Руководитель: А.Соломонов

3.Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность,

Август-сентябрь 2011

4.Подробная нитка маршрута

4.1 Заявленный маршрут

п.Кой-таш – пер. Чертов палец (1Б, 4030 м.) – пер. Сахарная голова (2Б, 4100 м.) – пер. Искра Сев (2Б, 4270 м.) – пер. Лесгафта (2Б, 4100 м) – пер. Топ-Карагай (2Б, 4400 м.) – пер. Симонова (1Б, 3800 м) – связка пер. Теке-Тор (4100 м. 2А)+ пик Теке-тор (рад, 4441 м., 3 А альп) (2Б) – пик Корона 2-я Башня (рад, 4860 м., 2А альп) 2А – а\л Ала-арча – пос. Кашка-Су

4.2 Пройденный маршрут

Б.о. Теплые ключи – пер. Чертов палец (1Б, 4030 м.) – пер. Сахарная голова (2Б, 4100 м.) – пер. Проценко (1Б, 4200 м) – пер. Топ-Карагай (2Б, 4400 м.) - пер. Симонова (1Б, 3800 м) –пер. Теке-Тор (4100 м. 2А)– пик Корона 2-я Башня (рад, 4860 м., 2А альп) 2А – а\л Ала-арча

Карта маршрута

5.Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Перевал Сахарная голова (4100 м, (по GPS 4290 м))

Координаты перевала: N 42 31 14,6196 E 74 45 56,2094

Снежно-ледовый склон на подъем (с северной стороны). Склон подрезан бергшрундом, глубокий снег, выше бергшрунда лед. На подъем было провешено. На подъем провешено 3 веревки. Крутизна склона до 45 град.

На спуск осыпной склон, крутизна 35 град, провешена 1 веревка.

С лед. Кентор (северная сторона перевала) на лед. Сахарная голова (Южная сторона перевала)

Перевал Топ-Карагай (4400 м.)

Координаты пер. Топ-Карагай N 42 29 40,84 E 74 34 7,73

На подходе ледопад состоящий из 2-х ступеней. Первая ступень проходится по центру, вторая ступень обходится вдоль левого борта цирка. Перевальный взлет представляет ледовый склон подрезанный бергшрундом. Крутизна склона до 50 град. Движение в связках. Бершрунд обходится под скалами справа (по ходу). На спуск перевал представляет ледовой склон с крутизной до 40 градусов.

С лед. Каратор – на лед. Топ-карагай

видеооператор

II.Содержание отчета

1.Общая смысловая идея похода

Район Киргизского хребта был выбран для похода по причине минимального времени заезда на маршрут и позволяющем за 2,5 недели совершить полноценный поход 4 к.с. Ни один другой район средней Азии подобным ограничениям не отвечает, т.к. везде (Казахстан, Таджикистан и т.д.) требуется потратить минимум один день для оформления регистрации. В Кыргызстане регистрация гражданам РФ не нужна на срок менее 90 дней - достаточно только штампа о пересечении границы в паспорте или посадочного талона на самолет, в котором указана дата прибытия в Кыргызстан.

Район Киригизского хребта был выбран для похода также по причине того что в сентябре там стоит стабильная хорошая погода. Этот прогноз в нашем походе подтвердился.

2.Соглашения

Все направления (если не оговорено специально) в тексте даются орографические

Указание промежутков времени – это чистое ходовое время

Указанное время – это время часового пояса Кыргызстана (+2 часа от Москвы)

3.Тактика движения:

В качестве основного передвижения группы было решено попробовать тактику движения с нарастающим временем ходок, т.е

Первая ходка – 10 мин

Вторая ходка – 20 мин

Третья ходка – 25 мин

Далее увеличение с шагом в 5 мин до 40 минут, кол-во ходок продолжительностью 40 мин составляет 3 шт, далее если группа еще не достигла места обеда\ночевки продолжительность передвижения уменьшается с шагом в 5 мин.

Данная тактика зарекомендовала себя просто превосходно, результатом чего стало то что группа не растягивалась очень сильно и даже при самых длительных переходах каждый участник приходил на место отдыха самое большее с интервалом в 5 мин.

