Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Д.Супонников, Алма-Ата

Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 1

 Отчет о путешествии на хребты Джаны-Джер и Кок-Шаал-Тоо (Киргизия, Нарынская облась. 2009 г.)

 

 
Мотивы  путешествия

Юго-восток Нарынской области Киргизии. Здесь, в западной части хребта Кок-Шаал-Тау, расположены, ставшие уже давно известными, пики Кызыл-Аскер и Данкова.  Чуть севернее, уже в границах Иссык-Кульской области - раскинуты щупальца массива Борколдой, на котором в последние годы побывало несколько альпинистских и туристских экспедиций.

Здесь же и находится обширное плато Кагалячап, лежащее в подножии Кок-Шаала. Эта долина даёт  начало трём рекам: Узенгикуш, Аксай и Кара-Чукур. Первые две реки, прорывая высокие хребты,  уходят в Китай, соединяясь с Таримом, теряющимся позже в жарких песках пустыни Такла-Макан.  Кара-Чукур, сливаясь с рекой Джагалмай, впадает в Нарын, который, в свою очередь, питает далёкую Сыр-Дарью.

Несмотря на свою географическую значимость, район, ввиду долгой ограниченности из-за статуса пограничной зоны и тяжёлой транспортной доступности, до сих пор является малоизученным и редкопосещаемым. Так, северо-западнее перевала Кубергенты - центральной части плато Кагалячап - уходит на запад 60-километровый хребет Джаны-Джер. Сведений о посещении этого массива  какими либо спортивными группами нам найти не удалось.  А значит, нам предстояло, пользуясь топографическими картами, материалами спутниковой съёмки, проработать маршрут, который позволил бы в сжатые сроки максимально охватить долины хребта, оценить его доступность и спортивный потенциал...



1.                   Справочные сведения

1.1.            Место проведения:

Административный район похода:

Атбашинский район Нарынской области Республики Кыргызстан

Географический район похода:

Внутренний Тянь-Шань, хребет Джаны-Джер, западная часть хребта Кок-Шаал-Тау, отроги массива пика Кызыл-Аскер

1.2.            Общие сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

горный

четвёртая

110 ( 130           c коэф. 1,2 )

14

13

01.08.2009 - 14.08.2009

1.3.            Заявленный  и пройденный маршруты

Заявленный маршрут:

г. Бишкек - г. Нарын - плато Кагалячап - устье р. Курумдусу - р. Корумдусу - перевал 4 (1Б) - пик 4903 м (Высшая точка хребта Джаны-Джер, 2Б*) - перевал 6(7) (2Б) - плато Кагалячап - ледник Комарова Западный - пик Jerry Garcia (5000 м, 2Б*) - перевал Window Col (4700 м, 2А) - перевал восточной камеры ледника Кызыл-Аскер Вост. (Правый) (4500 м , 2Б) - плато Кагалячап - г. Нарын - г. Бишкек - г. Алма-Ата

 
Пройденный маршрут

г. Нарын - плато Кагалячап - р. Корумдусу - перевал "Улар" (1Б, 4350 м, п/п) - вершина "Змея", (4903 м, высшая точка хребта Джаны-Джер, 2Б, п/п) - перевал "Крыло" (2Б, 4670 м, п/п), перевал "Простор" (1А, 4160 м, радиально с юга) - плато Кагалячап - ледник Комарова Западный -перевал "Window Col" (2А, 4888 м) -  западное плечо вершины Jerry Garcia - перевал "4280" (1А, 4280 м) - плато Кагалячап - г. Нарын

 
Список группы

ФИО

 

 

Обязанности в группе

Клуб

Супонников Дмитрий Александрович

г. Алма-Ата

 

Руководитель, снаряженец

Вестра

Глыбовский Роман Евгеньевич

г. Калуга

 

м.о. медика в группе

 

Карцева Анна Александровна

г. Москва

 

Зав.пит

Вестра

Ладынин Андрей Алексеевич

г. Видное

 

