Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Екатеринбург-Отортен: встречи с людьми, городами и вещами…
Екатеринбург. Часть I

Предшествующим уральскому походу-2014 «обстоятельством» была поездка в Москву в мае на 17-й международный кинофестиваль «Вертикаль». Наш фильм «Неоконченный маршрут» (режиссёр Э.В.Анищенко и творческая группа из Ростова-на-Дону, композиторы Артёмий Чайко и Наталья Смирнова, текст озвучил Сергей Чонишвили, а я был автором сценария) посвящён истории пропажи, поиска и расследования событий Трагедии группы И.Дятлова на Сев. Урале в 1959 г. Наш фильм не получил главного приза и приза по своей номинации, но был отмечен дипломом вместе с ещё одним кинофильмом, как «лучший российский кинофильм 17-го кинофестиваля «Вертикаль». В основу фильма положена книга «Тайна гибели группы Дятлова», - эту книгу я сдал в Литрес, и она сейчас вышла в Интернете в своей последней редакции, а также должна выйти в английском переводе.

Мне долгое время не удавалось найти сведения об одном из участников поисковых работ, - Баскине Семёне Борисовиче (1930 - 2003). Который вместе с Бардиным и Шулешко приезжал на место Трагедии в период с 3 по 8 марта 1959 г. Эту группу «московских мастеров» направила Центральная маршрутная комиссия в помощь следствию и группам поиска. «Группа мастеров» вместе с председателем Свердловской МК Королёвым и Сергеем Согриным проанализировало ситуацию, и составила для следствия докладную записку «Организация похода группы Дятлова». В тот момент ещё не всех погибших удалось найти, и комиссия не стала делать какие-то конкретные выводы о причинах катастрофы и ограничилась техническим описанием видимых ей действий группы Дятлова и описанием улик, обнаруженных на месте Трагедии.

Бардин Кирилл Васильевич
( - 2009 , фото 1954 г.)

Баскин Семён Борисович,
(1930- 2003, фото 70-х г.г.)

Шулешко Евгений Евгеньевич
( - 24.08.2010, фото 1954 г.)

Поиск Баскина в Интернете почти не дал результата, и не дал результата поиск его в Московском городском клубе туристов. Его не оказалось и в книге о ветеранах московского туризма и альпинизма (что, конечно, несправедливо к его памяти и заслугам). Но в какой-то момент вдруг выяснилось, что Баскина знал знакомый нам Борис Ефимович Слобцов. Через него мы вместе с администратором форума «Перевал» Галиной Никишиной вышли на жену Баскина Светлану Дмитриевну. Нам удалось получить несколько фото Баскина и ряд сведений его биографии. Баскин был заслуженным работником спортивного общества «Динамо» и участвовал в организации многих соревнований, - прежде всего, по скалолазанию (был судьёй всесоюзной категории в этом виде спорта). О Баскине я еще постараюсь написать отдельную статью. Со Светланой Дмитриевной мне, к сожалению, встретиться не удалось (она жила на даче), но удалось переговорить по телефону с сыном Семёна Борисовича. А фото Баскина попало в новую редакцию книги.

В Екатеринбург я приехал рано утром (в 4 утра по местному времени 28-го июля) и отнёс рюкзак на квартиру Кунцевича Ю.К., который предоставил мне приют. Около 8 утра опять был на вокзале, чтобы встретить Эдуарда Анищенко, прибывшим в Екатеринбург поездом из Ростова-на-Дону. С Эдуардом мы встретились с двумя его товарищами «по переписке», - сняв репортаж, мы осмотрели город с высотки одного из деловых центров, а еще через время мы уже передвигались по улицам и проспектам города на авто. Я в Екатеринбурге был уже не в первый раз, - поэтому мог указать ряд его достопримечательностей Эдуарду. Город этот – огромный мегаполис со своим неповторимым «лицом». Он, на мой взгляд, несколько «обижен» славой и вниманием россиян (например, по сравнению с Петербургом и Москвой), - это случилось частично по той причине, что город в советское время долгое время был «закрытым» из-за наличия большого количества оборонных предприятий. О нём мало упоминали в прессе, мало печатали описаний и видов города. Я в Екатеринбурге не отметил чёткого наличия «исторического центра», который есть в Петербурге (где превалируют дома старой, дореволюционной постройки, - сейчас во многом реставрированные) и в меньшей мере – в Москве (где исторический центр привязан к ансамблю Кремля). В центре Екатеринбурга старые и новые дома в большей мере перемешаны, хотя, конечно, на окраинах есть и совершенно новые районы, где старых домов практически нет.

