Руководитель: Д.Супонников, Алма-Ата

Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

День 1, 03.08.09

р.Аксай - подход под перевал Улар

7.00 - подъем

9.00 - выход, движение вдоль р. Корумдусу.

16.30 - постановка лагеря.

+ 240

5 ч

На спутниковом снимке, да и на топографической карте одно из мест на плато Кагалячап явно выделяется от остальных. Здесь, на относительно плоской возвышенности, находящейся на северной стороне долины, расположено более десятка небольших озёр. Вода, заполняющая термокарстовые воронки, где-то испаряется к концу лета, а иные озерца подпитываются родниками и ручьями, берущими своё начало выше, у снежников. Севернее этой зоны озёр плато поднимается небольшим отрогом, за которым лежит долина реки Корумдусу (фото 4.1.1).

Фото 4.1.1. Спутниковый снимок участка местности южнее перевала №4 (Улар)

Фото 4.1.2. Путь выхода группы в верховья реки Корумдусу

Изначально мы планировали проникнуть вглубь массива через ущелья Атбаши и Джалджир. Последнее длинной 50-километровой змеёй устремляется с запада на восток, здесь нет дорог и троп, и единственным вариантом заброски был только пеший или конный переход. Только в самом конце долины нам нужно было повернуть на юг, пройти по доминирующим высотам хребта и спуститься на восток, к перевалу Кубергенты.

В итоге, маршрут был проложен более оптимально, но таким образом, чтобы наиболее полно охватить центральную часть хребта Джаны-Джер, подняться на его самую высокую точку и, выйдя юговосточнее точки старта, отправиться на юг, к обрывистым отрогам Кок-Шаал-Тау.

Итак, подъем, завтрак, сборы, мы прощаемся с водителем Володей, с которым встретимся через 7 дней. Первый ходовой день начался.  Стартовав в 9 часов от дороги, проходящей по южному краю цепочки озёр наша команда  потопала по болотистым сыртам, к 12:30 мы поднимаемся на выраженную седловину отрога (высота 3780 м) и, спустившись к Корумдусу, продолжаем движение вдоль её основного русла (фото 4.1.4).

Фото 4.1.3. Переход по сыртам к  среднему течению реки Корумдусу

Фото 4.1.4  В среднем течении реки Корумдусу

После того, как река повернула на восток (второй поворот на восток - ближе к основной линии хребта), доходим до второго притока справа (по ходу движения) и углубляемся к хребту по его долине. Ветер, дождь, зябко.

В 16:00 начинаем ставим лагерь под первым перевалом, на каменистом берегу реки, справа по ходу движения (высота 3680 м) (N41°13.55' E77°12.23').

Ветер и дождь с градом быстро заставили поставить нас палатки, к тому же горы были затянуты облаками и возможность рассмотреть наш перевал открывалась редко и небольшими порциями.

День 2, 04.08.09 Перевал № 4 ("Улар", 1Б*, 4350 м) - русло притока реки Джалжир

ЧХВ,

6:00 - подъем

8:00 - выход, подъем по осыпному склону

10:30 - перевал Улар

11:00 - начало спуска

12:00 - выход на пологую часть ледника

13:00 - перекус

18.30 - постановка лагеря.

+ 750

- 760

7:00

Перевал Улар, (№4, высота 4350 м) (N41°14.51' E77°11.59')

Для пересечения основной линии Джаны-Джера мы выбрали этот перевал. Ещё на этапе подготовки было ясно, что здесь лежит наиболее простой и логичный путь через хребет - на север, в долину реки Джалджир.

Как и ожидалось, сложность этого перевала невелика, да и его высоту удалось "угадать" заранее - 4350 метров.

Подъем в 6:00: этим утром горы приготовили нам сюрприз. Осыпные склоны

были окутаны  снежным покрывалом. Позавтракав и собрав рюкзаки, в 08:00 наша команда выдвинулась. Перевал просматривался довольно хорошо. В 100 метрах (вверх по течению) от нашего лагеря начинается каньон, там же мы перешли реку по камушкам на правый берег и начали подъем по осыпному склону морены, крутизна 30-35градусов (фото 4.2.2).

Фото 4.2.1  Место бивака (по центру внизу) и перевал №4 (слева вверху) после и до снегопада

Фото 4.2.2. Выход с бивака

Выше склон выполаживается. Далее подъем перешел в осыпной кулуар и, набрав еще несколько десятков метров, мы оказались на большом снежнике. Самое время одеть гамаши и бахилы, снега оказалось, где по колено, а где и по пояс.