Связист, рем.мастер

Вестра

Ушаков Николай Викторович

г. Москва

 

Участник

Вестра

Ялдыгина Нина Борисовна

г. Москва

 

Участник

Вестра

 
Заявленный план похода

 

Дата

День

Участок маршрута, перепад высот

Км

Способ передвижения

01.08

суббота

1

Алма-Ата-Бишкек-Нарын

2000 м

600

авто

02.08

2

Нарын - плато Кагалячап - устье р. Курумдусу

3400 м

150

 

авто

 

03.08

3

р. Корумдусу - подножие перевала 4

3400 м - 3900 м

10

пеше

04.08

4

перевал 4 (1Б)

3900 м - 4300 - 3800 м

8

пеше

05.08

5

переход под перевал 6 и пик 4903

3800 м -3700 - 3900 м

12

пеше

06.08

6

запасной день

 

07.08

7

пик 4903 (2Б*) и перевал 6(7) (2Б)

3900 м - 4400 м - 3900 м

7

пеше

08.08

8

Пересекаем плато Кагалячап

3900 м - 3700 м - 3900 м

22

 пеше

09.08

9

Выход на ледник Комарова Западный

3900 м - 4200 м

12

пеше

10.08

10

восхождение на пик Jerry Garcia (5000, 2Б*)

5

пеше

11.08

11

Перевал Window Col (4700, 2А)

6

пеше

12.08

12

перевал восточной камеры ледника

Кызыл-Аскер Вост. (Правый) (4500 , 2Б)

4000 м - 4300 м - 4000 м

8

пеше

13.08

13

запасной день

 

 

 

 

14.08

14

спуск к базовому лагерю

 

8

 

пеше

 

15.08

суббота

15

отъезд в г. Нарын

5

150

пеше

авто

16.08 

16

Нарын - Иссык-Куль - аэропорт (Бишкек, Алма-Ата)

 

600

 

авто

 

И т о г о   активными способами передвижения (К=1,2): 130  км

  

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

 

 

 

Запасные варианты

 

 

03.08

2

Подход под пер "1"

10

 

4.08

3

Перевал  "1" (2A, 4500) или "3" (2А, 4350)

9

 

 

 

 

 

 

6.08

5

Пик 4903 + выход на юг через пер. "8" (1Б, 4300)

или

выход на юг через перевал "7" (2А, 4500)

7

8

 

6.08

5

Пик 4651 + выход на юг через пер. "8" (1Б, 4300)

6

 

10.08

9

Перевал "Соло на Ундервуде", 2Б

5

 

11.08

10

Перевал "12" (2А), спуск на лед. Кызыл-Аскер Зап.

8

 

11.08

10

Пик Jerry Garcia при условии технической сложности, не превышающей опыт и возможности группы

 

 

12.08

11

Перевал "13" (2Б на спуск)

7

 

10.08

-

12.08

9

10

11

Перевалы 10 - 15 - 16 и спуск на лед. Котур.

Возможен спуск на лед. Комарова Восточный через пер. "14"

18

 

 

Определения неименованных перевалов:*

 Номера перевалов даны согласно вложенной карте-схеме.

 Все перевалы, кроме "10" (Window Col)  и "9" (Соло на Ундервуде) заявляются как первопрохождения.

 Вершина 4903 заявляется как первопрохождение

 Информация по картографическому материалу:

К43-082-1 (1:50 000), К43-082-2 (1:50 000), К43-95 (1:100 000), К43-119 (1:100 000), К43-107 (1:100 000)


1.4.            Определяющие препятствия

 

Дата

Вид препятствия

Номер на схеме

и название

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Примечание

04.08

 

Перевал

 

№4 Улар

(4350 м)

юг: скально-осыпной

 север: снежно-ледовый

юг -> север

Пройден впервые

06.08

Вершина

 

Змея

(4903 м)

2Б (альп.)

