Руководитель: Л.Кудоярова, г.Северск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Тянь-Шаню летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4.6.2. Перевал Такыртор 1Б, 4004 м

Пер. Такыртор (GPS N42°17'28.10" E78°34'53.85", высота 4004м, № 10 по табл. 4.13.2

Расположение: северный отрог центральной части основного хребта Терскей Алатау

Соединяет: оз.Алакель - р.Такыртор (р.Алтын-Арашан)

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 1А

Дата прохождения: 1 августа 2012г, со стороны озера Алакёль. Снята записка туристов ЦВР «Синяя птица» г. Москвы от 21.07.12 г

Время прохождения (чистое, ходовое): от начала ледника до слияния рек Такыртор и Чон-Узень – 7ч 40мин.

Снаряжение, используемое группой: каски, ледорубы, кошки

Подъем.

От места обеда под ледником на ровных площадках, поднимаемся по тропе к леднику слева от ручья, обходим озеро по морене, и выходим на открытый пологий ледник с вкраплениями мелких камней. Трещин мало. В центральной части ледника, большую впадину обходим справа по ходу. Далее движение идет по центру ледника между мульдами с озерами. Здесь на ровной площадке ледника у нас была незапланированная ночевка из-за грозы.

Фото 17. Путь вдоль озера Алакёль к перевалу Такыртор 1Б

Фото 18. Вид с перевала Такыртор на подъем по леднику и ночевку

Утром в кошках по плотному снегу держим направление к перевальному взлету (фото 19). С перевала видны сходы лавин. Двигаемся вверх направо, пересекая старый лавинный вынос. Снег неглубокий, хорошо держит ступени. Перевальный взлет 200м и крутизной до 40 градусов. Поднявшись, уходим влево к туру. Седловина узкая, со снежными карнизами на восток (фото 20).

фото 19. Перевальный взлет перевала Такыртор

Фото 20. Команда на перевале Такыртор 1Б

Спуск

Спуск начинаем левее центра седловины, у первого скального выступа. Идем сначала по небольшим скальным полочками, далее выходим на осыпь, среди разрушенных скал (фото 21). Выходим на осыпь в центре склона. Далее следует тропа по морене, маркированная каменными турами. Спускаясь по ней, вышли на ровные зеленые площадки.

Фото 21. Спуск с перевала Такыртор

Продолжаем идти по травянистому склону вниз, забирая немного вправо, чтобы обойти предполагаемый водопад, который располагается ниже. Держимся все время правой стороны ручья. На пути справа по ходу встречается небольшой водопад, стекающий с высоких камней. Водопад обходим низом, перейдя ручей по камням. Далее забираем немного вверх на травянистый вал, а затем спускаемся довольно круто вниз к правому притоку ручья Такыртор, стекающего с ледника из цирка перевалов Каменистый и других. Ручей в месте выхода сухой. Далее неприятный спуск вниз и вправо по курумнику к ручью. Камни вперемешку средние и крупные. Заходим в заросли карликовой березы. На противоположном берегу р. Такыртор виднеется хорошо набитая тропа по травянистому склону. Вероятно, нужно было изначально придерживаться левого берега, но тогда нам будет необходимо после организовывать переправу через Такыртор. Выходим в долину перед слиянием рек Такыртор и Чон-Узень.

Подъем по леднику к подножию перевала

Сначала открытый ледник, затем закрытый тонким слоем снега.

10°-15°

3км

Лавинная опасность. Страховка- ледоруб, кошки, каски.

Подъем на седловину

Снежный склон

35°-40°

300м

Падение вниз по склону. Лавинная опасность. Страховка- ледоруб, каски.

Спуск к ручью

Снежный карниз, средняя осыпь среди скал

30°-40°

1.2км

Падение вниз по склону. Камнеопасность. Страховка –ледорубы, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал классический. Несложный подъем по леднику и снегу со стороны озера и спуск по осыпи среди скал с другой стороны. Хороший обзор с перевала на Аксуйскую стену (фото 8).

4.6.3. Перевал Хатиджи (Сарычат) 2А, 4194 м

Пер. Хатиджи (GPS N42°14'9.94" E78°40'1.88", высота 4194м, № 19 по табл. 4.13.2)

Расположение: основной хребет центральной части Терскей Алатау, самый восточный перевал Аксуйской стены.

Соединяет: лед.Чон-Узень В. - лед.Сарычат (р.Куйлю)

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 1Б

Дата прохождения: 3 августа 2012г, со стороны лед. Чон-Узень В.. Тур не найден, построили свой.

