Текст - Надежда Модестова, г.Снежинск
Фото - Дима и Надя

Камчатский экспромт
(на Край Земли с уральскими глазами)

Июль-август 2010 г. Путевой дневник.

‘Сбылась мечта идиота!!!’ - только и выдохнул мой старший братец после того, как его заветное желание - посмотреть медведя в природе - исполнилось самым неприятным и опасным образом: он повстречал бурую мамашку с медвежатами. Спасли натуралиста-любителя только быстрые ноги, да ещё мотор ‘жигулёнка’, заведшийся в нужный момент с пол-оборота.
Случилось это у нас на Урале. А через много лет мы с мужем наконец-то собрались на Камчатку. И, достаточно почитав о тамошних медведях, я от всей души мечтала, чтобы за время похода ни с одним косолапым лично не встретиться. Ну её, такую романтику! Пусть лучше медведи гуляют где-нибудь отдельно, а мы - отдельно.

Идея с Камчаткой принадлежала Диме и зародилась давным-давно. Но в советское время слетать на Край Земли он не успел, а после всё как-то не складывалось. Друзья-туристы из года в год вдохновенно поддавались на его призывы, но затем глаза их тускнели. Они вспоминали про немалые деньги, которых потребует это мероприятие, про семейные обязанности, про садово-огородную повинность и про недописанную диссертацию,- короче, находили кучу причин, чтобы заявить: ‘О, Камчатка! Это было бы классно! Я тоже очень хочу!.. Только давай не в этом году, а в следующем?.’ Вот так годы и шли, а цены росли. Весной-2010 оказалось, что авиарейс на Петропавловск из ближайшего к нам Екатеринбурга отменён, поэтому добираться придётся.. через Москву. Наверно, это и стало последней каплей: мы с Димой поняли, что дальше может стать еще хуже, и твердо решили лететь. Прямо сейчас. Потому что мечту надо воплощать, а иначе зачем она?

Камчатка. Каньон

26 июля, переходящее в 27 июля 2010 г.

Наш ‘Боинг-767’ плыл на высоте 11 тысяч метров. Глубоко внизу лежала белоснежная облачность шириной во всю Россию. И всю ночь незаходящее солнце так сильно палило с севера в иллюминаторы левого борта, что защитные пластиковые шторки сильно нагрелись. Полярный день!..
Сутки уместили в себя сутолоку вокзалов и переездов на метро камеры хранения, Красную площадь, не такой уж страшный смог и не такую уж мучительную жару +36 градусов катание на ‘Домодедовском экспрессе’, задержку рейса из-за грозы, тягомотное сидение в аэропорту и долгожданный вылет. Венцом этого дня стал 9-часовой перелёт под незатыкающийся ор пьяных соседей с Украины. Поспать не удалось, зато в самолете кормили ужином и завтраком.
А потом облака начали редеть, и вот тут-то мы пошли на снижение. Слева по борту из белой перины вынырнула огромная снежная гора. И не успела я нарадоваться этой горе, как открылся Тихий океан. Мы заложили круг над широкой линией прибоя. Внизу проплыли игрушечные домики города, зеленые берега и скалистые обрывы Авачинской бухты. А рядом, сначала вровень с самолетом, а потом и выше - громадные конусы ‘домашних’ вулканов: Авачинского и Корякского. И мы туда собрались?! Да это же китайский поход, особенно на Корякский: по виду кажется, что с перевала до вершины топать километров двадцать! А с другой стороны у него скальные бастионы, по виду никак не проще, чем ‘тройки’!.. В общем, в зобу дыханье спёрло от всего увиденного..
В 12-30 местного времени 27 июля, окончательно запутавшись в часовых поясах, мы выгрузились в маленьком аэропорту города Елизово. Было солнечно. Прохладный шквалистый ветер кружил бумажки и колючую пыль.

‘Вот мы и приехали - краешек Земли..’

- вообще, Олег Митяев это про Сахалин написал, но песня вспомнилась, когда мы с Димой посмотрели друг на друга, одновременно подумали: ‘Ну и забрались!..’ - и улыбнулись. Что делать дальше, мы не знали. Мы были на КАМЧАТКЕ, и это главное. Дальше начинался экспромт в пределах не очень густой суммы семейного бюджета и в пределах даты вылета, обозначенной в обратных билетах.

‘Два альпинистских рюкзака...’

Раньше мы добирались в районы экспедиций только на поездах, причём желательно в плацкартах, где проблем с размещением объёмистого багажа обычно не бывает. Поэтому остановлюсь на двух нюансах самолетного путешествия. На нашем рейсе компании ‘Трансаэро’ разрешалось провозить не 20 кг, а целых 30 кг груза. Это порадовало. Мы смогли не только без проблем раскидать на двоих снежно-ледовое снаряжение и прочий походный скарб, но и даже привезти из дома продукты на первое время: гречку, рис, макароны и 5 банок тушенки. По-братски уравновешенные на время перелёта рюкзаки получились по 22 кг.
Второй момент: в Домодедово наши рюкзаки обмотали полиэтиленовой плёнкой (цена удовольствия - 200 руб. за каждый мы посчитали, что сохранность груза того стоит, особенно на фоне диких тысяч за билет). Разумеется, треккинговые палки и ледорубы предварительно убрали внутрь рюкзаков. Вот только вместо привычного и почти родного облика своего ‘мешка’ получился голубенький кокон с единственной торчащей на свободе грузовой петелькой. Из-за этого опознать свои вещи на выдаче багажа в Елизово оказалось не так-то просто. А вот опытные перелётчики клеят опознавательные знаки. К примеру, пассажиров нашего рейса долго веселила курсирующая по ленте транспортёра сумка, на которую скотчем была приклеена бумажка с крупной и душевной надписью шариковой ручкой: ‘Вадик и Олег’.. В итоге мы убедились, что поступили правильно: упаковочная плёнка в дороге поистрепалась, но рюкзаки со всеми лямками, стропами и пряжками остались целы.

Пока обдирали плёнку с багажа, обратили внимание на троих парней, похожих на нас одёжкой и снаряжением. Подошли пообщаться. Студенты собирались в поход по Камчатке, причём их руководитель был тут уже не в первый раз. А главное, он знал, где в Петропавловске можно недорого поселиться!
Из аэропорта Елизово в Петропавловск ходит автобус №104 (пассажирский ‘Икарус’, у нас такие только на межгороде работают, и с большим багажом в салоне размещаться неудобно). Там нас впервые и спросили:
-Вы с Материка?
-Да,- сказали мы. И я остро почувствовала, что этим резанувшим ухо в таком непривычном контексте словом ‘материк’ здесь зовётся и вся остальная Россия, и такой абстрактный теперь остальной евразийский мир, затерянный где-то на западе, за далью Охотского моря и за поворотом Земли. А здесь - Камчатка. Особая страна.
Узкая асфальтовая дорога виляла по склонам зелёных сопок. Время до Петропавловска пролетело в интересной беседе с Владимиром Николаевичем, приветливым пожилым мужчиной, который и спросил нас про Материк. Делились рассказами о своих краях, обменялись телефонами, и наш новый знакомый даже обещал разузнать про транспорт до Авачинского вулкана.
Везуха продолжалась. Вместе со студентами мы пришли в профилакторий педучилища (ул. Бохняка, 9). Поселились на два дня за 550 руб./чел./день. Структура там типа общежития: на блок из двух комнат общие туалет с ванной (с обычной для таких мест убитой сантехникой), а кухня одна на весь коридор. До продуктового магазина 5 минут ходьбы, но ларьки есть и поближе.

‘10-ый километр’

Обживаемся, познаём Петропавловск-Камчатский изнутри (сокращенно П-К). Получили первый урок от местного климата. Выскочив погулять в футболочке, я чуть не дала дуба, когда через полчаса погода, хоть и ветреная, зато солнечная, внезапно сменилась промозглым холоднющим туманом, налетевшим с океана. Ладно, запомним!..
Вторым уроком была география города. Готовясь к путешествию и активно изучая интернет, мы с Димой впадали в лёгкий ступор от информации о том, что, например,автовокзал Петропавловска находится ‘на 10-ом километре’. Панические вопросы жителей Материка: ‘А как добраться на этот 10-ый километр???’ - и флегматичные ответы знатоков: ‘Да туда куча автобусов ходит!’ - абсолютно не проясняли картину. Воображение всё равно рисовало на месте автовокзала некий сарайчик, сиротливо торчащий на повороте пустынной просёлочной дороги. К счастью, всё оказалось проще и лучше. На самом деле ‘10-ый километр’ (сокращенно 10 км) располагается хотя и не в самом центре Петропавловска, но в достаточно оживлённой части города! Просто это такая особенность: в одном из наиболее удалённых от океана городских районов обычные автобусные остановки почему-то не имеют названий, а зовутся ‘километрами’. (Такая местная фишка, вроде линий вместо улиц на островах в Санкт-Петербурге.). К примеру, наш профилакторий располагается где-то поблизости от 7-го километра. Здесь же имеется книжный магазин, в котором мы первым делом купили хорошую карту Камчатки и её столицы.
Третий урок касался автобусов. Здесь нет привычных желтых ‘Икарусов’-гармошек с кондукторами. По улицам Петропавловска ездят корейские (наверное) автобусы с большим количеством сидячих мест. Кондукторов нет вообще. Входить принято через дверь в середине салона, а выходить через переднюю, при этом расплачиваясь с водителем за проезд. Остановки, похоже, тут никогда не объявляют, но пассажиры всегда очень доброжелательно и с готовностью рассказывали нам, где выходить и как лучше добраться в нужный район города. Мы так поняли, что каждый водитель является частным предпринимателем и хозяином своей машины, потому что цены за проезд были разные: от 15 до 20 рублей (это без багажа). Кроме того, на дорогах полно маршрутных такси.

Изучая окрестности, нашли Центральный рынок, а неподалёку от него кафе, обещавшее любимую нами азиатскую кухню. Но их лагман оказался на уровне ‘ниже среднего’. Зато во время обеда до нас дозвонился Владимир Николаевич и продиктовал телефон начальника турбазы Юрия Аркадьевича. Тот переадресовал нас на Юрия Васильевича, который, в свою очередь, обещал перезвонить завтра.
Столицу полуострова накрыл холодный и противный дождь. В комнате профилактория мы напились чаю, посмотрели телевизор и улеглись спать, чтобы поскорее акклиматизироваться и перенастроить биологические часы.

28 июля 2010 г., среда

Встали только к 10 часам местного времени. На сегодня Важнейшее Дело №1 - закупить топливо Важнейшее Дело №2 - определиться с транспортом для заброски под Авачинский вулкан. Весь день дозванивались до Юрия Васильевича или ждали звонка, параллельно занимаясь топливным вопросом.

No БЕЗНИН, only ГАЗ

В районе вулканов дров нет - выяснив это заранее, мы не могли с определённостью знать другое: какой именно вид горючего удастся найти в П-К в разгар туристического сезона. Поэтому везли заведомо излишнее снаряжение:
1. маленькую газовую горелку ‘Kovea’ (предельно простая и лёгкая вещь, отлично работала в прошлом году на пике Ленина)
2. переходник со шлангом (для ‘дихлофосных’ баллонов)
3. мультитопливную горелку (на случай, если найдём только бензин-калошу + запасной вариант, если в безлюдном высокогорье сломается газовая горелка).
Ни в одном из рыбацко-охотничьих магазинов, которые нам встретились, горючее не продавалось вообще. (Кстати, не было там и фальшфейеров для отпугивания медведей. Пришлось надеяться на шумовые петарды, какими обожают развлекаться мальчишки в Новый год.)
Короче, бензин-калошу мы так и не нашли. (Скажу заранее, что тяжёлая мультитопливная горелка так и не пригодилась.)
А вот газ купили совсем неподалёку - на 6-ом км, поблизости от того же Центрального рынка. В торговом центре ‘Квартал’ на 2-ом этаже расположен магазин ‘Polaris’ (работает в будни с 10-00 до 19-00, в субботу до 17-00, воскресенье - выходной). Ребята сказали, что газа у них много, и разного, и возят часто. Раз такое дело, мы купили только два обычных резьбовых баллона ‘Kovea’ (230 г по 160 руб.). На первое время хватит.
Буквально в двух шагах от ‘Квартала’, на ул. 50 лет Октября, 22, нашли ‘Альпиндустрию’ (работает с 11 часов без выходных). Но там газа не было и не предвиделось. Юный продавец-консультант лишь плечами пожал: ‘Ну да, газ часто спрашивают, но мы почти не возим.’

