Руководитель: Ю.Новикова, Москва

Отчет о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по З.Кавказу летом 2008. Часть 1

ОТЧЕТ о походе 2 с элементами 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра - Узункол)
проведенном с 12 по 29 июля 2008 года

Руководитель: Новикова Ю. П.
Телефон: (495) 4201345

Продолжительность:

17 дней

Нитка маршрута:

Поляна Кертмели - р. Нахар - пер. Вост. Уллу-Кель (1А, 2990м) - оз. Уллу-Кель - пер. Надозерный (2А, 3150м) - пер.Узловой (1Б) - р. Даут - пер. Актюбе (1Б, 3350м) - вер. Кирпич (1Б, 3800) - а/л Узункол - пер. Южн. Доломиты (1А, 3400) - вер. 40 лет Татариии (1Б) - пер. ТБ (1Б, 3300) - пер. АКТ (2А, 3350) - Ворошиловские коши - пер. Хотютау (1Б, 3546м) - Старый Кругозор - приют 11ти (4200м) - Азау

Пройдено перевалов и вершин:
из них

1А -2

1Б -6
2А - 2

Максимальная высота:

4200 м (приют 11ти)

Максимальная высота ночевки:

Перевал Уллукель Восточный (1А, 3050, сн-тр-ос)

3050м

снежно-травянисто-осыпной

восток-запад

Соединяет: долину р. Нахар и оз. Уллукёль в верховьях р. Кичкинекол.

Прохождение: 12-13 июля 2008 года со стороны реки Нахар группой в составе 10 человек. Описание даётся от т/б Глобус до оз. Уллукель.

Снята записка к/т "Абрис", г. Королев, рук. Евстигнеева Е.Ю.(м/к 11/08),07.07.2008

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки.

12 июля.

Подъём по долине р. Нахар по дороге орографически левым берегом, начинающейся на задворках погранзаставы на поляне "Глобус" (Кертмели). До коша у впадения в Нахар р. Трёхозерной (первый по ходу большой левый приток) приблизительно 2 ходовых часа и дорога проходима для машин. Нам удалось с водителем договориться и проехать весь участок крутого подъема на машине. От момента выполаживания до слияния рек 40 мин ходу. От слияния рек по орографически левому берегу р. Трёхозерной начинается хорошая тропа. Продолжаем движение по ней и через 1 час ходового времени доходим до верхнего коша.

Фото 1. Подъем по тропе вдоль р. Трехозерной

От верхней границы зоны леса впереди-справа хорошо видна широкая травянистая седловина бокового отрога вершины 3249 м. После верхнего коша тропа раздваивается - основная хорошо набитая тропа уходит влево по ходу в долину реки Трехозерной, а наша - тупиковая - уходит вверх, в сторону отрога и теряется.

От коша идем по направлению к седловине отрога по травянистым склонам вдоль небольшого ручья. Через 40 минут встаем на обед.

Фото 2. Стоянка на обед.

После обеда продолжаем движение в направлении бокового отрога (40 мин чхв). Подъем на сам отрог представляет собой травянистый склон крутизной 20-25 гр.

Фото 3 Подъем по травянистому склону на отрог г.3249

Мы преодолеваем его за 45 мин чхв и выходим чуть выше седловины. Также возможен подъём сразу на гребень отрога правее (по ходу) седловины в любой точке вплоть до основания отрога. От седловины к перевалу можно подниматься прямо по гребню отрога (многочисленные бараньи тропы, от седловины менее 1 ход. часа) или же перевалить через него, спуститься в верхний цирк соседней долины и подниматься непосредственно на перевальный взлёт по осыпи вдоль ручья от небольшого озера.

Фото 4 Вид на долину за отрогом г. 3249 (вид с отрога). Пер. Уллукель восточный находится левее, и не попал в кадр.

