Руководитель: Е.Домбровский, Москва

Часть 3 отчета

Часть 4 отчета

Часть 1 отчета

6.3. Вершина Зачетная. Траверс.

Категория трудности 1Б (первопрохождение)

Высота 4762 м по карте

4750 м по GPS

Характер ледово-осыпной

Расположена в Коллекторском хребте между пер. Акташ и Улитор Зачетный, в основании отрога, разделяющего долины рек Улитор и Акташ. C вершины снята записка группы альпинистов «Буревестник» г. Ташкент (рук. Михайлов В.А.) от 15.08.2004г.

Прохождение: 4 августа 2011 года со стороны реки Улитор через перевал Улитор Зачетный (с востока). Описание дается от перевала Улитор Зачетный до перевала Акташ (западной седловины).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки.

Выходим с седловины пер. Улитор Зачетный в 15:00. Прямо по гребню подниматься невозможно, сразу над седловиной крупный жандарм. Разведка показала, что южные склоны (со стороны лед. Дугоба) представляют собой широкие осыпные кулуары среди скал (фото 3-1, 3-2), подъем по которым не представляет сложностей. За 35 минут поднимаемся по ним до удобной точки выхода на гребень. Оказываемся немного западнее отходящего на север отрога, разделяющего долины рек Улитор и Акташ (фото 3-3), открывается полная панорама окрестных гор – весь отрог с пиком Узбекистан, панорама Памира за ним на юге (фото 3-4) пик Ташкент, перевал Крестовый и пик Акташ на западе (фото 3-5) долина реки Дугоба и ее истоков на севере вершина Улитор, восточная часть Коллекторского хребта на востоке.

Гребень отрога здесь широкий пологий осыпной. Оставляем рюкзаки и проходим ~ 200-300 метров до тура на вершине Зачетной. Немного не доходя до вершины с туром есть еще одна вершинка, и определить, которая из них выше, практически невозможно (фото 3-4). Снимаем записку пятилетней давности, фотографируемся и возвращаемся к вещам.

Спуск на перевал Акташ просматривается практически полностью (фото 3-5). Всюду нужно спускаться по гребню со стороны ледника Акташ – вначале по осыпному склону, дальше по леднику вдоль гребня (общий вид траверса, со склонов пика Акташ – фото 3-6). Крутизна не более 20-25°. Первую часть спуска преодолеваем примерно за 35 минут чхв, собираемся у небольшой мульды на высоте 4565 (фото 3-7), надеваем кошки. Дальнейший спуск на первую (восточную) седловину пер. Акташ траверсом 10-20 градусного ледника (местами открытого) занимает еще 30 минут, к 17:15 собираемся там (фото 3-8). Седловина неширокая осыпная, есть тур. Отправляем разведку на вторую седловину – там шире и лучше место для ночевки (фото 4-1). Траверс ледового склона (до 25°) в обход жандарма между двумя седловинами – еще 20 минут.

Расчет ходового времени:

· Подъем по осыпному кулуару от перевала Улитор Зач. до гребня: 35 мин.

· По гребню до вершинного тура вер. Зачетная: 5 мин.

· Спуск до восточной седловины пер. Акташ: 1 час 5 мин.

· Траверс до западной седловины пер. Акташ: 20 мин.

На подъем 40 минут На спуск 1 час 25 минут Всего 2 часа 05 минут

Впервые пройденный нами траверс – логичный, недлинный и простой путь перехода из долины р. Улитор на перевал Акташ, не требующий спуска на ледник Дугоба. Сложности не представляет и вполне соответствует 1Б к.т. В хорошую погоду позволяет наблюдать отличную панораму Памира от массива Курумды до северо-западных отрогов хребта Петра Первого, включая все семитысячники, а также существенную часть района Дугобы.

Рекомендуем траверс к включению в маршруты от 2 к.с.

Фото 3-1. Подъем на вершину Зачетная с перевала Улитор Зачетный.

Фото 3-2. Путь подъема на вершину Зачетная.

Фото 3-3. Вершина Зачетная, вид с узловой точки Коллекторского хребта.

Фото 3-4. Вид с вершины Зачетной на предвершину и на Памир.

Фото 3-5. Западный гребень вершины Зачетной, перевалы и пик Акташ.

Фото 3-6. Вид вершины Зачетной с гребня пика Акташ.

Фото 3-7. Выход к мульде на западном гребне вершины Зачетная.

Фото 3-8. Вершина Зачетная, вид с восточной седловины перевала Акташ.

6.4. Перевал Акташ.

Категория трудности 1Б

Высота 4315 м по классификатору

4440 м по GPS

Характер ледово-осыпной

Ориентация север – юг

Номер в классификаторе 4.1.1.

Расположен в Коллекторском хребте, соединяет долину реки Акташ и ледник Дугоба. C перевала сняты записки группы туристов НГУ, г. Новосибирск (4 к.с., рук. Симонов Н.А.) от 7.08.2009г. (западная седловина) и группы туристов г. Уфы (3 к.с., рук. Киреев Р.М.) от 21.08.2009 г. (восточная седловина).

Прохождение: 4-6 августа 2011 года со стороны вер. Зачетной (с востока), с подъемом налегке со стороны лед. Дугоба 5 августа. Описание дается от ледника Дугоба до поляны под Пупом Сельского (устье р. Акташ).

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы.

На перевале Акташ мы оказались, спустившись с вершины Зачетная, вечером 5 августа (фото 4-1). Перевал имеет две седловины примерно равной высоты, причем в описаниях разных групп то одна называется Ложной, то другая. По нашему мнению никакую из них Ложной считать не следует, т.к. сложность их прохождения одинакова. Предлагается именовать седловины «Западная» и «Восточная». Траверс ледового склона (до 20°) между ними с индивидуальной страховкой ледорубом занимает около 20 минут.

Подъем на перевал со стороны ледника Дугоба представляет собой крупную и среднюю осыпь крутизной порядка 15-20° с перепадом высот около 120м (4320 – 4440м, фото 4-2). Подъем занимает около 30-40 минут.