Протропив снежную поляну мы вышли к взлету (фото 4.2.3). Слева по ходу были разбросаны куски снежных надувов, обвалившихся сверху. Держась правой стороны взлёта, мы поднялись к скальнику и по нему уже вышли на перевал (фото 4.2.4).

Фото 4.2.3 Путь подъема на перевал №4 ( Улар). Подъём по данному участку занимает около 80 минут

Фото 4.2.4. Подъём на пер. Улар с юга (фото слева)

Выход на седловину

Спуск проходит по закрытому леднику. Верхняя часть ледника длиной 100 м имеет крутизну 30-45 градусов остальная часть ледника - 5-15 градусов. В зоне аккумуляции снпга на леднике заметно небольшое количество трещин, которые легко обходятся. Тем не менее, замечу, что в нашем случае снежный покров  был очень велик. На ряде спутниковых снимков, которые были в нашем распоряжении, ледники здесь были открытые.

Первые 30 метров спускаемся с верхней страховкой (Фото 4.2.5). Последнего страхуем отдельно. Далее по закрытому леднику спускались в связках, придерживаясь середины ледника. Снега в начале спуска было так много, что, после первой дюльферной верёвки, пришлось спускаться на пятой точке, увеличивая площадь соприкосновения со снегом.

Фото 4.2.5

Фото 4.2.6 Спуск с перевала Улар на север. На спуск по крутому участку ушло 60 минут

с учётом провески одной дюльферной верёвки

Фото 4.2.7. Обход разломов на леднике

В 13:00 мы скромно перекусили и продолжили спуск на север. Весь спуск по леднику занял 3 часа. После спуска выходим на конечную морену ледника из-под ледника вытекает ручей. Здесь есть места для ночлега (фото 4.2.8). Местность представляет собой большие всхолмлённые осыпные поля конечной морены ледника.

Фото 4.2.8 Вид с севера на пер. Улар

К этому времени тучи отступили, перед теплыми лучами солнца и журчание ручьев заставило раздеться и окатить себя водой из кана. Учитывая, что погода уже второй день не давала нам расстаться с мембранами, сюрприз оказался кстати.

Оставшаяся часть пути представляла из себя пешую прогулку и проходила вдоль левого притока реки Джалджир, стекающего с ледника перевала Улар. Русло реки широкое, но воды в ней мало. Вдоль него удобно идти.  В начале, на левом берегу (по ходу движения) тянется вертикальная стена высотой 15-25м и протяженностью около 100-200 метров (фото 4.2.9), далее переходит в осыпной, заросший снизу травой, склон. Вскоре переходим на правый берег и идём по его широким террасам (фото 4.2.10).

Фото 4.2.9 Выход от конечных морен ледника к руслу реки - по левой стороне долины

Фото 4.2.10 Правый берег притока р. Джалджир - осыпные террасы, которые   постепенно зарастают травой

Сначала по морене, а затем по мягким сыртам, под свист ветра прошли вдоль правого по ходу движения отрога, уходящего на северо-восток, и, дойдя до выраженного понижения отрога, повернули на восток. Практически не набирая высоты, пересекли отрог и дошли до основного русла реки Джалджир (фото 4.2.11).

Фото 4.2.11

Русло достаточно широкое, но сухое, и нам пришлось пройти еще около 50 минут вверх по руслу, чтобы найти воду. (это был выход реки на поверхность из-под камней). Лагерь мы поставили в 18:30 (высота 3590 м) (N41°18.44' E77°15.58').

День 3, 05.08.09    Подход под вершину 4903

ЧХВ, ч:м

7.00 - подъем

9.00 - выход,

12.30 - перекус

14.30 - постановка лагеря на морене.

+ 620

04:30

Утро началось довольно неплохо, признаки солнца, несильный ветер. Мы уже начали привыкать к отсутствию теплой погоды. На этой стоянке я заметил большое количество удодов, это такие птицы с большим клювом, хохолком и яркой раскраской. Удодов я также видел на плато Кагалячап в большом количестве. Но, поскольку у нас спортивная команда, бегать за ними с фотоаппаратом я не мог. Пришлось быстро собраться, натянуть мембрану, капюшон, одеть рюкзак и идти на встречу с самой высокой точкой хребта. Мы пересекли основное русло реки Джалджир и, немного пройдя на восток по болотистым сыртам - окончанию отрога вершины 4166,2 - вышли к правому притоку реки Джалджир, стекающего с ледника из-под вершины 4903. Русло реки в этом месте достаточно широкое (фото 4.3.1).

