Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Дорога на Отортен. Часть 2

Радиация.

Замеры уровня радиоактивности индикатором «РАДЕКС РД 1706» на местности не показали каких-то заметных отклонений от естественного фона. Обычны были показания 8-15 мкЗВ/час - несколько меньшие городского уровня в 15-25 мкЗВ/час. Ясно, что местность там достаточно «чистая» по сравнению с городом во всех отношениях (а в городе влияют промышленные выбросы). Уже при возврате домой я получил ещё одно очень веское подтверждение своего вывода о том, что отдельные фрагменты одежды дятловцев содержали пыль от термоядерных испытаний на Новоземельском полигоне. Я посмотрел данные об этих испытаниях, и по ним выяснилось, что в 1957-1958 годах там было произведено 28 термоядерных взрывов общей мощностью 20,5 МТ ТЭ (4,5 МТ ТЭ – в 1957 и 16 МТ ТЭ – в 1958 г.). Эта колоссальная энергетика, превышающая энергетику всех ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне (17,4 МТ ТЭ). По сравнению с этой мощью взорванного «кубика» из тротила со стороной 231,4 м энергетика всех остальных возможных источников радиационного заражения этой местности сразу «побледнела» до «призрачности», - она и видится, и является совершенно ничтожной. Обратившись ещё раз к данным учебника по радиационной медицине, я понял, что основную активность в продуктах распада с возрастом около года дают три изотопа: 58Церий-144 (66), 55Цезий-137 (7) и 38Стронций-90 (7) с их продуктами распада. Причём для всех характерен именно тот «бета-распад», превышения которого и были обнаружены на трёх фрагментах одежды дятловцев. Теперь, на основе дополнительной информации, мне стал ясен не только мощнейших источник этой ничтожной радиации на одежде, попавшей из осадков в почву, а оттуда с грязью и на одежду. Но стали ясны и состав изотопов, и их примерный возраст, и их примерный вклад в общую энергетику обнаруженной радиации. Ясно, что за прошедшие десятилетия после испытаний изотоп Церия-144 полностью распался, - с его периодом полураспада 285 суток уже за 10 лет его количество уменьшилось в несколько тысяч раз. А изотопы Цезия-137 и Стронция-90 частично распались, а частичны были смыты на большую глубину почвы или унесены водой дождей и снега, - поэтому вся их «радиация» сейчас уже не видна на фоне естественных природных процессов.

Новая Земля и зоны A, B и C(или D) термоядерного полигона

Нам пытались ещё возражать с использованием тезиса: на полигонах отслеживали метео информацию и проводили испытания, когда ветра относили радиоактивные облака в сторону от территории страны. И поэтому заражение радиацией, якобы, не происходило. Но тезис этот - очень слабый и неубедительный. Испытания проводили, исходя не из «направления ветра», а из общих метеоусловий, от которых зависели условия наблюдения и условия бомбометания. А «направления ветра» не было главным метео фактором при проведении испытаний. И на разных высотах радиоактивные облака разрывались воздушными потоками и уносились ими в различных направлениях. Такое случилось, например, при испытаниях первой термоядерной бомбы РДС-37 мегатонной мощности (1,6 МТ ТЭ) на Семипалатинском полигоне в 1955 году. Тогда облако от мощнейшего взрыва поднялось на огромную высоту, его разорвало на три части, которые разошлись в совершенно разных направлениях на запад, на север и на восток. Наибольшее выпадение радиоактивных осадков от испытаний на Новой Земле наблюдалось в зоне 40-50 градусов северной широты по превалирующим ветрам с запада и севера. Но и южнее в очень шины небольших количествах они тоже проникали, - вот «наш» случай как раз наглядно показывает, что это и произошло.

