Руководитель: С.Наседкин, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. на Памиро-Алае летом 2012 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

День 1

17.07.2012 Д.р. Караказык Сев. Организация заброски. Подъем по р.Гаджир.

Погода хорошая.

Заброска продуктов осуществлялась нами по участку старой дороги, проложенной по долинам рек Аксу и Караказык Сев., через пер. Караказык и выводящей в долину реки Кок-су. Дорога, ранее пригодная для прохождения тяжелой техники, теперь с каждым годом разрушается все больше и больше. Внятной информации о ее назначении мы не нашли, но, предположительно, она должна была соединять Ферганскую и Алайскую долины. Строительство велось с 1975 по 1991 гг. По всему протяжению дороги можно найти части строительной техники, на перевале Караказык лежат останки сгоревшего бензовоза. Также там установлен памятник строителям дороги через перевал Караказык.

Выход в 7-00. От лагеря на слиянии рек Аксу и Гаджир (001) выходим вверх по Аксу, чтобы организовать заброску на вторую часть похода. Одного человека оставляем в лагере, т.к. место легкодоступное и достаточно часто посещаемое. Р. Гаджир переходим по хорошему автомобильному мосту и поднимаемся правым (ор.) берегом Аксу по дороге. Долина Аксу узкая, глубокая, с крутыми скально-осыпными бортами, поросшими редким арчевником. За 10-15 ход. минут подходим к хорошему мосту и переходим на левый (ор.) берег Аксу. Здесь дорога смотрится скорее горной тропой, для автомобиля она уже не пригодна. Тропа идёт достаточно высоко над рекой, обходя конгломератные каньоны в русле. Воды нет. Пересекаемые русла незначительных левых притоков в большинстве сухие. Через 30-35 ходовых минут от моста подходим к разливу реки ниже впадения крупного правого притока - р. Акбек (002).

Здесь тропа спускается к реке, есть хорошие места для лагеря, при необходимости реку еще можно перейти вброд. Узкая скалистая долина Акбека смотрится сурово, но в ее верховьях есть простые (1Б) перевалы на Гаджир и Караказык. Но нас она не интересует, и мы продолжаем подъем по старой дороге левым (ор.) берегом Аксу.

Через 10 минут после слияния с Акбеком тропа снова переходит на правый берег Аксу. Левый берег - крутой, конгломератно-осыпной, для движения не удобен. К сожалению, мост разрушен, а перейти реку вброд, вопреки описаниям, сложно даже утром (003). Проходим по левому берегу вверх еще сотню метров. От лагеря на слиянии с Гаджиром около 1 хч. налегке. Здесь река разливается чуть шире, но все равно, переправа предстоит нешуточная. Достаем веревку, организуем страховку. Со второй попытки лидер без рюкзака все же доплывает до правого берега (004). Далее переправляем рюкзаки и переправляемся сами. Веревку оставляем натянутой через реку, т.к. нам предстоит еще возвращаться. В общей сложности переправа заняла ок. 1 часа. В 9-05 продолжаем подъем по дороге правым (ор.) берегом Аксу и чуть менее чем за 1 хч. подходим очередному слиянию. Здесь, ниже впадения в Эски-Даван крупного правого притока Арча-Баши, собственно и начинается Аксу. Старая дорога уходит вверх по Арча–Баши, и мы вслед за ней. Узкий вход в долину зажат в высоких скальных стенах, идем вдоль реки, несколько раз переходя с берега на берег. Нас встречают 3 пешеходных мостика и один брод по середину бедра. В итоге, снова оказываемся на правом (ор.) берегу Арча-баши. Выше долина расширяется, и дорога выходит на террасу правого берега, весьма высоко над рекой (006). На этом участке она хорошо сохранилась, идти легко и приятно. Впереди видна красивая снежная вершина - пик Аллаудин (005). Чуть более 1 хч. поднимаемся по долине, но до слияния Караказыка и Аллаудина не доходим. Поскольку время поджимает, в 11-00 решаем зарыть заброску в случайном месте, в арчевом перелеске в 2,5 км. ниже слияния. Забрасываем сумку камнями, отдыхаем, собираем чабрец, который растет тут в огромных количествах.

В 12-00 отправляемся обратно тем же путем. За 1 хч. спускаемся к слиянию Арчча-баши и Эски-Давана, еще 35-40 ход. мин. требуется для спуска к переправе через Аксу. Обратная переправа занимает 20 минут и еще чуть менее 1 хч. требуется для спуска в лагерь. Здесь мы в 14-50. Обед. Отдых. Сборы.

Выход в 16-25 вверх по долине р. Гаджир. Смысл этого действия - набрать сегодня хотя бы 100 метров высоты, чтобы завтра не сорвать себе акклиматизацию слишком большим набором. Хорошая тропа поднимается правым берегом реки по травянисто-осыпным склонам и небольшим перелескам, сначала высоко над рекой, далее спускается к самой воде. Тропа используется местными жителями, пасущими бычков в верховьях долины. На расстоянии ок. 1 хч. от слияния долина перегорожена забором, сдерживающим бычков. Огромная просьба закрывать калитку! Подходим к забору, но выше не идем, т.к. трава там вытоптана и отмечена следами жизнедеятельности стада. В 17-35 встаем лагерем в перелеске чуть ниже загородки. Вода в реке.

Время: 7 хч

Расстояние: 23 км (12 км в зачет ) + 2 км.

Высота: 2050 - 2600 - 2050 - 2200 м.

День 2

18.07.2012 Д.р. Гаджир - ущелье Активистов.

Погода в целом хорошая, но в середине дня - дождь.

