Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Руководитель: Е.Егорова, Санкт-Петербург
Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню летом 2008 г. Часть 1
Петроградский клуб туристов
ОТЧЕТ О ПОХОДЕ IV КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ТЯНЬ-ШАНЮ (КИРГИЗСКИЙ ХРЕБЕТ)
Маршрутная книжка № 12/08 Руководитель Егорова Е.Ю. Телефон: (921)320-39-06 E-mail: eeu_@mail.ru
I.Справочные сведения
1. Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 410, 4 этаж).
2 Место проведения – Республика Киргизстан, Тянь-Шань (Киргизский хребет)
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Подробная нитка маршрута:
Заявленный: Бишкек - база Теплый Ключ – дол р. Аламедин – дол. р. Салык – ледн. Рериха – пер. Искра Центр. (2А 4200) – ледн. Ивероновой (Искра) – дол. р. Иссык-Ата – дол. реки Минджилки - ледн. больш. Иссыкатинский – пер. Лесгафта (2Б, 4170) - дол. реки Ашу-тор – [пер. Чон-Чичкан В.(2А, 4010) + пер.Чон-Чичкан Ц. (2Б, 4030)] – ледн. Туюк-Тор Вост. – дол р. Аламедин (до впадения р. Ашутор) – ледн. Туюк-Тор Зап. – пер. Физкультурников(2Б, 4350) – ледн. Кашка-Су – пер. Глухова Юрия(2А, 4200) – ледн. Наталии – дол. р. Кашкасу – дол. р.Туюк-Ала-Арча – пер. Литва (Lietuva) (2Б, 4100)- ледн. Багельдинова – ледник Алтын-тор Северный – пер. Войтихова (2Б,4350) - ледник Топ-Карагай – дол. р. Топ-Карагай - пер. Симонова (1Б, 3850) - ледн. Теке-Тор - пер. Теке-Тор (2А, 4160) – ледн. Аксай – 2-я башня Короны (2А альп., 4810) рад. – дол. р. Алла-Арча – а/л Алла-Арча.
Пройденный: Бишкек - база Теплый Ключ – дол р. Аламедин – дол. р. Салык – ледн. Рериха – пер. Искра Центр. (2А 4200) – ледн. Ивероновой (Искра) – дол. р. Иссык-Ата – дол. реки Минджилки - ледн. больш. Иссыкатинский – пер. Лесгафта (2Б, 4170) - дол. реки Ашу-тор –[пер. Чон-Чичкан В.(2А, 4010) + пер.Чон-Чичкан Ц. (2Б, 4030)] – ледн. Туюк-Тор Вост. – дол р. Аламедин (до впадения р. Ашутор) – ледн. Туюк-Тор Зап. – пер.Туюк-Тор Зап. (1Б, 4060) – ледн. Наталии – дол. р. Кашкасу- дол. р.Туюк-Ала-Арча – пер. Литва (Lietuva) (2Б, 4100) – ледн. Багельдинова – ледник Алтын-тор Северный – пер. Войтихова (2Б,4350) - ледник Топ-Карагай – дол. р. Топ-Карагай - пер. Симонова (1Б, 3850) - ледн. Теке-Тор - пер. Теке-Тор (2А, 4160) – ледн. Аксай – дол. р. Алла-Арча – а/л Алла-Арча.
Схема маршрута. (основа www.westra.ru, автор Пуриков А. В., 2007)
5. Определяющие препятствия маршрута
6. Сведения об участниках. В составе группы 11 человек:
· Егорова Екатерина Юрьевна – руководитель, 1967 год рожд. Опыт – 5у, Тянь-Шань(Терскей), С.-В. Памир 4р, Центр. Кавказ · Демин Алексей Борисович – ремонтник, 1973 год рожд. Опыт – 5у, С.-В. Памир. · Кремнева Юлия Михайловна – завхоз, 1984 год рожд. Опыт – 3у, Алтай · Захаров Артем Владимирович – ответственный за снаряжение, 1980 год рожд. Опыт – 3у, Алтай · Жаров Евгений Александрович 1981 год рожд. Опыт – 3у, Тянь-Шань (Терскей) 1р пеш., Хибины · Страхов Игорь Геннадьевич – GPS-навигатор, 1980 год рожд. Опыт – 3у, Алтай · Рачников Николай Николаевич 1981 год рожд. Опыт – 2у, Центр. Кавказ · Чистякова Вера Владимировна – медик, 1982 год рожд. Опыт – 3у, Алтай · Прокопенко Владимир Витальевич 1987 год рожд. Опыт – 2у, Зап. Кавказ · Железный Олег Евгеньевич – финансист, 1984 год рожд. Опыт – 3у, Алтай, 1р пеш, Лен. Обл. · Гусачев Михаил Сергеевич – весовщик, 1987 год рожд. Опыт – 2у, Зап. Кавказ
7. Отчет хранится в библиотеке ПКТ 8. Поход рассмотрен МКК Петроградского клуба туристов. Шифр МКК 178-16-134000000.