Термоядерный взрыв бомбы РДС-37 22 .11.1955 г. на Семипалатинском полигоне – облако взрыва с прозрачной «юбочкой» частично скрыто облачностью «Гриб» облака взрыва имел высоту 13-14 км при диаметре 25-30 км
«ядерный гриб»
- тритий (Википедия)
Эти факты, да новые «откровения» насчёт причин схода лавины и новые опровержения «ракетной версии» ещё раз убедили меня в том, что на достоверном, правильном пути, все дальнейшие изыскания и дополнительная информация только усиливает и уточняет верные выводы. Так же как опровержения неверных выводов и фактов на достоверном пути расследования только усиливаются и дополняются новыми опровержениями на достоверной основе. Описание лавинно-холодной Трагедии сейчас находит только дополнительные факты для обоснования. Недостоверные предположения (например, «ракетная» версия или какие-то «криминальные» предположения) – находят только новые мощные возражения и опровержения. Например, пуск ракеты Р-5 от 02.02.59 г. был обнаружен, но эта ракета даже теоретически не могла долететь с Кап-Яра до территории Северного Урала на расстояние 1800 км при дальности ракеты Р-5 в 1200 км. И летела она на Аральский полигон, а вовсе не на Урал, причём пуск этот был неудачный, и ракета пролетела только 900 км. Мне стало ясно также, что от места палатки дятловцы не могли наблюдать подлёт ракеты с южного направления, поскольку вся часть неба у них была закрыта горой 1096 и её отрогом. Условия наблюдения от палатки существенно отличались от условий наблюдения поисковиками из лагеря на Ауспии «огненного шара» 31 марта, - с верха Ауспии юго-восточная часть неба открыта. 2-го сентября я решил «поискать» около кедра место обнаружения последней четвёрки. Ближайший у кедра ручей почти пересох, - я его просто не узнавал. И поиски вдоль него были безуспешны. Но через некоторое время повстречал Сашу Кошкина, и он указал мне два возможных места в ложе соседнего ручья. Стало ясно, что по всем признакам четвёрку нашли на каменном уступчике, - согласно расположению «тройного дерева», видимого на фото раскопов 1959 года. На небольшой площадке между двумя уступами ручья я поставил реперный флажок на опоре, закрепив его камнями. При последующих размышлениях мне стало казаться, что всё же верхний уступчик более похож на тот, который виден на фото 1959 года. И возможно, что четвёрку нашли на нём. На этот счёт у меня не сложилось окончательного мнения. Но особого значения это «разночтение» в полтора десятка метров между уступами не имеет, - ведь ясно, что дятловцев обнаружили здесь, в этом месте.

Верхний каменный уступ в ложе ручья

Ручей, где обнаружили четвёрку погибших. В ложе видны два характерные каменные уступа (над каждым натянута бечева), - на одном из них и нашли четырёх дятловцев. Слева виден «мой» красный флажок на опоре между уступами

Характерное дерево – «берёза-фикус», видимое на ряде снимков 1959 года рядом с местом обнаружения четвёрки дятловцев. Но тогда она была заметно меньше ростом, хотя её характерная форма сохранилась

План на следующий день 3 сентября был таков: взойти на Холатчахль и пройти вниз мимо места палатки к кедру, чтобы более определённо представить положение всех точек. Вершину я хотел обойти «по кругу» (по наружно кромке) для обзора окрестностей и с той же целью хотел забраться на верхушку кедра. Для «экскурсии» по достопримечательностям со мной пошли Дима Ведерников и Данилка Антонов, - самый юный участник нашего похода (12 лет). Из-за длинных чёрных волос я его при первой встрече на тропе в компании Юли Шадриной и Айны Гайсин принял вначале за девочку. Эти три юные создания были бойскаутами – воспитанниками педагога Кунцевича. Присутствие детей, конечно, очень скрашивало существование компании и «молодило» наш «средний возраст». Айна была девочкой скромной и тихой, - она в основном занималась рисованием. В отличие от неё Юля пребывала в поисках: как бы «чего отколоть», чем бы «пошутить», и чем бы «набедокурить». Потому за ней требовался «пригляд», как за ребёнком, который обрёл вполне «взрослые» особенности в плане рисковых выходок. В конце похода юная авантюристка меня ошарашила, начав обучать рубке дров (при разнице возрасте и в походном опыте в 50 лет). Я как-то не сразу понял, что её «сладкой» целью было овладеть топором. Но Дима «бдел», и достаточно решительно отобрал у Юли топор во избежание членовредительства, пока ещё пальцы на её руках были целы…
Кроме того, в нашей компании еще были Черепков Михаил, Ватто Виктор (художник), Сергей Фадеев (написавший сценарий киноповести и издавший его «своим» небольшим тиражом «Государственная тайна горы Мертвецов), Игорь Ивляев, Юрий Кунцевич, Тимур Воскобойников, Александр Алексеенков.