4.Безопасность

Для обеспечения группы на маршруте нами был взят спутниковый телефон, по которому мы раз в три дня сообщали в Москву информацию о состоянии группы.

Кроме спутникового телефона мы взяли spot – устройство для передачи координат группы на маршруте. Координаты передаются на электронную поту заинтересованных лиц, а также на специально сделанный сайт, где строится трек движения группы по спутниковой карте и отображается время передачи данных. С помощью этого устройства можно подать аварийный сигнал, где будет указано, что группе требуется помощь и сообщены координаты.

На случай возникновения чрезвычайной ситуации у нас была приобретена страховка в компании Росгострах на каждого члена группы с суммой страхового покрытия 50000 евро. В стоимость страховки был включен следующий перечень расходов:

Амбулаторное лечение

Пребывание и лечение в стационаре

Экстренная стоматология

Транспортировка к врачу или в мед.учреждение

Медицинская транспортировка из-за границы

Репатриация тела

Внутрибольничный контроль

Предоставление мед.оборудования

Проезд до места жительства после стационарного лечения

Наблюдение в стационаре

Проживание до отъезда после стационарного лечения

Передача экстренных сообщений

Предоставление мед. препаратов в чрезвыч. ситуации

Предоставление услуг врача-специалиста

Предоставление переводчика в стационаре

Досрочное возвращение из-за смерти близкого

Визит третьего лица

Возвращение несовершеннолетних детей

Досрочное возвращение близких родственников в случае ДТП

Организация юридического содействия после ДТП

Административная помощь

Организация проведения поисково-спасательных операций

5.Авариийные выходы

Из ущельев бассейна р Аламедин – эвакуация вниз по реке до ближайшего населенного пункта (кур. Теплые ключи или н.п. Койташ)

Из ущельев бассейна р Иссык-Ата – эвакуация вниз по реке до ближайшего населенного пункта (н.п. Карагай-будак)

Из ущельев бассейна р Ала-Арча – эвакуация вниз по реке Ала-арча до а\л Ала-Арча

6.Запасные варианты пути

по плану

запасной вариант

пер. Искра Сев (2Б), пер. Лесгафта (2Б)

пер. Проценко (1Б) или пер. Первомайский (1Б)

пер. Топ-Карагай (2Б)

пер. Тарановой (1Б)

7.Изменения маршрута и их причины

Из-за высокой лавинной опасности было решено отказаться от прохождения пер. Искра-Сев и пер. Лесгафта. Вместо них был пройден пер. Проценко

Из-за сложных погодных условий было решено отказаться от восхождения на пик Теке-тор.

8.График движения

День пути

Участок пути

Путь, км (в зачет)

ЧХВ,

Характеристика пути

Метео-условия

26.08 – 27.08

Москва-Бишкек – б.о. Теплые ключи - слияние р.Ачик-таш и р. Аламадин - заброска (радиально)

15,37 (9,45)

4:55

тропа

дождь

28.авг

слияние р.Ачик-таш и р. Аламадин – верховья р. Ачик-Таш

6:28

Тропа, осыпи и травянистые склоны, снег

мокрый снег

29.авг

верховья р. Ачик-Таш – пер. Чертов палец (1Б, 4050 м.) – лед. Спартак

5,3

6:50

осыпь, снег, лед

30.авг

лед. Спартак – ледник Кентор.

5,18

2:20

тропа

05.сен

слияние р. Аламедин и Алтын-тор - язык лед. Кара-тоо.

8,84

8:55

осыпь, снег, лед

09.сен

р. Топ-Карагай – Пер. Симонова (1Б, 3800 м)– лед. Теке-тор – пер. Теке-тор (2А, 3900 м)

6,74

осыпь, лед

облачно

11.сен

лед. Аксай, коронские ночевки – пик Корона 2-я башня (радиально, 4800 м, 2А альп)

13,78 (6,89)

17 дней

163,11 (150,3)

96:04

III.Техническое описание прохождения группой маршрута

День 0 26.08 – 27.08 Москва-Бишкек – б.о. Теплые ключи - слияние р.Ачик-таш и р. Аламадин - заброска

Общая протяженность пути:

15,37км ( в зачет 9,45км)

Начало активной части маршрута на высоте

1796 м

+444\-303

04:55

1937 м

Вся группа добиралась из Москвы до Бишкека на самолете рейсом компании Аэрофлот. В Бишкек осуществляют рейсы несколько различных авиакомпаний, а так же есть возможность бюджетного перелета в Алма-ату, а оттуда уже автобусом до Бишкека. Этот вариант увеличивает время в пути, однако, существенно позволяет сэкономить деньги, даже несмотря на необходимость переезда Алма-ата – Бишкек.

