Руководитель: Н.Новинский, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню летом 2014. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

3.3. Восхождение на в. Пионер (4031, 3Б Альп., Лев часть южн. Стены, ск.)

Вершина находится в западном отроге вершины Комсомола 4376 (восточный отрог массива Туюк-Су).

Восхождение проводилось от площадок, которые находятся северо-западнее озера и метров на 50 выше уреза воды.

Рекомендации по восхождению: Группа имела комплект крючьев и комплект френдов среднего размера и три веревки по 50 метров. В качестве скальной обуви для лидеров использовались кеды и их вполне хватило. Лазанье средней трудности. Траверсы между точками 4-5 и 6-7 проходят по явно выраженным полкам.

На Фото 3.3.1показана нижняя часть маршрута восхождения. Цифрами обозначены места станций. Расстояния между станциями

1-2

45 метров

6-7

30 метров

Участок 1-4 вероятно наиболее простой. Достаточно не сложное лазанье в камине (Фото 3.3.2). В точке 2 не стоит скапливаться больше 2 человек т.к. иначе сложно укрыться от камней. В точке 4 чрезвычайно удобная площадка, как и в точке 7. От точки 4 до точки 5 хорошо выраженная полка с небольшим спуском (Фото 3.3.3). Между точками 5 и 6 классический камин, лазанье средней сложности (Фото 3.3.4). Заключительный участок 6-7 лазанье средней сложности вдоль слабовыраженной полки с набором высоты (Фото 3.3.5).

Дальнейшее движение происходит сперва с попеременной страховкой, а потом с одновременной вверх и влево (по ходу) по простым скальным выходам с целью выйти на осыпную седловину перевала Пионер (3840, 1Б, ос.). Здесь оставляем все скальное снаряжение и системы. С перевала на вершину идет ярко выраженная тропа (Фото 3.3.7). Затем она поворачивает в замечательные «ворота» (Фото 3.3.8). После ворот тропа поворачивает направо и упирается в скально-осыпной взлет с простым лазаньем, который проходится от центра вправо (по ходу). И от этого места налево (по ходу) начинается скальный гребень, который выводит на вершину (Фото 3.3.9).

Затраты времени.

Вышли в 7.00. Работа с веревками заняла 8 часов. В 16.00 были на перевале. От перевала до вершины ходить 1 час. От вершины до лагеря спускались час 20 минут. 19.30. последний участник был в лагере.

Фото 3.3.1 Схема нижней части восхождения на вершину Пионер 4031.

Фото 3.3.2 Крайний участник уходит с полки возле метки 2.

Фото 3.3.3 Лидер делает станцию у метки 5.

Фото 3.3.4 Лидер проходит кулуар от станции у метки 5 к точке 6.

Фото 3.3.5 Лидер проходит полку к точке 7.

Фото 3.3.6 Станция в точке 7.

Фото 3.3.7 Тропа на вершину Пионер 4031.

Фото 3.3.8 Тропа на вершину Пионер 4031. Ворота.

Фото 3.3.9 Группа на вершине Пионер 4031.

3.4 Перевал Пионер (3840, 1Б, ос.-лд.)

Седловина перевала находится в восточной части подковы Массива Туюк-Су между вершинами Пионер (4031) и Амангельды (3999). Соединяет долину реки Малая Алмааатинка и лед. Богдановича (река левый Талгар).

Вышли в 8.00. Подъем – осыпной склон крутизной до 30 градусов. Проходим за два перехода по 30 минут. Путь подъема показан на рис. 3.4.1. В 9.30 были на перевале.

В 10.00 пошли вниз. Спуск – сперва метров 50 по простой осыпи и выходим на ледник. Одеваем кошки. Ровный ледовый склон крутизной до 25 градусов. Идем по льду вдоль правого склона. После ледника снимаем кошки переходим на осыпь и поворачиваем направо, за угол в сторону перевала Физкультурник. Шли около 50 минут. Фото 3.4.2.

Фото 3.4.1 Вид на перевал Перевал Пионер (3840, 1Б, ос.-лд.) с перевала Погребецкого (2А, 4045). Путь подъема.

Фото 3.4.2 Вид на перевал Перевал Пионер (3840, 1Б, ос.-лд.) с ледника Богдановича. Путь спуска.