В профилактории нам не смогли точно сказать, будут ли у них свободные места через несколько дней, когда мы вернёмся с Авачи. Надо было искать запасные варианты. Один из них виднелся в конце улицы: гостиница ‘Гейзер’. С порога открывался вид на бухту и береговые сопки. Свободные номера, как выяснилось, пока есть. Но здесь, конечно, совсем за другие деньги.
В 18-30, после множества телефонных переговоров, стало ясно, что нас забирают к вулканам, причём прямо сейчас! Через полчаса мы сдали номер и вышли к воротам профилактория. Подъехал молодой человек Дмитрий на маленьком джипе ‘Suzuki’. Утрамбовались: Дима на переднем сидении слева (где мне всю дорогу по привычке мерещился руль), а я на заднем, в тесной компании наших двух рюкзаков и еще какого-то барахла, которое водитель вёз на авачинский приют.
Погода к вечеру стала налаживаться, пасмурная грусть сменилась солнцем и светлыми облаками. Я с любопытством разглядывала невысокий, но непроходимо густой лиственный лес вдоль дороги, вереницы японских автомобилей в обоих направлениях, конусы вулканов вдалеке. И вдруг на встречной обочине промелькнуло.. что-то бурое.. Лежит неподвижно, и порыв ветра приподнял и взъерошил очень длинную густую шерсть.. Кого-то сбила машина. Большую коричневую собаку?.. или медвежонка?..

Сухая речка

От дороги, где ходят автобусы, до перевала, с которого ходят на Авачинский вулкан, 25 километров. Казалось бы, фигня вопрос, всего лишь день пути. Наверно, мы бы тоже так думали, будь по пути вода. Но когда джип свернул с просёлка в русло Сухой речки, поняли, что наелись бы по самые уши, если б вздумали идти пешком. Может, каким-нибудь лосям это и под силу, но мы гораздо скромнее оцениваем свои физические способности. Вязкий вулканический песок + тяжелые рюкзаки + полное отсутствие воды по дороге (в некоторых ветвях русла текла только грязная жидкость, состоящая, в основном, из вулканического пепла). Там даже джипу было тяжело (впрочем, на следующий день мы увидели на перевале старенький ‘Москвич’!..). Заброска на автомобиле обошлась нам в 4 тыс.руб. И это еще по местным меркам не очень дорого.

Между Авачинским и Корякским вулканами несколько фирм построили домики, в которые пускают туристов (желательно по предварительным заявкам). Расположение фирменных стойбищ взаимно удалёнными кучками напоминает поляну Ачик-Таш под пиком Ленина. Во владения одной из фирм нас и доставил водитель Дима. В середине рабочей недели тут случайно оказались свободные места. Смотритель базы Кирилл поселил нас в 3-местном номере на втором этаже (600 руб./чел./день). Двухэтажные нары, евроокно и вешалка. Стены отделаны деревянными панелями, поэтому категорически запрещается курить и разжигать огонь. Кухня вместе с большим залом-столовой находится в соседнем домике. Удобства во дворе.
Пока добрались, пока устроились, совсем стемнело. Голоднющие, мы собрали посуду и продукты и пошли готовить ужин. Поставили воду для макарон, но тут к нам подошла местная девушка Женя и предложила уже готовую уху и рис. Мы сильно застеснялись, но она сказала, что у них на Камчатке принято делиться едой, когда у кого-то остаётся лишнее, а клиенты из Швейцарии, которых она водит, оказались не слишком-то прожорливым народом.
Иностранцы давно отправились отдыхать, а ребята-гиды долго еще сидели в столовой, травили байки из своей проводниковской жизни (в основном, на тему неожиданных встреч с медведями) и дружно смеялись. Вдруг Дима посмотрел в окно и сказал, что там ходит лисичка. Я подумала, разыгрывает. Народ кинулся на улицу. Тощая длинноногая лиса и вправду что-то вынюхивала возле домика и совсем не боялась людей. Странное для дикого зверя поведение: уж не бешеная ли?.. Лисичка с полчаса покрутилась возле жилья, выпросила у водителя вахтовки кусок жареной курицы и с гостинцем в зубах удалилась в темноту.

Кратер Авачинского вулкана

Действующий вулкан.

29 июля 2010 г., четверг

Сегодня идём на Авачинский вулкан (высота 2741м., классифицированный альпинистский маршрут 1Б комб. по ЮВ склону). Встали в 06-00, стартовали в 07-10. Перед нами ушли гид Женя со швейцарцами и переводчицей. Далеко впереди видна еще какая-то группа.
Однозначная, хорошо набитая тропа провела через заросли ивового стланика, вышла на очень длинный гребень и потянулась куда-то в туман. С утра было подозрительно тепло, и теперь вокруг нас туда-сюда бродили облака. А людей на Гору шло довольно много. Скоростной парнишка, обгоняя нас на тропе, рассказал, что идёт на Авачу второй раз подряд: вчера смог подняться только до 2600 и повернул вниз из-за ураганного ветра. Надеется, что повезёт сегодня.
Гребень всё тянулся и тянулся. Наверно, это край старого кратера, внутри которого когда-то вырос молодой конус нынешней Авачи. Один раз нам вообще пришлось остановиться. В сплошном молоке не видно, куда идти: вправо на снежник или прямо по гребню. А в камнях построен какой-то наблюдательный бункер вулканологов. Приземлились возле него. Снимаю на видео летящие тучи и поднимающихся к нам двух туристов.
-Надо идти вон туда, по снегу!- уверенно показала женщина в желтой футболке. И задала вопрос, ставший для нас за два дня привычным: ‘Вы с Материка?..’ Она носила редкое имя Флюра, много раз бывала на этом вулкане и заверила нас, что погода скоро наладится: ‘Это Авача нас проверяет, испытывает!’
Действительно, примерно через час, когда мы поднялись до 2400 м., погода резко стала исправляться. (Кстати, вдоль всей тропы то на крупных камнях, то на железных вешках краской нанесены высоты - через каждую сотню метров набора. Очень удобно, хотя метки и расходятся с показаниями GPS.)
Авачинский вулкан двухцветный: нижние две трети его конуса из чёрного шлака, а ближе к вершине шлак становится кирпично-красным. Красная часть слежалась плохо, прочная тропа здесь превращается в мелкую сыпуху. На последних десятках метров до кратера даже висит стационарный толстый пеньковый канат (почти как из школьного спортзала), за который восходители придерживаются, чтобы не сползать со шлаком вниз.
До верха Авачи мы добрались около 14-30. Поздоровались с соседями-швейцарцами и несколькими группами russo touristo. Флюра оказалась права: на вершине нас встретило голубое небо и отличная видимость. Да, ради такого стоило потерпеть и не отступить!.. Напротив торчал из облаков еще более высокий конус Корякского вулкана. Чуть ниже его вершины красовался жандарм в форме столба. Первой мыслью было, что там стоит человек, но здравый смысл подсказывал, что рост такого ‘альпиниста’ должен быть под сотню метров.

Авача. Вид с вершины на Корякский вулкан

Мы с Димой впервые в жизни своими глазами видели действующий вулкан. Лава оттуда не лилась, но сернистый дым валил столбом. Ветер сносил испарения центральной фумаролы в другую сторону, но когда он ослабевал, ядовитое облако расползалось по всей вершине, вызывая у забравшихся туда людей кашель и резь в глазах. Жерло вулкана ‘заткнуто’ пробкой из остывшей чёрной лавы, посреди которой виднеются зеленовато-жёлтые выходы серы. Из множества небольших трещин тоже валят дымы. И самое удивительное, в некоторых местах совсем близко от дымящих фумарол лежит снег!
Город и океан с высоты птичьего полёта мы не увидели: помешали густые облака, над которыми возвышались только мы на макушке у Авачи, сосед Корякский и конусы дальних вулканов. Вдоволь наснимали и нафотографировали, но настала пора спускаться.
Как на многих материковых Горах, здесь разные маршруты подъема и спуска. На конусе Авачи они еще совпадают, а расходятся с гребня старого кратера. Поначалу спусковая тропа читалась очень хорошо. Однако ниже 2000 м. мы влетели в такой густой туман, что рваная облачность на подъёме теперь казалась вполне пристойной видимостью. Ориентировались только по человеческим следам на серой шлаковой сыпухе, сверяя направление на домик по GPS. На базу пришли около 19 часов. Женя рассказала, что специально вела свою группу вниз не глиссированием по снежникам, а пешком по сыпухе, чтобы оставить для нас максимальное количество следов (опасалась, что заблудимся в тумане). И снова покормила - на этот раз вкусным борщом. Диме очень нравится сладкий вкус здешней воды. Специально вскипятили, залили в бутылку и взяли с собой в домик, чтобы пить ночью.
Сегодня мы поняли, что на Корякский вулкан не полезем. Его высота 3456 м. Стартовать с базы, расположенной на 800 м., и сходить за день нереально. Ещё вчера и Женя, и Кирилл отговаривали нас от этой затеи: мол, простого, безопасного и логичного маршрута на Корякский нет. Гидов можно понять: ну кому охота собирать по кулуарам трупы приезжих романтиков?!. Да и нам, если честно, сегодняшней Авачи вполне хватило для глубины впечатлений. Еще ни разу за всю альпинистскую жизнь у меня не было восхождения 1Б с набором высоты почти два километра!!!
И ещё.. Когда гуляешь по краю дымящего вулкана.. Когда видишь воочию, что от расплавленных недр Земли всех нас отделяет лишь тонкая скорлупка.. Честное слово, это очень мощная причина, чтобы еще сильнее ценить и беречь своих самых любимых людей. Здесь и сейчас, пока весь мир не взорвался к едрене фене.

30 июля 2010 г., пятница

Ура!!! Нас берут на попутку до Елизово!
В ожидании выезда мы со швейцарцами развлекаемся кормёжкой зверей. Здесь, на поляне, в огромном количестве водятся суслики (по-местному евражки). Они коричневато-серые, размером с белку, но хвосты покороче. Евражки знают, что возле домиков можно разжиться едой. Людей не боятся, хватают угощение прямо из рук. Более толстые и предприимчивые отгоняют тощих и застенчивых.

