Горы мира > Кавказ > Казбек >

Автор: Владимир Илларионов, Севастополь

Севастопольцы на Казбеке. Часть 1.
К восточному пятитысячнику.

Варенин - Орешки, как доппитание

Планы нашей группы на восхождение в летний сезон 2011 года были обширны и предполагали несколько вариантов развития событий. Гималайский трекинг оставался самым романтичным и экзотическим. Но он требовал как минимум трехнедельного отпуска. А вот трех свободных недель у деловых мужчин как раз и не было. Тем более таких, которые бы совпали для всех по срокам отъезда. Второй вариант – Приэльбрусье. Масса красивейших гор и ущелий, относительно хорошо разведанные и опробованные подъезды и подходы, гуманные цены. А главное – сроки пребывания в горах Приэльбрусья можно варьировать в зависимости от состояния здоровья и погоды. Но вот незадача! Закрыли власти России Приэльбрусье для посещения то ли из-за зимнего расстрела автобуса с московскими туристами, то ли из-за подрыва опоры канатной дороги, то ли по какой-то иной причине. Вот Юра Круглов и вспомнил свое альпинистское крещение 23-летней давности на Казбеке. Самый восточный пятитысячник Кавказа вулканического происхождения красив и величественен. На фотографиях он выглядел привлекательно, и претенденты на участие в экспедиции такой вариант одобрили. Но за день до вылета количество участников сократилось с 8 до 4. Тренером-инструктором остался Юра Круглов, инициатором-заводилой - покоритель Эльбруса Валера Варенин, завхозом-кулинаром - Серега Орловский, высотным носильщиком видеокамеры – Володя Илларионов. Старт из Севастополя в 4 часа утра. Вылет из Симферополя в 7часов, из Киева – в 11. Досадно лететь в Киев, что бы потом пролетать в обратном направлении над Судаком. Но сегодня – это кратчайшая дорога из Севастополя до столицы Грузии.

Радушная встреча в аэропорту «Тбилиси». Получаем 8 газовых баллонов, запрещенных к перевозке самолетом, закупленных нашими друзьями по эту сторону границы. И микроавтобус нас мчит по Военно-Грузинской дороге в сторону Крестового перевала. За перевалом спуск к Владикавказу до села Казбеги (ныне - Стефанцминда). Всего около 150 километров. По местным меркам, Казбеги – город. Есть водопровод и канализация, электричество и спутниковые тарелки почти на каждом доме. Есть одна элитная гостиница и несколько дворов, адаптированных к новым экономическим условиям. Ретрансляторы обеспечивают мобильную связь нескольких операторов. Уже в сумерках останавливаемся на улице Чавчавадзе в частном домике. Гостеприимная семья готова в своих комнатах три таких, как наша группа принять. Отличный ужин, душ, и мягкие постели на раскладных основаниях. С вечера переупаковываем рюкзаки, что бы утром время не терять. Юра не устает повторять: «Помните, все тащим на своем горбу! Решайте, что оставить в гостинице!» После каждого такого напоминания еще некоторые элементы высокогорного гардероба из рюкзака отправляются в мешок для «камеры хранения».

Вид с ледника. В центре внизу - метеостанция

Ранний завтрак съедаем с чувством выполненного долга и осознания, что не скоро такой стол увидим. С благодарностью покидаем утром дом в Казбеги и на внедорожнике по каменистому серпантину поднимаемся к храму Святой Троицы. Дальше проезжих дорог нет. Нет канатных дорог. Пешеходная тропа идет через заросли молодой березы и рододендрона. Наша цель – перевал Саберце. На нем установлен поклонный крест на высоком каменном постаменте. Конечно, Саберце – не перевал. Перевал это нижнее место в гребне между вершинами. Саберце – самый комфортный путь на гребне, не имеющем второй вершины. Летом сюда лошади способны груз поднимать. Чисто, ухожено, незамусорено. Короткий привал и снова в путь. Можно, конечно, надрываясь, добежать за день до метеостанции на 3650. Набор высоты того стоит и сделать его реально. Но отсутствие акклиматизации гарантирует жуткую головную боль, желание бежать вниз и бесперспективность дальнейшего подъема. Юра предложил компромисс – ночевка за перевалом Саберце на морене ледника на высоте около 3000 метров. Ради этого и несли двухместную палатку. Решение абсолютно правильное. Дойти до метеостанции мы бы смогли. Но вечер и ночь показали, что с «нуля» от уровня моря за сутки до 3 тысяч – многовато. На газовой горелке сперва наварили чая. Даже на такой высоте питие определяет сознание. Для нас, моряков, воздух уже разряженным кажется и обезвоженным. Поле длительного перехода в пластиковых ботинках полезно босиком пройтись, ванночки в ледниковых озерцах или ручьях принять. Ужин – импровизация Сереги Орловского. Самокритике его нет предела. Говорит, что дома такое есть бы не стал. А может мы в горы и ходим для того, что бы есть то, что дома не естся? Но все умяли, и еще мало было. На отсутствие аппетита никто не жаловался. В непродолжительном разрыве облаков увидали вершину в последних лучах солнца. И тут же занавес задернулся. В двухместной палатке четверых здоровенных мужиков разложили валетом. Пуховые спальные мешки гарантировали тепло. Ночью самый высотноадаптированный из компании Юра вскочил, дескать, голоса и шаги слышит. Выскочил, озираясь в ночи. Никого, только дождь моросит.