Обе седловины перевала Акташ мелкоосыпные, западная – более широкая, пригодная для установки лагеря. Мы обнаружили 2 площадки для палаток, и, планируя восхождение на пик Акташ (восхождение совершили 5го августа, см. ниже), решили ставиться на седловине и разровняли третью площадку (фото 4-1). Воду можно добыть в трещинах ледника в 100м от седловины. Туры сложены на обеих седловинах.

Спуск с западной седловины перевала Акташ начинаем 6го августа в 7:10. Надев кошки, с ледорубами спускаемся вначале по закрытой фирном поверхности ледника крутизной до 15°, забираем правее к осыпному острову, боясь попасть слева в зону трещин (фото 4-3). Крутизна увеличивается до 25° и открывается лед – спускаемся по открытой части ледника до морен (4060м). Общее время спуска по леднику – 40 минут. Снизу вариант спуска левее (орографически) нашего пути выглядит не хуже, максимальная крутизна там поменьше и зона трещин, похоже, обходится (фото 4-4).

С правой стороны долины под склонами вершин Вечерний Свердловск и САГУ видна тропа по осыпи, однако накануне там произошли несколько крупных камнепадов – решаем пройти по центру. Траверсом преодолеваем несколько моренных гребней и через 35 минут, пройдя небольшую поляну, пригодную для установки лагеря (4020м, верхние Акташские ночевки?) спускаемся правее к тропе в месте выхода реки Акташ из-под камней.

По тропе на осыпях и моренах правого берега реки Акташ еще около 25 минут спуска до широкой травянистой террасы с множеством мест под палатки, родником и горами консервных банок – это «нижние Акташские» ночевки, высота 3830м (фото 4-5, 4-6). Здесь тропа уже плотно набитая – видно, что долина посещается альпинистами и местными пастухами.

От нижних ночевок за два перехода (1:15 чхв) спускаемся по тропе к каньону реки Акташ (фото 4-7). Здесь тропа правым бортом спускается со скального уступа (фото 4-8) и выводит к переправе через реку на расширении в средней части каньона (фото 4-9, 4-10). Переправиться можно как вброд (переодев обувь), так и по камням, не снимая ботинки. Для надежности натягиваем с рук веревку для подстраховки, последний переходит без веревки вброд в тапочках.

От места переправы тропа по крутому скально-осыпному кулуару поднимается из каньона на террасу левого берега, по левому борту кулуара для подстраховки закреплен металлический трос (фото 4-11). Организация переправы, сам переход реки и подъем по кулуару заняли у нас 30 минут. Дальнейший спуск по тропе на травянистых террасах междуречья Акташа и Дугобы-Шигоу мимо коша через 25 минут приводит к мосту через р. Дугоба-Шигоу (мостов здесь даже два – невнятный металлический и надежный широкий из камней и бревен).

Сразу за мостом (фото 4-12), на левом берегу р. Дугоба-Шигоу начинаются многочисленные стоянки – «поляна Сельского» (3070м), традиционно используемые альпинистами как базовый лагерь. Как раз в момент нашего прихода их активно застраивали участники сборов Томской Федерации, так что мы поспешили провести разведку и застолбить себе полянку. Около 12:30 ставимся, обедаем, отдыхаем. Вечером того же дня организуем радиальный выход за заброской в альплагерь Дугоба (-750м +750м, 6,2км в каждую сторону старт в 16:30, возвращение в лагерь к 21:00, см. п. 6.1.)

Расчет ходового времени:

· Подъем от ледника Дугоба на перевал (налегке после восхождения на пик Акташ): 40 мин.

· Спуск с перевала до конца ледника: 40 мин.

· Спуск до нижних Акташских ночевок: 55 мин.

· Спуск до переправы в каньоне р. Акташ: 1 час 15 мин.

· От переправы до поляны под Пупом Сельского: 45 мин.

На подъем 40 минут На спуск 3 часа 35 минут Всего 4 часа 15 минут

Перевал Акташ – средняя по сложности 1Б, простейший способ попасть от альплагеря Дугоба на ледник Дугоба. При прохождении перевала необходимо помнить о каньоне в нижнем течении р. Акташ, а также о наличии двух седловин. Основной по нашему мнению следует считать западную, как пригодную к постановке лагеря и стартовый полигон для восхождения на пик Акташ по В. гребню.

Перевал можно рекомендовать группам от 2 к.с., в том числе и как первую 1Б.

Фото 4-1. Лагерь на западной седловине перевала Акташ.

Фото 4-2. Панорама ледника Дугоба с перевала Акташ (западная седловина).

Фото 4-3. Начало спуска с перевала Акташ.

Фото 4-4. Две седловины перевала Акташ и северный перевальный взлет.

Фото 4-5. Вид на "нижние Акташские" ночевки от "верхних".

Фото 4-6. Вид на перевал и пик Акташ от «нижних Акташских» ночевок.

Фото 4-7. Спуск вдоль р. Акташ к каньону.

Фото 4-8. Тропа в обход верхней части каньона р. Акташ.

Фото 4-9. Спуск в каньон р. Акташ к переправе.

Фото 4-10. Переправа через р. Акташ в каньоне

Фото 4-11. Место переправы через р. Акташ и кулуар на левом берегу

Фото 4-12. Мост через р. Дугоба-Шигоу и выход к поляне Сельского.

6.5. Пик Акташ (с перевала Акташ).

Категория трудности 2Бальп

Высота 4950 м

Характер скально-осыпной

Расположен в Коллекторском хребте между перевалами Дугоба и Акташ. C вершины снята записка группы альпинистов г. Ферганы и Междуреченска (2 человека) от 10.06.2008г.

Восхождение: 5 августа 2011 года с пер. Акташ (по восточному гребню), спуск по осыпному кулуару на ледник Дугоба.

Необходимое снаряжение: каски, веревки (3-4 по скалам вершинной башни), петли, оттяжки, закладки, ледорубы, кошки (опционально), личное специальное снаряжение.