Выход в 7-00. От лагеря продолжаем подъем по тропе правым берегом р. Гаджир. Выше забора склон становится круче. Многочисленные тропы поднимаются на короткую ступень долины, отходя далеко от реки. Еще выше (ок. 0.5 хч от лагеря) долина опять выхолаживается (007), появляются травянистые полянки и густые перелески, несколько чистых ручьев дополняют идиллическую картину. Прекрасные места для лагеря. Постепенно тропы возвращаются к реке и идут вдоль нее по некрутым тр-ос, иногда лесистым склонам. Постепенно долина сужается и углубляется, путь вдоль реки осложняется скальными прижимами, впереди просматриваются и каньонистые участки. Основная тропа резко поворачивает влево (по ходу) и по серому осыпному конусу в кулуаре круто поднимается на правый (ор.) борт долины (ок. 1 хч. от забора). Слабая старая тропа продолжает идти вдоль реки, но, поскольку особой перспективы там не предвидится, мы поворачиваем вверх, и по крутой, местами подвижной осыпи поднимаемся по кулуару, выше выходя траверсом на лесистый правый борт долины.
Далее тропа неоднозначна. Поддерживают ее, в основном, бычки, так что она многократно ветвится, то исчезает, то появляется, но в целом вполне проходима. Траверсируя правый борт долины высоко над рекой, приближаемся к слиянию рек Гаджир и Гаджир Малый (Активистов), (008), (чуть менее 1 хч. от подъема на правый борт). Мы планировали продолжать путь траверсом и, не теряя высоты, выйти в ущелье Активистов, однако, путь нам перегораживает узкая глубокая долина незначительного правого притока. Короткая разведка показывает, что продолжать траверс невозможно - скальные борта долинки высоки и круты, для их преодоления потребуется навеска, может быть и не одной веревки (009). Приходится спускаться в долину Гаджира практически до самого слияния, где тропа, опять собравшаяся из сотни мелких, по камням перейдя р. Активистов, начинает подъем по ее левому (ор.) берегу. Этот маневр занял у нас еще ок. 0,5 хч, что значительно меньше, чем потребовалось бы на навеску веревок. Группам, идущим следом, советуем не увлекаться траверсом, а потихоньку терять высоту, сразу метя на точку слияния рек.
Поднимаемся по тропе левым (ор.) берегом ручья Активистов по лесистому склону до того места, где тропа вдруг резко поворачивает вправо (по ходу) и поднимается на гребень, разделяющий долины Активистов и Гаджир. Далее, (и это хорошо видно на спутниковом снимке) торная тропа уходить на Гаджир, нам же нужно подниматься в ущ. Активистов. Спускаемся к ручью, по камням переходим его на правый (ор.) берег, где тропа благополучно теряется. Поднимаемся по травянистым склонам и небольшим перелескам, то находя, то теряя слабую тропу. Постепенно погода портится, начинается дождь. В 11-45 останавливаемся на обед, поставив палатку недалеко от реки. (ок. 1хч. от начала подъема по р. Активистов).
Дождь продолжается до 15-00, с обеда выходим в 15-30. Продолжаем подъем по слабым тропам правым (ор.) берегом реки до слияния ее с крупным правым притоком, текущим вдоль серого осыпного конуса (ок. 0,5 хч от обеда). На слиянии ручьев - скальный зуб, сжимающий основную долину. Выше она не просматривается, но, по имеющимся у нас описаниям, проходима вдоль ручья без проблем. Долина правого притока короче и круче , со скальными бортами и впечатляющим водопадом в верхней части. Авторы имеющегося описания (рук. Шабалин, МГУ, 2011), предполагают, что по этой долине так же можно легко попасть в верховья ручья Активистов, однако, из текста следует, что сами они там не были. Решаем проверить это утверждение и отправляемся на поиски приключений. Подъем начинается вдоль ручья, по серой, местами подвижной осыпи крутизной до 15 град. и скоро (15-20 ход. мин.) выходим на травянистое выполаживание у подножья скальной стены, по которой течет ручей, образуя узкий, но потрясающе длинный водопад. Отсюда мы собираемся подняться на ярко-выраженную седловинку, соединяющую скальный зуб на стрелке рек с отрогом хребта, их разделяющим, однако, оказывается, что это невозможно: лес на склонах отрога такой густой, что пробраться сквозь него проблематично, а сам склон весьма крут и подрезан поясом замусоренных скал. Но не спускаться же обратно! Решаем обойти верхом проблемный участок, поднявшись вдоль водопада, и выйдя на седловину траверсом травянистого склона. Начинаем подъем левым (ор.) берегом ручья по короткому (до 35°) мелкоосыпному кулуару (010), далее выходим на крутой (до 30°) травянистый склон, поросший редким арчевником и, траверсируя его с небольшим набором, направляемся вправо (по ходу) в сторону седловины. Однако, скоро путь нам опять преграждает стена густых и колючих деревьев. Отправляем разведку (без рюкзаков), чтобы найти удовлетворительный проход. Но разведчики приносят безрадостные вести - выход на седловину не дает нам ничего, т.к. спуска оттуда в долину Активистов нет. Противоположный склон отрога - высокая скальная стена, близкая к вертикали. Зато с гребня отрога прекрасно видна торная тропа левым (ор.) берегом р. Активистов. В поисках спуска разведка поднимается по гребню отрога, разделяющего ручьи. Выше ЮВ склон постепенно выполаживается, стена сменяется мелкоосыпным склоном, поросшим редкими деревьями. Отсюда просматривается спуск в долину Активистов на правый (ор.) берег ручья (011). С этой информацией разведчики возвращаются к рюкзакам.

Принимаем решение не выходить на седловину отрога, а продолжать подъем вдоль скал к верхней части гребня, откуда возможен спуск. Поднимаемся по крутому (до 30-35°) травянистому склону, поросшему деревьями, без явных ориентиров. Подъем безрадостен и весьма утомителен. Тихо проклинаем тех, кто пообещал нам несложный путь. Наконец, выходим на гребень отрога (ок. 0,5 хч от площадки у подножья водопада, чуть меньше 1хч от начала подъема по ручью) и в 17-05 начинаем спуск по некрутому (10-15°) тр-ос склону, местами поросшему лесом, на правый (ор.) берег ручья Активистов. Спуск до ручья занял менее 10 минут. Обобщая результаты разведки, можно сказать, что путь в долину Активистов через долину ее правого притока можно посоветовать тому, для кого 200 верст не крюк, да и то только в хорошую погоду и с приличной акклиматизацией. Всем остальным говорим категорическое «Фу-у!».

Далее поднимаемся вдоль ручья Активистов сначала по руслу, дальше по слабой тропе левого (ор.) берега до широкой зеленой поляны, окруженной перелесками. Здесь и появляется ручей Активистов, фильтруясь сквозь древние морены сразу весьма сильным потоком. Здесь же он принимает и первый приток, текущий со скал правого борта. Днем этот ручей казался основным, но к утру совершенно исчез. По описаниям, воды в долине выше этой поляны нет, поэтому лагерь ставим здесь в 17-35 (ок. 15-20 ход. мин. от спуска в ручей Активистов (012).

Время: 5 хч.

Высота: 2200 - 2950 м.

День 3

19.07.2012 Р. Активистов – пер Четырех (1А, 4150) – истоки р. Сурметаш-Даван

Погода удовлетворительная, в середине дня – дождь, снег.

Выход в 7-30. От лагеря на зеленой поляне у выхода из морены ручья Активистов начинаем подъем по слабой тропе вверх по долине. На всякий случай берем с собой по литру воды, ибо с водой в долине туго вплоть до седловины перевала. Скоро выходим из зоны леса. Выше долина травянистая, еще выше осыпная. Тропа идет левым (ор.) берегом русла пересохшего ручья, выше выходит на моренные и осыпные склоны левого борта, потом опять возвращается на плоское пологое дно долины. Примерно в 1хч от лагеря с крутого скального правого (ор.) борта долины стекает небольшой ручей, скоро пропадающий в камнях. Его глубокое извилистое русло, промытое в скалах хорошо заметно и является хорошим ориентиром. Неподалеку есть и площадки, пригодные для ночевок, так что ночевать и запасаться водой в долине можно и выше зеленой поляны. Хотя, конечно, на поляне уютнее.

Выше слабая тропа идет по центру долины, по пологим осыпным склонам и небольшим моренным валам (013). Встречаются следы людей – порванные ботинки, сломанный половник, гильзы и прочий мусор. Скоро в правом (ор.) борту долины, становится виден перевал Четырех 1А - высокая ярковыраженная осыпная седловина севернее в. Четырех (4321). Смотрится он проходимо, но не слишком приятно. Это крутая серая осыпь с перепадом ок. 800 м, без явных выполаживаний. Чуть менее чем через 1 хч. от ручья останавливаемся на концевых моренах ледника Активистов, у начала подъема на перевальный взлет. Здесь долина резко поворачивает на юг. Отсюда видны полого поднимающиеся к югу морены ледника Активистов, в. Белая Шапка (4740), в его верховьях, угадываются несложные седловины в левом (ор.) борте, ведущие параллельно нашей в верховья р. Сурметаш-Даван.

Тут следует разъяснить некоторые недоразумения, возникающие при сравнении имеющихся описаний. Всего существуют 3 седловины, ведущие из долины Активистов в долину Сурметаш-Даван. Две из них находятся к сев. от в. 4321 (между 4321 и Калькуш) и ведут в левый (ор.) исток р. Сурметаш-Даван, а одна к югу от 4321 и соединяет цирки ледников Активистов и Сурметаш-Даван. Все они достаточно неприятны, но формально соответствуют кат. 1А. Исторически истинным перевалом «Четырех» считается самая северная седловина, ближайшая к вершине Калькуш. Она хорошо просматривается из ущелья Активистов и несколько подавляет своей неприступностью. Вторая (центральная) седловина, известная так же под названием «Четырех Южный», находится к югу от пер. Четырех, но к северу от в. 4321. В свежих отчетах (рук. Шабалин, МГУ, 2011) под названием «Четырех» фигурирует еще один перевал "Четырех Верхний" или Сурметаш-Даван, находящийся к югу от в. 4321. Из долины Активистов он так же не просматривается, а путь подъема на него ведет вдоль ледника Активистов, и далее по осыпному кулуару его правого (ор.) борта. Эта седловина является самой описанной и, вероятно, наиболее простой из трех. Однако, мы решили восстановить историческую справедливость, пройти и описать истинный перевал Четырех.

