Руководитель: А.Арутюнян, г.Дмитров

Отчет о горном походе 2 к.с. по З. и Ц. Кавказу в июле 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

3 день (10 июля 2012г.)

Перевал Уллукель Восточный 1А.

Описание дается от ночевок на северо-западном берегу оз. Уллукель.

Подъем ранний: дежурные в 5.00, остальные в 5.30. Как только вышел из палатки, пожалел об этом: перевал в облаках, видимость до 200 метров, но иногда туманом накрывает и видимость становится до 50 метров. Но есть ветер, а значит и есть надежда, что облака рассеются. Завтракаем в 6.30, собираем лагерь и ждем погоды!

Потихонечку туман над озером рассеялся, показался наш перевал, в 9.15 выходим из лагеря.

Идем в обход озера с западной стороны, справа по ходу. Травянистый берег переходит в среднюю и крупную осыпь, которая очень скоро переходит в крупный курумник (фото 17).

Ребята впервые на таком рельефе, надеваем каски, идем не спеша, выискивая путь среди беспорядочного нагромождения обломков скал, огромных глыб и камней (этот опыт прохождения курумника и крупной осыпи оказался бесценным для участников и пригодился в дальнейшем при спуске с пер. Актур Восточный, преодолении Мырдинского плато и спуске с пер. Доломиты Южные). За 30 минут преодолеваем наиболее трудный участок с курумником, мы находимся напротив пер. Уллукель Западный и вер. Уллукель Главная (фото 18).

фото 17. Обход оз. Уллукель с западной стороны по курумнику.

фото 18. Перевал Уллукель Западный 1Б*.

Еще через 30 минут (1ч. ЧХВ от места ночевки), мы выходим на травянистый гребешок являющейся левым орогр. бортом цирка перевала Уллукель Восточный и практически разделяющий цирки пер. Уллукель Восточный и Западный (фото 19).

фото 19. В цирке перевала Уллукель Восточный.

Привал, время 10.30, видимость хорошая. Слева от нас по ходу, в 50 метрах снежник. Дальше можно идти либо перейдя на снежник, либо по гребню, который практически тянется до окончания первого снежника.

Перевальный взлет – сн.-ос. протяжённостью до 350 м, (!!). Крутизной вначале до 20-25 гр.: снежник протяженностью до 150м., слева по ходу разрушенные скалы, далее осыпной участок крутизной до 30 гр., протяженностью до 100 м. и далее снежник крутизной до 35-40 гр., а в верхней части до 45 гр., протяженностью до 80-100 м. (фото 20).

фото 20. Подход к перевальному взлету пер. Уллукель Восточный.

Одеваем обвязки и в 10.40 начинаем движение по травянистому гребню, крутизна небольшая, до 20 гр. Но пройдя немного по гребню, выходим на снежник, являющейся началом протяженного перевального взлета. Идем зигзагами, с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубами (фото 21). Снег плотный, ступени формируются хорошо, крутизна склона до 20-25 гр., но постепенно крутизна увеличивается. Снежник в начале перевального взлета имеет протяженность до 150 м. и переходит в мелкую осыпь протяженностью до 100м. и крутизной до 30 гр. (фото 22). Движение по осыпи также плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом. Снежную и осыпную часть перевального взлета прошли за 1ч. 20мин., без привалов с короткими передышками.

фото 21. Движение группы по нижнему снежному участку перевального взлета.

фото 22. Вид на осыпной участок пер. взлета и седловину перевала Уллукель Восточный.

В 12 ч. (ЧХВ от места ночевки 2ч.20мин.), собираемся на границе между осыпью и переходом на верхний снежный участок перевального взлета, который имеет протяженность до 80-100 м. и крутизну, увеличивающуюся с 35 градусов до 45(!) в самой верхней части.

С этого места становится окончательно очевидно то, что перевал явно не соответствует заявленной категории 1А. Для участников, у которых это первый горный перевал в жизни, движение по такому участку без организации перильной страховки рискованно и опасно. Снежного покрова недостаточно, ледоруб едва втыкался на половину длины и натыкается либо на камни, либо на лед. Кроме того перевальный взлет оканчивается снежным карнизом и по описаниям на седловине перевала наличествует рантклюфт.

По характеру перевальной седловины было видно, что он не лавиноопасен, но крутизна в той части достигала 45 (!) гр. Смог бы пройти неопытный турист этот участок на «три такта» без перильной страховки? Ответ однозначный – нет! Прохождение этого участка в «кошках» давало дополнительную надежность (снежный покров на некоторых участках небольшой, под снегом лед, камни), но только для опытного подготовленного туриста. Срыв же участника в «кошках» мог привести к непредвиденным последствиям! Поэтому принимается решение на провешивание перил.

Погода к этому времени начала ухудшаться, небо и за перевалом, все затянуло облаками, временами накрапывал мелкий дождь со снегом, но сам перевал был виден хорошо.

На крутом осыпном склоне «кошки» одевать неудобно, но приходится. Первый участник (руководитель), начинает движение в «кошках» по снежнику, вытягивая за собой веревку. В «кошках» идется уверенно, на некоторых участках снежный покров достигает всего 20-30 см., приходится брать левее или правее, где снег поглубже и двигаться на «три такта». На снежнике хорошо видны два ориентира, две «залысины», где снег подтаял и видны скально-осыпные выходы. Движение в направлении левой по ходу «залысины». Пока еще не принято решение, в каком направлении преодолевать перевал: посередине перевального взлета, или от залысины уходить влево по ходу к скалам. Но дойдя до осыпной «залысины» и оценив оба варианта (фото 23, 24) – выбираю второй.

