Руководитель: Е.Лебедев, Москва

3.2. Хребет Аркасара

р. Малая Дукка - р. Большая Дукка

Прохождение

2012-07-07 с востока. Описание дается от восточных аркасарских до слияния ручья из оз. 2393 и р. Большая Дукка

Снята записка

Группы туристов т/к “Высота” под рук. Звягинцева С.И., м/к 126-100-12-03/11 от 2011-05-04

7 июля

Утром участник, которого мы спасали в первый день похода, решает завершить поход, опасаясь за свое здоровье. Поскольку путь вниз идет по хорошей тропе и дороге и ходится даже неподготовленными туристами, а участник - взрослый мужчина, руководитель принимает решение отпустить его вниз в одиночку. Он благополучно добирается до Архыза, а затем и до Москвы.

Перевал расположен северо-восточнее в. 2885 в отроге хр. Аркасара, разделяющем долины рек Малая и Большая Дукка. Непосредственно под седловиной пер. 2600 с его западной стороны находятся скальные сбросы (Фото 78). Поэтому подъем на перевал можно произвести правее, выйдя по травянистым склонам на отрог и далее траверсом отрога выйти на перевал.

Фото 78. Пер. 2600 и подъем на него. Вид на юго-восток

Ближайший к седловине травянистый склон снизу выглядит очень крутым, к тому же, в верхней части порос рододендронами. Поэтому решаем подниматься несколько (орографически) правее, вдоль приметного осыпного конуса (Фото 78).

Выходим из лагеря в сторону перевала в 8:10. Спустившись от места ночевки до уровня озера, по короткому пологому осыпному кулуару выходим к травянистым склонам отрога. От осыпи поднимаемся вверх зигзагами по травянистому склону (Фото 79), местами поросшему родендронами, орографически слева от осыпного конуса. Крутизна склона постепенно увеличивается и в верхней части достигает 40°-50°. Подъем заканчивается траверсом в сторону перевала по удобной травянистой полке шириной 0,3 – 1 м (Фото 78, Фото 80).

Фото 79. Первый участок подъема на пер. 2600

Фото 80. Вид с пер. 2600 на путь подъема на перевал. Вид на север

Седловина широкая, нижняя точка находится над скальными сбросами с западной стороны перевала (Фото 81). Приблизительно в этом же месте тур на скальных выходах. Высота 2552м.

Фото 81. Седловина пер. 2600. Вид на юго-запад

С восточной стороны перевала (Фото 82) – травянистый склон, перемежающийся осыпными выходами. Приблизительно в 50м ниже по склону с левой стороны – небольшое озерцо (Фото 83). С правой стороны склон ограничен невысоким гребнем, отходящим на восток от в. 2885.

Фото 82. Панорама с пер. 2600 в сторону д.р. Большая Дукка

Фото 83. Озеро на восточном склоне пер. 2600. Вид на северо-восток со спуска с перевала

При планировании маршрута мы имели в своем распоряжении только одно описание прохождения перевала в весенний период (2) , поэтому шли его фактически в режиме первопрохода. Еще в Москве решаем не спускаться с перевала прямо вниз в долину Большой Дукки, а спускаться постепенно, траверсируя отрог хр. Аркасара вниз-направо до ручья из оз. 2393, а затем двигаться вниз вдоль его левого берега. Такое решение было принято после анализа карты и спутниковых снимков по двум причинам – во-вервых, крутизна спуска во втором случае несколько меньше, а во-вторых, меньше ширина лесной зоны, которую необходимо преодолевать – выбирать правильный путь по поросшему лесом склону сложно.

С перевала выходим в 9:05 и движемся в направлении восточного “гребня” в. 2885, постепенно сбрасывая высоту (Фото 84, Фото 85, Фото 86). Склон травянистый и травянисто-осыпной, перемежаемый средними осыпями. Крутизна склона – до 20°. Вдоль “гребня” логично начинать спуск вниз, по кратчайшему пути от перевала до р. Большая Дукка. На подходе к “гребню” обходим снизу снежник – снег очень плотный и идти по нему мы не решаемся, опасаясь повторения событий на пер. Ацгара.

Фото 84. Первый этап спуска с пер. 2600 - до вост. отрога в. 2885. Вид с перевала на юго-восток

Фото 85. На подходе к вост. гребню в. 2885 при спуске с пер. 2600. Вид на юго-восток

Фото 86. Первый этап спуска с пер. 2600. Вид с вост. отрога в. 2885 на северо-запад

На “гребень” выходим в 9:40. Отсюда хорошо видна долина р. Большая Дукка и следующее препятствие на пути – невысокий травянистый холм – “отрог”, протянувшийся по линии падения воды (Фото 87).

Фото 87. Второй этап спуска с пер. 2600 траверсом склонов отрога хр. Аркасара. Вил на юго-юго-восток

С “гребня” в. 2885 спускаемся по достаточно крутому (до 25°) травянистому склону, пересекая небольшие участки осыпей. В нижней части приходится пробираться в зарослях рододендронов (Фото 88). Вскоре выходим на пересекающую склон звериную тропу, которая и доводит нас до второго “отрога”.

Фото 88. Второй этап спуска с пер. 2600 траверсом склонов отрога хр. Аркасара. Вид на север

“Отрог” достаточно широкий, преодолев его, начинаем спуск по третьему участку траверса – до р. Большая Дукка (Фото 89). По травянистым склонам крутизной до 15°, спускаемся к границе зоны леса. Как позднее выяснилось, до ручья из оз. 2393 мы не дошли около 300м. Начинаем спуск по лесу, который, как мы и предполагали, оказался не самым приятным – крутой (иногда под 30°) склон, выбирать оптимальный путь по которому из-за ограниченной видимости крайне сложно.

Фото 89. Третий этап спуска с пер. 2600 траверсом склонов отрога хр. Аркасара. Вид на юг

Из леса выходим на поляну, склон на которой уже пологий. Спустившись к реке, у впадения в Большую Дукку ручья из оз. 2393 в 11:30 устраиваем обед. Высота 2095м.

Расчет ходового времени

От места ночевки у южной оконечности нижнего восточного аркасарского озера до пер. 2600

0:45

1й этап спуска - от пер. 2600 до вост. “гребня” в. 2885

0:35

2й этап спуска – от “гребня” в. 2885 до “отрога”

3й этап спуска – от “отрога” до р. Большая Дукка

0:55

Перевал при защите маршрута был заявлен как 1Б. Однако в нашем варианте прохождения это скорее 1А, поскольку всюду можно достаточно безопасно пройти по травянистому склону без навески перил.

Наш спуск на восточную сторону проходил не прямо вниз, а траверсом с постепенным сбросом высоты для большей безопасности. Рекомендуем группам, последующим за нами, попробовать спуститься непосредственно вниз вдоль вост. гребня в. 2885, скорее всего, такой вариант окажется ненамного сложнее нашего.

