Руководитель: Е.Егорова, Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню летом 2008 г. Часть 1

Петроградский клуб туристов

ОТЧЕТ О ПОХОДЕ IV КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ТЯНЬ-ШАНЮ (КИРГИЗСКИЙ ХРЕБЕТ)

Маршрутная книжка № 12/08 Руководитель Егорова Е.Ю. Телефон: (921)320-39-06 E-mail: eeu_@mail.ru

I.Справочные сведения

1. Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 410, 4 этаж).

2 Место проведения – Республика Киргизстан, Тянь-Шань (Киргизский хребет)

3. Общие справочные сведения о маршруте

27.07 – 12.08

4. Подробная нитка маршрута:

Заявленный:

Бишкек - база Теплый Ключ – дол р. Аламедин – дол. р. Салык – ледн. Рериха – пер. Искра Центр. (2А 4200) – ледн. Ивероновой (Искра) – дол. р. Иссык-Ата – дол. реки Минджилки - ледн. больш. Иссыкатинский – пер. Лесгафта (2Б, 4170) - дол. реки Ашу-тор – [пер. Чон-Чичкан В.(2А, 4010) + пер.Чон-Чичкан Ц. (2Б, 4030)] – ледн. Туюк-Тор Вост. – дол р. Аламедин (до впадения р. Ашутор) – ледн. Туюк-Тор Зап. – пер. Физкультурников(2Б, 4350) – ледн. Кашка-Су – пер. Глухова Юрия(2А, 4200) – ледн. Наталии – дол. р. Кашкасу – дол. р.Туюк-Ала-Арча – пер. Литва (Lietuva) (2Б, 4100)- ледн. Багельдинова – ледник Алтын-тор Северный – пер. Войтихова (2Б,4350) - ледник Топ-Карагай – дол. р. Топ-Карагай - пер. Симонова (1Б, 3850) - ледн. Теке-Тор - пер. Теке-Тор (2А, 4160) – ледн. Аксай – 2-я башня Короны (2А альп., 4810) рад. – дол. р. Алла-Арча – а/л Алла-Арча.

Пройденный:

Бишкек - база Теплый Ключ – дол р. Аламедин – дол. р. Салык – ледн. Рериха – пер. Искра Центр. (2А 4200) – ледн. Ивероновой (Искра) – дол. р. Иссык-Ата – дол. реки Минджилки - ледн. больш. Иссыкатинский – пер. Лесгафта (2Б, 4170) - дол. реки Ашу-тор –[пер. Чон-Чичкан В.(2А, 4010) + пер.Чон-Чичкан Ц. (2Б, 4030)] – ледн. Туюк-Тор Вост. – дол р. Аламедин (до впадения р. Ашутор) – ледн. Туюк-Тор Зап. – пер.Туюк-Тор Зап. (1Б, 4060) – ледн. Наталии – дол. р. Кашкасу- дол. р.Туюк-Ала-Арча – пер. Литва (Lietuva) (2Б, 4100) – ледн. Багельдинова – ледник Алтын-тор Северный – пер. Войтихова (2Б,4350) - ледник Топ-Карагай – дол. р. Топ-Карагай - пер. Симонова (1Б, 3850) - ледн. Теке-Тор - пер. Теке-Тор (2А, 4160) – ледн. Аксай дол. р. Алла-Арча – а/л Алла-Арча.

Схема маршрута. (основа www.westra.ru, автор Пуриков А. В., 2007)

5. Определяющие препятствия маршрута

осыпной

Теке-Тор

ледово-осыпной

6. Сведения об участниках.

В составе группы 11 человек:

· Егорова Екатерина Юрьевна – руководитель, 1967 год рожд. Опыт – 5у, Тянь-Шань(Терскей), С.-В. Памир 4р, Центр. Кавказ

· Демин Алексей Борисович – ремонтник, 1973 год рожд. Опыт – 5у, С.-В. Памир.