От Анищенко дословно цитата о наших встречах:

По приезду в Екатеринбург меня встречали Евгений Буянов, исследователь Трагедии группы Хибина и два товарища Сергей и Анатолий, которые любезно показали нам город в первый день нашего пребывания на личном автотранспорте. В один из дней Анатолий отвез нас на встречу с Еленой Колеватовой. По приезду в Ростов на Дону со мной связалась Майя Пискарева, в ходе тел. звонка от Елены передала пожелания нам с Евгением: "Передаю тебе ( Эдуарду ) слова Елены Колеватовой, скажи и Евгению Вадимычу, что ей понравилась книга, которую ей подарили при встрече". Именно Пискарева Майя Леонидовна помогла с контактами в поисках Елены Колеватовой. Отличным товарищем, гидом и компаньоном оказался Александр Фирулев, интернет сообщество "Перевал имени группы Игоря Дятлова", - местный житель города Екатеринбург. Во время экспедиции Александр Фирулев сообщал сообществу от меня как продвигается наша группа к Перевалу Дятлова, о событиях и впечатлениях….

Кроме осмотра города наши планы включали посещение ряда памятных мест. Мы посетили мемориал группы Дятлова на Михайловском кладбище и могилы Георгия Кривонищенко и Семёна Золотарёва на Ивановском кладбище. Мы хотели посмотреть записи об их захоронении, но нам сказали, что эти записи находятся не на кладбище, а в архиве комбината ритуальных услуг (на Радищего, 16). В «ритуальный» архив мы попасть не успели. Портрет Золотарёва с его боевыми наградами я «освятил» на могилах и мемориале и передал Кунцевичу. Портрет предназначен для музея УРФУ-УГТУ-УПИ. Я его позже тоже посетил и имел разговор с его хранительницей Кашиной И.А. К сожалению, у них до сих пор ремонт тянется уже несколько лет, и музей пока не функционирует. Застать председателя профкома Давыдова В.Н. не удалось, но это удалось уже после возвращения из похода. Мы с ним радушно поговорили несколько минут по итогам похода и по «нашим» делам» в память группы Дятлова.

На могиле Семёна Золотарёва Александром Фирулёвым (снимал Э.Анищенко).
На обелиске – фото Золотарёва с его наградами. Слева – могила Георгия Кривонищенко

У могилы Георгия Кривонищенко

Большее число фотоснимков «по городу» с комментариями выделены в отдельный альбом, - он дан в приложении к статье.

Мы посетили УРФУ, - сфотографировались у здания, и я показал отдельные достопримечательности Анищенко. Посетили и общежитие № 10 по ул. Ленина, 66, в котором, как предполагалось, дятловцы собирались в поход (запись о комнате № 531 есть в дневнике Зины Колмогоровой). Нашли комнату № 531 в общежитии. В качестве «раритета» в комнате с тех лет сохранились старые двери, крашенные масляной краской. Конечно, весь внутренний интерьер комнаты изменился на современный, и очень «весёленький». Нам сказали, что в этой комнате сейчас живут девушки, которые находились в отъезде (видимо, на каникулах). Мы с некоторым «трепетом» трогали эту дверь, - которой касались и дятловцы перед отъездом в поход (тогда ещё не поняв, что это – «не та дверь»).

Здание общежития № 10 по улице Ленина, 66 (современное фото). Здесь жила Зина, и отсюда шла массовая похоронная процессия 12-го марта 1959 года

Лестница общежития

Коридор общежития у входа в комнату администрации

Табличка на двери № 531

Мы с Анищенко на пороге комнаты № 531 общежития № 10

Комната 531– «девичья»