снежно-ледовый склон до 50°, острый снежно-ледовый гребень

по северному склону и восточному гребню

первовосхождение

07.08

Перевал

 

№6 Крыло

(4670 м)

север:

снежно-ледовый

юг: скально-осыпной, с выходом на ледник

северо-восток - юго-запад

Пройден впервые

08.08

Перевал

№8 Простор

(4160 м)

юг: осыпной

север: пологий ледник

юг

Пройден впервые

10.08

Перевал

№10 Window Col

(4888 м)

 2А

снежно-ледовый

север - юг

 

12.08

Перевал

Window Col

 2А

снежно-ледовый

юг - север

Возвращение

13.08

Перевал

"4280 м"

 

восток: осыпной склон до 35 град.

северо-запад: пологий ледник (с увеличением крутизны на языке ледника)

восток-запад

Пройден впервые


Рис.1.1. Орографическая схема хребта Джаны-Джер и планируемый маршрут группы

 

Рис.1.2. Орографическая схема участка хребта Кок-Шаал-Тоо  и планируемый маршрут группы. Отмечен базовый лагерь минской альпинистской экспедиции, с которой оговаривалось взаимодействие

 

 

  1. Краткая характеристика района путешествия

 

Экспедиция на хребты Джаны-Джер и Кок-Шаал-Тау, проводимая во взаимодействии с альпинистской экспедицией на Кызыл-Аскер, ставила целью изучение туристско-рекреационных ресурсов района Киргизии, который до сих пор не посещался туристами и альпинистами. В рамках мероприятия планировалось изучить несколько долин массива Джаны-Джер и подняться на его самую высокую точку - пик "4903 м", который впоследствии получил свое название "Змея".

Хребет Джаны-Джер находится севернее Кок-Шаал-Тау, разделяя долины рек Атбаши и Аксай. Этот массив еще ни разу не посещали ни туристы, ни альпинисты.

Хребет Джаны-Джер и Западный Кокшаал-Тоо соединяет плато Кагалячап - именно оно и было стартовой точкой похода, а также узловой.

Западный Кокшаал-Тоо самый южный хребет в Киргизии. Этот хребет расположен в Центральном Тянь-Шане между озером Иссык-Куль и пустыней Такла-Макан, на границе Киргизии с Китаем. С севера хребет Кокшаал-Тоо граничит с реками Узёнгю-кууш и Мюдюрюм с юга с рекой Кокшаал. Наиболее высокая часть хребта Западный Кокшаал-Тоо простирается от пика Королева на востоке до пика Кызыл_Аскер на западе. В данном районе большое количество вершин высотой около 6000м. Наиболее интересные среди них пик Кызыл-Аскер (5842м), пик Шмидта (5 954м), пик Данкова (5 982м), пик Чон-Турасу или Джолдаш (5 729м), пик Альпинист (5 641м), пик Сергея Королева (5 816м), пик Белый (5697м, не покорен). Для этого района характерно сочетание типично альпийских форм (множество вертикальных скальных стен с перепадом высоты около 1,5-2 км) с огромным оледенением, на Тянь-Шане уступающим только оледенению в районе пика Победы. Весь район, включая низины, зона вечной мерзлоты. Часто встречаются заболоченные участки вплоть до высот 4000 м. Снеговая линия находится на высоте около 4000-4500м над уровнем моря. Долины рек имеют высокую абсолютную высоту около 3000-3500м над уровнем моря. Климат в долине суровый. Средне месячная температура летом около +5+8 *С, погода неустойчивая. Район пика Кызыл-Аскер - это западная часть Западного Кокшаал-Тоо, включая ледники Комарова Западный, Кызыл-Аскер Западный и Восточный с севера и ледник Руднева с юга.

