не как с поляны Москвина – остроконечным вулканообразным пиком - а неким гигантским «шалашом».

Наутро выходим вверх. В районе 5700 начинаются разломы и более крутые участки – по ним провешены верёвки. Пик Воробьева уже где-то внизу, да и пик Четырёх, хоть и высота у него 6230, кажется уже ниже нас. Прямо под нами в пропасти, справа по ходу, словно стиральная доска – ледник Траубе. Сверху спускается человек. Это же Боян! Они с Пашей Трофимовым вчера были на вершине.

Боян Петров

Павел Трофимов

До этого день выжидали в штурмовом лагере. Штурмовой лагерь расположили не на гребне, соединяющем пики Душанбе и Коммунизма, а в мульде у вершины пика Душанбе. Чуть попозже встречаем и спускающего Пашу. Он говорит, что штурм у них занял около 5-ти часов и что не ожидал, что гребень «лопаты», выводящий прямо на вершину будет таким острым. Ну что сказать? Молодцы! Боян – так это вообще абсолютный чемпион этого сезона – и на Корженеву и на Коммунизма взошёл первым. Тем более, что он диабетик. Монстр! Да и Паша тоже крутой спортсмен – первым на Воробьёва, Четырёх и Коммунизма, лишь на Корженеве четвёртый… Удачи вам, мужики, на спуске!

Нас догоняет двойка американцев Боб и Кэтрин. Они идут по всем правилам – в связке, в касках, увешанные каким-то железом, иногда Боб выпускает свою напарницу первой.

На 5800. Внизу-ледник-Траубе

Всё выше и выше. Уже и Памирское Фирновое Плато (ПФП), краешек которого виден из-за склона, ниже нас. Начинаем подъём на «груди» - пикушку на ребре пика Кирова, ребра, за которым и лежит корыто ПФП. Впрочем, на женскую грудь пикушка эта похожа весьма и весьма с натяжкой. Спускаемся на плато и ставим лагерь вместе с другими альпинистами, предварительно построив стенку из снежных кирпичей. Высота примерно 5900. Пасмурно, слабый ветер, но наш дальнейший путь по слабовыраженному ребру пика Душанбе всё-таки виден.

На следующий день собираем лагерь и идём дальше. Тяжко. Поднялась позёмка и намела снегу. Вся наша толпа – человек десять – пробивая путь в снегу, постепенно оказалась в облаке, зацепившемся за пик Душанбе. Выбившись из сил, через 5 часов, в 15:00, решили ставить лагерь на более-менее пологом месте, где-то на высоте 6500. Здесь уже стоит пара буржуйских палаток. Опять строим снежную стенку. Метёт позёмка, ничего не видно.

Утром – сборы. Всё также сидим в облаке. Снежная пыль, летающая в воздухе, сильно затрудняет укладку рюкзака – только открыл его – сразу внутрь заметает. В рукавицах неудобно, а без них – через минуту все руки мокрые. Так и паковались – засунул что-то в рюкзак, надел рукавицы, повернулся спиной к ветру, сжался в комочек и сидишь «мёрзно греешься». В довершении всего у Вована, аккуратно скрутившего коврики в трубки, ветром их уносит вниз по склону на ПФП. Медленно так они под нашими беспомощными взглядами покатились как колёса, а сделать ничего уже нельзя. Что ж, следующие ночёвки будем спать на моих пенках, подложив под них рюкзаки. Ещё минут пятнадцать я сидел и ждал когда стихнет ветер, чтобы снять пуховку, уложить её без снега в рюкзак и переодеться в гортексную редфоксовкую куртчонку… Постепенно все вышедшие альпинисты выстроились плотной цепочкой. Тому, кто идёт первым тропить в снегу нелегко. Следы предыдущих восходителей не видны. Миша Геншафт, во время очередного привала решает поворачивать назад – что-то ему нездоровится. Чувствуем, что поднялись уже достаточно высоко и скоро должен быть «траверс» пика Душанбе с последующим выходом в предвершинную мульду пика. Миша Ишутин по рации вызывает «Большую Землю» (как раз время сеанса связи) и просит связаться с находящимися в мульде Павлом Соловьёвым и Володей Воробьёвым и попросить их выйти навстречу на начало «траверса», чтобы мы не промахнулись и не ушли выше. Узнаём и последние новости - оказывается, двое иранцев хватанули холодную ночёвку под вершиной и надо идти их спасать. Нас обгоняют Гена Дуров и Игорь Признюк – они сегодня идут с плато, проскочив предыдущий лагерь на 6500 (вот лоси!).

