Руководитель: Л.Кудоярова, г.Северск

Продолжение. Часть 2 здесь

4.9.2. Дневник похода.

27.07.12

Поезд Новосибирск – Бишкек прибыл на вокзал столицы Киргизии в 20.57, здесь нас уже встречали на микроавтобусе из турфирмы «Неофит». Заехав в обменный пункт и поменяв рубли на сомы, двинулись на комфортном автобусе до г. Каракола. В гостиницу Неофита подъехали в 3.30 ночи, где нас ждали уютные две комнаты.

Фото 66. В гостинице Неофит в Караколе

28.07.12

По местному времени подъем в 9.30. В 10.00 завтрак в столовой Неофита. Недалеко от турфирмы приобрели местные сим-карты. В 10.20 выехали из Каракола на «таблетке» в Каракольское ущелье. На въезде в Каракольский национальный парк заплатили 100 сом с шести человек. В 12.00 высадились на поляне (точка №1, по табл.4.13.2) чуть выше Альп/лагеря, не доезжая до места слияния рек Кельтор и Уюктор (Онтор). Дальше автомобильная дорога продолжается на 300-400 метров вверх по Уюктору. Попрощавшись с водителем и взяв у него координаты, начинаем собираться для подъема. Погода солнечная.

Фото 67. Старт.

В 13.00 вышли на маршрут. Двигаемся по натоптанной тропе в направлении ущелья р. Кельтор. По деревянному мосту переходим реку и проходим мимо стоянки местных пастухов. После стоянки тропа начинает уходить круто вверх. Ходки делаем небольшие, в среднем по 10-15 минут, так как рюкзаки довольны весомые на старте. В 13.50 подошли к пересохшему руслу ручья, стекающему с цирка пер. Панорамный. Останавливаемся и делаем разведку возможного места стоянки и ночевки. Самым удачным и подходящим местом оказалась небольшая, с минимальным уклоном зеленая площадка на правом берегу р. Кельтор (точка №2). Спускаемся вниз и ставим лагерь. Воду можно брать с реки, но желательно ее отстаивать или делать запас воды либо с утра, либо с вечера. Днем вода мутная.

29.07.12

Подъем в 7.00. В 7.50 завтрак. Солнечно. Комплектуем заброску. Палатки и вещи спрятали под елью, накрыв ветками. В 8.40 вышли. Движемся по правому берегу р. Кельтор по хорошо набитой тропе с небольшим уклоном. Примерно в 10-15 минут ходьбы от места ночевки есть деревянный мост через р. Кельтор. Мы решаем идти дальше по правому берегу. В долине встречается много пасущихся коров и овец. На ручье Шаркратма, вытекающего из-под пер. Черные камни, стоит кош пастухов. Местами тропа идет по пологой долине реки, местами приходится обходить прижимы верхом по морене. В целом тропа хорошо читается, на моренах и курумниках отмечена турами. В 13.00 подошли к стрелке ручьев, стекающих с западного и восточного Кельторских ледников. Уходим налево вверх по тропе вдоль ручья. За 30 минут поднялись до разливов реки.

Фото 68. Заброска в долине Кельтор под ледником Бригантина.

Перед разливами встретили группу из Челябинска. Они поделились с нами немного бензином, для обработки заброски от грызунов. Коля и Дима переходят вброд на левый берег реки и возле большого камня делают заброску (точка №3). Варим обед. Обратно вышли в 15.15. Возвращались тем же путем. В лагере были в 18.10. Отбой 21.30.

30.07.12

Подъем в 6.30. Завтракаем и выходим в 8.30. Погода ясная. Поднимаемся вверх по высохшему ручью, стекающему с цирка пер. Панорамный. Выше от места стоянки 300-400 метров начинается появляться вода, но идти по самому руслу ручья, по камням все равно удобно. Местами приходится обходить крупные валуны. За несколько ходок дошли до ригеля. Поднявшись на него по травянистому склону без тропы, уходим влево от ручья к перевалу, седловина которого отчетливо видна. Под перевалом решаем пообедать (13.30) (точка №4). За водой пришлось ходить на ручей (100-150 метров). Выход в 14.50. Поднимаемся вверх по травянисто-каменистому склону. Далее трава заканчивается и начинается каменистый подъем по хорошо просматриваемой тропе с характерным белесым оттенком.

Фото 69. Подъем на перевал Панорамный

Немного выше подъем переходит в кулуар, находящийся справа от скального островка на склоне. Поднявшись немного вверх, в удобном месте, переходим этот островок и выходим на осыпь слева от него, с которой видна седловина. Далее движемся по ней. Местами прослеживается тропа. Ближе к седловине она наиболее выражена. В 17.30 все вышли на перевал Панорамный (точка №5). Погода хмурая, все небо затянулось тучами. Внизу видно бирюзовое озеро Алакёль. В другую сторону среди туч возвышаются пики Джигит и Каракольский. В 17.40 начали спуск вниз по тропе на средней осыпи. Местами можно спускаться глиссером. Ближе к озеру осыпь становится крупнее (фото 6). Возле «зеленки» тропа сворачивает резко влево и идет вдоль склона к концу озера. Тропа хорошо просматривается и имеет маркировку турами. В 18.30 вышли к «бараньим лбам», где расположены хорошие ровные стоянки возле водопада, вытекающего из озера (точка №6). Ставим лагерь. Моросит дождик.

31.07.12

Подъем в 6.30. Завтрак, выход в 8.10. Погода ясная. Обходим озеро понизу по бараньим лбам. Почти сразу выходим на переправу через ручей Кукгартор, вытекающий из озера Алакель. Переправа представляет собой два больших относительно плоских камня, расположенных на расстоянии около метра друг от друга. С рюкзаками перепрыгнуть сложно, поэтому решаем рюкзаки перекидывать.