Фото 4.3.1 Долина притока реки Джалджир, куда мы поднимаемся. Вид на юг

Двигаясь по руслу на юго-восток, через 2 с половиной часа вышли к началу конечной морены ледника и поднимались по левой стороне ледника в ущелье (фото 4.3.2.), выводящее к вершине 4903.

Фото 4.3.2

В 12:30 мы сделали перекус, разинув рты смотрели по сторонам пытаясь в облаках разглядеть нашу вершину и прикинуть маршрут. Но, увы, ближайшие вершины были не наши.

Немного подкрепившись, мы продолжили двигаться по морене в том же направлении и наконец вышли на ледник, плавно поворачивая на запад. Началась метель, видимость ограниченная.  Ледник в нижней части открытый, трещин не видно,  крутизной не более 10 градусов с постепенным выполаживанием. Движение осуществлялось без кошек. Далее ледник становится закрытым. Выйдя на левую боковую морену ледника, поднимаемся по ней.

Фото 4.3.3. Бивак под пиком 4903

Подойдя как можно ближе к вершине 4903, в 14:30 поставили лагерь на левой боковой морене (высота 4210 м) (N41°16.35' E77°17.26') (фото 4.3.3). Стоянка была прямо напротив пути подъема на вершину 4903.

Время подъёма по леднику составило около 90 минут.

Вершину было не  видно из-за облаков, зато проглядывался наш следующий перевал.

Пока дежурные готовили ужин, Дима с Аней решили протропить маршрут к началу подъема,  связавшись они ушли топтать снег.

Фото 4.3.4. Панорамный снимок с  точки установки бивака. Слева-направо: перевал №8 (Простор), пик 4903, перевал №6 (Крыло)

На этой  стоянке мы нашли воду в трещине, которую доставали каном привязанным к трекинговой палке. Погода ухудшалась. За ужином обсудили план взятия, настрой  боевой не смотря на ветер и холод. У Ромы и Нины ботинки были мокрые и чтобы не лишать их восхождения, решили посушить их разогретыми камнями на горелках, а также положили их в спальник.

Фото 4.3.4. Ледник под вершиной 4903 (Змея) и седловина перевала № 8 (Простор) (вдали справа, под солнцем)

День 4, 6.08.09  Вершина Змея, ( пик 4903 м)

ЧХВ,

5.00 - подъем

7.10 - выход,

8:00 - подходим к снежному склону (R1)

9.50 - походим к ледовому склону (R2)

11:00 - выход на снежные террасы (R3)

13:25 - вершина

17:10 - лагерь

3 км:

подъем и спуск

+ 700

-700

6:00

Подъем дежурных в 5.00 - погода солнечная, но ветреная и морозная.  Готовясь к худшему, надели на себя все вещи. Вышли на восхождение в 7:10. Взяли 2 рюкзака на шестерых, напихали туда железок, веревок, кошки, "косынки" для страховочных точек на снегу. Связались и двинулись к основному хребту (на юг), пересекая ледник

Фото 4.4.1. Массив вершины 4903 (Змея) с юга

Фото 4.4.2. Массив вершины 4903 (Змея) с севера

Как ни странно, солнце не пряталось за облаками, а ветер не усиливался, а даже наоборот.  Но от тропы, которую делали вчера вечером Дима с Аней, не осталось ни следа.

К 8:00 подходим к снежному склону. Начинается классическое выбивание ступеней на фирне (фото 4.4.3), солнце продолжает лупить уже в глаза,  холод куда-то пропал.

Фото 4.4.3. Подъём по первому участку.

Фирновый склон уклоном до 35 град.

Мы держались ближе к скальнику (левее по ходу), над правой частью склона нависал снежный наддув.

В 9:50 наша команда забралась на горизонтальную скально-осыпную полку. Через 30-50 метров на запад (на право) просматривался ледовый склон крутизной 50-70 градусов, протяженностью около 50 метров. Отдышавшись, мы одели кошки и подошли как можно ближе к началу увеличения крутизны склона, где начиналась ледовая стенка.