5.2.16 Долина р. Большая Дукка

От места обеда выходим в 14:10. Движемся по тропе по левому берегу реки Большая Дукка. На противоположном берегу тропа не прослеживается. Долина полого поднимается к оз. Семицветное (Фото 89), крутизна склона несколько увеличивается только перед самим озером, где долина перекрывается старой моренной перемычкой (Фото 90). Перед её началом основная тропа уходит направо, в сторону пер. Дукка, выбираем далее путь самостоятельно. Как позднее выяснилось, тропка к озеру есть, она переходит через реку на правый берег и на осыпном склоне перемычки отмаркирована турами.

Фото 90. Осыпная перемычка – взлет перед оз. Семицветное. Вид вверх по д.р. Большая Дукка

За три перехода (1:00 чхв) от места обеда доходим до оз. Семицветное. Подходящее место для постановки лагеря вблизи озера находим только одно – у южной оконечности озера на его правом берегу (Фото 91, Фото 92). Площадка небольшая и не очень ровная, но места для трех палаток найти можно. Ставим лагерь в 15:40. Высота 2434м.

Фото 91. Оз. Семицветное и место лагеря. Вид вниз по долине

3.3. Хребет Габулу

р. Большая Дукка - р. Белая

Прохождение

2012-07-08 с запада. Описание дается от оз. Семицветное до восточного цирка перевала

Снята записка

1. Группы туристов т/к “Романтик”, г. Одесса (Украина), м/кн 42/12 под рук. Якунченкова Н.Н. от 2012-06-26

2. Группы самодеятельных туристов (Мастяев В., Анучина С.) г. Ростов-на-Дону от 2012-07-01

8 июля

Выходим от оз. Семицветное в сторону пер. Олений в 7:55. Начинаем подъем без тропы на перемычку с левой стороны от нависающих над озером сбросов. Крутизна (осыпного) склона до 15°. Также, если верить описаниям, можно подниматься и справа от сбросов, в направлении оз. 2606 (оба варианта хорошо видны на Фото 92).

На выполаживание над сбросами в районе оз. 2606 выбираемся приблизительно за 0:45 чхв. Когда мы поднялись немного выше, стала видна панорама района перевалов Темиркулак-Аюлю-Олений (Фото 93). По правую руку от нас глубокая ложбина, тянущаяся вдоль хребта Аркасара. Путь к перевалу Олений пролегает по осыпным и травянисто-осыпным валам правее ложбины. Перевал Аюлю отсюда не видно – он закрыт заметным возвышением.

Фото 93. Панорама района перевалов Темиркулак-Аюлю-Олений. Вид на восток

Фото 94. Цирк перевалов Темиркулак-Аюлю-Олений. Вид с в. Большая Дукка на север

Двигаясь по травянисто-осыпному валу к западу от возвышения, встречаемся с группой из Ростова-на-Дону, спускающейся с пер. Аюлю. Здесь же обнаруживаем тропу, отмаркированную турами. Вскоре тропа переходит на крупную осыпь и через некоторое время приводит к озеру под пер. Олений (высота 2798м).

Обогнув озеро, подходим к перевальному взлету (приблизительно 2:00 чхв от оз. Семицветное). Взлет – осыпной, высотой приблизительно 100м. К взлету подходим несколько правее седловины, поэтому подъем проходит немного под углом к линии падения воды. Крутизна взлета максимальна на подходе к седловине и достигает ~25°. На седловину поднимаемся приблизительно за 0:30 чхв, к 11:10.

Седловина узкая, травянисто-осыпная (Фото 96). Высота 2917м.

Фото 96. Седловина пер. Олений. Вид на юго-запад в сторону в. Большая Дукка

С перевала приглядываем поросшую синими цветами поляну к северо-востоку, с виду подходящую для ночевки, и в 11:25 начинаем спуск по направлению к ней. Склон среднеосыпной, крутизной до 20° (Фото 97). Спуск занял 0:20 чхв. Поляна при ближайшем рассмотрении оказалась не такой ровной, как казалась сверху, в 12:20 ставим лагерь рядом, немного ниже, на травянистой поляне, засыпанной камнями (Фото 98). Высота 2819м. Воду берем из мелкого ручья рядом с лагерем, питающегося талой водой с окрестных снежников.

Фото 97. Спуск с пер. Олений по юго-восточной стороне

Фото 98. Вид со спуска с пер. Олений на восток

От оз. Семицветное до начала взлета пер. Олений

2:00

Подъем на пер. Олений

0:30

Спуск с пер. Олений к лагерю под перевалом

0:20

5.2.18 Вер. Большая Дукка по юго-восточному гребню (1Б)

43°28'9.80"С

41° 5'25.64"В

ск-ос

3.2. Хребет Аркасара

Каски, ледорубы

2012-07-09 по юго-вост. гребню радиально от ночевки в вост. цирке пер. Олений

Одиночного восходителя Майдан М.К. от 2009-08-08

9 июля

Траверс хребта Аркасара от пер. Дорбун до в. Большая Дукка был пройден и описан группой А. Дещеревского в 2005 году (3). В своем описании они дают номера вершинам и перевалам в пройденном ими участке пути, начиная от вершины №1 (в. 3087), перевала №1 (перевал между в. Большая Дукка и в. 3087, на карте М. Голубева называется “пер. Дуккабаши”) и далее на юго-восток по хребту. Мы в своем описании будем использовать их нумерацию.

От места нашей ночевки хорошо виден цирк пер. №1, заход в цирк пер. №2 (Фото 99) и отходящий от в. №2 на восток отрог с пер. Клюковского (Раздельный).

Фото 99. Хребет Аркасара к юго-востоку от в. Большая Дукка. Вид от лагеря под пер. Олений на юго-запад

Выходим из лагеря в сторону цирка пер. №1 в 6:45 (Фото 100). Преодолев пару осыпных и травянисто-осыпных валов, подходим к ограничивающей цирк моренной перемычке. По левому борту цирка – карман со снежником, по этому снежнику удобно подняться выше, к подножию пер. №1. Крутизна подъема ~5-10°. Снежник упирается в моренный вал, на котором мы устраиваем привал перед штурмом вершины (высота 2930м).

Фото 100. Цирк пер. №1 (Дуккабаши). Вид от лагеря под пер. Олений на юго-запад

Пер №1 имеет 2 седловины – юго-восточную и северо-западную, первая несколько ниже второй (см. Фото 100). Под обеими седловинами – снежники. Снежники не доходят до седловин, при подъеме непосредственно на перевал необходимо преодолеть участки почти отвесных скал высотой ок. 40м (юго-вост. седловина) и ок. 20м (сев-зап. седловина, Фото 101). В Москве мы предполагали выйти на юго-вост. гребень в. Большая Дукка с сев-зап. седловины, однако от этой идеи пришлось отказаться, так как обе седловины явно сложнее 1А и возможно даже 1Б.

Фото 101. Верхняя часть перевального взлета сев-зап. седловины пер. №1. Фото сделано 2012-07-10 группой Кикоть

Тем не менее, на гребень можно легко выйти выше сев.-зап. седловины, поднявшись по осыпному и травянисто-осыпному склону средней крутизны. С (орографически) левой стороны цирк пер. №1 ограничивает юго-вост. склон в. Большая Дукка. Склон мелкоосыпной, имеет почти постоянную крутизну, не превышающую 30°-35° и плавно, без сложных скал, выходит на сев.-вост. гребень в. Большая Дукка (Фото 102). По этому склону также возможен подъем на вершину, однако мы выбираем путь по юго-вост. гребню, так как преодоление мелкоосыпного склона большой протяженности (250-300м по высоте при крутизне 25°) на подъем физически достаточно тяжело.

