Руководитель: А.Арутюнян, Мос.область

Отчет о горном походе 2 к.с. по Грузии (Приказбечье) в августе 2014. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Второй этап похода: Кельское вулканическое плато!

Перевал Хорисар (1Б,3430м) – описание дается от с. Окрокана.

15 августа 2014 года – пятый день похода!

Цитата дня : «если это вулкан, то почему он не дымит?!» :-)

Начинается второй этап похода: подъем на Кельское вулканическое плато и прохождение перевалов Хорисар и Эси Высокий. Ночевали мы на берегу р. Терек на высоте 2040м. Вода чистейшая из родника, но место не комфортное, нет хороших мест для стоянки, рядом ведутся дорожно-строительные работы.

Встаем с 7.00, с утра отличная погода, в небе редкие облака. Перераспределяем заброску, завтракаем как цивилизованные люди, за столиком и далее готовимся к выходу. Поскольку воды может не быть, даю указание взять каждому по две бутылки воды с собой. К сожалению, не все участники прислушались.

В 9.15 выходим, по дороге сначала идем в обратном направлении (500 м на юго-восток), до пересечения с горным серпантином. И начинаем подъем по серпантину вверх (фото 51). Чем выше мы поднимаемся, тем отчетливее открывается долина реки Мнаисидон и белоснежная вершина Маилихох (фото 52). Не совсем понятно, где именно сворачивать с дороги и начинать подъем на Кельское вулканическое плато? Никаких явных ориентиров нет. На схеме из Гугл красной нитью отмечен наш путь, желтым зигзагом отмечен возможный путь подъема на Кельское плато (схемы из гугл, изображение 58). Таким образом, можно несколько сократить путь, протяженность этого участка составит примерно 1000м, крутизна склона 30-35 гр. Возможно, крутизна склона в начале выхода на этот участок и более 35 гр., поскольку, когда мы шли по дороге, пологих склоном в сторону Кельского плато не было. Единственное, что можно указать в качестве ориентира, это высота, примерно с высоты 2300-2330м нужно сворачивать на запад, в сторону плато.

фото 51. Начало подъема на Кельское вулканическое плато.

фото 52. Долина реки Мнаисидон.

на схеме из Google схематично путь подъема на Кельское вулканическое плато.

Мы продолжаем идти по дороге, которая траверсируя крутой склон, уводит в сторону Кетриси, в обход теснины Касара. Окрокана и место нашей ночевки далеко внизу под нами (фото 53). По левую руку, откуда мы должны начать подъем начинается зона леса. По треку записанному в навигатор, видим, что уходим от трека. Прошли ошибочно несколько сотен метров, видим слева от нас протяженный лесистый гребень, который ведет на Кельское вулканическое плато. Возвращаемся немного назад и находим удобное место для подъема на гребень (фото 54).

фото 53. Вид на с. Окрокана сверху.

фото 54. Начало подъема на вулканическое плато.

Время 12.20, ЧХВ от места ночевки 2ч.20мин, высота 2335м, мы сворачиваем с дороги и начинаем подъем на плато. Участки редколесья чередуются травянистыми участками, преодолели небольшой участок со скальными останцами. Примерно за час чхв, к 13.30, мы преодолели этот трудный участок подъема (протяженность 600-700м) и вышли из зоны леса. В 13.40, ЧХВ от места ночевки 3ч 05мин, встаем на перекус. Воду экономим, нигде поблизости и намеков нет на воду. Очень жарко, защиту от знойного солнца ищем под большими камнями. Высота 2470м. прошли около 7 км. Примерно в это время у одного из участников рождается эта красивая фраза-вопрос: «Если это вулкан, почему он не дымит?» :-)

В 14.45 продолжаем подъем по травянистому гребню, множество больших камней разбросано вокруг. Пройдя один ходовой отрезок, мы вышли на тропу. Идти стало чуть легче. К 16.00 поднимаемся на небольшое плато усыпанное камнями, высота 2640 м. Отсюда на севере открывается красивый вид на величественный Казбек (фото 55)! А на юге открывается вулканическое плато (фото 56).

фото 55. Вид на Казбек.

фото 56. Кельское вулканическое плато.

К этому времени, у нескольких участников вода закончилась, продолжаем идти по еле приметной тропе, и не теряем надежды найти воду. Подходим к началу огромного вулканического плато (моренное ложе), обозначенного на карте как «лавовый поток» (фото 57) и здесь мы совершаем ошибку. Нужно было обогнуть травянисто-скальный гребень, отделяющий это огромное поле от бокового кармана. Собственно там и нанесена тропа, и трек был проложен по боковому карману. По описаниям именно в боковом кармане лавового потока есть вода. Но доверившись тропе и, видимо, сказалась усталость от протяженного подъема под знойным солнцем, мы по инерции спускаемся в основное моренное ложе. Идем по ложу вдоль гребня, периодически проверяя ложбинки на предмет воды. В одном месте увидели буквально последние капли засыхающего ручья. Эти три часа были самыми сложными за весь поход. Ситуация становилась критичной, вокруг отличные места для стоянок, но без воды. Надо бы задуматься о ночлеге, но как быть с водой? Руководитель встает на место замыкающего, а направляющему Гагику, даю возможность идти вперед, одновременно разведывая участки на предмет наличия воды. Проходим моренное ложе (фото 58) и подходим к кулуару из средней и крупной осыпи (фото 59). 700-800 метров крутого подъема по моренным камням, в конце напряженного дня! Поднимаемся наверх и у северо-восточного подножия влк. Хорисар, на высоте 2930м, подыскиваем площадки под палатки. Воду Гагик нашел в 800-х метрах выше стоянки, из ручьев, стекающих с влк. Хорисар. Ставим палатки и пополняем запасы воды. Любуемся отличным видом на Казбек и Джимарай.