Ручная евражка

Галета, предложенная евражке, пошла ‘на ура’. Сидя на корточках, я отламывала по кусочку печенья и давала зверьку. Понемногу, чтоб не подавился. Евражка торопливо запихивала крошки галеты в защёчные мешки, а сама при этом, стоя на задних лапках, цепкими кожистыми пальчиками придерживала меня за руку (чтобы я не сбежала, наверно). Разумные увещевания: ‘Ты же лопнешь, деточка!’ - на нее не действовали. Другая евражка получила от швейцарской туристки полкуска хлеба и скрылась с этим сокровищем в кустах, довольная, как скупой рыцарь. Фотографы ликовали.
Кирилл сказал, что перед походом к Ключевской сопке мы должны обязательно зайти в Петропавловске в МЧС и зарегистрироваться. В 11-00 все залезли в вахтовку, и, помахав на прощанье Авачинскому вулкану, стартовали вниз. По дороге Женя отговаривала нас от поездки в Ключи и агитировала за Козыревск и поход к вулканам Толбачикам: там есть треккинговая тропа, есть вода, к тому же видно, как извергается Ключевская. Но основная проблема заброски под вулканы в том, что нанимать машину из Козыревска до Толбачиков на двоих слишком дорого (70 км в одну сторону, да и как потом выбираться обратно без питьевой воды?!.). А под Ключевскую, по Диминым расчётам, можно подойти пешком.
Около 13 часов мы выгрузились в Елизово. Тепло распрощались со швейцарской группой и, конечно, с замечательными русскими девчонками. Их команда направлялась на рынок закупать продукты для дальнейшей поездки к новым вулканам.
На уже знакомом автобусе №104 приехали из Елизово в П-К. На автовокзале ’10 км’ купили два билета на рейс до деревни Ключи на 01 августа.
В профилактории педучилища все места были заняты. Пошли в гостиницу ‘Гейзер’, сняли номер до завтрашнего утра. Удобная широкая кровать, телевизор, ванная со всеми удобствами и душем. А вот кухня, чтоб самостоятельно готовить, здесь не предусмотрена (наверно, предполагается, что клиенты в ресторане кушать изволят). Так что обедали мы в кулинарии на автобусной остановке. Поели рис с соусом, по кусочку кеты и наваги.

Где котики зимуют

В Петропавловске есть лежбище морских котиков (сивучей)! Прямо в городе!!! Об этом рассказал нам водитель Дима, когда вёз к авачинской базе. И вахтёрша в профилактории, и продавщицы в кулинарии - все в один голос твердили: ‘А, сивучи-то?! Есть, есть они в бухте. Их там полно, как собак..’
Ясное дело, кинув рюкзаки в гостинице и наспех пообедав, мы сразу рванули на 10-ый км. Там пересели на маршрутку до посёлка Авача. Выскочили посреди частного сектора. В огородах возле одноэтажных домиков буйствовала трава. Высоко над травой, крышами и столбами ЛЭП значительную часть голубого неба перекрывал царственный конус Корякского вулкана. В воздухе крепко пахло подпорченной морской капустой. Мы пошли на этот запах и увидели яркую синь воды с бликами солнца, причалы, портовые краны и ржавые, много потрудившиеся корабли. На них загружали.. а вот и не рыбу! Металлолом!!!
Стараясь не привлекать внимание сторожевых собак, мы зашли на территорию порта и направились к дальнему причалу, возле которого виднелись развалины здания (всё совпадало с описанием). Причал был пуст. Вот, вроде, и подходящий бетонный скос, по которому удобно выползать из воды, но.. Котиков не было. Неподалёку, возле строительного вагончика, мужчина в спецовке копался в моторе автомобиля.
-Сивучи-то? - переспросил он. - Так они ушли. Еще в мае. Ну да, они всегда на зиму сюда приходят, а на лето уплывают. А так их тут штук тридцать живёт. Но к ним лучше не подходить. В том году собака сунулась на них лаять, подошла слишком близко, а самец - р-раз! - и клыком ей бочину пропорол!.. Он же здоровый, самец-то.. Они вот весной ушли, а в октябре вернутся. Вы в октябре приходите!
-Спасибо, - вздохнули мы. - Но в октябре - это вряд ли..
-А вы с Материка?
Мы немного поболтали с ним о жизни, потом подошли потрогать руками воду Авачинской бухты, сфотографировали друг дружку, и синюю даль, и маленький треугольник Вилючинского вулкана на другом берегу. Но всё это без морских котиков.

Петропавловск-Камчатский

Слегка расстроенные, приехали на свой 7-ой км, купили пиво и булочки к чаю. (Тут есть сорт местного пива, называется ‘Сероглазка’ - так же, как один из районов Петропавловска. На этикетке нарисована в профиль девушка в тельняшке и с длинной косой. Дима утверждает, что похожа на меня. К сожалению, никто из местных жителей так и не смог исторически достоверно ответить на наш вопрос, в честь кого район получил такое очаровательное имя). В гостинице искупались, съели булочки. По телевизору сказали, что сегодня около 15 часов в Петропавловске-Камчатском было землетрясение силой 4 балла. И еще одно - в 16-40. Мы в это время были либо в кафе, либо где-то в транспорте и даже ничего не заметили!..

31 июля 2010 г., суббота

Вдоволь поленились в уютной кроватке, поспали до 09-00. В 10-45 сдали номер и отправились пытать счастья в профилакторий. На этот раз повезло: поселили сразу. Причём из-за того, что в прошлый визит мы оплатили двое суток, а съехали раньше, начальница сказала, что за эту ночь с нас денег не возьмут.
Как законопослушные туристы, съездили в поисково-спасательный отряд МЧС (Халактырское шоссе, 5). С пересадками: добираться нужно не с 10-го км., а с другого автовокзала, называемого КП, на автобусе №24 (в сторону посёлка Заозёрного).
Как и предполагал Дима, ничего вразумительного и нового спасатели нам не сказали. Чтобы зарегистрироваться у них, надо было сначала заполнить маршрутный лист. А как мы это сделаем, если еще собираемся уточнять маршрут на месте, у вулканологов?!. Так что регистрироваться не стали. Дежурный предупредил, что Ключевская активно работает, и лезть на нее нельзя. А чтобы не напал медведь, его нужно заранее предупреждать о своем приближении: шуметь, чем-нибудь стучать или громко разговаривать.
На обратном пути заехали в магазин ‘Polaris’. Вот сюрприз: газа в резьбовых баллонах по 230 гр. уже не было. Пришлось купить 3 ‘дихлофосных’ баллона Kovea, 220 гр., по 80 руб./шт. Учитывая, что под Авачей мы свой газ не использовали, должно хватить.
Купили еще 3 банки тушенки, плавленый сыр, макароны, гречку, кетчуп и всяких булочек на ужин и завтрак. В знакомой кулинарии поели фаршированных перцев. Вечером собирались, пили чай и смотрели по телевизору передачи про животных.
Весь день шел дождь.

01 августа 2010 г., воскресенье

Встали в 05-40, поели слойки с кипячёной водой, в 06-30 вышли из профилактория. Топаем с рюкзаками на автобусную остановку. Сеет дождик. На маршрутке очень быстро добрались до автостанции 10-ый км. В 07-40 появились два небольших автобусика: №216 до Ключей (это наш!) и №218 до Усть-Камчатска. Дорога дальняя, с юга на север практически через весь обитаемый полуостров. Поэтому большую часть пути автобусы проделают в паре. И в каждом по два водителя.
Мы с Димой проявили бдительность и вовремя закинули свои рюкзаки в небольшой багажник, расположенный в кормовой части автобуса. Весь остальной грузовой объем забила своими мешками и коробками какая-то экспедиция Российской академии наук. Забавно, что все учёные тётки были стриженые, а все учёные дядьки - с хвостами!
Отправились в 08-00. Взяли еще нескольких пассажиров в Елизово и на других остановках. В 09-30 ненадолго притормозили в посёлке Сокоч. Нам рассказывали, что он славится пирожками с начинкой из разных ягод. Купили на пробу с картошкой, а из ягодных были со смесью брусники и яблок. Пирожки большие и в самом деле очень вкусные.
Километров через сорок после Петропавловска асфальт как закончился, так больше и не появлялся. Пейзаж с вулканами, который я мечтала рассматривать в окно, оказался закрыт густейшим лесом и низкими облаками. Так и ехали целый день по пыльной гравийке в сплошном коридоре из берёзок. В поселке Мильково была остановка на обед.
Вместе с пассажирами долгое путешествие терпел хмурый пушистый щенок кавказской овчарки, которого шофёры везли для кого-то в Ключи. Всю дорогу, во избежание последствий, ему не давали есть и пить, только на остановках смачивали голову водой. В качестве развлечения щенку позволялось вылезать из своей коробки и бродить по салону под ногами у пассажиров. Бедняжка так устал, что на восьмом часу пути не выдержал и наделал лужицу на пол. Его страдания закончились на окраине Ключей, где водители передали щенка новой хозяйке, и она на руках унесла его во двор.
Экспедиция Академии наук высадилась в Козыревске (мы бдительно смотрели в багажник, чтоб под горячую руку не прихватили и наши рюкзаки вместе со своими ‘научными’.) К тому времени погода наладилась, потеплело, выглянуло солнце. И с паромной переправы через реку Камчатку, и на подъезде к Козыревску мы смогли наконец-то полюбоваться вулканами.
Деревня Ключи оказалась гораздо больше, чем мы её себе представляли. Добрались туда в 18-30. Рейс №218 поехал дальше, в Усть-Камчатск. Расспросив местных жителей, как найти базу вулканологов, мы надели рюкзаки и двинулись по большой улице мимо церкви, мимо библиотеки и зелёного продуктового магазинчика. Был вечер воскресенья, и вулканостанция, конечно, заперта. Я села под дверью караулить рюкзаки и ждать, вдруг кто появится, а Дима ушел в разведку. По истеричному гавканью собак можно было следить за его перемещениями в пределах ближайшего переулка.
Вечерело. Я разглядывала навесной замок на запертой двери, гроздья крупной черёмухи в палисаднике, отгоняла комаров и прислушивалась к странному рокоту, который с интервалом в несколько минут доносился из низких облаков. Облака были вовсе не грозовые, а вот звук очень напоминал далёкий гром. А может, там и спрятана Ключевская сопка?!!
Дима наконец-то вернулся, раздобыв и консультацию о дороге к Ключевской, и два места для ночёвки в гостевом домике с кухней. Стараясь не обращать внимание на собак, мы перетащили рюкзаки в домик. Сварила рис с тушенкой на ужин и на завтрак. В 21-20 собрались спать. Завтра стартуем!

02 августа 2010 г., понедельник

Начало ‘пешки’. С вечера подготовили 2,5 литра воды в бутылках, чтобы хватило до ледника (ближе её не будет). Встали в 04-30. Разогрели рис, напились чаю. В 06-00 с полной выкладкой пошли искать, как выбраться из Ключей.
Светало. Полчища собак по обеим сторонам улицы рвались с цепей и драли глотки, изо всех сил показывая, как старательно они берегут имущество сонных хозяев и как ценой собственной шкуры готовы защищать их от вон тех двух субъектов (ворюги, наверно!), которые ни свет ни заря топают по дороге с огромными мешками за спиной (уже награбили, наверно!) и с треккинговыми палками в руках (какие странные у них передние ноги!). Мне было очень даже не по себе, потому что собаки в деревне Ключи водились, кажется, только двух пород: либо огромные лайки, либо совсем уж чудовищных размеров ‘кавказцы’. И вот в такое же клыкастое страшилище вырастет наш вчерашний попутчик, хмурый пушистый овчарёнок..
Из лабиринтов деревни выбрались только в 07-30. Прошмыгнули мимо военного аэродрома, нашли лесную дорогу. Движемся в графике: 50 минут ходу + 10 минут отдыха. Постоянно густой туман и мелкий дождь. Жрут комары. Впереди, в тумане, иногда рокочет Ключевская сопка. В 10-45 дорога привела к заброшенному вагончику посреди голой поляны, изрытой следами бульдозеров. Мрачное зрелище. На карте чуть ниже этого места обозначена турбаза на высоте 440 м., но ее мы не увидели. Полчаса отдохнули под дырявой крышей вагончика и двинулись дальше.
А дальше была тропа. То есть древняя грузовиковая колея, заросшая 2,5-метровой травищей.
-Ну, пошли?..- сказал Дима, шагнул вперед.. и пропал. Он, кажется, ещё что-то произнёс, но сплошная стена мокрого бурьяна уже сомкнулась позади его рюкзака, поглотив моего мужа с головой. Мне оставалось только нырять следом.