· Кремнева Юлия Михайловна – завхоз, 1984 год рожд. Опыт – 3у, Алтай

· Захаров Артем Владимирович – ответственный за снаряжение, 1980 год рожд. Опыт – 3у, Алтай

· Жаров Евгений Александрович 1981 год рожд. Опыт – 3у, Тянь-Шань (Терскей) 1р пеш., Хибины

· Страхов Игорь Геннадьевич – GPS-навигатор, 1980 год рожд. Опыт – 3у, Алтай

· Рачников Николай Николаевич 1981 год рожд. Опыт – 2у, Центр. Кавказ

· Чистякова Вера Владимировна – медик, 1982 год рожд. Опыт – 3у, Алтай

· Прокопенко Владимир Витальевич 1987 год рожд. Опыт – 2у, Зап. Кавказ

· Железный Олег Евгеньевич – финансист, 1984 год рожд. Опыт – 3у, Алтай, 1р пеш, Лен. Обл.

· Гусачев Михаил Сергеевич – весовщик, 1987 год рожд. Опыт – 2у, Зап. Кавказ

7. Отчет хранится в библиотеке ПКТ

8. Поход рассмотрен МКК Петроградского клуба туристов.

Шифр МКК 178-16-134000000.

II. Содержание отчета.

Фотографии в отчете выполнены Жаровым Е., Чистяковой В. и Страховым И.

Везде далее по тексту:

ГКХ – главный Киргизский хребет

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено

Время – местное (+2 часа к московскому)

Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS.

1. Основными задачами пройденного похода являлись:

- Осмотр района Киргизского хребта, нового для руководителя и всех участников группы.

- Закрепления полученных в походах I – III категорий навыков и дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа при преодолении сложных перевалов.

- Повышение высотного потолка группы (большинство участников имело опыт походов только на Западном Кавказе и Алтае, с высотой перевалов 3500 max).

2. Организация похода.

На Киргизский хребет из Петроградского клуба туристов в 2008 году шло 3 группы (две четверки, мы и группа под руководством В. Лобова и тройка под руководством Н. Голицына) с заездом в одинаковые сроки. Такая организация путешествий позволила повысить их безопасность (у нас были рации для связи между группами и назначенное время связи) и удешевить заезд.

Заезд. Мы решили лететь прямым рейсом С-Петербург – Бишкек в полном составе. Билеты были куплены еще зимой, что позволило приобрести их по минимальной цене.

Пять человек из двух других групп ехали поездом. Они прибыли на сутки раньше нас и сразу же уехали в Теплый-Ключ с заездом в альплагерь Алла-Арча, чтобы оставить заброску (для группы В. Лобова).

Деньги мы поменяли прямо в аэропорту, пока ждали машины (автобус ПАЗик и грузовую для рюкзаков: на 22 человека). Курс обмена в 2008 году (в среднем) 1,4 сома за 1 рубль.

Машины были заказаны заранее, накладок не было, благодаря четким предварительным договоренностям с фирмой и качественным исполнением обязательств со стороны "Dostuck-Trekking".

Координаты турфирмы:

Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005

Tel: +996 (312) 545455 503082 540237 Fax: +996 (312) 545455 443090
E-mail: dostuck@saimanet.kg http://www.dostuck.com.kg

Бензин покупали на бензоколонке в Бишкеке. Турфирма выделила нам для этой цели две 20 литровые канистры и шланги и мы рядом с бензоколонкой разлили его в бутылки. Качество бензина удовлетворительное, горелки за поход чистили всего пару раз. Еще, по нашей просьбе, они привезли четыре сахарных мешка для организации заброски. Все расчеты с фирмой производились в рублях.

До того как ехать в горы, мы заехали на фирму, чтобы оставить заброску на выход и отдых (планировалась поездка на Иссык-Куль), в виде чистой одежды и всяких мелочей.

Дорога от аэропорта Манас до базы отдыха «Теплый Ключ» (начало маршрута) заняла около часа вместе с остановкой на бензоколонке и заездом на фирму.

Отъезд. В долине Ала-Арча находится что-то вроде ближнего курорта для столичной (Бишкекской) публики, поэтому выезд оттуда никаких проблем не представляет. Мы заночевали на территории альпбазы (по другому там не получается) в своих палатках и заказали ужин, завтрак и душ. Через них же наняли машину, которая доставила нас в Бишкек.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Из любой точки маршрута севернее главного Киргизского хребта возможен аварийный выход по долинам к автодорогам, ведущим в Бишкек. Время выхода – не более полутора суток в форсированном темпе движения.