3.5 Перевал Физкультурник (3830, 2А)

Седловина перевала находится в восточной части подковы Массива Туюк-Су между вершинами Комсомола (4376) и Физкультурник (4068). Соединяет ледник Комсомолец и лед. Богдановича.

На месте фотографии были около 11 утра. Путь подъема приведен на фото 3.5.1. Сначала за 30 минут пересекаем ледник и еще за 30 забираемся под перевальный взлет. Дальнейший путь подъема мы решили провести не так как в описании Вуколова (он шел по осыпи). Мы шли вдоль камней по льду на кошках на индивидуальной технике. Высота набиралась очень быстро. Но потом крутизна ледового склона выросла до 40 градусов. И мы перешли на осыпь. Она была поположе чем лед, но ОЧЕНЬ подвижная. Кое как, мы по ней смогли подняться на перевал. По льду мы поднимались около 30минут. И два перехода по 20 минут сделали по осыпи.

На фото 3.5.2 седловина перевала Физкультурник с вершины Комсомола. Не широкая длинная седловина. При желании можно стоять, воду топить из снега. Заходим в одном конце седловины, а с другого спускаемся. На фото 3.5.3 группа на перевале Физкультурник. В 16.00 пошли вниз. На фото 3.5.4 показан путь спуска. Это система скально-осыпных полок на достаточно крутых скалах. Двигаемся налево вниз в сторону кулуара. Дальше особых проблем нет. Пресекаем кулуар и по достаточно подвижному склону доходим до боковой морены ледника Комсомола Западный в 18.30 и там останавливаемся на ночевку.

Выводы по перевалу.

1. Неимоверно подвижная осыпь. Толи нам так повезло, толи здесь всегда так.

2. Спуск по скальным полкам в сторону ледника Комсомола потенциально опасен. Крутые сальные полки с осыпью и возможностью падать далеко вниз. И невозможность вешать перила.

3. Группам, которые идут поход 3 к.т. его ходить не стоит.

Фото 3.5.1 Вид на Перевал Физкультурник (3830, 2А) с ледника Богдановича.

Фото 3.5.2 Вид на Перевал Физкультурник (3830, 2А) с вершины Комсомола 4376.

Фото 3.5.3 Группа на перевале Физкультурник (3830, 2А) . Вид на перевал Верблюд.

Фото 3.5.4 Вид на Перевал Физкультурник (3830, 2А) со стороны ледника Комсомола.

3.6 Перевал Верблюд (4250, 3Б, через в. Комсомола 4376)

Седловина перевала находится в восточном отроге вершины Комсомола 4376, которая находится в восточной части подковы Массива Туюк-Су. Соединяет ледник Комсомолец Западный (река левый Талгар) и ледник Аристова, долину ручья, который стекает из под перевала Комсомольский на Восток (река левый Талгар).

Сведения о классическом прохождении (спуск с седловины) отсутствуют. По имеющемуся у нас описанию после выхода на седловину перевала продолжили движение по гребню и через вершину Комсомола 4376 вышли на перевал Комсомола (4000). Приведенное ниже описание дано от начала ледника Зап. Комсомолец до седловины перевал Комсомола (4000). Также в описании, которое у нас было выход на перевал осуществлялся вдоль ледовых сбросов контрфорса, путем провешивания там многочисленных перильных веревок. Вероятно, при другой снежно-ледовой обстановке это так и есть. С одной стороны наш путь был длиннее, и если бы не оптимальное состояние снега, которое позволило нам идти в связках с одновременной страховкой, перил здесь мы повесили бы значительно больше. С другой стороны путь проходит под крутыми снежно - ледовыми склонами, и при наличии достаточного количества снега, был бы лавиноопасен.

После спуска с перевала Физкультурник (3830, 2А) ночевка проходила на северной (левой) морене ледника Комола Западного. Утром вышли в направлении седловины перевала Верблюд, с целью зайти по ледовому контрфорсу в районе точки 1 (см. фото. 3.6.1). Нижняя часть ледника открытая и пологая, поэтому первый переход прошли без связок. Далее крутизна стала возрастать и в результате стала стабильно 30-35 градусов. Двигались в связках. Обходили трещины. Состояние снега было оптимальным, что позволило не вешать перила. Вдобавок ступени от прошедшей накануне группы прекрасно держали. Лавинная опасность отсутствовала. Вообще говоря, если бы здесь был лед, то оптимальнее было бы двигаться левее (по ходу), как в отчете Вуколова, на который мы ориентировались и сочетать это с провеской перил.