фото 23. Первый вариант возможного подъема на пер. Уллукель Восточный.

фото 24. Второй, наш вариант подъема на пер. Уллукель Восточный.

(Если идти посередине перевального взлета, то потребуется нижняя страховка для первого участника, поскольку в верхней части необходимо будет преодолеть нависающий карниз. Организовать надежную точку страховки на крутом склоне, где ледоруб едва втыкается на половину длины, не удастся. Во втором варианте в кулуаре достаточно снега для движения на «три такта», нет «карниза» и протяженность участка до 20 м.).

Слева по ходу под скалами высматривается хорошая полка и, по всей видимости, несложный выход на перевал. (В отчете М. Голубева (2 к.с., июль 2007 г.), перевал преодолевался по осыпному склону орографически правого борта цирка перевала с выходом через полку под скалами на перевал).

От «залысины» иду влево по ходу, и через несколько метров 50 метровая веревка заканчиваются. Организую станцию на двух ледорубах, ледорубы втыкаются на две трети, поэтому приходится их дополнительно страховать. Движение остальных участников: в «кошках», с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом и пристраховка к перилам с помощью жумара (фото 25). От станции по границе снежника и скал, кулуар протяженностью до 20 м, крутизной до 35-40 градусов, с выходом на полочку под скалой. Технически хорошо подготовленные два участника преодолевают этот участок в «кошках», на «три такта», самостраховка ледорубом (фото 26). Но чувство беспокойства не покидает руководителя, поэтому делается еще одна точка страховки, петля вокруг скалы, и остальные участники проходят этот участок «на жумаре» (фото 27, 28).

фото 25. Первый перильный участок.

фото 26. Движение на втором участке на «три такта»

фото 27. Подход участников ко второму перильному участку.

фото 28. Прохождение второго перильного участка: вид сверху.

На скальной полке снимаем «кошки» и по несложным скалам и кулуарам выходим за несколько минут на перевал Уллукель Восточный.

Таким образом, подъем на перевал Уллукель Восточный можно условно разделить на два этапа:

- первый этап, снежно-осыпной, до границы перехода на верхний крутой снежник

- второй этап, снежно-скальный.

Тактика прохождения первого этапа очевидна: плотной группой, в касках, с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом.

Прохождение второго этапа без точек страховки и наведения перил допустима (!) только для подготовленных групп и опытных туристов, в походах от 3 к.с. Для новичковых же групп – это опасно и рискованно. Можно рекомендовать два способа прохождения второго этапа. Либо посередине перевального взлета, с выходом через карниз на седловину, но там крутизна составляет до 45 гр. и, либо по пути по которому прошли мы. В обоих случаях с организацией точек страховки и наведением перил.

Пер. Уллукель Восточный,1А, высота 3100м. (явно не соответствует категории, как минимум 1А*) - снежно-скально-осыпной, с северо-запада на юго-восток, соединяет озеро Уллукель (река Кичкинекол Уллукельский) с водоразделами рек Трехозерная (левый приток Нахар). Определяющая сторона перевала – северо-западная. Седловина перевала: тр.-ос. гребень, в нескольких метрах ниже седловины, с северо-западной стороны снежник. Снежник, в процессе вытаивания образовал снежный карниз, нависающий над перевальным взлетом и переходящий к северо-востоку в рантклюфт (фото 29). Характер снежного карниза – безопасный в летнее время года, но в зимний период и в межсезонье, в особенности при достаточном количестве снега – может стать лавиноопасным. К юго-востоку от перевала начинается пологий травянисто-осыпной гребень. Воды и мест для стоянок нет. К юго-западу от перевала находится пик 3249 м.

Процесс вытаивания снега усложнил перевал на полукатегорию и на момент нашего прохождения перевал соответствовал категории 1Б.

фото 29. Перевальная седловина пер. Уллукель Восточный.

Перильная страховка, как минимум одна веревка, потребуется и тогда, когда определяющую северо-западную сторону перевала будут проходить на спуск (об этом свидетельствует то, как проходили этот перевал в обратном направлении другие группы, ссылки в конце отчета).

Приведу также выводы других руководителей по характеристике этого перевала.

«Перевал соответствует заявленной категории 1А с некоторой натяжкой. На наш взгляд, перила в верхней части перевала необходимы, особенно в походах невысоких категорий. В любом случае, вряд ли его стоит рекомендовать как первую 1А в походе 1 к.с., хотя, в общем-то, выкат с перевала безопасный. Перевал «односторонний»: определяющая его сторона северная, обращенная к озеру, с другой же стороны он скорее н/к.» (Е. Зеленцова. Июль 2004 г.)

«По сравнению со многими перевалами 1А, этот перевал несколько сложнее. Перевал нужно проходить либо в кошках, либо используя перильную верёвку (например, на спуске). Снежник с карнизами перегораживает перевальный распадок, справа и слева скалы, которые вряд ли можно пройти без страховки. На наш взгляд, перевал следует переклассифицировать как 1А*, т.к. в определённых условиях он будет 1Б.» (Ф. Цуринов, август 2010 г.)

В 14.00 дня, ЧХВ от места ночевки 4ч.20мин., мы на перевале (фото 30). Тур посередине перевальной седловины. Сняли записку турклуба «Романтик» из Одессы, которые прошли перевал в обратном направлении, (рук. Уткина Татьяна, поход 1 к.с.), (дата не указана).