Гена Дуров

Выдвигаемся постепенно и мы. «Траверс», как я и предполагал, оказался вовсе не траверс, а довольно крутой подъём по склону по касательной налево. Ну вот и штурмовой лагерь в мульде. Точнее это не мульда, а седловинка между двумя вершинками. Всё также метёт позёмка. Снег забивается во все поры одежды. В туалет сходить целая проблема. В довершении всего обнаруживается, что горелки у Вована и Лёхи, те, что с гибкими шлангами от бачка, на этой высоте отказываются работать. Пришлось пользоваться одной горелкой на две палатки.

На следующий день, 15 августа локальная непогодь не унимается – всё та же позёмка. Но, несмотря на это, Гена, Игорь, киевляне во главе с Юрой Черевко, итальянец Альберто Педротти и Соловьёв с Воробьёвым намерены достичь вершины. К тому же надо эвакуировать терпящих бедствие двух иранцев, ночующих где-то в нежной пещере (или в щели?) под вершинным гребнем. Мы же остаёмся пережидать непогоду здесь. Целый день сидим-лежим в палатке. Ветер беспрерывно шуршит снегом по тенту. Выйдя вечером на «шхельду» обнаруживаю, что солнце ярчайшими закатными красками осветило лопату пика Коммунизма. Вид невероятно красивый…

Лопата-пика-Коммунизма.

Наверное, завтра погода улучшится и надо выходить на восхождение, тем более, что мы-то сидим в облаке, а выше его уже, наверное, нет. Да и мужики вернулись все с победой и притащили двух полуотмороженных иранцев. Оказывается, накануне они вышли наверх в примерно таких же, как и у нас метеоусловиях, но дойдя до гребня, и потратив, по-видимому, много времени и сил, идти дальше испугались и решили переночевать под вершиной без питья и газа(!). Один из них поморозил пальцы рук, другой вроде ничего. Гена и Игорь собрали свою палатку и в этот же день повалили вниз. Иранцы ночуют пока здесь, а завтра киевляне и Соловьёв с Воробьевым будут спускать иранцев вниз.

Наутро собираемся и выходим на восхождение. Погода немного улучшилась – позёмка немного поутихла и видать «лопату» Коммунизма. Сверху «лопату» красиво огибает облако, длинное, искрящееся и светящееся разными оттенками от розового до зелёного, постоянно меняющее свою форму.

Утро-восхождения

Утро-восхождения-2

Выходим на гребень, соединяющий пик Душанбе и пик Коммунизма. Гребень широкий – состоящий из нескольких горбов, метров по 50 вышиной. Нас – девять - мы с Вованом, Мишка Вещагин и Миша Ишутин, Керим Актаев (Бишкек) и его подруга кандидат в кмс Виолетта Афуксениди из Алма-Аты, литовцы Саулюс и Эрнест и Лёха Бильчук. Подходим под «лопату», траверсируем её под основанием по снежно-фирновому склону. Мы находимся в нижней части облака. Всё также метёт позёмка и видимость не очень, но дальнейший путь просматривается, тем более, что видны (ещё не перемело) вчерашние следы. Затем начинаем набирать высоту по крутому склону, оставив скалы «лопаты» справа. В конце концов, сгрудились в плотную цепочку – первому тропить в глубоком снегу на таком крутяке «ваще не в кайф».

Восхождение. Под-лопатой.