На восхождение выходим с бивака на западной седловине перевала Акташ в 6:10, оставив болеющего коленом Артема ждать нас на перевале. Большая часть восточного гребня пика Акташ – скально-осыпная, с участками льда и фирна на северном склоне и большим количеством жандармов (фото 5-1, 5-2). Счет жандармов (в описании альпинистов 1954го года, рук. Арзанов, их насчитано 6 + большой предвершинный) затруднен, однако общий план подъема совпадает с описанием и выбор пути всюду достаточно очевиден. Вплоть до большого предвершинного жандарма несложный путь есть с одной из сторон гребня, нет потребности уходить от него более чем на 30-50м. Общий вид маршрута представлен на фото 5-3, цифрами обозначены упомянутые ниже участки.

Первые небольшие жандармы прямо у седловины (видимо, не посчитанные у Арзанова, точка 1) обходим справа, третий (видимо – первый в описании Арзанова) - слева, все по осыпи, иногда с элементами лазания по скалам жандармов (фото 5-4). Вскоре выходим на снежник на гребне (точка 2, 6:55, 45 минут чхв, 4555м, фото 5-5), передохнув у мульды, надеваем кошки и проходим первый снежно-ледовый участок – таким образом, мы обошли 3-4 жандармы по описанию Арзанова (35 минут). Дальше по старому описанию идет обход справа с рубкой ступеней, но снег стаял, и мы вновь движемся по гребню и его левому (южному) склону (фото 5-6).

К 8:25 выходим на седловинку под большой предвершинный жандарм (точка 3, чхв 2 часа от перевала, 4720м, фото 5-7), который после небольшого отдыха обходим далеко слева по осыпи крутизной до 25-30°, местами обледенелой (фото 5-8). Подъем обратно на гребень выводит к 9 часам утра на ледово-осыпную перемычку между большим жандармом и вершинной башней («рыжая стена с черным пятном» по Арзанову, фото 5-9, 5-10) – здесь есть место под палатку, упоминаемое в описании как место для ночевки на спуске. Высота 4850м, точка 4.

Решаем провесить перила – с одной стороны скалы приятные для лазания и без страховки, с другой – лететь по северной стене довольно далеко, а на гребне много живых камней. Крепление веревок – за выступы скал и крупные камни, промежуточные точки страховки на закладках или тех же уступах. Первая веревка по скалам крутизной до 60-70° (фото 5-9), далее аккуратный подъем без страховки (есть живые камни!) по склону крутизной 25-30° (на пути вниз здесь также повесили веревку), после этого еще одна веревка через уступ гребня (есть стенка 90° высотой около 3м), фото 5-11. Здесь можно пройти и справа по снегу-льду крутизной около 40-50°, но по скалам нам показалось безопаснее. Дальше еще неполная веревка по скальному гребню и пешком около 50м до вершины (фото 5-12). Суммарно на подъем провешено 2,5 веревки, на спуск – 3,5.

Лидеры поднимаются на вершину в 11:30, вся группа собирается к 12:20. Вершина представляет собой осыпную площадку порядка 30х10м с небольшими участками снега. Тур ближе к точке выхода на вершину, а записке 2008го года говорится что более ранних записок и тура не нашли из-за обилия снега (июнь) – однако следов других туров мы также не находим. Погода идеальная, виды потрясающие (фото 5-13, 5-14), в том числе панорама безоблачного Памира (фото 5-15). Изучаем предстоящие препятствия: перевал 100-летия Ферганы в профиль, стену Крестового в фас, и выглядывающий из-за гребня пик Ташкент.

Спуск по оставленным веревкам (+ навеска еще одной между первыми двумя, там, где вверх прошли без перил) со снятием последним участником с нижней страховкой и промежуточными точками осуществляем с 12:40 до 14:40. На перемычке кипятим чай, съедаем шоколадку и прочие вкусности. Решаем прямо отсюда спускаться по кулуару на ледник Дугоба, как рекомендуется в большинстве описаний.

Начало спуска – плотной группой по засыпанным осыпью скалам правого борта кулуара, спускающегося от перемычки на юг. Как только рельеф позволяет – выходим в середину кулуара и «садимся в лифт». С различной скоростью по мелкой и средней осыпи съезжаем почти до боковой морены ледника (фото 5-16), только в самой нижней части из-за выполаживания осыпь перестает ехать, и приходится переставлять ноги. Общее время спуска с перемычки до ледника – 1 час 20 минут, перепад высот 465м (фото 5-17).

Дальше часть группы в кошках по леднику, а часть – вдоль него по морене, спускаемся под взлет перевала Акташ (4325м) за 40 минут, еще 30-40 минут занимает подъем на перевал по среднеосыпному склону. В 17:50 все участники собираются в лагере на седловине. Восхождение удалось.

Расчет ходового времени:

· Подход от перевала до большого предвершинного жандарма: 2 часа.

· Обход большого жандарма с юга по осыпи: 40 мин.

· Подъем по скалам предвершинной башни до вершины (2,5 веревки + пешком): 3 часа 15 мин.

· Спуск по веревкам (3,5 веревки, последний с нижней страховкой): 2 часа.

· Спуск по осыпному кулуару на «лифте» до лед. Дугоба: 1 час 20 мин.

· Переход по леднику Дугоба (или вдоль по морене) под пер. Акташ: 40 мин.

· Подъем до перевала: 40 мин.

На подъем 5 часов 55 минут На спуск 4 часа 40 минут Всего 10 часов 35 минут Из них технической работы 5 часов 15 минут

Восхождение на пик Акташ – хотя и относительно длинная, но интересная и гармоничная 2Б. Вначале «распутывание» множества жандармов на гребне, часть пути преодолевается по северному склону в кошках. Затем – 3-4 веревки по скалам на высотах 4850–4950м до вершины (для более подготовленной группы, возможно, меньше).

Спуск по пути подъема не рекомендуем, поскольку он явно будет сложнее варианта с возвращением через ледник Дугоба. Ночевка на перевале Акташ оптимальна, т.к. позволяет сэкономить время и без проблем совершить восхождение за один день. Группе меньшего состава при достаточной скорости и технике можно планировать (при хорошей погоде) в этот же день спуск лагеря до верхних или нижних Акташских ночевок.