Фото 70. Переправа через ручей из озера Алакёль.

Переправившись, уходим по бараньим лбам вверх. Есть тропа, отмеченная турами. Далее тропа хорошо видна, идет вверх в направлении перевала Алакель. Сначала уходим по ней наверх, затем, обойдя прижимы, спускаемся вниз к озеру и двигаемся вдоль него. По берегу также есть тропа, местами заболоченная. В конце озера два прижима обходим по верху по осыпному склону. Тропа отмечена турами (фото 41). Обойдя все прижимы, оказываемся в конце озера. Продолжаем движение по травянистой тропе в направлении ледника Такыртор. Впереди бараньи лбы. Дойдя до них, поднялись немного вверх по склону, затем спустились вниз к ручью, вытекающему с ледника. В этом месте есть разливы и стоянки под палатки. Встаем на обед (12.00) (точка №7).

Фото 71. Стоянки под ледником перевала Такыртор.

Переменная облачность. Выход в 13.15. Движемся вдоль правого берега ручья. Тропа приводит к пологой части ледника, откуда, удобно подняться на него. От места обеда до ледника 30 минут. На леднике есть камни и песок, поэтому, вначале можно идти без кошек. Движемся по левой части ледника (по ходу). За 30 минут подошли к большой вытаявшей мульде. Ее обходим справа, по пологому участку, и выходим на срединную морену, по которой продолжаем подниматься вверх. Небо затянуло, идет мелкий дождик. Дойдя до конца морены, продолжаем двигаться по леднику в направлении перевала Такыртор. Приближается гроза. Дойдя до ровной площадки на леднике под перевалом, решаем встать на ночевку (15.30, точка №9). Успели поставить палатки, пошел дождь.

Фото 72. Лагерь у подножия перевала Такыртор.

01.08.12

Подъем в 5.40. Завтрак, выход в 7.35. Погода ясная. Все подмерзло. Надеваем кошки. Пройдя примерно метров 50, оказались возле еще одной вытаявшей мульды с озером. Ее обходим слева. Далее движемся в сторону перевала. С перевала недавно сходили небольшие лавины, и есть конусы их выноса. Лавинный вынос подрезает следы предыдущей группы. Пересекаем старый след лавины и выходим на следы подъема на перевал (фото 73). Они выводят прямо на седловину. Крутизна склона не большая 30-35 °, а к концу взлета до 40 °. Голого льда нет, хороший фирн, поэтому перила не требуются.

Фото 73. Подъем на перевал Такыртор 1Б со стороны озера Алакёль.

В 8.30 все были на седловине, которая представляет собой небольшой по ширине пологий участок, сложенный мелкими камнями (точка №10). Тур находится в левой части седловины (по ходу движения). Есть небольшие карнизы, но они явно сезонные, судя по отчетам предшественников. Сделав все необходимые ритуалы, в 9.00 начинаем спускаться вниз по некрутой осыпи. Видны следы. Кошки на спуск не нужны. Вариантов спуска с перевала в направлении р. Такыртор на самом деле несколько. Мы выбрали левый спуск, на наш взгляд самый несложный. Несмотря на это, все варианты приводят к одному пути спуска по центру осыпи. Далее следует тропа по морене маркированная каменными турами. Тропа местами идет вверх, местами вниз. Спускаясь по ней, вышли на ровные зеленые площадки. Трава на них мокрая, особо не постоишь. Продолжаем идти по травянистому склону вниз, забирая немного вправо, чтобы обойти предполагаемый водопад, который располагается ниже. Держимся все время правой стороны ручья. На пути справа по ходу встречается небольшой водопад, стекающий с высоких камней. Водопад обходим низом, где перешли ручей по камням. Далее забираем немного вверх, а затем спускаемся довольно круто вниз к правому притоку ручья Такыртор, стекающего с ледника из цирка перевалов Каменистый и других. Ручей в месте выхода сухой. Далее спускаемся вниз по курумнику. Иногда идти очень неудобно и медленно. Камни вперемешку средние и крупные. Немного теряем высоту и выходим к кустам карликовой березы. Идем вниз, ворчим, так как идти неприятно. На противоположном берегу р. Такыртор виднеется хорошо набитая тропа по травянистому склону. Вероятно, нужно было изначально придерживаться левого берега, но тогда нам будет необходимо после организовывать переправу через Такыртор. В 13.30 спустились вниз в долину перед слиянием рек Такыртор и Чон-Узень. Делаем обед, отдыхаем (точка №13). Воду берем в реке Такыртор, здесь она чистая, в отличии от воды в Чон-Узене. Переменная облачность. Выход после обеда в 15.30. По кустам перешли к реке Чон-Узень. Движемся по левому берегу. Есть тропа. Впереди заросший каменистый увал. Его решаем обходить верхом. Тропы как таковой нет, местами появляется что-то похожее на тропу, но мы идем там, где удобно. Выше увал переходит в следующий увал, но набор высоты на него значительно меньший. Он сложен в основном средними, местами крупными камнями. Курумник слежавшийся. Местами есть туры. Пройдя по курумнику примерно 300-500 метров, спускаемся вниз по некрутому склону до разливов реки Чон-Узень. Далее продолжаем двигаться вдоль реки по местами, заболоченной тропе. Пройдя примерно 2 ходки (по 30-35 минут) остановились на ровном месте возле реки. Справа по ходу движения сверху виден водопад. Встаем на ночевку в 17.30 (точка №14) под водопадом на чистом ручье.