Умывальная напротив комнаты 531

Александр Фирулёв у комнаты 531

Но в ноябре в результате переписки с Ириной Рашевской, Кунцевичем и Анищенко, мне удалось выяснить, что по всем признакам комната 531 была не в общежитии № 10, а в общежитии № 8 по Комсомольской70/10. В этой комнате жил Юрий Юдин. В общежитии же № 10 жила Зина Колмогорова. В.М.Аскинадзи нам сообщил, что, «на его памяти», Зина жила в комнате № 535. 4-й и 5-й этажи здесь принадлежали Радиофаку УПИ (на котором учились Колмогорова, Дятлов и Дорошенко). И от этого корпуса шла похоронная процессия, когда хоронили дятловцев. Гроб Зины однозначно стоял здесь. Поэтому положение комнат ещё надо уточнить, - мы это сделаем. Пример проверки факта ещё раз показал, как важно при историческом расследовании быть внимательным и точным. А провести эту проверку меня заставила мысль установить памятную табличку на «историческую дверь», которая возникла после посещения общежития. Думаю, решение об установке памятного знака должно приниматься не лично, а коллективно (возможно, на очередной годовщине Трагедии).

Корпус № 8 очень напомнил мне корпуса общежитий нашего «Политеха» на Лесном проспекте Санкт-Петербурга: вероятно, эти здания в 30-е годы возводились по одному типовому проекту. Похожие дома и отдельные «уголки» имеются в разных городах.

Корпус общежития № 8 по Комсомольской 70/10 (сейчас – корпус строительного факультета УРФУ), - постройка 1934 года

При посещении профкома сотрудников УРФУ в Екатеринбурге, я обратил внимание на ряд фотографий председателей профкома УПИ-УГТУ, среди которых отметил фото Заостровского, - председателя месткома УПИ в 1953-1955 годах. В 1959 г. его имя, как председателя парткома УПИ и вместе с ректором Сиуновым, как «руководителя УПИ, упоминалась в ряде документов, связанных с организацией поисковых работ, работе штаба поиска и при разборе последствий Трагедии группы Дятлова в партийно-государственных органах. Вот что не догадался сделать, - снять там же и фото председателя профкома Слободина в 1959 г.

Имели мы (с «подачи» Анищенко и Майи Пискарёвой) встречу с Еленой, - племянницей Саши Колеватова, дочерью Риммы Колеватовой, старшей сестры Саши. Елена просила её не фотографировать, - она сама отрицательно относится к той шумихе, которая поднята вокруг группы Дятлова. По этой причине она и не имеет особого желания идти на контакты с корреспондентами СМИ. С Кунцевичем она предполагала встретиться, но мы с ней встретились раньше и подарили нашу книгу («Тайна гибели группы Дятлова») и наш кинофильм. А она нам показала несколько семейных фотоснимков (учитывая её настроение, мы не стали их переснимать). И она нам показала «тот самый нож», который участники поиска нашли в палатке дятловцев вместе с корейкой, и который она хранит, как семейную реликвию. «Нож финского типа в чёрных кожаных ножнах», числящийся в материалах дела. Нож, зарегистрированный на А.Колеватова и переданный следствием его сестре Римме.

Беседа с Еленой Колеватовой, - она показывает мне нож Саши Колеватова

Нож А.Колеватова, дискетница с фильмом и книга, подаренные Елене

А вот с могилой самой Риммы у меня неожиданная встреча произошла при посещении мемориала дятловцев уже после похода – 14-го августа. Оказалось, что эта могила находится рядом с мемориалом, - практически на линии от входа через могилу Ю.Юдина (рядом со стелой) – вглубь кладбища, что видно на фото.

При этом втором посещении мы вместе с сестрой Юрия Дорошенко Ириной Николаевной Рашевской, её сыном Юрием с женой Татьяной, с Шешуновым Геннадием Владимировичем и Юрием Кунцевичем прибрали весь мемориал от мусора. По словам Кунцевича уже выделены средства для покупки искусственной травы для покрытия участков мемориала.