II. Содержание отчета.
Фотографии в отчете выполнены Жаровым Е., Чистяковой В. и Страховым И. Везде далее по тексту: ГКХ – главный Киргизский хребет Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено Время – местное (+2 часа к московскому) Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS.
1. Основными задачами пройденного похода являлись:
- Осмотр района Киргизского хребта, нового для руководителя и всех участников группы. - Закрепления полученных в походах I – III категорий навыков и дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа при преодолении сложных перевалов. - Повышение высотного потолка группы (большинство участников имело опыт походов только на Западном Кавказе и Алтае, с высотой перевалов 3500 max).
2. Организация похода.
На Киргизский хребет из Петроградского клуба туристов в 2008 году шло 3 группы (две четверки, мы и группа под руководством В. Лобова и тройка под руководством Н. Голицына) с заездом в одинаковые сроки. Такая организация путешествий позволила повысить их безопасность (у нас были рации для связи между группами и назначенное время связи) и удешевить заезд. Заезд. Мы решили лететь прямым рейсом С-Петербург – Бишкек в полном составе. Билеты были куплены еще зимой, что позволило приобрести их по минимальной цене. Пять человек из двух других групп ехали поездом. Они прибыли на сутки раньше нас и сразу же уехали в Теплый-Ключ с заездом в альплагерь Алла-Арча, чтобы оставить заброску (для группы В. Лобова). Деньги мы поменяли прямо в аэропорту, пока ждали машины (автобус ПАЗик и грузовую для рюкзаков: на 22 человека). Курс обмена в 2008 году (в среднем) 1,4 сома за 1 рубль. Машины были заказаны заранее, накладок не было, благодаря четким предварительным договоренностям с фирмой и качественным исполнением обязательств со стороны "Dostuck-Trekking". Координаты турфирмы: Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005 Tel: +996 (312) 545455 503082 540237 Fax: +996
(312) 545455 443090 Бензин покупали на бензоколонке в Бишкеке. Турфирма выделила нам для этой цели две 20 литровые канистры и шланги и мы рядом с бензоколонкой разлили его в бутылки. Качество бензина удовлетворительное, горелки за поход чистили всего пару раз. Еще, по нашей просьбе, они привезли четыре сахарных мешка для организации заброски. Все расчеты с фирмой производились в рублях. До того как ехать в горы, мы заехали на фирму, чтобы оставить заброску на выход и отдых (планировалась поездка на Иссык-Куль), в виде чистой одежды и всяких мелочей. Дорога от аэропорта Манас до базы отдыха «Теплый Ключ» (начало маршрута) заняла около часа вместе с остановкой на бензоколонке и заездом на фирму. Отъезд. В долине Ала-Арча находится что-то вроде ближнего курорта для столичной (Бишкекской) публики, поэтому выезд оттуда никаких проблем не представляет. Мы заночевали на территории альпбазы (по другому там не получается) в своих палатках и заказали ужин, завтрак и душ. Через них же наняли машину, которая доставила нас в Бишкек.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Из любой точки маршрута севернее главного Киргизского хребта возможен аварийный выход по долинам к автодорогам, ведущим в Бишкек. Время выхода – не более полутора суток в форсированном темпе движения. С участка маршрута от пер. Чон-Чичкан Вост. до пер. Чон-Чичкан Центр. наиболее быстрым представляется выход назад, через пер. Чон-Чичкан Вост. и далее долинам р. Ашутор и Аламедин. С участка маршрута от пер. Туюк-Тор Зап. до пер. Литва возможен выход на юг, вниз по дол. р. Зап. Каракол или возвращение через пер. Туюк-Тор Зап. и спуск по долине Аламедина. По затратам времени/сил варианты представляются равнозначными. Запасные варианты:Вместо перевала Искра Центр. (2А 4150)– перевал Проценко (1Б, 4200) Вместо перевала Лесгафта (2Б, 4100)– перевал Первомайский (1Б, 4200) Вместо связки перевалов Чон-Чичкан Вост.+Чон-Чичкан Центр. (2Б) – перевал Туюк-Тор Вост. (2А, 4250) или обход по долине р. Ашутор Вместо связки перевалов Физкультурник+Юрия Глухова (2Б) – перевал пер. Туюк-Тор Зап. (1Б, 4050) Вместо перевала Литва (Lietuva) (2Б, 4070) – перевалы Виру (1Б, 3850) и Алтын-Тор Ю. (2А, 4100)) Вместо перевала Войтихова (2Б,4350)– перевал Инструментальщик(2А,4300) Отказ от радиального выхода на 2-ю башню Короны (2А альп., 4810).