Фото 74. Водопад в долине Чон-Узень рядом с нашим лагерем.

02.08.12

Подъем в 5.30. Завтрак, выход в 7.20. Погода ясная. Продолжаем двигаться по еле заметной тропе вверх по травянистому склону р. Чон-Узень. С двух сторон долины со скал срываются водопады. На пути местами встречаются курумники, которые все обходим поверху. Два небольших ручья переходим по камням. Только подойдя к началу языка ледника Чон-Узень В., спускаемся вниз. От начала языка ледника поднимаемся справа от ледовой стенки. Ледник закрыт местами камнями, соответственно идти нужно аккуратно. Поднявшись наверх, понимаем, что верхом идти плохо. Ледник сильно рваный, испещрен трещинами как поперечными, так и продольными шириной до нескольких метров. Поэтому было принято решение уйти влево вниз в рантклюфт между боковой мореной и ледником (точка №15). Идем по нему, забирая вверх (фото 75).

Фото 75. Подъем по рантклюфту ледника Чон-Узень.

Пройдя примерно 2 ходки траверсом, вышли наверх гребня боковой морены. Начался дождь. Выходим на ровную площадку к разливам ручья, стекающего с ледника перевала Хатиджи. Перевала не видно, он за перегибом слева. Быстро ставим палатку (12.30) (точка №16). Решаем пообедать. В 14.30 вроде частично разъяснилось, и мы решили сделать небольшую разведку на верхнюю морену под ледник. Подниматься сегодня на ледник под перевал смысла нет, судя по погоде, поэтому ищем место под лагерь поближе к леднику. Разведка заняла порядка часа. Под языком ледника есть ровные площадки, где мы разбили лагерь (точка №17). Встали немного в стороне от ледника, так как с него, возможно, могут слетать мелкие камни (фото 76). Пришедшим облаком снизу из долины, нас накрыло надолго.

Фото 76. Подъем в цирк перевала Хатиджи.

03.08.12

С утра сыпет снег, туман. Видимость плохая. Ждем улучшение погоды. В 7.00 завтракаем, небо немного растянуло. Решили быстро собираться и выходить. В 9.10 вышли. Подошли к леднику, надели кошки. Ночью шел снег, поэтому ледник присыпан. Поднимаемся вверх по центру ледника. Вначале уклон примерно 10-20 °. Периодически накрывает нас облаком, теряется видимость. Иногда попадаются трещины шириной не более 0,3-0,8 метра. Виден перевал Хатиджи, берем направление на него.

Фото 77. Подход по леднику под перевал Хатиджи 2А

Сыпет небольшой снег. В центральной части ледника есть морена. Она логично подходит под перевал, поэтому решаем выйти к ней. Впереди видно достаточно много трещин. Идем, распутываем ледник, тщательно страхуем друг друга. Выйдя на морену, снимаем кошки, так как в них идти скользко и неудобно. Пересекаем морену из крупных камней и снова надеваем кошки. За 20 минут подходим под перевальный взлет (11.00 точка №18). Здесь надеваем системы. В 11.20 выходим, и движемся по снежному взлету крутизной 30-35 °. Бьются хорошие, устойчивые ступени. За 20 минут поднялись до большого камня в левой части (по ходу движения) кулуара. Там есть, где разместиться 4-5 участникам. От камня начинаем вешать перила, так как выше крутизна склона увеличивается (фото 50), снега мало, появляется лед. Первую веревку закрепили в центре склона на ледорубах. Следующую – на ледобурах. Далее пешком по снегу выходим на перевальную седловину (13.40), представляющую собой большое снежное плато, слева ограниченное скалой. Тур не нашли. Слева, наверху есть небольшая груда камней с вертикальной палкой. К сожаленью это оказался не тур. Сложили свой тур на большом камне, слева от седловины перевала (точка №19).

Фото 78. На перевале Хатиджи 2А

Погода портится окончательно, все затягивает тучами, сыпет снег, видимости никакой. Решаем не идти дальше, а ночевать на перевале. Поднимаемся от тура немного выше влево вдоль рантклюфта, ближе к скалам на возвышенный пологий участок, так как здесь снега меньше и нет трещин. Как показала разведка, идти прямо на плато не стоит, под снегом есть достаточно глубокие трещины, которые не видны. Тщательно всё вокруг прозондировав, ставим лагерь в 15.30 (точка №20).

04.08.12

С утра облачно. Подъем в 5.30. Выход в 7.30. Выходим в связках и кошках вправо. Почти не проваливаемся в сравнении со вчерашним вечером, за ночь слегка подморозило. За 20 минут подошли к скальному выходу посреди ледника. Хотели обойти его справа, но подойдя поближе, поняли, что это не совсем безопасно. Поэтом возвращаемся немного назад и спускаемся вниз на плато ледника. В 10.00 подошли под перевал Степкина. Налетела туча, пошел снег, видимость упала до 5-6 метров. Минут 15 пережидали непогоду под полиэтиленом (точка № 23).

Фото 79. Пережидаем непогоду на подходе к перевалу.

Начали в 10.30 подъем на перевал. Идем в связках, делая ступени на снежном склоне. Дошли почти до скальных выходов справа от седловины. Выше появляется лед, и крутизна склона увеличивается. Делаем здесь базу на ледобурах. Далее для подстраховки вешаем 30 метров перил. Закрепили их за выступ скал на самой седловине. В 12.00 все вышли на перевал (точка № 24).

Фото 80. На седловине перевала А. Степкина

Сняли записку, сфотографировались и сразу начали спуск вниз. С центральной части седловины просматривается логичный спуск по зигзагообразному кулуару. Первую веревку закрепляем за скалы. Вторую и третью аналогично. Используем расходную веревку для локальных петель.