С участка маршрута от пер. Чон-Чичкан Вост. до пер. Чон-Чичкан Центр. наиболее быстрым представляется выход назад, через пер. Чон-Чичкан Вост. и далее долинам р. Ашутор и Аламедин.

С участка маршрута от пер. Туюк-Тор Зап. до пер. Литва возможен выход на юг, вниз по дол. р. Зап. Каракол или возвращение через пер. Туюк-Тор Зап. и спуск по долине Аламедина. По затратам времени/сил варианты представляются равнозначными.

Запасные варианты:

Вместо перевала Искра Центр. (2А 4150)– перевал Проценко (1Б, 4200)

Вместо перевала Лесгафта (2Б, 4100)– перевал Первомайский (1Б, 4200)

Вместо связки перевалов Чон-Чичкан Вост.+Чон-Чичкан Центр. (2Б) – перевал Туюк-Тор Вост. (2А, 4250) или обход по долине р. Ашутор

Вместо связки перевалов Физкультурник+Юрия Глухова (2Б) – перевал пер. Туюк-Тор Зап. (1Б, 4050)

Вместо перевала Литва (Lietuva) (2Б, 4070) – перевалы Виру (1Б, 3850) и Алтын-Тор Ю. (2А, 4100))

Вместо перевала Войтихова (2Б,4350)– перевал Инструментальщик(2А,4300)

Отказ от радиального выхода на 2-ю башню Короны (2А альп., 4810).

4. Изменения маршрута и их причины.

2008 год в данном районе выдался исключительно малоснежным что, во-первых, повлияло на сложность и способы преодоления многих перевалов (об этом будет сказано ниже), во-вторых, обусловило два изменения заявленного маршрута:

1. Прохождение перевала Туюк-Тор Зап.(1Б) вместосвязки перевалов Физкультурник+Юрия Глухова (2Б). Описания перевала Физкультурник мы не имели, только фотографии северного (со стороны предполагавшегося подъема) взлета перевала. В сравнении с этими фотографиями ледник Туюк-Тор Зап. опустился ниже, и обнажившийся ледовый склон покрыт следами камнепада (видно, как непрерывно катятся камни). Выше: ледовый лоб, который весьма крут даже в правой наиболее пологой части (фото 1). В целом, перевал только за счет северной стороны смотрится явно сложнее, чем 2Б и камнеопасен на большей части подъема и, из соображений безопасности, было решено отказаться от его прохождения.

2. Отказ от радиального выхода на 2-ю башню Короны (2А альп., 4810). Ледник Корона ~40°, около 800 м в этом году также не снежный, а ледовый (фото 133) и если по снегу его преимущественно ходят ногами, то в данной обстановке пришлось бы двигаться вверх с организацией промежуточных точек страховки и на спуске вешать дюльфера. Учитывая протяженность участка, у нас возникли сомнения, что группа сумеет уложиться в светлое время.

5. График движения.

База Теплый ключ – дол. р. Салык

3 ч.55 мин.

+180

Дорога затем тропа вдоль правого берега реки Аламедин.

Облачно, в полдень начался дождь с грозой и с перерывами шел до вечера.

Дол. р. Салык – слияние рек Аламедин и Ашутор (радиальный выход)

Подъем по дол. р. Салык

(15)

5 ч.50 мин.

3 ч. 10мин.

+680

-680

+220

Пологая тропа вдоль правого берега реки Аламедин. Выше впадения р. Алтынтор два резких взлета (второй взлет с преодолением крупной осыпи).

Обратно по тому же пути.

Тропа по правому берегу р. Салык

С утра легкая облачность, к 14 часам начался дождь, перерывами шел до вечера.

До конечной морены ледн. Салык

Конечная морена – озеро под пер. Бойрок

2 ч. 45 мин.

4 ч.

+400

+490

Тропа по правому берегу р. Салык

На моренный вал, покрытый средней и мелкой осыпью вдоль левого борта долины и далее пересекая еще несколько валов и смещаясь к центру долины.

Ясно

Озеро – моренный гребень между ледниками Салык Западный и Восточный.

По ледн. Салык Восточный до перевального взлета

Подъем под седловину пер. Искра Центральная

1,2

5 ч. 20 мин.

2 ч. 20 мин.

+510

+230

+260

По моренным валам держа направление на верш. Усеченка

Открытый ледник крутизна 10… 20°, кошки

Открытый ледник крутизна до 30° в верхней части выполаживается, кошки, связки одновременное движение с промежуточными точками.