Данилка Антонов и Дима Ведерников

Юля Шадрина и Айна Гайсин. BUHH !

Шура Алексеенков и Юрий Кунцевич (рук. группы)

Тимур со «штопором» на стоянке «Ложка»

Алексей

Михаил Черепков

Виктор Ватто

Сергей Егоров у памятника дятловцам в Екатеринбурге

«Данила-мастер» на пути к скале «Нос» (условное название) под вершиной горы Холатчахль (1096)

От скалы-останца на перевале мы взошли на вершину горы Холатчахль примерно за час (от лагеря до останца – 40-50 мин в зависимости от темпа и нагрузки). Я специально поднялся к скале «Нос», чтобы осмотреть её вблизи. От неё до плато вершины менее 100 м. Вершина – плоскогорье с диаметром метров 300. Будучи на Отортене, я убедился, что, видимо, многие крупные горы Северного Урала имеют такие плоские вершины с отдельными выступающими скалами из чёрной породы. Мы обошли гору по краю, а на наиболее крупную скалу южной стороны вершины я взобрался для фотографирования. Затем вышли к небольшой скале в центре поля вершины, где была записка в туре. Здесь встретили ребят, стоявших внизу по соседству с нами. Вниз спустились вдоль края северного отрога вершины, а с него – по направлению к «турам Шаравина». Здесь встретили Сашу КАНа, Шуру и Тимура, которые проводили «рекогносцировку» с определением «места палатки» по ориентирам снимков 1959 года.

Я про себя отметил такой, в общем, очевидный факт: участники поиска группы Дятлова в 1959 г. не подумали как-то пометить характерные ориентиры мест обнаружения палатки, отдельных дятловцев и место обнаружения четвёрки в овраге, места расположения своих лагерей. А сейчас они уже всё позабыли. И нам приходится всё это восстанавливать с большим трудом, и не без противоречивой борьбы. Я это не в «укор» кому-то отмечаю, - просто, похоже, никому тогда и в голову не пришло, что туристам придётся проводить собственное углублённое расследование причин и хода этой Трагедии. Но в таких случаях надо делать отметки характерных ориентиров. Это ведь не столь сложно выполнить.
Просмотрев склон сверху, и посовещавшись с коллегами, я немного отложил «разборку» с «местом палатки», ограничившись первоначальными наблюдениями и снимками. Мне и по ним стало ясно, что «место палатки» находилось несколько выше по склону и дальше от перевала Дятлова, чем «туры Шаравина».

При спуске вниз я хотел представить, как здесь спускалась группа Дятлова. С Шурой и Тимуром вышли к «ёлочкам» и постарались найти место, откуда был сделан снимок группы поиска с «овалом» на склоне (я предполагал, что этот овал – место раскопа палатки дятловцев). Но растительность и условия освещения мешали увидеть склон с такого же ракурса, что и в 1959 году. Пора было накормить ребят, и я повёл их вниз, а Шура и Тимур от обеда отказались.

С Димой и Данилой мы сошли до ложбины ручья и спустились вдоль ручья почти до слияния с ручьями, текущими рядом с дятловским кедром. Здесь на травке расположились на привал, сварили суп, чай и вкусно пообедали. Места здесь чудесные, - травянистые полянки в лесу с плотной короткой травкой, и я рекомендовал Кунцевичу остановиться здесь ещё до похода – ближе к месту Трагедии, а не на «штатной стоянке». Единственным крупным минусом этого места оказалось наличие большого количества мошкары из-за близости болот, - поэтому с накомарниками расставались только на время приёма пищи. На «штатном» месте мошкары было всё же заметно меньше.

После обеда мы сошли немного вниз до слияния ручьёв. С левого берега верхушки нужных нам кедров были видны, и я сразу вышел к ним. Дима помог с подсадкой, и я без особого труда, как по «лестнице» взобрался на вершину кедра выше подлеска. Чтобы сфотографировать гору, пришлось рукой отвести в сторону часть веток.

При взгляде с верха кедра я понял, что все рассуждения о каком-то «сигнальном костре» и об «обзорном окне», которое выломали на кедре – сущая чепуха. С верха кедра невооружённым глазом невозможно рассмотреть человека выше зона леса. А в лесной зоне – не разглядеть даже в бинокль. А с высоты нижних веток кедра практически невозможно рассмотреть подлесок на глубину более 70-80 м. Зимой он, конечно, более прозрачный, но всё равно лес там далеко не просматривается. Так что выдумки всё это – и «сигнальный костёр», и «окно на кедре».