Фото 102. Юго-восточный склон в. Большая Дукка. Вид от подъема на юго-восточный гребень вершины на северо-восток

Наметив путь к точке на гребне выше сев-зап. седловины пер. №1 у одного маленького снежника (Фото 103), в 7:15 начинаем подъем. Склон осыпной и травянисто-осыпной, крутизной до 30°. Проходим по травянистым полкам над скальными выходами, один из которых выделяется на склоне своей черной окраской. Непосредственно перед выходом на гребень приходится преодолеть около 2м некрутых скал и пройти по краю снежника.

Фото 103. Подъем на юго-вост. гребень в. Большая Дукка. Вид на запад. Фото сделано 2012-07-10 группой Кикоть

На гребне оказываемся в 7:45 (Фото 104, высота 3087м). Насколько видно с этой точки, юго-западный склон хребта Аркасара здесь некрутой, до 30°. Начинаем движение вверх по этому склону вдоль гребня. Крутизна подъема не более 25°.

Фото 104. Место выхода на юго-вост. гребень в. Большая Дукка. Вид в сторону вершины

Стараемся не отходить далеко от гребня и через некоторое время выходим на сам гребень. Гребень покатый, пологий, осыпной с редкими легко обходимыми выходами скал, падать некуда: с обеих сторон от гребня осыпной склон крутизны, позволяющей передвигаться по нему без страховки. Подъем приводит нас к небольшой ровной площадке с юго-западной стороны гребня, на которой удобно сделать привал (Фото 105). Далее сам гребень скалистый и идти прямо по нему уже сложно. Так как путь к вершине далее не просматривается, отправляем разведку по обе стороны от гребня. С левой по ходу стороны гребня от площадки череда скальных полок вскоре упирается в крутые скалы, подъем на вершину отсюда потребует использования веревок. С правой стороны от площадки по травянисто-осыпной полке можно добраться до осыпного склона, над которым уже виден триангуляционный знак, установленный на вершине (Фото 106). Склон среднеосыпной, крутизной до 35°, преодолев его, в 8:20 (0:35 чхв от выхода на гребень) оказываемся на вершине.

Фото 105. Место перехода через гребень на юго-вост. склон в. Большая Дукка. Вид в сторону вершины

Фото 106. Заключительный участок подъема на в. Большая Дукка

Вершина – осыпной купол. На северо-восток отходит осыпной гребень (Фото 107), по которому можно без особых усилий пройти порядка 50м, или, возможно, несколько больше. Далее, однако, передвижение по гребню в сторону пер. Олений усложняется, в отчете Дещеревского упоминается, что один из восходителей оценил его как 2Б альп. На юго-восток от гребня отходит уже упоминавшийся мелкоосыпной склон.

Фото 107. Верхняя часть сев.-вост. гребня в. Большая Дукка

Северо-западный склон – снежный, выводит на небольшое осыпное (со снежниками) плато. С вершины кажется, что плато плавно переходит на северо-востоке в моренные валы над оз. Семицветное, однако в реальности оно обрывается в цирк Темиркулак-Аюлю-Олений скальными сбросами.

С вершины мы ожидали увидеть зрелищные панорамы окрестных хребтов. Вид действительно захватывает дух (Фото 94, Фото 108, Фото 109, Фото 110), однако многого не видно – низовья затянули облака, а западные склоны вершин (в частности, Софийского хребта) еще не осветило солнце.

Фото 108. Панорама на юго-юго-восток от точки в 20м северо-восточнее в. Большая Дукка

Фото 109. Панорама на юг от точки на юго-вост. гребне в. Большая Дукка

Фото 110. Панорама на юг от в. Большая Дукка

Доступных нам по категории вариантов спуска с вершины к лагерю два – по пути подъема и по юго-восточному склону. Выбираем первый вариант – во-первых, на пройденном пути можно встретить меньше неожиданностей, во-вторых, на юго-восточном склоне видна трава, поэтому, скорее всего, слой мелкой осыпи не очень большой толщины и хорошего “лифта” не получится.

В лагерь возвращаемся за 1:00 чхв к 9:50.

От лагеря под пер. Олений до взлета пер. №1

Подъем на юго-вост. гребень в. Большая Дукка выше сев.-зап. седловины пер. №1

Подъем по юго-вост. гребню в. Большая Дукка до вершины

Спуск с в. Большая Дукка по пути подъема до лагеря

1:00

Подъем на вершину по нашему пути совсем не сложен. Важно лишь вовремя свернуть на северо-восточную часть гребня (ориентир – площадка, см. описание). Туристская категория сложности по нашей оценке лежит где-то между 1А и 1Б, но ближе к 1Б – за достаточно протяженный и крутой осыпной склон перед самым выходом к вершине.

С вершины открываются оличные виды на окрестности, поэтому рекомендуем включать подъем на нее (по нашему пути) в походы от 1 к.с. (для хорошо подготовленной группы) в качестве интересной “изюминки”.

Северо-западная седловина перевала №1 имеет с северо-востоной стороны, по нашей оценке, категорию 1Б. Спуск на противоположную сторону нам был виден плохо, но крутизна травянисто-осыпного склоно там явно больше, чем в месте нашего выхода на гребень, возможно, с той стороны перевал также не проще 1Б.

5.2.19 Долина р. Белая

Так как времени еще мало, решаем подождать немного появления группы Кикоть –они должны были пройти сегодня пер. Темиркулак со стороны р. Темиркулак, а при хорошем стечении обстоятельств – связку Темиркулак+Олений и встретиться с нами. Поэтому неторопясь готовим обед и поглядываем на седловину пер. Олений. К сожалению, к 12:30 ребята все еще не появляются, мы предполагаем, что они решили заночевать за перевалом, поэтому собираем лагерь и в 12:45 выходим.

К этому времени место нашего лагеря и окрестности затягивает плотным туманом. По описаниям нам известно, что по долине р. Белая к перевалу Аюлю идет тропа и что от места нашего лагеря можно по осыпным склонам добраться до нижних озер под пер. Аюлю (небольшие озера немного ниже оз. 2751 (Белореченское)), мимо которых должна проходить эта тропа. В то же время, описания спуска в долину от пер. Олений у нас не было, а разведка в том направлении показала, что придется выбирать путь по осыпным склонам, кое-где обрывающимся скальными сбросами. В условиях практически нулевой видимости такую задачу безопасно решить трудно, поэтому решаем двигаться в сторону озер под пер. Аюлю и искать тропу.