Ещё позже разбиваемся – Миша Вещагин продолжает продвигаться под скалами, я же с Эдгаром уходим левее на центр склона – там вроде снегу поменьше, лишь узкие перемёты. Потом я ушёл еще левее, двигаясь не в лоб, немного траверсируя склон к скалам, ограничивающим наш склон слева. Но там снегу оказалось не меньше. Наконец до скал на гребне уже рукой подать, но эти последние метры оказались самыми трудными – очень глубокий - по пояс, наметаемый со всех сторон, снег. После прошедшего буквально пять минут назад Мишки Вещагина не осталось ни ямки, ни какого либо подобия следа – всё тут же замело сухой снежной крупой. Барахтаюсь по грудь в снегу практически на одном месте, но всё же наподобие лягушки в молоке удаётся кое-как уплотнить снег, руками разгрести что-то типа траншеи и выгрести на твёрдую землю. Вырытая мною колея, словно морская пучина, тут же за мною «захлопнулась». Ею практически не удалось воспользоваться шедшим за мной Эдгаром. Ну вот и гребень, на подход к нему у нас ушло 5 часов 20 минут. А сколько ещё идти по гребню на вершину? Мысленно готовлюсь к трудной и долгой работе. Мне почему-то кажется, что гребень здесь такой же длинный, как и на Победе.

После небольшого перерыва индивидуально выходим на вершину. Впереди – Мишка Вещагин, затем я, затем Мишка Ишутин. Остальные ещё пока на перевале гребня. Теперь-то мы находимся в верхней части облака и сквозь разрывы вверху видать голубое небо. Всё также ветер и позёмка. Гребень достаточно узок – иногда не более полуметра. Высота набирается без каких-либо резких крутяков, выполаживаний и сбросов. Впереди, в разрывах облака – силуэт Мишки.

К вершине.

Буквально через полчаса я достигаю вершины! Гребень оказался значительно короче, чем на Победе. Время 14:30. 16 августа. Скалистая площадка с какими-то табличками, стационарным флагштоком, на который Мишка уже успел насадить Андреевский флаг. Мы выше облаков! Внизу, над их плотным одеялом торчит только вершина Корженевы. Сильный ветер, но не сказать что очень холодно – терпимо. Мишка просит чтобы я его сфоткал его же фотоаппаратом. Поворачиваюсь лицом к ветру и тут порывом срывает с головы капюшон и шапку. Шапка, надутая ветром словно парус, улетает, постепенно превращаясь в точку. Подходит Ишутин, затем Леха. Ещё немного фото корявыми замёрзшими пальцами – и вниз.

На перевале гребня дожидаюсь Лёху и Вована и вместе идём вниз. Спуск – предприятие, пожалуй, даже более опасное, чем подъём. Усталость, эйфория от победы и связанные с ними самоуверенность и невнимательность – основные причины гибели и травм альпинистов на спуске. К началу траверса под «лопатой» мы были уже как выжатые лимоны. А уж по гребню я двигался на автопилоте и чуть ли не мысленными командами заставлял двигаться ноги. В 18:00 мы были в лагере.

На следующий день – солнечная морозная погода. Собираем палатки и спускаемся вниз. Мишки, Керим и Виолетта оставляют свою палатку в качестве «гидовской». Довольно таки быстро спускаюсь до лагеря 6500. Там Кэтрин. Говорит, что Боб только что ушёл вниз, сопровождая «аварийных иранцев» и что он должен сопроводить их до плато и вернуться сюда, на 6500 (до сих пор удивляюсь – как это я, знающий по-английски всего с полсотни слов, сумел её понять). Вижу ниже по склону четвёрку альпинистов, догоняю – так и есть - Боб, два иранца и Антон из украинской команды. Меняю Боба и он «убегает» вверх. Спускаем пострадавшего дальше. Антон «идёт» первым, за ним на верёвке помороженный, а я со вторым иранцем на усах придерживаем пострадавшего, страхуя иногда его через ледоруб. Пострадавший делает не более двух-трёх шагов, останавливается, иногда даже садится в снег. Так и шли. Когда до плато оставалось метров 100 по высоте, заметили две суетливо поднимающиеся нам навстречу фигурки – как оказалось это иранцы «спешили» нам на помощь. А ведь могли бы и подняться раньше на 6500 или в штурмовой лагерь – нет же, ждали когда кто-то другой выполнит за них самую тяжёлую работу. Как рассказали позже украинцы – самым проблемным был спуск в базовый лагерь. Встречаемся с идущими наверх Маратом, Саней Чечулиным и Миленой. Святко решил на Коммунизма не ходить. Желаем им удачи.