Вид с «дятловского кедра» на гору Холатчахль

Вид с дятловского кедра на верховья истоков Лозьвы. Слева вдали – гора Отортен (1182), в центре за отрогами - гора 1017, справа за отрогом – Пумсалнель (1055) Кедр, как и останец на перевале были теми двумя чёткими ориентирами, положение которых не вызывало никаких сомнений. Поэтому остальные ориентиры можно привязывать к ним по значениям координат на карте.
От кедра напрямую через лес я вывел свою группу на перевал к останцу, и мы спустились в лагерь.
Перед сном я обязательно включал фонарь и уничтожал всех комаров и мошек внутри палатки, чтобы они не мешали спать. Я обнаружил ещё одно очень ценное качество своей жёлтой палатки «Вега-Pro»: на жёлтом фоне все мошки прекрасно видны, и их легко раздавить тряпочкой. Палатка жёлтого цвета вообще очень хороша своей светлостью и тем, что она меньше греется на солнце, отражая часть света. По этим причинам я рекомендую всем отдавать предпочтение именно таким палаткам. Красно-оранжевые цвета неприятно раздражают, а палатки с тёмными расцветками значительно темнее внутри. Жёлтый, светло-голубой и светло-зелёный цвета являются предпочтительными. При этом надо помнить, что голубой и особенно зелёный цвета очень плохо видны на фоне растительности. Это может быть как достоинством для маскировки, так и недостатком при отыскании палатки на расстоянии. На фоне гор палатка – очень небольшой предмет, и её бывает трудно разглядеть даже при ярко-выделяющейся расцветке. В этом мы убедились на Отортене, когда смогли увидеть нашу жёлтую палатку, стоявшую на открытом месте только с расстояния менее километра.

Очередной день прошёл в поисках в районе «места палатки» и в районе кедра. По наблюдению дальних ориентиров на фото места палатки мы с Алексеенковым и Воскобойниковым, вроде, сошлись на том, что это место находилось метров на 150 дальше по склону от перевала Дятлова. И несколько выше по склону – как оказалось, еще на 40-60 м. Тимур и Шура выставили красный флажок в 150 м по склону. И выше него примерно на 50 м по склону я обнаружил, что вид на отроги вершины 905 и более дальние горы – 1017 и 1055, в общем, соответствует видам на фото 1959 года. Смещение по склону в пределах плюс-минус 40 м при некоторых смещениях вверх-вниз вдоль повышения верха отрога в полосе примерно плюс-минус 30 м мало изменяло ракурс панорамы. Примерно от «середины» этой зоны (выше красного флажка) я промерил шагами расстояние до самого верха отрога. До выполаживания получилось около 100 м, а до полного выполаживания в «ноль градусов» – ещё около 50 м. В общем, эта оценка расстояния примерно соответствовала тем 150 м до верха отрога, которые были указаны в схеме поисковых работ Масленникова. И ясно, что точнее измерить здесь было трудно, поскольку сама начальная точка определялась с погрешностью. От «места палатки» должен просматриваться выступающий верх бугра за отрогом от вершины 905. А в западном направлении должна просматриваться вершина 1017, но её отрог в сторону Отортена и сам Отортен должны быть скрыты ближним отрогом горы Холатчахль. (см. фото с вещами дятловцев). Правда, вот этот ракурс «второго направления» в значительной мере зависел от местных выступов рельефа, - поэтому он был значим во «вторую очередь» по сравнению с видом на отрог горы 905, за которым должен был просматриваться верх соседнего с ним бугра.

Я вгляделся в склон горы в этом месте. Каменные осыпи курумников здесь чередовались с травянистыми участками. Склон имел среднюю крутизну выше, чем у «туров Шаравина», - около 20 градусов. Ещё выше – в 50-60 м по склону крутизна увеличивалась до 30 градусов, и там склон чисто осыпной. «Зона расположения палатки» характеризовалась наличием уступов склона и «бугров». Причём я заметил, что на скатах ступеней и бугров крутизна выше (до 30 градусов), а на уступах выше бугров и верхах ступеней склон достаточно пологий, - его крутизна незначительная. Кладя свою удлинённую палку-ледоруб на склон, угломером SILVA замерял крутизну склона в разных точках. Перегиб склона с увеличением крутизны под отрогом тоже был местом, выше которого крутизна заметно возрастала, - и этот участок на перегибе мог быть лавиноопасным.