Перевал Четырех

3900 м по классификатору

4150 м по GPS

ос

запад-восток

4.1.66

39&73051'81.8" N, 71&73043'63.9" E

Расположен

в сев. отрогах Коллекторского хребта, южнее в. Калькуш (4426)

Описание дается от морен ледн. Активистов до д. р. Сурметаш-Даван

Необходимое снаряжение

ледоруб или палки, горные ботинки.

Подъем на перевал начинается с конечных морен ледника Активистов и идет по средней и мелкой подвижной осыпи крутизной до 25-30° (014). Склон достаточно широк, чтобы двигаться параллельно, не опасаясь случайных камней. Выше осыпь становится мельче и подвижнее. В поисках опоры прижимаемся к правому (ор.) борту склона, к скальному ребру, вдоль которого идет слабая козья тропа. Здесь находится и небольшое выполаживание, пригодное для привала (не то, чтобы здесь совсем полого, но есть крупные камни, у которых можно заклинить рюкзак, чтобы он не скатывался, чуть менее 1 хч. от начала подъема). Выше склон постепенно выполаживается до 15-20°, но остается весьма подвижным. Забираем вправо (по ходу) и выходим на участок крупной осыпи на левом (ор.) борту склона. Подниматься по ней гораздо удобнее, чем по подвижной мелочи (1 переход, 40-45 ход. мин. от привала возле скал правого борта). Погода постепенно портится, начинается дождь, а потом и снег, видимость почти исчезает. Подниматься на перевал в такую погоду совсем не хочется, да и время уже обеденное. В поисках площадки под палатку забираем влево (по ходу) и выходим на седловинку, соединяющую несколько скальных выходов слабовыраженного разрушенного ребра. На седловине поставиться можно, но криво и тесно. Поднимаемся вдоль скал до ближайшего перегиба и неожиданно обнаруживаем там две искусственные площадки, ржавые банки и пр. следы цивилизации. (чуть более 2 хч. от начала подъема). Неподалеку со скал стекает мощный ручей. Возможно, он был бы меньше, если бы не подпитывался дождем, однако, найти здесь воду или, в крайнем случае, снег кажется возможным в любой ситуации. Вознеся богам соответствующие случаю благодарственные молитвы, в авральном режиме ставим палатку. Естественно, снег почти тут же прекращается и возобновляется только тогда, когда мы, отобедав, собираемся выходить.

С места обеда выходим в 15-15. Продолжаем подъем по подвижному мелкоосыпному склону крутизной 15-20° по слабым козлотрассам, выше выходим на снежник. Здесь расходятся пути на пер. Четырех и Четырех Южный. К пер. Четырех ведет прежний снежно-осыпной склон с небольшими скальными выходами, к пер. Четырех Южному - узкий ск-сн кулуар, возможно камнеопасный и полностью не просматривающийся. Продолжаем подъем по снежнику крутизной до 20-25° (015) выше, когда снежник забирает влево (по ходу) в сторону Калькуша, снова выходим на осыпь. Однако, это оказывается ошибкой. Двигаться по мелкой подвижной осыпи неудобно, приходится выходить на разрушенное скальное ребро и двигаться вдоль него, также забирая заметно левее (по ходу) седловины (016). На верхней границе ребрышка вдруг обнаруживаем мощную козлотрассу, идущую траверсом с небольшим набором от снежника до седловины перевала. Выходим на нее и за несколько минут поднимаемся на широкую сн-ос седловину. На восток от нее висит небольшой карниз и спуск не просматривается. Двигаемся южнее, обходя небольшой скальный жандарм на широком гребне и выходим на основную седловину. Она более узкая и более низкая, ск-ос (017), замусоренная банками и битым стеклом. Возможна ночевка. Здесь мы в 17-25 (ок. 2 хч. от места обеда). В туре в центре седловины записки не обнаружили. Быстро сфотографировавшись, начинаем спуск в сторону р. Сурметаш-Даван.

Спуск на восток по осыпному склону крут. до 15° полностью не просматривается. Он подрезан разрушенной скальной ступенью с широкими кулуарами крутизной 20-25°, вполне проходимыми, как оказалось позднее. Однако лезть в них без просмотра мы считаем неразумным, поэтому забираем траверсом влево и спускаемся по широкому ровному мелкоосыпному склону на морены давно отступившего ледника (018) и по ним, ниже по травянистым склонам в глубокое русло ручья - левого (ор.) истока р. Сурметаш-Даван (019). По руслу идет слабая тропа, есть несколько старых площадок под палатки. Ниже русло сужается почти до гордого имени каньона, но мы надеемся на то что отыскавшаяся тропа нас не подведет. Однако, время уже позднее, и в 18-20 мы ставим палатку на старой площадке на правом берегу ручья, чуть выше сужения. От перевала чуть больше 0,5 хч.

Время: 6,5 хч.

Расстояние: 5 км.

Высота: 2950 - 4150 - 3800 м.

4 день

20.07.2012 Подъем по д. р. Акташ.

Погода в целом хорошая, переменная облачность, во второй половине дня дождь.

Выход в 7.40. От лагеря в русле ручья у истоков р. Сурметаш-даван спускаемся вдоль реки по слабой тропе. Сужение русла проходится без проблем по левому берегу, ниже тропа снова переходит на правый и через 10-15 ход. мин. выводит на широкую пологую тр-ос поляну у слияния ручьев (020). Правый, текущий из цирков ледн. Сурметаш-даван и Белая шапка, полноводнее нашего, но проблем с его преодолением не должно быть. К сожалению, находящиеся в верховьях цирка перевалы на р. Активистов, Гаджир и ледн. Дугоба-Шигоу от слияния ручьев не читаются, видна только снежная седловина пер. Сурметаш-Даван (1Б), ведущая на Гаджир, но весь путь на перевал скрыт за отрогами.

Чуть выше слияния ручьев переходим на левый берег, и по хорошей тропе уходим влево траверсом пологих травянистых склонов до травянистого бугра 3488 с многочисленными стоянками, будто нависающими над долиной (10-15 ход. мин. от слияния ручьев). Отсюда прекрасный вид на верховья реки Акташ, ледник Дугоба-шигоу, вершины и перевалы верховий ледника, в том числе и пик Акташ (021). Также просматривается характерный скальный выход именуемый "Пуп Сельского" на слиянии рек Акташ и Шигоу. Сворачиваем с тропы и по пологим травянистым склонам спускаемся в направлении "Пупа" (20-25 ход. мин. от бугра 3488 (022). На седловине "Пупа" загон для скота, многочисленные тропы с разных направлениях. С седловины спускаемся к реке Акташ по тропе по крутому лесистому склону (023). У подножия "Пупа" на левом берегу Акташа многочисленные альпинистские стоянки, в данный момент пустые (15-20 ход. минут с седловины).

