Руководитель: А.Щербина, Москва

ФОТОАЛЬБОМ отчета

Продолжение. Часть 2 здесь

лед. Котор

С места стоянки на правом берегу р. Чон-Кызыл-Су идем вверх по долине в направлении ледника (С). Пройдя 500 м по пологим травянистым сыртам,  подходим к скальным воротам в сужении русла реки. Пройдя ворота по осыпи немного выше русла, попадаем на большую и сильно заболоченную травянисто-осыпную полку, находящуюся ниже морен лед. Котор. Отсюда впервые открывается вид на ледник и морены (ФОТО 2-1).

Осмотрев ледник и варианты пути на него, решаем заходить на ледник справа по ходу. В связи с этим переходим на левый (правый по ходу) берег реки. Брод не выше колена, идем с самостраховкой, место брода - N 42°0'47.10" E 78°14'2.30",     3752 м. Переход от места ночевки до брода занял 30 мин.

Перейдя реку, начинаем подъем к леднику (С). Этот подъем представляет собой серию моренных холмов, в нижней части травянистых, в верхней – осыпных. Выбирая оптимальный маршрут, преодолеваем чередующиеся моренные гребни (крутизна отдельных участков до 30°) и выполаживания. В верхней части морен есть места для стоянки. Озеро под ледником обходим справа по ходу (ФОТО 2-2). Подъем по моренам занял 53 мин.

пер. Котор

(1Б, 4100)

Координаты точки начала нашего подъема на ледник – N 42°01'46.00"                   E 78°13'38.27", 3908 м. Надеваем «кошки» и по языку ледника поднимаемся на центральную его часть (СЗ) (ФОТО 2-3, 2-4). Ледник открытый, крутизна в районе языка около 15°, выше - 5°-10°.

За 43 мин, пройдя 2,3 км, мы выходим на среднюю закрытую часть ледника. Дальше продолжаем движение в связках.

Снег глубокий (по колено) и рыхлый, скорость движения падает. Спускается туман, поэтому принимаем решение заночевать, не доходя до перевала, и продолжить путь на следующий день по утреннему насту.

Увы, утром идти проще не стало. За 2 перехода по 50 минут проходим оставшиеся 3,4 км (СЗ) и оказываемся на седловине (4100 м). Седловина представляет собой широкое плато, тура нет. В связи с этим точные координаты перевала отметить нельзя (наши координаты: N 42°04'03.65'' E 78°11'09.54'').

Спуск с пер. Котор

Спуск с перевала по техническим характеристикам напоминает подъем. Спускаемся вначале по закрытому леднику крутизной до 15° в связках (ФОТО 2-5), затем по открытому (крутизна до 10°) в кошках с самостраховкой ледорубом.  За     2 ч 35 мин проходим 4,7 км (СВ) и оказываемся у начала правобережных морен.

Переход под

пер. Колпаковского

Чтобы перейти на лед. Колпаковского, поднимаемся на гребень правобережной морены (не обходим ее, чтобы сэкономить время). Морена осыпная, крутизна до 25°. С нее нам впервые открывается вид на наш следующий перевал – пер. Колпаковского (ФОТО 2-6). Затем спускаемся в моренный карман, переходим через еще один гребень и оказываемся на леднике, закрытом каменным чехлом.

Здесь организуем стоянку. Места для палаток выкладываем из камней, воду берем из ближайшего ручья на леднике.

Переход через эти два гребня (СВ, ЮВ) составил 0,8 км и занял 40 мин.

Координаты нашей стоянки: N 42°05'34.11" E 78°12'09.36", 3657 м.

Рекомендации

!!!

На этом перевале нам пригодились бы снегоступы.

Вера Краснушкина

3 Пер. Колпаковского (2А, 4250) – лед. Колпаковского

8,9

+676/-364

7 часов

Общие сведения

Пер. Колпаковского находится в главном хребте Терскей-Алатау, между вершинами Котор и Кельдеке Западная. Связывает ледник Котор Северный (река Котор-Тор, река Чон-Кызылсу) с западной ветвью ледника Колпаковского.

Перевал снежно-ледовый.  Ориентация по сторонам горизонта: СЗ-ЮВ. Северо-западный склон представляет собой ледопад средней крутизной до 450 (ФОТО 2-6).