Ирина с родственниками тоже остановилась у Кунцевича, и мы успели немного пообщаться. Она мне показала 2 письма Зины Колмогоровой своей подруге Лиде Григорьевой. Ирина почти 40 лет жила с Лидой в одном городе Усть-Каменогорске и не знала, что рядом живёт подруга Зины. Но они встретились. Из писем (см. здесь и здесь) ясно, что у Зины и Юры Дорошенко отношения были сложные. между ними была и чистая любовь, и болезненный разрыв (по всем признакам – временный) по ряду причин. А главное, видимо, Юра ещё не созрел для брака и находился под большим влиянием своей мамы, которая не одобряла роман сына со старшей по возрасту девушкой (хотя разница в возрасте была незначительной). Юра ещё учился на 4-м курсе, а Зина уже заканчивала 5-й курс, и скоро должна была уезжать по распределению в другой город. Сам же факт дружной работы Юры и Зины по «сбору печки» 1 февраля (перед самой гибелью) говорит о том, что отношения их, видимо, восстанавливались.

Могила Риммы Сергеевны Колеватовой на Михайловском кладбище Екатеринбурга На заднем плане – стела мемориала группы Дятлова и колонна ограды кладбища со стороны улицы Гагарина

У стелы мемориала с Рашевской И.Н. и Кунцевичем Ю.К.

Ирина Рашевская у могилы своего брата Юрия Дорошенко

С режиссером Эдуардом Анищенко и исследователем Александром Фирулевым мы посетили и архив Свердловской области, чтобы в очередной раз обратиться к «Прекращённому уголовному делу о гибели группы туристов в районе горы Отортен города Ивделя Свердловской области». Еще раз хочется сказать, что с УД может ознакомиться любой, кто намерен изучать архивные документы. Копия УД, которую сделал я, находится у Кунцевича. Уже после похода я решил её забрать для своих дел, но Кунцевич её не хотел отдавать «по своим соображениям». Но свою копию 1 тома я забрал, - в этом мне оказал помощник Кунцевича Женя.

Режиссер Эдуард Анищенко «открывает дело» в архиве. Оба его тома – на столе

В архиве Свердловской области (на Вайнера, 17) мы по-дружески переговорили со знакомой мне Еленой Валерьевной Пироговой, которая в отсутствии А.А.Окунева исполняла обязанности директора. При нашем посещении ей как раз передали из управления архивов жалобу корреспондентов газеты «Комсомольская Правда» Николая и Натальи Варсеговых (в прошлом она – Наталья Ко), которые были «обижены» тем, что им, якобы, не дали возможность ознакомиться с «делом». Пирогова нам сказала, что дело это сейчас они дают возможность изучать всем желающим (правда, для сохранности в общее пользование дают копию дела, а не подлинник). Для нас было сделано исключение, предоставив подлинник этого дела (оба тома), которое принесла хранительница архива. Но вот характерный момент с Варсеговыми: они затеяли всю свою «эпопею» из десятков статей в КП об истории гибели группы Дятлова, даже не ознакомившись с «базовыми» документами. И все их десятки публикаций были основаны на мнениях и сообщениях людей, большинство которых события Трагедии не знали, или знали крайне плохо. Отдельные их статьи содержали верные факты и выводы, - например, выводы профессора Морозова по медицине и мнения лавинщика Поповнина о характере той самой лавины, которая сошла на палатку дятловцев в ночь Трагедии. Мнение Поповнина фактически совпало с выводом доцента МГУ лавинщицы Володичевой Н.А. Но большинство публикаций Варсеговых в КП основывались на недостоверных фактах и слухах, весьма далёких от действительности. К сожалению, часть этих статей содержали и лживые наветы отдельных людей на Семёна Алексеевича Золотарёва, - ветерана-фронтовика, орденоносца и человека с чистой и светлой биографией.

Вечерами на квартире Кунцевича обычно собиралось немало народа, общались и «лично», и коллективно, гоняли чаи и пели песни. Приходили и совсем молодые компании ребят, и ветераны. 31-го пришла целая группа туристов-гитаристов, и мы за столом часа 2-3 пели чудесные туристские песни. Многие я знал, но были и незнакомые. И, - странно, - в молодые годы я как-то сразу глубиной души воспринимал, вдыхал романтику этих песен у гор и костров, ещё не имея богатой памяти и большого опыта походов. Но с годами всё это «прибавилось», и потому молодое чувственное восприятие песен не притупилось, а только обрело новый, глубинный смысл.

