Руководитель: А.Щербаков, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2013. Часть 4

Продолжение. Часть 3 здесь

Перевал Фрунзе (2А, сн-лд-ос 4787)

1. Расположен в западном отроге Алайского хребта, между вершинами Аллаудин и Фрунзе

2. Соединяет долину р. Аллаудин (долина р. Коксу) с долиной р. Караказык С.

3. Ориентация: юг-север

4. Характер с юга осыпной, с севера снежно-ледовый, закрытый разорванный ледник. Определяющая северная сторона

5. Данных о первопрохождении не найдено

6. Данный путь соответствует 2А к.т. В классификаторе 2Б по итогам прохождения 2А, предлагаем понизить данный перевал в классификаторе до 2А. Перевал удобный путь от ледника Аллаудин к леднику Караказык.

7. Перевал пройдён группой туристов в походе 5 к.с. под руководством А.А.Щербакова с юга на север 16 августа 2013г.

8. В туре на перевале обнаружена записка группы туристов НГУ, совершавших поход 4 к.с. под руководством Симонова Н.А., от 31.07.09.

Описание ведётся от ночёвки на озере на высоте 3855м (39° 41.866\'С 71° 35.795\'В) до ночёвки под ледником Караказык (39° 44.671\'С 71° 38.097\'В 3780м).

Описание подготовлено Александром Маркиным.

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Фрунзе (2А, сн-лд-ос, 4787)

Ясно

Радиально подъём заброски из-под ледника Аллаудин

Морены, затем травянисто-осыпные склоны до 15°

1,0

(2,0)

-110

+110

1:15

Подход под перевальный взлёт пер. Фрунзе

Травянисто-осыпные склоны до 15°, подвижные осыпи до 25°, снежник

0,8

+207

0:55

Седловина пер. Фрунзе (2А, 4787)

Осыпная седловина средней ширины

Спуск с пер. Фрунзе на ледник Караказык

Снежно-ледовый склон до 20°, бергшрунды - переход по снежным мостам с попеременной страховкой, одновременное движение в связках

1,4

-267

1:20

Ясно

Спуск по леднику Караказык в долину р. Караказык С.

Закрытый разорванный ледник, каскад ледопадов, - одновременное движение в связках, местами попеременная страховка далее открытый ледник, морены

5,1

-740

2:25

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 12,6 км (из них 11,6 км в зачёт)

Ходовое время: 8 час 55 мин.

Перепад высот: 2049м (+1042/-1007)

Техническое описание перевала Фрунзе (2А, сн-лд-ос, 4787)

Ночёвка была на высоте 3855м, ниже перевала Аллаудин Спортивный на 4 км. Утром мы насладились прекрасным рассветом над озером. Сегодня предстояло спуститься за заброской, оставленной нами в долине р. Аллаудин Южный (39° 41.757\'С 71° 36.401\'В, 3745м). После чего пройти перевал Фрунзе. (Схема 6.1) О перевале было немного информации, основная подчёркнута из отчётов Иващенко О.И. 4к.с. 1987г и Симонова Н.А. 4кс, 2009г.

1. Радиальный подъём заброски из-под ледника Аллаудин у нас занял один час. Спуск по осыпным моренам до 15° занял около 20 минут (фото 6.1). Затем распределив заброску, где мы оставили еду и часть снаряжения, мы начали подъём. Движение по моренам вверх не очень удобное, много подвижных камней. За переход удалось подняться к месту ночёвки.