Ясно

Подъем на пер. Искра Центральная (2А, 4200)

Спуск с пер. Искра Центральная на ледн. Ивероновой

Спуск по леднику до моренных валов

Спуск до р. Иссык-Ата

0,4

50 мин.

3 ч. 10 мин.

2 ч. 40 мин.

+40

-690

Пологий ледник покрытый снегом, трещин почти нет.

Ледовый склон, крутизна до 45° Повешено на спуск 6 веревок. (верхняя крепилась за камень, остальные на ледобурах). на последней веревке преодолеваем небольшой бергшрунд.

Открытый пологий ледник с множеством лежащих на льду камней.

Гребень левобережной морены, далее по моренам к центру и выходим на фронтальную морену (ригель). Траверсируем его влево и спускаемся по травянистому склону, крутизна до 30°

Ясно

Дол. р. Иссык-Ата – дол. р. Минджилки.

Дол. р. Минджилки – ледн. Большой Иссыкатинский

Подход по леднику под пер. Лесгафта

3 ч. 40 мин.

+380

+240

+300

Тропа вдоль левого берега

Травянистые террасы, карман морены вдоль ручья, пересекаем конечную морену и выходим к языку ледника в центральной части.

Открытый ледник крутизна 10… 20°, кошки. На верхнем плато ледника снег, трещин почти нет.

С утра легкая облачность. К середине дня пасмурно и начал накрапывать дождь.

Подход под взлет

Подъем на перевал Лесгафта (2Б, 4170)

Спуск до ледника

Ледник – дол. р. Ашутор

Дол. р. Ашутор – стоянка под взлетом пер. Чон-Чичкан Вост.

0,2

35 мин.

+80

+170

-480

+340

Снег, крутизна до 30°.

Крутизна склона до 45°. Внизу ледовый, подрезан бергшрундом (1 веревка), выше снежный, несколько трещин, перекрытых мостами (еще 4 веревки вверх, с выходом выше седловины). Спуск на седловину по снежно-осыпному гребню.

Скально-осыпной кулуар. Повешена 1 веревка, закреплена за выступ скалы на седловине, ниже в осыпном кулуаре камнеопасно, спускались по одному.

Пройдя около 500 м по пологому открытому леднику выходим на правобережную морену и по мореным гребням спускаемся к реке

Переправляемся по камням через р. Ашутор пересекаем вал конечной морены и начинаем подъем по леднику, придерживаясь центра. Ледник открытый до 25°, трещины.

С утра ясно, ближе к вечеру набежали облака, ветрено.

Подъем на перевал. Чон-Чичкан Вост. (2А,4010)

Спуск в южный цирк перевалов Чон-Чичкан.

Цирк – седловина пер. Чон-Чичкан Центр. (2Б,4030)

Пер. Чон-Чичкан Центр. – ледн. Туюктор Вост.

Спуск по леднику Туюктор Вост.

Язык ледн. Туюктор Вост. – стоянки у высохшего озера.

0,2

1 ч.

1 ч. 10 мин.

+200

+220

-100

-400

-300

Снег, крутизна до 40°, склон в многочисленных трещинах, перекрытых слабыми мостами. Движемся в связках попеременно, один из мостов преодолевается ползком. На крутом ~45°участке перед выходом на гребень вешаем 2 веревки перил на ледобурах, на седловину спускаемся по снежно-осыпному гребню.

Мелкая живая осыпь, идем плотной группой.

В цирке пересекаем беспорядочные морены, перемежаемые с остатками когда-то бывшего здесь ледника, и по разрушенным скалам и живой осыпи выходим на перевал.

Широкая седловина перевала ограничена слева огромной трещиной. Спуск по снежному (1 веревка на ледорубе, последний на нижней страховке) а затем ледовому склону начинаем от нее. Постепенно смещаемся еще левее по льду (~40°, косые дюльфера, 2 веревки на ледобурах) туда, где из трех бергшрундов остается один, и пересекаем его в самом узком месте (еще одна веревка).

Ледник открытый, пологий, в верхней части много мелких трещин, спускаемся в кошках придерживаясь правого борта.