Поднявшись на гребень мы заметили резкое ухудшение погоды и поэтому, пройдя немного по гребню, спустились в долину и встали на ночевку на берегу ручья на моренном валу чуть выше озера. От стоянки хорошо виден перевал Уллукёль Восточный - неярко выраженная седловина справа от вершины 3249 к западу от озера.

Фото 5 Панорама хребта с седловиной пер. Вост. Уллукель

13 июля.

Переночевав, начинаем подъем вдоль ручья (склон травянисто-осыпной, 10-15 гр). Выше склон становится круче (20 гр.), и его характер становится чисто осыпным.

Фото 6. Подъем по травянисто- осыпному склону перевального взлета пер. ВУ

Продолжая подниматься по средней части осыпи, обходим небольшие выходы скал, оставляя их справа по ходу. Постепенно характер осыпи меняется со средней на мелкую и очень подвижную. В самой верхней части подъема (на уже некрутом выкате склона) опять лежит средняя хорошо слежавшаяся осыпь. От места ночевки до перевала 45 мин чхв. Седловина перевала - ближайшая к северу от вершины 3249 - широкая, травянисто-осыпная.

Сняли записку к/т "Абрис", г.Королев, рук. Евстигнеева Е.Ю.,07.07.2008

Фото 7. Вид с пер. ВУ

Спуск в сторону оз. Уллукёль - крутой снежник с небольшим карнизом. На седловине перевала выходим на снежник и надеваем кошки. Под седловиной на спуске небольшой карниз. Провешиваем через него веревку на спуск, закрепив ее на скальном выступе у правого по ходу на спуск края седловины (склон там круче, но карниза практически нет).

Фото 8. Спуск с пер. ВУ 1ая веревка. Видны карнизы под седловиной перевала

Вторую веревку по снежному склону, крутизной 25-30 гр. провешиваем, делая точку на ледорубе. Далее спускаемся еще приблизительно 50 м с ледорубом на три такта, склон постепенно выполаживается. Оставшийся участок снежника спускаемся глиссером.

Фото 9. Спуск с пер. ВУ

Выходим на пологие морены на берегу оз. Уллукёль. На спуск с перевала было потрачено 1 час 30 мин. За 20 мин обходим озеро слева по ходу и оказываемся на травянистых площадках на западном берегу. На них можно отлично поставить лагерь. Но у нас еще много рабочего времени, поэтому продолжаем подъём под пер. Надозерный.

Фото 10. Вид на пер. ВУ из долины р. Кичкинекол

Подход по долине реки Нахар

40 минут

Подъем по крутому травянистому склону до подъема на отрог

1 час

Подъем на гребень отрога

45 минут

Спуск до места ночевки чуть выше озера

1 час 30минут

Подъем на перевал от места ночевки

45 мин

Спуск с перевала до морены

1 час 30 минут

Обход озера до места для стоянки

20 мин

6 часов 30 мин

Перевал соответствует заявленной категории 1А с некоторой натяжкой, приближаясь по факту нашего прохождения скорее к 1Б. На наш взгляд, перила (или иной способ страховки) в верхней части перевала необходимы, особенно в походах невысоких категорий. В любом случае, вряд ли его стоит рекомендовать как первую 1А в походе 1 к.с., хотя, в общем-то, выкат с перевала безопасный. Перевал «односторонний»: определяющая его сторона северная, обращенная к озеру, с другой же стороны он скорее н/к c очень длинными подходами.

Перевал Надозёрный (1Б*, 3400, ск-ос)

Категория перевала

1Б* (по условиям прохождения - 2А)

3400м

скально-осыпной

восток-запад

Расположен в Даутском хребте и соединяет долины рек Даут и реки Кичкинекол (от озера Уллукёль).

С перевала сняли записку группы т/к "Атлантида" г.Москвы, рук-тель Афанасьев, от 21.08.07.

Прохождение 14 июля 2008г. в направлении от озёра Уллукёль (долина р.Кичкинекол) в сторону реки Даут.

Описание даётся от оз. Уллукёль до оз. Искровцев.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, скальные крючья, закладки, молоток.

13 июля.