Гигантский шеламайник

‘Короче, выросла в лесу трава.. Выше самых деревьев.. Во такая трава!..’ (Л.Гайдук ‘Растаманские сказки’).
‘Ненормативная лексика несёт в разговорном языке, в основном, ярко выраженную эмоционально-экспрессивную функцию..’ (из лекции на филологическом факультете).
‘..очень характерны заросли гигантских трав высотой до 2,5 - 3 м, отличающиеся особенной густотой и большими размерами на полянах, где высота их достигает 3 – 4 м. Они состоят из шеламайника камчатского, крапивы узколистной, баранника, реже – крупного папоротника-страусопера’ (Е.Л.Любимова ‘Камчатка’, стр. 81, издание 1960 г.)
Через две минуты мы промокли до нитки, но продолжали ломиться где-то в глубине травищи, вслепую нащупывая колею ногами. Она вела вверх, сквозь облако, оставив позади окраину леса, тянулась мимо непролазных зарослей стланика типа то ли ольхи, то ли берёзки. Особенно возмутительно было получать по физиономии мокрыми цветками редчайшей лилии-саранки, занесённой в Красную книгу (по крайней мере, у нас на Урале похожие пёстрые цветы рвать запрещено). Но ведь на вулканостанции сказали, мол, ‘стланичек проскочите, а там уже скоро и ледник’, вот мы и упирались, лишь поражаясь тому, что чёртов ‘стланичек’ (ростом примерно вровень с этой невероятной травой, которая с набором высоты стала чуть ниже, где-то до полутора метров) уже два часа всё никак не кончается. И ещё время от времени нарочно побрякивали палками, когда встречали по пути площадки смятой и утрамбованной травы - покинутые лёжки крупного зверя. Некоторые из них были сухими - значит, хозяин ушёл отсюда только что. Густой туман глушит звуки, видимость 20 метров, бурьянище в лучшем случае по грудь, а то и снова выше роста - честно, мне было страшно, что вот сейчас напоремся на косолапого нос к носу!.. Из таких зарослей, пожалуй, и целый динозавр мог бы выскочить..
В 13-10 уткнулись в Т-образный перекрёсток. Сунулись туда-сюда, но в одну сторону тропа продолжалась в совсем не нужном нам направлении. А та, что шла, вроде, куда надо, вскоре исчезла в непролазных кустах над обрывом - явно, это была медвежья, а не человеческая дорога. В то же время продираться напролом по GPS также было нереально (из-за всё того же плотно-непроходимого ‘стланичка’). Кучу времени ухлопали на разведки в обе стороны. Итог: мы промокшие с ног до головы, в ботинках хлюпает, до ледника еще километров восемь по прямой, и ни дороги, ни ориентиров, потому что стоим в плотном тумане. И никаких перспектив ручейка, возле которого можно было бы заночевать, чтобы выждать видимость. Решили возвращаться в Ключи (от которых упоролись уже на 17 км) и искать варианты заброски с машиной.

В 15 часов двинулись назад, снова пересекая вдоль тропы многочисленные чьи-то лёжки. Только после 17 часов туман стало растаскивать, а когда мы, в мокрых штормовках и по уши облепленные всякой шелухой от травы - будто из помойки вылезли - ввалились в деревню, тамошний народ под вечерним солнышком гулял в майках. Впрочем, Ключевская всё равно не показывалась из облаков.
Когда мы на другом конце большой деревни пытались выяснить у жителей, как пройти к вулканостанции, почти все отвечали, что, мол, не местные и не знают. Зато нашими личностями заинтересовался товарищ без опознавательных знаков какой-либо службы, заявивший, что он местный спасатель и что мы обязаны прямо сейчас пройти с ним в пожарную часть и зарегистрироваться. Потому что ‘ходят тут всякие туристы, а нам потом вас разыскивать!’. Всё бы ничего, но уж очень хамоватый был тон, в котором явно читался дальний прицел развести на бабки приезжих лохов, и ничего более. Почувствовав это, я разозлилась и довольно резко ответила, что очень сильно устала, поэтому ни в какую пожарную часть мы с гражданином спасателем сегодня не пойдём. А если для него так важно отмечать всех туристов, то живём мы у вулканологов, и там нас легко можно найти. И мы потащились с рюкзаками дальше по улице. Блюститель безопасности, разумеется, вечером не пришёл.
Приплелись на вулканостанцию только в 19-10, без ног. Поселились в том же домике. В соседней половине живут биологи Света, Гена и кто-то ещё (остальных мы не застали). В их отсеке есть работающий душ, а в нашем есть кухня с работающей плитой. Легко сговорились друг друга выручить: мы придём к ним помыться, а потом Света придёт к нам сварить ужин на свою компанию. Завтра они едут к вулкану Шивелуч.
Начальник вулканологов, Юрий Владимирович Демянчук, предложил нам завтра забрасываться на грузовике вместе с партией геодезистов под Ключевскую, куда-то ‘на Подкову’. А на Димино ехидное замечание насчёт ‘проскочите стланичек’, невозмутимо ответил, что по этой дороге они зимой на снегоходах гоняют, а летом там никто и не ходит. Да уж, ценное уточнение. Главное, очень своевременное!..

Младшие вулканические конусы
03 августа 2010 г., вторник

Утром собрались, обулись в сырые ботинки, к 08-30 подошли к домику вулканостанции. Юрий Владимирович провёл небольшую экскурсию по музею, расположенному на на втором этаже. Здесь фотографии, выдержки из дневников, образцы вулканических бомб, шлаков и разные камни. Интересно, жаль, что не было времени рассмотреть и почитать подробнее. Говорит, осенью в Ключах соберётся большая конференция вулканологов.

Сухая речка и вулкан Шивелуч

В 09-45 стартовали к вулканостанции под Подковой. Груз (в том числе несколько здоровенных бидонов воды - запас на неделю для рабочих), разное оборудование и партию геодезистов вёз грузовик ГАЗ-66. А нас с Димой посадили на УАЗик, в компанию к приехавших из Мильково отцу с сыном-школьником. Часть дороги шла по пересохшей речке, и на песке несколько раз встречались отчётливо видные медвежьи следы. Из широкой речной долины открылся вид на вулкан Шивелуч. Он был вдалеке у нас за спиной и дышал облаками белого пара. Поднявшись до горной тундры, вспугнули семейку куропаток. Они в панике удирали по колее перед машиной, не догадываясь свернуть в сторону. Мы тормозили и выскакивали фотографировать.
Около полудня УАЗик прибыл к домику геодезистов (грузовик из-за небольшой поломки задержался и подъехал позже). Старенькое сооружение из потемневших досок. В щелях гуляет ветер. Нас поселили на пустом чердаке. Мы тоже привезли воду с собой: Юрий Владимирович одолжил две 5-литровых бутылки и предупредил, что вокруг Ключевской воды нет. То есть реки-то бегут, но все они состоят из взвеси мельчайшего вулканического песка, который ни отстоять, ни отфильтровать невозможно. Мы расстелили на чердаке коврики и спальники, сварили гречку с мясом, чай. Геодезисты ушли на работу измерять какие-то уровни.

Тут мы жили на чердаке

Гора по-прежнему в тумане. Сегодня почему-то ни разу не гремела. Мы так еще ни одним глазком ее не видели!!! Под низким небом выступают только поросшие травкой небольшие (на вид до 300 метров в высоту) зелёные вулканические конусы: широкая изогнутая Подкова и ближайший к домику Конус-Д. Вдалеке поблёскивают изгибы и рукава реки Камчатки. Здесь высота 900 м. Вокруг полно шикши и голубики.

Земля каньонов

Вечером начальник геодезической группы Анатолий продиктовал нам координаты для GPS, без которых можно заблудиться в тумане среди бесконечных шлаковых полей. Чтобы посмотреть поближе на Ключевскую сопку, нам нужно дойти до сейсмостанции Апахончич (только там найдётся питьевая вода). По пути мы должны оставить слева по ходу конусы Зелёный и Билюкай, а переправиться через глубокий отвесный каньон можно только у Водопада. По прямой от домика под Подковой до Апахончича 17 километров. Геодезисты предупреждают, что рельеф очень тяжёлый: множество каньонов. На вопрос, реально ли дойти за день, один из них осторожно произнёс: ‘Ну, я доходил..’ - из чего я сделала вывод, что обычно за день не доходят.
Ясно, что раз на Ключевскую не полезем, то верёвку, кошки, ледорубы, обвязки и прочее тащить нет смысла. Сортируем снаряжение и вместе с одной 5-литровкой воды оставляем часть вещей в углу чердака. Ложимся отдыхать и наблюдаем живущую с нами под одной крышей летучую мышь.

04 августа 2010 г., среда

Подъём в 07-00. Висит промозглый туман. Сварили завтрак, поели, собрались, в 09-00 вышли в направлении Апахончича. К тому времени геодезисты уже ушли на работу. Встретили их с колышками и линейкой на дороге, петляющей по холмам. Вскоре, не доходя конуса Зелёного, дорога свернула круто вправо, и дальше пришлось идти уже напрямик по траве. Она невысокая и пружинистая, с толстой моховой подстилкой, и после дождей мокрая, как губка. Ноги быстро промокли. Комары обрадовались свежему мясу и ринулись к нам тучами, так что на всех кадрах, снятых в горной тундре, мы остались для истории исключительно с сетками на головах.

Началась пешка и комары

Ключевская проснулась и весь день рокочет где-то справа за серой хмарью. Пересекли чёртову кучу каньонов, некоторые по 50 м глубиной. Сыпушные склоны их настолько круты, что не всегда сразу найдёшь сначала место для спуска, а потом место для подъёма на другую сторону. Часто приходится сотни метров пилить вдоль каньона в поисках подходящей переправы. Маленькие овраги сухие, но по дну больших несутся грязные бурые потоки. Одни удаётся перепрыгнуть с камня на камень, через другие - только вброд. В результате привычный ритм переходов (50 минут ходу + 10 минут отдыха) постоянно сбивается. Весь день мы ничего не ели, чтоб не хотелось пить. А воду (Дима несёт 2,5 литра) бережём для ночёвки, на вечер и утро.
В 19 часов со стороны долины р.Камчатки пришло грозовое облако. Ну и встряли: мы на ровном поле, здесь негде спрятаться, и возвышаемся, как две антенны!!! Грохотало уже с обеих сторон: справа вулкан, слева гром. Нырнули в очередной каньон - нет, и здесь нельзя оставаться: если ночью из-за ливня поднимется уровень воды, нас просто смоет, а если вулкан встряхнёт землю, то может завалить камнями с откоса. Поднялись на другой берег и разглядели впереди какой-то скально-травяной хребтик. Вот оно, спасение, объект выше нас! Ещё рывок на стометровку - и сбрасываем рюкзаки, под прикрытием гряды ставим палатку, попутно выкинув на улицу все миски и кружки: вода же!!! Пока устанавливали своё жилище, в ёмкостях набралось полкружки дождевой воды.
Запрыгнули в палатку, оделись во всё тёплое, состегнули вместе спальники и, все мокрые, полезли ночевать. Варить сил не было, съели банку холодной тушёнки с чаем. В 19-30 гроза кончилась, однако сделала своё мерзкое дело. Ночуем, не дойдя около 700 метров до Водопада. Мы примерно на середине пути до Апахончича. Из-за постоянных поперечных оврагов скорость нашего продвижения составляла примерно 1 км в час.