Рекомендуем данное восхождение всем группам 4 к.с. и выше в качестве отличной обзорной точки в центре района, а также для акклиматизации к высоте (ночевка на 4440, вершина 4950).

Фото 5-1. Маршрут на пик Акташ по восточному гребню (2Б альп). Синим показан путь спуска.

Фото 5-2. Нижняя часть восточного гребня пика Акташ.

Фото 5-3. Восточный гребень пика Акташ, вид с севера.

Фото 5-4. Начало подъема на пик Акташ с перевала Акташ.

Фото 5-5. Ледовый участок и мульда на гребне пика Акташ.

Фото 5-6. Подъем по средней части восточного гребня пика Акташ.

Фото 5-7. Подход к предвершинному жандарму.

Фото 5-8. Обход предвершинного жандарма с юга.

Фото 5-9. Первая веревка на пик Акташ. "Черное пятно на рыжей скале".

Фото 5-10. Седловина между вершиной пика Акташ и большим жандармом. Начало технического участка.

Фото 5-11. Вторая веревка при подъеме на пик Акташ.

Фото 5-12. Выход на вершину пика Акташ.

Фото 5-13. Панорама с пика Акташ на восток.

Фото 5-14. Панорама с пика Акташ на запад.

Фото 5.15. Панорама Памира с пика Акташ (приближено). 1 – п. Суук-Джайлоо, 2 – п. Ленина, 3 – в. Раздельная, 4 – п. Дзержинского, 5 – в. Ленинградец, 6 – в. Сандал, 7 – в. Музджилга, 8 – п. Тухачевского, 9 – п. Дониша, 10 – п. Коммунизма, 11 – п. Корженев

Фото 5-16. Спуск из кулуара на ледник Дугоба.

Фото 5-17. "Лифтовый" кулуар, ведущий с предвершинной седловины пика Акташ на ледник Дугоба.

6.6. Перевал 100-летия Ферганы.

Высота 4550 м по классификатору

4640 м по GPS

Характер снежно-ледово-осыпной

Ориентация север – юг

Номер в классификаторе 4.1.49.

Расположен в Коллекторском хребте, соединяет ледник Дугоба-Шигоу и ледник Дугоба. C перевала снята записка группы туристов Всесоюзного семинара ВТП (5 к.с., рук. Петров Е.Н.) от 22.07.1990г.

Прохождение: 7-9 августа 2011 года со стороны реки Дугоба-Шигоу (с севера). Описание дается от пупа Сельского до ледника Дугоба.

Необходимое снаряжение: ледорубы, кошки, веревки, ледобуры, петли, личное снаряжение.

7 августа по результатам общего обсуждения решаем дневку сократить до полудневки и подняться после обеда вверх по долине р. Дугоба-Шигоу. Выходим из лагеря на поляне Сельского (3070м) в 15:05.

Тропы мы видели по обоим берегам реки, решаем подниматься по западному, орографически левому берегу. Возвращаемся к мосту через реку, но не переходим ее, а от моста начинаем подъем направо по тропе на травянистом склоне с арчой. За один переход (30 минут) поднимаемся на уровень верхнего коша и плоской террасы у Пупа Сельского (фото 6-1). Дальше основная тропа траверсирует левый (ор.) склон долины Дугоба-Шигоу (фото 6-2) и еще через ~20 минут выводит к переправе через р. Сурметаш практически у ее устья. Переходим по камням реку и продолжаем подъем вдоль основной реки.

К 15:50 (конец второго перехода, 1:05 чхв от лагеря) проходим отличную террасу для стоянок, 3320м, но решаем, что еще рано вставать на ночевку (фото 6-3). После террасы тропа вместе с рекой сворачивает вправо и упирается в каньон с водопадом (фото 6-4). По неявным тропам поднимаемся мимо последних кустов арчи на борт каньона еще за одну ходку, и еще некоторое время идем по травянисто-осыпной долине в отдалении от реки. Выбираем одну из зеленых полян ниже основной тропы и в 17:10 ставим лагерь на высоте 3495м. Практически всю долину начиная от этой точки и до перевала отлично видно с пика Акташ (фото 6-5).

Ночью погода портится, идет сильный дождь. С утра несколько раз откладываем выход, с запада несет заряды облаков. В итоге ловим окно без дождя, собираемся и в 12:30 выходим. План на сегодня – подойти к леднику и встать поближе к перевалу. Периодически ветром приносит облака и заряды дождя.

Выходим обратно на тропу и продолжаем подъем по ней по левому берегу реки
(фото 6-6). На противоположном берегу тропы уже давно нет, движение там по осыпям, вероятно, не слишком приятное. Проходим еще несколько террас, пригодных для лагеря, пересекаем небольшой приток. Дальше тропа теряется, движемся траверсом по осыпям и конгломератным склонам (фото 6-7). За 3 перехода от места ночевки (1:44 чхв), пройдя террасу с разливом реки (фото 6-8) и забрав от нее вправо-вверх с целью выйти на уровень выше бараньих лбов, перегораживающих долину (фото 6-9), в связи с очередным зарядом дождя в 14:30 останавливаемся пообедать на террасе (3750м). Место пригодно для лагеря, есть ручей в осыпном кулуаре в сотне метров. Напротив – перевал Новичок (фото 6-10).

После обеда продолжаем подъем по осыпям и за 25 минут подходим почти под скалы орографически левого борта, в надежде обойти вдоль них пояс лбов. Однако прохода по осыпи там нет, выбираем и разведываем путь влево траверсом по полкам на верхний ярус бараньих лбов (фото 6-11). Выше лбов обнаруживаем зеленую террасу с разливом реки (3950м, фото 6-12), но время еще есть, погода позволяет, и хочется подойти как можно ближе к перевалу. К этому месту, вероятно, можно с меньшими трудозатратами подняться по противоположному борту долины от разлива 3700м – там на вид менее крутые осыпи и пояс скал преодолевается легче (синий пунктир на фото 6-8).