2. Подход под перевальный взлёт пер. Фрунзе.Подъём на перевал Фрунзе начинаем от озера вдоль реки стекающий с перевала около 10 часов. Река протекает между двух зелёных склонов «холмов» (фото 6.2). Мы начинаем подъём по правому по ходу холму (фото 6.3). Подъём 15-20° по осыпному склону, местами есть зелёнка (фото 6.4). После одного перехода выходим на осыпь. Впереди виднеется подъём в верхний цирк, который отделен моренным валом (фото 6.5). С верхнего цирка течёт речка, которая уходит левее (фото 6.6). Подъём возможен как напрямую по моренному валу вверх так и по кулуару находящемуся справой стороны. Подойдя ближе, выбираем подъём по кулуару, подъём по осыпи кажется сложнее из-за её подвижности (фото 6.7). Кулуар средней ширины, до 20° с мелкими камнями (фото 6.8), местами встречается снег и лёд. Поднимаемся плотной группой, в касках. За один переход преодолеваем кулуар и выходим в верхний цирк. Цирк находится на высоте 4400м, широкий и пологий (фото 6.9). После мелкой осыпи начинается открытый ледник, прикрытый свежим снегом. Внизу левее протекает речка. Общее время от места ночёвки 2 часа, набор высоты 600м. Ледник верхнего цирка идёт дугой влево по направлению к перевалу вдоль хребта. Сам перевал от цирка отделяет скальный пояс, в котором просматриваются несколько кулуаров. После чего виднеется осыпной склон и выход на перевал. Пройти к скальному поясу можно вниз вдоль ручья, а затем вдоль него вновь набрать до скал. Но мы решаем пройти по леднику, не теряя высоты (фото 6.10). Одеваем кошки и группой движемся по верхнему цирку по направлению к скальному поясу. Так как ледник пологий быстро проходим ледник и выходим на осыпь. Осмотрев кулуары скального пояса, принимаем решение, подниматься по тому, который идёт вертикально вверх к перевалу (фото 6.11). Общее время подъёма до скального пояса получилось 3 часа.

3. Перевальный взлёт пер. Фрунзе.Подъём по кулуару и до него представляет значительную трудность, так как состоит из сверхподвижной осыпи. Местами встречаются большие камни покрытые снегом и льдом, что представляет опасность. Двигаясь плотной группой, подходим к кулуару. Кулуар средней ширины, около 20°, осыпной, местами скрыт под снегом (фото 6.12), камни летят только от идущих выше ребят. Движение по нему так же не доставляет большого удовольствия и отнимает много сил (фото 6.13). После кулуара выходим на заключительные 100м осыпи. Движение возможно как вертикально вверх, так и чуть левее по ходу движения, по осыпному гребню. Если подниматься вертикально вверх, то попадаются снежники, «прыгая» между которыми, можно снизить движение осыпи. Склон крутизной 20-25° и около 100метров. Подъём от верхнего цирка у нас занял целый час и составил 250м по высоте.

4. Седловина пер. Фрунзе (2А, 4787) (39° 43.442\'С 71° 35.685\'В)средней ширины, мелкая осыпь. Есть несколько мест под палатки, вода «твёрдая». На юг открывается красивый вид на пройдённый перевал Мечта (фото 6.14), на север виден пик Ташкент, но всё это мы смогли заметить, только когда местами появлялись просветы. За время нашего подъёма погода ухудшилась, начался снегопад, ветер, и всё затянуло облаками (фото 6.15). При такой погоде спускаться мы не стали, решили переждать и приготовить обед. Тур находится на условном центре перевала. Сняли записку группы группы туристов НГУ, совершавших поход 4 к.с. под руководством Симонова Н.А., от 31.07.09.

5. Спуск с пер. Фрунзе на ледник Караказыкначали уже в 15 часов, когда появились «просветы», прекратился ветер и снег. Спуск представляет собой снежно-ледовый склон, который разорван значительными трещинами. Спуск начинаем по центру, постепенно забирая правее. Подходим к первой трещине, откуда открывается вид на весь спуск. Преодолеваем трещину с попеременной страховкой. Далее в поисках снежных мостов уходим, левее обходя бергшрунд. Преодолев ещё одну большую трещину по ледовому мосту, подходим ближе к скальному выступу. Дальше по снежно-ледовому склону начинаем спускаться вертикально вниз. Уклон до 30° движемся в связках. Спускаемся на ледник Караказык Северный.