Мне стало ясно, что зимой все неровности склона заметает снегом и сглаживает до «средней крутизны склона», и все эти бугры и ступени не видны. И стало ясно, что, по всем признакам, палатку дятловцы поставили, выбрав участок глубокого снега под бугром на перегибе крутизны склона, где подушка снега лежала на пологом уступе склона. При этом склон бугра выше палатки имел подснежную крутизну большую, чем средняя крутизна склона на участке в несколько метров до выполаживания верха бугра или уступа склона. Вот это увеличение крутизны, находящееся под снегом, внешне было не видно и не было замечено участниками поисково-спасательных работ. Они видели только «среднюю» крутизну снежного склона, но не видели того, что находилось под снегом.

Ясно, что зимой при сдуве снега с горы снег накапливается в углублениях. И пока углубление не заполнится снегом, сдув снега в него будет превышать количество снега, которое из него ветер выдувает. Это происходит до выравнивания склона, а после выравнивания снег постепенно уплотняется ветром и термокачками в твёрдую «снежную доску», подложка которой постепенно разрушается с образованием слоя глубинной изморози, - лавинно-ослабленного слоя снега (ЛОСС).

Пласт «снежной доски» был повреждён при установке в двух зонах: подрубкой снизу по линии DL и напряжён и повреждён ногами в зоне точки Е. Не поддержанный снизу и повреждённый сверху на перегибе, пласт оборвался и сошёл по ЛОСС на палатку со ската бугра, имеющего крутизну до 30 градусов. Вот такую интересную особенность схода малых пластовых лавин здесь удалось обнаружить. Именно из-за малости размеров пласта локальное подснежное увеличение крутизны склона может сыграть роковую роль при нарушении целости пласта снизу. Это увеличение крутизны не видимо при осмотре снаружи.

Фактор увеличения крутизны склона на скате ступени или бугра HLF (до 30&61616), которое не видно снаружи из-за наличия снежного покрова CED (20&61616)

Измерение крутизны склона угломером SILVA, положенным на древко на склоне: чёрное «зёрнышко» угломера указывает крутизну по нижней шкале (в показания по верхней шкале «зашкаливает» на предельной отметке 5 градусов)

Характер травянисто-осыпных склонов со ступенями и буграми в зоне расположения палатки ниже отрога горы Холатчахль

Шура Алексеенков в зоне возможного расположения «места палатки» (точка Т22) на пологой площадке «бугра», а за ним виден скат другого травянистого бугра

Расположение палатки на схеме из дневника мастера спорта Е.П.Масленникова – руководителя объединённого поискового отряда на месте Трагедии группы Дятлова