Спускаемся на плато – там пара палаток иранской экспедиции, Юра Черевко со своими, Эдгар, Саулюс, Виолетта, Мишка Вещагин и Керим. Позже подходят Лёха, Вован и Ишутин. Иранцы угощают нас банкой… консервированных оливков в собственном соку! Нда! «И тут мне в голову закралась мысль»: альпинисты какого уровня берут с собой такие продукты? Это что же получается - половину месяца они только и делали, что забрасывали наверх огромную кучу нужных, нужных не очень и совсем не нужных вещей и продуктов. А для хорошего для рыбака удочка только нужна! Пьём чай, ждём «спаскоманду». Наконец подходят и они. Что ж, надо сопровождать пострадавших дальше вниз (но на самом деле – вверх – ведь надо сначала перевалить «груди»). Но иранцы явно не собираются уходить, наоборот – ставят ещё одну палатку – для пострадавших. Засылаем к ним переводчиков – Юру и Богдану. «Нет, говорят иранцы (а главной у них была та самая симпатичная иранка с трудновыговариваемым именем), нам здесь комфортно, сегодня мы никуда не пойдём». «Как же так – настаивает Юра – пострадавшего нужно срочно вниз!». «Нет, спасибо за помощь, дальше мы сами».

Юрий Черевко

Миша Ишутин выходит на связь с базой, просит Пензова «вызвать на ковёр» начальника иранцев и убедить его, а тот в свою очередь, чтобы убедил «местных» иранцев в необходимости незамедлительного спуска вниз. Полчаса идёт общение по рации. Иранцы всё-таки настаивают «на своём». Что ж - баба с возу – кобыле легче. «Может помочь спустить какое снаряжение?» - вопрошает Миша Ишутин. «Нет, всё о´ кей… да, пожалуй, снимите нашу палатку с 5800» - соглашается иранка.

Нам желательно сегодня ночевать на 5300, а ведь надо ещё перевалить «груди». Даже сама мысль о том, что надо ещё ползти вверх, неприятна. Но всё-таки и эта задача успешно решена и мы с Вованом подходим на 5800 к промежуточному лагерю (на подъёме на «груди» навстречу попадается прекрасная валькирия – Даша Яшина из Нижнего – красивая девчонка, в одиночку вышедшая на восхождение). На 5800 две палатки – поляцкая и иранская. Ещё часа два выкапываем из снега иранскую палатку и рассовываем её по рюкзакам. К закату спускаюсь на 5300. Пришедшие сюда раньше Мишка, Керим и Виолетта, отдохнув, решают валить в базовый лагерь. Украинцы, попив чай, тоже собираются вниз. Мне что-то тоже не хочется провести здесь ещё одну ночь. Решив дождаться Ишутина, Вована и Лёху, пока расчищаю место под палатку и кипячу воду. Если ребята будут не против, то тоже уйду на поляну Москвина – отсюда уже видно как там зажёгся свет в столовой. Вот подходят остальные и я получив добро, в закатных лучах ухожу вниз. За полчаса спускаюсь на 5100, прохожу все верёвки и подхожу к «подушке»! Уже при включенном фонарике иду по следам дальше. Внизу - на леднике огоньки – это Мишка, Керим и Виолетта. Пару раз сбился с тропы. Выходил на какие-то трещины. Наконец, ледник Вальтера. Здесь почему-то замешкавшиеся Керим и Виолетта. Снимаю кошки. Вместе, уже в полнейшей темноте, при свете фонариков пересекаем ледник и морены, ориентируясь на светящиеся за ними огоньки – это кто-то встал лагерем на «вертолётке». Усталость берёт своё. Но вот и «вертолётка». Ба, знакомые всё лица – красноярец Женька Беляев. Он также «в однова» идёт классическим маршрутом (по ребру Бородкина), в то время как тройка Галацевич Полина - Черезов Сергей - Янушевич Александр вышла на вершину п. Коммунизма по маршруту Беззубкина. «Вон на стене – видишь огоньки – это их уже второй лагерь. Потом они должны выйти на Хохлова, а затем по гребню на вершину». Женька же должен встретить их в районе пика Душанбе и ежели что – помочь. Он угостил меня чаем и коньяком. Спасибо ему. Керим же с Виолеттой остановились у второй палатки – там тоже старые знакомые – барнаульцы Валерий и Юрий (вместе куковали на 5800 на Корженеве).

