Люди и горы > Денис Урубко >

Автор Денис Урубко, Казахстан
Фото автора

Перевал Одиннадцати

Лето получилось интересным – полным встреч и событий. Самыми важными этапами, конечно же, стали маршруты на пик Пржевальского и пик Победы. Можно рассмотреть эту череду из 41 дня, как одну экспедицию лета 2011 года. Начавшуюся 10 июля, и завершившуюся 19 августа. Планка была поставлена высокая, однако, сразу перескочить ее было нельзя, и каждый раз следовала определенная часть подготовки, акклиматизация, отдых… все это, завязанное в узел, рассыпается на составные части при ближайшем рассмотрении.
Итак, экспедиция протекала в четыре этапа.

1. Прохождение перевала Одиннадцати из ущелья Баянкол на ледник Северный Иныльчек, поиск пропавшей в 2010 году двойки польских альпинистов.

2. Восхождение на пик Пржевальского (6240) по Западной стене.

3. Восхождение на пик Хан-Тенгри по классическому пути, с ночевкой на вершине, со спуском на Южный Иныльчек.

4. Восхождение на пик Победы (7439) по Северной стене.

Сам я следовал по накатанной и от того примелькавшейся схеме. Однако, могу порекомендовать ее кое-кому из зарубежных альпинистов. При сравнительной экономии средств такое путешествие дает широкий срез природы нашей страны, расширяет географию альпинизма. Кроме ледников удается поглядеть поймы и истоки рек, поселки чабанов, исторические места, совершить восхождения в «зеленой» зоне.

* * *

Первая часть проекта была озвучена еще в прошлом году. Когда Радек Зволински, брат одного из потерявшихся в горах поляков приезжал на его поиски, то я пообещал, что во время экспедиции 2011 еще раз осмотрю все по пути. Но Радек и Мария Касперска (жена другого польского парня, что пропал в Казахстане) попросили дополнительно… кроме пути через перевал еще раз все оглядеть в районе следования группы, по верховьям Баянкольского ущелья.

Итак, сказано – сделано. Для начала я прокатился на автомобиле в городок Чонжа, где располагается управление погранотряда Алматинской области, и в поселок Кегень, где пришлось согласовывать несколько документов. Все было устроено в один день. На спидометре добавились 700 километров, Ольга моя жена насладилась видами бесконечных полупустынь Казахстана, одно из колес перекочевало в багажник взамен запаски, начальник погранотряда полковник П.И.Блидченко получил от меня в подарок книжку об альпинизме… а я добился разрешения на проезд в погранзону для пятерых человек. Все были довольны… за исключением, разве что, запаски. Но ее не спрашивали.

10 июля мы выехали из Алматы. Путь был знакомый, многолетний. За рулем квадратного «неубиваемого» джипа сидел П.Г.Колмагоров, и вечером мы уже прибыли в поселок золотодобытчиков Жаркулак. Впереди вечными льдами блестел Сарыджасский хребет, через который предстояло перевалить в итоге.

На другой день джип с водителем оставили в поселке, а сами двинули в рюкзаками в путь. Мы – Владимир, Слава, Борис и я. Стояла прекрасная погода. По сочным зеленым лугам парила роса и текли чистейшие ручьи. Через десять километров (у Слияния) нашелся мостик, по которому удалось переправиться на другую сторону реки Баянкол.

Однако, здесь я решил отступить от основного пути. Следовало выполнять поставленную задачу поисков польской группы. И мы отправились кружным маршрутом через склоны пиков Казахстан и Баянкол, дабы попытаться отыскать хоть какие-то следы. Заодно мы избежали переправы вброд через другое русло реки. И к вечеру достигли планируемого места под перевалом Одиннадцати. Здесь на морене ледника Баянкольский надо было провести несколько дней, совершая радиальные выходы по окрестностям.

Тут же я углядел одинокую палку на осыпи напротив. В бинокль не получалось точно разглядеть, что это такое, и мне пришлось прогуляться для выяснения обстоятельств. Палка оказалось старого советского производства, погнутая лавиной… к счастью, руки ничьей на ней не было. Но осыпь тоже была пуста – очевидно когда-то очередной турист уронил лыжный атрибут при подъеме.

На следующий день Владимир отправился на противоположный склон долины. Хотел забраться на одну из невысоких вершин, дабы оглядеть все ущелье. Затем он планировал на джипе возвращаться в Алматы.