Продолжаем подъем, идем по иногда появляющимся участкам тропы по карману полностью укрытого чехлом языка ледника (а может он там уже и стаял…). Периодически появляется ручей, потоки выпавших сегодня осадков текут со стены справа (фото 6-13). Стоять здесь можно, но неудобно. Проходим по карману и моренным гребням дальше, любуемся на довольно большое озеро на леднике, и к 18:45 выходим на широкую удобную осыпную террасу у начала подъема на пер. Сыпучий (4090м), выравниваем площадки и ставим лагерь.

9го августа встаем пораньше, выходим в 6:40. Уже утром пасмурно, с запада по-прежнему несет облака. Поднявшись на боковую морену, осматриваем цирк и перевал (фото 6-14): седловина с этой точки чуть видна за контрфорсом (ригелем), перед ней – промежуточная седловинка в самом ригеле. «Классический» путь на нее и далее на перевал ведет по восточному снежно-ледовому склону (левее, для нас, синяя линия на фото) – там группа Зенцова (отчет 5274) прошла по ступеням, выбитым накануне в ходе разведывательного выхода. На этом склоне видны следы небольших лавинок, крутизна, похоже, порядка 30-35°. Решаем попробовать подняться по западному осыпному гребню ригеля, который выглядит явно положе. Восточнее видна седловина перевала Дугоба – действительно перевал выглядит камнеопасным и не слишком приветливым.

Подход под основание ригеля занимает 1:15 чхв (2 перехода, высота 4220), ледник вначале зачехленный, затем открытый. Надеваем обвязки, чтобы не делать этого на крутых склонах, и начинаем подниматься по скально-осыпному гребню крутизной около 20-30° (фото 6-15). Камни крупные и средние, живых относительно много, следует быть осторожным, но шансов разогнаться у них практически нет – необходимости идти плотной группой нет. Каждый своим темпом, с передышками по необходимости и одним общим привалом, за 2 часа чхв поднимаемся к гребню ригеля (фото 6-16, высота 4450м, как оказалось позже – примерно в 150м от седловинки). В точке нашего выхода гребень очень острый, много живых обломков, двигаться дальше по правому по ходу склону не позволяет крутизна. Первоначальная идея повесить веревку на траверс по левому по ходу склону ригеля оказывается неверной – вешаем веревку на дюльфер по скалам на снежно-ледовый склон (фото 6-17, веревку сдергиваем, оставив расходную стропу на уступе), где крутизна около 25°, далее вешаем неполную веревку вверх вдоль края скал до выполаживания (станции на ледобурах), далее проходим пешком ~100м по снегу и к 13:30 выходим на промежуточную седловину (4510м, фото 6-18). Садимся обедать (при необходимости здесь можно поставить лагерь) и параллельно отправляем двоих участников провешивать пару веревок вверх (фото 6-19).

Лучше всего путь подъема виден с более западной точки ледника Дугоба-Шигоу, см фото 6-20 (Н. Симонов, 2009 год, снега больше, чем в момент нашего прохождения): мы, похоже, вышли на гребень левее двух равновысоких зубцов ригеля. Вероятно, выход на гребень одним кулуаром правее, между зубьев, позволил бы избежать провешивания перил за гребнем, однако оценить по этому фото крутизну склона перед выходом на гребень сложно. Возможно, наш путь и является оптимальным с этой стороны.

Подъем от промежуточной седловинки на перевал виден полностью, и ведет косым траверсом вправо по снежно-ледовому склону крутизной около 35-45° через осыпную гряду в середине. К 15:10 две веревки провешены (их как раз почти хватило до осыпи), авангард возвращается на свою порцию супа и чая, а остальная группа выходит вверх на перила. Третьей и четвертой веревок хватает практически ровно до седловины (фото 6-21), лидеры выходят на перевал в 16:15.

Седловина перевала 100-летия Ферганы (4640м по GPS) узкая снежно-осыпная, с небольшим карнизом на север (фото 6-22), тур на скалах в западной части. Снимаем записку 1990го года (!), один из наших участников родился уже когда записка лежала в туре. Видов с перевала практически нет – погода после обеда испортилась, зарядами метет снег, видимость то снижается до 10-20 метров, то открываются окна. В одном из них видим спуск с перевала – недлинная осыпь крутизной 20-25° выводит на плоский ледник Дугоба (фото 6-23).

Уже вечереет, смысла собираться на седловине полным составом никакого нет: в 18:00 отправляем половину группы вниз, искать место и ставить лагерь. Замыкающие поднимаются на перевал около 19 часов, собираем веревки и быстро спускаемся. Осыпь несложная, средняя сверху и крупная в нижней части, живых камней немного, спуск с перевала занимает 20-25 минут.

Лагерь ставим прямо под перевалом, на краю ледника. Рядом небольшое озеро
(фото 6-24), из втекающего в него ручья можно набрать воду (утром поток также сильный). Высота места ночевки 4510м.

Расчет ходового времени:

· Подъем от поляны Сельского до террасы выше каньона (ночевка): 1 час 45 мин.

· Подъем по левому берегу до языка ледника: 2 часа 40 мин.

· Подъем по карману ледника до стоянок у подъема на пер. Сыпучий: 1 час 20 мин.

· Пересечение ледника под скально-осыпной ригель: 1 час 15 мин.

· Подъем по осыпному склону на гребень ригеля: 2 часа

· Одна веревка дюльфера на лед, одна вверх и выход на промежуточную седловинку: 2 часа

· Подъем по снежно-ледовому склону до седловины перевала (4 веревки): 3 часа 30 мин.

· Спуск по осыпи на ледник Дугоба: 25 мин.

На подъем 14 часов 30 минут На спуск 25 минут Всего 14 часов 55 минут Из них технической работы 5 часов 30 минут

Перевал 100-летия Ферганы – симпатичная, интересная и относительно несложная односторонняя 2Б. Посещается реже, чем расположенный западнее параллельный ледовый перевал Шигоу (но чаще другого соседа – камнеопасного пер. Дугоба).

