Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Алексей Трубачев, г. Москва

Прикосновение к Легенде

Читайте на Mountain.RU статьи Алексея Трубачева:
Краткий отчет о попытке соло-восхождения на Маттерхорн
Эльбрус – живая легенда
В сванской связке
Зимнее скалолазание в Крыму
Время для гор и людей течёт по-разному, человеческие столетия - это лишь секунды для невозмутимых каменных гигантов. Люди приходят и уходят, поколение сменяет поколение, история человечества для холодного гранита словно ветер, не оставляющий на нём никакого следа… Лишь на невозможно короткое мгновение сохранит камень тепло руки, горное эхо на миг продлит звук живого голоса. И снова всё стихнет. Горы были до человека и будут после него, неизменные в своём холодном величии, неприступные стражи вечности…

Середина 19 столетия. Европа делает шаг в будущее – изобретают аэроплан, телеграф, динамит. Россия отменяет крепостное право, Америка бьётся в истерике гражданской междоусобицы…

Реформы полностью меняют жизненный уклад миллионов людей. За громом великих мировых свершений теряется на первый взгляд незаметное, скромное достижение – несколько смелых людей объединяются для решения сложнейшей для того времени задачи и сообща добиваются успеха. На вершину самой сложной и неприступной Альпийской горы ступила нога человека…

После того как в 1786 году двое авантюристов, поднявшись на Монблан, доказали всему миру, что белоснежные горные вершины доступны для восхождений, прошло почти столетие. Альпинизм нашёл своих приверженцев, стал модным видом спорта. В цивилизованных Альпах оставалась лишь одна нерешённая проблема – Маттерхорн.

И по сей день этот гигантский скальный зуб, хищно оскаленный в небо, не оставляет равнодушными тех, кому волею судьбы была дана возможность стать свидетелем этого грандиозного зрелища…

14 июля 1865 года по маршруту, ныне известному как Hornli Ridge, начала восхождение команда из семи человек под руководством знаменитого альпиниста и путешественника, англичанина Эдварда Уимпера. По другому маршруту, из Италии, одновременно поднималась ещё одна команда, которой руководил итальянец Жан-Антуан Каррель. Поводом для одновременного восхождения стало заключённое накануне пари о том, кто первым поднимется на вершину. Маршрут из Швейцарии, по которому шёл Уимпер, неожиданно оказался значительно проще маршрута, выбранного Каррелем. Англичанин выиграл пари, взойдя на вершину на три дня раньше своего соперника. Но трудно назвать этот выигрыш победой… Из семи участников того восхождения спуститься удалось лишь троим. Четыре восходителя погибли при спуске. По официальной версии, предложенной Уимпером, верёвка, которой все были связаны, оборвалась при срыве одного участника, повлекшем за собой общее падение. Но внизу не все поверили подобному объяснению. Утверждали, что верёвка была обрезана: слишком ровными выглядели края обрыва. Но найти истину так и не удалось. Немой свидетель этой давней трагедии - растрёпанный обрывок той самой верёвки - до сих пор бережно хранится в музее альпинизма в Церматте.

…В то же время команда Карреля поднялась на вершину и спустилась в полном составе, пройдя маршрут, ещё долгое время остававшийся самым сложным альпинистским маршрутом Альп.

Поднимаясь на Маттерхорн по этому маршруту в наши дни, когда уровень технического прогресса сделал невозможное возможным, используя самое современное альпинистское снаряжение, лёгкую и тёплую одежду, разработанную специально для альпинизма, ночуя в комфортабельной хижине, оборудованной солнечными батареями, невольно задумываешься о тех людях. Как они сделали это? Какая сила духа вела их вверх через снег, холод, отвесные обледенелые скалы? Это вопрос, который более всего интересует меня. Я не думаю, что ценность человеческой жизни как-то изменилась… Не изменилась, на мой взгляд, и мотивация альпинизма. Но подобного самопожертвования, подобной чистоты устремлений больше нет, нет больше и таких людей. На фоне их подвига чувствуешь себя пигмеем, беспомощным тепличным растением. Здесь я спотыкаюсь об другую мысль – не является ли прогресс технический причиной духовного регресса, ослабление духа? Но это уже другая тема, далёкая от темы моего рассказа.

…26 августа 1891 года Жан-Антуан Каррель, лучший гид Италии, блестящий альпинист, за плечами которого были десятки первопрохождений сложнейших альпинистских маршрутов, основоположник спортивного альпинизма, умирает от истощения на склоне Testa di Lione при спуске с Маттерхорна…

Сегодня, Маттерхорн или Монт Червин, как называют эту гору в Италии, является одной из самых популярных для восхождений альпийских вершин, желанной целью многих тысяч горовосходителей.