4. Изменения маршрута и их причины.
2008 год в данном районе выдался исключительно малоснежным что, во-первых, повлияло на сложность и способы преодоления многих перевалов (об этом будет сказано ниже), во-вторых, обусловило два изменения заявленного маршрута: 1. Прохождение перевала Туюк-Тор Зап.(1Б) вместосвязки перевалов Физкультурник+Юрия Глухова (2Б). Описания перевала Физкультурник мы не имели, только фотографии северного (со стороны предполагавшегося подъема) взлета перевала. В сравнении с этими фотографиями ледник Туюк-Тор Зап. опустился ниже, и обнажившийся ледовый склон покрыт следами камнепада (видно, как непрерывно катятся камни). Выше: ледовый лоб, который весьма крут даже в правой наиболее пологой части (фото 1). В целом, перевал только за счет северной стороны смотрится явно сложнее, чем 2Б и камнеопасен на большей части подъема и, из соображений безопасности, было решено отказаться от его прохождения. 2. Отказ от радиального выхода на 2-ю башню Короны (2А альп., 4810). Ледник Корона ~40°, около 800 м в этом году также не снежный, а ледовый (фото 133) и если по снегу его преимущественно ходят ногами, то в данной обстановке пришлось бы двигаться вверх с организацией промежуточных точек страховки и на спуске вешать дюльфера. Учитывая протяженность участка, у нас возникли сомнения, что группа сумеет уложиться в светлое время.
5. График движения.
7. Краткая характеристика района путешествия.
В северо-западной части Тянь-Шаня, преимущественно на территории современного Кыргызстана находится Киргизский хребет. Он вытянут на 400 км в широтном направлении от г. Тараз (ранее Джамбул) до Боамского ущелья р. Чу. В средней части он примыкает к Таласскому хребту, а через водораздельную перемычку рек Каракол Западный и Восточный смыкается с хребтом Кок-Мойнок. Гребень его отстоит примерно на 50 километров к югу от Бишкека (Фрунзе), который, собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек Аламедин и Ала-Арча. Вершины хребта почти достигают отметки в 5000 м, наиболее высокие из которых - пик Семенова-Тянь-Шаньского (4875 м), Корона (4860 м), Киргизстан (4840 м). Рельеф хребта отличается глубоко расчлененными, резко выраженными формами – глубокие ущелья, крутые склоны и острые пики вершин и гребней. Наблюдается также большое количество осыпей и морен, обширные галечные поймы вдоль русел рек. Скалы в районе в основном сильно разрушены, хотя встречаются и монолиты на стенах, ребрах и контрфорсах. Это одно из следствий того, что хребет в основном сложен из легко разрушающихся пород, а прочные скальные массивы встречаются в районе наиболее высоких вершин. Обилие ледников, большинство из которых относятся к каровому и долинному типам, хотя встречаются висячие и переходные формы, принесло в долины значительное количество обломочного материала, который в виде моренных валов различной степени задернованности и подвижности присутствует повсеместно в верхних течениях рек. Ледники текут часто переламываясь ледопадами, ледосбросами и обширными зонами разломов. Положение снеговой линии зависит от экспозиции склонов: на северных она опускается до 3600…3800, на южных доходит до 3900…4200. Основное оледенение расположено в центральной части хребта и более высоких и расчлененных северных отрогах, в двух из которых (Ала-Арчинском и Аламединском) находятся наиболее интересные перевалы и вершины. Языки ледников опускаются до 3000 м., скорость течения в среднем 30 м в год. Озера в основном подпрудного типа, небольшие. Общая площадь оледенения 500 кв.км. Все перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере – снег и ледовые стенки, на юге – осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходы отличаются резкими перепадами высот, малым количеством троп, буйной растительностью, отсутствием мостов через реки – в общем, достаточно утомительны физически. Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные тянь-шаньские ели. Из подножного корма встречается лук, ревень, смородина, земляника. Кошей мало, поскольку большая часть хребта – национальный парк. В некоторых долинах разводят лошадей. Основная опасность в районе – камнепады. Район в последнее время становится популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности от города, высокой техничности маршрутов.
Часть 2 >>>>>>>>>>>>>
|
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|