К сожалению, осыпных склонов со сбросами нам избежать не удалось. Перевалив травянистый гребень, отходящий на юг от востоко-юго-восточного плеча в. Аюлю, по ошибке поворачиваем на юг и упираемся в скальные сбросы над озером (высота условно, по карте) 2680. Вернувшись немного назад, на ощупь пробираемся вниз по среднеосыпным склонам. Сначала спуск пологий, но вскоре выходим к крутому (до 30°) осыпному спуску с бараньими лбами и несколькими снежниками (Фото 111). Преодолев его и пару моренных валов под ним, натыкаемся на нужные нам озера.

Фото 111. Спуск от пер. Олений к небольшим озерам под пер. Аюлю (ниже оз. 2751). Вид на юго-запад

Обогнув озера с юга и поднявшись на травянисто-осыпной вал над ними, с облегчением замечаем тропу (0:45 чхв от выхода из лагеря). Туман постепенно рассеивается и открывается вид на верховья р. Белая (Фото 112).

Фото 112. Верховья р. Белая. Вид вниз по долине

Тропа спускается траверсом травянистого склона левого борта долины по направлению к травянистому плато, на котором расположено слияние ручья из (упоминавшегося ранее) оз. 2680 и ручья со стороны озер под пер. Аюлю. У слияния много ровных мест, удобное место для ночевки. В направлении пер. Олений и пер. №2 видны неприятные бараньи лбы и осыпи, непонятно, как бы мы пробирались по ним в тумане. Пройдя немного по плато, тропа снова возвращается на травянистый склон ограничивающего долину слева отрога. Плавно спускаясь, тропа подводит к лиственному лесу-молодняку. У впадения ручья из оз. 2838 долина выполаживается, здесь пасется скот, для него сделаны загоны, а тропа переходит ручей по мостку. Здесь её можно потерять, потому что скот натоптал много ответвлений и иногда тропа мельчает в зарослях сорняка. Через пару сотен метров тропа подходит близко к реке. Подойдя к воде, обнаруживаем водопады.

Постепенно лиственный лес переходит в густой хвойный, тропа отходит от реки, а река уходит в каньон. На подходе к р. Псыш тропа в лесу идет очень круто, нам повезло, что обычный послеобеденный дождь еще не начался, по размытой тропе передвигаться было бы не только сложно, но и опасно.

В 16:50, через 2:20 чхв от места обнаружения тропы у нижних озер под пер. Аюлю спускаемся до дороги в д.р. Псыш.

Расчет ходового времени

От лагеря под пер. Олений до нижних озер под пер. Аюлю

0:45

От нижних озер под пер. Аюлю до дороги в д.р. Псыш

2:20

5.2.20 Долина р. Псыш

Тропа вдоль р. Белая спускается на грунтовую дорогу вдоль р. Псыш. Дорога несколько сотен метров идет вниз по долине, затем разветвляется – одна ветвь уходит вниз вдоль Псыша, вторая вброд переходит реку Белая. Мы идем по второй, реку переходим по проложенному бревну. Сразу после реки дорога снова разветвляется – одна ветвь уходит вниз, вторая – к р. Псыш, которая через сто метров выводит к поляне, через которую перпендикулярно проходит, по-видимому, основная дорога вдоль р. Псыш. У поляны стоят постоянным лагерем туристы, которые ходят по окрестностям радиальными однодневными выходами.

Поворачиваем на основную дорогу вверх по долине. Она снова несколько раз ветвится, рукава выбираем скорее чутьем, нежели следуя какой-то логике. Через 15 минут подходим к погранзаставе, где у нас 40 минут проверяют пропуска. На вопрос, где находится мост через Псыш, пограничники отвечают “кто же его построит?”, что нас несколько настораживает.

Выше заставы дорога периодически уходит в реку и идет по руслу, мы обходим такие места по неплохим обходным тропам на берегу. Одна из таких троп начинается после селевого выноса (Фото 113).

Фото 113. По дороге от погранзаставы до остатков моста. Вид вверх по д.р. Псыш

Через 20 минут выходим к мосту через реку Псыш. К нашему огромному разочарованию, он оказывается разрушенным (Фото 114). От первого пролета осталось два троса, по которым может перебраться человек без рюкзака, окунувшись в воду по щиколотку. Для переправы группы надо организовывать перила и не очень понятно, можно ли надежно закрепить их за опору моста посередине реки. А ведь еще в прошлом году, по рассказам одноклубников, мост был хоть и в плачевном, но в проходимом состоянии. Планы заночевать на противоположном берегу пришлось оставить.

Фото 114. Разрушенный мост через р. Псыш. Вид вверх под долине

В ста метрах выше моста – безлесая поляна, между ней и рекой в лесной полосе находим оборудованное место для отдыха с кострищем, бревнами для сидения и даже баней из еловых веток и полиэтилена, на котором в 18:40 ставим лагерь. Высота 1693м.

10 июля

На следующий день у нас запланирована дневка. Решаем этим воспользоваться и после завтрака отправляемся в разведку. Так как реку все равно придется бродить, нужно попробовать поискать брод повыше – там река должна быть мельче, а заодно узнать проходимость берегов.

Дорога по левому берегу вскоре после моста безнадежно уходит в реку, тропы тоже исчезают и приходится пробираться по лесу. Выйдя через некоторое время к Аманаузу, достаточно быстро находим переправу через него – упавшее дерево и пару прибитых гвоздями у корней бревен (точка 43°26'51.35"с.ш., 41°10'7.04"в.д.). Лесовозная дорога неподалеку от этого места выходит из Псыша и примерно километр идет по берегу. Периодически подходим к реке – проверить возможность брода. Река здесь тоже широкая и бурная. Вскоре замечаем переправу через р. Псыш – перекинутую длинную доску и далее - несколько поваленных бревен (точка 43°26'34.28"с.ш., 41°10'34.18"в.д., высота 1744). Перебираемся по ней на противоположный берег.

Наша задача – найти начало тропы наверх, на Софийский хребет. По описаниям нам известно два варианта подъема к перевалу Столичный. Первый - по тропе из-под перевала Караджаш, идущей вдоль ручья из-под перевала (часто называемого рекой Караджаш), необходимо подняться над зоной леса, а затем уйти направо траверсом отрога вершины 2542. Другая тропа должна идти вдоль ручья из-под пер. Столичный (который кое-где называется рекой Баш-Джол), и вести непосредственно на перевал.

Прямо от места нашей переправы через Псыш серпантином вверх поднимается лесовозная дорога. У начала дороги у реки стоит что-то вроде кузова от автомобиля-вахтовки. Где-то у этой дороги мы рассчитывали найти тропу под Караджаш, так как левее нее течет ручей, по-видимому, ручей Караджаш из-под перевала, но дорога заканчивается через 100м (по высоте), а признаков тропы нет. Тогда мы начинаем движение по правому берегу вверх вдоль Псыша в надежде найти тропу наверх на хребет (одну из описанных выше). Движение по берегу крайне затруднительно – тропы нет, лес завален буреломом, лесовозные дороги иногда выходят из реки на берег, но через несколько сотен метров снова в нее возвращаются. Мы доходим до устья ручья Баш-Джол. Здесь у реки стоит брошенная лесозаготовочная техника и лежит большое количество оставленного лесорубами мусора. Признаков тропы наверх так и не нашли, хотя облазили весь склон по пути вдоль и поперек.