Спускаемся по моренным валам, лежащим на льду, переправляемся по камням через мутный поток, вытекающий из-под ледника и среди старых морен, заросших травой, ищем место для стоянки.

С утра небольшой дождь, потом распогодилось. Во второй половине дня поднялся сильный ветер и снова пошел все

усиливающийся дождь, временами с градом.

Спуск до слияния рек Аламедин и Ашутор

5,5

2 ч.

-550

Старые морены, заросшие травой, затем тропа вдоль правого берега р. Аламедин

Облачно, моросящий дождь к середине дня усилившийся (гроза) и прекратившийся к вечеру. Весь день ветрено и холодно.

Дневка

Ясно

Слияние рек Аламедин и Ашутор – конечная морена ледн. Туюктор Зап.

По моренным валам до языка ледника

Подъем по леднику до поворота (под взлет перевала Физкультурник).

Подход под перевал Туюктор Зап. (Юрмала)

4,5

+350

+140

+500

+240

По тропе.

По моренному валу, покрытому средней и мелкой осыпью, частью лежащей на льду.

Открытый ледник до 25°, кошки. Зона трещин перед выполаживанием преодолевается по центру.

Открытый пологий ледник, кошки, поднимаемся вдоль правого борта в направлении пер. Г. Седова пересекаем ледник к левому борту и далее вдоль него.

Ясно

Выход на седловину перевала Туюктор Зап. (1Б,4060)

Спуск на ледник Наталии

По леднику до выхода на правобережную морену

Спуск по правому борту в обход ледопада .

По долине р. Туюк-Алла-Арча до поворота

Подъем под моренный вал под перевалом Литва

0,1

-340

-150

+300

Пологий фирновый склон, небольшой бергшрунд перешагиваем, кошки.

Мелкая живая осыпь.

Открытый ледник, идем по гребню между мульдами, затем постепенно забираем к правому борту

Крутизна склона до 35°, камни живые, участки конгломератного склона

По тропе.

Трава ~ 25° и русло ушедшего под камни ручья.

Ясно

По моренным валам под перевальный взлет

Подъем на седловину пер. Литва (2Б, 4100)

Спуск по леднику Бегельдинова.

Правая морена ледника – озеро в верховьях долины Алтынтора.

1 ч. 40 мин.

3 ч. 30 мин.

3 ч.

2 ч. 20 мин.

+530

-860

Крупная и средняя живая осыпь

Скально-осыпной кулуар, камнеопасно, повешено 3 веревки перил, закреплены на выступах скал. Выше кулуара ~15° мелкоосыпной склон выводит на седловину.

Северный снежный склон перевала ~30°, спускаемся и связавшись идем вдоль правого борта обходя разломы. Ниже ледник открытый. На перегибе зона трещин, в которой на ледобурах вешаем 2 веревки и по довольно крутому ~25° ледовому склону выходим на правобережную морену.

Крупная и средняя живая осыпь через поток из под ледника Алтынтор переходим по камням.

Ясно

До языка ледника Алтынтор Сев.

Подъем по леднику до верхнего цирка

4 ч. 15мин.

2 ч.10мин.

+530

+370

Подъем по крутому травянистому склону вдоль русла ушедшего под камни ручья, выше склон выполаживается и мы выходим на левобережную морену и далее идем по моренным гребням постепенно смещаясь к центру.

Ледник крутизной до 25°, в нижней части открытый, выше закрытый , кошки, связки.

Ясно

Подъем на пер. Войтихова (2Б, 4350)

Спуск на ледн. Топ-Карагай

Ледн. Топ-Карагай – бивак в долине р. Топ-Карагай

0,8

50 мин.

3 ч. 35 мин.

4 ч. 10 мин.

+210

-750

Вдоль правого борта ледника склон до 25°, трещин нет, кошки.

Спуск по центру широкого кулуара. Первая веревка по снегу (страховка на ледорубах, последний в три такта с нижней страховкой), дальше склон становится круче 45…55°, лед (еще 8 веревок, крепим на ледобурах, для спуска последнего – проушина). В нижней трети склона бергшрунд, перекрытый снежным мостом. Ниже него склон выполаживается, идем пешком.

Пересекаем ледник к правому борту и вдоль него (ледник открытый, пологий) идем к языку. Спускаемся, сначала по льду (до 25°), затем по правобережным моренам, правому карману морены и траве по правому берегу р. Топ-Карагай.