6. Спуск по леднику Караказык в долину р. Караказык С. Ледник Караказык длинный около 5км, сильно разорванный, пологий, закрытый в основной части. Верхняя часть ледника состоит из многочисленных трещин, бергшрундов. Спуск начинаем по центру, смещаясь к правому краю, там лучше виден весь спуск с перевала (фото 6.16). Пройдя первый бергшрунд с попеременной страховкой, уходим левее. Там спуск выглядит безопаснее и положе (фото 6.17). Нижняя часть ледника разбита на две ветви. После спуска с перевала на тело ледника, начинаем движение в связках с одновременной и местами попеременной страховкой по центру ледника (фото 6.18). Через 1 км встречается первый ледовый сброс (фото 6.20). Проходим его, обходя трещины, страхуя друг друга. После чего начинается пологая часть с глубоким снегом, порой проваливаемся по пояс (фото 6.19). Пройдя этот участок с правой стороны, открывается вид на перевал Музыкантов (39° 43.742\'С 71° 36.933\'В, 4319м) отсюда же ледник становится открытым, количество трещин увеличивается и начинается разветвление. Пройдя дальше, обнаруживаем свежие следы какой-то группы (предположительно Сидоровой С.), ведущие к перевалу Музыкантов. От этого места группа забирает на правую ветвь, прижимаясь к борту долины. Так как ледник сильно разорван, лавируем между трещин, переходим по ледовым мостам с попеременной страховкой. Через 1,5 км выходим на правобережную поверхностную морену ледника. Двигаясь по ней, всё ещё встречаем ледовые участки, в том числе и трещины, но обходятся они проще. Спуск у нас занял почти 3 часа, мы успели сбросить около 800м (фото 6.21). Мы начинаем искать место для ночлега. Решаем спуститься с ледника на осыпь. Спуск представляет собой моренные награждения, который выводят нас на осыпь. С левой стороны язык ледника, откуда вытекает речка, рядом можно найти чистый ручей. Здесь организовываем лагерь и готовимся к вкусному ужину (39° 44.671\'С 71° 38.097\'В 3780м).

Выводы и рекомендации:

Перевал по итогам прохождения соответствует хорошей длинной 2А, но из-за сверхподвижного и выматывающего подъёма с юга, рекомендуем проходить с севера на юг. Подъём с севера более труден и интересен технически. Тем не менее, считаем, что для нашего похода этот перевал был идеален для прохода из долины р. Аллаудин к леднику Караказык С. и затем к перевалу Мирный.

Пер. Мирный (3А, сн-лд-ос, 4425)

1. Расположен в Алайском хребте к востоку от в. 4833. В одном цирке с пер. Памяти Друзей.

2. Соединяет долины рек Караказык С (долина р. Сох). и Караказык Ю (долина р. Кексу).

3. Ориентация: север - юг.

4. Характер: с севера снежно-ледовый, с юга снежно-осыпной. Перевал односторонний: определяющая сторона с севера.

5. Сведения о первопрохождении: перевал первопройдён группой туристов Минского областного совета ДСО «СПАРТАК» с севера на юг 15 августа 1981 г.

6. Перевал пройдён насквозь группой 5 к.с. под руководством Щербакова А. А. с севера на юг 18 августа 2013 г.

7.Записки в туре не обнаружено.

Описание ведётся от конечной морены ледника Караказык С. до устья правого притока р. Караказык Ю.

Описание подготовлено Сергеем Мирошкиным

Технические характеристики подходов и прохождения пер. Мирный(3А, сн-лд-ос, 4425)

Переменная облачность

(-485)

3:20

Дождь, снег, пурга

Подход под перевальный взлёт пер. Мирный

Моренные валы, открытый ледник

4,5

+320

1:50

18. 08

Перевальный взлёт пер. Мирный

Снежно-ледовый взлёт разорванный бергшрундами - 440 м перил, станции и промежутки на бурах, ледорубах, средняя крутизна 40°, участки до 80°

+405

8:00

Переменная облачность, снег, дождь

Седловина пер. Мирный (3А, 4425)

Средней ширины осыпная седловина

Спуск по долине правого притока р. Караказык Ю. до устья

Снежники, осыпные склоны до 15°, далее травянисто-осыпные склоны до 10°

3,1

-700

0:55

Радиально подъём заброски из долины р. Караказык Ю.