Второй подъем уже после рассвета. Вечернее шуточное пожелание «Ласки хочется!» обернулось неожиданной реализацией. Ласка пришла. Но угостить ее нечем было. Теоретически – ласка хищник, а мяса у нас не было. Оббежав полянку чуть ли не по нашим ботинкам, не найдя ничего достойного порядочной зверюшки (кроме чудом оброненной хлебной корки), ласка скрылась с наших глаз. Наверно, в ожидании более хлебосольных гостей Ласковой поляны. А мы паковали наши рюкзаки и всматривались в проясняющийся контур нашей сегодняшней цели – метеостанции. Построили ее еще в 1937 году по приказу Сталина. Строили, конечно, провинившиеся по политической линии граждане Страны Советов. Для политзаключенных были созданы все условия. На высоте 3650 метров – небольшая площадка, относительно безопасная от камнепадов и лавин. Поставили барак (доски на себе строители несли от самой церкви). Топор, кирка, - нехитрый арсенал для каменотесов. Так вот и построили каменную многокомнатную избушку на высоком арочном цоколе. Даже частично второй этаж устроили. Есть что-то общее с Приютом Одиннадцати на склоне Эльбруса. Уже в конце прошлого века метеорологи бросили строение за ненадобностью. Годы запустение грозили завалить толщенные стены и стальную кровлю. В 2011 году сооружение приняла на баланс организация, готовая его реконструировать под высокогорную гостиницу. Грузинские христиане назвали её Вифлеемским приютом, и мы стали свидетелями прибивания щита на ворота. Конечно мы – не первые его посетители. Но первые из тех, кто пришел в метеостанцию, а ушел уже из приюта Вифлеемского.

Метеостанция

Подъем к метеостанции отнял последние силы. Прав был Круглов. Если бы мы поднялись без ночевки на Ласковой поляне, дальше все сложилось бы куда сложнее. Таблетки от головной боли и так пользуются спросом. Знакомимся с нашими апартаментами. Гостиница без изысков. Полы деревянные, давно не крашенные. Видимо, не знают про интернет-магазин напольных покрытий. В оконных проемах кое-где уцелели двойные рамы. Где не хватает стекол, там в дело пошла пленка. Под потолком, обшитым фанерой – энергосберегающая лампочка висит на проводе, прибитом гвоздем. Ее на час-другой включают по необходимости при работающем генераторе. У смотрителя в комнате есть телевизор, на крыше - спутниковая тарелка. Уже есть барная стойка, чипсы, пепси-кола и сухое вино в трехлитровых тетрапаках по цене около 25 долларов. Мобильная связь устойчива только на краю площадки у крыльца. Там скамейка специально для переговоров с внешним миром. Прикольно. Удобства – над пропастью на склоне горы метрах в 50 от приюта. Ночью не очень-то набегаешься. Нас устраивает и кухня, она же – кают-компания, просторная и светлая (днем). Человек пятнадцать вместить может одновременно. Пять-шесть газовых горелок на столе помещается. Несколько полок на стене для раскладки продуктов и посуды. Но и подоконники заняты. Воду нужно таскать из ледникового ручья. Успел в дневное время – вода твоя. Не успел – ночью ручей подмерзает, снег сгребай и топи. Был когда-то водопровод из стальных труб с подачей талой воды прямо к крыльцу. Но от него остались только расчлененные трубы на склоне.

Первый тренировочный выход делаем к церкви Святого Георгия на высоте 4000 метров над уровнем моря. Путник видит это сооружение, только подойдя к нему вплотную. Конструкция из алюминиевого сплава и ее обтекаемые формы говорят о причастности авиаторов к реализации проекта храма Святого Георгия. Капсулу вертолетом подняли на заданную высоту. Альпинисты тросами расчалили корпус церкви. Иконы по стенам развешаны. Подсвечники стоят, лампадки. Повредить конструкцию сооружения ветер не смог, но снега намел через неплотно прикрытые створки дверей. Мешочек с пожертвованиями весит у входа. Добавили свои монетки. Панорама гор – красивейшая. Удар в колокол и малиновый звон разносится над горами. Трудно поверить, но по рассказам смотрителя приюта, здесь регулярно службы проходят, батюшка снизу из монастыря поднимается. Недавно венчание альпинистской пары проходило в этой церкви. Всё – вниз! Пора отдыхать и готовиться к завтрашнему выходу.