Билеты на самолет покупались сильно заранее – в апреле месяце, т.к. высока была вероятность, что по мере приближения к дате вылета стоимость билетов сильно вырастет, но даже в августе разница цен составляла всего лишь примерно 2000 руб.

Наш рейс вылетал из Москвы 26.08 в 22:55 и прибывал в Бишкек 27.08 в 05:10. Нормы провоза багажа составляли 20 кг – в багаж + 10 кг в ручную кладь. Планируемый вес рюкзаков у нас был менее 30 кг, поэтому в указанные ограничения мы укладывались и согласовывать с авиакомпанией сверхнормативный провоз багажа не стали.

Перед вылетом мы заранее договорились с компанией «Достук-трекинг» о трансфере Аэропорт «Манас» – б.о. «Теплые ключи», а так же о закупке для нас газа (все продукты мы везли из Москвы и на месте ничего покупать не планировали).

По прилету, как и было оговорено, нас встретила машина «Достук трекинг» и отвезла нас до б.о. «теплые ключи», которые находятся в долине р. Аламедин. По пути мы забрали газ и заехали в магазин купить продуктов, т.к. кафе в 07:00 еще не работали.

В 09:00 мы прибыли на т.б. «теплые ключи», упаковали газ в рюкзаки и в 09:20 выдвинулись по тропе идущей вдоль правого берега р. Аламедин в направлении ущелья р. Ачик-Таш.

Движение по тропе не представляет сложности, тропа хорошо читается на местности без проблем (фото 1). Отойдя на 10 минут от б.о. «Теплые ключи» остановились на завтрак. После завтрака выдвинулись в 10:20 и за две небольшие ходки к 11:15 добрались до слияния р. Ачик-Таш и р. Аламедин.

Фото 001

На сегодня план – поставить лагерь, отсортировать продукты на те которые нужны на кольцо и которые идут в заброску, занести заброску на 6 км вверх по р. Аламедин до места находящегося напротив р. Кутургансу. Данная точка (N 42 31 52,5 E 74 39 35,6)– это середина расстояния между местом первой ночевки и планируемым местом дневки.

В 12:30 выдвигаемся закладывать заброску в кол-ве 7 человек (2 человека остаются в лагере). Выше по долине низкая облачность и идет дождь. Движение происходит по правому берегу р. Аламедин. Тропа идет вдоль реки и уходить на склон не рекомендуется почти до самого места заброски, т.к. любая тропа, которая уходит на склон в конечном итоге становится малопроходимой и неудобной. В месте, где тропа начинает уходить на верх стоит примечательный огромный камень (фото 2). Почти сразу за ним тропа поднимается наверх.

Фото 002

В 14:30 достигаем места заброски. Процесс закладывания заброски занимает примерно 1 час. Место заброски выбрано неудачно т.к. отсутствуют камни и закапывать приходится в корни деревьев и кустарников. Ушли от тропы немного вверх, заложили заброску в корнях нескольких кустарников, закидали ветками и обильно посыпали перцем. Как выяснилось позже примерно в 1 часе ходьбы выше по р. Аламедин есть моренные выходы, которые могут служить идеальным местом для закапывания заброски.

Выдвигаемся назад и к 17:30 возвращаемся в лагерь. Через реку Салык есть хороший мост.

День 1 28.08 слияние р.Ачик-таш и р. Аламадин – верховья р. Ачик-Таш

7 км

+1357 м

06:28

3294 м

Выходим с места ночевки в 07:40 поначалу тропы нет, идем просто вверх вдоль правого берега р. Ачик-Таш, через несколько минут выходим на тропу, которая поначалу едва заметна, потом становится хорошо читаема.