Немного отдохнув, двинулись дальше. Теперь по боковому карману вдоль ручья по тропе (не видной ночью) на поляну Москвина. Шли долго. Сначала тропа ещё как-то узнавалась по каменным турикам, но потом мы её потеряли. Керим утверждал, что надо идти по верху морены, мне же казалось, что тропа всё время идёт по карману. Я всё же пошёл понизу. Блуждал долго. Вылез к каким-то серакам, может быть даже на ледник, но всё, слава богу, благополучно завершилось и в полвторого ночи я ввалился, бросив рюкзак у порога, в лагерную столовую. Там краснояры, Генка, Игорь Признюк, Мишка Вещагин, ещё кто-то, отмечали праздник (какой? Просто праздник). Позже подошли Керим с Виолеттой.

Ну вот и всё. Восхождение на пик Сомони-Коммунизма завершено. На следующий день, 17 августа, от Нидо узнаю, что незрячий липчанин Орлов отказался от восхождения на Кубертена. Сергей Пензов, Шамс, иранец Мехди и Женя Лоренц, ещё какие-то иранцы вышли сегодня на рассвете на Гору (Коммунизма). Они подсобят спустить пострадавшего иранца до 5300, а затем втроём идут на восхождение, а Женя поможет спустить иранца до поляны. Лагерь значительно опустел. Многие уже улетели. Кто-то ещё на Корженеве, кто-то, в частности, двое питерцев – Мишка Сотников со товарищем Николаем готовятся выйти на Коммунизма. Юра Черевко со своей командой, пришедшие поздно ночью, улетают сегодня днём вторым рейсом. С ними же и Миша Геншафт и Святослав Терзински. Я же всё утро с волнением ожидаю возвращения своих с 5300. Они поодиночке возвращаются только в обед. Ну и слава богу! Всё обошлось благополучно.

Пик Коммунизма и обрыв ПФП.

Иранцы успешно преодолели «груди» и спускаются к 5800. Им навстречу с 5300 налегке идут Сергей и Женя… В этот день на вершину взошли Петлицкий Владимир и Иванов Алексей (Калуга – Ёбург), совершившие треккинг от ущелья р.Абдукагор через лед. РГО, пер.Кашалаяк, лед.Федченко, лед.Бивачный на южное плечо п.Коммунизма и через вершину спустившиеся в МАЛ. Этот поход я бы тоже отнёс к категории изюминок этого сезона. Пока мы ходили на пик, Паша Трофимов успел поработать высотным носильщиком и затащил польский груз на 5300. Ко времени нашего спуска с вершины он уже улетел. Марат, Саня и Милена ещё день просидели в штурмовом лагере – Милена не нашла сил выйти на восхождение. На следующий день по связи узнаём, что Марат и Саня вышли на вершину, а Милена осталась в лагере, отказавшись от восхождения, сославшись на то, что постоянно мёрзнет. В наше отсутствие к мусульманскому празднику зарезали двух баранов, третий, увидев такой «беспредел», убежал в горы (его всё же поймают, но уже после нашего отъезда). В общем, жизнь продолжалась. Пензов, Шамс и иранец Мехди взошли на вершину 21 августа. Мы с Вованом «готовимся» к отъезду. Отпуска кончаются.