 


Фото 2.1. Озеро на плато Кагалячап. Высота 3900 м

 


Рис 2.2.  Спутниковый снимок района, соответствующий карте К43-107

 
 

2.1.Расположение и картография

 

Западная часть хребта Кок-Шаал-Тоо (Кок-Шаал-Тау) представлена значительно поднятой над уровнем моря основной линией хребта и сетью отрогов, плавно спускающихся на север к долинам рек Узенгикуш и Мюдюрюм (Карагермес, Аксай). Южные отроги, более крутые и короткие, находятся уже на территории КНР - граница проходит по линии хребта. Наиболее высокие и известные вершины здесь - пики Кызыл-Аскер и Данкова. Западнее пика Кызыл-Аскер хребет стремительно теряет высоту и понижается к реке Кок-Шаал, которая, будучи образованной течением рек Мюдюрюм на востоке и Аксай на западе, уходит в Китай.

В 30 километрах севернее хребта Западный Кок-Шаал-Тоо, за плоской высокогорной долиной Кагалячап, расположен хребет Джаны-Джер, уходящий с востока на запад и имеющий протяжённость около 70 км.

Географически все три хребта относятся к Внутреннему Тянь-Шаню. Административно -  к Иссык-кульской области и Атбашинскому району Нарынской области Республики Кыргызстан.

 

 
Номенклатура использованных геодезических данных:

 
Карты Генштаба:

К43-082-1, К43-082-2 (1:50 000)  К43-119, K43-107  (1:100 000)

 
Спутниковые снимки (ALOS):

ALPSMW087692770, ALAV2A087692770-RGB (предоставлены ООО "Компания Совзонд")

 
Спутниковые снимки (LANDSAT):

p149r031_7p19990909_z43

 
Данные радиовысотомерной съёмки (SRTM):

N41E077, N40E077

 
 


Рис 2.3. Орографическая схема района путешествия

 

2.2.Подготовка к походу

 
Организация похода

            Подготовка к походу началась в январе 2009 года. Выбранный район довольно сложный с суровым климатом и туристы не особо жалует его своим посещением. Также необходимо учесть, что массив Джаны-Джер еще ни разу не посещался туристами и альпинистами (описание данного хребта полностью отсутствует). Все это заставило уделить вопросу безопасности первостепенное место. Приблизительно в это же время мы узнали о готовящейся экспедиции минского альпинистского клуба "Хан-Тенгри" при участии альпинистов клуба ЦСКА им. Демченко (Москва) на Кызыл-Аскер. Это обеспечивало большую безопасность при условии взаимодействия. Благо сроки нашего похода и их экспедиции практически совпадали.

            Много сил было потрачено и на картографическую проработку предстоящего путешествия. Подобраны и соотнесены с данными радиовысотомерной съёмки снимки спутника Landsat-7. Также получены спутниковые снимки высокого разрешения, которые нам были любезно предоставлены ООО "Компания Совзонд".

 

 Заезд и выезд из района

            Чтобы попасть на плато Кагалячап, разделяющего хребты Джаны-Джер и Западный Кок-Шаал-Тау - стартовой и узловой точке нашего маршрута, необходимо преодолеть 140 км на автомобиле от г. Нарын по очень непростой дороге, а также пройти 2 погранзаставы - Кынды и Орто-Кашкасу.

До Нарына от Бишкека 360 км, сюда можно ехать рейсовым автобусом (ходит один раз в сутки), на маршрутке или такси. Последние два варианта вполне выгодны, учитывая небольшую стоимость (легковая машина Бишкек-Нарын на четырёх человек будет стоить около 2000 сом (примерно $50 на момент нашего путешествия). Также маршрутки и такси ходят в Нарын из Балыкчи.

            От Нарына до плато Кагалячап других вариантов, кроме заказанной заранее машины с повышенной проходимостью, нет.

В нашем случае заброска в стартовую точку похода осуществлялась на 2 машинах. Одна из них - это заказанная заранее машина-микроавтобус в Бишкеке (у Владимира Жидкова: г.Бишкек, ул.Кудрука 128, тел. +996-312-248696, +996-502-769619), а вторая - джип, арендованный еще в Алма-Ате. Выехав 1 августа из Бишкека, к вечеру уже были в Нарыне.