Возвращаться решаем по правому берегу – во-первых, проверить, есть ли по нему тропа от остатков моста до устья ручья Караджаш – возможно, удобнее будет перебраться через реку у моста, используя для страховки его остатки, – и во-вторых, поискать тропу на Караджаш. Как оказывается, ниже нашей переправы через Псыш по правому берегу передвигаться чуть ли не сложнее, чем выше – тропы вдоль берега также нет, встречающиеся иногда участки лесовозной дороги не изменяют своему капризному характеру и норовят свалиться в реку при первом удобном случае, бурелом такой же непролазный. Следов тропы на Караджаш нет. Удобных мест для ночевки также не видно. Первую ровную безлесую поляну находим приблизительно в 200м выше остатков моста через Псыш. На поляне стоит зловещего вида необитаемая избушка неизвестного назначения.

От моста отходит слабо заметная тропка вверх вдоль Псыша, но приблизительно через 50м, даже не доходя до поляны, теряется в чаще и исчезает.

На левый берег возвращаемся, аккуратно перебравшись по оставшимся от моста тросам.

Результаты разведки неутешительны. Чтобы не лезть через бурелом правого берега, будем переправляться через Псыш по найденной доске – идти по левому берегу на порядок проще. А далее придется подниматься по лесу без тропы. Так как в возможности пройти вдоль ручья Караджаш больше уверенности – хоть мы её и не нашли, тропа там упоминается во всех отчетах, - подниматься будем приблизительно там.

После разведки идем к устью Белой за заброской. Азрет привозит её точно в условленное время и даже подвозит её немного выше обговоренного – к погранзаставе.

Мы ожидали, что группа Кикоть спустится к нам приблизительно к 12 часам дня – связавшись с ними вчера по рации, мы узнали, что они прошли Олений и встали под ним лагерем, а на спуск вдоль Белой нужно 2,5 – 3, максимум 4 часа. Мы начали беспокоиться, когда они не появились ни к 12, ни к 15, ни к 18 часам. После обеда полил сильнейший ливень и не прекращался до ночи, вспоминая крутую тропу в лесу вдоль Белой, мы опасались, что случилось что-то недоброе. Около 18 часов удается связаться с ребятами по рации – у них все хорошо, но они еще даже не вошли в лесную зону. Только к 21 часу они спускаются в долину Псыша, мы встречаем их, мокрых и уставших, и доводим до лагеря. Спасибо пограничникам – они не стали затягивать проверку документов и пропустили группу к нам ставить лагерь и сушиться. Как оказалось, утром ребята устроили снежную тренировку на взлете пер. №1, после несколько часов пережидали дождь, когда он не кончился – стали спускаться под дождем и вдобавок ко всему потеряли тропу, свалившись в каньон Белой.

11 июля

На следующее утро выходим в 8:40. Через 0:40 чхв, немного поплутав в зарослях в поисках вчерашнего бревна, переходим Аманауз на правый берег. Через 0:17 чхв мы у найденной вчера переправы через Псыш. В начале переправы длинная доска перекинута через основной поток. Бревно посреди реки, на которое опирается доска, имеет очень удобный большой сук, который служит нам опорой для закрепления перил. Переправа вместе с натяжением перил занимает 20 минут.

Расчет ходового времени

От тропы вдоль р. Белая до остатков моста через р. Псыш

0:35

От лагеря у моста через р. Псыш до переправы через р. Аманауз

0:40

От р. Аманауз до переправы через р. Псыш

Переправа через р. Псыш

Фото 115. Вид вверх по д.р. Псыш от точки в западном направлении от пер. Столичный

Фото 116. Верхняя часть д.р. Псыш. Вид от подъема на пер. Столичный вверх по долине

5.2.21 Пер. Столичный (1А)

43°26'35.87"С

41°13'30.37"В

сн-ос

3.4.3

р. Ак-Айры - р. Псыш

Необходимое снаряжение

Каски, при большом количестве снега - ледорубы

Прохождение

2012-07-12 с востока из д.р. Псыш. Описание дается от устья ручья Караджаш до тропы на пер. Иркиз

Группы самодеятельных туристов от 2012-08-09

От переправы через Псыш по обнаруженной вчера дороге, идущей серпантином вверх у правого берега ручья Караджаш, за 0:10 чхв доходим до её окончания в лесу на высоте 1828м (точка 43°26'33.65"с.ш., 41°10'50.11"в.д.). Отсюда начинаем подъем на хребет по лесу без тропы. Крутой склон, до 30°. Приблизительно через 100м на лесном склоне стали встречаться скальные выходы, пришлось искать пути их обхода.

Стараемся держаться ближе к ручью, поскольку известно, что тропа должна быть где-то рядом с ним. К счастью, через 1:00 чхв от дороги на высоте 2125м натыкаемся на нее. Тропа идет дальше близко к водопадам ручья, петляя на достаточно крутом земляном и местами скальном склоне.

Фото 117. Долина реки Аманауз. Вид с тропы на пер. Караджаш

Еще через 0:30 чхв по тропе добираемся до конца зоны леса (высота 2300м). Здесь склон выполаживается, видно рукава р. Караджаш, стекающие с обрыва под расположенным немного выше озером (Фото 118). Налево по ходу лежит путь к пер. Караджаш. Мы же переходим ручей по каменному мосту-запруде (видимо, сложенному специально для перегона скота) и по достаточно заметной тропе уходим направо с целью перевалить гребень, разделяющий балки р. Караджаш и р. Баш-Джол.

Фото 118. Балка р. Караджаш над зоной леса. Налево - подход к оз. Кратерное и пер. Караджаш, направо - переход через отрог к пер. Столичный

Фото 119. Балка р. Караджаш над зоной леса. Вид с отрога между балками р. Караджаш и р. Столичный

Переход через гребень трудности не представляет и проходит по достаточно заметной тропе. С гребня хорошо просматривается направление на седловину перевала (Фото 120), до запланированного места ночевки у озера 2752 под перевалом нужно набрать траверсом 400м по травянистым склонам не самой большой крутизны (до 15°). Мы рассчитывали устроить обед у безымянного ручья между р. Караджаш и р. Баш-Джол, однако он оказался пересохшим (или ушедшим под землю), от него осталось только каменное русло. Дальше воды нет, пришлось обедать поздно, в 15:30, уже у места стоянки.

Фото 120. Травянистые склоны в балке р. Баш-Джол. Вид от разделяющего балки р. Караджаш и р. Баш-Джол гребня

Подъем не представляет технической сложности, однако физически очень утомителен. Наш путь можно проследить по Фото 120, Фото 121, Фото 122. Через пару сотен метров от гребня тропа мельчает и теряется, но периодически участки троп встречаются на склоне. На заключительном участке движемся почти прямо вверх по тропке, отмаркированной турами. По-видимому, это отрезок тропы вдоль р. Баш-Джол, которая все-таки существует.