Спустившись с пер. Уллукель Вост. выходим к большому озеру Уллукель.

От него поднимаемся в верхний цирк по средней осыпи в широком кулуаре вдоль русла ручья (левым бортом цирка).

Фото 11. Путь захода к верхним озерам под пер. Надозерный.

Здесь видны верхние ледниковые озера Уллукель и перевалы Дырявый и Надозерный.

Фото 12. Вид на долину оз. Уллукель. Видны верхние озера

Мы к озерам не пошли, а встали на ночь на леднике в одной из небольших мульд.

После этого, сходили на разведку, просмотреть перевальный взлет пер. Надозерный.

14 июля.

Утром ясно и холодно. От места стоянки метров 200 проходим по леднику и далее поднимаемся на моренный вал перевала Надозерный, состоящий из мелкой и средней довольно слежавшейся осыпи. Подъем осуществляем серпантином плотной группой левее стекающего по нему ручья за 45 мин чхв.

Фото 13. Моренный вал на входе в цирк пер. Надозерный.

Верхний край вала - последнее пригодное для ночёвки место при подъёме к перевалу. Здесь даже есть несколько готовых мест под площадки, но их безопасность в плане защиты от камней, летящих со скал противоположного борта ледника вызывает сильное сомнение. Так что по нашему мнению ночевать лучше всё же внизу, где стояли мы.

Фото 14. Цирк перевала Надозерный

Дальше начинается ледник, вся плоскость которого, особенно во второй половине дня, простреливалась камнями. Надеваем обвязки и продолжаем движение по закрытому леднику средней крутизной 15-20º (до 25-30º на взлетах) вдоль правого (ор.) борта цирка. Крутизна его постепенно увеличивается. Трещин практически нет или они все мелкие и засыпанные.

Фото 15. Перевальный взлет пер. Надозерный. (крестиками обозначены точки крепления веревки)

Метров за 50 до начала скального взлёта часть группы остановилась в пологом углублении ледника (небольшой мульде), поскольку места под взлётом, пригодного для сбора всей группы, не просматривалось. Другая часть, пробив ступени и повесив одну веревку перил по крутому (до 35º) снежно-ледовому взлёту, вышла к рантклюфту под подперевальным скальным "зеркалом" и начала провешивать перила. Лидер шёл без рюкзака с нижней страховкой. Скалы на всём взлёте разрушающиеся, покрытые средней и мелкой осыпью. Подъём требует достаточной аккуратности, чтобы не ссыпать всё на группу. Те участники, которые находились в нижней мульде, были довольно неплохо защищены перегибом склона и камни до них практически не долетали (они в основном уходили вбок), а вот тем, кто находился непосредственно под рантклюфтом порой приходилось весьма несладко – всё, что им можно было сделать, это спрятаться за рюкзаки.

Лидер поднялся правее по ходу зеркала по наклонным скальным полочкам, обошёл его сверху по плитам и полкам и организовал станцию, провесив первую веревку перил.

Фото 16. Первая и вторая веревки подъема.

Далее первый от станции пошел влево-вверх вдоль верхнего края "зеркала" по наклонной расщелине и скальному контрфорсу, вышел на крутую скальную полку, выводящую вправо пхд под верхний пояс скал. Здесь на удобном месте организовал вторую станцию, где можно было собраться 4-5 человекам. Далее промежуточные точки были выбиты и полученный диапазон спрямили до одной веревки (50 м) - прямо из рантклюфта под скалами, которую остальные участники проходили "жумарением" по перилам. Этот кусок был очень нетривиальный, потому что выход из рантклюфта был по гладкой вертикальной стенке высотой 3-4 м, и быстро пройти его с рюкзаком (точнее хотя бы просто пройти :) ) получалось далеко не у всех.