На перевале устроили перекус. Погода не улучшается, моросит мелкий дождь. Радиальный выход на вершину 3249м. отменяем.

С перевала хорошо виден, пер. Уллукель Нижний (н/к) (фото 31) и водораздельный гребень по которому осуществляется спуск с перевала (фото 32).

фото 30. Группа на пер. Уллукель Восточный (фото А. Федосов).

фото 31. Вид на пер. Уллукель Нижний (н/к).

фото 32. Вид с перевала Уллукель Восточный на юго-восток.

В 15.00 выходим с перевала. От перевала на юг ведет еле приметная тропа, которая выводит на макушку водораздельного гребня. Крутизна небольшая, до 20 гр. Спускаемся по гребню (фото 33), чем ниже мы спускаемся, тем чаще попадаются скотопрогонные тропки, которые траверсом пересекают гребень. Примерно через 1ч ЧХВ от начала спуска с перевала круто сворачиваем на юго-запад по хорошо набитой тропе, она траверсом тянется к кошу, который виднеется внизу в долине (фото 34).

фото 33. Спуск с перевала Уллукель Восточный.

фото 34. Путь спуска в д.р. Нахар.

В 17.30, 1ч. 50мин. ЧХВ от перевала - проходим кош. Тропа обходит кош слева по ходу, но нас встречают злые собаки, обходим кош справа по ходу и за кошем начинается зона леса с хорошей тропой. Тропа серпантином выводит к реке Трехозерная и по орогр. левому берегу реки выводит к дороге.

В 18.20, 2ч.40мин. ЧХВ от перевала мы вышли на дорогу на орогр. левом берегу реки Нахар, высота 1880 м. Чуть ниже стоят пограничники, проверка пропусков занимает около 30 минут времени.

Далее продолжаем спускаться по дороге. В 20.00 (ЧХВ от перевала 3ч.30мин.) доходим до нарзанных источников, делаем привал. Нарзанные источники находятся на орогр. правом берегу реки Нахар, на высоте 1750 м., Переход на тот берег осуществляется по навесному мосту. Три источника имеют три разных вкуса! На левом же берегу среди сосен удобные места для ночевок.

Еще через 20 минут ходу мы доходим до турбазы Глобус (ЧХВ от перевала 3ч.50 мин.).

В Глобусе демократические цены и доброжелательные хозяева. За место под палатку (не с человека!) – всего 150 р., а за заброску денег и вовсе не просили. Из удобств холодный душ :-) , вода, туалет. К утру нам обещают хичины с сыром и картошкой. Сотовая связь не работает.

Разводим костер и сушим одежду. Завершился первый этап нашего похода.

10/07

Оз. Уллукель – Пер. Уллукель Восточный (1А, 3100м.) – кош в д.р. Трехозерная – д.р. Нахар - т/б «Глобус» (1670 м. заброска)

8ч.

11,7

14 км.

+270

-1430

Участок пути на второй этап.

Пройденный путь по карте и гуглу на 2 этап.

4 день (11 июля 2012г.)

Перевал Актур Восточный, 1Б. Описание дается от турбазы Глобус.

Подъем в 8.00, поздний: восстанавливаемся после тяжелого вчерашнего дня.

На завтрак хорошая добавка - вкусные хичины! Разбираем заброску. Небо в облаках, но дождя не предвидится.

Т/б Глобус расположена на левом орогр. берегу р. Учкулан, чуть ниже слияния рек Гондарай и Нахар. В 11.05 выходим из лагеря и движемся по дороге вдоль левого берега р. Учкулан. Через 10 минут хода переходим мощный мост через р. Нахар и продолжаем двигаться по лесовозной дороге уже вдоль орогр. левого берега р. Гондарай.

Через 2 км. (35 мин. ЧХВ от Глобуса), дорога выводит из леса на широкую поляну. Привал. Чуть выше по течению видим деревянный мост и кош, расположенный на правом орогр. берегу р. Гондарай (фото 35). После привала переходим р. Гондарай по мосту и направляемся на левый по ходу край широкой поляны, откуда начинается тропа в долину р. Джалпакол.

фото 35. Река Гондарай: начало лесовозной дороги в ущелье Джалпакол.

Сразу за кошем, слева по ходу в лес уходит лесовозная дорога. Правильный путь в ущелье Джалпакол именно по этой дороге. Мы же пошли по тропе, которая серпантином круто вверх уводила в ущелье. И очень скоро эта тропа затерялась в лесных завалах. После недолгих поисков мы вышли на лесовозную дорогу.

Дорога крутыми зигзагами петляет по сосновому лесу, по пути успеваем собирать землянику. Постепенно дорога превращается в тропу и в одном месте близко приближается к реке Джалпакол. Слева по ходу внизу громыхает водопад. После этого тропа начинает выполаживаться и выводит нас к р. Джалпакол (фото 36). По бревнам переходим на орогр. правый берег р. Джалпакол и оказываемся на довольно уютной полянке с местом под кострище и с расщепленной сосной («крокодил Гена»). Время 13.50, высота 2057 м. Встаем на перекус. ЧХВ от Глобуса 2ч. 25 мин.

фото 36. Выход к реке Джалпакол, переход на его орогр. правый берег.