            В Нарыне останавливаемся у Маримы Аманкуловой (г. Нарын, ул. Боласагын, 14. Тел.: +996-3522-41457, 50895).

  

Необходимые документы, регистрация и прочие формальности

       Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Для граждан России регистрация необязательна - в отсутствии таковой можно находится на территории республики до 90 дней. Максимальная концентрация милиции - автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых документов не защищает от домогательств "служителей порядка". В других населенных пунктах республики встреча с милиционерами - скорее исключение, чем правило. К сожалению, мы вынуждены по-прежнему констатировать факт, что в Киргизии, как и в большинстве стран ex-USSR, слово "милиция" больше ассоциируется с понятием "беда", а не с понятием "помощь".

            Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, Джаны-Джер и Борколдой, необходим пропуск. Выписывает его МВД или погранотряд, в чью зону ответственности попадает посещаемый район.

Для нахождения в пограничной зоне мы получали пропуск в погранзону в военной части 2025 г. Нарын (Нарынский погранотряд). Такой погранпропуск может иметь произвольную форму, при этом обязательно наличие общей нитки маршрута с датами прохождения ключевых участков и сроком пребывания в районе. Заверяется эта бумага командиром части. Необходимыми документами были ксерокопии паспортов и форма-список участников с описанием маршрута. Оформлена такая бумага должна быть, по возможности, от организации (буквально любой). В нашем случае это был ТССР. После того, как на пропуске будут все необходимые визы, нужно сделать несколько копий такого документа - часть из них нужно будет отдать на погранпостах.

 
Деньги и питание

Национальная валюта Киргизии - сом. Поменять деньги можно только в городах (Бишкек, Балыкчи, Каракол, Нарын).

Цены на продукты и питание невелики. В придорожном "кафе" (вагончик или юрта) можно пообедать за 35-50 сом. Чем дальше от цивилизации, тем "кафешки" встречаются реже, но и цены падают буквально в несколько раз.

            Кое-что из питания можно купить и в крупных поселках. Качественные и сублимированные продукты не встретишь, но крупы, рис и конфеты не являются редкостью. Местное население на далеких пастбищах весьма гостеприимно, практически в любой юрте вас пригласят попить чай с лепёшками и сметаной.

 

2.3.Безопасность, страховка и организация связи

 

Как уже подчеркивалось выше, с учетом сложности района, вопросы безопасности были первостепенны. Было предприняты следующие шаги:

·         была предусмотрена радиосвязь внутри группы, а также регулярные сеансы связи с альпинистами экспедиции на Кызыл-Аскер, выделены частоты, назначено время выхода в эфир

·         в нашей группе, у минчан, а также у ожидавшего нашего возвращения водителя Владимира были спутниковые телефоны, время выхода на связь "по спутнику" было также оговорено

·         обязательным условием участия в походе было наличие медицинской страховки с условием транспортировки авиатранспортом

·         были рассмотрены запасные варианты и аварийные выходы с маршрута

·         Дополнительно, у каждого человека в группе был т.н. контакт-лист, содержащий максимум полезных и могущих пригодиться телефонов и адресов. Кроме общих контактов, сюда были включены, номера спутниковых телефонов, позывные, частоты радиосвязи, время сеансов связи. Данный контакт-лист приведён в приложении.

 

Связь

           Радиосвязь была необходима как внутри группы, так и с альпинистами из Белоруссии. Поэтому мы взяли мощные и дорогие рации, поскольку все это связано с вопросами безопасности, которым в данном мероприятии уделялось крайне много внимания. Итак выбор пал на YAESU VX-177 (рабочий диапазон частот 430-440 МГц) и Yaesu VX 8R (Рабочий диапазон частот: прием 0,5-999 МГц, передача 50-54, 144-148, 430-450 МГц.), а выходная мощность передатчика 5 Вт часто компенсирует плохое распространение радиоволн в ущелье. Для каждой из групп, отправляющихся в район, был определён позывной, а также время и интервалы выхода на связь. Практически, радиосвязь нам пригодилась как для связи между группами, так и внутри группы, при радиальных выходах и технической работе на маршруте, также радиосвязь активно использовалась при спасработах. Также одна рация была вручена Володе - водителю, который оставался нас ждать на плато Кагалячап и возможность связи с ним была актуальной.