По мосту переходим на правый берег реки Акташ выше слияния ее с Шигоу и поднимаемся по тропе по травянистому склону, обходя верхом каньоны и прижимы в узком русле Шигоу. Траверсом тр-ос склона хорошая тропа приближается к реке Шигоу (024), выходит на ее левый (ор.) берег и упирается в ск-ос кулуар, спускающийся к реке (025) 40-45 ход. мин. от р. Акташ). Кулуар крут. в среднем 25-30° (на коротком участке до 70°), оборудован перилами из ржавой толстой проволоки. Другого спуска к реке нет. С гимнастической страховкой спускаемся в кулуар (026) и по нему — к реке Шигоу (027), на выполаживание между двумя каньонами (028). Здесь нужно перейти на правый берег реки. В большинстве случаев можно перепрыгать по камням. Для подстраховки можно использовать стационарно висящую веревку. В нашем случае переправа была простой, перепрыгнули не замочив ног. Здесь же рекомендуем наполнить фляжки, до следующей воды далековато. Дальнейший подъем по хорошей тропе по тр-ос склону правого берега реки в направлении скальной ступени, преграждающий вход в висящую долину (023). Скальную ступень проходим по тр-ос склонам и кулуарам (35-40 ход. мин. от переправы) и попадаем в пологую серую долину Шигоу (029). Хорошая тропа идет правым (ор.) бортом по ос. склонам, поросшим редкой травкой, река течет внизу в глубоком конгломератно-осыпном русле. Впереди прекрасно виден пик Акташ, он кажется совсем рядом. Мы не хотим сегодня подниматься высоко, однако удобных мест для стоянки здесь нет, приходится двигаться вперед по тропе. Она петляет по древним моренным валам, постепенно приближаясь к реке. Впереди на реке виден очередной каньонистый участок. Недалеко от него видим места под палатки, столик и стенку для очага. До реки здесь все еще далековато, но спуск возможен. Решаем не искать добра от добра и в 11.50 останавливаемся на обед и полудневку (0,5 ход. часа от выхода на скальную ступень).

Время: менее 3 хч.

Расстояние: 7,5 км.

Высота: 3800 - 3100-3500 м.

5 день

21.07.2012 Р. Шигоу — пер. Акташ (1Б,4440) — лед. Дугоба

Погода прекрасная.

Выход в 7.25. От лагеря от правом (ор.) берегу р. Шигоу начинаем подъем по тропе к пер. Акташ. Хорошая тропа плавно набирает высоту по валам древних морен. За 1,5 хч. выходим на широкую тр-ос поляну со следами многочисленных стационарных ночевок — т.н. «верхние акташские ночевки». Отсюда прекрасно видны две седловины перевала Акташ прямо впереди и одноименная сн-ск вершина чуть западнее (030). Остальные вершины этого цирка смотрятся менее значительными, это ск-ос купола, теряющиеся в хаосе отрогов. Продолжаем подъем по тропе мимо многочисленных стоянок. Постепенно тропа забирает влево по ходу вдоль русла пересыхающего ручья и благополучно теряется в моренах правого (ор.) борта долины. Выходим на пологий снежник в кармане морены и по нему ровно и быстро подходим к подножию перевального взлета (чуть более 1 хч. от «верхних акташских ночевок»). Отсюда прекрасно видны обе сн-ос седловины перевала, разделенные невысокой куполообразной вершиной (031). К перевалам ведет некрутой (10-15°) ровный закрытый ледник. В нижней части от становится круче (20-25°), а язык теряется в моренах ниже и правее (по ходу) нас. На моренах связываемся, одеваем кошки и продолжаем подъем.

Перевал Акташ

в Коллекторском хребте восточнее в. Акташ

Описание дается от лед. Акташ до лед. Дугоба

Необходимое снаряжение

веревки, ледорубы, кошки, личное специальное снаряжение.

Сначала приходится слегка приспуститься с морен на правый борт ледн. Акташ, далее подняться по диагонали слева-направо по крутому (около 20°) закрытому леднику (032) до выхода в пологий предперевальный цирк. Отсюда возможен подъем на любую из седловин перевала. Мы выбираем западную, ближайшую к вершине Акташ. Поднимаемся по пологому закрытому леднику, обходя редкие незначительные трещины (033), выше — по заснеженной осыпи, в 13-00 выходим на ярко выраженную осыпную седловину перевала (1,5 ход. часа от привала на правобережных моренах).

На седловине несколько хороших мест под палатки, но жидкой воды нет, поэтому обед приходится отложить. Тур на правом (западном) борту седловины. К нашему удивлению записки в туре нет, видимо кто-то из альпинистов позаимствовал. С перевала прекрасный вид как назад, на север, на теплые зеленые долины, так и вперед, на юг, на суровые ледники и скальные стены Высокого Алая (034). Особенно привлекают взгляд ближайшие массивы пиков Узбекистан и Матерей в правом (ор.) борту ледн. Дугоба. Спуск с перевала на ледн. Дугоба представляет собой крутой (до 25°) осыпной кулуар, местами подвижный (035). По кулуару идет хорошо заметная, но не слишком удобная тропа. Спуск быстр и не сложен, но требует внимательности и осторожности. Оставляем на перевале часть снаряжения, так как собираемся завтра вернуться сюда для восхождения на пик Акташ по восточному гребню. Сразу скажем, это была не лучшая идея. Восточный гребень штука длинная-предлинная и малоинтересная (036). Альпинистам, идущим на вершину с «верхних акташских ночевок» его не избежать, но с ледн. Дугоба можно подняться напрямую, гораздо ближе к вершине, под самое начало технического участка. Однако мы об этом еще не знаем, и, придерживаясь общепринятой тактики, собираемся подниматься через пер. Акташ. Но завтра. А сегодня нам надо поставить лагерь на моренах ледн. Дугоба, откуда можно будет выходить на штурм пер. Крестовый.

С пер. Акташ спускаемся по осыпному кулуару двумя группами по два человека и сразу уходим вправо, в карман левобережной морены, минимизируя сброс высоты. В кармане есть места под палатки, на леднике - ручьи. Однако мы решаем подняться повыше и поискать места поближе к пер. Крестовому. С морены выходим на пологий, местами закрытый ровный ледн. Дугоба и поднимаемся вдоль его левого (ор.) борта на запад. Впереди видна зона трещин на перегибе ледника. Чуть на доходя до нее, выходим на морены под склонами пика Акташ и высылаем разведку на поиски площадки. Оббегав подножия ближайших кулуаров разведка возвращается ни с чем. Приходится ровнять новую площадку на гребне левобережной морены (40 ход. мин. от седловины перевала, 20-25 от выхода на ледн. Дугоба). Здесь в 15-00 ставим лагерь. Вода в ручьях на леднике.
Чуть выше лагеря хорошо просматривается сн-ос кулуар, выводящий на седловину между в. Акташ и ее основным жандармом. Здесь проходит обычный альпинистский путь спуска с в. Акташ. Кулуар длинный, но не крутой и не такой живой, как казался по описаниям, подъем по нему вполне возможен. Также возможно подняться по более коротким кулуарам, выводящим на восточный гребень между перевалом и Большим жандармом (036). Любой из этих путей кажется логичнее и короче пути по всей длине восточного гребня. Если бы не оставленные на перевале веревки и личное железо мы бы рискнули проверить это утверждение, однако теперь придется делать все, как положено, а право искать приключения оставить другим, менее предусмотрительным группам =(.

Выводы: Перевал Акташ представляет собой классическую 1Б и может быть рекомендован для прохождения в походах 2 кат. сл. С севера на несложном леднике возможна организация связок, с юга применение специальных навыков не требуется.

Время: менее 6 хч.

Расстояние: 7 км.

Высота: 3500 - 4440 - 4370 м.

День 6

22.07.2012 Попытка восхождения на п. Акташ (2Б, 4939)

Погода плохая. Переменная облачность, временами дождь, снег.