Фото 121. Начало траверса травянистых склонов в балке р. Баш-Джол

Фото 122. Завершающий участок подъема по балке р. Баш-Джол

Сильно утомившись (набор за день 1000м), до озера 2752 не доходим, лагерь ставим через 1:20 чхв от зоны леса на не очень ровном выполаживании на высоте 2700м. Озера 2752 (их два – маленькое и большое) находятся орографически левее, за травянистым бугром в 50м выше лагеря. На озера ходим купаться. Оказалось, лагерь мы поставили в удобном месте – приемлемых стоянок у озер нет, только у западного края большого озера есть пара искусственно выровненных на осыпи замусоренных площадок.

Фото 123. Панорама хр. Аркасара от места лагеря под пер. Столичный

12 июля

Выходим из лагеря в 7:50. Подход под перевал – по некрутым травянисто-осыпным склонам. Перевальный взлет – мелкоосыпной крутизной до 25° (Фото 124). В правой части склона – травянистая “проплешина”, по ней подниматься немного удобнее, чем по осыпи, поэтому начинаем подъем по ней, а затем косым траверсом выходим на седловину.

Фото 124. Западный перевальный взлет пер. Столичный и путь подъема

Седловина осыпная, вытоптанная поколениями туристов (Фото 125). На камнях много памятных табличек. Высота 3044м.

Фото 125. Седловина пер. Столичный

С востока под перевалом крутой (под 30°) снежник. Снег плотный, как и под Ацгарой, ступени не бьются, спуск по нему без перил с самостраховкой опасен. Поэтому мы обходим снежник по осыпи слева (Фото 126).

Фото 126. Начальный этап спуска с пер. Столичный на восток

Спускаемся далее по некрутым осыпным склонам, иногда переходим на небольшие снежники. Через некоторое время, чтобы не сбрасывать высоту по пути к пер. Иркиз, уходим на траверс левого борта долины (Фото 127). Снизу гребень с перевалом Иркиз плохо просматривается, сложно понять, где находится перевал, однако отличным ориентиром служит мощная тропа с перевала. До тропы доходим за 0:50 чхв от седловины, высота 2743м.

Фото 127. Общий вид пути спуска с пер. Столичный на восток. Вид от тропы на пер. Иркиз

Расчет ходового времени

От переправы через р. Псыш до конца зоны леса

1:40

От конца зоны леса до стоянки под пер. Столичный

1:20

От стоянки до начала перевального взлета

0:30

Подъем на пер. Столичный с запада

От пер. Столичный до тропы на пер. Иркиз

0:50

Основную сложность при проходе перевала представляет поиск тропы наверх из долины Псыша и преодоление зоны леса. Хотелось бы попросить группы, идущие в противоположном направлении, отмаркировать каким-либо образом тропу снизу.

5.2.22 Пер. Иркиз (1А)

43°26'54.39"С

41°13'58.01"В

сн-ос

север– юг

3.4.8

р. Ак-Айры - р. Кашха- Эчкичат

Прохождение

2012-07-12 со стороны д.р. Ак-Айры. Описание дается от тропы на перевал Иркиз в д.р. Ак-Айры до Софийских озер

Снята записка

Группы Станции юных туристов г. Санкт-Петербург под рук. Штутиной М.В., Клиновицкого А.М., Короткова Л.В. от 2012-07-11

Подъем по тропе на пер. Иркиз начинаем в 10:20. Тропа мощная и достаточно крутая (Фото 128).

Фото 128. Тропа на пер. Иркиз. Вид со спуска с пер. Столичный вниз по д.р. Ак-Айры

Через 20 минут мы на перевале (Фото 129). Высота 2872м.

Фото 129. Седловина пер. Иркиз. Вид на запад

Спуск с перевала проходит по набитой туристской тропе, траверсирующей снежник, как показано на Фото 130. Спуск некрутой и короткий, не более 50м по высоте.

Фото 130. Спуск с пер. Иркиз на север в д.р. Кашха-Эчкичат

С севера под перевалом расположены Софийские озера. Крупных озера три, они расположены “треугольником”, мы будем обозначать их номерами по часовой стрелке: 1е, 2е и 3е (Фото 131, Фото 132). 2е озеро самое крупное, находится непосредственно под перевалом.

Фото 131. Софийские озера. Вид с северного гребня в. Мингикельбаши. Фото сделано группой Кикоть

Фото 132. Вид с пер. Иркиз на северо-запад

У озер много мест где можно организовать обед и ночевку. Мы для обеда выбираем не самое логичное место, но то, с которого виден спуск с пер. Кельауш (см Фото 131) – там скоро должна появиться группа Кикоть. Время 11:20.

Расчет ходового времени

Подъем на пер. Иркиз с юга

Спуск с пер. Иркиз до места обеда у Софийских озер

5.2.23 Пер. Кельауш (1А)

ос

север– юг

р. Кашха- Эчкичат – р. Гаммеш-Чат

2012-07-12 радиально со стороны Софийских озер

Снята записка

1. Группы туристов экстрим-клуба “Юнит” м/к 10/12 под рук. Завгородней Т.Г. от 2012-07-11

2. Группы туристов гимназии №1522 г. Москва под рук. Романовой Е.С. от 2012-06-25

Так и не дождавшись появления на перевале Кельауш группы Кикоть, решаем выйти на перевал, чтобы выяснить, что с ребятами, попробовав связаться с ними по рации.

Выходим в 13:20. Вернувшись с обзорного места обеда у озера №1 немного назад к озеру №2, движемся в сторону пер. Кельауш (путь см. на Фото 131, Фото 132). Путь сначала проходит по тропе у берега озера №2, потом у озера №3 тропа теряется и приходится пробираться по крупной осыпи.

На пути к пер. Кельауш необходимо перевалить отходящий от в. Мингикельбаши невысокий гребень (Фото 133). Перед подъемом на него оставляем рюкзаки. Через весь гребень идет тропа и с противоположной, северной, стороны, спускается на снежник (Фото 134). С гребня видна огромная седловина перевала Кельауш (Фото 135). Тур на седловине на большом камне, еще один – под ним. От места обеда до тура 0:35 чхв.

Фото 133. Начало радиального выхода на пер. Кельауш (седловины не видно). Вид на север

Фото 134. Ск-ос гребень перед перевалом Кельауш. Вид со стороны перевала на юг

Фото 135. Седловина пер. Кельауш. Вид на север

Пер. Караджаш виден отсюда как на ладони. Почти сразу после выхода на пер. Кельауш замечаем на седловине Караджаша фигуры людей – включив рацию, выясняем, что это наши ребята группы Кикоть. За полчаса они спускаются к нам, и далее мы снова идем одной большой группой до конца похода.

Приблизительно за 5-7 минут возвращаемся к рюкзакам по тому же пути через гребень.

От места обеда у озера №1 до гребня перед пер. Кельауш

Радиально пер. Кельауш

Фото 136. Панорама от пер. Кельауш на север в сторону д.р. Гаммеш-Чат

Перевал заслуживает своей категории только при значительном спуске (или подъеме) по обеим долинам – р. Кашха-Эчкичат и р. Гаммеш-Чат. Однако чаще всего его ходят в связке с пер. Иркиз или пер. Караджаш и тогда самостоятельного значения он не имеет.