            Другим, альтернативным видом связи, был спутниковый телефон. В нашей группе использовался телефон системы Иридиум ("Iridium"). У группы альпинистов из Минска и у нашего водителя Владимира спутниковые системы были "Thuraya". В течение суток было оговорено два сеанса связи - дневной и вечерний. Для подзарядки телефона использовалась солнечная батарея достаточной мощности. Таким образом, не было крайней нужды экономить заряд аккумулятора и могли не ограничивать себя в количестве передаваемых SMS и длительности разговоров (помимо финансовой стороны вопроса, разумеется).

 

Страховка

Перед походом все были застрахованы в Компании "РОСНО". (115184, Москва, Озерковская набережная, 30, тел. +7 (495) 232-33-33). Страховой сбор составил около $20 с человека, при этом сумма страхового вознаграждения была $30 000, что покрывает затраты на авиатранспортировку человека в случае непредвиденной травмы или болезни.

Также группа дополнительно подсраховалась в местной, киргизской компании ak-sai travel. Были направлены сканы страховых полисов Калашниковой Елене (контактная информация:

 +996775581371- Елена Калашникова  +996775583343-Светлана Федина, сайт компании www.ak-sai.com).

 

Аварийные ситуации

Стратегически, маршрут не был полностью автономным. Во-первых, он состоял из двух "кусков" ("колец"), между которыми заранее предусматривалась встреча группы с альпинистами. На этом же этапе мы забирали "заброску". Во-вторых, у нас была практически постоянная связь с ожидавшим нас водителем Владимиром: по спутниковому телефону и радио.

 

Днёвки и планирование графика движения

Мы не планировали днёвок на маршруте, собираясь заменить их полуднёвками по мере появления достаточного времени после прохождения ответственных участков. При этом на каждый из двух кусков маршрута было выделено по запасному дню.

 Период путешествия (начало августа) - самое тёплое время на уровне снегового пояса района. Поэтому, чтобы меньше "месить снег", все подъёмы были достаточно ранними - около 5:00..5:30 утра. Во время обеда нас ждал лишь лёгкий перекус (для экономии времени без горячего и чая), а вставать на бивак мы всегда старались до шести часов вечера. Таким образом, вечером удавалось хорошо отдохнуть, а пик нагрузки всегда приходился на 9-12 часов утра.

 
  

 

Фото 2.4. Заезд в район путешествия

  

3.             Развернутый график  и схемы похода

 

3.1. Участки пути, километраж и метеоусловия

 

Дата

 

Участок маршрута,

 перепад высоты

Характер пути

км

ЧХВ,

часы

Метео-условия

01.08

 Алматы - Бишкек - Нарын

Авто

 

12

 

02.08

Нарын  - перевал Кынды - долина реки Мюдюрюм (Аксай) - устье реки Корумдусу

 

2000 м - 3600 м

авто:

асфальт, грунтовая дорога

140 авто

 

2

пеше

8

 

 

1

солнечно

день +15

ночь +2

03.08

Подъём по долине реки Мюдюрюм(Аксай, выше - Карагермес), поворот на север, переход через локальные отроги к среднему течению реки Корумдусу в точке её поворота на запад. Переход в верховья реки Корумдусу

3600 - 3800 - 3680

Сырты, глинисто-травянистые склоны, каменистые прижимы, осыпи, участки разрушенных скал

10

6

Пасмурно

Дождь

Снег

день +4

ночь -2

04.08

Перевал "Улар"

( №4, 1Б, 4350 м) - спуск в долину реки Джалджир

 

3680 м - 4350 м - 3400 м

подъём:

морена, горизонтальный участок закрытого ледника заснеженные осыпи, крутые (до 40 град) осыпные склоны со скальными останцами