К предыдущей части ___________ Продолжение следует....
Все материалы

На реплику Юрия Савкина и других оппонентов

я отвечаю прежде всего новой редакцией книги "тайна гибели группы Дятлова", только что изданной в Литресе (на литсайтах). Её можно скачать за небольшую плату (100 руб.) по адресу http://www.litres.ru/boris-slobcov/evgeniy-buyanov/tayna-gibeli-gruppy-dyatlova/ или прочитать текст книги бесплатно. Книга богато иллюстрирована - в ней 480 страниц, 190 фото, рисунков и схем. Но Литрес в опубликованном тексте, похоже, закрыл все иллюстрации, чтобы стимулировать скачивание книги с рисунками (порядок выкладки книги на литсайтах в общий доступ Литрес здесь определяет сам). Перевод этой книги на английский язык тоже должен появиться на Литресе, - краткое название книги "Mystery of Dyatlov group death". Эта книга и её перевод - мой глубокий и обоснованный ответ на все главные вопросы Трагедии группы Дятлова. В частности, в ней более точно и более подробно описаны все обнаруженные косвенные и прямые следы схода лавины, карты прохождения арктического циклона и графики связи аварийности в туризме и альпинизме с циклами солнечной активности. Суть всех возражений оппонентов (вроде Савкина) - это попытки представить полученные нами ообъектвиные доказательства схода лавины, прохождения циклона в ночь Трагедии и обострения всех стихийных явлений на пике СА неким "субъективным мнением Буянова". Ранее написано: с такими "критиками", как Юрий Савкин я предпочитаю не дискутировать (после некоторой дискуссии с ним я понял, - ему ничего не докажешь). Поскольку по их репликам видно, насколько "глубоко" они разобрались в ситуации Трагедии и видно, что эту ситуацию они не понимают и объяснить не могут, а документы не знают. Так же как не могут или не хотят понять то, что я написал. Они не могут понять главное: сейчас описание событий лавинно-холодной Трагедии группы Дятлова на 19-м аномальном пике солнечной активности, - это уже никакая не "версия" и не какое-то "личное мнение" Аксельрода (изначально - автора достоверной лавинно-холодной версии Трагедии, как таковой), Буянова, Некрасова , Слобцова и целой группы специалистов, которых мы привлекли в помощь и выводами которых воспользовались для построения полной картины событий Трагедии). Это - уже не "версия", а достоверное описание событий. Савкин - из числа людей, которые не смогли подняться в своём "личном мнении" до объективного вывода насчёт событий и хода Трагедии. Такой объективный вывод может быть и есть только один, - он соответствует реальному ходу событий и всей совокупности собранных на месте Трагедии улик, свидетельств и документов (достоверное описание событий объясняет все события от начала до конца и стыкуется без противоречий со всем объёмом информации о событиях Трагедии, доказательно объясняя все главные и сопутствующие известные факты). Ну, а вот все те десятки предположений, которые до сих пор в прессе называют "версиями" Трагедии, - все они не более чем "личные мнения" разных людей, не подкреплённые достоверными фактами. В нашей книге "Тайна гибели группы Дятлова" и нашем фильме "Неоконченный маршрут" показана недостоверность всех этих предположений и рассказано, на каких заблуждениях и ошибках они основаны. В частности, - мне хорошо видно, на чём основаны и заблуждения Ю.Савкина, и я вижу, по каким личным причинам он не может подняться над ними до достоверного описания событий Трагедии. И он "ёрничает" с использованием "аргументов" по фактам и предположениям, которые он сам не понял и которые он воспринял неверно (к примеру, - вот взаимосвязь пиков СА (с периодом около 11 лет) с периодом обращения Юпитера (71 массы планет солнечной системы) вокруг Солнца (11,9 года) - это пока лишь предположение, а он неверно выдаёт это за "факт", который я, якобы, пытаюсь защитить всеми силами" или вот "ёрничание" насчёт "дозиметра", - ну, какое тут значение имеет "бытовой он или нет просто в плане определения - есть там наличие излучения или нет, - я использовал дозиметр РАДЕКС, - современный прибор, который стоит недёшево (при покупке 3 года назад - 3,5 тыс. руб., а сейчас он стоит около 11 тыс.), - а вот сам-то Савкин ничего там на месте никакими приборами не определял и ничего толком в этой истории и выяснить, и объяснить не смог...). И остальные его возражения - это набор примитивных глупостей, выдуманных самим Савкиным (а к моим объяснением фактов и событий они отношения не имеют, - к примеру, вот эта глупость будто лыжи-стойки там устояли при обвале, - она выдумана Савкиным и ему подобными людьми, а я подробно описываю, почему и как там располагались все улики, включая и стойки палатки). Это характерный приём - переврать всё и приписать "такие представления оппоненту, чтобы их легко было "раскритиковать". "Критика" такая - ведь откровенное враньё, если "критик" не знает то, что критикует и сам выдумывает, что "критиковать". Я ему на его явные несуразности и ошибки указывал, но он сам свои представления исправить в достоверную сторону или не хочет, или не может (а эффект один: неверные оценки, заблуждения, ошибки). Потому я его всерьёз не воспринимаю, - для серьёзного исследователя важна именно достоверность фактов и выводов, а не какие-то "личные" соображения и эмоции (вот этого-то у Савкина - "через край"). Мне многие читатели моей книги рекомендовали "не метать бисер" перед такими людьми (типа Савкина), проявляющими откровенную неблагодарность за всё то, что я сделал в плане и предания гласности многим документам этой истории, и достоверного объяснения всех её событий от начала и до конца). Ранее написано: Ответ Владу Шумкину: Нет, Влад, продолжение было написано и издано (на него только не дали прямую ссылку в конце части 2, но через "все материалы автора" найти часть 3 легко), - вот ссылка на неё: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6413 Скоро будет и продолжение этого, 2014 года - мы опять были там, в Екатеринбурге, Ивделе, на перевале Дятлова и на Отортене со множеством интересных встреч и посещений (я примусь за эту статью, как только закончу другую, очередную для м.ру, - очень важную и содержательную). Ну, а вот все окончательные результаты расследования сейчас хорошо известны и из книги "Тайна гибели группы Дятлова" и из нашего фильма "Неоконченный маршрут". Фильм (из 3 серий), например, был показан в программах телевидения Ростова-на Дону и ЕТВ (Екатеринбург). В подтверждение естественно-природного описания лавинно-холодной Трагедии группы Дятлова сейчас обнаружен и аномальная причина Трагедии - она произошла на пике солнечной активности (СА, - а взаимосвязи аварийности в туризме и альпинизме и других стихийных явлений с пиками СА как раз и будет посвящена следующая моя статья на м.ру). Характерно: в дятловской Трагедии были и "НЛО", и аномальные причины. Но они оказались совсем не такими, какими их многие представляли ("НЛО" Трагедии группы Дятлова - это был резкий и сильный арктический циклон в ночь Трагедии, связанный именно с возмущениями в атмосфере на аномально мощном 19-м пике СА 1957-1959 годов на этом пике наблюдался резкий скачок аварийности и в альпинизме, и особенно в туризме, - из-за этого даже "закрывали" самодеятельный туризм, - и эта мера привела к ещё более тяжёлым последствиям...). Так что ждите и следите за публикациями на эту тему. А новая редакция книги "Тайна гибели группы Дятлова" уже с конца мая находится "на выходе" в Литресе, - на выходе на литературные сайты, и лишь очередь на вёрстку пока задерживает её выход. Она должна вот-вот появиться. Ранее написано: Место палатки - неверная подпись к рисунку (извиняюсь. - не знаю, почему). На фото - вид с кедра в сторону истоков реки Лозьвы и вершин Отортена (она слева, но плохо видна в дымке), горы 1017 и горы 1055 (Пумсалнель), а перед последней - отрог от вершины 905, на склоне которой и находится "дятловский кедр" (точнее, два крупные кедра, - расстояние между ними менее 10 м), с которого и произведена съёмка этого фото. - это исправление в текст статьи редакцией м.ру было внесено, - спасибо. В этом году я более точно измерил расстояние между кедрами - меж стволами там всего 4,3 м, а между центрами стволов - 5 м. Расстояние оказалось меньше, чем я представлял ранее, - рулетка уточнила мои представления.