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки под ледником до ночевки на перевале – 3ч 40мин. Спуск с перевала до подножия на лед. Сарычат – 30мин.

Снаряжение, используемое группой: каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 2 веревки d10мм –55м для навески перил, ледобуры, зажим «жумар», кошки.

Описание прохождения:

Фото 22. Подъем по долине р. Чон-Узень и поворот в цирк пер. Хатиджи

Подъем.

От места ночевки на морене начинаем подъем в правую камеру ледника Чон-Узень В. по направлению к перевалу Хатиджи. Возможен подъем к перевалу по правобережной морене, но нам больше нравится подъем по леднику. Ледник слегка присыпан тонким слоем свежего снега, трещин в центре ледника мало, они хорошо читаются на рельефе и легко обходятся. Основные разломы ледника находятся по бортам его. Поднимаемся в кошках сначала на крутой лоб ледника, затем уклон резко уменьшается. Отсюда виден перевал Хатиджи. Между Хатиджи и Чон-Узенем видны еще два никем пока не пройденных перевала, отмеченных на хребтовке сложностью 2Б-3А. Периодически с их склонов сходят небольшие лавины.

Фото 23. Перевальный взлет Хатиджи

Время от времени нас снизу накрывает облаком, сыпет небольшой снег. Пересекаем срединную морену, сняв кошки, так как в них идти неудобно по крупным камням. Подойдя под перевальный взлет, надеваем системы. Начинаем подъем по снежному кулуару (фото 23, 24). Бьются хорошие, устойчивые ступени.

Фото 24. Начало подъема по кулуару перевала Хатиджи

За 20 минут поднимаемся до большого камня в левой части (по ходу движения) кулуара. Там есть, где разместиться 4-5 участникам. От камня вешаем перила, так как выше крутизна склона увеличивается, снега становится меньше, появляется лед. Первую веревку 35м закрепили в центре склона на ледобурах. Следующую веревку 55м с промежуточной точкой на ледобуре (фото 25). Станция организуется на ледобурах. Далее пешком по снегу выходим на перевал налево, где есть небольшая мульда.

Фото 25. Верхняя часть подъема на перевал Хатиджи 2А

Тур не нашли, возможно, что он находится справа от перевальной седловины, куда мы не пошли, так как там справа к скалам идет неприятный мокрый ледовый склон. Есть палка в камнях над нашей мульдой, но тура под ней тоже не нашли. Пока поднимаются участники на перевал, дежурные поставили чай для обеда. Тур сложили сами на большом камне в мульде седловины перевала. Погода портится окончательно, все затягивает тучами, сыпет снег, видимости почти никакой. Ставим лагерь на снежной возвышенности ближе к рантклюфту, где нет трещин под снегом (фото 26).

Фото 26. Ночевка на плато Аксуйской стены, на седловине перевала Хатиджи.

Спуск.

Спуск с перевала по снежному склону 25-30°в кошках и связках. Ночью подморозило, поэтому снег хорошо держит, не проваливаемся. Взяли направление направо и за 20 минут подошли к скальной гряде, разделяющей перевалы Хатиджи и Чон-Узень. Видно, что спускаться вниз вдоль гряды довольно круто и небезопасно, так как там идет большая область разломов. Возможно, что гряду можно обойти верхом, но нам этот путь не виден. Теперь нам понятно, что лучше спускаться надо было по рантклюфту от места ночевки на основное течение ледника Сарычат. Траверсируем склон влево, зондируя ледорубом и обходя зону трещин, затем плавно поворачиваем почти на 180 градусов по направлению к перевалу Степкина, и спускаемся на центр ледника Сарычат.

Подъем по леднику к подножию перевала

Ледник с трещинами, тонкий слой снега сверху.

10°-25°

2.4км

Страховка- ледоруб, каски, кошки.

Подъем в кулуаре на седловину

Глубокий снег, вверху - лед

30°-50°

250м

Падение вниз по склону. Камнеопасно. Перила. Страховка- ледоруб, каски, кошки, ледобуры.

Спуск до подножия перевала

Снежный склон с трещинами

25°-30°

900м

Падение вниз в трещину. Страховка - связки, кошки, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал несложен, оптимально подходит для пересечения главного хребта Терскей Алатау.

4.6.4. Перевал Артура Степкина 2Б, 4504 м

Пер. Ар. Степкина 2Б. (GPS N42°13'9.97" E78°39'15.47", высота 4504м, № 24 по табл.4.13.2)

Расположение южный отрог центральной части основного хребта Терскей Алатау, отходящим от вершины Нямунас Аксуйской стены.