спуск:

крутой снежно-ледовый склон - 30 м спуск с верхней страховкой

далее закрытый ледник  -

с одновременной страховкой,

далее открытый спокойный ледник

12

10

Пасмурно

Ясно

Град

Дождь

ясно

день +4

ночь -3

05.08

Переход к леднику под северной стеной пика 4903

 

3400 м - 4120 м

стоянка на боковой морене ледника

 

 

 

6

4

снег

гроза

облачно

день -5

ночь -10

06.08

Радиальное восхождение на вершину 4903 м ("Змея",)

(2Б альп.)

спуск в лагерь.

4120 м - 4903 м - 4120 м

Закрытый пологий ледник,

Снежно-ледовый склон до 35 град (по тексту - R1)

Ледовый склон до 60 град (по тексту - R2)

Снежно-ледовый склон с большим количеством трещин

Острый снежно-ледовый гребень

 

3

9

солнечно

день -2

ночь -10

07.08

Перевал "Крыло"

 (№6, 2Б, 4670 м)

4120 м - 4680 м - 3850 м

Подъём:

Закрытый пологий ледник,

Крутой снежно-ледовый взлёт

Пояс ледовых сбросов (50 м, до 90°)

Крутой ледовый склон (до 45 град)

Пологий снежный выход на седловину

Спуск:

Крутой снежный склон (до 35 град),

Снежно-осыпные склоны, скальные останцы

Выход на ледник, минуя рандклюфт

10

11

солнечно

снег

гроза

солнечно

день +2

вечер +0

ночь -5

08.08

Радиальный выход на перевал "Простор"

 (№8, 1А, 4160 м)

 

3850 м - 4160 м - 3900 м

подъём с юга:

травянистые склоны, участки скал, осыпи и конгломератные склоны, каньон ручья

Перевальная точка находится на границе ледника, примыкающего к склону

16

6,5

солнечно

облачно

день +8

ночь -2

 

Переход к озёрам на перевале Кубергенты

Переход по сыртам

 

 

09.08

Переход на ледник Комарова Запвдный (по центральной части ледника, затем по левой морене)

3850 м - 4200 м

подъём:

русло реки, обход прижимов, брод

заросшие травой древние морены конечная морена ледника пологий открытый ледник

 

14

7,6

Солнечно

Снег

день +6

ночь -5

10.08

Выход на перевал "Window Col"

 (2А, 4888 м)

4200 м - 4888 м - 4700 м

подъём с севера:

пологий, до 10 град, закрытый ледник. Обход трещин.

Перевальный взлёт до 40 град. Глубокий снег.

8

2

солнечно

день +2

ночь -15

11.08

Подъём на западное плечо вершины "Jerry Garcia".

4700 м - 5000 м

 

Начало спасательных работ

4700 м - 4200 м - 4500 м

Западный склон: крутизна до 40 град, жёсткий фирн с ледовыми обнажениями. В верхней части выходы скал

6

9,3

солнечно

день +1

ночь -10

12.08

Завершение спасательных работ, возвращение через перевал "Window Col" на ледник Комарова

4500м - 4200 м - 4888 м - 4200м

 

12

5,5

облачно

день +3

ночь -5

13.08

Переход через отрог западного борта долины

 (перевал "4280", 1А, 4280 м)

Спуск к БЛ альпинистской группы из Минска.

Возвращение в БЛ

4200 м - 4290 м - 3800м  -3900м

Подъём с востока: осыпной склон крутизной до 35 град.

 

Спуск на северо-запад:

Пологий ледник крутизной до 15 град с увеличением крутизны в районе языка до 40 град.

16

6

солнечно

день +6

ночь +1

14.08

 

Переход  к дороге,

 

Переезд  в Нарын

3900 м - 2000 м

Сырты

 

Грунтовая дорога

2

(пеше)

 

160

1

 

9

солнечно

день +10

ночь +10

Всего

110

*1,2

132

 

 

 

3.2.Схемы маршрута

Общая нитка маршрута, нанесённая при подготовке похода на хребтовку карты К43-119 (1 : 100 000).