За второй переход вышли к верху контрфорса (точка 1) и там провесили одну веревку перил (50 метров, 45 градусов) и оказались на гребне на большой плоской площадке, вполне пригодной для ночевки, но пошли дальше. На первый горб «Верблюда», точка 2 фото. 3.6.1 провесили 2 веревки перил на льду 45 градусов (фото. 3.6.3), а в верхней части на простых скалах. При спуске на седловину перевала Верблюд (4250, 3Б) повесили 20 метров перил от границы скал на льду (35 град). Тура не нашли, сложили свой. Перевалили второй «горб» (точка 3). Провеска перил отражена на фото. 3.6.4. На «горбу» нем есть удивительное место под одну палатку, сложенное из крупных камней. А за тем спустились на очередную седловину, метка 4.

Здесь на седловине обнаружили тур, который накануне сложила Питерская команда, которая шла перевал перед нами. Они посчитали это перевалом. Здесь мы решили остановится на ночевку (Фото 3.6.5). Это правильно, поскольку дальше до седловины перевала Комсомольский подходящих мест не оказалось. 30 минут на разгребание снега под палатки, вода вечером с краю снежника. На фото 3.6.6 замечательный закатный вид с места ночевки.

На фото 3.6.5 показано, также, начало пути движения по предвершинному гребню к вершине Комсомола. В начале по льду вешаются 2 веревки перил, потом до вершины по скалам гребля еще три веревки. Ориентирование на гребне проблем не представляет, надо двигаться вверх по гребню и обойти вершину справа (по ходу). Скалы простые, лазанье, как таковое, отсутствует, Однако возможность упасть с гребня заставляет провешивать перила. На фото 3.6.7 отражена работа на гребне.

На фото 3.6.8-3.6.12 приводятся виды с вершины.

Спуск с вершины проходит по альпинистскому маршруту 2А. На данном маршруте регулярно проводятся разные массовые мероприятия и он ВЕСЬ ПРОБИТ ШЛЯМБУРАМИ. Однако имеет достаточно сложную географию. Про это и будет дальше рассказ.

На фото 3.6.13 вид южной стороны горы, которую мы шли на спуск. Про географию. Непосредственно от вершины на юг уходит кулуар. В верхней части он широкий и мелкий, а в низу узкий и глубокий, и вот туда ходить не надо, совсем. Вообще говоря снега там обычно в это время года в таком количестве нет. Но когда мы ходили на вершину Маншук Маметовой, была периодическая пурга и кулуар сильно «подкрасило».

Итак, спуск, по началу, проходит по крупной и средней осыпи, которая лежит на скалах. Общая крутизна не более 30 градусов, вполне ходится на индивидуальной технике. От метки 1 до метки 2 крутизна возрастает где то до сорока градусов и можно вполне повесить 30 метров перил. Затем влево будет уходить кулуар, который имеет смысл пропустить. Дальше двигаемся вдоль левого борта, ориентируясь на торчащие из скал шлямбура. И в результате нужно выйти на гребень, который смотрит на юг, причем последних 50 метров проходятся горизонтально. Это от метки 3 до метки 4. В результате мы оказались на плите, торчащей над пропастью. В общем, изумительное место. С этой плиты необходимо навесить перила в скальный кулуар, который находится слева за камнем. Он почти отвесен, и как ни странно безопасен (ни чего не падает). Его длина 30-35 метров. Дальше кулуар идет вниз и в право, но он сформирован какой-то откровенной гнилью, и туда совсем не надо. А надо двигаться прямо вперед и метров на пять вверх. Сложность, в плане лазания, отсутствует. Там есть полка, шлямбура, и прочие приятные удобства. Веревки в 50 метров как раз хватит, чтобы провесить обе ветви перил. Эта полка отмечена на фотографии как точка 5. Оттуда вешаем в сторону точки 6 пятьдесят метров перил. Скалы 35-40 градусов, чищенные от камней. С точки 6 можно двигаться на индивидуальной технике. Здесь лучше не собираться, а отойти подальше по гребню в безопасное место. Дальше некоторое беспокойство вызывает кулуар, который мы пересекали в верхней части, провешивая перила, поскольку по нему периодически летают огромные камни, и это все вываливается на осыпь. Поэтому опасную часть осыпи надо проходить пониже и по одному, возможно выставление наблюдателя. На фото 3.6.14 низ спуска более подробно.