05 августа 2010 г., четверг
Ключевская сопка
Без нескольких минут шесть нас разбудило СОЛНЦЕ. Ура!!! Оно кажется чудом после вчерашнего ливня и почти недели туманов! Расстегнули вход палатки - и прямо над травянистой грядой, под которой мы вчера спрятались от грозы, увидели ГОРУ. Дима схватил фотоаппарат и помчался снимать. Ключевская была засыпана снегом во весь рост, только наверху, вокруг кратера, оставалась черной. И продолжала греметь, выбрасывая непрерывный столб дыма различной густоты. Ветер сносил его в нашу сторону.

Ключевская сопка утром

Выпили дождевую воду - за ночь в стоявших на улице плошках набралось еще полкружки. И тут мне реально поплохело. Не знаю, от воды или от облака с кисловатым привкусом, но накатила тошнота и слабость, совсем не было сил. Дима закипятил чай из остатков принесённой с собой воды. Попили с евражкиными любимыми галетами, которые давно уже разломались в крошки. Стало полегче. Параллельно подсушили на солнце палатку и вещи. На тенте палатки и на дне мисок обнаружили необыкновенно мелкий чёрный песок. Это не могло быть пылью. Это был именно пепел от извержения, который выпал ночью вместе с дождём.

Ключевская через 4 часа

В 08-20 собрала все силы и через слабость и головную боль заставила себя тронуться в путь. Через 700 метров хождения по холмам вышли точно на Водопад. Нашли место переправы там, где русло проточено среди гладких серых ‘бараньих лбов’ стиснутый ими, несётся кофейного цвета грязевой поток и затем, разбрызгиваясь, обрушивается струями в нижнюю часть ущелья с высоты, наверное, более 30 метров.

Один из множества каньонов

Далее слишком больших (таких, как вчера) каньонов почти не было, зато пошли узкие глубокие канавы. К 09 часам утра Ключевская сопка превратилась будто бы в негатив самой себя утренней: весь выпавший ночью снег на конусе теперь был засыпан чёрным пеплом. Нижнюю половину вулкана скрыло очередное подошедшее облако. К счастью, ветер переменился, и теперь ядовитый столб газов сносило в другую сторону. Головная боль постепенно утихла, а на Диму вулканический выхлоп, похоже, вообще никак не подействовал.
Сколько позволяла облачность, рассматривали Ключевскую, извергающую в небо чёрный столб высотой, кажется, более половины её собственного роста. Слева от нее белоснежный склон давным-давно взорвавшегося вулкана Камень успешно притворялся частью облаков. Кажется, мы разглядели даже дым из невысокого действующего вулкана Безымянный. Далеко слева от этой группы возвышалась над зелёной тундрой большая двугорбая снежная гора.
GPS показывал, что для выхода к сейсмостанции надо спускаться из тундры на зелёнку. Начали забирать влево. Пересекли участок ольхового стланика, присели на привал и обнаружили одинокий куст крупной красной смородины. Откуда он здесь?! С удовольствием поели, хотя вообще-то оба не любители этих ягод. Наверно, витаминов не хватает.
А еще пришлось перебинтовать ноги: вчера во время бродов мельчайший песок вместе с водой просочился в носки и осел между волокнами ткани, превратившись в наждак. В итоге Диме до крови натёрло костяшки пальцев, а мне - голень спереди, чуть выше сгиба.
Вскоре вышли на дорогу со следами грузовика, которая через заросли травы и густой берёзовый лес привела нас к симпатичному одноэтажному домику между лесом и сухим каньоном. Домик был построен под прикрытием длинного каменного языка, слегка похожего на горную морену. На самом деле это не морена, а остывший довольно молодой лавовый поток, излившийся из Ключевской сопки 35 лет назад и остановившийся на этом месте (так нам рассказывали геодезисты на Подкове). Он до сих пор безжизненный, так и не покрылся зеленью, лишь несколько одиноких кустиков сумели на нём укорениться и прорасти. Теперь мы поняли, что гряда, под прикрытием которой провели прошлую ночь, была таким же языком остывшей лавы, только гораздо более старым, потому что там на поверхности уже успел сформироваться плодородный слой почвы и вырос густой ковёр тундровой травы.
Уютный дом - сейсмостанция Апахончич! Вот только, находясь снаружи, я каждую секунду кожей чувствовала чей-то следящий взгляд, и это было очень неприятно..
Воду нашли не сразу - это была даже не проточная по виду лужа, просочившаяся из-под лавовой гряды. Вода в ней холодная и, самое главное, без пепла. Набрали в бутылки, решили подольше прокипятить. Слазили на верх лавы посмотреть на вулкан. Вдали, в верхней части каньона, разглядели дыру вроде грота. После обеда пошли смотреть. Топать туда было метров 500 по дну каньона. Причём если в 14-00, когда мы искали воду, его русло было абсолютно сухим, то в 18-15 по нему уже змеились потоки глубиной 5 - 10 см. И вода продолжала прибывать, прокатываясь отчётливо заметными волнами-ступеньками. Это тревожило, но мы надеялись, что успеем проскочить.
-Если начнётся паводок, выскакивай на левый берег, - предупредил Дима. Ага, выскочишь тут на шлаковый откос!.. В принципе, это была мышеловка, хорошо, что хоть не слишком узкая и длинная. Мы посмотрели вблизи на зубастый грот и небольшой водопадик в нём и пошли обратно.
Сварили ужин. Когда взялись за ложки, увидели в окно, как на дорогу стремглав вылетел крупный заяц-русак и поскакал прямо к домику, но встретил на пути вкусную травинку, остановился, задумчиво съел её и спокойно ушёл в кусты.

здесь остановилась лава

В сумерках натаскали сухих веток в костровище на улице, посидели у огня. Вспомнили про шумовые петарды, с которыми я по наивности спокойно прошла в самолёт (никто даже замечания не сделал!) и которые мы до сих пор таскали с собой в антимедвежьих целях. Они, конечно, промокли в кармане во время первой попытки прорваться через дебри к ледникам и до сих пор не просохли. Попробовали их активировать. Долго чиркали о серную полоску на коробочке. Ничего не получалось.
-Прикинь, - хихикнул Дима, - вот бы мы сейчас перед медведем так клоунировали!
-Ага, ещё сказали бы: ‘Ты это.. стой, погоди, вот только загорится - и напугаем, сейчас-сейчас..’!..
Дима выбросил петарды в костёр. Они хлопнули только минут через пять. Оружие, блин!
Погода снова пасмурная. Ключевская ещё видна. Вниз по склонам ползут странные облака, словно ленты. Не можем понять, что это: то ли пар от лавы, то ли просто такая необычная облачность. Огненного свечения в сумерках еще не было видно, а к ночи вновь сели густые тучи.

06 августа 2010 г., пятница

Решили не маньячить с ранним выходом, да и не хочется покидать такое симпатичное место. Встали в 08 часов, разогрели рис с мясом, попили чай, не спеша собрались и в 10-30 вышли в обратный путь. В 20-ти метрах от домика посреди дороги была навалена свежая отметина, которая сообщала, что в одно время с нами здесь тусовался кое-кто бурый и косолапый. Вчера этой кучи не было. И я не страдаю паранойей: он и вправду следил за нами из-за кустов. Знающие люди говорят, что в таком густом лесу можно пройти мимо затаившегося медведя в двух шагах и не увидеть. Бр-р-р!
Мы возвращаемся на Подкову, снова неся с собой 2,5 литра воды до ночёвки. Изначальная идея если не подняться на Ключевскую, то хотя бы обойти вокруг неё оказалась нереальной. Без нормальных предсказуемых источников воды нам не добраться до ледников. Теперь я поняла, почему все походы в этом районе, о которых читала ранее, совершались зимой или весной: тогда можно топить воду из снега и идти на лыжах через занесённые снегом овраги.

Конус Билюкай

Но Ключевская сопка вчера хотя бы нам показалась, дала полюбоваться на нее, и уже за это ей спасибо. Мы сюда ехали к ней и рады, что повидали её. А сегодня снова весь день низкая облачность, и Ключевская не видна, только гремит. Иногда так сильно, что чувствуем, как дрожит земля под ногами (или это какие-то сверхнизкие частоты отражаются?..)
Потихоньку, вразвалочку, к 17-15 дошли до чёрного вулканического конуса Билюкай. От Ключевской к нему тянется беспросветно чёрное шлаковое поле - многокилометровая полоса шириной около 300 метров. Одновременно с нами эту безжизненную равнину мужественно пересекала маленькая зелёная гусеница. Куда она шла? В экспедицию к далёкой травинке на горизонте?
Билюкай - не очень высокий угольно-чёрный потухший вулкан. Наверно, 200-300 метров ростом. У подножья валяются вулканические бомбы размером в пол-человека, а сам конус, словно плечи модницы, охвачен шикарным изогнутым воротником остывшей лавы. Очень красиво, несмотря на мрачные тона.

В деревне Ключи

Под Билюкаем посреди тундры тоже стоит вулканологический деревянный сарайчик, но он полуразрушенный, заброшенный и грязный. Поставили палатку рядом. По прямой от Апахончича до этого места 8,3 км. Отсюда до Подковы (также по прямой) осталось 8,6 км. Но ещё вопрос, сколько навиляем в реальности, ведь абсолютное большинство каньонов ждёт нас завтра.
Попили чаю, потом я нашла большой голубичный куст, набрала почти полную миску ягод. Сварили компот. Очень вкусный! Снова съели холодный тушняк ложками, вприкуску с галетами. На старом костровище запалили строительный мусор (всякие щепки) и древесную кору.
В пределах видимости вдали открылась цепь невысоких вулканических конусов во главе с Зелёным.
Вот так сидим тут у костра на Крайнем Востоке и наслаждаемся жизнью. Облачность весь день идёт с Ключевской вниз, облака отрываются как бы фронтами или ярусами. К вечеру вулкан разгремелся очень сильно.

Сквозь туман
07 августа 2010 г., суббота.

Проснулись в 06 часов - дождь, туман. Ближнего оврага не видно, не говоря о Билюкае, Ключевской и прочих высотах! Попили чай, перетаскали вещи в тамбур домика. Там, под дырявой крышей, собрали рюкзаки. Гнусно, холодно, а идти надо. В 08-12 тронулись.
Дождь поливал с различной интенсивностью всю дорогу, поднялся холодный ветер. Видимости никакой - противоположный склон оврага не разглядеть, такой туман! И так через все глубоченные каньоны, умудрившись найти безопасный путь и не обвалить на себя песчаный склон с торчащими из него каменными глыбами (в 2005 году на Кавказе у меня на глазах на очень похожем откосе возле Чегетских ночёвок жестоко поломало руководителя нашей альпинистской группы).
Дима вёл напролом по GPS. За весь ходовой день сделали всего одну остановку минут на десять, когда у меня свело судорогой все мышцы после борьбы с очередным жутким каньоном. Ломились по мокрой тундре, через вздувшиеся реки - вброд по колено. Ботинки мгновенно залило взвесью абразивного песка, но даже выжиматься не стали - смысла нет. Так и вырулили к домику у Подковы, пройдя вплотную к основанию конуса Зелёного и обойдя Конус-Д не слева, а справа. У подножья Зелёного видели на песке медвежьи следы. Такие здоровенные, что у меня кровь застыла в жилах. Остаток пути в тумане продолжала бренчать палками через каждые пять шагов. По счастью, снова благополучно разминулись.
К дому на Подкове пришли в 13-20. Наш чердак оказался населённым: там обосновались две туристки из Петропавловска, Ольга и Наталья. А тут еще мы вломились, обтекая ручьями и на каждом шагу оставляя за собой лужи холодной воды. Но ничего, места хватило всем. Соседки хотят идти до Козыревска, а сегодня тут днюют и ночуют, потому что ливень. Говорят, машина (ГАЗ-66) ушла вниз, в Ключи: привезла сегодня пикникёров, они посмотрели на дождь и уехали обратно.
Сварили макароны, чай. Туристки угостили нас огурцом и ‘парой капель’ от простуды, а мы им подарили два баллончика газа (у них путь долгий, а у нас лишний остаётся). Насколько возможно, развесили мокрые шмотки по гвоздям под крышей. Но на чердаке так холодно, что явно ничего не высохнет. В 17 часов полезли в двухместный спальник греться.