Фото 81. Начало спуска с перевала Степкина.

Третья веревка идет резко вниз по вертикальной скале, затем повернув на 90 градусов, спускается по внутреннему углу со льдом. Четвертую веревку повесили для подстраховки в последнем снежно - осыпном кулуаре небольшой крутизны. В 15.30 спустились под перевал. Тут сделали перекус, вскипятив немного чая, пока замыкающие спускались. Спускаемся ниже по снегу и встаем на ночевку в небольшой мульде, под перевалом, отойдя подальше от возможных камнепадов и лавин. Время 16.30. (точка № 25)

05.08.12

Подъем в 5.30. Ясно, морозно. Выход в 7.15. Спускаемся вниз по леднику в кошках и связках. Идти хорошо, держит наст. Погода ближайшие дни не способствовала быстрому прохождению маршрута, и мы выбились из графика, поэтому отказываемся от восхождений на вершины Нямунас, Мажвидас и Вильнюсского Университета и продолжаем движение к перевалу Караколтор, о котором у нас мало информации. Спускаясь вниз, видим впереди чашеобразные вытаявшие части ледника.

Фото 82. Безымянный ледник, стекающий с Аксуйской стены на юг.

Решаем, что обойти логичнее все слева. Забираем влево и уходим немного вниз. Далее поднимаемся на ледник, доходим до его пологой части и делаем привал. Становится жарко, греет солнце. Впереди по курсу открывается логичная перевальная седловина. Ориентируемся, и понимаем, что ошиблись. По GPS навигатору, нам идти еще 1 км. Если идти дальше по леднику в направлении перевала, то есть неприятный лавиноопасный, достаточно крутой спуск вниз. Достаем вновь карту (точка №28). Проанализировав сложившуюся ситуацию, приходим к выводу, что мы изначально пошли неправильно. Начиная спускаться с перевала Степкина, нужно было обойти скальный выход в центре ледника справа вверх, а не влево вниз. Понимаем, что крутой снежный нож в отроге – это и есть участок ледника, который на карте казался вполне проходимым (фото 83). Но при разведке на местности он оценен нами как опасный из-за обилия трещин под снегом и крутизны снежного склона в 50-60 градусов со свисающими снежными карнизами.

Фото 83. Снежное ребро отрога.

Поэтому, проведя разведку ближайшей седловины гребня, принимаем решение, сделать первопрохождение этой седловины, как перевала, оценив его сложность предварительно в 2А-2Б. Подъем на перевал осуществляется по некрутому снежному склону. Перевальная седловина узкая скально-снежная. В центральной ее части сложили тур из камней (13.20) (точка №29). Перевал назвали Караколторский Южный. Сделали фото, положили записку и начали спуск.

Фото 84. На седловине перевала Караколторский Юж. 2Б

На другую сторону (западную) уходит крутой снежно-ледовый склон. В верхней части крутизна достигает 70-80° на перегибе, ниже не более 50-60°. Провесили 150 метров перил. Станции организовали на ледобурах. Придерживались все время правых (по ходу) скал (фото 63, 64). В нижней части склона есть бергшрунд. Очень редко были небольшие сходы камней. Необходимо быть внимательнее. В соседнем (правом по ходу) каменистом кулуаре постоянно сыпали камни. Последний участник организовал самовыверт ледобура с использованием репа 6мм для сдергивания. Из-за неправильной организации самовыверта на перегибе верхняя веревка с первого раза не сдернулась. Иван, Костя и Дима снова поднялись на перила, Иван вышел обратно на седловину перевала до первой станции (по провешенным перилам и далее лазанием), и переделал самовыверт с использованием сдвоенных основных веревок. Аналогично были сняты остальные станции и перила. На снятие перил и станций, таким образом, было потрачено много времени, за которое спустившиеся ниже бергшрунда участники вскипятили чай и организовали перекус.

Фото 85. Прохождение бергшрунда на спуске.

Далее спуск по снежному некрутому склону до пологого места на леднике под перевалом. В 18.00 все спустились с перевала вниз. Полюбовавшись пройденным перевалом, который нам понравился, ставим лагерь (точка №30). Погода ясная, красив закат над Джигитом (фото 1).

06.08.12

Подъем дежурных в 5.30. Морозно. Достаточно долго топили снег, поэтому вышли в 8.00. Идем в связках, кошках по леднику вниз к основному течению ледника. Наст, держит замечательно. Забираем немного вправо, и выходим из цирка вчерашнего перевал на ледник Караколтор В. Впереди небольшой волнообразный подъем вверх.

Фото 86. Подъем на плато седловины перевала Украины. Видна в. Аксу 4721м.

Его не торопясь преодолеваем и движемся дальше. Встречаются трещины. Их аккуратно обходим и выходим на обширное снежное плато.

Фото 87. Вид с перевала Украина 3А на ледник Караколтор Зап.

Погода солнечная. Справа открывается замечательный вид на вершину Аксу 4721 и виден наш заявленный перевал Караколтор. Слева видна обзорная вершина 4523. В 11.40 дошли до полого места перед спуском с перевала Украина. Ставим лагерь (точка №32). Идем на обзорную вершину, с которой пытаемся рассмотреть спуск и предварительно оценить мощность карниза Украины (точка №33). Спуск виден хорошо. Логично спускаться по центру. Там чистый (без камней) склон и минимальный карниз. Пообедав, начинам прорубать карниз. Колю выпускаем со станции, закрепленной на снегу на снежной косынке и ледорубе. Неожиданно погода начала резко портиться, наблюдаем, как на нас быстро двигаются тучи с грозой.