Оба варианта прохождения (западный по осыпи и восточный по льду) логичны, и в зависимости от состояния склонов, снежно-ледовой обстановки, погоды, сил и настроения группы стоит выбирать тот или другой. Ледовый предпочтителен при большом количестве снега (см. отчет Зенцова), в другом случае он потребует провешивания дополнительных веревок, по сравнению с обходом по скально-осыпному гребню по нашему пути. Возможно, по гребню можно выбрать немного другой путь и попытаться выйти сразу на промежуточную седловинку (либо ближе к ней), однако нам такого пути видно не было.

Перевал имеет небольшую по меркам района высоту, его можно рекомендовать группам от 4 к.с., в том числе и как первую 2Б.

Фото 6-1. Пуп Сельского, начало подъема по долине р. Дугоба-Шигоу.

Фото 6-2. Вид долины р. Дугоба-Шигоу от верхней части Пупа Сельского.

Фото 6-3. Терраса на р. Дугоба-Шигоу выше впадения р. Сурметаш.

Фото 6-4. Обход каньона р. Дугоба-Шигоу.

Фото 6-5. Панорама долины р. Дугоба-Шигоу с пика Акташ.

Фото 6-6. Подъем по тропе от места ночевки выше каньона р. Дугоба-Шигоу.

Фото 6-7. Средняя часть долины р. Дугоба-Шигоу.

Фото 6-8. Верхний разлив р. Дугоба-Шигоу.

Фото 6-9. Подъем по осыпям левого борта долины р. Дугоба-Шигоу.

Фото 6-10. Перевал Новичок, вид с морен левого борта долины Дугоба-Шигоу

Фото 6-11. Пояс бараньих лбов под ледником Дугоба-Шигоу.

Фото 6-12. Поляна с озером у окончания ледника Дугоба-Шигоу.

Фото 6-13. Подъем по левому карману ледника Дугоба-Шигоу.

Фото 6-14. Панорама ледника Дугоба-Шигоу от места ночевки под перевалом Сыпучий.

Фото 6-15. Осыпной гребень ригеля при подъеме на перевал 100-летия Ферганы.

Фото 6-16. Подъем по осыпному склону ригеля.

Фото 6-17. Дюльфер с гребня ригеля при подъеме на перевал 100-летия Ферганы

Фото 6-18. Промежуточная и основная седловины перевала 100-летия Ферганы.

Фото 6-19. Провешивание двух первых веревок с промежуточной седловины на перевал 100-летия Ферганы.

Фото 6-20. Вид подъема на перевал 100-летия Ферганы с западной части лед. Дугоба-Шигоу (Н. Симонов, 2009)

Фото 6-21. Две верхние веревки на перевал 100-летия Ферганы

Фото 6-22. Часть группы на седловине перевала 100-летия Ферганы.

Фото 6-23. Взлет перевала 100-летия Ферганы с юга, с ледника Дугоба.

Фото 6-24. Лагерь на леднике Дугоба под перевалом 100-летия Ферганы.

6.7. Перевал Крестовый.

Высота 4800 м по классификатору

4960 м по GPS

Характер снежно-ледовый

Ориентация север – юг

Номер в классификаторе 4.1.31.

Расположен в Коллекторском хребте к северу от пика Ташкент, в точке ответвления отрога с вер. Узбекистан. Соединяет ледники Дугоба и Ташкент. C перевала снята записка группы туристов НГУ, г. Новосибирск (4 к.с., рук. Симонов Н.А.) от 4.08.2009г.

Прохождение: 10 августа 2011 года со стороны лед. Дугоба (с севера). Описание дается от ледника Дугоба до слияния истоков ледника Ташкент.

10 августа встаем рано, завтракаем, выходим в 7:30. От лагеря идем сразу в кошках по леднику Дугоба, вдоль его орографического правого борта. Ледник закрытый, ровный, изредка попадаются маленькие трещины, засыпанные снегом (фото 7-1).

Через некоторое время из-за поворота появляются весь перевальный взлет и подходы к нему (фото 7-2), двигаемся в направлении седловины перевала Шигоу.

За две длинных ходки от лагеря (чхв 1:45) к 9:30 выходим почти на седловину пер. Шигоу (4770м). При необходимости лагерь можно поставить во множестве мест, вплоть до самого пер. Шигоу. Перевальный взлет Крестового перед нами (фото 7-3): снежный склон длинной ~300м и крутизной до 35°, в левой по ходу части подрезанный бергом. Выбираем путь нашего подъема: по правой (по ходу) части склона наверх в направлении скальных выходов и далее в верхней части траверс налево до седловины. Снега достаточно много, трещин не видно, хотя по описаниям бесснежных лет они присутствуют.

Начинаем подъем плотной группой по перевальному взлету. Поочередно выбивая ступени, за 55 минут поднимаемся на 2/3 склона, попутно перейдя узкий и сильно засыпанный бергшрунд, с трудом его заметив. Снега много, он плотный, ступени получаются хорошо.

Пройдя еще один засыпанный берг, начинаем забирать влево, но почти сразу один из участников поскальзывается, решаем для спокойствия с этого места (4900м) вешать перила. До выполаживания провесили неполные 2 верёвки, станции на ледобурах (фото 7-4).

К 12:45 все поднялись на северную седловину перевала Крестовый, соединяющую ледник Дугоба и ледник Гаджир (спуск туда по классификатору – 3А). Седловина перевала Крестовый (4955м, фото 7-5) широкая, снежная. Есть места для палаток, жидкой воды нет. Тур сложен на каменной плите в северной части седловины. Виды с перевала уже существенно затянуты облаками, но ближние цирки еще видны (фото 7-6, 7-7).

Нам же нужно перевалить на ледник Ташкент, поэтому после небольшого отдыха, мы поднимаемся еще выше, на верхнее плато, обходя скальный треугольный выход слева по ходу движения (фото 7-8). Подъем несложный, но частично ледовый, для подстраховки вешаем веревку.