В 15.10 начинаем движение по тропе, вдоль орогр. правого берега р. Джалпакол. Через 10 минут пройдя редколесье, мы выходим из зоны леса и еще через 20 минут оказываемся в широкой долине р. Джалпакол (фото 37). Через 40 мин. ЧХВ от места перекуса переходим по камням широкий правый приток р. Джалпакол. Еще через 10 мин., в 16.15 (3ч.20мин. ЧХВ от Глобуса), проходим мимо коша. В 100 метрах от него вверх по течению хороший деревянный мост через реку Джалпакол.

фото 37. Долина реки Джалпакол.

Подходим к мосту, развилка. Тропа продолжает тянуться вдоль орогр. правого берега реки Джалпакол, мы же переходим по мосту на левый берег р. Джалпакол (это избавит нас от перехода вброд через реку Кичкинекол Джалпакольский).

Далее тропа уже не такая явная, как прежде, временами она теряется. Движемся вдоль самого берега реки. Вдали слева по ходу виднеются перевалы Джалпакольского цирка, а справа по ходу – пер. Актур.

Вскоре наша нечеткая тропа теряется в средней и мелкой осыпи (моренный вал). Идти по камням трудно, забираем немного выше вправо по ходу на гребень, чтобы обойти каменистый участок. Гребень нам закрывает обзор в долину реки Джалпакол. Выйдя на перегиб гребня, мы видим хорошо место слияния рек Кичкинекол Джалпакольский и Джалпакол, в облаках наш пер. Актур Восточный и вер. Актур. Повернув влево по ходу в д. р. Кичкинекол Джалпакольский можно выйти к перевалам Северный Джалпакол, Беляева, Мурсалы. Нам же идти по правой по ходу долине Джалпакол, которая ведет к перевалам Южный Джалпакол, Актур, Актур Восточный и Западный. Долина, по которой мы должны выйти под перевал Актур Восточный «запирается» мощным скальным утесом (фото 38).

фото 38. Вид на вер. Актур и скалу, запирающую выход на висячую долину истоков Джалпакола.

Внизу у самой реки мы замечаем нашу тропу, и траверсируя вниз выходим к ней.

К 18 ч. (5 ч. ЧХВ от Глобуса), подходим под скальный утес (фото 39). Тропа поворачивает вправо по ходу, и круто серпантином поднимается вверх, оставляя слева по ходу мощные потоки, которые водопадом несутся вниз.

фото 39. Обход скального утеса «запирающего» д.р. Джалпакол.

Набрав высоту, мы оказываемся на плато из курумника, огражденном сверху бараньими лбами. Преодолев хаос из разрушенных скал, валунов и камней подходим под «бараньи лбы» и выходим на четкую тропу, которая в обход «бараньих лбов» слева по ходу выводит вверх. Еще через полчаса ходу мы выходим на широченную долину под перевалом Актур Восточный с травянистыми берегами.

Чуть подальше от небольшого озерца, на берегу разлившейся по долине реки Джалпакол, на ровных травянистых площадках ставим лагерь.

Время 19.40, высота 2670 м. ЧХВ от Глобуса 6ч.05 мин. Вершина Актур и наш перевал в облаках.

11/07

Т/б «Глобус» (1670м.) - д.р. Гондарай – д.р. Джалпаккол – «Актурские ночевки» (2670м.)

6ч.05м.

12,8

15,3

+1000

5 день (12 июля 2012г.)

Перевал Актур Восточный, 1Б. Описание дается от «Актурских ночевок».

Подъем в 8.00. Было две причины такого позднего подъема. Первая, это необходимость утреннего брода через холодные потоки Джалпакола, когда светит солнце это не так неприятно. Вторая: оценивая силы участников группы, было понятно, что совершить радиальное восхождение на Актур в этот же день нам не удастся. Задача дня была подняться на перевал Актур Восточный и встать на ночевку.

Погода на утро отличная, практически без облаков. Красивейший вид на вершину Актур и наш перевал (фото 40). Это место, которое мы условно назвали «Актурские ночевки» - одно из красивейших мест за весь поход!

фото 40. Вид на вершину Актур и пер. Актур Восточный (фото А. Федосов).

За завтраком Таня удивляет нас необычным сюрпризом (фото 41) :-).

фото 41. Завтрак.

Быстро завтракаем, собираем лагерь и в 9.30 начинаем вброд переходить на орогр. правый берег Джалпакола.

В 10.00 начинаем подъем по крутому травянистому склону (крутизна до 30гр.) на орогр. правый борт долины Джалпакол. За один ходовой отрезок в 25 минут поднимаемся на гребень, наш перевал и подходы к нему видны как на ладони. Хорошо виден пер. Актур Западный (1Б) (фото 42). Если идти круто влево по ходу, то можно выйти в цирк перевала Джалпакол Южный (1А).

фото 42. Вид на пер. Актур Западный.

Дальше идет плавный набор высоты. Проходим каменистое плато (старая морена), переходим по камням один из притоков Джалпакола и по водораздельному гребню, за два ходовых отрезка доходим до конечной морены (фото 43), высота 3000м. ЧХВ от «Актурских ночевок» 1ч.15 мин.

За долго до этого мы замечем группу туристов, которые спускаются с перевала Актур Восточный в нашу сторону. (фото 44).

фото 43. Вид на пер. Актур и Актур Восточный.

фото 44. Перевальный взлет пер. Актур Восточный (фото А. Федосов).