Соединяет: лед.Сарычат (р.Куйлю В.) – безымянный (Аксуйский) ледник левого притока р.Караколтор (р.Куйлю В.)

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 1Б-2А

Дата прохождения: 4 августа 2012г, со стороны лед. Сарычат. Снята записка туристов г. Новосибирска от 5.08.11г

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки на седловине пер. Хатиджи до ночевки под пер. Степкина – 7ч 15мин.

Снаряжение, используемое группой: высокогорные ботинки, каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 3 веревки d10мм – 50-55м для навески перил и связок, скальные крючья и набор закладок, ледобуры, локальные петли, зажим «жумар», кошки, скальный молоток, ФСУ

Подъем.

От места спуска с перевала Хатиджи на основное течение ледника Сарычат, в связках начинаем подъем по центру некрутого закрытого ледника в цирк перевала и вскоре подходим под перевальный взлет (фото 27, 28). Перевал находится в правом по ходу углу и сразу нам был не виден.

Фото 27. Подъем в цирк перевала А.Степкина

Фотографируем подъем от перевала на вершину Нямунас, сравнивая его со старыми фотографиями литовских альпинистов. Сами уже на вершину подниматься не планируем, так как время тратим периодически на пережидание снегопада в облаке. Идем на перевал сначала в связках, делая ступени на снежном склоне. Прослеживаются два нешироких бергшрунда, засыпанных снегом. Дошли почти до скальных выходов справа от седловины. Выше появляется лед, и крутизна склона увеличивается. Делаем здесь базу на ледобурах. Далее для подстраховки вешаем 30 метров перил. Закрепили их за выступ скал на самой седловине. Седловина снежная, узкая, тур на скальном гребешке.

Фото 28. Подъем на перевал А. Степкина с ледника Сарычат

Спуск

Западный склон перевала представляет собой скальный склон, пересеченный несколькими кулуарами, сквозными и тупиковыми. С центральной части седловины просматривается логичный спуск по зигзагообразному кулуару (фото 30). Первую веревку закрепляем за скалы, и спускаемся по живой осыпной полке вправо до перегиба кулуара. На большом камне из расходной веревки делаем локальную петлю. Вторая веревка сначала идет влево по осыпи кулуара метров 20 и затем круто вниз выходит на скальный пояс, где крутизна повышается до 60 гр. Перед очередным загибом кулуара, есть скальный камин, который можно обойти по скалам справа. Скользко, по камням течет вода. После камина, на скальной полочке можно встать двоим, где на скалах с помощью крючьев делается станция. Поворот кулуара вправо, и спуск по третьей веревке (фото 29) прямо вниз по обледенелым скалам крутизной до 80° метров 20, затем 15м по внутреннему углу вниз с ручьем 50°и выход на осыпь. Под скалами ушли вправо, и сделали базу. Сюда меньше долетают камни с кулуара. Четвертая веревка – склон 35-40°осыпной, сверху покрытый слоем снега и тонкого льда. Выходим из кулуара на снежный склон и спускаемся к подножию в небольшую мульду. Перевал камнеопасен.

Фото 29. Скальный крутой кулуар перевала Степкина (3-я веревка)

Фото 30. Спуск с перевала по скальному кулуару

С места ночевки хорошо виден снежный склон в отроге, по которому планировали подниматься к вершинам Мажвидас и Вильнюсского университета. Но время нас поджимает, и восхождения отменяем.

Закрытый ледник, наличие трещин

10°-25°

2.2км

Падение в трещину на леднике. Одновременное движение в связках. Страховка- ледоруб, кошки, каски.

Подъем по склону на седловину

Снежный склон, небольшие бергшрунды, лед в верхней части

30°-45°

200м

Падение вниз по склону, трещину. Подъем по снежным ступеням. Связки. Перила. Страховка- ледоруб, каски, ледобуры, кошки.

Спуск с перевала по кулуару

Обледенелые разрушенные скалы, осыпь, снег

45°-80°

220м

Падение вниз по склону. Камнеопасно. Перила. Страховка – ледоруб, кошки, скальные крючья, каски.

Выход из цирка перевала на центр ледника

Закрытый снегом ледник, разломы.

10 -25°

1.8км

Особенности прохождения перевала:

Подъем или спуск с перевала с запада - по крутому скально-осыпному со льдом кулуару. В зависимости от снеговой обстановки может меняться сложность прохождения. В классификаторе он 2А*, возможно, когда кулуар забит большим количеством снега, прохождение по нему облегчается по снежным ступеням. Мы оценили по факту прохождения, как 2Б, обледенелый скальный склон, крутизной свыше 45градусов, 4 веревки подряд на спуск. Встречающиеся локальные петли на крючьях, использовать с осторожностью.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась техника прохождения склона по перилам и одновременное движение в связках на леднике.