Следующим этапом повесили 40 м перил, пройдя по скальной полке вправо и далее вверх по скалам (ступеньки, хорошие зацепы), до большой и довольно широкой наклонной полки прямо под скальным гребнем перевала. На ней можно было собраться всей группой (хотя и с трудом :)). Мы так и сделали, потому что проходить следующую веревку пока люди работали внизу было нельзя - очень много камней ссыпалось прямо по ходу движения на нижние веревки.

Фото 17. Третья веревка перил.

Фото 18. Четвертая веревка перил. (Фото с седловины перевала)

После того, как все собрались, провесили еще 25 м перил по скальной расщелине влево до седловины перевала. Все участники кроме лидера поднимались по перилам с рюкзаками. Станции делались на крючьях, для промежуточных точек использовали закладки. Седловина перевала очень узкая и разместится больше чем втроем сложно. Тур находится посередине седловины. Сняли записку группы т/к "Атлантида" г.Москвы, рук-тель Афанасьев, от 21.08.07.

Фото 19. Спусковой кулуар.

Спуск с перевала начали по узкому осыпному кулуару длиной 35 м и крутизной 30-35º. В хорошую погоду здесь можно спускаться ногами, но проще было повесить 40 м перил, закрепив их на расходной петле, обвязанной вокруг большого камня на седловине. На спуск участники уходили сразу после подъёма. После кулуара склон переходит в снежный, и отойдя после окончания перил немного вправо по ходу за скалы (так чтобы эта зона не простреливалась камнями из кулуара), группа начала спускаться глиссером вниз по снежнику до выполаживания. Последние участники сдернули перильную веревку, оставив на перевале петлю на выступе.

Фото 20. Общий вид пер. Надозерный со стороны оз. Искровцев.

Далее по снежнику и закрытому леднику выходим к центральной морене над "бараньими лбами" и встаем на обед у ручья, ниспадающего большим водопадом в озеро Искровцев.

Расчёт ходового времени:

Подъем от оз. Уллукель до верхних озер (место ночевки)

45 мин

Подъём от места ночевки на леднике до скального взлёта

2 часа

Подъем на перевал от рантклюфта до седловины

5 часов 30 мин

Спуск с перевала до оз. Искровцев

2 часа

10 часов 15 мин

1. Категория сложности перевала явно не соответствует классификатору. Это однозначно 2А.

2. В случае большого кол-ва снега и несильной камнеопасности последнюю ночёвку перед подъёмом можно делать не на верхних озёрах Уллукёль, а на моренном валу под ледником. Это позволяет сократить время подъёма где-то на 1 час. Но места там хватит под одну-две палатки и из-за того, что место открытое, там очень сильный ветер. В такой же снежной обстановке как было у нас, однозначно лучше и безопаснее ночевать внизу.

3. Не рекомендуется проходить перевал большой группой, поскольку подъём по верёвкам занимает довольно много времени, тем более что одновременное движение по перилам не всегда возможно из-за камнеопасности.

4. От начала подъема по скалам из рантклюфта и до момента спуска к озеру Искровцев дано непрерывное "грязное" время работы - поскольку все это время кто-то что-то делал, хотя, конечно, большинство группы в основном чего-то ждали :) .

Перевал Безымянный (1Б, 3300, сн-лед-ос)

3300 м

снежно-ледово-осыпной

ориентация

запад – восток

Расположен в Даутском хребте в 200 м севернее вер. Узловая (вторая седловина от вершины). Соединяет лед. Даут (р. Даут) и ущ. Кичи-Талычат (приток р. Махар).

Прохождение 16 июля 2008 г. со стороны лед. Даут (с запада). Снята записка группы туристов СТК "Ветер странствий" г.Москвы, рук-тель Туркина Л. от 16.08.07

Описание дается от озера Искровцев до поляны Кертмели (слияние р. Махар и р. Гондарай).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, основная веревка– 1 шт. желательно кошки всем участникам.

14 июля.

После обеда на озере Искровцев выходим, за 25 мин обходя озеро справа траверсом по скалам и крупной осыпи, а затем от его нижнего края уходим вниз по правому берегу ручья по моренным валам.

