Автор: Проклов Валерий, Архангельск

Мое первое знакомство с Морчекой

Морчека
Фото из архива Ершова Ивана
-А, проспали! Уже половина восьмого, а вы все еще дрыхните! Тоже мне альпинисты, а вчера говорили подъем в шесть утра!

Проспали! Мы альпинисты, никогда не просыпаем! Такой сладкий сон, мой теплый спальник и вчера? Ну, сидели, пили чай... И вообще, мы после горы...

Но вставать надо, ведь сегодня у нас подход к Морчеке и, даже, мы ведь планировали, ночевка на маршруте. А планы наши, что мечты, прекрасны, как солнечные скалы в зимние вечера, как теплое море на обледенелых станциях летних восхождений. Только исполнять их почему-то влом, и лишь знаменитые выражения типа: «Надо Федя, надо» подкидывают тело к радостям непутевых "мечт". Вот так в альплагере «Алупка» и произошло движение людских масс, причислявших себя к почетному племени восходителей. А протрубила столь ранний подъем сочувствующая этому племени гостья из славного города Ставрополь.

Альплагерем мы уже несколько лет называем дом хозяина Жени, нахо-дящийся между скальным массивом Ай-Петри и Воронцовским дворцом. Такое удобное место! Уже через 10 минут подъема по склону начинается уникальный сосновый бор, упирающийся в скалы Ай-Петри, Алупкинской стены, Шаан-Каи.

«Кавказская пленница», «Приключения Буратино», «Вождь краснокожих» - это тоже все там. Еще источник, несущий свои освежающие воды в Воронцовский дворец, и, наконец, самое главное. Настоящий восходитель никогда не пройдет мимо магазина со знаменитой ялтинской ряженкой.

Вот ради этой ряженки каждую весну и осень мы бодали «перья» Ай Петри, стены Шаан Каи, иногда правую часть внутреннего угла Алупкинской стены. Там нас радостно, с криками «руки верх!», встречали какие-то вояки, после чего приходилось им чистить до вечера картошку.

К сожалению, на Морчеке ряженки не было, последнее место радости ее лицезрения - автостанция Симеиз. А дальше переполненный разным людом пыльный автобус, рычащий, как голодный зверь, готовый выпрыгнуть на каждой выбоине асфальта за тянущиеся вдоль дороги тросы ограждения.

-Вон «она»!!!

Меняем позы, вызывая перемещение рюкзаков и протест местных аборигенов, чуть-чуть наклоняем автобус и, сквозь прицел окна, пытаемся дружно смотреть «туда». Невероятное видение. Грациозная, уходящая в высь ровная гладь стены с дыркой в верхней левой части, величественно доминирует на фоне голубого неба. От первых впечатлений, возникает чувство своей неполноценности.

-Да там кто-то есть, вон на стене, по центру!

И действительно, в нижней части стены кто–то находится. Но так долго без движения, может, это вообще и не люди, а точки.

-Валера, ну ты и конь велосипедный. Нам же еще лезть сегодня!

Это скулит Серега, я не замечаю, как спешу. Ноги радуются хорошей тропе, тело давно уже под стеной, а в мыслях – крючья, трещины, заклады, карабины. И чем ближе цель, тем быстрее не терпится прикоснуться к ней.

Вот это да! Морчеку я видел издали весной, при разведке подхода, но чтоб так близко! А где же наш маршрут, это что, сюда? На свои вопросы ищу глазами ответ. А вот и те, кто по центру, висят в веревке от земли. На вопрос о маршруте "пятерка" получаю неопределенный ответ. Позже я, конечно, узнал где "пятерка", как раз ребята по ней и лезли. А вот тогда они показали туда...

Осматриваю указанное место и начинаю собираться прямо под маршрутом. Судя по утоптанной земле под стеной, ходит здесь немереное количество людишек, значит мы на верном пути. Внизу на площадках слышны голоса наших наблюдателей, там же Санчик и Серега - другари по предстоящему приключению. А ну-ка.

Уже реально пробую начало маршрута и с трудом одолеваю полтора метра. Стало смешно, с восторгом бегу вниз к ребятам делится своими впечатлениями. Другари, не обращая внимания на мои экивоки, с бессмысленным видом поедают вареные яйца.

Я стою на кончиках пальцев правой ноги на уровне головы ребят, стена откидывает, и, чтобы не упасть, придерживаюсь правой рукой, а левой пытаюсь засунуть в щель заклад средних размеров. На лице глупая улыбка, я понимаю, что дальше свободным лазаньем не пройду. Смеется Серега и до безобразия серьезен Санчик, прикольное начало у «пятерки». Ничего не остается, как вешать лесенку.

Я замерз, от долгого висения в беседке тело ловит дрыжбаки, деревенеют мышцы ног и извилины мозгов - полный дискомфорт тела. Зато как изящно и плавно уплывает за горизонт моря огненно-красный диск солнца. Темнеет. Мысленно тороплю Серегу, а у него сплошная тоска. Вот так, начали в обед - было лето, а теперь холодный ветер и неуютная осень. Ноябрь, екалымалэйкум. Под каской назойливо извивается только одна мысль: встать хоть на какую-нибудь зацепку, лишь бы не висеть!

Довольный Серега
Валерочка, все класс, да тут жить можно! Лучи фонарей выхватывают причудливую конфигурацию скал, ища в них выступы и трещины, туда же ложатся крючья, гексы, заклады, и паутина темных веревок - жить надо хорошо. Похоже, только двоим, и то наполовину втиснувшись в скальную нишу стены.

Ужинаем в полной темноте, в три такта, лицом к морю. А там, далеко внизу, веселой яркой ниткой качается реклама на побережье и тысячами свечек освещен плывущий корабль. Вот где сейчас жизнь! Роскошные женщины, музыка, звон бокалов! А мы здесь! Мы зрители.

Если о нашем отдыхе, то я и тут за бортом, как третий лишний, на привязи спускаюсь вниз. Обнаружил полочку, не «готель» конечно, и сверху получить можно. А куда денешься? Пытаюсь втиснуться в расщелину и положить тело, это напоминает акробатический номер в цирке. Не успел зажмуриться, как послышался перестук разбивающихся об скалы камней, летящих прямо в меня! Но мимо, это радует! Сверху успокоили, мол, все нормально, это не мы. А-а-а, куда денешься, буду делать вид, что сплю.

Утро на маршруте - Санчик
Просыпаюсь от грохота землетрясения и рушащихся вокруг скал, с ужасом растворяюсь в холоде стены и... Мама!!! Грохот плавно перемещается куда-то далеко вниз, а душа вверх. Что это!!! Что это было? Очень даже скоро узнаю: обычная строительная каска, с головы Санчика. Мы ведь как настоящие восходители всегда спим в касках, а они иногда падают вниз.

Все! Больше не было сил чего-то ждать. Я представил себя тружеником огромного коровника, завалившимся на перину после сытного борща с горилочкой, и почти нормально заснул. А куда денешься!

Утро было прекрасным и мы, чтобы продолжили наше приключение. Последнюю веревку пролез Санчик, заканчивая наш осенний выезд возмущенной фразой: «Я только разлазился!!!»

Позже я сходил много разных маршрутов на Морчеке. И маршрут "пятерка по гроту", многократно, знакомя все новых друзей с неповторимыми стенами этой уникальной горы. И сейчас вижу эти монолитные стены с причудливыми ходами, вымытыми потоками воды и нитки уходящих вверх трещин.

Я обязательно туда вернусь, из своего далекого Архангельска и схожу "пятерку". Чего и всем Вам желаю!