Дальше по выполаживающемуся скально-осыпному склону можно выйти на седловину перевала Комсомола. Что собственно мы и сделали. Ночевки на перевале обширные, комфортные, вода. Все несколько портил сильный ветер.

Раскладка по времени.

В нашем варианте перевал идется два полных дня.

10 августа в первый день вышли в 8.00, за два перехода 30+40 минут подошли под верхний взлет перед крутым выходом на гребень. Отсюда начали вешать. С перерывом на обед веревки вешались до 17.00.

11 августа во второй день вышли в 8.00, к 13.00 были на вершине, к 18.00 были на перевале Комсомола.

Фото 3.6.1. Общий вид восточного гребня в. Комсомола 4376 и седловины перевала Верблюд (4250, 3Б, лд-сн-ск-ос) с севера со стороны ледника Комсомолец Западный.

Фото 3.6.2 Выход на восточный гребень в. Комсомола 4376, район метки1 (Фото 3.6.1)

Фото 3.6.3 Первая веревка при подъеме на первый горб на восточном гребне в. Комсомола 4376, район метки 2 (Фото 3.6.1)

Фото 3.6.4 Подъем на второй горб на восточном гребне в. Комсомола 4376, район метки 3 (Фото 3.6.1)

Фото 3.6.5 Путь подъема на вершинный взлет на восточном гребне в. Комсомола 4376, район метки 4 (Фото 3.6.1)

Фото 3.6.6 Закат, вид на запад с восточного гребня в. Комсомола 4376, район метки 4 (Фото 3.6.1)

Фото 3.6.7 Работа на подъеме на вершинном взлете на восточном гребне в. Комсомола 4376, предпоследняя веревка (Фото 3.6.1)

Фото 3.6.8 Вид на город Алмаата с в. Комсомола 4376.

Фото 3.6.9 Панорама юг-восток с в. Комсомола 4376 фото №1(3).

Фото 3.6.10 Панорама юг-восток с в. Комсомола 4376 фото №2(3).

Фото 3.6.11 Панорама юг-восток с в. Комсомола 4376 фото №3(3).

Фото 3.6.12 Участники (избранные) на в. Комсомола 4376.

Фото 3.6.13 Спуск с в. Комсомола 4376 на перевал Комсомола (4000). Снято с в. Маншук Мамметовой (4194). Снежный бугор на переднем плане – ледник на в. Карлытау (4170).

Фото 3.6.14 Спуск с в. Комсомола 4376 на перевал Комсомола (4000). Нумерация меток совпадает с Фото 3.6.13.

3.7 Траверс (1Б тур.) — пер. Комсомола (4000). — в. Карлытау (4170) — седловина пер. Маншук Мамметовой (4040)

В Карлытау находится в восточной части подковы Массива Туюк-Су. Ориентация траверса север-юг.

С пер. Комсомола (4000) выходим в направлении вершины в связках и на кошках. Жесткий, промороженный за ночь фирн, кошки прекрасно держат. Крутизна до 35 градусов. Выходим на самую высокую точку снежника. Сама вершина Карлытау (4170) находится ниже, и на ее сторону свисают небольшие карнизы. По соображениям безопасности лазить туда не стали. Фото 3.7.3 группа на снежнике. Дальше снег становится существенно более пологим (см. фото 3.7.2), доходим до скал, развязываемся, снимаем кошки и по пологой (до 20 градусов) осыпи спускаемся на перевал Маншук Мамметовой (4040).

Раскладка по времени. Вышли с перевала Комсомола в 9.00 через переход в 30 минут были на вершине. Еще один переход в 30 минут и мы дошли до перевала Маншук Мамметовой (4040)

Фото 3.7.1 Подъем на вершину Карлытау 4170 со стороны пер. Комсомола (4000).