Фото 31. Цирк перевала А. Степкина на спуске

4.6.5. Перевал КЮ (Караколторский Юж.) 2Б, 4454 м

Пер. КЮ (GPS N42°12'51.44" E78°37'0.64", высота 4454м, № 29 по таблице 4.13.2)

Расположение: южный отрог центральной части основного хребта Терскей Алатау, отходящий от вершины Аксу 4721м Аксуйской стены.

Соединяет: безымянный ледник (предлагаю назвать Аксуйский) левого притока р.Караколтор (р.Куйлю В.) – ледник Караколтор В.

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 2А

Дата прохождения: 5 августа 2012г, со стороны пер. А.Степкина. Туров не обнаружено, построили сами.

Время прохождения (чистое, ходовое): от ночевки под пер. Степкина до ночевки на ледн. Караколтор В. – 9ч 50мин.

Подъем.

Спускаемся вниз из цирка перевала Степкина (фото 32) по леднику в кошках и связках. Идти хорошо, наст с утра прекрасно держит. Держим путь к перевалу Караколтор, о котором у нас мало информации. Спускаясь вниз, видим на основном русле ледника чашеобразные вытаявшие мульды. Обходим скальный отрог снизу и начинаем подъем в цирк перевала. Небольшой участок крутого взлета открытого ледника, и выход на пологую его часть. В самом углу цирка слева видна перевальная седловина с небольшими снежными карнизами по центру (фото 33).

Фото 32. Путь от перевала Степкина к перевалу Караколторский Юж. Вероятный путь подхода к перевалам Аэродинамическая труба и Караколтор

Фото 33. Подъем на пер. Караколторский Юж. правее снежных карнизов

Поднимаемся на перевал по некрутому снежному склону траверсом к скалам в правой части седловины, здесь нет карниза и безопасно. Перевальная седловина узкая скально-снежная (фото 34). Информации, что до нас тут кто-то проходил, мы не встречали, туров не обнаружено. На скалах сложили свой тур. Расположенные в этом гребне перевалы Караколтор и Аэродинамическая труба, проанализировав после имеющуюся у нас информацию, находятся в гребне ближе к вершине Аксу 4721м (фото 32).

Фото 34. Начало спуска с перевала КЮ в сторону лед. Караколтор В.

Спуск

На запад склон снежно-ледовый, начинаем спуск вдоль скал по правому рантклюфту (фото 35). Вешаем первую веревку, закрепив ее на ледобурах. Она проходит через снежный лоб в самом крутом участке склона. Вторая и третья веревка перил идет по ледовому склону не более 50-60° (фото 36). Станции организованы на ледобурах.

Фото 35. Спуск с пер. Караколторский Юж. на ледник Караколтор В.

Нижняя часть третьей веревки проходит по снежному мосту через бергшрунд, ниже которого можно спускаться пешком. Изредка были небольшие сходы камней со скал. Последний участник сдергивал веревку самовывертом на ледобуре. Далее спуск по снежному некрутому склону до пологого места на леднике в цирке перевала.

Фото 36. Спуск с перевала Караколторский Юж. 2Б. Участники – на станциях.

Подъем на перевал КЮ

Закрытый ледник. Снежный карниз.

35°- 40°

250м

Лавинная опасность. Подъем в связках. Страховка- ледоруб, кошки, каски.

Спуск с перевала

Крутой снежно-ледовый склон, бергшрунд

60°- 80°

150м

Падение со склона. Перильная страховка, ледобур, кошки, каски.

Спуск до подножия перевала ниже бергшрунда

Закрытый снегом ледник

30°- 40°

200м

Страховка- ледоруб, кошки, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал логичен для связки долины Кельтор, при проходе через Каракольские перевалы, с безымянным ледником и подходом к перевалу Степкина, вершинам Аксуйской стены с севера. По итогу сквозного прохождения считаем сложность перевала 2Б, где крутизна западного склона выше 45 градусов.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась перильная страховка на спуске и одновременное движение в связках на леднике на подъеме.

4.6.6. Перевал Украина 3А, 4472м

Пер. Украина (GPS N42°13'50.82" E78°36'36.52", высота 4472м, № 34 по табл. 4.13.2)

Расположение: основной хребет центральной части Терскей Алатау

Соединяет: лед.Караколтор В. - лед.Чон-Узень З.