Примерно через 2 ходки (30 мин) тропа раздваевается. Мы уходим по тропе вверх, т.к. судя по имеющемуся описания нижняя тропа вскоре станет непроходима. Поднимаемся 40 минут, далее тропа уходит вверх (плохо выражена) и вправо (более хорошо читаема). Уходим вправо и в итоге тропа через пару ходок теряется в зарослях, понимаем, что рано свернули – продираемся сквозь кусты арчовника и колючек вертикально вверх и через несколько минут выходим на отличную широкую дорогу.

Пересекаем правый приток р. Ачик-Таш и достигаем в10:35 верховьев р. Ачик-Таш где вода уходит под камни (фото 3). Решаем здесь сделать обед т.к. дальше воды по описанию нет.

Фото 003

В 12:30 выдвигаемся с обеда и начинаем подниматься на задернованный моренный вал, который, судя по карте, выводит в висячую долину р. Ачик-таш. В процессе подъема (через 35 мин от выхода с обеда) начинается мокрый снег с дождем, который постепенно переходит в мокрый снег, град, снег (фото 4).

Фото 004

Видимость падает и вскоре составляет не более 50 метров. Идем так чтобы каждый мог видеть силуэт впереди идущего, если идущий сзади отстает – просит подождать переднего. Движение осуществляем по GPS.

Через 02:25 часа ходьбы от окончания обеда подъем заканчивается и мы выходим на более менее ровное место. В разрывах пурги видим далеко внизу (примерно 150 метров) висячую долину и понимаем, что вышли на левый борт долины. Принимаем решение пройти вдоль левого борта без сброса высоты.

Через одну ходку (30 мин) выходим в какой-то цирк, в надежде, что это наш продолжаем путь, однако на несколько минут ветер развеел облачность, сверившись с фото закрадываются сомнения, сверяемся с gps – действительно мы сильно отклонились и зашли в «слепой» отрог по левому борту долины .

Во избежание дальнейшего плутания, поворачиваем назад, выходим на центр висячей долины и встаем лагерем в 17:50. Воды нигде нет, но за то время пока мы поднимались нападало много снега, который мы без проблем используем для приготовления пиши (фото 5). До самого вечера вся долина находится в облаке, видимость 30-50 метров, высокая влажность.

Фото 005

День 2 29.08 верховья р. Ачик-Таш – пер. Чертов палец (1Б, 4050 м.) – лед. Спартак

5,30 км

+764/-270 м

06:50

3788 м

Координаты перевала Чертов палец N 42 33 2,9823 E 74 44 18,5839

Подъем в 06:00 облачность все так же висит, иногда идет снег. Пока обедали в облаках появлялись разрывы, в которых мы смогли увидеть седловину нашего перевала и засечь примерно направление движения.

В связи с ухудшением погодной обстановки, план на сегодня – максимально близко подойти под перевал, а дальше ждать улучшения погоды.

Собираем лагерь и выходим с места ночевки в 08:45 в направлении перевала Чертов Палец (1Б, 4050 м). (фото 6)

Движемся по центру долины, и в 10:50 достигаем озера обозначенного на карте на высоте 3608,4 м. Справа по ходу виден взлет перевала Чолок-тор (2А, 4150 м) фото 7.

Фото 006

Фото 007

Еще через час достигаем подножья перевального взлета. Здесь есть моренный карман, но для ночевки он непригоден, т.к., скорее всего, в него летят камни с перевального взлета. Лучше всего ночевать немного не доходя моренного вала перед перевалом.

Погода немного улучшилась, делаем обед и после него решаем начать подъем на перевал Чертов Палец. По имеющемуся у нас описанию время подъема на перевал составляет 2,5 часа, спуск с перевала 50 мин.

перевальный взлет

Фото 8.

Фото 008

Весь подъем можно условно разделить на 2 участка: 1. до входа в кулуар, 2. В самом кулуаре.

1 часть представляет крупную осыпь, 2 часть – сложена мелкой осыпью и более крутая. Перепад высоты от начала подъема до седловины составляет 400 м. Средняя крутизна склона 30 град. Поскольку предыдущие дни шел снег – камни покрыты снегом. При входе в кулуар камней уже почти не видно, снег глубокий – тропим со сменой лидера. Двигаться необходимо по центру кулуара т.к. по бортам под снегом находится лед.