Выход в 7.40. За 40 ход. мин. по своим вчерашним следам возвращаемся на седловину пер. Акташ и начинаем подъем по восточному гребню (037). Гребень длинный, ск-ос, осложненный разрушенными скальными жандармами. Посчитать их не представляется возможным, но их явно больше чем шесть, о которых говорится в альпинистском описании. Подъем начинаем по слабой тропе по правой (северной) стороне гребня. Скоро тропа теряется. Склон становится круче, появляются участки снега и натечного льда. Переходим на левую (южную) сторону гребня и продолжаем движение вдоль него, траверсируя разрушенные скалы и многочисленные ос. кулуары. Когда на пути встречается глубокий кулуар с высокими скальными бортами, мы возвращаемся на гребень и оказываемся в глубокой снежной мульде. Возможно здесь и должно быть озеро, однако сейчас всё засыпано глубоким снегом. Время 10-00. Одеваем кошки и двигаемся по снегу по сев. стороне гребня. Приходится провесить одну веревку (закрепление петлей за скальный выступ) для уверенного прохождения крутого рыхлого участка. Выше снег становится жестче, и идется проще (038), однако скоро снег заканчивается. Сев. сторона представляет собой мелкую крутую осыпь с участками натечного льда, движение по которой невозможно. Уходим опять на южную сторону через незначительную седловинку. Неожиданно видим тур, в нем находим записку двух альпинистов: Байназаров Андрей (г. Фергана) и Горявчевой Веры (г. Междуреченск), восходивших на вершину по восточному гребню 09.07.2008. Ну что ж, значит мы не сильно отклонились от описанного маршрута, хотя то, что мы видим, описаниям нисколько не соответствует. Продолжаем движение по живой осыпи и разрушенным скалам с южной стороны гребня, и в 11-50 выходим на сн-ос седловину у подножия большого жандарма. Здесь устраиваем привал, пытаемся набрать воду, капающую со снежника, но безуспешно. Погода постепенно портится, внизу заманчиво светится оранжевый тент нашей палатки. А ведь мы могли попасть сюда за пару часов просто поднявшись по кулуару! Но надежда нас еще не покинула и мы продолжаем траверс с южной стороны гребня, обходя большой жандарм по разрушенным скалам и живой осыпи. Наконец, в 12-20 мы оказываемся ск-ос кулуаре, выводящем на седловину между вершинной башней и Большим жандармом. Этот же кулуар используется и для спуска на ледн. Дугоба. Но выход на седловину затруднен участками снега и льда, лежащими на осыпи, подъем возможен только в кошках, в то время как спуск проблем не представляет. К тому же погода портится окончательно, начинается мокрый снег с порывами ветра. Видимость сокращается до сотни метров. Лезть в такую погоду на Акташ, славящийся своими видами, представляется занятием нелогичным и в 12-30 мы принимаем решение о спуске.

Спуск проходит по осыпному кулуару, местами подвижному, крутизной до 20-25°. Однако это не тот «лифт» о котором мы мечтали. Осыпь скорее здесь среднего размера, местами лежащая на бараньих лбах и разрушенных скалах, при спуске приходится искать наиболее простые пути и опасаться случайных камней. В центре кулуара лежит длинный снежник с ручьем, эти камни генерирующий.

При первой же возможности мы пересекаем снежник и уходим на правый (ор.) борт кулуара, а ниже в соседний (правый) дополнительный кулуар. Он шире, положе и не столь камнеопасен. В нижней части кулуара лежит мощный снежник (039), выводящий на левобережные морены ледн. Дугоба. Спуск из-под седловины на морены занял 1 хч. У подножия кулуара на крутом моренном валу возле большого камня обнаруживается площадка под палатку, не замеченная вчера нашими разведчиками. Площадка может пригодиться кому-то, неожиданно поздно спускающимуся с Акташа. Однако для групп, двигающимися вдоль ледн. Дугоба она неудобна, ибо расположена весьма высоко на левом (ор.) борту долины. Да и жидкую воду здесь придется поискать.

Дальнейший путь в лагерь вдоль лев. борта ледн. Дугоба проблем не составляет и занимает 10 ход. мин. В 13-40 мы в лагере. Забиваемся в палатку и до вечера стараемся не вылезать.

Выводы и рекомендации:

Пик Акташ является препятствием не столько технически сложным, сколько длинным, требующим продуманной тактики и слаженных действий группы. По прошествии времени видится 3 причины, приведшей нас к неудаче:

· Недостаточная акклиматизация. Мы еще не растрясли городской жирок, поэтому двигались медленно и без особого энтузиазма. Еще не чувствовали себя легконогими козочками, а скорее тягловыми лошадьми. Рельеф восточного гребня несложен, и двигаться по нему надо гораздо быстрее, чем это делали мы.

· Ошибки в тактики. Мы хотели всего и сразу. Ночевать на небольших высотах (следствие недостаточной акклиматизации), пониматься на вершину без рюкзаков (простая человеческая лень), и иметь возможность впоследствии стартовать из лагеря на пер. Крестовый. Для облегчения жизни был придуман ход с оставлением части снаряжения на пер. Акташ. О возможности подъема на вершину по пути обычного спуска мы вовремя не подумали, хотя сейчас она кажется очевидной. Однако, оставив снаряжение, мы были вынуждены вернуться на перевал, как бы нам не хотелось этого избежать.

· Плохая погода. Если бы погода повторяла вчерашнюю, мы бы в конце концов его домучили. Никаких непреодолимых трудностей нам по пути не встретилось. Однако лезть на обзорную точку в условиях сплошного «молока» по меньшей мере обидно. К условиям плохой погоды можно отнести и глубокий рыхлый снег на северной стороне гребня, ледовые проплешины на южной стороне и отсутствие жидкой воды на гребне. Вода, принесенная снизу, быстро закончилась, а топить ее из снега долго, хотя у нас и была с собой горелка.

И тем не менее, хотя цель не была достигнута, но основные задачи, поставленные нами на этом восхождении были выполнены. Ибо планировалось оно в первую очередь для акклиматизации, для скорейшего восстановления личной техники и тренировки совместных действий группы в боевых условиях. Этим мы и занимались весь день, и больше старались не повторять совершенных сегодня ошибок.

Время: менее 5-5,5 хч.

Расстояние: 4 км.

Высота: 4370 - 4850 - 4370 м.

День 7

23.07.2012 Лед. Дугоба — пер. Крестовый (2Б) — лед. Ташкент.

Погода в целом удовлетворительная, переменная облачность, временами снег.

Выход в 7.55. От лагеря на левобережной морене ледн. Дугоба под склонами пика Акташ спускаемся на левый борт ледника и начинаем подъем по открытому льду вдоль левого борта. Выше зоны трещин ледник становится закрытым. Связываемся и продолжаем движение, постепенно выходя на центр ледника (040). Хотя время еще раннее, снег держит плохо, временами лидеру приходится тропить ниже колена. Постепенно набирая высоту, минуем пер. Дугоба и 100-лет Ферганы, по левому (ор.) борту и пер. Картографов по правому (ор.) борту. Перевалы Дугоба (2Б) и 100-лет Ферганы (2Б) с южной стороны осыпные, умеренной крутизны, и выглядят не сложнее 1Б. Их определяющая сторона северная. Пер. Картографов (3А) смотрится не очень сложным, скорее неприятным. Это система крутых, ск-ос кулуаров, осложненных снежниками. Перевал явно камнеопасен, и желания на него лезть не возникает. Впереди хорошо видна низкая седловина перевала Шигоу (2Б), запирающая с запада лед. Дугоба. Перевального взлета с нашей стороны практически нет, зато на запад с перевала спускается мощный ледопад, являющийся определяющим препятствием. Чуть южнее и гораздо выше пер. Шигоу, в южном борту цирка видна слабовыраженная седловина пер. Крестовый (041). Перевал трехсторонний и соответственно имеет двойную категорию. При прохождении на ледн. Гаджир он оценивается как 3А, а при прохождении с ледн. Дугоба на ледн.Ташкент или в обратную сторону — 2Б. Перевальный взлет представляет протяженный сн-лд склон, крутизной до 35°, подрезанный небольшим бергшрундом, почти засыпанным ближе к пер Шигоу. Чуть не доходя до бергшрунда останавливаемся, одеваем кошки, и готовимся к подъему (чуть более 2 хч. от лагеря).