Фото 88. Ожидание грозы на Аксуйской стене из долины Чон-Узень.

После грозы, снова организуем работу над карнизом, уже понятно, что планируемое на сегодня восхождение на пик Аксу 4721 отменяется. Парни со страховкой прорубили карниз (за 1,5 часа) и подготовили площадку для станции. Высота карниза около 1,5 метра (фото 89). Погода начала снова портиться, хорошо, что успели сегодня подготовиться к завтрашнему спуску с Украины.

07.08.12

Подъем в 6.30. Дует сильный ветер. Переменная облачность. Позавтракав, и подготовив станцию на ледобурах, начинаем спускаться вниз (8.30).

Фото 89. Прохождение снежного карниза на спуске с перевала Украина 3А (1-я веревка).

Повесили 6 веревок (фото 90). Первые 20-30 метров достаточно круто (до 90°), далее склон выполаживается до 60°. Последняя шестая веревка по склону не более 45° через бергшрунд. При спуске пришлось оставить 3 ледобура на первых четырех веревках, специально приготовленных для этого.

Фото 90. 1- 3 веревки на спуске с перевала, участники – на станциях.

В 15.00 спустились под берг по снежному мосту. Здесь уже снег глубокий, крутизна склона 30-40°. Сдернув последнюю веревку, встали в связки и начали спуск вниз на ледник Чон-Узень З.. Обходим разломы. Пошел мелкий дождик. Снизу из долины Чон-Узень затягивает облаками, видимость низкая. Выйдя на пологий открытый ледник, на ровную площадку, ставим лагерь (точка №34).

08.08.12

Подъем в 5.30. Облачно. Выход в 8.00. Движемся вверх по местами закрытому леднику в кошках, связках в направлении перевала Туристов Татарии (фото 44). Ближе к перевалу ледник зачехлен значительным количеством снега (20-50 см снега), поэтому скорость упала. Сначала двигаемся прямо по направлению седловины. В основании перевала бергшрунд. Пройти его там, где подошли, не удалось, поэтому уходим влево. Там берг зачехлен сильнее и есть что-то вроде моста (фото 45). Навешиваем примерно 90 метров перил до перевальной седловины. Станции крепим на ледорубы. Склон крутизной 50-60° зачехлен снегом. Снег достаточно тяжелый, влажный. Стараемся не подрезать склон, чтобы не спустить лавину. Делаем ступени. В 12.00 вся группа поднялась на перевальную седловину (точка №36), представляющую собой неширокую, но протяженную снежно-скальную площадку (фото 91). Тур не нашли, поэтому сложили свой прямо на месте логичного спуска.

Фото 91. На седловине перевала Туристов Татарии (Кокбор) 2А

В 12.30 начали спуск вниз по некрутой осыпи (25-30°) которая плавно выходит на ледник Кельтор В. (Бригантина). Спустившись на заснеженный ледник, встали в связки, но кошки решили не надевать, так как ледник очень пологий. Движемся прямо, обходя слева большой скальный выступ. Когда ледник начал уклоняться вниз, появился открытый лед, надеваем кошки (точка №37). Вниз идет ступень с длинными трещинами, которые успешно распутываются. Движемся вниз по леднику, придерживаясь левой стороны. В 14.00 вышли на конечную морену ледника. Есть чистая вода на леднике, поэтому решаем тут пообедать (точка №38). Далее все ручьи с ледника довольно грязные. Выход в 16.00. Движемся вниз вдоль ручья по некрутому каменистому склону сложенному окатанными булыжниками среднего, реже крупного размера. Забираем немного влево и за 20 минут доходим до пологой, ровной площадки закрытой боковой мореной одной из камер ледника Бригантина. Здесь решаем ставить лагерь, рядом небольшое озерцо и есть небольшой сток с чистой водой. На завтра у нас запланирована дневка, для восстановления сил после основной части маршрута. В 16.20 ставим лагерь (точка №39). В 17.00 часть группы отправилась за заброской. По GPS навигатору до нее 1,3 км по прямой. В 18.30 все были в лагере. На ночевку рядом с нами остановились трое новосибирцев. Первые, и как позднее оказалось, последние люди, встретившиеся нам на маршруте. Безлюдным стал Терскей.

09.08.12

На дневке выдалась удивительно хорошая, теплая солнечная погода, что редко случается в запланированных дневках. Удалось полностью просушить вещи, снаряжение. Часть ребят сходила погулять наверх к озерам. Сварили замечательный борщ, полакомились компотом. Перебрали продукты с заброски. Отобрали все необходимое для продолжения маршрута, а часть оставили на поляне в небольшом тряпичном рюкзачке.

10.08.12 Подъем дежурных в 5.30. Выход в 7.20. Солнечно. Поднимаемся по моренному валу на самый верх. Далее пересекаем его по направлению к леднику. Выйдя на ледник, надеваем кошки (точка №40). Ледник открытый, трещин нет, поэтому идем без связок. В 8.50 подошли под первую ледяную ступень перевала Бригантина (точка №41). Надеваем обмундирование и движемся в связках наверх пока это возможно. Пройдя метров 100, склон становится круче (до 45°), появляются ледовые участки. Навешиваем 150 метров перил, делая станции на ледобурах. Сверху справа и слева нависают сераки. Стараемся идти быстрее. Поднявшись на пологую часть, продолжаем двигаться в связках по закрытому леднику, распутываем трещины.