Главные запевалы нашего вечера: Марина Пастухова, Наталья Тихоцкая и Александр Николаевич Рычков. «Ягода-Брусника» (Городницкого), «Граница» (Дольского), «Ключ» (Визбора), «Песня и Мангышлаке» (Байрака) и другие…

Благотворная атмосфера общения в квартире Юрия Кунцевича в период вот таких интересных сборов перед походами с достоинством оценил режиссер Эдуард Анищенко (подобное случалось и в период годовщин дятловской трагедии в январе-феврале месяце). Сюда приходили и ветераны, и совсем зелёная молодёжь, - бой-скауты Кунцевича. С ветеранами было интересно обменяться мнениями, воспоминаниями и информацией. Поскольку эти люди были участниками тех или иных событий. А молодёжи мне было что рассказать и по истории дятловской трагедии, и по опыту своих походов, и по услышанным ранее воспоминаниям опытных туристов и альпинистов. Таких историй я знаю много…

Анищенко с «раритетом» у Кунцевича в гостях

У Кунцевича с Маргаритой и Эдуардом

Дважды мы совместно выступали на телевидении, - запись этих телепередач можно просмотреть. Одна телепередача состоялась до похода (1 августа) с изложением наших планов и целей похода. А вторая после похода 13 августа, - на ней мы кратко сообщили о том, как проходил поход, что мы в нём увидели, что «нашли», и что из него «вынесли»

В телецентре после похода: Кунцевич Ю.К., Ильдар Низамов, наши шикарная телеведущая (участница похода) Настя Матвиенко и я
Перевал Дятлова. Поход за истиной. Сумма мнений. Теле эфир ЕТВ от 1 августа, - до похода
Анонс ЕТВ Оксаны Маклаковой похода на перевал Дятлова с участием корреспондента Насти Матвиенко
Телепередача 13 августа на ЕТВ

Много времени мне на выступление не дадут, - это я понимал. Потому в нескольких фразах постарался изложить главное. Конечно, наиболее полным ответом на вопрос, каковы причины, и как развивались события дятловской Трагедии, была наша книга, а в кратком интерактивном варианте - наш фильм. Уже после первой телепередачи 1 августа был подписан договор на трансляцию фильма 'Неоконченный маршрут" каналом ЕТВ и режиссером Эдуардом Анищенко. Фильм «Неоконченный маршрут» был показан на ЕТВ во время нашего похода в первых числах августа (показ проходил во время около 23 часов в течение 3 дней, - по одной части фильма в течение 30-40 минут).

Моя улыбка в кадр телепередачи… Что за ней?..

За моей улыбкой «в кадр» было понимание того, что, например, «64 версии Трагедии» о которых опять говорил Кунцевич и ведущая телепередачи Оксана Маклакова, да и вообще все «версии», кроме «лавинно-холодной версии Аксельрода», - это никакие не «версии». Это всего лишь «предположения» на уровне «личных мнений» отдельных людей, которые ни на чём не основаны. И которые не выдержали проверки всех тех фактов, на которых эти предположения исходно пытались обосновать. А ведь, коли нет достоверного обоснования фактами, - нет и «версии», как таковой. Большинство этих предположений исходят от людей, которые в истории Трагедии группы Дятлова глубоко не разобрались. И лишь версия участника поиска, мастера спорта Моисея Абрамовича Аксельрода, - «версия лавинно-холодной Трагедии», - получила и документальное подтверждение, и дальнейшее развитие, которое превратило её в достоверное описание событий в результате дальнейшей проверки фактов, сбора информации и расследования со специалистами. Сейчас стала ясна и ещё одна важная глубинная причина Трагедии, которая произошла на мощнейшем 19-м пике солнечной активности (СА). СА в качестве дополнительного фактора вызвала общее усиление глобальных стихийных процессов. И ясно, откуда возник этот аномально сильный арктический циклон, который и был вначале тем самым «НЛО» трагедии, которое не смогли обнаружить. Он вызвал падение температуры на 24 градуса вниз до минус 28 и ураганный ветер, - эти факторы и погубили группу Дятлова. А запустила процесс аварии аномальная пластовая лавина на некрутом склоне, сход которой спровоцировали подрезкой снежного пласта. Опасный пласт формировался в течение всей зимы с сильными снегопадами, резкими перепадами температур и под действием сильных ветров. Повышенная СА влияла на все эти процессы, причём не «эпизодически», а в течение долгого времени. Влияла она и на биопроцессы, и на поведение людей. Трагедия была и следствием «шага» группы Дятлова на открытую часть горы с ночлегом. А о смертельной опасности ветров на открытой части горы Дятлова предупреждали. Всё это более подробно с доказательствами изложено и в книге, и в фильме. Конечно, если бы Дятлов тогда знал, хотя бы о приближении циклона или знал о коварстве «пластовых лавин», - он бы наверняка увёл группу в более безопасное место для ночлега. Но не хватило тогда, ни знания метеорологической обстановки, ни общего опыта прогнозирования лавинной опасности. Более опытные, чем Дятлов, туристы, например Карелин, могли чисто «интуитивно» обойти эти опасности, Но Дятлов не смог. Я его в этом не виню, - просто так трагически сложились все условия.