Фото 4.4.4.   Первые три участка маршрута на вершину 4903 м

Фото 4.4.5. В верхней части  участка R1

Фото 4.4.6. Страховка лидера (идёт с двумя ледовыми инструментами) и провеска двух коридоров перил на участке R2

Фото 4.4.7. Участок R2

Cделали станцию, Рома пошел лидером, я на страховке, руководитель видео-оператор (фото 4.4.6).

Повесили две параллельные веревки перил и через час были уже на следующем этапе вытаптывания ступеней.

После данной ледовой ступени следует еще около 100 метров крутого (до 40 град) подъема, после чего склон становится более пологим (до 30 град), но изобилующим закрытыми трещинами.

Фото 4.4.8 Подъем по террасам выше ледовой ступени, участок R3

Несколько остановок -  и  мы начали раздеваться, солнце не скрывалось и вместо ожидаемого мороза были тропики. Температура около 5-6 градусов выше нуля, слабый ветер и яркое солнце подтапливали снег. В 11:30 с левой стороны по ходу движения мы увидели огромную трещину, устроили фото-сессию (Фото 4.4.9).

Фото 4.4.9. Разломы на леднике склона вершины 4903

Передвижение очень осторожное - лидеры связок постоянно зондируют снежный покров, несколько раз страхующие ужерживают их от проваливания в трещины.

Перед выходом на гребень - большая полузакрытая трещина, которую преодолеваем с организацией перил (первый проходит через дно трещины) и верхней страховки.

Фото 4.4.10 Выход к гребню перед подгорной трещиной

Фото 4.4.11. По снежному гребню

В этом месте вершина закрылась следующим снежным склоном крутизной 30-45 градусов. В 12:25 мы стояли на основном хребте с видом на горы  хребта Кок-Шаал-Тау. Это еще не вершина, но осталось уже не много: подняться до гребня (на запад) и пройти вдоль его снежных надувов. Кстати, вначале надув обращён на Юг к Кок-Шаал-Тау, дальше надув разворачивается на север. Перед гребнем мы удлинили связочную веревку, чтобы удобнее брать ее в кольца.

На самой вершине было не развернуться и мы решили пройти дальше к широкой горизонтальной площадке, где и сложили тур. Итак 13:30 мы на вершине. На юге хорошо видны большие красивые горы и пик Кызыласкер, а главное солнце тепло и нет ветра: удивительно.

Фото 4.4.12 Пик Молдо-Баши (4622 м)

На севере был виден пик Молдо-Баши (первовосхождение нашей группой в 2011 г).

Фото 4.4.13. Группа на вершине пика 4903 м

GPS-навигатор показывает высоту 4872 м. Координаты N41.267893,  E77.291379.

Фото 4.4.14. Начало спуска на северный склон пика 4903 м. Внизу - плато Кагалячап и перевал Кубергенты

Фото 4.4.15. Пологая часть гребня пика 4903 м

Фото 4.4.16. Спускались мы тем же маршрутом. Подгорная трещина у гребня - перепрыгивание со страховкой с приземлением в глубокий снег.

Крутой участок - ледовый сброс - дюльфер с верхней страховкой. Последний (Роман) - на дюльфере с "самосбросом".

Во время небольшого отдыха делаем снимки окружающего рельефа (Фото 4.4.17).

К 17:10 приходим в лагерь, готовка большого количества еды, суп и отдых.

Фото 4.4.17 Вид на перевал  №8 с северного склона вершины "4903 м"

День 5, 7.08.09   Перевал №6 ("Крыло", 4670 м) , спуск к притоку реки Карачукур

6.00 - подъем

08.00 - выход

09:10 - подход под основание ледового сброса

13:30 - перевал Крыло

19:00- ночевка у притока реки Карачукур

Перевал Крыло, (№6, высота 4670 м) (N41°16.14' E77°16.77')

Фото 4.5.1. Перевал №8 (Крыло). Общий перепад высоты от подножия до седловины - 350 м.

Высота ледового сброса ~ 45 м (85°)

Длина участка маршрута от верхней точки сброса до седловины ~ 250 м (45°)

Фрагмент спутникового снимка (ALOS)  с указанием перевала №6 (Крыло) и пика 4903 м

Этот день начался также  как и прошлый. завтрак на том же месте, погода солнечная, но только без ветра. Сборы, связки и два рюкзака со снаряжением. Вышли  7.00 по вчерашним следам, которые на этот раз не замело.