…Планы рушились из-за стабильной непогоды. Траверс Монте-Розы - красивейший маршрут в Альпах пришлось сократить и ограничиться несколькими восхождениями при полном отсутствии видимости, подъём в пургу на Монблан не доставил ожидаемого удовольствия. Следующим этапом нашей программы был Маттерхорн. Хорошо зная характер этой вершины, я не питал никаких иллюзий по поводу того, чтобы пытаться залезть на неё в непогоду…

…При свете фонариков внутри альпинистской хижины Каррель расположенной на высоте 3820 метров над уровнем моря на крутом юго-восточном ребре Маттерхорна, начинается утреннее копошение. Четыре человека, проснувшиеся ни свет ни заря, готовят завтрак и упаковывают штурмовые рюкзаки. Чтобы иметь в запасе максимум светлого времени, мы, уже связанные и обутые в кошки, выходим на восхождение, как только на скалах появляются первые признаки рассвета…

Предрассветные сумерки. Горизонт приобретает бледно-розовый оттенок, его тёмная изломанная линия отделяется от светлеющего неба, становится более чёткой, контрастной. Ни облачка. Воздух спокоен и неподвижен, горы пока ещё спят, улыбаясь, как дети… Похоже, наконец-то погода смилостивилась и дала нам шанс, на который все так надеялись! Теперь только вверх.

Сначала по несложным скалам, долгим траверсом мы поднимаемся вдоль сильно разрушенного, изрезанного жандармами гребня. Узнаю знакомые очертания рельефа. Я уже проходил здесь зимой, во время своей неудачной попытки соло восхождения.

Траверс выводит к основанию 60-ти метровой отвесной стены. Здесь висит длинная цепь, уходящая далеко вверх, за перегиб карниза – несладко было бы без неё… У начала цепи прибито несколько мемориальных табличек. Кто-то здесь поплатился жизнью за своё стремление к вершине…

Перебирая руками надежно закреплённые стальные звенья, я задумался о том, как здесь шли первопроходцы. Ведь из снаряжения у них были лишь крепкие руки да непреклонное желание добиться успеха…

С юго-востока к Маттерхорну примыкает узкое скальное плечо, так называемый пик Тиндаль, высота которого на 250 метров меньше высоты самого Маттерхорна. Отсюда начинается самая интересная часть маршрута – гладкая отвесная скала, залитая в верхней части льдом от подтаявшей снежной шапки на вершине. Весь дальнейший путь виден как на ладони – сначала вверх, потом немного вправо, потом снова вверх и траверсом влево выход на вершину. Однако эти 250 метров являются ключевым участком всего маршрута, его самой сложной частью, для прохождения которой надо мобилизовать все оставшиеся силы.

Вершина. Неожиданно развернувшийся над головой небосводсвод вызывает головокружение. Горизонт открылся на все 360 градусов, ничто не затрудняет обзор. На севере – зелёные долины и белоснежные вершины Швейцарских Альп, на Юге – в лёгкой дымке вся Италия до Средиземного моря…

Я стою на самом острие двухкилометровой скальной иглы, под бездонно-синим куполом неба, свободный от всего на свете. Чувство такой свободы чуждо человеческой природе, его нельзя сохранить, унести с собой вниз. Может быть, это одна из причин, почему люди снова и снова поднимаются на высочайшие горные вершины, рискуя жизнью ради нескольких коротких мгновений…

У Маттерхорна две вершины, разделённые небольшой седловиной. Одной из них «владеет» Италия, другой – Швейцария. Забавно. 50-ти метров альпинистской верёвки, закрепленной на Итальянской вершине, как раз хватило, чтобы долезть до Швейцарской!

В конце прошлого века на Итальянской вершине был установлен двухметровый железный крест. Выглядит весьма внушительно, особенно если задуматься о том, что вертолётов тогда не было…

Время для гор и людей течёт по-разному, человеческие столетия - это лишь секунды для невозмутимых каменных гигантов. Люди приходят и уходят, поколение сменяет поколение, история человечества для холодного гранита словно ветер, не оставляющий на нём никакого следа…

Время как будто застыло в каменной агонии. Если коснуться её, дотронуться до неровности камня, проследить нервными замёрзшими пальцами извилистый рисунок скальной трещины, приходит чувство, похожее на то, которое испытываешь, держа в руках пыльную древнюю книгу… Чувство близости к чему-то очень далёкому, прикосновения к Легенде.

От лица всех участников восхождения приношу благодарность спонсору нашего проекта компании «CAMP» - производителю высококлассного альпинистского снаряжения.

http://veter.turizm.ru/


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100