Вечером – разведка, поиск кулуара ведущего к перевалу Симонова.

С утра легкая облачность, ветрено, ко второй половине дня пасмурно, небольшой дождь.

Под взлет перевала по долине р. Топ-Карагай

Подъем на пер. Симонова (1Б, 3850)

Спуск к конечной морене ледн. Теке-тор

Подъем до первого выполаживания ледника

1,2

+640

-400

+330

Травянистые террасы по правому берегу р. Топ-Карагай

Широкий осыпной кулуар крутизна до 30° , осыпь живая всех размеров. Кулуар раздваивается, наш – левый по ходу.

Широкий мелкоосыпной кулуар крутизна до 30° , осыпь живая, камнеопасно, идем придерживаясь правого борта. Спустившись пересекаем моренный гребень(крупные камни) к центру долины.

Начали подъем пересекая конечную морену к правому борту ледника. В кошках поднимаемся по открытому леднику (язык ~ 25°) до выполаживания.

Ясно

Подъем на пер. Теке-тор (2А, 4160)

Спуск на ледник Аксай

-240

-800

-950

В кошках поднимаемся по открытому леднику до 30° и, траверсируя его в верхней части к правому борту, выходим (последние 20 м по скально-осыпному склону) на узкую седловину перевала.

Осыпной кулуар.

Пересекаем открытый ледник к правому борту и поднимаемся (20 м) на гребень морены далее участки пыльной тропы перемежаются с крупной осыпью.

Ясно

7. Краткая характеристика района путешествия.

В северо-западной части Тянь-Шаня, преимущественно на территории современного Кыргызстана находится Киргизский хребет. Он вытянут на 400 км в широтном направлении от г. Тараз (ранее Джамбул) до Боамского ущелья р. Чу. В сред­ней части он примыкает к Таласскому хребту, а через водораздельную перемычку рек Каракол Западный и Восточный смыкается с хребтом Кок-Мойнок. Гребень его отстоит примерно на 50 километров к югу от Бишкека (Фрунзе), который, собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек Аламедин и Ала-Арча.

Вершины хребта почти достигают отметки в 5000 м, наиболее высокие из которых - пик Семенова-Тянь-Шаньского (4875 м), Корона (4860 м), Киргизстан (4840 м).

Рельеф хребта отличается глубоко расчлененными, резко выраженными формами – глубокие ущелья, крутые склоны и острые пики вершин и гребней. Наблюдается также большое количество осыпей и морен, обширные галечные поймы вдоль русел рек. Скалы в районе в основном сильно разрушены, хотя встречаются и монолиты на стенах, ребрах и контрфорсах. Это одно из следствий того, что хребет в основном сложен из легко разрушающихся пород, а прочные скальные массивы встречаются в районе наиболее высоких вершин.

Обилие ледников, большинство из которых относятся к каровому и долинному типам, хотя встречаются висячие и переходные формы, принесло в долины значительное коли­чество обломочного материала, который в виде моренных валов различной степени задернованности и подвижности присутствует повсеместно в верхних течениях рек.

Ледники текут часто переламываясь ледопадами, ледосбросами и обширными зонами разломов. Положение снеговой линии зависит от экспозиции склонов: на северных она опускается до 3600…3800, на южных доходит до 3900…4200. Основное оледенение расположено в цен­тральной части хребта и более высоких и расчлененных северных отрогах, в двух из кото­рых (Ала-Арчинском и Аламединском) находятся наиболее интересные перевалы и вершины. Языки ледников опускаются до 3000 м., скорость течения в среднем 30 м в год. Озера в основном подпрудного типа, небольшие. Общая площадь оледенения 500 кв.км.

Все перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере – снег и ледовые стенки, на юге – осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику.

Подходы отличаются резкими перепадами высот, малым количеством троп, буйной растительностью, отсутствием мостов через реки – в общем, достаточно утомительны физически. Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные тянь-шаньские ели. Из подножного корма встречается лук, ревень, смородина, земляника. Кошей мало, поскольку большая часть хребта – национальный парк. В некоторых долинах разводят лошадей. Основная опасность в районе – камнепады.

Район в последнее время становится популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности от города, высокой техничности маршрутов.