Требуемая квалификация участников: прохождение перевала 2Б

Дата прохождения: 6 августа 2012г., со стороны лед.Караколтор В. Тура нет.

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки на седловине до спуска к ночевке на лед. Чон-Узень З. – 8ч.

В описании ориентация сторон – орографически (кроме оговоренных – по ходу).

Снаряжение, используемое группой: высокогорные ботинки, каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 3 веревки d9 и10мм – 50-55м, кошки, ледобуры, локальные петли, ФСУ, реп.шнур для проушин

Описание прохождения

Подъем. На широкую снежную седловину перевала Украина поднимались по леднику Караколтор Вост. в кошках и связках. Подъем - некрутой снежный склон 20-30° (фото 37), в середине которого начинаются небольшие разломы, в верхней части при выходе на плато закрытые небольшие трещины. Глубоко не проваливаемся, так как утренний снег держит хорошо.

Фото 37. Подъем на плато седловины перевала Украина 3А.

Седловиной перевала является широкое верхнее плато ледника между вершинами Аксу и 4523м, со снежно-ледовым карнизом на север. Тура нет и сложить его здесь не из чего. Остановиться на бивак можно в любой точке. Справа хорошо просматривается подъем на вершину Аксу и пер. Караколтор (фото 38, 40).

Фото 38. Лагерь на седловине перевала.

В связках поднимаемся на узловую, между перевалами Украина и Туристов Татарии, обзорную снежную вершину 4523. С нее нами было разведано место спуска с Украины, где карниз всего около полутора метров и под ним лед.

Фото 39. На вершине 4523м.

Фото 40. Спуск с вершины 4523м в лагерь. Вид на п. Аксу 4721м, перевалы Караколтор и Аэродинамическая труба.

Спуск.

Спуск с перевала Украина представляет собой снежно-ледовую стену, в верхней части которой крутизна достигает 90 градусов, и заканчивается нависающим карнизом на протяжении всей седловины (фото 43).

В предыдущий день за 1.5 часа подрезали снежный карниз и подготовили площадку для станции на льду. Для этого участников выпускали со страховкой, закрепленной на снегу на снежной косынке и ледорубе. Утром, подготовив станцию на ледобурах, начинаем спуск (фото 41).

Провесили вниз 6 веревок. Первые 2 метра имеют небольшой отрицательный угол карниза. Далее 20-30 метров достаточно круто (до 90°), затем 80м ледового склона составляют 70-80°. Следующие 3 веревки, перевал выполаживается до 50-60°. Склон ледовый без снега, станции крепим на ледобурах. Последняя шестая веревка по снегу не более 45° в нижней части уходит влево, к узкому месту через бергшрунд. Снег на мосту рыхлый, проваливаемся (фото 42).

Фото 41. Прохождение снежного карниза на спуске с перевала Украина.

Фото 42. Прохождение бергшрунда в узком месте по снежному мосту.

Фото 43. Спуск с перевала Украина 3А на ледник Чон-Узень.

На наиболее крутых участках перила сдергиваем с оставлением самодельных 3-х ледобуров, специально взятых для перевала Украина. В середине склона для спуска сделана проушина, ниже использовали самовыверт. После бергшрунда снег уже глубокий, крутизна склона снижается до 30-40°. Сдернув последнюю веревку, встаем в связки и начинаем спуск вниз на ледник Чон-Узень З.. Обходим разломы, есть закрытые трещины. Выйдя на пологий открытый ледник, на ровную площадку, ставим лагерь

20-30°

1.2км

Подъем в связках. Страховка- ледоруб, кошки, каски.

Спуск с перевала

Снежный карниз, ледовый склон, бергшрунд

50-90°

300м

Падение со склона, в трещину. Перильная страховка, ледобуры, кошки, каски.

Спуск ниже бергшрунда

Снежный склон, наличие трещин

30-45°

800м

Падение в трещину. Спуск в связках. Страховка- ледоруб.

Особенности прохождения перевала:

Перевал редко посещаем из-за его необычности расположения прямо по Аксуйской стене. Сложность перевала односторонняя.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась перильная страховка на спуске и одновременное движение в связках.

4.6.7. Перевал Туристов Татарии (Кокбор) 2А, 4265м

Пер. Туристов Татарии (GPS N42°14'4.15" E78°36'5.77", высота 4265м, № 36 по табл. 4.13.2)

Расположение: северный отрог центральной части основного хребта Терскей Алатау, отходящий от 1-й вершины Аксуйской стены 4523м

Соединяет: лед.Чон-узень З. - лед.Кельтор В. (Бригантина)

Требуемая квалификация участников: прохождение перевала 1Б

Дата прохождения: 8 августа 2012г., со стороны лед.Чон-узень З.. Тур не нашли, сложили свой.