Были в телепередачах и забавные моменты. Например, Кунцевич сказал о нашей заброске, которая на «шести машинах» уже уехала на перевал Дятлова (причём не было сказано, что машины-то все – легковые УАЗы и НИВЫ). Оксана удивилась: «НА ШЕСТИ МАШИНАХ!». А «недоговорённая действительность» состояла в том, что всю эту «заброску» из 200 кг продуктов и снаряжения мы (я сам грузил с другими) погрузили в один из шести «джипов» этой группы, - в легковой УАЗик хорошо мне знакомого Рамиля Хисматулина (я с ним ехал на перевал с такой же «заброской» год назад). Остальные же машины ничего для «нашего» похода не перевозили, - у них и своих грузов было достаточно. С этими ребятами мы ещё встретились и тепло общались на перевале Дятлова.

Кунцевич рассказал о двух находках похода, - «капли» из алюминия и колышке от палатки (найденном Данилой Антоновым, возможно, на месте стоянки поисковой группы в 1959 году). Он показал эту «каплю» из алюминия и сказал, что эта «капля» - спёкшийся металл от ракеты, которая сгорела в атмосфере. Предъявил её, как «улику» в пользу того, что «на Урале падали ракеты». Место находки он вначале указал неверно, - якобы, на реке Ауспия (ему казалось, что она могла попасть туда течением реки от горы Холатчахль). «Каплю» эту я нашёл в воде реки, обратив внимание на «камешек» из чистого металла на одной из остановок машины при подъезде в район похода. По крайней мере, так показалось вначале (и позже по определённой плотности материала 2,7 это предположение подтвердилось). Вес «капли» оказался равным 45,4 г. Сначала я подумал, что это – спёкшаяся в костре алюминиевая ложка. Но вес и размеры не соответствовали, - капля весила явно больше (примерно в 2 раза больше, чем стандартная ложка). Определить происхождение «капли» мне помогло воспоминание об услышанном ещё в 70-е годы рассказе знакомого инженера-сослуживца о том, как взрывалась лунная ракета Н-1 (сослуживец этот ранее работал в Красноярске-26, в НПО ПМ академика Решетнёва, - известном предприятии, производившем спутники). Капли чистого спёкшегося металла, разлетавшиеся по воздуху при взрыве, были размером примерно «со сливу». Работавшие на космодроме потом собирали такие «капли», использовали в качестве «брелков» и дарили, как сувениры. Я показал «каплю» Кунцевичу, который, поняв смысл находки, сделал изящный «жест», будто её выбросил. А сам её положил в карман. Но я оценил его юмор (вот «Жук!»), и сразу её решил подарить (как руководителю похода), и не стал отбирать этот «раритет». Я не запомнил точно название реки, где её нашли, но точно запомнил все события на том месте. И сейчас ясно, что «капля» была найдена в реке Ушма, - примерно в 50 км от устья Ауспии. По реке Ауспия эта капля попасть сюда никак не могла. И ещё ясно, что «сгоревшая в воздухе ракета», от которой произошла эта капля, почти наверняка летела с космодрома Плесецк никак не в 1959 году, а много позже (в 1959-м космодром в Плесецке ещё не построили). В уральской тайге валяются тысячи таких «капель» от испытаний ракет, но никакого отношения к трагедии группы Дятлова эти «улики» не имеют. Вообще и в этом походе никаких признаков и «техногенной аварии», и «криминального преступления» на месте Трагедии группы Дятлова не обнаружили. Как и за 55 лет до нашего похода.