На Землю, к людям
08 августа 2010 г., воскресенье

В 07 часов Оля с Наташей встали и начали собираться в поход. Опытные камчатские туристки, они были обуты в высокие резиновые сапоги. Ночью поднялся сильнейший холодный ветер и разогнал дождь, хотя небо и утром осталось наглухо затянутым. Ветер так давит на дверь чердака, что ее трудно открыть!
Мы с Димой встали попозже, сварили гречку с тушенкой, поели. Решили ждать до 11 часов, вдруг придёт грузовик, а если нет, тогда, может быть, прогуляемся на Конус-Д. УАЗик скучает на поляне возле дома, водитель сказал, что после таких дождей он один без сопровождения грузовика по ‘сухой речке’ не поедет: машину может засосать в песок и засадить намертво. И это, похоже, не отмазка: по пути сюда мы видели замытые шлаком по самые крыши и брошенные автомобили в русле речки.
Всё так же холодно, гнусно. Решила пособирать голубики (кстати, в походе сделала интересное наблюдение: голубичники встречаются только на участке тундры от Подковы до Билюкая. Дальше, от Билюкая до Апахончича, - ни единого кустика! Словно отрезало тем самым 300-метровым полем чёрного шлака, на котором мы встретили одиноко путешествующую гусеницу.) Носки в ботинках мгновенно намокли, ноги стали мёрзнуть. Набрала полную 0,5-литровую кружку голубики, принесла на чердак, чтобы сварить компот, который нам так понравился. Не успела поставить, как увидела в окно, что снизу едет грузовик.
Мы кинулись встречать. Оказалось, машина из Козыревска везёт под ледник группу спортивных молодых парней, по виду и прикиду - альпинистов. Договорились с водителем, что на обратном пути он заберёт нас с собой до Ключей (за 1 тыс.руб., как забрасывались с геодезистами), и помчались в темпе собираться. Это было в 11-30.
В 12-50 вахтовка поехала обратно, мы прыгнули с рюкзаками в салон, радуясь своей удаче. По дороге через лес пришлось постоянно ловить и захлопывать дверь: проносящиеся мимо кусты нажимали снаружи на ручку, и дверца то и дело распахивалась. Нам это быстро надоело, и мы стали держать дверь изнутри. На ней была наклейка, оставшаяся от какой-то польской экспедиции: ‘Kluczewska sobka 2008’ (мне стало интересно, почему такое странное написание: ‘соБка’- и как это сочетается с ассимиляцией согласных, которая тут, по идее, должна быть а вот спросить не у кого!..)
Спустились до Вулканостанции в Ключах за 1,5 часа. Жена Юрия Владимировича (и она же хозяйка гостиницы) Марина поселила нас в другом домике, за 400 руб/чел/день. Здесь нет телевизора и постельного белья, зато работает душ!!! Тут мы на один день, завтра переедем на места, которые освободятся в прежней гостинице. В соседней комнате живут пятеро испанцев. Они снимают фильм о своем путешествии на профессиональную видеокамеру с треногой оператор заставляет их позировать по несколько дублей даже просто на прогулке - со стороны это выглядит комично.
Первым делом мы сходили на автостанцию, купили 2 билета до Петропавловска на 10 августа. Там же рядом в кафе наелись блинчиков (я взяла с брусничным вареньем, Дима - со сметаной). Наблюдали сцену, как испанцы стащили с соседнего столика недоеденную порцию блинов (они, видимо, подумали, что посетитель ушёл, а он просто выходил покурить) и быстренько всё умяли. Через пять минут хозяин вернулся и обалдел, а буржуи хоть и смутились, но не сознались.
В гостинице искупались, сварили компот из голубики, которую привезли с собой с Подковы. Несколько раз ходили на поляну смотреть оттуда Ключевскую сопку, но она так и не открылась полностью. Вечером снова пошёл дождик.
Эта гостиница называется ‘Стромболи’. Мы спросили Марину, что за итальянское слово. Она рассказала, что есть такие стромболические вулканы, они с жидкой лавой, к этому типу относится и Ключевская.

09 августа 2010 г., понедельник

Утром переселились в прежний дом, где жили до вылазки под Ключевскую. Теперь живём в другой его половине, где есть душ. Сушим вещи, гуляем по деревне. Сходили посмотреть реку Камчатку. Очень широкая и мутная. Паром ходит по расписанию, на берегу бедность и разруха. В кафе взяли цивильную еду: котлеты с картофельным пюре и компот, а Дима заказал ещё окрошку. Цены у них тут дикие. На вечер купили в магазине пельменей, чтобы сварить в гостинице.

переправа через р.Камчатку

Досушили палатку и весь день сушим ботинки. У Диминых абразивная вулканическая почва съела до основания часть подошвы (сбоку вокруг пятки). Мы подружились с местной желтоглазой кошкой рыжевато-бежевой масти. Она с удовольствием сидела у нас на ручках, уплетала плавненый сырок, но почему-то в упор игнорировала дохлую землеройку, которая валялась во дворе на тропинке.
Ключевская показала вершину, зато теперь спрятала в облаке нижнюю половину конуса. Она второй день молчит, однако дымок из кратера идёт. Купили у хозяев набор классных фотографий, сделанных Юрием Владимировичем: разные вулканы во время извержений, и еще медведь в тундре (пусть лучше будет на фото, а не в реале!).
У Димы давно травмированы связки в коленях, и во время похода они снова разболелись. Тут мы вспомнили, что возле Петропавловска куча термальных источников. А что? Побывать на Камчатке и не искупаться в термальном бассейне?! Нет, гулять так гулять! Дозвонились на базу в Паратунке, забронировали номер на источниках.
Собрали вещи. По телевизору говорят, что вся Россия страдает от засухи и лесных пожаров, причём они подбираются, как выразился диктор, к ‘федеральному объекту в Снежинске’, а московские аэропорты не принимают борты из-за дыма. Вот так, а Камчатка не просыхает от дождей!..
Вечером, похоже, было маленькое землетрясение, потому что ни с того ни с сего зазвенели оконные стёкла.

Из горной тундры в термальные воды
10 августа 2010 г., вторник

Встали в 06 часов, попили чаю, собрались. В Ключах пасмурно, Сопка не видна и молчит. В 08-00 автобусы (наш и второй, из Усть-Камчатска) отправились из деревни Ключи. Нам достался не ПАЗик, а ‘Daewoo’ с кондиционером, поэтому дорожная пылища не так ощущалась. Зато юный водитель гнал так, что взорвалась покрышка заднего колеса. Пришлось останавливаться и менять.

Термальный бассейн в Паратунке

В посёлке Мильково пообедали в кафе, в Сокоче купили пирожки с ягодной начинкой. Один разъели горячим, еще по одному на каждого припасли на вечер.
В 17-45 вышли в Елизово. Сели на маршрутку №110 (водитель был сильно недоволен габаритами наших рюкзаков, но ждать автобус никаких сил уже не оставалось). Приехали в курортный посёлок Паратунка, на небольшую базу отдыха, где есть термальный бассейн (ул. Коркина, 1). Поселились в 2-местном номере на 2 дня. Но тут уже за удовольствие 3 тыс.руб./чел., а если с завтраком, то совсем уж дикость получается, так что мы решили без питания. Тем более что кухня есть. Сходили в магазин, купили пельмени, соус, хлеб, помидорки.
Искупались в термальном бассейне, потом сварили пельмени, попили чай с ягодными пирожками. Горячие несравненно вкуснее, но мы и так последние скупили, у продавцов оставались только с картошкой и грибами. В дороге утомились, аж голова заболела.

11 августа 2011 г., среда

Тепло!!! Как мы отвыкли в тундре от тепла! Реальная жара, около +23 градусов!!! День отдыха и релакса на базе отдыха ‘Берёзка’. Весь день (с перерывами, конечно) купаемся в термальном бассейне, отсыпаемся в красивой комнате с настоящими кроватями и постелью. Приятно иногда вот так покайфовать и полениться.

Камчатская трава

Разок поели в соседней кафешке, больше не захотелось, уж очень там всё дорого. Подсмотрела рецепт отбивной из кальмара. Элементарно! Надо будет дома сделать. Сходили в магазин, купили огурцы, хлеб, фаршированный перец. Вообще, цены на овощи-фрукты на Камчатке просто шокируют. Говорят, из-за того, что сюда всё везут самолётами. Картошка по 80 руб./кг, а на всякие груши-абрикосы лучше и не смотреть: до 300-400 руб./кг! При том, что простой народ живёт, судя по домикам Петропавловска и по разговорам, очень даже небогато. Вот и мы обходимся овощным минимализмом.
Здесь тоже все не занятые лесом или человеком кусочки земли вдоль дороги захвачены гигантскими травами. Дудки и развесистые зонтики медвежьего корня вымахивают до 3 метров, а толщина стебля с моё запястье. Вот такая трава!.. На горизонте высится вулкан Вилючинский. Интересно было бы попасть в город Вилючинск: там база подводных лодок - но это запретная зона.
А показуха бессмертна даже на Краю Земли. По телеку передали, что на этой неделе на Камчатку собирается прилететь премьер-министр В.В.Путин. И вот сегодня по узкому извилистому паратунскому шоссе торопливо чухает специальная машинка и рисует разметку, которой здесь впомине не было не только ещё вчера, но и, похоже, с самого дня рождения этого асфальта. При этом нам вовсе не до смеха от мысли, что если премьер нагрянет в районе 20 августа, то ради его визита неизбежно перекроют единственную дорогу между Петропавловском и Елизово, и тогда нам не попасть на самолёт!!! (Впрочем, нам снова повезло, и прилёт в эти дни не состоялся. А здешняя дорожная служба, кажись, осталась с напрасно нарисованной разметкой, как тот известный по анекдоту дурак с чистой шеей).

Авария на трассе

На всех холмах в Паратунке ярусами возвышается множество гостиниц, санаториев и т.п. Некоторые просто немыслимо роскошного вида (наверно, на взгляд оттуда наша дорогущая база отдыха считается ночлежкой для бедноты). А мы здесь ради бассейна, и он нам очень нравится: хоть небольшой и неглубокий (где-то 7м х10 м по периметру и глубиной до 1,5 м), но чистый, с нескользким голубым покрытием. Спущенный с бортика на шнурке термометр показывает +35 градусов. Как рассказал пожилой работник, обслуживающий всю эту систему, до такой температуры воду приходится остужать, смешивая с холодной, потому что изначально термальная вода вырывается из Земли разогретая до +80 градусов. Раньше я самоуверенно считала, что, будучи крайне теплолюбивым животным, с радостью залезу в бассейн, где вода +45 градусов, но в реальности оказалось, что даже +37 - это очень горячо, а вот +35 - в самый раз.
Дозвонилась в Петропавловск, в гостиницу Красного Креста, забронировала 2-местный номер на оставшиеся дни, с 12 по 20 августа.