Фото 3.7.2 Спуск с вершины Карлытау 4170 на пер Маншук Мамметовой 4040.

Фото 3.7.3 Группа на вершине Карлытау 4170. на заднем плане в. Комсомола (4376).

3.8 Пер. Маншук Мамметовой (1Б, 4040) , спуск до Солнечной поляны.

Перевал находится в восточной части подковы Массива Туюк-Су, между вершинами Карлытау(4170) и Маншук Мамметовой(4194). Ориентация склонов запад-восток. Соединяет ледник Бырджига (р. Левый Талгар) с востока и ледник Маншук Мамметовой (р. Малая Алмаатинка) с запада. Определяющая сторона восточная.

Спуск начинается по мелкой и средней осыпи крутизна которой быстро нарастает до 30ти градусов (см. фото 3.8.1). В средней части существуют реально опасные места, связанные с неконтролируемым срывом достаточно больших объемов мелкой осыпи, которые по качеству породы, все таки ближе к конгломерату. Для увеличения безопасности группа поделилась пополам. При этом подгруппы находились в пределах видимости. На леднике собрались и пошли вниз, индивидуально в кошках. Ледник открытый и связываться нет необходимости.

Дальнейший путь отображен на фото 3.8.2. Весь цирк забит живой мореной, которая крутится под ногами. Мы двигались ближе к левому борту, стараясь выбрать места, где бы морена была бы более слежавшаяся, но все наши потуги были тщетны. Ближе к реке сформировалась складка вдоль левого борта, в которой временами проглядывала старая тропа, но она была вся перекорежена недавними обвалами. Наконец эта складка повернула налево(фото 3.8.3) и мы увидели Солнечную поляну.

Раскладка по времени. С перевала мы ушли в 13.00. На ледник спустились за 50 минут.

Дальше было пять переходов по 40 минут и один - 20 минут . На Солнечной Поляне мы были в 19.00.

Рекомендации. Средняя часть перевального взлета потенциально опасна из-за структуры осыпи. Воды в долине от озера (см фото 3.8.2) до Талгара нет. Моренные валы все «живые», что весьма удивительно, и крайне выматывает физически и требует колоссального времени.

Фото 3.8.1 Группа на первале Маншук Мамметовой (1Б, 4040).

Фото 3.8.2 Спуск с седловины первала Маншук Мамметовой (1Б, 4040) до ледника Бырджига.

Фото 3.8.3 Путь спуска по цирку ледника Бырджига в сторону р. Лев. Талгар.

Фото 3.8.4 Путь выхода из цирка ледника Бырджига на Солнечную поляну. Нижняя часть.

3.9 Пер. Сев. ТЭУ (3900, 1Б, ос.)

Перевал находится Джамбульском отроге хребта Заилийский Алатау, который является водоразделом рек Левый и Средний Талгар, между вершинами ТЭУ(3930) и Коптау(4030). Ориентация склонов запад-восток. Соединяет ледник Джамбула (р Наурускай, р. Левый Талгар) с запада и ледник Северный ТЭУ (р. Средний Талгар) с востока.

Описание прохождения дается от Солнечной поляны до среднего течения реки Средний Талгар (до поворота на ледник Южный Талгар.

От Солнечной поляны на север по левому берегу Левого Талгара идет прекрасная тропа в Алмаату. По ней доходим до места переправы. Когда то сель сошедший из под перевала Комсомольский перегородил русло Левого Талгара. В результате образовалось выполаживание русла реки и обширные разливы. Как раз здесь, после прижима тропа спускается к реке (см. фото 3.9.1). Переобуваемся и двумя «стенками» переходим реку. Глубина брода не велика, чуть выше колена, это на первом потоке, который, ближе к левому берегу, Остальные потоки чуть выше щиколотки.

