Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать. Мозоли

Думаю, вот такая тема будет всем новичкам интересна и актуальна – «МОЗОЛИ».

Главное в пешем (горном) походе – НОГИ!
Если их «убил» – походу кирдык!
В прошлом году был в очередной раз свидетелем того, к чему приводит легкомысленное отношение туристов к заботе о своих любимых ножках.

Одна девчушка пофигистски отнеслась к появления мозолей, и в результате туда попала инфекция. И уже через несколько дней, в дополнение к болезненным мозолям, она получила ещё и распухшие ноги. Итог – всё днёвки и радиалки валялась в лагере.

В другой группе, один «камуфлированный мальчик» решил самостоятельно бороться с появившимися мозолями и не придумал ничего лучшего, как срезать с них кожу (попросту говоря – вскрыл их)!!!
Как он потом «шёл» и какое у него при этом было выражение «лица» - лучше не вспоминать!

Так что же нужно делать, чтобы поход не превратился в мучение? Итак…

1. Во время первого перехода идти и постоянно «прислушиваться» к своим ногам – как им там, в ботинках? Если какой-то дискомфорт становится слишком явным, тут же остановиться и разбираться в чём дело.

2. После первого перехода (на первом же привале) разуться и тщательно осмотреть ступни и пальцы ног. Даже небольшое болезненное покраснение – это сигнал к действию. В этом случае на намятое (натёртое) место приклеивается пластырь с мягкой прослойкой. Если такого нет, можно использовать обычный тонкий пластырь (или даже скотч), подложив под него кусочек ваты/бинта/чистой тряпочки.

3. Если мозоли всё же появились, то на ночном привале перед сном обязательно заняться их лечением.
В качестве примера могу привести один «народно-туристкий» метод, которым постоянно пользуемся сами.

Порядок действия следующий:
- вымыть ноги,
- стерильной иголкой (со вставленной ниткой) проколоть мозоль,
- выдавить оттуда всю жидкость,
- вынув иголку оставить там нитку, чтобы она торчала из кожи,
- смазать поверхность мозоля йодом,
- утром нитку можно убрать,
- перед выходом на тропу мозоль заклеивается пластырем с толстой мягкой прокладкой.
4. Хождение босиком по траве (на привалах) – хорошо убыстряет заживление мозолей, да и просто даёт отличный отдых ногам.

5. Ни в коем случае нельзя вскрывать мозоль, срезая с него слой отошедшей кожи!!!

6. Если мозоль сам лопнул во время ходьбы – наложить пластырь так, чтобы он стянул и максимально закрепил края лопнувшей кожи. Если этого не сделать, то идти будет очень тяжело – лопнувший мозоль, это адская боль!

7. Никогда не залепляйте мозоль так, чтобы к нему не поступал воздух – рана может загнить!

8. Одно из главных условий обработки и лечения мозолей – дезинфекция!

Если всё сделать правильно и вовремя, то даже появившиеся мозоли очень быстро заживают.

У самого был когда-то случай:

пошёл в новых непроверенных ботинках (а в течение первого дня не было возможности поинтересоваться – как оно там, с ногами). В результате к вечеру набил очень болючие мозоли. Но, нормально их обработал, и к концу похода (за 20 дней) они полностью зажили – даже следов не осталось.

Теперь несколько советов, которые могут помочь избежать появление мозолей:

- никогда ботинки (кроссовки) не носить в горах только на один тонкий носок – обязательно одевать ещё один, более ,

- подбирать обувь так, чтобы она сидела на ноге как влитая – не жала, и не болталась

- спускаясь вниз по склону не ставить стопу пальцами по вертикальной оси склона – нога ставиться немного под углом, иначе пальцы будут упираться в носок ботинка и к концу спуска можно очень здорово намять их (что нисколько не лучше натёртых мозолей)

- кожаную обувь сушить у костра только в случае крайней необходимости (иначе к утру ботинки будут «стоять колом») – такая обувь должна сохнуть естественным способом

- если ботинки после долгого хранения стали очень жёсткими («дубовыми») перед самым выходом на тропу, в начале похода, намочите их – сидеть на ноге будут гораздо лучше

И самое главное (и самое простое) – не бойтесь подходить к инструктору с любыми вопросами, даже на ваш взгляд очень глупыми и «чайниковскими».
И не нужно заниматься самолечением, если толком не знаете, как это делать!!!

К предыдущей части __________ Продолжение следует....

Поход в горы с чего начать. Мозоли

Грамотная и полезная информация. С мозолями и их лечением сам неоднократно сталкивался в горных походах. Зачастую из-за этого возникают серьёзные неудобства. На мой взгляд, прошивание мозолей - способ очень эффективный. Проверен неоднократно и на себе, и на других. Мы всегда нитку смачивали зеленкой и не убирали ее. Она работает как фитиль. Из профилактических мер используем смазывание ног вазелином в первые несколько дней, вне зависимости от срока носки ботинок. Действует практически безотказно.

Поход в горы - с чего начать. Мозоли

Ноги как руки скалолаза лучше готовить заранее.., новая обувь-гарантия новых мазолей.. лучше походить в ней за некоторое время.. можно просто по городу... в лес.. в свое время использовал мумие.. также прокалывал, но жидкость не удалял, а вставлял туда мумие.. отлично залечивает уже на следующий день не болела и можно было не обращать внимание.. сейчас есть современное средство типа second skin.. лепишь его.. и нет проблем. у нас он продается в зеленых таких упаковках..