Перевал Колпаковского - это необычная и красивая «двойка-А». Стоит заметить, что если  перевал был бы круче, он вполне  мог бы являться полноценной «двойкой-Б».

В правой части ледопада разломов и трещин значительно больше (ФОТО 3-1), поэтому оптимальный путь прохождения ледопада находится в левой части склона.

Седловина представляет собой большое снежное плато с большим количеством трещин (ФОТО 3-11).

Спуск по юго-восточному склону пологий, сначала по закрытой части, крутизной до 100, затем по пологому открытому леднику крутизной до 50 (ФОТО 3-12).

Км.

-70

30 мин

Вниз по лед. Колпаковского

Открытый ледник (до 100), осыпной кулуар (до 250)

5,1

-284

2 ч 30 мин

пер. Колпаковского

От стоянки на боковой морене выходим на ледник.

Ледник пологий, до 100, открытый, трещин практически нет. Надеваем кошки и выходим на центр ледника. По леднику идем в сторону центральной части склона перевала Колпаковского (Ю, Ю-В). Набрав 168 метров, через час подходим под перевальный взлет (ФОТО 2-6, 3-1, 3-3).

(2А, 4250)

Подъем на перевал представляет собой прохождение сильно разорванного ледового склона (ФОТО 3-2) (по сути, некрутого ледопада). Как уже говорилось выше,  наибольшее количество разломов находится в правой части, поэтому наиболее простой и безопасный путь подъема – по левой (правой по ходу) части склона (ФОТО 3-1).

Средняя крутизна подъема ок. 300, при этом на отдельных участках ледовых разломов она достигает 450 и более.

Подъем представляет собой движение вверх с постоянным блужданием между ледовыми нагромождениями с выбором оптимального пути (ФОТО 3-4, 3-5, 3-6, 3-7). Периодически необходима разведка.

Идем в «кошках» и связках. Были готовы организовать перила, но весь подъем, в конце концов, удалось пройти с одновременной и попеременной страховкой. На некоторых участках использовали технику движения по скользящим ледобурам. (ФОТО 3-8, 3-9, 3-10)

Через  1 час 40 мин. выходим на пологую часть склона. Отсюда пытаемся перейти на среднюю его часть. Однако разведка показала, что путь по средней части склона изрезан большими провалами, и мы были вынуждены вернуться обратно в левую (правую по ходу) часть склона.

В верхней части ледопада разломы становятся больше и шире. Проходим их по достаточно надежным снежно-ледовым мостам.  Идем в связках, при прохождении мостов движемся с попеременной страховкой.

Окончательно мы вышли на седловину еще через 1 час 20 мин. Высота 4250 м, координаты по GPS:  N 780 22’ 20.38 E 420 08’ 07.53”.

Таким образом, на весь подъем мы затратили 3 часа, набрав при этом 676 м.

Седловина представляет собой обширное снежное плато (ФОТО 3-11). Можно поставить лагерь, однако нужно быть осторожным, поскольку под снегом скрывается множество трещин.

Спуск с пер.  Колпаковского

От седловины уходим по закрытой части ледника, придерживаясь его левого борта.

На леднике много трещин. Идем в связках с зондированием. Через 30 минут выходим на открытую часть ледника Колпаковского, сбросив при этом 70 м (ФОТО 3-12).

Вниз по лед. Колпаковского

В нижней части ледник открытый и достаточно пологий (до 100). Идем, придерживаясь левой части ледника (ЮВ), поскольку  здесь ледник меньше разорван и путь представляется наиболее удобным и безопасным.

Через 2 часа доходим до боковых морен, разделяющих восточную и западную ветвь ледника.  Восточная ветвь ледника Колпаковского, выводящая к перевалам Бороко С., Бороко Ю, Загадка З., Ульяновцев и др., лежит значительно ниже западной. Таким образом, наш дальнейший путь (а нам-то дальше нужно на Бороко Ю.) – путь спуска на восточную ветвь ледника (ФОТО 3-15).

Снимаем кошки и отправляемся вниз по характерному осыпному кулуару, зажатому между скальными выходами (В, 20-250). Осыпь преимущественно средняя, достаточно подвижная. Идем плотной группой с самостраховкой (ФОТО 3-13).