Огромное удовольствие после напряженного дня и долгого хождения по снегу и скалам снять ботинки, переобуться в сандалии. На приюте ванной комнаты нет, как нет и душа. Желающие греют воду на газе и плещутся на улице. Или снегом обтираются. Чая пьем много и разного. С сахаром и без, цветочного и черного, крымского айпетринского сбора и зеленого, горячего и теплого. Любого. В нашей комнате - палати в два яруса. На доски матрацы брошены. Для четверых просторно. Располагаемся с комфортом. Вещи на виду раскладываем, проверяем снаряжение для завтрашнего выхода. Тут только и выясняется, что кое-какие необходимые вещи остались в гостиничном номере в Казбеги. Придется обходиться без необходимого.

Ужин не блещет ресторанным разнообразием. Но и супы быстрого приготовления при сыровяленной колбасе деликатесом кажутся. Как не странно и пюре картофельное с аппетитом уминаем. Значит, не все потеряно, и горняшка нас еще не достала. Харчами не перебираем, по карманам шоколад и изюм распихиваем на утренний выход. Ночью наблюдали необычное для Крыма, но вполне нормальное для Кавказа светопреставление непрерывных молний. Поневоле вспомнилась легенда о Николе Тесла, повелителе грозовых разрядов. Горизонт на востоке полыхал часов до 3 ночи, с соответствующими звуковыми эффектами. Выходим на акклиматизацию часов в 9. Уже через час со скал по снежному склону бесшумно прилетает камень с яблоко величиной и бьет с подскока Юру в колено. Доходим до ближайшей морены и замораживаем ушибленную ногу фирновым компрессом. Дальше Круглов ковыляет на базу лечиться, а мы втроем, получив четкие инструкции, топчем фирн еще пару часов. Солнце припекает, и камнепады с рыжей скалы учащаются. Встречаем тбилисских альпинистов, ушедших ночью из приюта на восхождение. Здоровья им не хватило, они повернули с высоты 4200, когда до вершины оставалось «каких-то» 850 метров. Ребята бодры и веселы. Они уверены, что вернутся на Казбек в ближайшее время. Благо, что от Тбилиси чуть более 150 километров. За три часа доехать можно. Мы продолжили активно акклиматизироваться, но, сполна натоптавшись по склону, поворачиваем к приюту.

На перевале Саберце Сергей Орловский

А там на солнышке уже пригрелась компания альпинистов, свободных в этот день от восхождений. Охотники на привале или рыбаки, рассказывающие байки, рядом с альпинистами отдыхают. Круглов в центре внимания. Все его знают лично, либо по интернетовским сообщениям о его похождениях. С одним из присутствующих он ходил в горах. Нашел и я общих знакомых. Вспомнили старейшего грузинского альпиниста, свана Шалву Маргиани, с которым судьба меня сводила несколько раз в горах Сванетии. Со стороны Саберце поднимаются два паренька в кроссовках. Венгры с трудом находят понимание в беседе с Кругловым, изъясняясь на ломанном английском. По карте показывают, что ищут церковь Святого Георгия. Юра рассказывает и показывает направление. Ребята с мокрыми ногами уходят наверх. Видим их сквозь клочья тумана у церкви. Вниз они ухитряются съехать на клеенках. И уже часа через два они благодарят Круглова за инструктаж и убегают вниз. До темноты им предстоит свалить в Казбеги. У нас начинается легкий снегопад и поднимается ветер. Ниже Саберце льет дождь. Мы вступаем в завершающую стадию экспедиции. Прогноз погоды на 12 июня неутешителен. А значить - на штурм нужно идти 11 июня, завтра. С вечера проверяем снаряжение. Кто хочет - глотает таблетки, залечивает головную боль или простуду. Подъем в 2 часа ночи. В три – выход в полной экипировке. До последней минуты были сомнения в полном ли составе мы выходим на штурм. Даже легкая простуда в горах может обернуться большими проблемами. Но решение принято каждым самостоятельно. Вперед!

Рассвет встречаем на леднике выше Рыжей скалы. Морозный ветер стихает. Но отличный прогноз на это утро явно не хочет сбываться. Над Казбеком закуриваются необещанные облака. Шаг за шагом набираем высоту, выходя на западный склон, откуда и идет маршрут на вершину. Видимость падает. Нам уже не до красот соседних вершин. Их уже не видно. Из графика движения мы явно выбились. Простуда сдает восходителя горняшке. Горной болезнью называют комплекс реакций ослабленного болезнью организма на неблагоприятные условия разряженного холодного воздуха высокогорья. Высота по прибором определяется как 4600. Цифры на часах как бешенные скачут. Наш лимит времени исчерпан, темп движения более чем скромный. Сказалась простуда, обостренная высокогорьем. До вершины рукой подать. Юра делает рывок вверх по приборам и завершает начатое нами дело. Цель экспедиции достигнута. Флаги - на вершине, но видимость нулевая. Видео и фотосъемка невозможны. Путь вниз по раскисшему фирну осложняется снегопадом и туманом. Кое-где уже открылись трещины на леднике. Идем шаг в шаг. Слышим, как под ногами шумит водный поток. Трещина рядом, но фирн ее еще прикрывает. Развиднелось только у самого приюта. В этот вечер чай кажется особенно вкусным.

Севастопольцы на Казбеке. Часть 2. К восточному пятитысячнику.

Севастопольцы на Казбеке. Часть 3. К восточному пятитысячнику.