5.2.24 Долина р. Кашха-Эчкичат

Софийские озера и путь от пер. Иркиз к пер. Кельауш лежат на плато треугольной формы, обрывающимся вниз в д.р. Кашха-Эчкичат крутыми и высокими бараньими лбами. По некоторым описаниям, спуститься ниже, к сужению долины над оз. Айматлы-Джагалы, можно двумя путями – либо от восточного края “треугольника” – от озера №1 – вдоль р. Кашха-Эчкичат, либо от северного – со стороны пер. Кельауш. Проведенная во время обеда разведка не смогла обнаружить тропы на первом пути, да и склон там показался крутоватым, а на втором, напротив, удалось найти участки тропы вниз.

Подобрав рюкзаки, приблизительно в 14:50 начинаем спуск к оз. Айматлы-Джагалы. Можно условно разделить его на три этапа. Первый этап проходит по крутому (до 35°) травянистому склону (без тропы) и заканчивается травянистым выполаживанием (Фото 137). У нас его преодоление заняло около 0:20 чхв. Наверное, спуститься туда же можно попробовать и непосредственно с пер. Кельауш, но с перевала путь не просматривался, а снизу видно, что в этом случае пришлось бы долго спускаться по крутой крупной осыпи.

Фото 137. Первая ступень спуска в д.р. Кашха-Эчкичат. Вид от места обеда на север

Мы же попадаем на эту осыпь у её окончания, отсюда начинается вторая ступень спуска (Фото 138). У “языка” осыпи начинается тропа по травянистому склону (Фото 140). Склон крутой (до 35°), тропа через некоторое время исчезает, мы переходим на осыпь у основания склона и каждый своим путем выходим к реке на выполаживании у сужения долины над оз. Айматлы-Джагалы. Спуск по второй ступени занял 0:50 чхв.

Фото 138. Начало второй ступени спуска к оз. Айматлы-Джагалы. Вид на восток

Фото 139. Д.р. Кашха-Эчкичат. Вид на восток от второй ступени спуска в долину

Фото 140. Вторая ступень спуска в д.р. Кашха-Эчкичат. Вид на запад

Здесь снова появляется, на этот раз хорошая, тропа, и выводит на третью ступень спуска по не самому крутому травянистому склону (Фото 141). По тропе за 0:15 чхв добираемся до озера. У места, где река вытекает из озера, на её левом берегу, неплохие площадки для лагеря, на которых мы и останавливаемся в 16:45. Высота 2408м.

Фото 141. Спуск к оз. Айматлы-Джагалы, поворот долины на север и лагерь на берегу озера. Вид от высокого восточного берега озера на запад

13 июля

Выходим в 7:50. Долина у озера поворачивает на север, затем приблизительно через километр – снова на восток. Хорошая тропа по её левому борту идет до самой долины Софии. Её начало видно на Фото 141, через некоторое время она проходит через лесок, выходит на осыпь (там она отмаркирована турами, Фото 142). Приблизительно здесь поворачивает на восток, идет далее по травянистому склону до зоны леса (Фото 143). В лесу тропа также не теряется и спускается к р. София. Спуск всюду некрутой, максимум 15°, до долины Софии добираемся за 1:00 чхв.

Фото 142. Начало спуска по д.р. Кашха-Эчкичат от оз. Айматлы-Джагалы. Вид на юг

Фото 143. Спуск по д.р. Кашха-Эчкичат до зоны леса. Вид на восток. Фото сделано в той же точке, что и Фото 142

Фото 144. Путь спуска по д.р. Кашха-Эчкичат от озера Айматлы-Джагалы. Вид на запад, вверх по долине, от границы зоны леса

Через Софию в месте выхода к ней тропы перекинут мостик (точка 43°28'6.69"с.ш., 41°15'14.05" в.д., высота 1874м). Хороший ориентир для его поиска – большой прямоугольный камень на правом берегу реки. Его заметно и от дороги в д.р. София.

1я ступень спуска к оз. Айматлы-Джагалы

2я ступень спуска к оз. Айматлы -Джагалы

0:50

3я ступень спуска к оз. Айматлы -Джагалы

Спуск от оз. Айматлы -Джагалы до мостка через р. София

Переправа через р. София

0:10

5.2.25 Долина р. София

С целью посмотреть на Восточный Софийский ледник и Софийские водопады, а также просто занять образовавшееся время предпоследнего дня похода и пофотографироваться в наш маршрут заложено радиальное восхождение – прогулка на пер. Софийское Седло.

Софийская долина в своей средней и верхней части – широкая, залесен в основном её левый борт. По правому берегу реки идет автомобильная грунтовая дорога. К нашему огромному неудовольствию, по дороге вверх-вниз каждые 10 минут пылят автомобили, радуемся своему вчерашнему решению заночевать у озера.

В долине издалека виден перевал и ледник (Фото 145). В 9:45 выходим вверх по дороге, оставив охранять рюкзаки двух участников. Дорога полого поднимается по плоской долине. Чем ближе к перевалу – тем больше встречается на левом берегу реки палаток и автомобилей отдыхающих.

Фото 145. Верхняя часть д.р. София

Фото 146. Вид на д.р. София с подъема на пер. Софийское Седло

Приблизительно за 0:40 чхв к 10:25 добираемся до развилки дороги приблизительно в 800м вверх по долине от впадения р. Ак-Айры. Сходив радиально на перевал (см. описание в п. 5.2.26), в 14:15 оказываемся в той же точке и отправляемся в обратный путь. Подобрав через некоторое время рюкзаки и ребят, идем по дороге к мосту через Псыш. В нижней части долина сужается, лес растет на обоих берегах реки, а дорога поднимается над рекой достаточно высоко. Мы ожидали увидеть в низовьях долины пост пограничников, который описан в отчете Новоселова (1), однако его там не оказалось.

Недалеко от моста через Псыш на правом берегу установлен мемориал в память о защитниках перевалов в Великую Отечественную. На противоположном берегу Псыша у моста стоит рынок. В 19:45 встаем лагерем в лесу на левом берегу реки недалеко от моста и рынка. Путь от начала подъема на Софийское Седло до лагеря занял 2:35 чхв. Воду покупаем на базарчике – мутная речная не внушает доверия.

Расчет ходового времени

От моста через Софию у впадения р. Кашха-Эчкичат до начала подъема на пер. Софийское седло

0:40

От начала подъема на пер. Софийское седло до лагеря у моста через р. Псыш у впадения в него р. София

2:35

5.2.26 Пер. Софийское седло (н/к)

н/к

43°26'2.79"С

41°17'48.68"В

тр-ос

северо-запад – восток

3.4.6

р. София – р. Кизгыч

Прохождение

2012-07-13 радиально с северо-западной стороны из д.р. София. Описание дается от (и до) развилки дорог в д.р. София приблизительно в 800 м выше впадения в реку София реки Ак-Айры

Снята записка

Группы Станции юных туристов г. Санкт-Петербург под рук. Штутиной М.В., Клиновицкого А.М., Короткова Л.В. от 2012-07-10

У развилки дорог стоит балаганчик, в котором, если верить вывеске, продают шашлык. У встреченного местного жителя спрашиваем, какой из рукавов дороги выбрать, и он указывает на левый (по ходу). Мы ему поверили, и как потом выяснилось, напрасно. Этот рукав дороги забирается на правый борт долины и через некоторое время, у ручья – правого притока Софии, заканчивается и переходит в скотские тропы. Пройдя по ним некоторое время, замечаем идущую по дну долины мощную тропу по левому берегу реки и спускаемся к ней.