Вылетаем 21 августа и в этот же день ночью у нас самолёт до Оренбурга. Женя Лоренц и Нидо за полчаса до нашего вертолёта выходят на восхождение на Корженеву.

В дороге из Джиргиталя в Душанбе не обходится без приключений – дважды у нашего микроавтобуса прокалывается колесо. В Душанбе возвращаемся поздно вечером – успеваем заехать только в офис «Альп-Машков», да перекусить в привокзальной ошхане – ни о каких сувенирах в магазинах речи не идёт. В аэропорту случайно встречаемся с земляками-магнитогорцами – Е. Бочкарёвым сотоварищи, ходившими в турпоход в Фанских горах.

Родина встретила нас прескверно. В «международном» аэропорту Оренбурга всех пассажиров рейса прямо таки с садистским удовольствием, с видом людей, выполняющих суперважную для России миссию, несколько часов мурыжили на всевозможных досмотрах. Но мы то, россияне-туристы-альпинисты, ладно - взывая о чести, достоинстве, правах и свободах, сумели в первых рядах пробиться к выходу. А бедные таджики? Вообще, честно говоря, немного стыдно за нашу страну, всеми силами корячуюся изобразить из себя великую державу. Нет, великие страны так со своими гражданами и гостями не поступают. Пришлось в аэропорту писать жалобу.

Но хроника сезона будет не полной, если не рассказать о том, что было дальше на Поляне Москвина. После нашего отъезда произошли ещё одни спасработы. Архангелогородец

Алексей Волков, который пришел пешком уже в конце смены и пошел один с 6300 на вершину 23.08. Сходил. И в этот же вечер спускался вниз. На траверсе с 5800, не доходя до перил, подскользнулся, проскользил, упал в трещину выше бергшрунда бедром на

камень. Перелом бедра. Сумел дотянуться до рации, связался с Мишей Ишутиным. Ночью вышел спасотряд прямо из-за банкетного стола, отмечавшего, кстати, безаварийность сезона. Погода ночью испортилась, два дня шел снег. Женя и Нидо первыми начали поиски, обследуя все близлежащие берги. 24-го днем его нашли и два дня спускали на Пыльную поляну (поляна с вертолётной площадкой возле впадения ледника Москвина в ледник Вальтера). 26-го его последним вертолётом вывезли и закрыли лагерь (информация от Сергея Пензова).

В этом сезоне, по информации от Сергея Пензова, на «Снежного Барса» «защитились» Трофимов Павел, Дуров Геннадий, Принзюк Игорь, Ишутин Михаил, Прохоров Борис. К особым по значимости событиям этого сезона я бы отнёс такие: безусловно, восхождения Бояна Петрова, первым взгромоздившимся на оба семитысячника восхождения Сергея Пензова, Шамса Кахорова и Хорхе Egocheaga побывавших на Корженеве в этом сезоне дважды Хорхе Egocheaga, улучшившего «мировой» рекорд по скоростному восхождению на Корженеву, «скрострельность» Павла Трофимова Николая Орлова из Липецка, незрячего альпиниста краснояров, прошедших маршрут Беззубкина траверсантов-туристов Петлицкого и Иванова. Из негатива стоит отметить организационную неразбериху с «Альп-Наврузом» и «Альп-Машковым» и связанное с этим плохое материальное обеспечение лагеря (к персоналу, сделавшему всё возможное, претензий нет) и историю с вертолётом во время поиска погибшего Олега Монсара.

Небольшие выводы и рекомендации последующим восходителям. В нынешнее время в Интернете можно нарыть море информации, карты, описание маршрутов, стратегии и тактики. Так что нет особого смысла детально здесь приводить технические описания. Мы с Вованом пользовались аптечкой, предложенной группой Шаповалова Дмитрия на сайтe . По крайней мере, ощутимых улучшений и ухудшений мы не почувствовали. Но воспользоваться ею, я думаю, стоит. Первый выход на акклиматизацию планировать через 3 дня нахождения на поляне Москвина (4361м). Первое восхождение – на пик Е. Корженевской, а уж второе на 7495. Газовые горелки с подключением баллона с помощью шланга на высоте выше 6500 работают хуже, чем с прямым. Высотное питание – «Гала-Гала».