По закрытому пологому леднику подходим с перевальному взлёту. Глубокий снег, приходится бить траншею. С трудом подходим под основание ледового сброса (фото 4.5.4). Время - 8:15. Начинаем сооружать страховочную станцию.

Фото 4.5.2.

Исключительно красивый перевал, который на схеме подготовки маршрута мы обозначили как "6" (альтернативий ему был простой перевал "8", на который мы сходили радиально с юга) теперь назван "Крыло" за типичное сходство ледового пояса в средней части взлёта.

Перепад по высоте от подножия до нижней части ледового сброса - 120 м, высота сброса - 45 м общий перепад  по высоте от подножия до седловины - 350 метров.

Фото 4.5.3. По леднику - к перевальному взлёту. Вид в сторону бивака, откуда мы вышли

Фото 4.5.4. Подход под ледовый сброс

Фото 4.5.5.

Подошли к наиболее безопасной точке ледового сброса (на фото 20 в центре) и запустили лидера с двуми ледовыми инструментами, страхуя двумя верёвками.

Старт лидера был достаточно безопасным - в подножии сброса - глубокий пушистый снег. Буры, собранные у всей группы, крутились через каждые два - два с половиной  метра.

В верхней точке, над сбросом, была сделана надёжная станция (4 бура) и провешены перильные верёвки.

Фото 4.5.6. Лидер на стене сброса

Далее эти верёвки служили двумя коридорами для подъёма всей группы.

Ледовый сброс (85-90 град, ~50 м).

Проходится с парным ледовым инструментом, жёсткими кошками. Страховка двумя отдельными верёвками.

Время на подъём всей группы - 90 минут. Рюкзаки поднимаем отдельно.

Фото 4.5.7. Работа на сбросе

Фото 4.5.8.  Склон над ледовым сбросом

Далее наклонный ледовый склон, 45 град. Идём "на корачках" со страховкой через буры. 2 связки, все постоянно висят на бурах. Безопасно, но медленно. Под каждый бур надо отрывать ямку в фирне, очищать лёд.

Всё это происходит бесконечно долго и тяжело. Подъём по данному участку занял около двух часов. Движение было непрерывным с остановками связок на время вкручивания и выкручивания буров. Прошли около  шести или семи верёвок до того момента, когда склон начал выполаживаться и мы поднялись с корачек на ноги.

Фото 4.5.9.  Выход на седловину

Фото 4.5.10 Группа на седловине перевала

Фото 4.5.11. Вид на юго-восток с перевала и место тура

На перевал поднялись вместе с окончанием грозы. Тучи вскоре разошлись и открылся хороший вид на юг. Тур мы сложили на западной стороне перевала в зоне ближайших к седловине скальников (фото 4.5.11).

Определили с помощью навигатора высоту и координаты перевальной точки. Высота - 4670 м.

Фото 4.5.12.  Начало спуска с перевала Крыло на юг

Фото 4.5.13.

Спуск происходит по заснеженному крутому осыпному склону с отдельными выходами скал. В первой трети спуска две группы скал  имеют крутые стенки и приходится искать проходы между ними. Ниже идут достаточно спокойные осыпи, частично закрытые свежим снегом

Фото 4.5.14. Линия спуска на юг с перевала Крыло

Фото 4.5.15 Выход с ледника к истокам реки Карачукур. На востоке виден хребет Борколдой

День 6, 8.08.09

Радиальный выход к перевалу №8 ("Простор", 1А, 4160 м), река Карачукур, плато Кагалячап, базовый лагерь у безымянного озера

8.00 - подъем.

9:00 - выход  к перевалу №8

11:30 - перевал №8

14:00 - плато Кагалячап

15:00 - базовый лагерь у безымянного озера

+ 200

- 250

5:00

Перевал №8 ("Простор", 1А, 4160 м) (N41.281571  E77.325100)

Фото 4.6.1. Перевал №8 ("Простор", 4160 м), вид с северо-запада

Фото 4.6.2.

Верховья реки Карачукур, откуда начат подъём к перевалу №8. Река частично закрыта ледяным панцирем.

Вид на юго-запад.

Фото 4.6.3. Фрагмент спутникового снимка (ALOS) с расположением перевала №8

Утром сбегали с юга на перевал №8. Назвали "Простор" - огромное осыпное поле, граничащее с широким плоским ледником. Кстати, очень простой пеший и возможно конный путь из долины реки Джалджир на плато Кагалячап.

