Автор: Кирилл Спирин, СПб

Верхний Мустанг, май-июнь 2013.
Фотоотчет, часть 2 - Ло Мантанг и окрестности

Продолжаем фоторассказ о путешествии в Верхний Мустанг, совершенном нами в мае-июне 2013 года.

Первую часть отчета можно посмотреть по следующей ссылке: - Часть 1. Дорога в Ло Мантанг и день рождения Будды в Царанге.

Здесь же я расскажу про сам Ло Мантанг (столицу Верхнего Мустанга), конные прогулки по его окрестностям, а также про пещерные поселения и их жителей.

Основание Ло Мантанга в разных источниках относят либо к 14-му, либо к 15-му веку нашей эры. Древний город занимает совсем небольшую площадь: за высокими стенами скрываются королевский дворец, три монастыря и дома местных жителей, численность которых в разные времена варьировалась от 800 до 1500. Внешний облик внутреннего города (скрытого за крепостными стенами) не претерпел особых изменений со времен средневековья. Зато за пределами городских стен в последние годы успели построить лоджи для туристов (число лоджей приближается уже к десяти).

От Ло Мантанга всего лишь 18 км до границы с Китайским Тибетом, куда проложена автомобильная дорога (асфальтированного покрытия пока нет, но джипы без проблем доезжают, привозя в столицу древнего королевства китайские чипсы, доширак, сникерсы и кока-колу).

Железный конь в Ло Мантанге уже никого не удивляет:

Естественно, вовнутрь городских стен машины не заезжают (туда можно проникнуть только через единственные ворота, а улочки города являют собой узкие лабиринты в типичных средневековых традициях). Автомобильная дорога опоясывает город по периметру.

Ло Мантанг и окружающие его сельскохозяйственные угодья, отвоеванные у пустыни:

Ло Мантанг немного с другого ракурса:

Пустынные горные пейзажи, окружающие город со всех сторон:

Город изнутри я почти не фотографировал (частично из-за очень жесткого дневного света, частично из-за недостатка времени, частично из-за того, что подтвердились мои ожидания увидеть начало зарождения туристической индустрии на месте старых святынь: платные шапочные экскурсии по монастырям, фото за деньги и проч., проч. - настроение мое было этим слегка подпорчено). Хотя теперь жалею. Придется вернуться :)

Старики на улицах Ло Мантанга с утра до вечера крутят молитвенные барабаны, перебирают четки или предаются мирным беседам друг с другом:

Трудоспособные жители занимаются хоз.работами: возделывают поля, собирают топливо, пасут скот...

Отсутствие "внутренних" фотографий я надеюсь компенсировать окружающими пейзажами. Утреннее и вечернее освещение подарило красивые картинки, городские окрестности смотрятся довольно живописно.

Светотени.

Еще светотени.

Вечернее золото:

Еще немного бархатных складок:

Дальние дали:

Земляные наделы:

В Ло Мантанге мы провели всего лишь 2 дня, и один из этих дней выделили для конной прогулки по окрестностям.

Эскадрон гусар летучих:

Для конной прогулки мы выбрали кольцевой маршрут вверх по долине Чосир (Chosir Valley) с возвращением обратно через деревни Кимлинг, Тенгхар и Намгьял.

Проезжая через придорожные поселения. Всю дорогу с нами бодро трусил жеребенок, прикомандированный к маме :)

Еще одна деревенька:

Входные ворота здесь любят украшать рогами, но, помимо декоративной составляющей, обычай этот имеет и практический смысл: рога призваны отгонять злых духов.

По пути довелось наткнуться на торжественную ритуальную процессию местных жителей (как я уже говорил ранее, в Непале вообще и в Мустанге в частности очень любят "пофестивалить", "попуджиться" или просто повеселиться). Процессия увенчалась тибетским народным танцем, в котором участвовали почему-то только женщины:

Женщины здесь - те еще модницы, умеют себя преподнести:

При этом, они и в зрелом возрасте не теряют очарования:

Пацанва наблюдает за действием, озорные такие:

Наиболее запомнившаяся деревенька из этой конной прогулки. Здесь мы спешились:

Чуть приблизим. Если вы приглядитесь, то увидите, что некоторые дома прямо-таки встроены в горную породу.

Помимо обычных традиционных домов, некоторые жители этой деревни до сих пор живут в пещерах. В одну из таких пещер нас пригласила зайти женщина, с которой мы поделились медикаментами. Внутри пещеры:

Топят здесь по-черному, дымохода нет.

В пещере этой живет одинокая старая женщина (она сама уже не помнит точно, сколько ей лет):

Мы оставили ей немного денег, но у меня сложилось такое ощущение, что она уже плохо понимала, что такое деньги и что с ними делать:

Дал, наш непальский гид, сказал, что многие жители пещер на зиму уезжают на заработки в Покхару и в Катманду. Я не совсем понял, зачем они возвращаются сюда летом, если есть возможность жить в городе. О романтике тут говорить не приходится. Может быть, родные места притягивают их, как магнит.

Еще один житель деревни:

Посетили мы также и многоярусную пещеру (Chosir Dzong Cave), в настоящее время уже нежилую, но 2000 лет назад здесь жило целое племя (пещера насчитывает около 5 этажей и десятки комнат). У входа в пещеру:

Внутри пещеры:

Переходы с яруса на ярус:

Кое-где приходится протискиваться через довольно узкие ходы:

Неподалеку от пещеры Чосер-Дзонг в давние времена также располагался и пещерный монастырь, на месте которого позже построили уже традиционную гомпу, тоже довольно старую (около 600 лет):

Вдоволь насмотревшись на особенности жизненного уклада в этих местах и отобедав в монастырской столовой (о кристаллы соли можно было зубы поломать), мы пускаемся в обратный путь.

Фото 32. Лошадки, кстати, очень смирные. Даже чересчур смирные :) Попытки пришпорить и громкие крики "ча!" (аналог нашего "но, пошла") приводили в лучшем случае к вялой рыси :)

На обратном пути мы уже нигде особо не останавливались, но места тоже по-своему красивые.

Вдали в облаках кутаются снежные вершины.

Не доезжая до Ло Мантанга, я спешился в деревне Тингхар, предоставив ребятам возвращаться назад с нашими местными проводниками, а сам направился вверх на ближайшие холмы, надеясь застать красивые вечерние виды. Забрался на высоту около 4400, встретил наверху спящего пастуха с отарой коз и овец (фотографировать не стал, он и так испугался спросонья, увидев меня). Удивился, обнаружив наверху источники воды. При желании там вполне можно стоять лагерем. Покажу напоследок пару карточек с этой вылазки на холмы.

Долина Ло Мантанга сверху:

Развалины старого форта в окрестностях деревни Тингхар:

На сегодня пока хватит, в продолжении - про наш обратный путь из Ло Мантанга до Джомсома, не менее интересный.