Через 30 мин. выходим на пологую часть морены, оказавшись на правом борту восточной ветви ледника. Находим хорошее место для стоянки на ровных песчаных площадках (N 780 25’ 23.50” E 420 05’ 42.49”) (ФОТО 3-15). Есть ручей с чистой водой.

Таким образом, открытую часть ледника Колпаковского со спуском на его восточную ветвь мы прошли за 2 часа 30 минут,  сбросив при этом  274 метра.

Иван Петрунин

4 Лед. Колпаковского – пер. Бороко Ю. (2Б, 4388) – р. Бороко – р. Сарычат

20,6

+486/-651

11 ч 54 мин

9 - 10.08

Общие сведения

Перевал Бороко Южный (2Б, 4388) (ФОТО 4-4, 4-11) находится в южном отроге главного хребта Терскей-Алатау, разделяет ледник Колпаковского бассейна реки Сарычат и ледник Бороко бассейна реки Бороко. Ориентация склонов запад-восток.

Высота перевала по GPS 4370 м. Тип перевала: западный снежный склон, 15-20°, и восточный     снежно-ледовый склон, до 50°. Определяющий склон – восточный.

Переночевав на моренах на стыке восточной и западной ветвей ледника Колпаковского, мы по восточной ветви дошли непосредственно под перевал Бороко Ю. и встали на ночевку. На следующий день прошли перевал. На эту часть маршрута было затрачено 2 ходовых дня, за которые мы прошли ок. 20 км 600 м, перепад высот составил 1137 м (+486, -651), ходовое время 9 ч 57 мин.

Погода

Подход под пер. Бороко Ю.

Открытый ледник (до 10°)

З

1 ч 12 мин

Спуск с пер. Бороко Ю.

Снежно-ледовый склон  (до 50°)

0,6

Ю, ЮВ

2 ч

Описание

Подход под пер. Бороко Ю.

Подход под перевал Бороко Ю. идет через восточную ветвь ледника Колпаковского. Ледник плоский открытый, сплошь изрезанный глубокими разрывами и трещинами (ФОТО 4-1).

С места стоянки на правобережных моренах у нижней восточной ветви ледника Колпаковского (h=3852 координаты GPS N 42°03'16.23'' Е 78°15'09.56'') мы идем вверх по морене (С-В), и, пройдя 30 мин, в наиболее удобном месте выходим на ледник. Здесь он тут же начинает набирать крутизну (до 10°), затем идет выполаживание.

Далее мы продолжаем движение в северо-восточном направлении по правому борту ледника, ориентируясь по имеющимся у нас фотографиям на седловину перевала Бороко Ю (ФОТО 4-1, 4-2). Через некоторое время мы переходим через срединные морены на левый борт ледника. Ввиду того что ледник сильно разорван, все движение по нему, независимо от его борта, превращается в бесконечное плутание между глубокими трещинами, которые хорошо видны, так как ледник открытый. Идем в кошках с самостраховкой по левому борту ледника, ища проход между трещинами, держа ориентир на перевал.

Через 2 ч 37 мин, пройдя 2,8 км, выходим на середину ледника, где он, стекая, образует несколько ледовых ступеней (сбросов). Дойдя до первого сброса, обходим его справа по ходу. Еще через час доходим до второго сброса, придерживаясь левого борта ледника. После сброса ледник выполаживается и мы встаем на ночевку на снежном плато (h=4238 м координаты GPS N 42°05'09.52'' E 78°18'53.08'') (ФОТО 4-3), немного не доходя до перевального взлета, т.к., сделав разведку в его направлении, выяснили, что ближе приемлемых мест для стоянок нет.

В итоге мы прошли 9,5 км, набрали 386 м и затратили на весь путь 4 ч 17 мин.

Подъем на пер. Бороко Ю.

(2Б, 4338)

На следующее утро за 37 минут доходим непосредственно под перевальный взлет (начальная точка перевального взлета N 42°05'31.57'' E 78°18'23.14'').

Подъем на перевал представляет собой закрытый снежник до 20°, набор высоты 100 м, длина около 564 м (ФОТО 4-4).