Окно с видом на море
12 августа 2010 г., четверг

Тепло закончилось. Сегодня пасмурно и холодный ветер. Утром искупаться напоследок не удалось: вода в бассейне едва ли не кипела. В 11-30 сдали номер, пошли на остановку. Автобус №111 довёз до автостанции 10-ый километр, оттуда пересели на автобус, идущий до района СРВ. Вышли на остановке Садовая. Ехали 2 часа. С трудом нашли гостиницу Красного Креста (ул. Пономарёва, 12, на 1 этаже обычной жилой 5-этажки). Поселились за 500 руб./чел./день до 20 августа, чтобы больше уже не метаться с поисками жилья.
Дозвонились в Бюро путешествий и экскурсий. Хотим еще посмотреть ближние вулканы и, конечно, Тихий океан. Поехали обратно в город, в офис, чтобы решить всё на месте (ул. Тушканова, 3, ехать до остановки ‘Силуэт’). Долго стояли в пробке из-за ремонта дороги, но успели.
Записались на завтра на морскую экскурсию (отправление в 15-00) и на двухдневную к вулканам на 14-15 августа. На обратном пути зашли на рынок, купили картошку, куриный окорочок, зелень и на пробу немного кижучиной икры (на развес). Вечером сварили куриную лапшу, потом поели бутерброды с икрой.

13 августа 2010 г., пятница

Весь день пасмурно, шквалистый ветер. Из Бюро путешествий нам позвонили, что морская прогулка отменяется из-за шторма (говорят, даже вышедший утром катер им пришлось заворачивать обратно). Договорились перенести экскурсию на 18 августа, в 10-00.
Раз такое дело, пошли гулять в город. Наша теперешняя гостиница находится, можно сказать, близко к берегу. Эта часть Петропавловска вытянутая и узкая, зажатая между Авачинской бухтой и зелёными сопками. Дорога виляет по крутым поворотам, подъёмам и спускам, и из окна автобуса можно рассматривать грузовой порт, краны и корабли. Жилые дома, в большинстве не выше пяти этажей (сейсмический район всё-таки!) лепятся на сопках один над другим. И получается, что у кого-то окна квартир смотрят в упор на крутой склон. Ну, может, ещё клочок неба оттуда видно, а больше ничего. Очень часто между соседними домами через блок-ролики натянуты верёвки для сушки белья.
Центр Петропавловска интересно расположен: административные здания и театр смотрят через площадь на городской пляж. На галечный берег волны выбрасывают морских звёзд, медуз и каких-то устриц в чёрных раковинах. Попадаются куски стекла, отшлифованные до состояния гальки - круглые и без малейшей острой грани. Морских звёзд, которые шевелили лучами или хотя бы мелкими присосками, мы выбрасывали с берега обратно в море. Несколько мелких и уже без признаков жизни я взяла, чтобы засушить на память. В тихой мелкой заводи наблюдали, как большая морская звезда пожирает моллюска.
Холодно.

Вулкан Мутновский
14 августа 2010 г., суббота

Подъем в 05-45. В 06-50 вышли на автобус. В такое время их еще мало ходит, да и выходной, народ спит. Общий сбор на улице возле офиса Бюро путешествий и экскурсий. Тут неожиданно встретили Геннадия и Свету, с которыми познакомились в Ключах. Мир тесен! Гена вообще местный, из Петропавловска, а Света приехала к нему в гости из Владивостока - когда-то учились вместе и много лет дружат. Ещё в нашей группе молодой рыженький и общительный Ваня, он рулевой матрос на корабле, а в свободное зимнее время сноубордист. Группу сопровождают два гида, девчонки-судентки: Юля за главного и Арина вроде как стажёр-помощник. Погрузились в микроавтобус, заехали в санаторий ‘Голубая лагуна’, забрали там еще семью москвичей (маму с папой и сыном-подростком).

Кипящая речка в Малой долине гейзеров

Сегодня по плану восхождение на вулкан Мутновский, а завтра - на Горелый. В дороге застряли на 1,5 часа из-за техники, которая поднимала из кювета опрокинувшийся ‘Урал’. Крутейшие японские джипы объезжали место аварии через откосы и по чисту полю, но наш водитель сказал, что у микроавтобуса слишком длинные свесы, а кювет крутой - зацепимся. Пришлось стоять и ждать, пока дорогу не освободили.
Погода совсем испортилась. Холодный ветер и время от времени дождь.
Двинулись на восхождение только в 12-30. Машина осталась ждать у ворот геотермальной станции, работающей на энергии подземных источников. Сначала посмотрели так называемую ‘Малую Долину гейзеров’. Бурлящие отверстия-котлы, вокруг которых растут зелёные термофильные водоросли, струи пара из-под земли. И весь этот пар, под страшным напором вырываясь из Земли, ревёт, гудит и свистит. Народ, бывавший в ‘большой’ Долине гейзеров рассказал, что там, в принципе, всё то же самое, только крупнее. Москвичи туда слетали (вертолётная экскурсия 25 тыс.руб. с носа!) и остались недовольны, потому что из вертолёта было почти ничего не видно.

Лед и пар Мутновского вулкана

Экскурсии на вулкан Мутновский поднимаются не на вершину, а только до кратера (это высота около 1400 м.) Внизу плутанули: Юле показалось, будто вдали медведи, - пошли куда-то в обход, накрутили пару лишних километров. В итоге, не дойдя полдороги, москвичи вымотались и в сопровождении Арины повернули назад, а остальные продолжили путь.
По дороге встретили флегматичного черношапочного сурка и резвого горностая. Диме удалось обоих заснять на видео. До кратера добрались только в 18-30. Как выяснилось, с другой стороны вулкана существует гораздо более короткий подход, но тогда пришлось бы обойтись без долины гейзеров.

Вулкан Мутновский. Серная фумарола

В огромном кратере Мутновского мощные столбы пара каким-то чудом соседствуют с очень серьёзными ледниками. Особенно впечатлили ревущие ярко-жёлтые серные фумаролы, будто норы драконов. И очень необычно выглядит на склонах чередование льдов со слоями жёлтого песка. Но сернистых газов столько, что выносят весь мозг, - даже сильнее, чем возле кратера Авачи (там-то мы были на вершине, а здесь практически в чаше, вот концентрация и давит сильнее).

Вулкан Горелый

Спустились в полной темноте только в 22-50. На ужин кормили ухой из горбуши. У Юли еще хватило сил петь под гитару. Палатки для ночёвки уже тоже стояли (вот сервис!). Мы с Димой поселились в 2-местный САМР. Удобная палатка. Уснула быстро, несмотря на шум и свист электростанции. (Приснился Андрей Лиукконен, с которым я была в одной экспедиции в Кыргыз-Ату-2007, а в январе 2010 года он с половиной своего отделения новичков погиб в лавине в Безенгах.)

Лава вулкана Горелого
15 августа 2010 г., воскресенье

Отсыпались до 08 часов. Утро солнечное. На завтрак Юля накормила всех рисовой кашей на сгущёнке. Свернули палаточный лагерь, около 10 часов выехали, и в 11-30 стартовали на вулкан Горелый. Здесь тропа до кратера короче (всего 3 км, а вчера было 13 км), легче, погода отличная.
С привалами, фотосъёмками и перекусами в 14-00 группа в полном составе дошла до огромного двойного кратера.

Тихий океан

Глубоко внизу в одной половине коричневое озеро, а в другой матово-голубое из жёлтых фумарол рвётся пар. Там же Юля показала на 100-метровой глубине расщелину, внутри которой с определённой точки наблюдения удалось рассмотреть раскалённую красную лаву. Свидетельствуя о сумасшедшей температуре, над расщелиной заметным маревом колышется горячий воздух. По словам нашего гида, раньше этой расщелины вообще не было, и еще 2 недели назад она была гораздо меньше, чем сейчас. Вулкан жив!.. К сожалению, из-за большой удалённости и яркого солнца запечатлеть лаву на фото не получилось, да и на видео её можно скорее угадать, чем разглядеть. Но какие-то фотографы явно задались целью заснять огненное свечение в темноте, а для этого прямо на вулкане и ночевали (их палатка стояла на поляне в дальней части кратера). Кстати, год спустя я нашла в интернете ночную фотографию той самой дыры, снятую хорошим объективом на сильном приближении: горящая алым светом из черноты расщелина смотрелась на ней, словно адская пасть. Жутко и чарующе красиво. Фотограф - молодец!
Народу на Горелом гуляло видимо-невидимо, что русских, что иностранцев. В 15 часов мы пошли вниз и поехали обратно в Петропавловск. По пути в 19-20 остановились на ужин возле реки. Желающие сходили на ‘дикий’ термальный источник, но после чистенького бассейна в Паратунке тесная природная ‘ванна’ 2х3 метра, со склизкими камнями на дне, забитая кучей взрослых и каких-то покрытых коростой младенцев выглядела совсем грустно.
В реке носами против течения стояла толпа бледной обессиленной горбуши (а может, кеты). Рыбы уже отметали икру и доживали свои последние часы. Их было жалко, но и количество поражало воображение - при том, что Юля с Ариной сказали, что это вовсе не много рыбы, а так, остатки.
В город вернулись только в 22 часа. В офисе нам сказали, что экскурсионный катер, на который мы записались, будет отправляться не из центра города, а с другого причала.

Тихий океан
16 августа 2010 г., понедельник

За два дня похода мы подружились со Светой и Геной и вчера договорились все вместе съездить на Тихий океан (воду в бухте мы уже руками потрогали, оставалось выполнить еще одну Принципиальную Цель - искупаться в ОКЕАНЕ). Утром дозвонились Гене, договорились встретиться в 12-00 на автовокзале КП (это расшифровывается ‘Комсомольская площадь’, но весь народ пользуется только сокращением). Купили вино, сок, сыр, печенье. Света привезла сырую рыбу, чтобы запекать её в фольге. Банкетное меню завершал арбуз.
На автобусе №8 доехали до конечной остановки. Гена сказал, что идти до океана ‘минут сорок’. Это вылилось в 1,5-часовой переход, включавший брод туда и обратно через широкую и глубиной выше колена холодную речку Халактырку, и с лазаньем на утёс, где обычно тренируются скалолазы (мы были в сандалиях, поэтому поднялись, конечно, по обходной тропе, по которой забираются, чтобы вешать страховку).
В конце концов, около 15-40 добрались до берега. Нам со Светой сразу приглянулось место на песчаном пляже, а Дима и Гена пошли разведывать, нет ли подходящей площадки чуть ближе к лесу, где дул не такой сильный ветрище. Наше появление, похоже, не очень понравилось какому-то мужичку, который бродил между устьем Халактырки и полосой прибоя и поспешно сматывал что-то типа сети. Вскоре за рекой показался УАЗик, двигающийся тоже в нашу сторону. Оттуда вылезли трое амбалов в болотных сапогах и побрели через устье на наш пляжик.Типчик с сетью заблаговременно дал дёру и залёг где-то в густой траве. Мы сильно насторожились, потому что видок у инспекторов рыбнадзора был полубандюганский, а наши мужчины до сих пор бродили где-то в бурьяне. Наконец, они явились с какими-то веточками для костра. Рыбинспекторы быстро догадались, что мы тут не браконьерствуем, а чищеную рыбу привезли с собой, потому они лениво перебрели реку обратно к машине, хлопнули дверцами и уехали.
Мы решили устроиться прямо на берегу океана. Здесь был настоящий, ощутимый Край Земли, потому что видно было, как в далёкой дымке планета закругляется по горизонту. Оттуда, из бесконечного синего простора, на пологий берег накатывали, преследуя друг друга, широкие пенные полосы прибоя. С прибоем и постоянным холодным ветром сливался тяжёлый низкий рёв Тихого океана. Мягкий и глубокий чёрный песок пляжа нагрелся от солнца и теплом ласкал босые ноги, но вода была обжигающе ледяной.