Пройдя еще 40 минут по моренным валам, доходим до ледника и встаем на перекус. Вода есть из ручьев. Хороших мест под стоянки нет. Время 12.40, ЧХВ от «Актурских ночевок» 1ч.55.мин.

К нам спускаются туристы из Николаева (Украина) – большая группа, 13 человек, школьники и рук. Сечко. Руководитель рассказал, что тур на перевале Актур Восточный разрушен, группа совершает поход 2 к.с., записку пишет прямо на месте.

В 13.40 надеваем обвязки, подходим к леднику и надеваем «кошки». В 14.00 выходим на ледник. Идем двумя связками по 3 и 4 человека, связь по рации. (Фото 45).

фото 45. Группа на леднике (фото А. Федосов).

Тактика прохождения: придерживаясь орогр. правого борта ледника, проходим через цирк перевала Актур (фото 46), как бы, наискосок слева-направо, в направлении пер. Актур Восточный (фото 47,48).

фото 46. Вид на пер. Актур 1А (??).

фото 47. Путь подъема на пер. Актур Восточный.

фото 48. Группа преодолевает перевальный взлет пер. Актур Восточный.

Вначале ледник открытый, практически без трещин, крутизна небольшая 15-20 гр. Метров через 200 начинается закрытый ледник. Покров ровный, снега мало, трещин серьезных нет. Идем с одновременной страховкой, подходим под перевальный взлет.

Перевальный взлет: до 300м., крутизной в нижней части до 25-30 гр., в верхней части до 35-40 гр. Продолжаем движение, держа направление на «черный скальный треугольник» на седловине перевала, оставляя справа по ходу все имеющиеся на этом леднике серьезные трещины и бергшрунды. В «кошках» идется уверенно, снег плотный, ступени формируются хорошо. В верхней части перевального взлета, около 50 метров, крутизна увеличивается, движение на «три такта», самостраховка ледорубом.

В 15.40, 1ч.40 мин. «грязного» времени от выхода на ледник, поднимаемся на седловину перевала (фото 49). ЧХВ от «Актурских ночевок» до перевала Актур Восточный – 3ч.20 мин.

фото 49. Группа на пер. Актур Восточный (1Б), (фото А. Федосов).

Пер. Актур Восточный, (1Б, 3483м.) - снежно-ледово-осыпной, с северо-запада на юго-восток, соединяет водоразделы рек Джалпакол (правый приток Гондарай) и Мырды. Перевал – широкая седловина в протяженном восточном плече вершины Актур (сн.-лд. с северо-запада и осыпная к юго-востоку). К западу от перевала находится вершина Актур (3673м.), к востоку пик 3517м. и к северу от пика перевал Актур (1А.). Мест для стоянок нет, но оборудовать можно, вода из снега. Тур был разрушен, восстановили, расположен на седловине перевала, посередине.

На перевале проводим почти час. Открывается хорошая панорама на восток, на вершины Трапеция, Далар, Кирпич.

На спуск перевальный взлет осыпной (с небольшими снежными участками), протяженностью до 150 м., крутизной до 20 гр. (фото 50). В юго-восточном цирке перевала Актур Восточный, воды нет и нет хороших мест для ночевок.

фото 50. Юго-восточный перевальный взлет пер. Актур Восточный.

По план-графику похода у нас ночевка на перевале, но у двоих участников похода плохое самочувствие, хотя и не жалуются – возможно, симптомы «горняшки». И как отмечалось выше, радиальное восхождение на Актур, решено перенести на следующий день. Поэтому вносится изменение в план-график похода и принимается решение на спуск в цирк перевала Ак Северный.

В 16.50 начинаем спуск с перевала. Вначале по сыпухе вниз, затем нужно уходить траверсом вправо в видимый цирк перевала Ак Северный (фото 51). Идти нужно аккуратно, средняя и крупная осыпь, «живые камни», небольшой снежный участок - в направлении северного борта цирка Ак Северный. И затем, спустившись на снежник двигаться в направлении левобережных морен ледника. Здесь имеются площадки под палатки, вода в ручейках слева и справа от ночевок.

В 17.40, за 50 мин. ЧХВ от перевала Актур Восточный, дошли до ночевок. Ставим лагерь (фото 52).

фото 51. Переход из цирка пер. Актур Восточный в цирк пер. Ак Северный.

фото 52. Место ночевки в цирке пер. Ак Северный (вид с гребня при радиальном восхождении на вер. Актур).

12/07

«Актурские ночевки» (2670м.) – пер. Актур Восточный (1Б, 3483м.) – ночевки под пер. Ак Северный (3310 м.)

4ч.10м.

6 км.

+810

-170

6 день (13 июля 2012г.)

Радиальное восхождение на вершину Актур. Спуск к Мырдинским озерам.

Описание дается от ночевок под перевалом Ак Северный.

Подъем в 5.30. Катя Живулина, Федосовы Наташа и Саша остаются в лагере. Оставляем им для связи одну рацию. Погода отличная, ни единого облачка. В 6.20 выходим из лагеря. С собой берем все необходимое: каски, ледорубы, обвязки, одну веревку, ледобуры, запас воды и карманный перекус.

По пути спуска поднимаемся на перевал Актур Восточный, за 30 мин. и делаем 10 минутный привал. В 7.05 начинаем движение на запад, на протяженный сн.-ос. гребень восточного плеча Актур. Вначале идем по осыпному гребню, до первого жандарма (10 мин. ЧХВ), далее надеваем, «кошки» и выходим на снежный гребень (фото 53), движемся плотной группой, самостраховка ледорубом. На крутых участках вырубаем ступени. Вначале фирновая корочка слабая и мы пару раз проваливаемся по колено в снег, но чем выше мы поднимаемся, тем прочнее фирн. Идется очень надежно и легко, крутизна небольшая, до 20-25 гр. Панорама, которая открывается на все четыре стороны – завораживает!