А мы ринулись в ледопады. Боря уже ездил на поиски поляков в прошлом году – в помощь Радеку. Поэтому, в этот раз мы занялись обшариванием уголков, обойденных вниманием осенью. Поднялись в ближайший цирк и верховья следующего. Иногда работали достаточно рискованно и быстро. Иногда кружили, заглядывая в трещины… но напрасно. Пришлось возвращаться в лагерь. Слава, который акклиматизировался дольше, совершил несколько радиальных выходов по окрестностям, так же тщетно пытясь напасть на любые следы пребывания здесь польской группы.

На другой день Борис и я поднялись по самому дальнему гребню пика Одиннадцати до высоты 5000 метров. По пути через седловину перевала на ледник Семенова. Но осыпные площадки и заснеженные гребни были пусты.

Еще один день (14 июля) мы провели уже втроем – в прочесывании «среднего» гребня пика Одиннадцати. В предыдущий раз (осенью) Борис и ребята больше кружили среди бергшрундов и трещин на ледниках, просматривали основания склонов. Тогда наступал снежный сезон, все было прикрыто, и следовало «работать» вблизи. Надеясь отыскать хоть что-то в лавинных выносах или черноте ледовых провалов. Теперь же, летом, с гребней открывались виды на чистые от старого снега склоны, скалы и осыпи. И поэтому я часами, замерев с биноклем, оглядывал пространства. Иногда до рези в глазах, когда слепящий свет проникал до глубины сетчатки, потрошил ее.

Но все без результата.

И тогда ударила непогода. Долго державшееся солнце не выдержало, и долину заполонили тучи. Всю ночь и весь день 15 июля сыпал снег. Мы провели этот день на месте, опасаясь соваться куда-то дальше морен.

Зато следующее утро было чистым и морозным. Наша троица (Слава, Борис и я) поднялась по нормальному пути на перевал Одиннадцати, где расположилась для акклиматизации. Ничего, напоминавшего о польской группе мы не нашли. А на другой день пытались пробиться по гребню в сторону вершины пика Одиннадцати. К сожалению, после теплого предыдущего дня ситуация была очень опасной. Слева поднимался крутой склон, на котором едва держалась подушка прогретого снега. А справа такие же размякшие висели карнизы. Посему мы благоразумно отказались от затеи пройти на вершину, и вернулись в палатку.

Утренний подъем был приятен, потому что предстоял путь вниз – как часть туристического маршрута, на котором мы подвизались в эти дни. С гребня перевала мне удалось спихнуть широкую лавину, и по ее выкату мы благополучно спустились на ледник. Честно говоря, искать поляков в этих бесконечных заснеженных пространствах было все равно, что искать иголку в стоге сена. Но мы петляли, заглядывая в трещины. И попутно я несколько раз останавливался, оглядывая окрестные склоны. Но – тщетно. А через несколько часов нас радушно встретили друзья в Базовом лагере на леднике Северный Иныльчек. Именно сюда планировала прибыть польская двойка. Но пропала в пути.

Следует добавить, что мы с Борисом еще обшаривали южные склоны пика Одиннадцати. После двух дней отдыха и после восхождения на пик Пржевальского нам удалось прогуляться по ледопадам в цирки ледников, что окружают вершину с этой стороны. Гигантские карнизы над головой кое-где были проломлены, и выкаты лавин демонстрировали невероятную мощь стихии. Ледопады кое-где были полностью забиты утрамбованным снегом. Следов польской команды не нашлось и здесь.

Обо всем этом, конечно же, уже по возвращении я написал в Польшу для Марии и Радека. Усилия, которые целенаправленно прикладывались для поиска брата и мужа наших друзей оказались бесполезны. Как это часто бывает – дело, скорее всего, решит случай. И надеюсь, что через несколько лет эта эпопея завершится, дав ответ о загадке пропавшей на перекрестках горных троп польской экспедиции.

И снова прошу всех, кто планирует посетить данный район, внимательнее отнестись к мелочам, встреченным на пути. Возможно, именно ваш путь пройдет с особенным вариантом. Или ваши глаза окажутся зорче моих, и получится разглядеть деталь потерянной одежды или снаряжения. Прошу при обнаружении следов людей в верховьях ущелья Баянкол сообщить мне или родственникам погибших. Потому что любая информация лучше полного неведения.