«Капля» из алюминия, найденная в реке Ушма

Берег реки Ушма, - здесь и нашёл «каплю» в воде у берега. Остановка на подъезде к устью Ауспии. Сопутствующие обстоятельства известны

Из похода я привёз ещё несколько находок и сувениров, которые отношения к трагедии группы Дятлова не имели.

14-го августа мы с помощью Маргариты, - молодой бабушки Данилы Антонова, посетили музей военной техники в Верхней Пышме. Музей этот с большой экспозицией военной техники под открытым небом (пушки, танки, самолёты, вертолёты и даже небольшие корабли). Я его посетил год назад, и теперь хотел показать Анищенко. Внутреннюю экспозицию в павильоне я не видел. И в этот раз павильон оказался закрыт, но после разговора режиссера Эдуарда Анищенко с директором нас пустили. Потому у меня возникла мысль сделать музею какой-то подарок, - и такой подарок в виде редкой и ценной для музея книги я в памяти нашёл (книга эта «Материальная часть стрелкового оружия» пензенского артиллерийского училища от 1959 года с автографами авторов досталась мне по наследству от отца и сейчас передана в музей). Внутри павильона оказалось много раритетных автомобилей, - как военных, так и гражданских «легковушек». Военные «экспонаты», - пушки и танки, - мы видели и у штаба Центрального военного округа. Здесь также – красивый памятник (конная статуя) маршалу Г.К.Жукову.

После похода посетил я и прокуратуру Свердловской области по одному вопросу, который пока не решён.

Увидел я «третий этаж» (точнее, «нулевой») квартиры Кунцевича. Боже мой, - сколько старых вещей собрано в этом подвале! В основном, книг и старого спортивно-туристского снаряжения. Экспозиция для целого музея! Но «воры» могут отдыхать, - какого-то дорогого антиквариата там почти нет. В подвале был даже оборудован «штаб разведчиков» для бой-скаутов Кунцевича. После посещения подвала я понял, что не такой уж я «крупный барахольщик», каким считал себя до сих пор. С годами люди естественно становятся такими, если сохраняют дома и на даче те старые вещи, которые им дороги, как память. Молодые люди же легко выбрасывают такие вещи, - они для них не дороги. Но часть таких вещей со временем обретает «музейную» и «историческую» ценность, если они становятся редкими. Реквизит для «большого кино», - подметил мой друг режиссер.

Отдали мы «должное» и любимому мной ресторану самообслуживания «Уральские пельмени» на углу ул. Ленина и Луначарского. Сюда сходили и с Анищенко, и с более крупной группой – уже после похода.

Наше приятное обеденное «заседание» в «Русских пельменях» после похода. Во главе стола – чудесная бабушка Данилы Антонова - Маргарита, которая нас возила по городу и в музей военной техники (меня – и год тому назад). Э.Анищенко, Шамиль Сабиров, Данилка, Маргарита, ?, Сергей Фадеев и я

Находки после похода

Уже после похода, в октябре месяце под Петербургом я для себя открыл мемориал группы ЛСХИ Бахирева. Эта студенческая группа погибла в лавине 31.01.1961 г. спустя 2 года после группы Дятлова. Обстоятельства её гибели в чём-то были сходны с обстоятельствами дятловской Трагедии, - имели место и лавина, и фронт циклона (из-за которого существенно давление ветра и ухудшение видимости, - из-за этого, возможно, группа и совершила роковой поворот в боковое ущелье, где погибла в лавине). Сходными по длительности были и поисковые работы обеих трагедий (группу Бахирева искали до лета). Но погибла группа Бахирева в Чуна тундрах под перевалом Эбру-Чорр (в ущелье Корнескорч, район Чуна-тундры, у Мончегорска, Кольский п-ов). А свою группу дятловцы наименовали группа «Хибина», - видимо, с мечтой совершить поход на Кольском в хибинских тундрах. К сожалению, уроки дятловской Трагедии запоздали на 53 года, и не позволили предотвратить похожие трагедии и на Кольском, и на Полярном Урале. О группе Бахирева я более подробно написал в статье «Мемориалы, их история и легенды». К данной статье приложен альбом фото Екатеринбурга.

А во второй части этой статьи я расскажу о нашем походе на перевал Дятлова и на Отортен (как самую дальнюю точку похода).