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки на лед.Чон-узень З. до спуска к стоянкам на морене – 7 ч 20мин.

В описании ориентация сторон – орографически (кроме оговоренных особо – по ходу).

Снаряжение, используемое группой: высокогорные ботинки, каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 2 веревки d10мм –55м для навески перил и связок, ледобуры, ледобуры, локальные петли, зажим «жумар», кошки

Подъем.

Движемся по направлению к перевалу вверх по закрытому леднику в кошках, связках. Весь склон пронизывает бергшрунд. Склон крутизной 45-50° зачехлен раскисшим глубоким снегом, видны следы лавин. Траверсируем бергшрунд, прощупывая ледорубом, и пытаясь найти плотный мост для прохождения.

Фото 44. Подъем на перевал Туристов Татарии 2А со стороны ледника Чон-Узень.

Плотный участок моста был найден в центре, где крутизна склона увеличилась, за счет нависающего над бергом снежно-ледового лба. Склон круче, но зато есть возможность сделать хорошую станцию и промежуточные точки на ледобурах на этом участке подъема (фото 45). Провешиваем перила по мосту и поднимаемся еще 90м до седловины. Далее перила крепились на ледорубах, первый участник поднимался в три такта с нижней страховкой.

Фото 45. Подъем на перевал выше бергшрунда.

Выходим на узкую и длинную снежно-скальную перевальную седловину. Влево прослеживается большая заснеженная местами трещина, поэтому уходим вправо к скалам. Тур не найден, построили свой.

Спуск.

Спускаемся вниз сначала по некрутой живой осыпи, затем связками по закрытому леднику. Спускаемся с верхнего цирка перевала в кошках уже по ледовой некрутой ступени, распутывая трещины.

Фото 46. Спуск с перевала Туристов Татарии на запад.

Фото 47. Спуск из цирка перевала Туристов Татарии по небольшой ступени ледника с зоной трещин.

Далее движемся вниз по открытому леднику, придерживаясь левой стороны, и выходим на конечную морену. Вдоль ручья по конгломератному склону, оставляя ручей справа, выходим на песчаные площадки, около небольшого озерка.

(страховка при прохождении)

Подъем по леднику до подножия перевала

Закрытый снегом ледник, наличие трещин

10-25°

1км

Трещины на леднике. Движение в связках. Страховка- ледоруб, каски, кошки.

Бергшрунд. Снежный склон.

35-50°

200м

Падение вниз по склону. Лавиноопасно. Перила. Страховка- ледоруб, ледобуры.

Спуск на ледник

Осыпной кулуар

30°

30-40м

Страховка- ледоруб, каски.

Спуск по леднику

Закрытый, затем открытый с трещинами ледник.

10-25°

3.6км

Трещины на леднике. Движение в связках. Страховка- ледоруб, каски, кошки.

Особенности прохождения перевала:

Перевал несложен и рекомендуемый для прохождения как в походах 3 к.с., так в более сложных походах в качестве разминочного. Соединяет долины рек Алтын-Арашана и Кельтор, с хорошим обзором Аксуйской стены и пиков Бригантина, Джигит. В снежный год сильная лавинная опасность.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась перильная страховка на подъеме и движение в связках по леднику.

4.6.8. Перевал Бригантина 2Б, 4262м

Пер. Бригантина (GPS N42°12'15.02" E78°34'22.09", 4262м, № 43 по табл. 4.13.2)

Расположение: основной хребет центральной части Терскей Алатау

Соединяет: лед.Бригантина (р.Кельтор) - лед.Караколтор В.

Требуемая квалификация участников: прохождение перевала 2А

Дата прохождения: 10 августа 2012г., р. Кельтор. Снята записка туристов из г. Пермь от 21.08.11г

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки в кармане морены до спуска к леднику Караколтор В. – 13ч 10мин.

Снаряжение, используемое группой: каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 3 веревки d10мм – 50-55м, кошки, ледобуры, локальн. петли, зажим «жумар», ФСУ, скальные крючья и закладки, скальный молоток

Описание прохождения

Подъем. Утром поднимаемся со стоянок в моренном кармане на гребень правой морены ледника Кельтор В. и движемся по нему вверх. В удобном месте спустились на пологий открытый ледник. Надеваем кошки, и поднимаемся в направлении перевала. Перевальный взлет хорошо виден и состоит двух ступеней (фото 48).