Фото 21. Правый (по ходу движения) берег озера Искровцев

За 40 мин спускаемся вдоль ручья две ступени и переходим на левый берег ручья. После перехода ручья через 10 мин встаем на мокрых травянистых площадках, на которых в дождь вода стоит.

15 июля.

На следующий день продолжаем движение по долине вдоль ручья (20 мин). Дальше нам необходимо было траверсом уходить влево (по ходу) в сторону ледника Даут с минимальной потерей высоты. При появлении первого подходящего травянистого выполаживания склона, позволяющего уйти траверсом влево, начинаем траверсировать в сторону ручья, текущего с перевала Нефтяник. Оказалось, что это не стоило делать так высоко, потому что на траверсе мы столкнулись с мощными каменными завалами, и нам всё равно пришлось еще немного сбросить высоту.

Фото 22. Траверс травянистого склона при выходе к р. Нефтяников

Затем продолжаем движение траверсом травянистого склона и выходим к ручью Нефтяников (40 минут). Немного спускаемся вдоль него в поисках безопасного места для переправы, но находим его только под водопадом, то есть уже на нижней тропе. После переправы идем вверх по долине по тропе (20 мин), идущей по мореному гребню. В конце гребня заканчивается тропа и есть нормальные плоские площадки для стоянки.

Фото 23. Общий вид подходов к леднику

Встаем на ночевку (весь день утра идет дождь, видимости почти нет, все почти насквозь мокрые и идти наверх на ледник в таком виде совершенно не хочется) и проводим разведку пути дальнейшего движения. С конца гребня видны возможные пути подъема на ледник, описанные в отчетах. Возможно два дальнейших варианта движения: выход влево по широкому снежному кулуару и обход скал сверху, с выходом на пологое скальное плато, ведущее к пер. Саламандра, расположенное высоко над правым бортом ледника, либо проход по наклонной скальной полке снизу от скал. После просмотра выбираем вариант подъема по скальной полке.

Фото 24. Варианты дальнейшего пути подъема для выхода на ледник от окончания тропы около р. Нефтяников (длинной стрелкой показан путь через пер. Саламандра, пунктиром – путь по скальной полке)

16 июля.

Уходим вверх по наклонной скальной полке (25 мин). При прохождении этого участка очень много живых сыпучих камней, в связи с этим проходим её плотной группой с гимнастической страховкой в трудных местах. Скальная полка выводит нас на небольшую пологую площадку, от которой дальше идем по моренному валу. Выходим на край ледника, закрытый снегом. Надеваем кошки. Крутизна склона в нижней части до 20°, и идти в кошках удобно. Выше выходим на открытый ледник, ровный, трещин почти нет. Проходим по нему в направлении центральной морены (30 мин).

Фото 25. Пологая часть ледника

С морены хорошо виден весь цирк Даутского ледника – вершины Узловая и Даут, перевалы Безымянный, Узловой, Даутская щель, Восточный и Западный Даут. Пер. Безымянный – это самая низкая седловина, в левом углу цирка, к ней ведет снежный (без ледовых проплешин) склон, состоящий из двух ступеней, разделенных небольшим выполаживанием.

За один переход (20 мин) проходим пологую (10–15°) часть ледника, первую ступень перевального взлета (200 м, 20–25°) и выходим на выполаживание (50 м, 10–15°). Вторая ступень взлета более крутая, протяженностью около 200 м (25-35°). Весь подъем проходим в кошках с самостраховкой ледорубом. Последние 15 м подъема проходят по разрушенным неслежавшимся скалам. На подъем на второй перевальный взлет до седловины потратили 35 мин.

Фото 26. Прохождение перевального взлета пер. Безымянный.

Седловина перевала не очень широкая, скально-осыпная. С перевала открывается хороший вид. Снята записка группы туристов СТК "Ветер странствий" г.Москвы, рук-тель Туркина Л. от 16.08.07

С седловины хорошо просматривается путь спуска. Видно, что снега в этом году мало и весь спуск представляет собой смесь скальных выходов и осыпей, местами лёд. Исходя из этого и информации известной из отчетов, принимаем решение на спуске пройти траверсом гребня до пер. Саламандра и оттуда продолжать спуск.