фото 53. На восточном плече Актур.

За ходовой отрезок в 25 мин. доходим до снежного гребня перед снежной мульдой в восточном плече Актур. ЧХВ от лагеря – 1ч., от перевала 30 мин. делаем привал, фотографируемся. В 8.10 продолжаем движение, подходим под вершинную башню, к мульде с красивым озерцом (фото 54,55).

фото 54. Подход под вершинную башню.

фото 55. Красивое озерцо с видом на Гвандры, в снежной мульде под вер. Актур.

От мульды начинается снежно-скально-осыпной вершинный гребень (фото 56,57). Начинаем движение по снежнику, плотной группой, с вырубанием ступеней, на «три такта». Идем с намерением выйти как можно выше на скальный участок. Крутизна склона постепенно увеличивается, в нижней части с 20 гр. – до 40 гр. в верхней части. Поднявшись максимально вверх, переходим на скальный участок гребня. Снимаем «кошки» и по не сложным скальным кулуарам, максимально осторожно – «живые камни», на южную сторону крутые сбросы, за несколько минут поднимаемся на вершину.

фото 56. Путь подъема на вер. Актур.

фото 57. Группа при подъеме на вершинную башню Актур.

На вершине Актура в 8.40, ЧХВ от нашего лагеря 1ч.30 мин.

Вершина Актур, 1Б, высота по навигатору 3710м., снежно-ледово-скально-осыпная.

Скальная башня с пологим восточным снежно-ледовым плечом. Хорошая кругозорная вершина: отличный вид на Гвандры (фото 58), на Эльбрус (фото 59). Тур на вершине заметен.

фото 58. Вид на Гвандры с вер. Актур

фото 59. Вид на пер. Актур, Актур Восточный и на Эльбрус, с вер. Актур.

фото 60. Группа на вершине Актур.

Погода по-прежнему стоит отличная. Снимаем записку т/к «Вестра» г. Москва, рук. Г. Политова от 18.07.2011 г. Странно, что в течении целого года больше никто не поднялся на эту красивейшую обзорную вершину Западного Кавказа. Фотографируемся (фото 60), оставляем записку и в 9.05 начинаем спуск с вершины.

Аккуратно, «живые камни», разрушенные скалы, спускаемся до места, где оставили наши «кошки», некоторое время продолжаем спускаться по скальной стороне гребня, затем переходим на снежник и на «три такта» спускаемся на 20-30м, далее «прусским шагом» до мульды. От мульды до перевала Актур Восточный идем по снежнику, за 40 мин. От перевала по пути подъема спускаемся в лагерь к 10.30 мин. Провеска перил нигде не потребовалась, но в зависимости от времени года, погодных условий, количества снега в горах – это может понадобиться.

Несколько слов хотелось бы сказать относительно перевала Ак Северный. Все то время пока мы стояли лагерем под перевалом Ак Северный, от скал расположенных к северу от цирка перевала, сыпали камни, простреливая перевальный взлет перевала Ак Северный (фото 61,62)). Сыпало с различной периодичностью и вечером, и ночью, и утром, и днем. Камнепад объясняется сильным разрушением этих скал. Пока мы ходили на Актур, неизвестная группа взошла на пер Ак Северный с западной стороны, находилась там некоторое время, наблюдая за тем как летят камни и затем благоразумно не стала спускаться. Сравнивая цирк перевала с фотографиями годичной давности можно сделать однозначный вывод: прохождение этого перевала стало камнеопасным!! Это касается, прежде всего, при прохождении этого перевала с запада, когда не видно восточного перевального взлета. При прохождении на подъем, можно подняться на перевал, обойдя камнеопасные участки слева по ходу, но скорее всего (крутизна, ледовый «лоб»), это потребует провески перил и тогда это уже будет не 1А.

фото 61. Пер. ак Северный, 1А (??).

фото 62. Пер. Ак Северный: возможный путь подъема.

Сегодня нам предстоит спуститься к Мырдинским озерам, по пути, по которому год назад под руководством М. Голубева прошли в обратном направлении, но, разумеется, без радиального кольца по Джалпакольским перевалам.

В 12.30 выходим из лагеря. Весь путь до Мырдинского озера в касках, самостраховка трек палками, ледорубом. По средней и крупной осыпи начинаем движение в сторону конечной морены. Попадаются непротяженные снежные участки. Обходим скальный гребень, открывается широкая панорама на юго-восток, вдали «шапка» Эльбруса в облаках. Долины реки Мырды не видно. Она внизу и скрыта от взора скальными выходами и ригелями, которые к долине обрываются крутыми сбросами.

Стараясь не сбрасывать высоту, начинаем траверс влево по ходу по крутым травянисто-осыпным склонам (крутизной до 30 гр.), в направлении видимой перемычки, которая ведет на Мырдинское плато (фото 63, 64). Вскоре выходим на еле приметную «козью» тропу, но как потом выяснили, по этой тропе ходят не козы, а яки. :-) Отличный вид на вершины Трапеция, Далар, Кирпич (фото 65).