Фото 48. Подъем на перевал Бригантина 2Б по леднику Кельтор В. Вид на ледопад.

Нижняя ступень – ледопад. Поднимаемся на нее в правой части по ледовому склону крутизной до 45°, в кулуаре между двумя зонами крупных разломов (фото 49). Сначала идем связками. В верхней части, где крутизна увеличивается и на склоне – лед, вешаем перила. Повесив 3 веревки, выходим на пологое снежное плато.

Фото 49. Прохождение первой ступени по ледовому кулуару.

Под снегом много трещин. Двигаемся в связках под перевальный взлет, обходя основные разломы слева. Подъем на перевал возможен двумя способами: по снежно-ледовому склону до 50° и по скальному ребру справа от него. Один наш участник имел уже неприятный опыт подъема по снежному склону в предыдущем походе, когда по нему сошла снежная доска. Поэтому решаем подниматься по скальному участку. Пройдя под склоном, отклоняемся вправо в поиске прохода между трещинами в зоне разломов. Поднимаемся справа вдоль скального ребра до большого камня. Здесь организуем базу, и есть возможность всем разместиться (фото 50). Первый поднимается по скалам немного вправо, чтобы не сыпать камни, организуя промежуточные точки на крючьях и закладках.

Фото 50. Путь подъема по скальному участку перевала.

До первой большой полки (балкона) хватило одной веревки 50м. Скалы не простые, сыпучие, большими ступенями, крутизна склона 50-80°.

Фото 51. Подъем по скалам.

Фото 52. Скальный участок до балкона со станцией

От балкона влево вверх идет косая полка 30м, которая выходит к скальному выступу, и за ним выход на снег. Станцию делаем на крючьях на скальном зубе, рядом со старым крюком-морковкой. Вешаем еще веревку вверх по снежно ледовому склону (фото 53), и выходим на пологий участок снежного надува правее седловины перевала. Закрепление веревки на ледорубах.

Фото 53. Выход на седловину перевала по снегу от скального зуба со станцией.

Перевальная седловина снежная с мульдой в левой части, там же тур – на скалах.

Спуск

Утром вниз с перевала вешаем веревку по снегу через карниз. Закрепляем на ледорубах.

Фото 54. Начало спуска с перевала Бригантина через снежный карниз в кулуар.

Далее спускаемся по скально-осыпному кулуару крутизной до 40°. Выходим из кулуара (фото 55) и, забирая немного вправо, двигаемся по осыпи, перемежающейся со снежниками. Спускаемся под ледник Караколтор В.

Фото 55. Спуск с перевала в долину Караколтор.

(страховка при прохождении)

Подъем по леднику

Открытый ледник почти без трещин

10-20°

м

Страховка- ледоруб, каски, кошки.

Прохождение ледопада

Снежно-ледовый склон, разломы

35-45°

250 м

Трещины на леднике. Связки. Перила. Страховка- ледоруб, ледобуры, кошки.

Подход под скалы

Закрытый с трещинами ледник

10-20°

400м

Трещины на леднике. Связки. Страховка -ледоруб, каски, кошки.

Скальный участок.

Снежно-осыпной

35-45

150м

Камнеопасно. Перила. Страховка- ледоруб, каски.

Выход к лед. Караколтор В.

Средняя осыпь. Снежники.

2.1км

Страховка- ледоруб, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал имеет два варианта прохождения с севера: по скалам и по снежному склону

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении использовалась перильная страховка и движение в связках.

4.6.9. Перевал Джигит 3А, 4761м

Пер. Джигит (GPS N42°11'12.74" E78°31'26.28", высота 4761м, № 54 по табл.4.13.2)

Расположение: основной хребет Терскей Алатау

Соединяет: долины рек Караколтор (лед. Караколтор Зап.) и Онтор (лед. Онтор)

Требуемая квалификация участников: прохождение перевала 2Б

Дата прохождения: 13-15 августа 2012г., со стороны лед. Караколтор Зап. Снята записка г. Томска, рук. Фатеев А. от 9.08.12

Время прохождения (чистое, ходовое): от места ночевки на леднике до спуска с контрфорса на ледник Онтор – 20ч 25мин.

В описании ориентация сторон – орографически (кроме оговоренных – по ходу).

Снаряжение, используемое группой: высокогорные ботинки, каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 3 веревки d10мм – 50-55м, кошки, ледобуры, локальные петли, ФСУ, реп.шнур для проушин, зажим «жумар»

Подъем.