Переодеваем обувь и идем в низ по течению, уже по правому берегу реки. Приходится сперва по очень крутой тропе подняться на старый, заросший лесом вал и двигаться за ним по распадкам. Потом мы выходим на берег реки и здесь появляется подобие тропы, которая выводит нас в долину ручья Наурускай. Идем вверх по тропе полевому берегу ручья и в какой-то момент тропа начинает лезть вертикально вверх на скалы. Это означает, что бревно, по которому можно переправиться мы пропустили. Возвращаемся назад метров на 50. и переходим на другой (правый) берег ручья. Дальше поднимаемся по распадкам заросшим смешанным лесом. Потом лес становится лиственным и низкорослым, рельеф выполаживается, и долина поворачивает налево (по ходу). Здесь есть места стоянок и вода. Останавливаемся, обедаем. Дальнейший путь проходит по промоинам и моренным валам (см. фото 3.9.2-3.9.3) двигаемся в направлении кармана за правой боковой мореной ледника Джамбула (см. фото 3.9.4.). в нем недалеко от поворота в сторону пер. ТЭУ Северный есть прекрасные стоянки. Ночуем . Утром начинаем подниматься по осыпному склону в сторону перевала. Осыпь средняя и мелкая, выбираем более устойчивые участки. Погода портится. Идет сухая снежная «крупа». Видимость падает под конец до 50-ти метров. Наличие приемника GPS и точки перевала на нем позволяет себя уверенно чувствовать. Оказываемся на перевале. Пологая осыпная седловина. Поскольку ничего не видно ставим палатки. Через два часа снежный заряд проходит, видена долина Среднего Талгара (фото 3.9.7). Собираем палатки(фото 3.9.5). С востока на перевальный взлет поднимается снежник. Обходим его левее, по осыпи. Осыпь мелкая, замечательно спускает нас в низ. Далее выходим на центр ледника и пересекаем его в направлении левого борта, чтобы выйти на морену (см фото 3.9.7). Ледник открытый, пологий с небольшим количеством трещин, идем на индивидуальной технике, желающие в кошках. Дальше спускаемся по моренным валам к реке Средний Талгар. Учитывая выпавшие осадки и время суток, река достаточно бурная. Пересекать ее прямо сейчас смысла нет. Подбираем место для утреннего брода. Ночуем. С этого места сделано фото 3.9.8.

Утром встаем в 6.00, чтобы пребродить реку. Собираемся, бродим. Удалось перепрыгать по камням. На правом берегу находим удивительно хорошую для этого района тропу, маркированную туриками. Завтракаем и спускаемся по тропе вдоль реки. Садится облако, иногда моросит дождь, видимость падает метров до пятидесяти. Наконец по показаниям GPS выходим в точку, где необходимо поворачивать в сторону перевала Северный Талгар. Ставим палатки на травянистых площадках на террасе, поднятой от реки метров на двадцать. Ждем окна, чтобы сориентироваться, А потом наступает вечер. Ночуем.

Раскладка по времени. Весь этот участок занял трое суток 14, 15, 16 августа. Из них только первые были полноценным рабочим днем.

14 августа вышли в 7.00. За 1 переход 30 минут дошли до брода. Затем за 2 перехода по 30 минут дошли до переправы через ручей Наурускай. За 2 перехода по 30 минут дошли до поворота долины, где обедали. И за 4,5 перехода по 30 минут дошли до ночевок в кармане морены. На ночевку встали около 19.00.

15 августа вышли в 8.00. За 3 перехода по 30 минут дошли до седловины перевала

На перевале Северный ТЭУ просидели 2 часа. В 13.00 стали спускаться с перевала. За 3 перехода по 30 минут дошли до места переправы. В 18.00 встали на ночевку.

16 августа. В 7.00 перебродили Средний Талгар. В 8.30 позавтракав вышли. За 2 перехода по 30 минут дошли до точки поворота и до ночевки.

Фото 3.9.1 Место переправы через Левый Талгар.

Фото 3.9.2 . Морена лед. Джамбула нижняя часть.

Фото 3.9.3 . Морена лед. Джамбула верхняя часть.

Фото 3.9.4 . Боковая морена лед. Джамбула.

Фото 3.9.5 . Группа на пер ТЭУ Северный.

Фото 3.9.6 . Вид на лед. Джамбула, и путь подъема с пер. ТЭУ Сев.

Фото 3.9.7 . Вид с пер. ТЭУ Сев. на путь спуска и ТЭУ Сев.