Фото 27. Путь спуска с пер. Безымянный в долину реки Кичи-талычат.

С перевала Безымянный движение в сторону перевала Саламандра начинается по скально-осыпному гребню на север. Оно легко осуществляется пешком даже с тяжелыми рюкзаками. Следует отметить, что восточная сторона гребня представляет собой крутые скальные сбросы, поэтому обход возможных препятствий осуществляется, в основном, с левой по ходу стороны по скальным полкам или по снегу. После прохождения одного понижения в гребне выходим на следующее понижение – седловину перевала Саламандра (25 минут) – седловина представляет собой небольшую площадку - понижении в гребне. Есть тур.

Фото 28. Путь спуска с пер. Саламандра в долину р. Кичи-талычат

Спуск с перевала в долину реки Кичи-талычат проходит сначала по некрутому скально-осыпному склону и через 30 метров выводит на снег (20-25 гр.), по которому можно быстро спуститься глиссированием в верхний цирк безымянного ледника в верховьях реки Кичи-талычат. Слева от нас виден гребень, разделяющий долины р.Трехозерная и р. Кичи-Талычат. Так как из отчетов известно, что ущелье Кичи-Талычат в нижней части практически непроходимо, поэтому путь к р. Махар из него ведет через соседнее ущелье р. Трехозерной. Перевалить через этот гребень точно можно в самой верхней его части (т.н. "Перевал Ангела" ~ 1Б - одна веревка дюльфера по крутым разрушенным скалам и осыпи), но нам не хочется туда подниматься и мы решаем попробовать найти подходящий перелаз чуть пониже.

Поэтому продолжаем движение вдоль гребня в поисках места для его пересечения. Однако, увы - таких мест нами не было найдено. Поэтому, спустившись до конца снежника, встаем на обед. На спуск с пер. Саламандра мы потратили 35 мин. После обеда продолжаем спуск по долине р. Кичи-Талычат по травянистым склонам. Регулярно натыкаясь на небольшие тропы, начинаем движение траверсом влево с постепенным сбросом высоты. Выходим на гребень разделительного отрога и начинаем спускаться по нему вниз без тропы по крутой траве. В сумме на спуск по травянистому склону мы потратили 1 ч 20 мин "чистого времени".

Затем выходим на хорошо набитую и заметную тропу, траверсирующую гребень отрога и дальше идем по ней практически не теряя высоты по большой дуге плавно заворачивая в ущелье реки Трехозерная. Через 10-15 минут попадаем к заброшенному кошу в большой пологой котловине, где тропа разбивается на много мелких и теряется в высокой траве. Опять идем напрямик без тропы к реке и уже за кошем возле реки выходим на тропу, по разрушенному мостику переходим реку и продолжаем движение вдоль р. Трехозерной. Тропа вскоре становится очень хорошо набитой, уходит от реки в лес, а затем идет к жилому нижнему кошу (который мы уже проходили при подъеме к перевалу Уллукель Восточный) и дальше вниз. Спускаемся по ней до широкой долины р. Махар.

По левому берегу Махара идет дорога, по которой за 2 перехода (60 мин) доходим до нарзана. Источник находится на правом берегу, к нему ведет мост. От источника еще 25 минут хода до поляны Кертмели и турбазы «Глобус». Встаем рядом с турбазой, на земляничной поляне.