Все движение происходит плотной группой, в касках. Фото 9

Достигаем седловина(фото 10) в 16:25. Итого на подъем затрачено 02:50 мин. С перевала снята записка турклуба РИФЕЙ г. Челябинск от 2008 г. рук. Третьяков В.(фото 11)

Характер склона на спуск аналогичен подъему, крупная осыпь. Камни немного присыпаны снегом – очень скользко. Движемся плотной группой в касках. Весь спуск занял 01:25 часа. (Фото 12)

Фото 009

Фото 010

Фото 011

Фото 012

Пересекаем ледник Спартак и встаем на ночевку в 18:20.

День 3 30.08 лед. Спартак – ледник Кентор.

5,18 км

+238/-63

02:45

3957 м

Подъем в 05:45,выдим в 07:45. Погода пасмурная, периодически идет снег, низкая облачность и плохая видимость. Вчера вечером, когда погода немного улучшилась, мы наметили сегодняшний путь и теперь стараемся его придерживаться, так же не заблудиться в молоке помогает GPS.

Фото 013

Фото 13 вид на лед. Кентор .

Мы решили не сбрасывать высоту, а пройти по правому (по ходу) моренному гребню до ледника Кентор, в восточной камере которого находится перевал Сахарная голова. По пути пересекаем траверсом ледник стекающий с пер. 241. На ледник Кентор выходим выше его подножья чем избавляем себя от подъема на большой моренный вал, который образовался у окончания ледника. На движение от места ночевки до боковой морены на лед Кентор затратили 01 час 20 мин.

Из-за постоянного снегопада моренный вал засыпан толстым слоем снега. Выдвигаемся вверх по нему вверх в направлении пер. Сахарная голова.

Через 40 мин движения моренный гребень заканчивается начинается ледник. Движение по леднику в связках.

При выходе в цирк ледника Кентор открывается вид на верховья ледника. Фото 14

Фото 014

К 14-00 подошли под фирновой ступеньке после которой начинается уже сам перевальный взлет. Поскольку погода не улучшилась – идет снег, плохая видимость – делаем обед и остаемся здесь ночевать чтобы завтра с утра по смерзшемуся фирну быстро зайти на перевал. По имеющемуся у нас описанию время подъема должно занять примерно 2 часа.

К вечеру погода улучшилась и стало возможным рассмотреть перевальный взлет (фото 15)

Фото 015

День 4 31.08 лед. Кентор – пер. Сахарная голова (2Б, 4100 м) – озеро на р. Иссык-ата

9,74 км

+333/-1290

08:43

3000 м

Координаты перевала Сахарная Голова: N 42 31 14,6196 E 74 45 56,2094

Подъем в 04:00, выход в 06:30. Погода наладилась – переменная облачность, на небе видны звезды. По смерзшемуся насту быстро за 45 минут поднялись на фирновую ступеньку, после которой уже начинается сам перевальный взлет, в центре которого идет берг. Пока поднимались погода испортилась и опять пошел снег. Крутизна фирнового склона 20-25 град, высота примерно 100 метров.

На перевальном взлете глубокий снег (чуть ниже колена). Идем прямо вверх в направлении ближайшего снежного моста перекрывающего берг. Ориентируемся на виднеющиеся на перевале скалки (слева по ходу). Подойдя к бергу смещаемся влево (по ходу) на 10 метров т.к. находящийся там мост выглядит более надежно. Крутизна участка до берга 35 градусов. Время пути от выхода на фирновую ступеньку до берга 55 мин.

Докопавшись до льда, делаем станцию. Первый участник проходит берг без рюкзака. Выше трещины слон становится круче (40-45 град) и обнажается лед. Выше берга делаем промежуточную точку на ледобуре и по льду уходим влево-вверх (по ходу) на оставшуюся длину веревки. (фото 16-25)

Фото 016

Фото 023

Фото 024

Фото 025

По провешенным перилам подходит второй участник и лидером уходит вешать вторую веревку. Крутизна и характер склона остаются такими же (лед, 45 градусов). Второго участника меняет третий и провешивает третью (последнюю) веревку. На третьей веревке крутизна склона уменьшается и снова появляется снег.