Травянисто-осыпные склоны до 10°, разрушенная дорога

(1,8)

-45

(+45)

0:45

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 15,1 км (из них 11,8 км в зачёт). Ходовое время: 14 час 50 мин.

Перепад высот: 2385м (+1155/-1230)

Техническое описание пер. Мирный(3А, сн-лд-ос, 4425)

1. Заброска на ледник Караказык до высоты 4085 (схема 6.1). Спустившись с ледника Караказык, после прохождения пер. Фрунзе (2А), мы заночевали на берегу ручья, вытекающего из-под ледника (место ночёвки 39°44. 402\'С, 71°38. 581\'В, 3781 м). Подъём с места ночёвки не сложен. Сначала необходимо по правому борту долины Караказык, пересечь несколько притоков р. Караказык, а затем лавируя между моренными холмами подняться вверх под ледник Караказык З. Для облегчения рюкзаков при прохождении пер. Мирный, относим заброску вверх по долине реки Караказык С. Координаты заброски 39° 45. 435\'С, 71° 40. 134\'В, высота 4093 м.

2. Подход под перевальный взлёт пер. Мирный. День накануне был тяжёлым, поэтому с места ночёвки выходим в 14:00. С места ночёвки выходим в 14:00 по местному времени. Подъём по каменным моренам, в сторону ледника под перевалом Мирный. Постепенно поворачивая к цирку перевала, проходим нагромождения камней ледниковой морены (фото 7.1). Впереди показались два перевала: Мирный и Памяти Друзей. Пройдя ледниковые морены, выходим на открытый ледник. Немного пройдя по нему, ставим лагерь. Поскольку времени до темноты много, решаем сегодня ходить на разведку и повесить на подъём верёвки (фото 7.2-7.3). Погода портится, небо затягивает облаками.

Координаты ночёвки: 39° 44. 129\'С, 71° 38. 445\'В, 4008 м.

3. Перевальный взлёт пер. Мирный. Подъём на пер. Мирный со стороны выглядит наиболее логичным по левому борту ледового склона, с уходом по косой влево, с дальнейшим подъёмом по склону наверх.

Перевальный взлёт изрезан трещинами и бергшрундами. Из описаний, взятых из отчёта Дороговой Ю. Г. за 2005 год, следует, что наиболее широкий верхний бергшрунд который следует преодолевать левее (по ходу) от вытаявших скал.

В сторону перевала выходим в 15:50 (фото 7.4). Связавшись, тропим по неглубокому, подтаявшему, снегу. Подходим под перевальный взлёт и начинаем подниматься по склону вертикально вверх, немного смещаясь (по ходу) влево. Доходим до верхней кромки льда. Крутизна склона до 25 °. Крутим буры и делаем станцию под первую верёвку.

Первая верёвка идёт по косой - сначала вверх и влево, затем выходит на небольшую ледовую полочку засыпанного бергшрунда. Крутизна склона до 40°, длина перил 40 м с промежутком. Лёд «летний», мягкий. Поэтому долго рубим лоханки под станции. Пройдя остатки ледовой полки, вешаем

Вторую верёвку верх по склону (это около 5 м на склоне крутизной до 80°). Далее склон ложится, его крутизна становиться не более 45°. Делаем промежуток. Дальше верёвку провешиваем вверх по наклонной влево: сначала преодолеваем неширокую трещину, а затем уже по снежному мосту засыпанный бергшрунд (шириной до 2 метров). После бергшрунда делаем станцию для закрепления второй верёвки.

Третью верёвку продолжаем вешать так же по наклонной вверх и влево. Сначала по ледовому склону крутизной до 40 °, а затем 7 - 8 метров остатка верёвки прямо вверх по глубокому снегу. Склон немного «ложиться». Крепим третью верёвку на станции на двух ледобурах (фото 7.5). После этого спускаемся вниз. Доходим до лагеря. Время 18:00. Ночью идёт небольшой снег.