Поднимаемся в связках сначала прямо в лоб по снежным ступеням, далее -  серпантином (В). Идем в кошках. Снег держит хорошо. Перед выходом на седловину по снежному мосту проходим засыпанный бергшрундт. Подъем занял у нас 35 минут.

Седловина представляет собой  узкий снежный наддув, зажатый между скал (высота по GPS 4370 м, координаты GPS N 42°03'12.77'' Е 78°18'29.88''). В северной часты седловины находится глубокая мульда с отвесными ледовыми стенками ок. 2 метров высотой. Тур расположен так же в северной части на скальном гребне. Там же висит старая, но еще пригодная спусковая петля и старый скальный крюк.

С перевала открывается вид на ледник Бороко и долину р. Бороко.

Спуск с пер.

Бороко Ю.

Спуск с пер. Бороко Ю. представляет собой снежно-ледовый склон до 50°. Сброс высоты составляет ок. 136 м, длина склона 486 м (ФОТО 4-7).

Слева по ходу от седловины за мульдой находится скально-осыпная полка, с туром и петлей. Чтобы безопасно спуститься в мульду, мы повесили веревку на ледобурах (ФОТО 4-5). Вторую веревку закрепили на той самой старой петле на скальном выступе (ФОТО 4-6). Далее провесили подряд еще третью и четвертую веревки, крепя их на ледобуры. Общая длина перил составила 180 м (ФОТО 4-7).

Спускаемся в «кошках», со спусковыми приспособлениями и самостраховкой к перилам (схватывающий узел) (ФОТО 4-5, 4-9, 4-10).

Спускаемся, забирая вправо, оставляя слева по ходу большой скальный выход под седловиной (ФОТО 4-7, 4-8).

Далее пешком спускаемся к восточному подножью перевала (h=4234, координаты GPS N 42°05'42.57'' E 78°18'47.06''). Для ускорения процесса спуска на каждой веревке делаем промежуточные станции. Сдергивание веревок осуществляется путем выкручивания ледобуров.

Спуск занял 2 ч 38 мин.

Спуск в долину

р. Бороко

Спускаемся в юго-восточном направлении вдоль пологого ледника Бороко, сначала в связках по его закрытой части, трещин нет. Через 25 мин ледник открывается и в связках необходимость отпадает. Далее ледник становится круче, его нижняя часть и язык имеют крутизну до 20° протяженностью ок. 500 м.

Идем по правому борту ледника  по границе с правобережной мореной.

Из-под языка ледника вытекают мутные глинистые потоки воды, образующие ручей. В некоторых местах ноги увязают по ботинки (ФОТО 4-12). Движемся вниз вдоль правого берега ручья в ЮВ направлении по моренам и через 25  минут выходим к устьевой ступени ручья. Отсюда открывается хороший вид на долину реки Бороко (ФОТО 4-13). За 1 ч 30 мин, пройдя ок. 900 м от перевального взлета спускаемся к правому истоку р. Бороко, идем вдоль него, пока он не скрывается под мореной.

Направляемся к устью ручья, стекающему с правого борта долины реки Бороко.

Начинаем спускаться по каменистому,  а потом по травянисто-осыпному склону,  крутизна 25-30&730. Идем плотной группой с самостраховкой.

Через 25  мин доходим до места впадения ручья в р.  Бороко.

Вниз по р. Бороко

до слияния

с р. Сарычат

Продолжаем движение вдоль правого берега р. Бороко.

Переходим ручей по камням и начинаем движение по тропе, идущей по правому берегу долины. Тропа идет в 10-15 м от русла, в месте ухода реки в каньон тропа поднимается на правый борт.  Тропа плохо читается, попадаются ямы, скрытые травой.

За 2 часа , идя по тропе, доходим до слияния реки Бороко и реки Сарычат, и чуть выше по р. Сарычат становимся на стоянку (h=3323, координаты GPS N 42°02'20.80'' Е 78°23'05.77'').

Итого за весь день мы прошли 20,6 км, набрав при этом 100 м и сбросив 651 м, потратив на все 6 ч 40 минут. Завтра долгожданная дневка и снятие заброски.

Рекомендации

!!!