 
Старт путешествия был около устья реки Корумдусу, промежуточным пунктом был перевал Кубергенты, расположенный в центре плато Кагалячап. Конечным пунктом была долина реки Карагермес (в более нижнем течении - Аксай, далее - Мюдюрюм)

 

Фрагмент орографической схемы* хребта Джаны-Джер.

*Схема сделана на основе снимка спутника Landsat-7 и карты К43-107

 

 

Орографическая схема хребта Джаны-Джер и маршрут группы (красная линия).  Направление движения - на северо-восток по левому берегу р. Корумдусу, выход на плато Кагалячап со стороны истоков реки Карачукур

 


  1. Дневник путешествия

 

 

Автор текста: Андрей Ладынин

Дополнения: Дмитрий Супонников

 

Комментарии к тексту:

·      Левый/правый -  даётся орографически, если не указано отдельно

·      Карты-схемы, приводимые по тексту, ориентированы на север

·      Координаты приводятся в системе WGS84. Стоит учесть, что показания GPS-навигатора иногда снимались в режиме "холодного старта" и могут содержать погрешности

 

Нотации:

·                                   скальник - отдельный выход скал

·                                   ЧХВ - чистое ходовое время

·                                   зеленка - зона альпийских лугов

·                                   пенка - коврик теплоизоляционный

·                                   номера перевалов и высоты вершин, упоминаемые в описаниях, отнесены к карте-схеме в п.3.2 на странице 18 данного отчёта

 

Наша экспедиция для основного состава участников, началась в славном городе Бишкек. Погрузив рюкзаки и снаряжение в Делику, мы двинулись по окружной дороге на встречу с нашим руководителем Дмитрием Супонниковым, который добирался из Алма-Аты на втором транспортном средстве Сузуки Гранд Витара. Итак 01.08.09 в 8:30 мы встретились с Димой и уже на двух машинах направились в сторону Нарына.

 

В Нарыне мы сразу забрали пропуска и поселились на постоялом дворе Маримы Аманкуловой, где останавливались и в прошлые годы.  Основная часть народа разбрелась гулять по городу, кто-то спал. Мне же пришлось все отведенное время на Нарын ремонтировать рюкзак, которому серьезно досталось в аэропорту Манас.

 

 

Утром 01.08.09, погрузив рюкзаки в машины, наша команда отправилась на рынок, чтобы купить несколько десятков манты, тушенку для водителя Володи, хлеба и овощи.

 

Далее наш путь следовал к плато Кагалячап. Общее расстояние от Бишкека до нашей стартовой точки составило около 500 километров. Этот путь мы проехали за 2 дня, причём на последний, 140-километровый переезд, ушёл целый день.

Стоит сказать, что мы сомневались в правильном выборе транспортного средства. Изначалльно планировалось нанять "Урал", но для нашей компанию из шести человек он оказался дорогим, да и перегонять его пришлось бы не из Нарына, а в лучшем случае из Каракола. Однако, несмотря на переправы с большими булыжниками под водой, крутые спуски, канавы и даже колючую проволоку, которая валялась на плато, мы доехали до нужного места в креслах наших внедорожников (фото 4.0.1).

 

В первый вечер мы только прогулялись на пару километров в северном направлении от лагеря, чтобы убедиться в проходимости сыртов. Достаточно твёрдая растрескавшаяся глина с редкими пучками травы выгляядела хорошей основой для передвижения, не будучи раскисшей под дождями.

 

Фото 4.0.1.

 

 

Наш первый лагерь стоял у живописной реки Аксай немного выше устья Корумдусу, с видом на горы хребта Кок-Шаал-Тау. (высота 3440 м) (N41°9.13' E77°4.14') (фото 4.0.2).

 

Фото 4.0.2. Первый бивак экспедиции

 

 

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100