Штурмуем осыпной склон крутизной под 35-40 градусов, по которому потом плотной группой и спускались, страхуясь лыжными палками.

Фото 4.6.4.

Обходим слева (по ходу движения) вертикальный  скальник, по которому течет водопад (фото 4.6.4). Подъём идёт  по руслу левого  притока реки Карачукур. Вначале идём по левому (по ходу) склону, так как на противоположном явно просматриваются вертикальные стенки. Так идём около 1500 м.

Русло узкое, воды не много что позволяет выбирать удобный берег для пути. Русло притока  периодически протекает по небольшим локальным каньонам которые приходится обходить заранее поднявшись по склону.

Фото 4.6.5. Вид с перевала №8 (Простор, 4160 м) на юго-восток

Фото 4.6.6. Вид на перевал №8 (Простор) с юго-запада, от места ночёвки в верховьях реки Карачукур

Подъём из долины Карачукура занял 2 часа, спуск - один час.

Вернулись к устью левому притоку реки Карачукур. Чтобы  не сбрасывать высоту до места, где втекает приток в реку Карчукур, мы поворачиваем на юг и пересекаем явно выраженное понижение отрога вершины 3945 (К43-107). И спускаемся к реке Карачукур около втекания в нее  правого притока (орографически).

В этом месте,  русло реки  Карачукур заполненное водой в ширину 2-4 метра и глубиной не более полуметра. Чтобы ее перейти не намочив ноги нам пришлось пройти вверх по течению метров 50.

После переправы мы продолжаем подниматься по правому притоку реки Карачукур. Заметив явно выраженную седловину левого отрога (по ходу движения) вершины 4415 и 3907 мы поворачиваем на юг.

Открывается вид на Кок-Шаал-Тау. Дердим курс на открывшиеся немного восточнее три маленьких озера. Далее мы двигались тем же курсом (юго-восток) до большого безымянного озера, где нас ждал Володя(водитель) и праздничный ужин.

В 15:00 мы добрались до озера, погода тут же  расстроилась и решила осыпать нас градом и полить дождем с хорошим ветром. Димыч с девченками уехали в базовый лагерь беларуских альпинистов. Я, Коля и Рома остались ставить лагерь. Быстро поставив одну палатку, мы спрятались в ней от ливня и ветра, вторую решили поставить позже.

Через полтора часа Дима вернулся так и не найдя лагерь белорусов. Дежурные пошли готовить ужин. Я пошел стираться, чуть позже ко мне присоединились даже дежурные. Полоская свое белье мы дружно высматривали солнышко, которое иногда  показывало свои лучи. Наконец наша потная команда не выдержала и по очереди все стали нырять в воду. Не такая уж она и холодная для горного озера.

Вечером был ужин со шпротами, коньяком, дыней, на теплом озере с видом на Кызыласкер и другие горы (фото 4.6.7, 4.6.8). В сторону Джаны-джер мы уже не смотрели.

Фото 4.6.7. Вид на северную сторону хребта Кок-Шаал-Тоо с места бивака на плато Кагалячап

Фото 4.6.8.

День 7, 9.08.09 Переправа через реку Кызылунет, ледник Комарова Западный

8.00 - подъем

11.00 - выход

12.50 - переправа через реку Кызылунет

16.10 - постановка лагеря на боковой морене ледника Комарова западный.

+ 470 м

4:10

Фото 4.7.1 Вид на ледник Комарова Западный с точки бивака на плато Кагалячап

У нас началась вторая часть экспедиции, а это значит, что рюкзаки должны пополниться новыми продуктами. На сборы у нас ушло времени больше чем обычно.

В 11:00 мы чистые и свежие вновь отправились топтать болотистые сырты, держа курс на  юг. Ледник Комарова с плато виден очень хорошо и даже наш следующий перевал Window Col

(фото 4.7.3).

Фото 4.7.2 По сыртам плато Кагалячап

Мы пересекли разливы реки Кызылунет.  Серьезных препятствий они не представляют - допустимо переправляться по одному. И краем отрога (который расположен между ледниками Комарова центральный и Комарова Восточный),  дошли до реки Кызылунет.  Переобулись и по очереди перешли реку в хорошем месте, где она растекается по рукавам. Серьезного препятствия река не представляет, разве что для обуви.