Корабли

Мы с Димой, как и обещали себе, окунулись в Тихий океан. На самом деле, просто вошли по щиколотку в воду и на секунду легли в прибой. Забраться глубже оказалось невозможно: пляж настолько пологий и мелкий, что, пока зайдёшь по колено, ступни уже нестерпимо ломит от холода.
На берегу собрали сухой плавник для костра. Запечённая рыба получилась превосходная: Света сделала сельдь и кету под майонезом и с лимоном. Так мы сидели вчетвером у костра, ели вкуснятину и душевно беседовали (то есть орали на пределах голосовых связок, перекрикивая гул океана), как вдруг в 18 часов обратили внимание, что нашего пляжа осталась узенькая полосочка! За пару часов океан приблизился почти на 30 метров, это был прилив. Пришлось экстренно собираться и делать ноги. В 18-40 двинулись домой. К тому времени океану осталось дотянуться лишь несколько метров, чтобы захлестнуть остатки костра.
Обратная дорога до автобуса сократилась благодаря попутному УАЗу, водитель которого предложил подвезти нашу компанию.
Это был ещё один замечательный день!!!

17 августа 2010 г., вторник

Погода обычная: пасмурно и мелкий дождь. После завтрака поехали в Музей боевой славы, который заприметили неподалёку, но оказалось, что во вторник у них выходной. Так что внутрь не попали. Посмотрели только орудия, которые стоят на улице.
Оттуда пошли за подарками для родных. На набережной в этно-салоне ‘Шаман’ купили деревянные фигурки: моржика с клыками и меховым воротником, человечка-пеликена и ворона Кутха. Там было ещё много всего красивого из клыков, костей, рогов и шкур, но мы любим зверей, и нам всегда жалко, если их убивают ради сувениров. И медведя, чучело которого стояло в углу, тоже было очень жалко. Поэтому выбрали только два ‘гуманных’ украшения: деревянную подвеску в виде камбалы и подвеску из бисера, символизирующую солнышко. Она дополнена куском вулканического стекла - острым, обколотым в виде наконечника для стрелы.
Посмотрели на корабли в грузовом порту, сфотографировались на фоне одного из них, который назывался ‘Челябинск’. Погуляли по пляжу под дождём. (Нет, всё-таки я люблю наш континентальный климат, чтоб солнышка побольше, а не такой туманный депрессняк.. Хоть наш знакомый матрос Ваня и рассказывал, что здесь выпадает зимой по 5 метров снега, что в Петропавловске прямо посреди города есть несколько горнолыжек, а на сопках вообще можно кататься на бордах и лыжах даже в июне, чем вогнал Диму в состояние глубокой белой зависти.)
Съездили на остановку ‘Силуэт’, купили на рынке свежей икры. Дома её поели, и еще рыбу с картошкой.

Нерпа и все-все-все
18 августа 2010 г., среда

Встали в 07-00, чтобы собираться в порт. Едва включила телефон - звонок из Бюро путешествий. Сообщают, что катер будет не в 10-00, а в 08-30. Ничего себе!!! В темпе, без завтрака, собрались и помчались в район ЖБФ (ладно ещё, что близко, всего 4 остановки до бухты Бабьей). Отыскали на причале катер ‘Кетлин’. Мы приехали первыми, и к тому времени, как подтянулись остальные экскурсанты, успели настолько освоиться, что к Диме даже начали подходить тётушки-туристки и расспрашивать, что здесь и как. Похоже, отросшая за время путешествия густая борода придавала ему солидный вид ‘настоящего морского волка, насквозь просолённого морем’, - как выражался кто-то из персонажей фильма ‘Остров сокровищ’.

Один из Трех братьев

Отчалили мы только в 09 часов, потому что какие-то пассажиры звонили, что стоят в пробке. И уже отвалив от причала, снова возвращались, чтобы забрать ещё двоих. Наконец, ‘Кетлин’ взяла курс на выход из бухты. И вдруг через несколько минут прямо возле ремонтных доков, мимо которых мы проходили, из воды высунулась большая усатая голова с тёмными глазами и маленькими ушками и круглая светло-серая спина с крупными пятнами. Уж не знаю, кто это был: какая-нибудь кольчатая нерпа или тюлень.. короче, кто-то из их семьи. С минуту посмотрев на наш катер, зверь нырнул, согнув спину колесом, и ушёл в глубину.
Катер уходил всё дальше, мимо причала военных кораблей. С воды очень красиво смотрелся Петропавловск, разбежавшийся по зелёным сопкам. Мы держали курс в Тихий океан, и чем ближе к выходу из Авачинской бухты, тем сильнее качались на поднявшихся длинных пологих волнах. Мы с Димой вышли на самый нос катера. Там было просто здорово: всё видно, аж дух захватывало. Приблизились к торчащим из моря скалам Три брата. Они заселены колониями птиц.
И вот катер вышел из бухты в Тихий океан.. Волны стали мощнее, но тут мы попали в густой туман. Стало ничего не видно и холодно. Мы пошли в салон погреться. Пока пили кофе с карамелью и печеньем и болтали с другой семейной парой, вдруг заметили, что, оказывается, идём обратным курсом! Матрос сказал, что не тумана испугались, а просто каких-то женщин, детей и иностранцев укачало. И вместо того, чтобы стравить за борт и жить дальше (верное средство при горной болезни!), они где-то там слегли и раскисли. А ведь могли бы адекватно оценить способности своего вестибулярного аппарата и записаться на другую экскурсию - 3-часовую по Авачинской бухте. Досадно, что из-за них мы все не попали на остров Старичков. Хотя, уж извините, у нас появились основания подозревать, что у матросов это просто дежурная отмазка, чтоб не ходить далеко от дома.

Катер зашёл в какую-то тихую бухту и встал на якорь. Желающим выдали снасти и наживку для ловли камбалы. У нас не клюнуло, но мы и не расстроились. Зато какая-то семейка рядом таскала рыб одну за другой, фотографировалась с добычей и выкидывала камбал с пораненной пастью обратно в воду. Парочку рыб передали команде на камбуз, там быстро сделали экзотическое блюдо: тонко нарезанные ломтики сырой рыбы надо было макать в соевый соус и есть. Решились отведать не все (из-за сходства кусочков рыбы с червячками), а нам понравилось.
На воду спустили резиновую моторную лодку. Сначала ныряльщик насобирал со дна водоросли, крабов и морских ежей и давал всем желающим попробовать ежиную икру. Мне захотелось выпустить случайно попавших в корзину морских звезд и крабов. Бывшие тут же мальчишки сразу подключились к разбиранию водорослей и спасению из корзины пленной живности. Всех санитаров моря мы за несколько минут отправили домой, за борт.
По плану был обед из морепродуктов (уха из горбуши). Потом на лодке катали всех желающих - партиями по 6 человек. Мы тоже надели спасжилеты и прокатились к скалам, торчащим из воды. Напоследок катер сделал круг по Авачинской бухте. Насмотрелись вблизи на морских птиц: белых чаек, тощеньких чёрных бакланов и упитанных красноклювых тупиков. Экскурсия закончилась в 15 часов.
Съездили в город на рынок, купили 2 стейка чавычи, картошку и в гостинец 12 банок икры нерки (нам еще выдали сертификат-разрешение, что всё законно и можно вывозить икру на Материк).

Якорь командора Беринга
19 августа 2010 г., четверг

Наш последний день в Петропавловске-Камчатском. На завтрак доели икру (я сфотографировала Диму в момент кусания бутерброда, кадр называется ‘Завтрак туриста’). В 10-50 поехали в Музей боевой славы. Билет стоит 50 руб. Честно говоря, не очень понравилось. Мы, конечно, понимаем, насколько велика роль В.И. Ленина в деле организации Октябрьской революции и что оборона Брестской крепости была настоящим подвигом советских солдат, но.. откровенно говоря, от музея на Камчатке ожидали не этого.
Узнали, что в паре остановок отсюда находится краеведческий музей, и пошли туда. Вот это класс!.. За 80 руб. увидели костяные или обсидиановые наконечники для стрел, и витрины с чучелами зверей и птиц, которые водятся на полуострове и вокруг него и стенды про историю освоения Камчатки, и якорь с корабля экспедиции Витуса Беринга. Материалы про оборону Авачинской бухты от англичан в 1854 году и про войну 1905 года. Костюмы коренных народов, традиционные предметы быта, украшения и много-много всего. В отдельном зале работала выставка современной живописи. Там же продавались необычные вещи (я купила дизайнерскую бандану местной школьницы Насти Сушко с символическим отображением легенды о том, как ворон Кутх создал землю Камчатки, зверей и птиц).
Ещё мы хотели купить календари с видами Камчатки, но почему-то в книжных магазинах ничего не оказалось. Реализовали еще одну внезапно пришедшую идею: мы же возле океана - значит, надо попробовать суши! Никто из нас ни разу не ел суши. Даже мысли не приходило попробовать это блюдо в глубине Материка, где-нибудь у нас в Челябинске или в Екатеринбурге. Но здесь-то вся рыба должна быть свежая!.. Короче, зашли в суши-бар, взяли разнообразный набор, к которому прилагался мисо-суп. Суп показался странным и так себе, а роллы понравились, вкусно. Правда, официантка призналась, что рыба не местная, они возят её.. из Японии!!! Ну это уже просто офигеть, куда катится экономика края..
Вечером дома дожарили остатки чавычи и собрали рюкзаки.

20 августа 2010 г., пятница.

Встали в 08 часов. Дима чем-то траванулся и плохо себя чувствует. Подозревает масло с бутерброда, я подозреваю вчерашнюю сырую рыбу. Ну вот!.. Заглатывает таблетки угля из аптечки и морально готовится ничего не есть в самолёте.
В 10 часов сдали номер, попрощались с администраторами гостиницы и поехали в аэропорт. По дороге в Елизово оказалась пробка: на узкой дороге перевернулся автоприцеп с рыбой, которая разлетелась на обочину и половину проезжей части. Вот жалость, столько рыбы пропало! Зеваки фанатично снимали зрелище на камеры мобильников.
Наш самолет взлетел вовремя, в 14-30. Мне больше всего хотелось, чтобы мы снова заложили круг над зелёными обрывами Авачинской бухты и чёрными пляжами холодного-прехолодного Тихого океана. Но пилоты сразу взяли курс на запад. Нам только и оставалось, что помахать рукой дымящейся вершине Авачинского вулкана. А еще я втихаря включила фотоаппарат и щёлкнула вулкан Корякский рядом с крылом нашего ‘Боинга’.
И вот мы уже высоко над облаками. И вдруг такой прощальный подарок от Камчатки: далеко-далеко справа, на севере, выше Земли и ниже самолёта открылись рядом две громадные белоснежные горы. Ключевская сопка и Камень. Во всей красе.
Всё это осталось с нами, как часть общей судьбы, как часть нас самих. Еще долго (даже после стирки) мы находили дома пылинки вулканического песка, насыпавшегося из швов наших штормовок, рюкзаков и ботинок. Те же микроскопические частички навеки замурованы в наконечнике стрелы из вулканического стекла. Мне нравится разглядывать их на просвет.
Слоем того же пепла после одновременного мощного извержения Шивелуча и Ключевской сопки всего лишь два месяца спустя, в конце октября 2010 года, засыпало деревню Ключи и Усть-Камчатск. У себя дома, в глубине Материка, в те дни мы думали о стране Огнедышащих Гор и обо всех, кого повстречали на Краю Земли.

Надя и Дима, г.Снежинск
Декабрь 2010 – август 2011.

Рад за ВАС!

Хоть и путешественники, ладно 5 баллов за Еврашку.

уточнение

Эх, вспомнилось детские годы на Камчатке... Маленький комментарий к фото "Камчатская трава" изображенное на фото растение носит название "пучка" - ударение на первый слог - и трогать её руками не рекомендуется, ибо её сок ядовитый (особенно во время цветения) – жжёт не хуже крапивы.