Фото 92. Выход на пологую часть после прохождения ледопада Бригантины

Подходим под основной перевальный взлет перевала. Перед нами снежно ледовый склон со следами сошедших лавин. Планируем подниматься не по нему, а уйти вправо к скалам. На месте сворота есть большая широкая трещина. Ее обходим справа по небольшому мостику. Если уйти ниже, то трещина расширяется сильнее, что заметно, только с самого перевала. Под снегом много трещин. Идем в связках, зондируя склон, обходя или перешагивая разломы. В 12.30 подошли под скалы (точка №42). Начинаем работать на скальном рельефе. Внизу, на большом камне закрепили большую станцию. С нее выпускаем первого участника без рюкзака. Дима уходит на полную веревку с промежуточными точками (закладки, крючья). Склон живой. Постоянно летят камни. Первую веревку закрепили на скальной полке, используя крючья и закладки (фото 51, 52). Вторая веревка уходит влево по ходу движения на неполную длину до скального зуба (фото 93), на котором вбита старая морковка.

Фото 93. Наклонная полочка до скального зуба после балкона

После скального зуба вешаем еще 50 метров перил (фото 53) по снежному склону (станция на ледорубах) крутизной до 50°. Выходим на седловину перевала (точка №43), представляющую собой небольшую мульду. В 18.30 все были на седловине. Тур находится в левой (по ходу) части в скалах. Сняли записку с прошлого года. Два варианта у нас: спуститься немного вниз с перевала и неизвестно где поставить лагерь или встать на ночевку, прямо на уютной площадке, на седловине. Второй вариант нам нравится больше, ставим лагерь прямо возле тура в мульде (фото 94). Площадки пришлось подравнять лопатами. Небо ясное (фото 95). Любуемся закатом.

Фото 94. Лагерь на седловине перевала Бригантина 2Б.

Фото 95. Вид с перевала Бригантина на Куйлю в сумерках.

11.08.12

Подъем дежурных в 5.30. Выход в 7.30. Ясно. На снежном некрутом участке делаем станцию на ледорубах и кидаем вниз 30 метров перил по снежно - осыпному склону (фото 96). Последний спускался на катапульте из ледорубов.

Фото 96. Спуск через снежный карниз с перевала Бригантина 2Б

Далее идет достаточно широкий осыпной кулуар. Просматривается спусковая тропа. В 9.20 спустились на морену под перевальным взлетом. По курумникам спускаемся вниз до ровных площадок (точка №45).

Фото 97. Выход из кулуара и спуск под ледник Карколтор В.

Открывается красивый вид на ледник Караколтор Восточный, где мы не так давно ходили. Видна вершина Аксу 4721. Решаем не спускаться вдоль ручья, а траверсировать вправо склон и с него спуститься на ледник Караколтор Западный. Вероятно, это было не совсем верное решение. Лучше было идти вниз вдоль ручья, а затем подниматься по пологой долине реки и выйти на ледник. Траверс склона технически несложен, но неприятен и неудобен. Весь склон представляет собой слежавшийся селевой вынос или оползень. Вперемешку камни, песок, глина, заросшие травой. Склон испещрен мелкими и глубокими рытвинами. Местами встречаются бараньи лбы. Все обходится. В 13.10 остановились на склоне возле большого камня, с которого стекает чистая вода. Обедаем (точка №46). Пока варили суп, Дима сбегал на разведку. В 15.30 вышли дальше по склону. За 30 минут дошли до симпатичных ровных зеленых площадок под бараньими лбами. Есть чистая вода, стекающая с цирка перевала Эпюра, расположенного выше. Дальше по курсу видна морена, неприятный спуск с нее на ледник, поэтому решаем остановиться на ночевку на этом удобном месте (точка №47), чем вставать леднике. И так понятно, что под перевал Джигит сегодня подойти уже не успеем. Вечером ясно.

12.08.12

Подъем дежурных в 5.30. Выход в 7.20. Ясно. Движемся вниз к леднику по корявому слежавшемуся селевому выносу. По небольшой рытвине аккуратно спустились на боковую морену ледника и, пройдя по ней еще порядка 100-150 метров, наконец-то вышли на ледник (точка №49). Ледник открытый. С небольшим уклоном, хорошо держит и без кошек.

Фото 98. Подъем по леднику Караколтор Зап.

За два часа дошли до поворота в правую (по ходу движения) камеру ледника, откуда уже виден пик Джигит и одноименный перевал. Далее идет небольшой подъем по леднику, появляются трещины, ледник зачехлен снегом (точка №51). Встаем в связки и движемся в направлении перевала (фото 56). Видны следы спуска с перевала и по леднику. В 13.40 вышли под перевал. Встаем на обед и ночевку (точка №52). Вечером немного затянуло тучами.

13.08.12

Подъем в 5.30. На небе перистые облака. В 7.40 подошли под самый перевальный взлет. Под взлетом бергшрунд (точка №53). По снежно-ледовому склону навесили 6 веревок (фото 57). Станции все крепили на ледобуры. Последняя веревка уходит на пологий снежный участок.

Фото 99. Подъем в кулуаре на перевал Джигит 3А (4-я веревка)

Во время подъема были сходы больших камней справа по соседней стене, поэтому по ней желательно не подниматься, хотя есть информация о возможном пути подъема по этому скальному склону. По нашему кулуару подъема так же иногда летели камни, вытаявшие со склона. Далее поднимаемся связками по снежному некрутому склону на широкое снежное плато седловины перевала Джигит. В 14.20 поднялись на перевал. Погода ухудшилась, накрыло облаком, и пошел снег. Видимость ноль. Вершина Джигит закрыта. Быстро ставим лагерь, прямо на снежном плато по центру (точка №54). Вечером началась метель. К ночи уже насыпало порядка 10 см снега.