На следующий день выходим в 08:00. По вчерашним следам поднимаемся до первой верёвки. Откапываем её. Далее поднимаемся по второй (фото 7.6) и третьей (фото 7.7) верёвке. Первую верёвку по цепочке людей, передаём наверх. Для увеличения скорости провешивания верёвок, разгружаем рюкзак первого участника. Лидер провешивает верёвки с рюкзаком, используя два ледовых инструмента.

Четвертая верёвка идёт прямо вверх по глубокому снегу глубиной 25-30 см. Крутизна склона до 40°. Немного сыпет со склона сверху снегом, выпавшим за ночь. Перила крепим на двух закопанных ледорубах.

Пятая верёвка - наклонная вверх налево по склону, крутизной до 45°, длиной 40 метров. Характер склона снежно-ледовый (фото 7.8).

Шестая верёвка идёт вверх, забирая влево. Верхний бергшрунд засыпан снегом. Перед бергшрундом делаем промежуток на верёвке. Преодолеваем его по снежному мосту шириной до 1,5 метров. В этом месте крутизна склона достигает 60-65°, длиной 3-4 метра. Сразу же после бергшрунда крепим верёвку на склоне крутизной до 45° (фото 7.9 и 7.10).

Седьмая верёвка идёт прямо вверх по глубокому снегу (глубиной 25-30 см). Крутизна склона доходит до 45°. Верёвку закрепляем, немного не доходя до снежного надува, образовавшего у выходов скал, в. 4830 м (фото 7.11).

Восьмую верёвку первый участник, дабы исключить образование маятника, вешает траверсом снежно-ледовой мульды (крутизна склона до 45°). Второй участник без рюкзака, осторожно снимает промежуток и поднимается на седловину (фото 7.12). Получается достаточно интересный участок подъёма последней верёвки: первый участок - это небольшой спуск-траверс (20-25 метров), второй участок - подъем почти по вертикальной стенке (крутизной до 80°) на 5-6 метров. Восьмая верёвка закреплена на седловине в 20 метрах от тура.

Итого на подъем провешено 8 верёвок - в общей сложности 350 метров перил, на техническую работу затратили 8 часов.

4. Седловина пер. Мирный (3А, 4425) - (39° 43. 551\'С, 71° 38. 548\'В). Перевал имеет широкую снежно - осыпную седловину. Есть места под 2-3 палатки (фото 7.13). В жидком виде воды нет, но есть снег. В туре записки нет. Пишем свою записку, фотографируемся (фото 7.14) и спуск с перевала начинаем в 15:50.

5. Спуск по долине правого притока р. Караказык Ю. до устья. Южный склон перевала снежно-осыпной, крутизной не более 15° (фото 7.15). Моренные холмы местами присыпаны снегом. Спуск в ущелье р. Ю. Караказык по осыпям и снежникам, ближе к центру долины (фото 7.16). На высоте 4050 метров выходим к правому притоку р. Караказык Ю. Пересекаем его и далее спускаемся по правому борту долины. Спустившись ещё ниже, попадаем на травянисто-осыпные склоны (фото 7.17). Преодолев их выходим на подвижную мелкую чёрную осыпь, по которой спускаемся к правому притоку р. Караказык Ю. перейдя ручей встаём на ночёвку на ровной площадке, повороте старой автомобильной дороги. Координаты ночёвки 39° 42. 524\'С, 71° 39. 524\'В, высота 3733м.

6. Радиально подъём заброски из долины р. Караказык Ю. Начитается дождь, ставим палатки. Освободив рюкзаки от вещей, идём за заброской, которую мы завезли в первый день похода. Заброска находиться в 600 м от лагеря (39° 42. 43\'С, 71° 40. 129\'В, 3678м). Нас ждёт еда J. Перейдя правый приток р. Караказык Ю., поднимаемся траверсом по травянистому склону. После этого выходим на разбитый участок дороги, и по нему дойдя до нужного поворота, лезем выше по склону на проезжаемую дорогу. По этой дороге мы 16 дней назад завозили заброску. Раскопав заброску, спускаемся в лагерь. Время 18:50.