Перевал Крестовый

4800 м по классификатору

4960 м по GPS

сн-лд

северо-юг

4.1.31

39&73048'30.63" N, 71&73043'69.70" E

Расположен

в Коллекторском хребте, к северу от пика Ташкент, в узловой точке отрога к в. Узбекистан. Соединяет ледники Дугоба и Ташкент.

Прохождение

описание дается от ледн. Дугоба до слияния истоков ледн. Ташкент.

Необходимое снаряжение

ледоруб, кошки, ледобуры, веревки, личное специальное снаряжение

Подъем начинаем в связках по снежному склону крутизной около 30°. Бергшрунд переходим по надежному мосту. Выше берга снег глубокий, но надежный, ступени получаются отличные. Но постепенно склон становится круче (до 35-40°), снега меньше, под снегом появляются многочисленные ручьи (чуть более 1 хч. от начала подъема). Приходится встать на передние зубья. Тратить время на полноценную провеску веревок не хочется, поэтому продолжаем идти в связках одновременно, осуществляя страховку через промежуточные ледобуры (042). Поскольку склон несложный, это получается гораздо быстрее. Менее чем за 1 хч мы проходим расстояние примерно равное 3-4 веревкам и выходим на седловину пер. Крестовый.

Седловина широкая, снежная, ограниченная с запада узкими скальными воротцами, обрывающимися крутой стеной на ледн. Гаджир. Тур на скалах вост. борта. Сняли записку группы туристов т/к МГУ под руководством Домбровского Е. от 10.08.2011. Перед этим они сняли записку туристов т/к НГУ под руководством Симонова Н.А. от 04.08.2009. Чтобы попасть отсюда на ледн. Ташкент, надо траверсировать снежный купол небольшой вершинки, находящийся восточнее перевала, и спускаться на юг с нее. В принципе это достаточно простой маневр, не представляющий проблем, но тут выключили видимость. Искать в сплошном тумане пологий купол вершины, зная что с северо-восточной стороны она обрывается на ледн. Дугоба красивой стеной с заметными карнизами - удовольствие ниже среднего. Лидера выпускаем на веревке, хотя в обычных условиях она тут не нужна. Он поднимается на купол, находит разрушенный ск-ос гребешок, где крепит веревку за камень. Дальнейшее движение в связках вдоль выхода камней и снежный наддувов до расширения гребня. Здесь опять дают видимость, и мы понимаем, что узловую точку мы миновали — перед нами стоит пик Ташкент, а внизу виден одноименный ледник. Начинаем спуск.

Спуск на ледн. Ташкент в верхней части представляет собой воронкообразный снежный склон крут. до 10-15°, ниже подрезанный разрушенной ск-ос стеной с несколькими кулуарами (046). Спускаемся в связках, местами с тропежкой по середину бедра. Под снегом слышны мощные ручьи. Идем ориентируясь на мелкоосыпной поясок, ограничивающий сверху скальную стену (043), далее вдоль него спускаемся к центральному, самому широкому кулуару (менее 0,5 хч от перевала). Кулуар ск-лед, крутизна ок. 35° (в нижней части круче). Под снегом слышен мощный ручей вдоль правого (ор.) борта. Начинаем вешать веревки по лев. борту, подальше от ручья (044). Всего было провешено две веревки, крепление верхней на ледобурах, нижней на ледорубе. Замыкающий спускается с нижней страховкой. Снег в кулуаре глубокий и рыхлый (по середину бедра). Ниже кулуар становится круче (до 45°) и уже. Ручей выходит на центр и спускаться, не попадая в него, не получается. Выходим на скальную полку правого (ор.) борта кулуара, снимаем кошки. Дальнейший спуск пешком по бараньим лбам и осыпным склонам прав. борта кулуара (045) до выхода на снежник, а ниже на открытый, слегка заморенный, пологий ледн. Ташкент (около 1 хч. от начала провески веревок).

Далее спускаемся вдоль левого (ор.) борта ледника и в 15-40 встаем лагерем на мелоосыпной покровной морене напротив подъема к пику Ташкент (около 10-15 ход. мин. от спуска с перевала). Пьем чай под вечерним солнышком и рассматриваем путь подъема на пик Ташкент (047). Подъем представляется непростым, но вполне возможным. Подъем на пер. Ташкент по крутому сн-лед склону (до 45-50°), подрезанному бергшрундом. До берга, вероятно, можно дойти в связках, далее видится 5-6 веревок до выхода на гребень. Гребень пологий, ровный, сн-лед, вероятно, возможно движение в связках до вершины. Спуск с вершины на ЮЗ по имеющимся фотографиям и спутниковому снимку кажется совсем простым и технической работы не требующим. Предварительно траверс пика Ташкент укладывается в рамки рабочей 2Б на 5-6 веревок. И долгой работы в связках. Обсудив перспективы, планируем первопрохождение на завтра. А ночью пошел снег...

Время: 5,5-6 хч.

Расстояние: 7 км.

Высота: 4370-4960-4600 м.

День 8

24.07.2012 Лед. Ташкент — пер. Скрытный (2Б) — лед. Гаджир

Снег шел всю ночь и все утро.

И мы забили на Ташкент... Потом непогода отступила на пару часов, устроив классическую заманушку, а в середине дня вмазала с новой силой, теперь уже до вечера. Уже к утру склоны пика Ташкент оказались перегружены снегом. Сошло несколько незначительных лавинок, но основная масса оставалась висеть. В такой ситуации идти на первопрохождение было страшно, а сидеть и ждать у моря погоды - лениво. Да и небо вроде просветлело. Принимаем решение идти по запасному варианту через пер. Скрытный (2Б). Под ярким солнышком собираем лагерь и в 8-30 выходим.

Спускаемся по закрытому пологому леднику к слиянию его истоков (047) и начинаем подъем вдоль левого (ор.) борта правого истока. Справа (по ходу) остается высокая скальная стена пика Ташкент, слева — невысокий сн-ск гребень, разделяющий ледн. Ташкент и Егорова. В скальной стене, запирающей цирк между вершиной 5150 и пиком Ахунбабаева виден узкий снежный кулуар — пер. Скрытный (048). По описаниям кулуар должен быть ск-ос с небольшими снежниками, в нашем случае он сн-лед и не столь камнеопасный, как обычно. По закрытому леднику подходим под перевальный взлет (чуть менее 3 хч. от лагеря) и начинаем подъем.

Перевал Скрытный

39&73046'91.72" N, 71&73042'81.76" E

в Коллекторском хребте, южнее пика Ташкент

Прохождение

Описание дается от слияния истоков ледн. Ташкент до правобережных морен лед. Гаджир.

Необходимое снаряжение

ледорубы, ледобуры, скальное снаряжение, кошки, веревки, петли, расходник, личное специальное снаряжение

У подножия кулуара крутизна возрастает до 25-30°, ледовый склон подрезан небольшим бергом. Надеваем кошки и в связках поднимаемся ко входу в кулуар (049), где на правом (ор.) борту обнаруживается удобная скальная полка, на которой можно перекурить и оправиться. Погода тем временем портится, видимость исчезает, начинается снег и холодный порывистый ветер. Но отступать поздно, вешаем веревки вверх по кулуару (крутизна до 45-50°). Крепление первой веревки на ледобурах, второй на скальном выступе (050), третьей — на старых стационарных крючьях на левом (ор.) борту кулуара. Третья веревка выводит нас на широкую пологую осыпную полку в верхней части кулуара. Выше кулуар расширяется и становится положе (до 35-40°). Еще одна веревка вдоль левого борта (крепление на петле за камень на седловине) выводит нас на перевал (051). Техническая работа на подъеме заняла около 2,5 часов, на седловине мы в 14-30.