опять или снова по-новому?

Если коротко по-тезисному: "Постулаты теории инженера-исследователя Е.В.Буянова": 1. "Поиск" следов радиации в ручье более чем через 50 лет при помощи бытового дозиметра. 2. "Объяснение" "кривизны траектории" полёта боеголовок, запущенных с Тюратама на Камчатку. 3. "Объяснение" причины гибели группы Дятлова обращением Юпитера вокруг Солнца. 4. "Объяснение" задиров на коре кустарников на склоне Холатчахля сходом лавин. 5. "Объяснение" переломов рёбер сходом пласта снега, который на пути 1.5 метра успел дефрагментироваться так, что не сдвинул ни входную стойку, ни воткнутые тут же лыжи, ни саму палатку, но при этом переломал двоим рёбра, а одному - череп, не причинив при этом ни одного синяка в местах ужасных травм.Тяжелораненые ходят километры. 6. "Объяснение" перемещения трупов в овраге сдвигом снега в русле. Ждем продолжения в виде новых "откровений".... Не уступать Голливуду!! Буянову: вы обратили внимание, что с вами в дискуссию УЖЕ давно никто не вступает? Интересующийся люд выводы сделал. Я-то не один - нас много. Плохо, что вы этого не замечаете... Ваши "глубокие откровения" не доступны ни мне, ни любому здравомыслящему человеку и туристу, идут вразрез с нашими знаниями и туристским опытом! И ни какого ерничанья...

Продолжение следует....

Продолжения так и не последовало. А ведь я узнал про эту трагедию только из ващей статьи. Надеюсь когда нибудь вы допишете окончание своего расследования. Очень интересно читать!