14.08.12

С утра видимость 10-20 метров, иногда вообще ноль. Решаем ждать погоды для спуска с перевала. После 10.00 немного растянуло. Собрали лагерь и в 11.40 решаем идти на спуск. Спустя 15 минут, пока готовили первые перила за скальный выступ, налетело облако и все опять затянуло. Путь спуска не виден вообще. Принимаем решение в такую погоду с перевала не спускаться и ждать улучшения погоды, надеясь, что завтра будет хорошая погода для спуска. Идем обратно ставить лагерь. Весь день в облаке, периодически сыпет снег. На вершину Джигит тоже не рискуем подниматься в такую погоду. Тур в камнях, засыпанных снегом, нашли со второй попытки.

Фото 100. Дневка в облаках на перевале Джигит

15.08.12

Подъем в 5.30. Разъяснилось, хорошо виден путь на вершину Джигит, но время у нас поджимает, надо спускаться вниз с перевала.

Фото 101. Вид с седловины перевала на путь подъема на вершину Джигит

Фото 102. Утром с перевала открылся вид на озеро Иссык-Куль

Провесили 10 веревок вниз по снежно-ледовому склону до скальных жандармов. Первую крепили за скальный выход. Последующие веревки на ледовых станциях (ледобуры). Местами до льда приходилось копать порядка полуметра. Последний участник спускался по сдвоенной веревке с использованием проушин. Всего было сделано 9 проушин и оставлено 9 расходных репшнуров диаметром 6-8 мм.

Фото 103. Спуск по снежному склону на контрфорс перевала Джигит

В 13.30 на площадке перед жандармами обедаем (точка №55). На небе круговерть, то солнце, то грозовые тучи. Мест под комфортную ночевку нет, под экстремальную возможно, но не более чем под одну палатку. В 14.30 начали провешивать жандармы. Повесили 4 веревки по 50 метров (фото 61, 62, 63, 104). Иногда пользовались оставленными ранее локальными петлями, проверив их сначала на прочность со страховкой. На двух точках оставили две своих. Спуск по скальному участку, возможно неприятен, но вполне техничен. Встречаются, как и крутые отвесные участки, так и пологие.

Фото 104. Прохождение первого жандарма на спуске с перевала Джигит

Фото 105. Путь по скально-снежному гребню после прохождения жандармов.

В 20.00 прошли три жандарма. Далее двигались в связках в свете фонариков по снежно-скальному гребню до пологой мульды, где есть возможность заночевать. В 21.00 подошли к мульде. Ставим палатку и встаем на ночевку (точка №56). Варим поздний ужин, вода в понижении мульды под снегом. В 23.10 отбой.

16.08.12

Подъем в 7.00. Вид с лагеря прекрасен, через местный чайник на камнях, на пик Каракол. В связках спускаемся по снежному острому гребню, обходим трещины и выходим на ледник Онтор.

Фото 106. Вид начала спуска по снежному гребню

Ледник открытый, поэтому маркируем веревки, снимаем системы (точка №58). Далее движемся по леднику вниз (фото 107), держа курс на правую (по ходу движения) боковую морену. За одну ходку дошли до морены (точка №59) и движемся по ней вниз, забирая немного направо. Дважды наблюдали сход лавины с пика Каракол (фото 108).

Фото 107. Выход на ледник Онтор

Фото 108. Лавина с пика Каракол 5281м (высшая точка Терскей Алатау)

По морене вышли на тропу, отмеченную туриками. Морена заканчивается, и начинаются альпийские лужайки. Много цветов, травы, ручьев. Видна долина Уюктора. Далее спускаемся вниз по травянистому склону до ледника.

Фото 109. Обход изгиба ледника Онтор по травянистому склону

На сам ледник не выходим, а идем параллельно ему по боковой морене. Есть тропа. Когда спуск к леднику становится более пологим, идем вниз. Выходим на ледник (точка №60). По центру ледника проходит глубокий желоб, по которому течет бурный ручей. По камням, как по мосту переходим на противоположную сторону. Далее в кошках спускаясь вниз, доходим до конца ледника.

Фото 110. Спуск по леднику Онтор в нижней части. Вид на пик Каракол.

Спускаемся на морену. Возможно, спуск по центру ледника Онтор был бы более удобным и быстрым. Под самым ледником на левом берегу р. Уюктор, обедаем, любуемся п. Каракольским (точка №61). Пообедав, в 15.40 вышли. Почти сразу появилась тропа, тщательно размеченная турами. Идем по ней, наслаждаемся долиной реки Уюктор.

Фото 111. Долина Онтор (Уюктор)

Фото 112. Пик Каракол 5281м

В 18.30 встали на ночевку возле большого камня (точка №62). Вокруг насобирали немного дров для вечернего костра.

17.08.12

Подъем в 6.00. Выход в 9.00. Ясно. Движемся по травянистой тропе вниз. Периодически приходится обходить прижимы, карабкаясь по курумникам, иногда большого размера. В 12.00 вышли на поляну, на которой расположен альплагерь. Пообедав возле моста (точка №63), ведущего на тропу к озеру Алакель, двинулись дальше. Спускаемся по автомобильной дороге (фото 113), много ягод вокруг.

Фото 113. Спуск по долине Каракол в город.

В 18.30 были на въезде в Каракольский национальный парк (точка №64). Вызвали такси до автовокзала, откуда благополучно уехали в приют для горных туристов у Али с Сашей на хуторе рядом с Чолпан-Атой, отдыхать на Иссык-Куле.

Поход закончен.

Фото 114. В приюте на Иссык-Куле, рассматриваем знаменитый альбом, в кот/оставляют свои впечатл-я о прошедшем походе группы горных туристов

4.11. Итоги, выводы, рекомендации.