фото 63. Путь выхода на перемычку ведущую на Мырдинское плато

фото 64. Вид на пройденный путь из под пер. Ак Северный.

фото 65. Слева на право: вершины Трапеция, Далар, Кирпич.

В 14.00 выходим на перемычку (н/к-1А). Высота перемычки 3150м. ЧХВ от места ночевки 1ч.

Открывается вид на Мырдинское плато, на перевал Джалпакол Южный (фото 66). Плато представляет собой беспорядочное нагромождение глыб камней, крупной и средней осыпи. У хабазного ручья делаем привал. Недалеко пасется стадо яков. Они очень пугливые и убегают от нас на вершину гребня и забиваются в кучу.

фото 66. Участок Мырдинского плато, вид на пер. Джалпакол Южный.

В таком хаосе из камней трудно и идти, и ориентироваться. Идем после привала в северном направлении, поднимаемся на небольшой гребень, справа по ходу, под этим скальным гребешком небольшая лужица. Но и с гребня (высота 3200 м., 30 мин. от перемычки), не открывается вид на плато, чтобы увидеть знакомые ориентиры. (Плато представляет собой несколько терасс из камней, моренных валов и маленьких озер, которые располагаются на разных уровнях).

Еще через 30 минут ходу, поднявшись на очередную терассу вижу знакомое озерцо (фото 67,68). Эта терасса с озерцом к востоку обрывается вниз крутыми сбросами. В 5 минутах от озера, с края обрыва открывается отличный вид на верхние Мырдинские озера (фото 69). Узкие скально-осыпные кулары ведут вниз, но в этом месте спускаться нельзя, очень круто.

фото 67. Озеро в Мырдинском плато.

фото 68. Участок Мырдинского плато с озером.

фото 69. Вид на верхние Мырдинские озера.

Время 15.30, прошли 2 ч. ЧХВ от ночевок. От этого озера до нижнего Мырдинского озера по прямой 600 м. Нужно идти строго на восток, по скально-осыпному водораздельному гребню минут 20, до перемычки, откуда открывается вид на Нижнее Мырдинское озеро (фото 70). С этой перемычки, по скально-осыпному кулуару, справа по ходу тянется снежник, под которым течет ручеек, можно спуститься к озеру. Движение плотной группой, с соблюдением всех мер безопасности: «живые камни», разрушенные скалы.

В 16.30 мы спускаемся к озеру (фото 71), обходим его с северной стороны, проходим по камням потоки, вытекающие из озера и в 16.40 на ровных площадках к западу от озера, на орогр. правом берегу вытекающей из озера реки ставим лагерь (фото 72). ЧХВ от ночевок под пер Ак Северный 3ч. Высота 3000м.

фото 70. Вид на Нижнее Мырдинское озеро сверху.

фото 71. Нижнее Мырдинское озеро.

фото 72. Вид на цирк Нижнего Мырдинского озера с запада.

Еще одно из красивых мест нашего похода. К западу от озера крутые сбросы в Мырдинскую долину, река водопадом устремляется вниз, красивый вид на Мырдинскую долину и вершины Узункол, Трапеция.

13/07

Ночевки под пер. Ак Северный (3310 м.) - радиально вершина Актур (3710м.) – Мырдинское плато – Нижнее Мырдинское озеро (3000 м.)

1ч.30м. – радиалка

- 240

+ 130

- 200

7 день (14 июля 2012г.)

Спуск от Нижнего Мырдинского озера в альплагерь Узункол.

Описание дается от ночевок на берегу озера.

Подъем в 7.00. Погода отличная. Не спеша собираемся, завтракаем, задача дня дойти до Узункола. Там у нас полудневка.

В 10.00 выходим из лагеря, переходим по камням на орогр. левый берег вытекающей из озера реки и, траверсируя справа по ходу травянистый гребень, идем вниз. Есть тропа, но не четкая, временами пропадает. Обогнув гребень, внизу замечем небольшое озерцо, нужно идти, ориентируясь на него. За 25 минут спускаемся к озерцу на небольшой травянистой терассе. Отсюда отличный вид на гору Кирпич, перевал Мырды и вер. Пирамида (фото 73).

фото 73. Вид на пер. Мырды и вершины Кирпич и Пирамида.

От озерца тропа уводит вниз влево по ходу, траверсируя крутой травянистый склон. Внизу как на ладони долина Мырды. Тропа, скорее всего, пересеклась со скотопрогонной тропой и идет параллельно гребню и, возможно, мы увлеклись красивыми видами и пропустили нужный поворот вниз. А может мы не дошли до этого поворота, на карте тропа нанесена именно в том месте, где мы свернули вниз. Крутизна склона начала увеличиваться, внизу мы видим кош, к которому мы должны выйти, поэтому мы сворачиваем с тропы и по крутому травянистому склону до 35 гр. начинаем спускаться вниз в долину (фото 74). В 12.00, мы вновь выходим на тропу (1ч.40 мин. ЧХВ от ночевок). Видно как она поднимается вправо вверх, где то мы проскочили эту тропу.

Еще через 30 мин. ходу, мы спускаемся по тропе в долину Мырды.

В 12.30 устраиваем перекус на берегу реки (фото 75), завариваем чай из свежесобранного чебреца. ЧХВ от ночевок 2ч.10мин.

фото 74. Группа на спуске с травянистого склона.

фото 75. Долина реки Мырды.