Вода в реках Бороко и Сарычат очень мутная и содержит большое количество песка и глины. Полезно использовать тканевый фильтр для очистки воды. Чай с песком хрустит на зубах и не приносит никакого удовольствия!

Ксения Гальченко

Часть маршрута

5 Снятие заброски из дол. р. Сарычат (радиально)

10,2

+154/-154

1 ч 30 мин

Общие сведения

Снимаем заброску, оставленную выше по долине на левом берегу р. Сарычат. От нашей стоянки в устье р. Бороко 4,5 км.

Радиальный выход по левому берегу р. Сарычат

Травянистая долина

5,1 км

+154 /

-154

ЮЗ

1 ч 30 мин

Радиальный выход по левому берегу р. Сарычат

Снимаем заброску, оставленную выше по долине реки Сарычат. От нашей стоянки на реке Сарычат вверх по долине ведет удобная  четкая тропа, обходящая первый скальный прижим сверху. Далее она идет довольно далеко от русла, с незначительными перепадами высот.

Через 45 минут пройдя 5,1 км, мы выходим к месту хранения заброски. Находим её нетронутой, в полном порядке.

Возвращаемся в лагерь тем же путем за то же время.

Андрей Краденых

Часть маршрута

6 Вверх по долинам рек Сарычат, Чон-Борду (под лед. Металлург)

17,6

-85/+384

5 ч 52 мин

12 - 13.08

Общие сведения

Идем под пер. ФКТ вверх по долинам рек Сарычат и Чон-Борду.

Долина р. Сарычат широкая и пологая, река течет вдоль левого борта долины. Ориентация долины: запад-восток.

Р. Чон-Борду берет начало из лед. Металлург, течет с северо-востока на юго-запад. Является левым притоком р. Сарычат. На реке есть прижимы, но они не затрудняют прохождение долины.

Вверх по дол. р. Сарычат

Пасмурно, дождь

Вверх по дол.

р. Сарычат

На рассвете пытаемся перебродить р. Бороко у ее впадения в р. Сарычат. Сделав разведку, убеждаемся, что это невозможно.

Находим брод выше по течению: на разливе в километре от стоянки, напротив прижима на целевом берегу. Приходится подниматься вверх по р. Бороко (т.е. возвращаться назад по долине), обходя прижим по высокой травянистой ступени (ФОТО 6-1).

В этом месте река ветвится на много рукавов (ФОТО 6-1), поэтому течение несильное, глубина - по колено. Переходим плотной группой с самостраховкой. Точка начала брода – N 42°02'56.75" E 78°22'28.43" , 3292 м.

После брода попадаем на левый борт долины р. Сарычат. По пологому травянистому борту идет тропа. По ней мы за 1 ч 55 мин. проходим 6,3 км, после чего  пересекаем левый приток р. Сарычат - р. Борду. В устье река ветвится на многочисленные рукава. Глубина брода – по колено, течение несильное, переходим реку с самостраховкой.

Еще через  1,1 км достигаем впадения р. Чон-Борду в р. Сарычат (N 42°02'52.54" E 78°26'24.76", 3151 м).

Вверх по дол.

р. Чон-Борду

Долина р. Чон-Борду – узкая, временами почти переходящая в каньон (ФОТО 6 -2). Идем по ней, обходя многочисленные прижимы то снизу (по камням у воды), то сверху, забираясь на травянистую ступень.

Из-за прижимов количество мест для стоянки в этой долине ограничено.

В связи с заболеванием участницы вынуждены заночевать сразу после входа в долину. Здесь есть удобная галечная площадка непосредственно у русла реки. Вода (увы!) мутная.

С утра движемся по долине в течение почти трех часов (С-СВ, 7,3 км). Достигаем поворота на лед. Металлург, ведущий к нашему следующему перевалу - пер. ФКТ. Поворот (налево, в северном направлении) проходим, поднявшись на высокую ступень долины. За 20 мин проходим  0,7 км и оказываемся на одной из нижних морен ледника. Погода резко портится: идет сильный дождь, туман накрывает ледник. Идти ночевать на леднике в такую погоду не рискуем.

Становимся на галечных площадках, воду берем из р. Чон-Борду (мутная, но пригодная для питья). Место стоянки: N 42°06'34.46" E 78°29'00.44", 3535 м.