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Мирный - стандартная односторонняя снежно-ледовая 3А, связывающий долины р. Караказык и р. Кексу. Перевал соответствует 3А к.т. Рекомендуется к прохождению как первая 3А в походах 5 к.с.

2. При прохождении перевала в обратную сторону, следует организовывать место ночёвки либо на моренных холмах, ниже седловины перевала, либо на самой седловине. При большом количестве снега, перевал может стать лавиноопасным.

3. Альтернативный перевал Памяти Друзей с северной стороны технически короче, но последний (верхний) участок подъёма имеет длину в 100 м и крутизну склона 60°. Из-за камнепада с восточного склона в. 4590 считаем перевал Памяти Друзей потенциально опасным для прохождения. При нас в 10 утра сошла череда камней с в. 4590. То есть выход на перевал Памяти Друзей должен быть чрезвычайно ранним, дабы проскочить камнеопасные места до того, как первые солнечные лучи попадут на в. 4590.

4. Организация заброски под ледник Караказык З. и вечернее провешивание верёвок на перевал позволило нам, быстро и безопасно пройти перевал на следующий день.

Перевал Караказык Спортивный (1Б, сн-ос, 4461)

1. Находится в Алайском хребте восточнее перевала Караказык между в. 4900 и в. 4480

2. Соединяет долины рек Караказык С. (долина р. Сох) и Караказык Ю. (долина р. Кексу).

3. Ориентация: Север - Юг

4. Характер: с Юга - осыпной с Севера - снежно-осыпной.

5. Перевал был внесен в классификатор до 2011 года. Но Шабалин Д. проходил его в режиме первопрохода, так как не нашел предыдущих описаний.

6. Перевал пройдён насквозь группой 5 к.с. под руководством Щербакова А.А. с юга на север 21 августа 2013г.

7. Снята записка группы туристов турклуба МГТУ им. Баумана, совершавших поход 3 к.с. под руководством Соколовой Н. от 14 августа 2013г. (м/к №11/3-303)

Описание ведётся от места днёвки, расположенного перед слиянием р. Караказык Ю. с его правым притоком, до места обеда на морене ледника Караказык С.

Описание подготовлено Светланой Гусловой.

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Караказык Спортивный (1Б, сн-ос, 4461)

Дождь, туман

+301

2:35

Ясно

Седловина пер. Караказык Спортивный (1Б, 4461)

Очень широкая снежно-осыпная седловина

Спуск с пер. Караказык Спортивный на морену

Снежный карниз крутизной до 75° 5м перил станция на бурах далее снежно-осыпной кулуар, снежник, морена, движение плотной группой

0,5

-160

+160

1:30

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 9,9 км (из них 9,0 км в зачёт)

Ходовое время: 8 час 35 мин.

Перепад высот: 1267м (+896/-371)

Техническое описание перевала

Караказык Спортивный (1Б, сн-ос, 4461)

1. Подъем по дороге на перевал Караказык.

От места днёвки (39° 42.873\'С, 71° 39.874\'В, 3735 м) [фото 8.1] выходим в 12:00 по дороге в сторону перевала Караказык. В советское время она соединяла долины рек Кексу и Сох и была действующая. Но с каждым годом она все больше разрушается, и уже до нашего лагеря на машине было невозможно доехать [фото 8.2].

Через 40 минут доходим до брода реки Караказык Ю., река в этом месте широко разливается, позволяя легко перейти по камням [фото 8.3]. На левом берегу брода есть места под палатки.

Мы находим дорогу и движемся по ней по левому берегу реки. Она во многих местах разрушена, разветвляется, становится тропой, поэтому в густую туманную погоду мы теряли петли ее серпантина и наугад шли вверх по травянисто-осыпным склонам до 5°[фото 8.4]. Через 3 часа ходьбы дорога опять спускается к реке, тут тоже можно разбить лагерь. Мы останавливаемся на перекус.

Перепад высот (?H) = +435 м

2. Подъем на перевал Караказык Спортивный.

Через 20 минут дорога набирает высоту, пересекает реку (4160 м), начинает уходить к перевалу Караказык на северо-запад [фото 8.5]. Идти по ней нам дальше не нужно.