Подъем по тропе не представляет сложности (Фото 147), правда, достаточно утомителен (400м набора высоты от нашего выхода на тропу). Тропа пресекает многочисленные истоки р. София, проходит достаточно крутой (~20°) участок (Фото 148) и далее по пологому травянистому склону выводит на седловину.

Фото 147. Подъем на пер. Софийское Седло

Фото 148. Наиболее крутой участок подъема на пер. Софийское Седло

В 12:25 мы на перевале. Седловина очень широкая, тура нет (мы нашли записку в пакетике на скальном выходе, придавленном камнем, и для своей сложили новый тур). Высота сильно отличается от указанной в классификаторе – 2557м. На хребет Чагет-Чат уходит тропка, судя по виду, его траверс, по крайней мере на пару километров на север, очень простой. Насколько можно судить сверху, спуск с перевала на восток может доставить хлопоты – склон выглядит круче западного и, кажется, в зоне леса очень круто спускается в долину Кизгыча (Фото 149).

Фото 149. Панорама хребта Ужум и заповедная долина Кизгыча. Вид с перевала Софийское Седло

На обратном пути идем по тропе, она сразу выводит ко второму рукаву дороги после развилки.

Расчет ходового времени

Подъем на перевал от развилки

1:35

Спуск с перевала

1:05

5.2.27 Выезд

14 июля

Из лагеря у моста через Псыш выходим в 8:15. Идем по дороге по левому берегу Псыша. По пути встречаем много отдыхающих и даже небольшой пионерлагерь. Дорога по новому хорошему мосту переходит р. Архыз на правый берег и идет далее вдоль Псыша (а после слияния с Кизгычом – вдоль Большого Зеленчука). После моста дорога широкая, засыпана щебнем, а ближе к пос. Архыз заасфальтирована. Идти по ней, правда, достаточно неприятно из-за часто проезжающих мимо автомобилей. По дороге звоним спасателям и снимаемся с учета, сообщив об успешном завершении маршрута. За 1:00 чхв к 10:10 добираемся до поселка, в тот же момент с противоположной стороны в поселок въезжают наши машины. Закупившись сувенирами и другими благами цивилизации, грузимся и отправляемся сначала на экскурсию на РАТАН-600, а затем в Невинномысск.

От лагеря у моста через Псыш до пос. Архыз

1:30

6 Итоги, выводы, рекомендации

Поход пройден по заявленному маршруту, за исключением замены перевала Агур Южный на Агур Северный. Последняя произошла по ошибке вследствие плохой видимости. Вообще погодным условиям при подготовке похода в Архыз следует уделять большее внимание. Вопреки славе района, как теплого и относительно сухого, в нашем походе был лишь один день без дождя, в остальные дни дождь лил с разной интенсивностью либо весь день, либо после обеда. Поэтому стоит закладывать в маршрут, особенно планируемый в начале сезона, запасные дни или запасные варианты сокращения маршрута, которые позволят при необходимости переждать непогоду.

Подготовка группы, в том числе психологическая, оказалась вполне подходящей для пройденного маршрута. Единственное, чему стоило бы уделить большее внимание – подготовке к спасработам и действиям в нестандартных ситуациях, хотя, конечно, ко всему подготовиться невозможно.

Район ходится туристами очень часто, поэтому информации по Архызу очень много. С другой стороны, эта информация концентрирована на небольшом наборе популярных препятствий. Многие интересные участки остаются неописанными, а следовательно, недоступными туристам походов начальных категорий. Тому видится две причины. Во-первых, большинство групп не пишут отчетов, или пишут, но не выкладывают их в общий доступ. К примеру, перевал 2600 наверняка ходился, на это есть намек на фотографии (фото 1.5) в отчете Малиновского (4), но летнего описания его нет. Во-вторых, группам посильнее, которые могли бы делать первопрохождения, район стал неинтересен, поскольку сложные перевалы расположены вблизи ГКХ, то есть в запретной пограничной зоне.

А между тем только поблизости с нашим маршрутом можно найти интересные малохоженые седловины. Это, например, перевалы №1 (Дуккабаши) и №2, перевал Семицветный (Скальный, 1Б) (Фото 92), перевалы Дукка Северный (северо-западнее в. 2723) и Дукка Малый (южнее в. 2915 Разломистая, 1А) в хребте Аркасара, перевал Кара-Су (севернее в. 3118, 1А) в хребте Габулу, неизвестный перевал к северу от в. Темиркулак (Фото 85, Фото 82), неизвестный перевал из Пхии в Малую Дукку (на Фото 76 его юго-вост. склон) и др.

Отдельно хочется отметить, что руководитель не видел нигде ранее в горах такого количества мусора, какое лежит в разных местах в Архызе. Огромные кучи сложены у Софийских озер, на перевале Софийское Седло, просто гигантская куча – у озера Айматлы-Джагалы. У озера под перевалом Ацгара Верхний мы нашли пластиковый тазик (!) и баллон-“дихлофос”, а на спуске со Столичного – металлический чайник (!). Это скорее всего связано с тем, что эти места посещаются не только подготовленными группами, участников которых на первом занятии учат не мусорить. Мы собрали и сожгли сколько смогли, но это, естественно, не исправило общей ситуации. Товарищи туристы, примите это во внимание, уносите свой мусор с собой или на крайний случай жгите!

7 Список использованных источников

При подготовке использовались источники, доступные в сети Интернет

1. Каталог перевалов и карты Кавказа Михаила Голубева (http://caucatalog.narod.ru/)

2. Отчеты библиотеки МГЦТК (http://tlib.ru/)

3. Каталог перевалов турклуба Вестра (http://www.westra.ru/passes/)

4. Сайт “Наш Архыз” (http://arhiz.yanval.ru/)

5. Другие отчеты и информация по району, найденные в Сети. Отчеты по походам, маршрут которых пролегает через перевалы нашего похода, занесены нами в каталог т/к Вестра.

Ссылки на источники, упоминаемые в тексте отчета:

1. Новоселов, Александр Андреевич. Отчет о походе (горный, 1 с эл. 2 к.с., Западный Кавказ, Архыз). [Online] 2011. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5400.

2. Звягинцев, Сергей Иванович. Отчет о походе (горный, 2 к.с., Западный Кавказ, Архыз). [Online] 2011. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5474.

3. Дещеревский, Алексей Владимирович. Отчет о походе (горный, 1 к.с., Западный Кавказ). [Online] 2005. http://argonautics.narod.ru/reports/arhyz05.htm.

4. Малиновский, Даниил Анатольевич. Отчет о походе (горный, 3 к.с., Западный Кавказ, Архыз). [Online] 2006. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?554.