Далее мы шли по правому берегу (по ходу движения) до конечной морены ледника. Начали подниматься. В 14:10 сделали перекус. Немного восточнее, ниже нашего места перекуса находилось озеро с водой сине-зеленоватого цвета, как многие горные озера. Расслабляться нам долго не пришлось, в считанные минуты небо затянуло тучами и начался град с дождем и сильным ветром. Порывы ветра мы переждали, натянув на себя мембраны и закрыв лица от летящего града.

Как только ветер немного стих, наша команда медленно побрела дальше. Забрались на маренный вал между ледником и отрогом, идущим от вершины 4791. Пройдя по нему несколько метров, спустились к отрогу и поставили лагерь в 16:10 (высота 4200 м) (N41°05.50 E77°22.12').

Фото 4.7.3 Вид на ледник Комарова Западный с озера у бивака на плато Кагалячап

Фото 4.7.4. Вид на ледник Комарова Западный в точке выхода на лед с морены на левом берегу

Фото 4.7.5. Вид на левую боковую морену ледника Комарова Западный с его центральной части

Фото 4.7.6 "Карманы" на боковой морене являются хорошим местом для бивака

Фото 4.7.7. Снежный буран, поднявшийся на леднике

День 8, 10.08.09.   Ледник Комарова западный, Перевал Window Col

(верховья ледника Комарова Западный, выход на ледник Руднева)

7.00 - подъем.

09.00 - выход

16:00- перевал "Window Col"

16:45- постановка лагеря

+ 680

- 150

6:45 ч

Утром наша морена была совсем не завалом камней, а снежной поляной, выпало около 20см снега, к тому же с вечера Дима с командой из своей палатки рыли каналы для ручья который наровил замочить им дно, получалась система ручьев очень живописная, хотя от ручья, который терся об их палатку избавится не удалось. Представьте заснеженный моренный вал, наши палатки, ручьи, блестящие от восходящего солнца, красочный  рассвет (фото 4.8.1).

Думаю у нас были и другие утренние красоты, просто в этот день я дежурил. Все было хорошо за исключением отсутствия удодов.

Собрав лагерь, мы забрались на моренный вал и еще несколько метров прошли по его острию. В удобном месте спустились на ледник (фото 4.8.3).

Фото 1.8.1. Бивак на  левой боковой морене ледника Комарова Западный

Фото 2.8.2. Бескрайние снежные поля на леднике Комарова

Фото 4.8.3 Вид с точки бивака на юго-восток

Связались и пошли топтать снег (фото 4.8.4). Ледник достаточно ровный, но периодически мы перешагиваем неширокие (до одного метра) трещины. Также встречаются промоины, но сейчас они засыпаны свежим снегом.

Фото 4.8.4. Выход с морены на ледник

Фото 4.8.5 Небольшие лавины

Снега на леднике много: по колено и выше. Мы двигались примерно по средней части долины, а в это время с вершины "Большая Белая" сходили маленькие лавинки. Их даже удалось снять на видео во время отдыха (фото 4.8.5).

В 11:00 мы перекусили и почти сразу начался снежный взлет. Склон снежный, крутизной 35-35 градусов. На подъеме к перевальной седловине справа и слева расположены снежные надувы, на снегу разбросаны обломки карнизов. Поэтому поднимались, держась центра   (фото 4.8.8)

Фото 4.8.6 Глубокий снег на леднике (Комарова Западный)

Фото 4.8.7 Передвижение в связках. На леднике есть трещины(!)

Фото 4.8.8 Перед перевальным взлётом. Слева и справа - зоны возможных обвалов

Фото 4.8.9 Группа на перевале Window Col

Фото 4.8.10 Вид на север с перевальной седловины

Топтали ступени, периодически меняя лидирующую связку. В 16:00 наша команда была на седловине. Тур мы не нашли, да и складывать его не из чего, кругом глубокий снег. Дима связался с Володей и попросил остаться еще на сутки у озера, а после перегнать транспорт ближе к базе альпинистов. Предполагалось, что выезжать мы будем оттуда.

Помахав рукой Володе, мы спустились за перевал на 180 метров по высоте. Спуск представлял снежный склон крутизной 25-30 градусов.

Ставим лагерь в 17:00 (высота 4700 м) (N41°02.11' E77°22.13'). Вырыли площадки под палатки и даже сделали туалет с загородкой. Укрыться здесь негде.