Подъем на ледник Даут

от оз. Искровцев – до стоянок на р. Искровцев

1 час 15 мин

от стоянок - до р. Нефтяников

1 час

от р.Нефтяников до выхода на скальную полку

20 мин

выхода на ледник по скальной полке

25 мин

Всего на подъем на ледник

3 часа 10 мин

Подъем на перевал по леднику Даут

подъем до перевального взлета

50 мин

прохождение перевального взлета

55 мин

Всего на подъем с ледника

1 часа 45 мин

Спуск в ущелье Кичи-Талычат

Траверс до пер. Саламандра

30 мин

спуск по снежникам

35 мин

Всего на спуск в ущелье Кичи-Талычат

1 час 05 мин

Спуск из ущелья Кичи-Талычат до поляны Кертмели

спуск по травянистому склону до тропы в ущ. Трехозерной

1 час 20 мин

спуск по тропе в долину р. Нахар

60 мин

спуск по дорог до т/б Глобус

1 час 25 мин

Всего на спуск из ущ. Кичи-Талычат до поляны Кертмели

3 часа 45 мин

Всего от оз. Искровцев до т/б «Глобус»

9 часов 45 мин

Перевал является хорошей, техничной, достаточно разнообразной и интересной 1Б. Характерной особенностью является нетривиальность подходов с обеих сторон: выход на ледник Даут по скальной полке с запада и обход в соседнее ущелье реки Трехозерной с востока. Может быть рекомендован для прохождения всем группам, идущим из долины Даута в Махар (и обратно) в походах 2-3 к.с.

Перевал Ак-Тюбе (1Б, 3350, сн-лед)

3350 м

снежно-ледовый

запад-восток

Расположен в северном отроге ГКХ, отходящем от массива Гвандра (хребет Куршо), между вершинами Восточная и Малая Гвандра. Соединяет ущ. Индрюкой (на западе) с долиной р. Мырды (на востоке).

Сняли с перевала записку группы из МГТУ им. Баумана, Москва, от 18.07.08.

Описание даётся от т/о «Глобус» до а/л «Узункол».

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, желательны кошки всем участникам

17 июля.

После полуднёвки выходим из «Глобуса» в 15:00. Идем в сторону р. Махар по хорошей накатанной автомобильной дороге вдоль левого (орографического) берега р. Гондарай. Проходим мост через р. Махар, продолжаем движение по дороге. Через 40 минут выходим на большое поле, на котором дорога сворачивает чуть вправо по х.д., в обход холма. Между холмом и склоном, на дороге лежит большой снежник – остаток от лавины. До этого места в принципе доходит машина (ГАЗ-66). После этого дорога поворачивает к реке. По дороге подходим к мосту. Мост полуразрушен: центральная часть просела и находится в воде. Для безопасной переправы натягиваем перильную верёвку и, держась за неё, переходим на другой берег.

Затем продолжаем путь дальше по наезженной дороге на правом (ор.) берегу р. Гондорай. Пройдя 10 минут после моста переходим ручей и выходим на заболоченную поляну. Слева водопад. Продолжаем идти по дороге и через 20 минут доходим до слияния рек Гондорай и Индрюкой. На стрелке рек есть пешеходный мост. Метров за 200 до слияния автомобильная дорога круто поворачивает налево вверх по склону в лес.

Мы не сворачиваем вместе с дорогой (а зря! :) ) , а идём по тропе вдоль правого (ор.) берега сначала реки Гондорай, а потом реки Индрюкой. Тропа заходит в хвойный лес и скоро теряется. Поплутав немного, выходим к мощному и красивому водопаду. От него поднимаемся вверх по склону и вскоре возвращаемся на автомобильную дорогу, ту самую, которая уходила влево-вверх раньше.

Продолжаем идти по дороге, проходим большую поляну, и еще участок леса, где дорога совершает крутой подъем. Преодолев его, выходим в долину, где заканчивается лесная зона и накатанная автомобильная дорога. Здесь стоит совершенно непонятный заброшенный автомобиль ГАЗ-53. Дальше идет хорошая тропа. Через 20 минут, пройдя примерно половину долины, встаём на ночёвку на заливных лугах у одинокой берёзы на берегу. Погода портится, ночью сильная гроза.

Фото 29. Подходы по долине под пер. Актюбе.

“Чистое” ходовое время 2 часа 05 минут.

18 июля.