С места привала определить перевал сложно. Его не видно. Поэтому было необходимо определить моренный вал, ведущий в перевальный цирк, но с первого раза нам это не удалось [фото 8.6]. Мы не попали в цирк, а ушли восточнее. Поднимались по большой морене до 4290 метров, огибая скальный гребень нашего цирка, откуда стало понятно, что ушли не туда [фото 8.7].

В 17:00 пришлось сбрасывать обратно, но как только показался наш моренный вал (4190 м), начали траверсировать склон по большим живым черным камням до 30°. Нужно было сразу уходить левее скального хребта, который был виден с привала на 4160 м.

Прошли эту неприятную осыпь за 1 час, на подъеме камни стали мельче, появились снежники. К перевалу можно прийти прямо, не заходя на озеро, мы же забрали левее [фото 8.8].

На одном из моренных взлетов начинает сыпать снег с порывами сильного ветра, но непогода быстро заканчивается и показывается озеро. Оно идеально круглой формы, обвального происхождения, из-за этого заперто скальным валами, вытекает только ручей, который при подъеме всегда остается по левую руку. Есть два варианта для ночевок: ближе к перевалу, где встали мы, и у ручья [фото 8.9].

Озеро на высоте 4365 м пришли к нему в 20:00 и встали на ночевку (39° 45.458\'С, 71° 40.976\'В).

Утром солнечно, вода отражает небо и соседние снежные вершины. Перевала не видно, но по высоте остается 100 метров [фото 8.10].

Собираем лагерь, сушимся на солнце и выходим в 8:40 на север к перевалу по крупной подвижной осыпи уклоном до 20 °[фото 8.11].

?H = +301 м

3. Седловина перевала Караказык Спортивный (1Б, 4461).

За переход мы на перевале (4461 м). Седловина очень широкая (футбольное поле), вся покрыта снегом. На севере нависает небольшой карниз [фото 8.12,фото 8.13]. Открывается вид на ледник, ведущий к перевалу Металлист.

Сняли записку группы туристов турклуба МГТУ им. Баумана, совершавших поход 3 к.с. под руководством Соколовой Н. от 14 августа 2013г. (м/к №11/3-303)

?H = 0 м

4. Спуск с перевала Караказык Спортивный на ледник Караказык.

На перевале сидели не долго, через 20 минут начинаем спуск. В отличие от подъема он является определяющей стороной перевала.

Организовав станцию на двух ледобурах, спускаемся в обход карниза по ледовой стенке - 5 метров по веревке, обвязав вокруг себя булинь [фото 8.14]. Последний спускается с нижней страховкой.

Отойдя от карниза, собираемся у скального зуба на седловине, и плотной группой, огибаем скалу орографически слева, спускаемся по кулуару в касках. В кулуаре осыпь сморожена, снег и под ним живые камни [фото 8.15].

Это самый ближайший до снежника путь, если уйти правее от скалы придется вешать веревки [фото 8.17].

Сбросив 150 метров, выходим на снежник в долину реки С. Караказык. Движемся по нему плотной группой до морены. Снег глубокий и мягкий [фото 8.16].

На высоте 4250 метров встаем на обед в 12:00 (39° 45.773\'С, 71° 40.798\'В). Вода тут есть, но место под палатки найти невозможно.

?H = -211 м

5. Подъём заброски по морене ледника Караказык с 4090.

Пока готовим обед, отправляем Саню Маркина за заброской.

После обеда мы продолжаем путь в цирк перевала Металлист [фото 9.1].

?H = -160 м/ +160м

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Караказык Спортивный - снежно-осыпная 1Б, имеет два ключевых участка: карниз и кулуар на северной стороне. Пройдя маршрут отличный от варианта Шабалина, понизили категорию, так как не провешивали веревки на спуск. Кулуар безопасно проходится на личной технике до снежника перед ледником Караказык.

2. Очень советуем включать перевал в свой маршрут группам от 2 к.с., чтобы побывать на красивом озере с южной части перевала. Но желательно, что бы группы 2 к.с. этим перевалом не открывали маршрут.