Фото 4.8.11 Бивак на южной стороне перевала Window Col, чуть выше ледовой ступени ледника

Ветра сильного не было, но небо было затянуто облаками, горы почернели. Наша команда собралась в палатке дежурных для обсуждения  планов на следующий день. Вершина Jerry Garcia, кто хочет, а кто не хочет на нее лезть. Ну, Аня Карцева хочет лезть туда, куда даже залезть невозможно, Дима руководитель, он просто обязан хотеть, Рома мало снял фотокадров, а вершина - это шанс их пополнить. А дальше все просто: Коля не важно себя чувствует - вычеркиваем Нина с мокрыми ботинками - вычеркиваем, я после ледника Комарова совсем отчаялся встретить удодов, тем более на Jerry Garcia и название какое-то  не внушающее оптимизма - меня тоже вычеркиваем. То есть - трое идут на штурм, а трое остаются в группе поддержки :)

Фото 4.8.12 перевал Window Col с севера

День 9, 11.08.09 Подъем на западное плечо вершины Jerry Garcia (5100 м). Спасательные работы группы из Екатеринбурга

5.00 - подъем Диммы Ромы Ани

6.30 - выход на восхождение

7.30 - до лагеря дошел Сергей с новостью о ЧП с группой свердловчан. Дима Рома Аня спускаются в лагерь.

09.50 - установка спасательного лагеря

Фото 4.9.1.  Склон подъёма на пик Jerry Garcia

Сборы Димы Ромы Ани прошли почти не заметно, они погремели железом и отправились обратно на перевал Window Col, а затем на вершину. Ребята поднялись выше перевала метров на 150, когда заметили одиноко идущего человека со стороны ледника Руднева. Дима сразу начал связываться с лагерем по рации. То ли это пограничник, то ли что-то случилось. Володя, пока ждал нас на плато, узнал, что в альплагерь Кызыласкер приехало несколько групп иностранцев, белорусы и свердловчане.

В это время я проснулся от того, что Коля кричал нам  "Лююди", потом громче, но вроде это не Колин голос, я вылез из спальника что-то накинул и открыл палатку. Передо мной стоял молодой  парень, трясущийся от холода, это был Сергей Быков из группы свердловчан. Он рассказал, что прошлой ночью их группа пошла на перевал где-то ниже нашей стоянки и сошла лавина, погиб руководитель и трое раненых. У меня в тот момент плохо зафиксировались детали рассказа, достаточно было слов о погибшем Александре Иванове и то, что раненые ребята всю ночь просидели в лавине.

Включаю рацию до сеанса связи и сразу услышал голос Димы: Андрей, кто к вам пришел?

Я рассказал о случившемся: "мы спускается" - был ответ. Тут же оговорили необходимость выхода авангардной группы, не дожидаясь поднимавшихся на вершину.

Через 50 минут Дима, Рома и Аня были в лагере. За это время я несколько раз пытался связаться с Аксай-Тревелом, не удачно.

Аксай-Тревел - это туристическая фирма которая, помимо туристических услуг, организует спасательные работы на коммерческой основе.

Перед выездом в Киргизию мы проинформировали руководителя Аксай-Тревел (Елену Анатольевну Калашникову) о том, что будем находиться  в горах Тянь-Шаня и по факсу переслали копии страховых полюсов. О нас они знали.

У нас был спутниковый телефон Иридиум, также был "Thuraya" у Володи(водителя) и, чтобы связаться с Володей, достаточно было подняться на перевал Window Col и держать оттуда с ним связь по рации.  Расстояние от седловины перевала до нашего базового лагеря было более 20 км, но связь была уверенная.

Итак, в 08:30 мы собрали рюкзаки с едой, аптечкой, палаткой, газом и горелками и Сергей, Коля и я отправились по следам к месту срыва (фото 4.9.2). Чуть позже за нами отправились Рома и Дима. Нина и Аня пошли на перевал, чтобы связаться с Володей, отменить перегон транспорта в альплагерь у ледника Кызыласкер.

Фото 4.9.2

Мы шли по леднику Руднева на юг, немного западнее, резко скидывали высоту. Прошли отрог вершины Неизвестный солдат. За этим отрогом находится перевал №11, на который мы планировали подняться в рамках маршрута (фото 4.9.3).

Фото 4.9.3

Спускаемся ниже и, обогнув отрог, идущий от пика Панфиловской дивизии, повернули на север. Погода была солнечной, горы открыты и как только я увидел перевал, заметил четыре точки . Это ведь люди, они были разбросаны друг от друга не меньше чем за 30 метров, только верхние две точки были недалеко друг от друга (фото 4.9.5).