Основной целью нашего похода было знакомство с малопосещаемым, но многообещающим и интересным районом Аксуйской стены. Пройденный маршрут позволил эту цель выполнить – ознакомиться с районом в целом, а с некоторыми его достопримечательностями – близко и подробно.

Считаем, что поход удался. Аксуйская стена интересна и красива. Перевалы и вершины, которые можно встретить, путешествуя тут, не только эстетически прекрасны, но насыщенны тактически и технически, что позволяет и насладиться чудесным видом, и отточить технику прохождения скально-осыпных, снежных и ледовых препятствий. А не это ли счастье для горного туриста – когда прекрасное сочетается с полезным?

Основной проблемой при планировании нитки нашего маршрута в данном районе являлась необходимость найти оптимальное соотношение между силами участников, сложностью и насыщенностью маршрута и весом необходимого снаряжения и продуктов. Прохождение технически сложных перевалов на высотах 4000-5000 и длительное нахождение в снежно-ледовой зоне требует от участников больших энергетических и моральных затрат. Недостаток необходимого снаряжения может оказаться критическим при прохождении перевалов 2Б-3А, а его переизбыток может просто не позволить дойти до этих перевалов.

Считаем, что примененная нами продуктовая раскладка, подбор общественного снаряжения, а также заброска под ледник Бригантина и выбранный график движения были оптимальными для нашей группы и маршрута, и позволили найти необходимый баланс между весом, силами участников и достопримечательностями маршрута.

Раскладка в 500г может показаться легкой, но недостатка в калорийности не ощущалось, а растущий аппетит дал о себе знать только к выходу с маршрута. Не последнюю роль в этом сыграло использование в раскладке мясных и овощных сублиматов собственного приготовления из натуральных качественных продуктов.

Полноценная дневка под ледником Бригантина, и несколько полудневок на маршруте также позволили сэкономить силы. Рекомендуем при планировании маршрутов в данном районе закладывать в график дневки и полудневки. Обоснованием тому является известная метеорологическая особенность Терскей-Алатау: если с утра погода хороша, не исключено, что после обеда она испортится если с утра погоды нет, она не обязательно появиться завтра.

Заброска на второй день похода части продуктов под лед.Бригантина позволила оптимизировать вес, и положительно сказалась на нашей акклиматизации.

Первопройденный перевал КЮ (Караколторский Южный) логично связывает лед. Караколтор Восточный и безымянный ледник первого левого притока реки Караколтор при этом он удобен, технически интересен и не очень сложен. Рекомендуем включать его в маршруты горных походов 4-5 к.с., как проходной между ледниками Караколтор Вост. и Сарычат. Безымянный ледник предлагаем назвать Аксуйским, так как он стекает на юг с Аксуйской стены.

Необходимо отметить, что в качестве горелок использовали мультитопливные Primus Multifuel, но в качестве топлива брали только высокогорный газ Kovea. Расход газа для мультитопливных горелок оказался выше запланированного (план составлялся по опыту использования газовых горелок Kovea), особенно в условиях высокогорья и плохой погоды (вынужденная дневка на пер. Джигит с пургой). Для нас это было неприятным открытием. Если в качестве топлива используется только газ, стоит использовать только газовые горелки. Похоже, что газ в мультитопливных не весь сгорает, а просто часть его улетучивается (наличие явного запаха). А так же приготовление пищи значительно медленнее, чем на обычных газовых горелках, особенно в зоне снега. Это повлияло на большие затраты времени на утренний сбор и выход.

Команда похода была сборная – принимали участие как туристы Северского клуба Янтарь, так и туристы г. Томск. Тем не менее, психологический климат в походе был позитивным, что особенно важно для прохождения сложных маршрутов. Немаловажную роль в этом сыграла взятая с собой маленькая гитара, и двое умеющих с ней обращаться участников.

Фото 115. Лагерь с видом на ледопад перевала Чон-Узень 3А.

Продукты (из расчета 500г/чел в д)

Общ. снаряжение и продукты

Личное снаряжение и одежда

Стартовый вес (средний, полный)

Стартовый вес, женщина

Стартовый вес, мужчина

Вес после заброски, женщина

Вес после заброски, мужчина

4.13.2. Координаты основных точек по маршруту.

Значения координат даны в градусах и их десятичных долях, высота в метрах.

п/п

Под перевальным взлетом

N42°12'44.49" E78°37'3.73"

05.08.2012

Седловина перевала КЮ (Караколторский Южный)

N42°12'51.44" E78°37'0.64"

Ночевка 9

N42°12'54.34" E78°36'45.22"

N42°13'38.26" E78°36'39.04"

06.08.2012

Пер. Украина 3А (ночевка 10)

N42°13'50.82" E78°36'36.52"

Ночевки 12, 13

N42°13'22.23" E78°34'6.87"

10.08.2012

Выход с морены на ледник

N42°13'6.14" E78°34'1.28"

Начало 1-й ступени ледопада

N42°12'22.86" E78°34'3.63"

Начало подъема по скалам

N42°12'16.08" E78°34'14.79"

10.08.2012

Седловина пер. Бригантина 2Б (ночевка 14)

N42°12'15.02" E78°34'22.09"

Точка спуска

N42°11'34.97" E78°31'7.85"

16.08.2012

Спуск с контрфорса на ледник

N42°11'46.13" E78°31'5.02"

Ночевка 20

N42°15'38.44" E78°29'17.82"

17.08.2012

Обед у моста ниже альп/лагеря

N42°19'4.59" E78°28'11.82"

17.08.2012

Финиш у поста нац. парка