Седловина перевала узкая, сн-ос. Тур на разрушенных скалах на сев. борту. Снова записка от группы Домбровского Е., от 11.08.2011. Перед этим они сняли записку группы т/к НГУ под руководством Симонова Н.А. от 03.08.2009. В нашем случае седловина была завалена глубоким свежим снегом (052). Для удобного и безопасного нахождения на ней пришлось навесить перила с сев. борта на южный (крепление на петле и на старом швеллерном крюке). 4 человека чувствуют себя здесь достаточно просторно, но большим группам, возможно, покажется тесновато. Спуск начинаем в 14-45, так как погода не располагает к долгим посиделкам.

Спуск с перевала на сев-зап в сторону ледн. Гаджир проходит по ск-сн кулуару, крутизной в верхней части до 45°, ниже выполаживающемуся до 25-30°. Спуск осложняется скальной ступенью высотой 3-5 метров, покрытой натечным льдом. В описании фигурируют еще две аналогичные ступени, но мы их не заметили. Возможно, они были завалены снегом, хотя верится в это с трудом. Спуск начинаем по перилам вдоль левого (юж.) борта кулуара по снежному склону крутизной до 50° в верхней части. Первая веревка выводит нас на выполаживание над скальной ступенью, однако закрепить здесь вторую веревку не получается. Приходится подняться до середины первой веревки и закрепить вторую на скальном выступе левого борта. Склон здесь крутой, места мало. Возможно, при меньшем количестве снега веревку получится закрепить и пониже. Это было бы удобнее, но это только предположение. На второй веревке подходим к скальной ступеньке (053). Ее высота по центру около 5 метров, вдоль лев. (ор.) борта около 3,5 метров, крутизна до 100° (т. е. заметная отрицаловка). Поверхность покрыта натечным льдом, вдоль правого борта течет ручей, создавая сложную композицию из кривых от ветра сосулек. К сожалению, зависнуть на веревке и качественно сфотографировать ее у нас не хватило энтузиазма :( Ниже ступени склон постепенно выполаживается до 35°. Кулуар расширяется. Продолжаем спуск по перилам, вдоль левого борта, и крепим веревку на большом камне. Для этого веревку приходится нарастить всеми имеющимися у лидера петлями, но выше хороших точек нам не попалось, возможно они сейчас все под снегом.

Дальнейший спуск по сн-ос кулуару крутизной в верхней части около 35-30°, ниже выполаживающемуся до 25-20°. Возможно, здесь имело смысл повесить еще одну веревку, однако мы решаем спускаться как можно быстрее, чтобы не задерживаться в перегруженном снегом кулуаре. 15-55 (чуть более 1 хч. от седловины) группа собирается на моренах небольшого ледничка №498, обрывающегося на лед. Гаджир (054). Здесь связываемся и продолжаем спуск по пологому закрытому, ниже открытому и заморененному леднику вдоль его правого (ор.) борта. Ниже ледник становится круче, появляются трещины и промоины. Выходим на осыпные склоны правого борта (0,5 хч. от спуска на морены), снимаем кошки. Дальнейший спуск по крутым (до 25-30°) подвижным осыпным склонам под снегопадом и шквальным ветром, в белую мглу неизвестности запомнится нам надолго. Он был недолог, но показался вечностью. Наконец, выходим на моренные валы ледника Гаджир, где ветер уже не столь силен, забираем чуть вправо (по ходу), и почти чудом обнаруживаем между моренами старые станционарные площадки (чуть более 0,5 хч. от спуска с ледника). И здесь в 17-10 ставим лагерь. Снег практически тут же прекращается, нас ожидает красивый вечер и светлая звездная ночь.

Время: 7 хч.

Расстояние: 5 км.

Высота: 4600 — 4950 — 4400 м.

День 9

25.07.2012 Лед. Гаджир — пер. Гаджир Зап. (1Б) — морены лед. Караказык

Погода в целом удовлетворительная, после обеда начинаются короткие снежные заряды и затем дождь.

Утром холодно, пришлось единственный раз за весь поход одеть пуховку при сборах. Выходить не торопимся, сушимся и греемся на солнышке, рассматриваем суровые перевалы левого борта ледн. Гаджир и простой осыпной спуск с ледн. №499 под склонами пика Ташкент (055). Здесь мы бы спускались, если бы прошли траверс. Действительно, спуск соответствует 1Б-2А категории сложности, так что определяющий участок траверса — подъем на перевал Ташкент с востока.

Выход в 8.10. От лагеря на моренах правого борта ледника Гаджир спускаемся по моренам и пологим снежникам вдоль правого борта, ниже выходим на открытый заморенный ледник. Скоро ледник выполаживается и круто поворачивает на север. Внизу виден широкий пологий тр-ос цирк его левого (ор.) борта под склонами в. 5053. Там хорошо, но нам туда не надо... Не спускаясь к цирку, пересекаем ледник и подходим под ск-ос кулуар, ведущий к пер. Гаджир Зап. (ок. 1 хч. от лагеря).

Перевал Гаджир Зап.

4600 м. по классификатору

4560 м. по GPS

сн-ос

юго-запад –- северо-восток

4.1.12

39&73046'52.48" N, 71&73040'05.13" E

Расположен

в северо-западном отроге Алайского хребта, разделяющем долины рек Караказык Сев. и Гаджир, к вост. от в. 4829.

Прохождение

Описание дается от лед. Гаджир до р. Караказык Сев.

Необходимое снаряжение

ледоруб или палки, горные ботинки.

Кулуар не крут, но весьма неприятен — здесь стыкуются участки конгломерата, осыпи, снега и льда. C перевала над кулуаром нависает небольшой карниз. В верхней части кулуара слабый ручей, образующийся из тающего снега, вымывает из осыпи небольшие камешки. Пока небольшие... Экспозиция склона СВ, так что он освещен уже давно и будет освещен еще долго. Во избежание неприятностей, решаем подниматься не по снегу в кулуаре, а по осыпи его (ор.) левого борта (056). Конечно, это менее удобно, но нам этот путь показался более безопасным. Начинаем подъем по мелко- и среднеосыпному склону крутизной от 20°, выше 25°. Осыпь неприятная, очень живая, местами под камнями текут ручьи, встречаются участки мертвого льда. Поднимаемся медленно и очень аккуратно, передвигаясь от одного большого камня к другому, ориентируясь на два скальных останца на левом (ор.) борту кулуара. Мы рассчитываем, что возле них склон будет надежнее, а осыпь менее подвижна. Наконец, через 1,5 хч. от начала подъема мы выползаем на небольшую пологую площадку у подножия первой башни. Выдыхаем, оглядываемся. А какие отсюда виды (057)!!! С СЗ кулуар ограничен высокой скальной стеной в. 4829, с востока — ск-лд склоном в. 4716. Сзади на востоке возвышается снежный купол пика Ташкент (5259). В голубом небе кружатся орлы... А с юга из-за перевала наползает непогода.

Продолжаем подъем по крутой (до 30-35°) средней осыпи, обходя справа (по ходу) первую скальную башню. В ее тени лежит небольшой снежник, камни смерзлись, но стали очень скользкими. Выше склон слегка выполаживается, и мы выходим на широкий, слабовыраженный мелкоосыпной гребешок, соединяющий два останца. Здесь мелкая красная осыпь лежит на разрушенных бараньих лбах и не столь подвижна, как внизу. По гребешку подходим под вторую скальную башню, которая оказывается началом разрушенного скального гребня, делящего кулуар надвое. Подъем возможен как южнее, так и севернее его, однако южный вариант кажется более предпочтительным, т.к. выводит ближе к перевальной седловине. Обходим скальную башню слева (по ходу), поднимаясь в узком крутом кулуаре между двумя скальными выходами (058), далее по выполаживающемуся мелкоосыпному склону, выходим на перевальное плато пер. Гаджир Зап. и спускаемся влево по ходу на слабовыраженную селовину (чуть менее 1 хч. от первой башни).