Перевальная седловина представляет из себя узкое ребро шириной 2 места с выходами скал. (фото 26) Общее время подъема на перевал от берга составило 03 часа 20 мин. Перепад высоты 300 метров. С перевала сняли записку т\к «Гадкий утенок» г. Москва под руководством Д.В. Олишевского от 31.07.2008 г. (фото 27)

С перевала ничего не видно – постоянно идет снег и лишь иногда тучи раздувает ветер и тогда виден цирк ледника Сахарная голова. В одно из таких «окон» открывается вид на наш следующий перевал Искра Сев. (2Б).

Подъем на пер. Искра Сев представляет из себя длинный и крутой склон. Весь перевальный взлет покрыт следами свежих лавин. (фото 28)

Фото 026

Фото 027

Фото 028

По имеющемуся у нас описанию, подъем на пер Сахарная голова должен был занять 1,5 часа, а фактически потратили мы на него 5 часов.

По имеющемуся у нас описанию подъема на пер. Искра С., в нормальных погодных условиях время подъем на перевал занимает 5 часов. Учитывая это и снежную обстановку, а также сопоставив фактическое и планируемое время прохождение перевала Сахарная голова., принимаем решение отказаться от прохождения перевала Искра С.

Учитывая высокую лавинную опасность принимаем решение отказаться от прохождения пер. Лесгафта (2Б) и далее завершать акклиматизационное кольцо по запасному варианту – через пер. Проценко (1Б).

Спуск с перевала представляет из себя каменистую осыпь среднего размера покрытую толстым слоем снега. При спуске с перевала вешаем веревку на расходной петле. (фото 29) Далее группами по 3 человека без связок, в кошках и с ледорубами спускаемся до ледника. Спуск занял 1час., Средняя крутизна склона 35 град, перепад высоты примерно 300 м. (фото 30)

После выхода на ледник в 13:50 ставим одну большую платку (идет снег), делаем обед. В процессе обеда окончательно принимаем решение идти дальше по запасному варианту.

В 15:30 выходим с обеда в направлении долины р. Иссык-ата. Первая ходка в связках, дальше выходим на морену и развязываемся. Поначалу спуск пологий до высоты 3578 м.дальше в точке N 42 30 25,3560 E 74 47 38,6928 необходимо свернуть вправо (по ходу) и идти некоторое время по руслу пересыхающего ручья до точки N 42 30 7,7378 E 74 47 54,7583. С этой точки открывается вид на долину р. Иссык-ата и озеро. (фото 31-32) Дальнейшее ориентирование не представляет сложности, но начинается резки сброс высоты (200 метров по высоте на 1 км длины), который идет по травянистым холмам. Высота сброса до озера 200 метров. Ходовое время спуска от места обеда до озера 02 часа 28 мин.

Фото 029

Фото 030

Фото 031

Фото 032

День 5 01.09 озеро на р. Иссык-ата – озеро под лед. Проценко

8,06 км

+618 м

03:25

3618 м

Встаем поздно – в 08:00. Неспешно собираемся и выходим в 11:00. Движемся по тропе по левому берегу р. Иссык-ата. (фото 33)Движение необходимо осуществлять по тропам идущим по дну долины, забираться на склон с целью сократить расстояние или высоту бессмысленно. Набор высоты плавный и практически не заметный (за 4,5 км пути мы набрали 140 метров по высоте)

Фото 033

Через 4 ходки в 13:15 достигаем ручьев стекающих с ледника Проценко Юж. И здесь делаем обед. Сегодня первый день когда на небе нет туч. Во второй половине дня ручьи представляют из себя уже мощные потоки воды, которые посуху не перейти и в случае необходимости нужно быть готовым, что по камням перепрыгнуть их не удастся.

Дальнейший путь ведет вдоль самого правого ручья (по ходу), крутизна склона сильно возрастает. Первые 15 минут идем вдоль ручья, который затем уходит под камни. Продолжаем движение по кулуару (на карте в этом месте указан пересыхающий ручей, выводящий к озеру под ледником Проценко). Фото 34

Фото 034

За 01 час 45 мин ходового времени мы подошли к озеру под ледником Проценко и поставили лагерь. За этот период времени мы набрали по высоте 470 м. (фото 35-37)