Далее идем в южном направлении, в сторону снежного «купола» (фото 7-9). Здесь в сторону ледника Гаджир висят снежные карнизы, но в сторону ледника Ташкент ведет снежный склон крутизной 10-15° (фото 7-10). Спускаемся, постепенно сворачивая левее, по центральной части и доходим до камней (фото 7-11).

По старым описаниям ниже нас расположен скальный пояс, который имеет три кулуара, по которым возможно движение. К 13:40 мы подошли к центральному, где в верхней части натечный лед в вперемешку с камнями и все это присыпано снегом, крутизна около 25°. Вешаем веревку, т.к. что будет ниже – не видно. От конца веревки по достаточно пологой снежно-ледовой части кулуара доходим до нижележащих бараньих лбов с самостраховкой ледорубом (фото 7-12).

Дальнейшая разведка пути показала, что спускать лучше по перилам прямо вниз, сначала по скальным лбам, а затем по засыпанной слоем снега осыпи крутизной ~25°. Логичный путь по снежному языку между лбами небезопасен – там большие глубокие промоины. Закрепляем вторую веревку на большом камне в лбах, спускаем вниз. Дальше вешаем еще одну, станция на ледобурах (фото 7-13). Снятие всех трех веревок последним участником без рюкзака, с нижней страховкой. От конца третьей веревки уходим влево вниз до окончания камней (осыпи), где в 15:40 садимся перекусить.

Дальнейший путь не представляет сложности: двигаемся в связках по закрытому леднику Ташкент вдоль левого борта (фото 7-14). Снега не много, но он уже раскис, попадаются неширокие трещины (перешагиваются). Дойдя практически до слияния двух ветвей, пересекаем ледник и в 17:30 встаем на ночлег в кармане у подножия скального гребня вершины Ташкент. Общий вид спуска см. фото 7-15.

От запланированного первопрохождения траверса вер. Ташкент решаем отказаться: склон на подъем выглядит преодолимым (фото 7-16), 4-5 веревок перил в верхней части, но он присыпан относительно свежим снегом… К тому же нашей большой группе явно потребуется много времени для прохождения. Готовимся к прохождению пер. Скрытный, «наслаждаемся» самой высокой и морозной ночевкой за поход.

Расчет ходового времени:

· Подъем от стоянки до начала перевального взлёта (седловина пер. Шигоу): 1 час 45 мин.

· Подъем с пробивкой ступеней до второго бергшрунда: 55 мин.

· Провешивание и прохождение 2 веревок до седловины перевала Крестовый: 1 час 45 мин.

· Переход через плато и спуск до кулуара: 35 мин.

· Прохождение кулуара (3 веревки): 2 часа

· Спуск от скального пояса до кармана ледника: 35 мин.

На подъем 4 часа 25 минут На спуск 3 часа 10 минут Всего 7 часов 35 минут Из них технической работы 3 часа 45 минут

Перевал Крестовый в варианте «лед. Дугоба – лед. Ташкент» – интересная, высокая двусторонняя снежно-ледовая 2Б. В зависимости от снежно-ледовой обстановки и готовности группы количество требуемых перил сильно варьируется (вплоть до их отсутствия, см. Симонов-2009), но сложность перевала вряд ли стоит понижать до 2А*, поскольку как раз случай минимума веревок – редкий.

Перевал можно рекомендовать группам от 4кс, но не в качестве первой 2Б: перевал высокий, и к тому же ближе ко «входам» в район есть другие 2Б.

Фото 7-1. Верховья ледника Дугоба, вид от лагеря под перевалом 100-летия Ферганы.

Фото 7-2. Перевалы Шигоу и Крестовый, вид с верховьев ледника Дугоба.

Фото 7-3. Взлет перевала Крестовый с седловины перевала Шигоу.

Фото 7-4. Провешивание первой веревки к седловине перевала Крестовый

Фото 7-5. Седловина перевала Крестовый.

Фото 7-6. Вид с перевала Крестовый на запад.

Фото 7-7. Вид с перевала Крестовый на ледники Дугоба и Дугоба-Шигоу.

Фото 7-8. Подъем с седловины перевала Крестовый на верхнее плато.

Фото 7-9. Выход на плато над перевалом Крестовый.

Фото 7-10. Вид с плато над перевалом Крестовый на ледник Ташкент и пик Ташкент.

Фото 7-11. Спуск с плато перевала Крестовый к кулуару.

Фото 7-12. Первая веревка на спуск с перевала Крестовый в сторону ледника Ташкент

Фото 7-13. Две нижние веревки на спуске с перевала Крестовый. Вид с места обеда.

Фото 7-14. Спуск по леднику Ташкент.

Фото 7-15. Взлет перевала Крестовый с ледника Ташкент.

Фото 7-16. Путь подъема на пик Ташкент (пер. Ташкент?) с ледника Ташкент.

6.8. Перевал Скрытный.

Высота 4650 м по классификатору

4950 м по GPS

Характер скально-снежно-ледовый

Ориентация юго-запад – северо-восток

Номер в классификаторе 4.1.48.

Расположен в Коллекторском хребте южнее пика Ташкент. Соединяет ледник Ташкент и приток ледника Гаджир (ледник № 498). C перевала снята записка группы туристов НГУ, г. Новосибирск (4 к.с., рук. Симонов Н.А.) от 3.08.2009г.

Прохождение: 11 августа 2011 года со стороны ледника Ташкент (с северо-востока). Описание дается от слияния истоков лед. Ташкент до правобережных морен ледника Гаджир.

Необходимое снаряжение: ледорубы, кошки, веревки, ледобуры, петли, расходная стропа, личное снаряжение.

Утром с нетерпением ждем, когда солнце озарит нашу стоянку на развилке истоков ледника Ташкент – сказывается ночной морозец. Благо погода располагает: на небе ни облачка, ветра нет.

Позавтракав и собрав лагерь, надеваем кошки, связываемся. Выходим в 7:30 в сторону перевала, который хорошо виден от места стоянки (фото 8-1). Двигаясь по орографически левому борту южной ветви ледника Ташкент, за две больших ходки (1:20 чхв, 4790м) почти подходим к перевальному взлетy. Пройденный ледник – ровный, закрытый, попадаются редкие забитые снегом трещины (фото 8-2).