В 13.30 выходим. Переходим по двум деревянным мостикам на ореогр. правый берег реки Мырды (фото 76) и по хорошо набитой тропе идем вниз. Сразу же проходим мимо коша и дальше тропа ведет вниз по живописной долине. По пути собираем грибы (фото 77).

фото 76. Переход на орогр. правый берег реки Мырды.

фото 77. При спуске в Узункол

Идем в хорошем темпе, с короткими привалами, в 14.20, 40 минут ходу от места перекуса, по деревянному мосту переходим на орогр левый берег реки Мырды. Еще через 10 минут мы на развилке Узункольской поляны, с останками строений старой погранзаставы. Чуть ниже этого места слияние рек Мырды и Кичкинекол Узункольский. Направо дорога ведет в долину реки Кичкинекол Узункольский, а нам прямо - в альплагерь Узункол.

Высота 2100 м. до а/л. остается 1,5 км. Дальше уже вниз идет лесная дорога, по которой через 20 мин. ходу, в 14.50 мы доходим до Узункола. ЧХВ от ночевок 3ч.20 мин., от коша в долине Мырды – 1ч. 10 мин.

В Узунколе берут за место под палатку уже с человека - 120р. За заброску отдали 600р. Из удобств есть горячий душ, за него платить не надо, туалет, вода, два кафе. Сотовая связь не работает. В лагере много альпинистов и школьников. К вечеру прошел небольшой дождик, но он не омрачил нашего настроения: на ужин у нас гречка с грибами и вкусный грушевый лимонад с «лисичками» :-).

Завершился второй этап нашего похода. Вот как выглядит наш пройденный путь в Гугл.

Пройденный путь первого и второго этапов по гуглу.

14/07

Нижнее Мырдинское озеро (3000м.) – д.р. Мырды – а/л «Узункол» (2040м.) (заброска, полудневка)

3ч.20м.

7,3

8,7

2040

-960

Первая часть участка пути на третий этап.

Первая часть пройденного пути на третий этап.

8 день (15 июля 2012г.)

Перевал Южные доломиты 1А. Описание дается от альплагеря Узункол.

Подъем в 7.00. Выход в 9.00. По дороге орогр. левого берега реки Узункол за 20 мин доходим до слияния рек Мырды и Кичкинекол Узункольский. Переходим сначала по бревнам реку Мырды, а затем по мосту реку Кичкинекол Узункольский и по хорошей тропе на орогр. правом берегу реки, начинаем подъем в долину. За два ходовых отрезка по 20 мин., рюкзаки у нас тяжелые в Узунколе взяли заброску на третий этап, доходим до коша (ЧХВ от Узункола 1ч.). Д. р. Кичкинекол Узункольский по красоте не уступает Мырдинской. Уже в конце второго ходового отрезка мы выходим из зоны леса, и на горизонте появляются величественные вершины Западного Кавказа: Фильтр, Замок, Двойняшки, Далар (фото 78).

фото 78. Д.р. Кичкинекол Узункольский, слева на право вершины Западного Кавказа: Фильтр, Замок, Двойняшки, Далар.

Кош, по виду заброшенный (на другом берегу реки стоит еще один кош), расположен у огромного валуна. Сразу за этим валуном поворачиваем на 90 гр. влево и начинаем подниматься на крутой травянистый склон, крутизной 30-40 гр. (фото 79). Тропа серпантином выводит на травянистый гребень. Справа по ходу течет ручей, а вверху водопад (фото 80).

фото 79. Группа при подъеме на крутой травянистый склон (фото А. Федосов).

фото 80. Справа по ходу остается водопад (фото А. Федосов).

В 12.45 поднимаемся на гребень. ЧХВ от лагеря 2ч.40мин. Высота 2730 м. На поляне, недалеко от небольшого водопадика устраиваем перекус.

В 13.45 переходим по камням на орогр. левый берег ручья и продолжаем двигаться по тропе. Проходим в зеленый «карман», зажатый с обеих сторон скалами и через 15 мин. от места перекуса попадаем в цирк перевала 40 лет Татарии (фото 81).

фото 81. Цирк пер. 40 лет Татарии.

Оставляя цирк перевала справа продолжаем идти по тропе, проходим моренный вал запирающий цирк. Справа по ходу течет ручей, в верхней части водопадом спадая с «бараньих лбов», мы поворачиваем налево и по крутой маркированной турами тропе начинаем подъем по мелкой и средней осыпи в сторону массива Доломиты (фото 82). Прямо под скалами тропа поворачивает направо и выводит к озеру (фото 83).

фото 82. Путь подъема к озеру Нижнее Доломитово.

фото 83. Нижнее Доломитово озеро и вид на пер. Доломиты Южные.

На западном берегу озера есть несколько площадок, но они заняты альпинистами. Поднимаемся на гребень над «бараньими лбами» - здесь тоже есть удобные площадки под палатки, успеваем их занять, поскольку новые группы альпинистов продолжают прибывать.

В 15.20 ставим лагерь. Высота 3130 м., высота озера на 40 м. ниже. ЧХВ от Узункола 3ч. 40мин.

Отличная панорама на запад с вершинами Далар, Трапеция, вдали вершина Актур. На востоке виден наш следующий перевал Южные Доломиты. Озеро мутно-зеленого цвета, необычное и красивое. Воду берем с озера или с ручьев, вытекающих из озера.

15/07

А/л «Узункол» (2040м.) – д.р. Кичкинекол – правый приток - подход под пер. Южные Доломиты – ночевка у озера Нижнее Доломитово (3090м.)