Утром от места ночевки в кошках поднимаемся к снежному кулуару, зажатому нависающим ледопадом и скалами. Крутизна до 30 градусов, после ночи снег хорошо держит.

Фото 56. Подход и подъем на перевал Джигит 3А со стороны ледника Караколтор З.

Подходим под бергшрунд. Снежный мост слабый, поэтому провешивать кулуар, начинаем уже отсюда. Подъем на верхнее плато занял 6 веревок. Первая веревка идет через берг по снегу крутизной до 35°. Следующие две идут по центру кулуара, станции крепятся на ледобурах. Крутизна на четвертой и пятой веревках увеличивается до 50-60°, склон чисто ледовый. Периодически со скал и с ледопада летят камни и льдинки. Последняя, шестая веревка по снегу выводит на пологую часть склона, ее закрепляем на ледорубе.

Фото 57. Подъем по кулуару между скалами и ледопадом

На скалах видели пару локальных петель. Выше кулуара двигаемся в связках по некрутому снежному склону на плато седловины перевала. Местами прослеживаются трещины. Поднявшись на седловину перевала, тут же нас сразу накрыло снеговым циклоном. Ставим лагерь на ровном месте в центре седловины. Тур находится в скалах с северной стороны, справа от спуска с перевала на ледник Онтор.

Фото 58. Команда на перевале Джигит 3А.

Спуск.

Спуск с перевала начинаем от скальных небольших выходов слева по склону. Там уже висели старые петли, но мы повесили для надежности свою локальную петлю.

Фото 59. Начало спуска с перевала по снежному склону.

Проходим снежно-ледовый склон вниз по перилам, далее закрепляя их на ледобурах. До жандармов на контрфорсе повесили 10 веревок. Сначала держимся центра склона, так как по краям возможны сходы камней. Затем плавно забираем вправо, к скальному жандарму. После прошедших снегопадов, местами до льда приходилось копать порядка полуметра. Последний участник спускался по сдвоенной веревке с использованием проушин. Всего было сделано 9 проушин и оставлено 9 расходных репшнуров диаметром 6-8 мм.

Фото 60. Спуск по снежному склону перевала на контрфорс

Собрались командой перед первым жандармом контрфорса на небольшой площадке для обеда. Место возможно под экстремальную ночевку, но не более чем под одну палатку.

На скальном гребне 3 выраженных жандарма, представляющих собой прочные скалы. На гребне большое количество мест для организации станций, имеются старые крючья и петли. Камнеопасность невысокая, лазание средней сложности. Имеются вертикальные участки.

Фото 61. Подъем на первый жандарм контрфорса

Фото 62. Спуск со второго жандарма перевала Джигит

Проходим скальный контрфорс с жандармами, организовав на нем перильную страховку (4 веревки). Станции и промежуточные точки страховки делаем, используя скальные крючья, закладки, локальные петли. В двух местах оставили свои локальные петли.

Фото 63. Прохождение третьего жандарма и выход на снежный гребень.

Далее двигаемся в связках по снегу, ближе к границе левого скального края волнообразного узкого гребня до пологой мульды, где есть хорошая стоянка.

Утром в связках и кошках спускаемся по снежному «ножу», обходя трещины и разломы, и выходим на пологий открытый ледник Онтор. Утром подмерзший снег хорошо держит. Далее двигаемся вниз по леднику в кошках.

Фото 64. Спуск по снежному ребру перевала Джигит.

Фото 65. Путь спуска с перевала Джигит 3А со стороны ледника Онтор.

Подъем по кулуару

40-60°

350м

Камнеопасно. Падение по склону. Перила. Страховка – каски, кошки, ледобуры, ледорубы.

Выход на седловину

Снежный склон

15-25°

500м

Закрытые трещины. Прохождение в связках.

Спуск по склону на контрфорс

35-55°

600м

Падение по склону. Перила. Страховка – каски, кошки, ледобуры.

Прохождение «жандармов»

Скальный гребень

300м

Падение по склону. Камнеопасно. Перила. Страховка – каски, петли, скальн. крючья.

Выход к стоянке в мульде на контрфорсе

Скально-снежный гребень

20-30°

500м

Падение по склону. Прохождение в связках. Страховка – каски, кошки, ледорубы.

Спуск на ледник

Снежный склон, трещины и разломы

30-45°

1.1км

Падение по склону, в трещину. Прохождение в связках. Страховка – каски, кошки, ледорубы.

Особенности прохождения перевала:

Перевал часто посещаем радиально, так как для многих основной интерес представляет вершина Джигит.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась перильная страховка на подъеме и спуске, движение в связках по леднику.