На привале разглядываем цирк, обнаруживаем следы группы Вереникина на южных склонах и почти под нашим перевалом (как выяснилось позже, они прошли навстречу за день до нас и первопрошли перелаз на ледник Егорова), изучаем подъем (фото 8-3). Решаем вначале подниматься к серой скальной стене с чёрными потёками и уже под ней уходить налево по скальной полке. На снежном склоне проходим два бергшрунда: первый мелкий и засыпанный, второй крупнее, через него вешаем 3 метра перил для подстраховки (фото 8-4).

От скально-осыпной полки (фото 8-5) вешаем налево-вверх по снежно-осыпному склону первую неполную веревку (фото 8-6) до следующей относительно большой полки, где может собраться 5-6 человек (высота 4900м). Станция из петли на скальном выступе, промежуточные точки на ледобурах. Отсюда до седловины перевала еще 1,5 верёвки в том же направлении по снежно-ледовому кулуару с участками осыпи крутизной до 35-40° (фото 8-7). Станции организованы на ледобурах и скальных выступах, промежуточные точки на ледобурах и закладках. Выход на седловину – снежная стенка высотой 2-3м (фото 8-8).

Седловина перевала Скрытный скальная, частично засыпанная снегом, очень узкая (трудно разместить больше 4-5 человек). Тур на скалах с северной стороны. В наличии несколько старых крючьев и спусковых петель. Со стороны лед. Гаджир дует СИЛЬНЫЙ ветер. Лидер поднялся на седловину около 12:00, замыкающий – к 14:00. С удивлением обнаруживаем записку Николая Симонова 2009 года, хотя явно видели следы прохождения перевала группой Вереникина не ранее 2 дней назад. Виды с перевала довольно ограничены, на восток тот же цирк лед. Ташкент, на запад – совсем небольшое «окно» (фото 8-9).

Так как на перевале очень тесно и холодно из-за ветра, часть группы, не дожидаясь подъема последних, сразу же начинает организовывать спуск. С седловины вешаем неполную веревку (~25-30м) и спускаемся по узкой снежно-скальной щели до ледовой полки (фото 8-10), ниже которой скальная пробка из глыбы диаметром 2-3м. Последний снимает веревку с седловины с нижней страховкой без рюкзака.

Скальная пробка частично залита льдом, требует отвесного дюльфера высотой метра 3-4, (фото 8-11), поэтому помимо перил на этот участок организовываем верхнюю командную страховку. Станция на ледобурах организуется в верхней части полки, а для спуска последнего по сдвоенной веревке оставляем расходную стропу на скале.

Далее провешиваем еще две веревки по нижней части снежно-ледового кулуара крутизной 25-30° (фото 8-12), все станции и точки на ледобурах. Окончание последней веревки почти совпадает с границей, где осыпь закрывается снегом, и с этого места спускаемся дальше вниз с самостраховкой ледорубом по правому борту ледника № 498. К 16:00–16:40 собираемся на обед у средней осыпи на выполаживании на уровне пологой части языка ледника (фото 8-13, чхв 20 минут от окончания кулуара, 4590м).

После обеда продолжаем спускаться вдоль правого борта ледничка, почти сразу выходим на боковую морену и, выбирая участки снега для глиссирования, спускаемся к правобережным моренам ледника Гаджир (фото 8-14, 4425м). Начинаются относительно ровные участки, из которых можно сделать площадки для палаток. Пройдя около 20 минут вдоль ледника, спускаемся на одну небольшую ступень и встаем на ночлег. Вода в ручьях, которые бегут под камнями неподалеку. Высота ночевки 4290м.

Расчет ходового времени:

· Подъем от стоянки начала перевального взлета: 1 час 30 мин.

· Подъем по снежному склону, через бергшрунд, до первой полки: 45 мин.

· Три неполные веревки до седловины пер. Скрытный: 3 часа 30 мин.

· Спуск по кулуару (4 веревки, частично в счет времени подъема): 3 часа

· Спуск от кулуара до места обеда на морене лед. № 498: 20 мин.

· Спуск до места стоянки: 1 час

На подъем 5 часов 45 минут На спуск 3 часа 10 минут Всего 8 часов 55 минут Из них технической работы 6 часов 10 минут

Перевал Скрытный – красивый, техничный и интересный перевал, полноценная двусторонняя 2Б. Ключ при прохождении в обе стороны – скальная пробка в кулуаре с западной стороны. В любом случае проходится за день от ледника до ледника, т.к. мест для стоянки в промежутках нет.

Перевал можно рекомендовать группам от 4кс, но лучше не как первую 2Б.

Следует учитывать, что полноценных запасных вариантов с упрощением для него придумать сложно. Условно запасным может служить пер. Дальний (2А), выводящий, однако, сразу на южные склоны Алайского хребта.

Фото 8-1. Вид на перевал Скрытный с южной ветви ледника Ташкент.

Фото 8-2. Южная ветвь ледника Ташкент, вид из-под перевала Скрытный.

Фото 8-3. Взлет перевала Скрытный с востока.

Фото 8-4. Преодоление бергшрунда по пути на перевал Скрытный.

Фото 8-5. Скально-осыпная полка в начале технического участка подъема на пер. Скрытный.

Фото 8-6. Первая веревка при подъеме на перевал Скрытный.

Фото 8-7. Вид с седловины перевала Скрытный на вторую-третью веревки на подъем.

Фото 8-8. Выход на седловину пер. Скрытный с востока.

Фото 8-9. Вид на запад с перевала Скрытный.

Фото 8-10. Спуск с перевала Скрытный на запад. Первая веревка и ледовая полка.

Фото 8-11. Вторая веревка через скальную пробку на спуске с перевала Скрытный.

Фото 8-12. Третья веревка на спуске с перевала Скрытный.

Фото 8-13. Вид на перевал Скрытный с места обеда на морене ледника № 498.

Фото 8-14. Вид на ледник Гаджир и перевал Скрытный с подъема на перевал Гаджир Западный.