Седловина перевала очень широкая, сн-ос. Возможны ночевки, однако жидкой воды нет (059). Тур на большом плоском камне в центре седловины. Сняли записку от группы Домбровского, от 12.08.2011. Перед этим они сняли записку группы т/к МГТУ под руководством Вереникина А.С. от 09.08.2011. С перевала прекрасные виды как назад, на СВ, так и вперед на ЮЗ, однако погода портится, видимость исчезает, и наслаждаться пейзажем нам не приходится =(. В 13-00 начинаем спуск в долину Караказык. Спуск проходит по пологим ск-ос склонам до близкого выполаживания — висячего цирка на левом (ор.) борту долины Караказык (060). В цирке большое по площади, но мелкое озеро, рядом с ним мелкоосыпные площадки. В ожидании ухудшения погоды встаем здесь на обед (ок. 15 ход. мин. от перевала).

За время обеда и послеобеденного сна проходит несколько коротких снежных зарядов, однако принципиально погода не меняется. В 16-30 мы наконец-то выходим и продолжаем спуск в д.р. Караказык.

Обходя озеро слева по ходу (по верхнему берегу), мы подходим к руслу вытекающего из него ручья и спускаемся вдоль него по некрутому осыпному склону, иногда перескакивая с берега на берег. Постепенно русло становится все глубже. Возникает идея, что скоро ручей может уйти в каньон, но выбираться на морены (ор.) левого борта уже достаточно высоко, да и ветер там сильнее, чем в русле. Продолжаем спуск по ручью пока не упираемся в каньон. Чуть выше него переходим на левый (ор.) берег и траверсом крутого (до 25°) ск-ос склона выходим на заметную седловинку на перегибе склона. Отсюда можно подняться как на пологие морены левого борта, так и спуститься в русло ручья ниже каньона (061). Мы решаем спускаться. Погода к этому времени окончательно портится, начинается снег с дождем, шквальный ветер. По крутому (до 25-30°) длинному мелко- и среднеосыпному кулуару спускаемся в русло ручья, все еще огороженное высокими скальными стенами, но вполне проходимое. Спускаемся вдоль русла ручья по средней и крупной осыпи, местами по широким скальным ступеням. Скоро ручей теряется в камнях. Продолжаем спуск по пересохшему руслу, пока не выходим на тр-ос морены правого борта ледн. Караказык Вост (ок. 1 хч. от озера). Как только позволяет погода, стараемся рассмотреть спуск в обход каньона. Если бы мы спускались не по руслу, а вышли бы на морены левого борта ручья, мы бы прошли по относительно ровной и пологой моренной полке, но с нее все равно пришлось бы спускаться по крутому и протяженному осыпному склону (062). Возможно, этот путь и более логичен, но наш - с каньоном и скальными стенами зрелищней и интересней.

Дальнейший спуск по карману морены правого борта, по слабой тропе, ниже по травянистым террасам древних морен ледника (063). Когда появляется трава, тропы приобретают хаотический характер — здесь пасутся яки, а их представление о проходимых участках сильно отличается от нашего. Спускаемся без тропы по тр-ос склонам покровных морен в поисках площадки под палатку, желательно возле ручья. Однако ручьев здесь немного. Наконец, на перегибе долины находим мощной чистый ручей, вырывающийся из-под морены. Наперегонки с очередной грозой в 18-40 ставим лагерь на травянистых площадках на его левом берегу (чуть более 1 хч. от спуска на морены правого борта ледника).

Время: менее 6 хч

Расстояние: 7,5 км

Высота: 4400 - 4000 - 4560 - 3800 м

День 10

26.07.2012 Д.р. Караказык. Сев. Полудневка. Подъем заброски.

Переменная облачность, временами дождь.

Выход в 7-35. Под моросящим дождем собираем лагерь и спускаемся вдоль ручья по плохой ячьей тропе в карман морены правого борта ледн. Караказык Центр (№488). Здесь, на травянистой площадке у ручья ставим палатку (менее 0,5 хч. от места ночевки), забрасываем все вещи и в 8-25 отправляемся за заброской.

Спускаемся сначала по карману правобережной морены вдоль ручья, далее, по маркированной турами тропе пересекаем морену и выходим на разрушенную автомобильную дорогу, ведущую из долины к пер. Караказык правым берегом реки. Дорога на всем протяжении читается хорошо (064, 065), долина живописная, да и погода вполне нормальная. Практически на всем этом участке дорога пригодная для проезда полноприводных машин. Спуск налегке доставляет удовольствие. За 2,5 хч. спускаемся к своей заброске, закопанной чуть ниже слияния Караказыка и Аллаудина, и без проблем находим ее. Обратный путь по той же тропе занял 3 ч. 40 мин. чхв. В 15-35 мы возвращаемся в лагерь (066). Праздничный обед, полдник, ужин и еще раз ужин...

Время: 6,5 хч

Расстояние: 23 км (в зачет 12 км)

Высота: 3800 - 2600 - 3600 м

День 11

27.07.2012 Морены лед. Караказык Центр — морены лед. Караказык Зап. Полудневка.

Погода удовлетворительная, переменная облачность, временами ограниченная видимость. Очень сильный ветер.

Утренний выход несколько раз откладывается, т.к. ледн. Караказык Зап. постоянно закрыт облаком. У нас то ясно, а там, куда мы должны идти — белесая мутная стена. После вчерашнего напряженного дня позволяем себе небольшой утренний расслабон. Выход только в 11-40, когда облачность, наконец, поднимается, а других отмазок найти не удается.

От лагеря в кармане правобережной морены по маркированной турами тропе пересекаем участок крупной старой осыпи и выходим на плоскую середину долины у подножия высокой и крутой концевой морены лед. Караказык Центр. (№488). Здесь много хороших мест под палатки, однако нет воды, только пересохшие русла ручьев. Река Караказык появляется из-под осыпей гораздо ниже. Вдоль вала концевой морены подходим под левый (ор.) борт долины и начинаем подъем по слабой ячьей тропе. Карман узкий, но вполне проходимый, воды нет. Через 35-40 ход. мин. от лагеря выходим на небольшое выполаживание на стыке ледников Караказык Ц. и Зап. (067). Здесь можно удобно и уютно поставиться, даже большим лагерем, на коротком участке появляется небольшой ручей, скоро опять теряющийся в осыпях. Продолжаем подъем по узкому карману левобережной морены ледн. Караказык Зап. и менее чем через 0,5 хч. выходим на плоский моренный участок перед языком ледника (068). Здесь много мест для лагеря, текут мощные ручьи, в нижней части — небольшое мелкое озерцо, на тр-ос склонах левого борта долины пасутся яки. Впереди хорошо виден ровный, местами заморененный язык ледн. Караказык Зап. Подъем на ледник возможен как по центру, так и моренам любого из бортов. Однако подъем по центру достаточно крут, здесь могут понадобиться кошки. Решаем подняться по моренам левого (ор.) борта и выйти на ледник в ровной пологой части выше языка, но ниже первого ледопада. Поднимаемся сначала вдоль основного ручья, далее выходим на морены левого борта и по ос. склонам крутизной до 25° и небольшим снежникам в карманах морен выходим на пологий открытый заморененный ледник (чуть менее 1 хч. от выхода на пологие морены). Далее поднимаемся вдоль левого (ор.) борта, приближаясь к ледопаду, перегораживающему ледник «от уха до уха». Путь подъема на него представляет собой относительно ровный и не очень крутой перешеек ближе к правому борту (069). Но если мы сегодня уйдем за ледопад, то у нас не будет жидкой воды и теплых каменистых ночевок. И шквальный ветер, срывающий снег с вершин Алайского хребта, не даст уснуть всю ночь. Решаем не торопиться с выходом в зону снега, а остаться на ночевку здесь, на моренах левого борта ледника. Как раз кстати находим небольшое моренное озерцо (070), рядом с которым в 14-00 ровняем площадку под палатку (ок. 10 ход. мин. от выхода на ледник). Вечером, чтобы не расслабляться, устраиваем ледовую тренировку на центральной части ледопада (071). Бодрит, знаете ли...