* - История о взаимоотношениях «Аль-Навруза» и «Альп-Машкова» не претендует на полную достоверность, сведения почёрпнуты из разговоров, проходивших на поляне Москвина, Джиргитале и Душанбе.

Полезная информация
E-mail: rano@navruz.tajik.net www.alpnavruz.com www.alpnavruz.tj – Рано Умаровна Сабирова.

Oчень хороший отчёт о турпоходе на Памир, описание подходов к поляне Москвина, где найти транспорт, аптека, снаряжение, продукты, карты…

Ермачек Юрий Владимирович, высотный гид: ermachek@mail.ru
alp-mashkov@mail.ru, www.pamirpeaks.tj – турфирма «Аль-Машков» – отчёт о походе
- очень хороший отчёт о походе по классическому маршруту и восхождениях также по классическим маршрутам (автор – калужанин Петлицкий).
- отчёт о походе по Памиру и траверсе пика Коммунизма Владимира Петлицкого и Алексея Иванова, совершённом в 2010 году (они были на пике на следующий день, после нас).

Перечень необходимых в 2010 году документов: паспорт гражданина России, два любых фото 3х4 для регистрации, не теряйте миграционную карточку, которую будете заполнять в аэропорту, она нужна для регистрации, медицинская альпинистская страховка, пропуск в погранзону (1200 руб, уточнить при переписке, оформляется уже турфирмой в Душанбе).

Нитка стандартного пешеходного маршрута: Джиргиталь – кишлак Девшар (на генштабовской карте – Мук), на частнике. Машину можно организовать возле джиргитальского аэродрома (там у местных таксёров по утрам «пятак»). Девшар – пер Белькандоу (н/к 3215м) – пер Обходной (1Б, 3800м, №29 по схеме Ляпина) - пер Томаша (н/к, 2860 м, обход прижима реки Муксу) – ледник Ходырша – пер Курай-Шапак(4512м, 2А) – ледник Фортамбек – поляна Москвина. Занимает 4-7 дней.

Высота некоторых близлежащих вершин
Пик Коммунизма 7495
Пик Корженевской 7105
Пик Душанбе 7001
Пик Кирова 6372
Пик Хохлова 6595
Пик Четырёх 6230
Пик Воробьева 5685
«Груди» - вершинка на ребре пика Кирова 6015 (хотя возможно и ошибаюсь, может и выше)
Пик д`Кубертена (НКВД) - 5475
Цены 2010 года
Доллар летом 2010 года стоил 30 рублей, евро – 40 рублей, 1 сомони (таджикская валюта) – 7 рублей.
Авиабилет Оренбург – Душанбе компании Саман-Эйр – 5135 рублей, бесплатный провоз багажа – 30 кг .
Авиабилет Душанбе - Оренбург компании Таджик-Эйр – 7055 рублей, бесплатный провоз багажа – 20 кг.
Магнитогорск – аэропорт Оренбурга (микроавтобус) – 1000 рублей, время в пути 4-6 часов.
Продукты в Душанбе: колбаса – 40-62 сомона
Дыня – (штука) 6
Арбуз - (штука) 5
Помидоры или огурцы – (кг) – 1
Водка – 10
Коньяк – 10-70 (в Таджикистане очень плохой коньяк)
Пиво – 6
Порция мантов или шорпо и так далее – 7
Цены на продукты из России (своих почти нет) – типа быстроваримых, пригодных для туризма-альпинизма, а также колбас и прочих мясных деликатесов – выше, чем аналогичные в России. Выбор небольшой.
Связь – дешевая (с местных сим-карт, которые можно свободно купить даже в Джиргитале, роуминг в Россию – чуть дороже, чем минута разговора по Таджикистану).
Цены в баре на поляне Москвина: пиво, сигареты – 3 евро, водка – 7 евро, вино 10-16 евро. Заправка газовых баллончиков (230 мг) - 3 евро (заправка), газовые баллончики (230 мг) новые - 8 евро (шт). Доставка вертолётом груза на поляну Москвина свыше 30 кг/чел - 3 евро/1кг.
Вальтера и Москвина
Песня, автор известный бард из города Сатка – Евгений Банников.