Утром дождь, пережидаем его. Немного распогодилось лишь к часам 14, поэтому обедаем, собираемся и выходим в 15:35. Продолжаем путь по тропе, доходим до древнего мореного вала, поросшего лесом. Перед ним поворачиваем налево и идём вверх по склону (крутизной примерно 20-25 гр.) порядка 600-700 метров. После подъема тропа поворачивает вправо и выходит в долину реки Актюбе. Идем по тропе и через 20 минут подходим к древнему мореному валу. Заходя на него с левой стороны по х.д, выходим на следующую ступень долины. Продолжаем движение по тропе и через 20 минут подходим к травянисто-каменному склону крутизной 15-20 гр. Начинаем подъём сначала вдоль правого (ор.) берега р. Актюбе, а затем, когда река уходит вправо, по тропе, выложенной турами. Справа остаётся язык ледника и морена. Погода снова ухудшается, начинался мелкий дождик.

Фото 30. Вторая ступень долины р. Актюбе.

Примерно через час после начала подъема выходим к мощному (из-за дождей) ручью, текущему с лед. Ак-Тюбе. Переходим его по камням и траверсом поднимаемся на правобережный мореный вал. Взобравшись на его хребет, проходим около 100 метров и решаем из-за ухудшения погоды дальнейшее движение прекратить и становиться на ночёвку. Наиболее хорошее место находим на бараньих лбах, слева, по х.д., от места, где мы остановились. Спускаемся с мореного вала к ручью, переходим его по снежнику и доходим до места ночёвки.

“Чистое” ходовое время 2 ч 25 минут.

19 июля.

Выходим в 7:45, сначала идём по правому (ор.) берегу ручья, затем переходим его и по морене и снежнику подходим к языку ледника. Делаем остановку, надеваем системы, каски, кошки.

Фото 31. Пологая часть ледника Актюбе.

На ледник выходим на его левом (ор.) борту. В начале проходим открытую часть ледника, затем ­ закрытую часть, постепенно смещаясь на середину ледника. По склону примерно в 20 гр. поднимаемся до следующей, достаточно пологой, части ледника. В тени снег держит хорошо, на солнце он уже подтаял. На леднике трещин мало, их хорошо видно, все забиты снегом. Продолжая движение по центральной части ледника, выходим на перевальный взлёт, который неявно выражен. Короткий подъём по нему и мы на седловине. Седловина скально-осыпная, неширокая. Тур на скалах с южной стороны.

Фото 32. Перевальный взлёт пер. Актюбе со стороны долины р. Актюбе.

С перевала сняли записку группы из МГТУ им. Баумана, Москва, от 18.07.08.

Ледник на спуск закрытый, трещин мало, все хорошо видны и забиты снегом. Спускаемся глиссером, держась левого (ор.) борта ледника Мырды и обходя скальные выступы. Ниже обходим несколько морен и вдоль левого края ледника подходим к крупной осыпи, на которой начинается тропа, спускающаяся в долину р. Мырды и далее в Узункол.

Фото 33. Спуск с седловины в долину р. Мырды.

От т/б "Глобус" - до моста через реку Гондорай

1 час 20 мин

От моста до слияния рек Индрюкой и Гондорай

40 мин

От слияния до выхода на ледник

2 часа 25 минут

Ночевки на озере под ледником Гвандра - перевал Ак-Тюбе

1 час 35 мин

Перевал Ак-Тюбе - морена на пологой части ледника Мырды

50 мин

Пологая часть ледника Мырды - а/л "Узункол"

2 часа 05 мин

8 часов 55 мин

Перевал соответствует категории 1Б. Логичен при прохождении в обоих направлениях. Перевал Ак-Тюбе является одним из самых приятных и красивых перевалов этого района. Это один из немногих перевалов, с которого даже в условиях малоснежного года можно спускаться глиссированием, чему способствуют безопасные некрутые склоны. Поэтому идти перевал имеет смысл именно с востока на запад, хотя по сложности обе его стороны, видимо, равноценны.