Если вы в горах Памира - Это значит Крыша Мира –
Защитит Вас от печали и забот
Небо в цвет ультрамарина
И такая вот картина
Как в музее здесь висит из года в год.
И памирская дорога прям до самого до бога
Если очень постараться доведёт.
И вершина с облаками
Как корабль под парусами
Величаво в неизвестный край плывёт.
Озеро может быть днём
Солнце согреет до дна,
Два ледника бродят в нём –
Вальтера и Москвина.
И до самого отлёта у бедняги вертолёта
Словно сердце, в напряженьи бьют винты.
Как и нас - его ломает – кислорода не хватает
И глядим мы на него раскрывши рты.
И памирская природа –
Скалы, лёд и непогода -
Но не это удивляет средь снегов,
Снизу лёд а сверху камень, а на камне словно пламень
Десять ярких, как внизу, растут цветков.
И вертолёт третий рейс
Сделал и кинулся прочь,
Ну а цветок эдельвейс
Снегом засыпала ночь.
Ну а если сон вам приснился,
Что ледник ваш обвалился,
Вы не верьте – это ж «происки врагов».
И ко всем чертям сомненья
И наверх на восхожденье
Ждёт вершина вас без всяких дураков.
И стоит она родная, ледяная, голубая
Словно женщина желанная одна.
Покорить её возможно,
Только очень осторожно
Потому что далеко лететь до дна.
И ты счастливый такой
Что не отвергли тебя
Вновь улетаешь домой
С Вальтера и Москвина.

Список восходителей на пики Е. Корженевской и Сомони (Коммунизма), совершивших восхождения в летний сезон 2010 года

К первой части

Читайте на Mountain.Ru На Хан-Тенгри и Пик Победы с УВК. 2006г

На Хан-Тенгри и Пик Победы с УВК. 2006г. Часть 2

На Хан-Тенгри и Пик Победы с УВК. 2006г. Окончание

Хан-Тенгри и Победа. Фотоальбом

Аваляк, Бакты, Иремель, Ягодный

немного уточним

Спасибо за статью и фотки ! все же в порядке уточнения: Воробьев он таки Павел, а Соловьев- Володя :) 15 августа никого из-под вершины не тащили. вся группа иранцев (6 челов) схватила холодную 12го. 13го около 8 вечера я их выловил на перемычке - они медленно и печально шли на сбросы.все попытки 14го (когда они ещё сами все могли ходить) и 15го отправить иранцев вниз успехом не увенчались.ну а дальше - как в статье. Для поездки в Таджикистан нужен - ЗАГРАНИЧНЫЙ российский паспорт . под паспортом гражданина РФ обычно понимают внутренний паспорт.

Фотки действительно замечательные!

Аж жалею, что не стал свою фототехнику на Коммунизма тащить! :-)

Спасибо за подробный рассказ и отличные фотки, Борис!

Интересно почитать о многих эпизодах этого лета на Москвина, которые не удалось увидеть самому. . Мы были на горе 21 августа, стояла отличная погода, после 8 грело солнце, от лагеря до вершины и обратно можно было дойти по отличной тропе за 6 с небольшим часов. Небольшой глюк, кажется: файлец, который скачивается по ссылке на список восходителей (чуть выше), ворды ни в какую не хотят открывать. Просьба проверить и перезалить файл. Так хочется найти в нем имена друзей ))) ______________________________________________________________________

Спасибо, теперь список открывается. Там у человека №192 - моего напарника Жени Черкасского - не указана фамилия. Надо бы вписать его в историю полностью! Фамилия - ЧЕРКАССКИЙ. Валерий в соседнем комменте, привет! Помнится, душевно чайку попили на вершине!