фото 57. Спск на моренное ложе вулканического плато.

фото 58. Группа на безводном плато.

фото 59. Осыпной кулуар выводит к подножью влк. Хорисар.

Ужин усиливаем супом, который остался с перекуса. После ужина любуемся звездным небом и звездопадом!

Итоги дня: высота 2930м, ЧХВ за весь день 6ч., прошли 13,3 км (с коэф.1,2), набрали 890м высоты.До пер Хорисар по прямой остается 2,4 км. На фото 60 виден «боковой карман» старого моренного ложа где по описаниям есть вода. И правильный путь на вулканическое плато именно через этот «боковой карман». На изображениях из гугл 67 общая схема пятого дня.

фото 60. Вид на боковой карман плато, где есть вода.

на схеме из Google общая схема пятого дня.

Ходовыеотрезки:

17.15-17.35 – 20мин.

17.45-18.20 – 35мин.

18.30-19.10 – 40мин.

16 августа 2014 года – шестой день похода!

Утром подъем в 7.00, температура воздуха 7° по С. Высоко в небе перистые облака. Завтракаем, выходим в 9.00. Идем по осыпям вулканической породы на юг, юго-запад в направлении перемычки между вулканами Большой и Малый Хорисар (фото 61). В месте, где вчера набирали воду, воды нет, ручеек пересох. Вода появляется только через два ходовых отрезка (ЧХВ 45мин). Набираем воду и продолжаем подъем. По ощущениям, как будто на перевал поднимаемся: четко выраженная седловина, осыпной взлет из камней вулканической породы. Поэтому, надеваем каски, движемся плотной группой, самостраховка трекинговыми палками (фото 62, 63).

фото 61. Путь подъема на перемычку между вулканами Большой и Малый Хорисар.

фото 62. Перевальный взлет н/к перевала 3220м.

фото 63. Группа на пути подъема на н/к перевал.

В 11.20, ЧХВ 1ч35мин от места ночевки мы на перемычке, а правильнее будет назвать на н/к перевале, который соединяет верховья реки Белая Арагви с вулканическим плато. Высота перевала 3220м. С перевала открывается марсианский вид на верховья реки Белая Арагви. Остроконечные скальные вершины, резко поднимающиеся из долины, на юго-западе виден пер. Хорисар (фото 64). Путь подъема на перевал очевиден: траверс южного склона влк. Б. Хорисар, в направлении перевала. Под перевалом виднеется участок снежника. За один ходовой отрезок выходим под перевальный взлет, средняя и мелкая осыпь вулканической породы, крутизной до 30°. Еще за два ходовых отрезка к 13.00 поднимаемся на пер. Хорисар.

фото 64. Панорама верховья реки Белая Арагви и пер. Хорисар.

Перевал Хорисар (1Б, 3430м) –ос., с востока на запад, соединяет верховья р. Белая Арагви с вулканическим плато Хорисар. Высота перевала поGPSGarmin 60CSx – 3429м. Перевал расположен в Центрально-Восточной части ГКХ на Кельском вулканическом плато в 3,5 км восточнее оз. Келицад. Седловина перевала широкая, можно оборудовать места под палатки, воды на перевале нет, но есть на подходе из ручейков. Тур расположен посередине седловины. Сняли записку группы туристов т/к «Сталкер» и «Бродяги» (Кривой Рог), от 07.08.14 г, руководитель - Казаков В.Л.

Перевальный взлет представляет собой мелкую и среднюю осыпь вулканической и сланцевых пород крутизной до 25-30°. Протяженность участка от перевала до перемычки, между Большим и Малым Хорисар, до 1000м. ЧХВ от места ночевки до перевала 1ч 55мин (от перемычки ЧХВ 1ч). Прошли от места ночевки 2,5 км.

Двигались плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками (ледорубами). Плавно траверсировали южный склон Большого Хорисар, вдоль кулуара. Перед седловиной небольшой ледник со снежником обошли справа по ходу (фото 65).

фото 65. Перевальный взлет пер. Хорисар.

Пока поднимаемся на перевал, облака над нами сгущаются, и прямо на перевале начинается дождь. Быстро пишем записку, фотографируемся (фото 66). Делим перевальную шоколадку. С перевала на западе виднеется озеро Келицад и наш следующий пер. Эси Высокий (фото 67), а на востоке вдалеке массив Чаухи.

фото 66. Группа на пер. Хорисар.

фото 67. Вид с пер. Хорисар на запад.

В 13.15 начинаем спуск с перевала. На спуск перевальный взлет очень протяженный, 1500м!! Спускаемся по мелкой и средней осыпи, участки «живых камней», крутизна склона 25-35°! Движение плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками. Вначале спуск по кулуару, по границе сланцевой и вулканических пород, затем переходим на вулканическую осыпь и зигзагообразно сбрасываем высоту (фото 68, 69). На изображении 77 путь спуска по гуглу.

фото 68. Группа на спуске с пер. Хорисар

фото 69. Путь спуска с пер. Хорисар

на схеме из Google схематично путь спуска с пер. Хорисар.

Идем под дождем очень осторожно, камни скользкие. В 14.35, за 1ч 20мин ЧХВ, спускаемся к истоку реки Белая Арагви. Вода в реке очень грязная. У большого камня встаем на привал. Натягиваем тент и пол часа стоим под тентом. Дождь немного стихает, выдвигаемся в сторону озера, до озера остается меньше 2 км. По камням переходим реку и траверсируя северо-восточные склоны вулкана Шерхота, за три ходовых отрезка (ЧХВ 1ч. 20мин) подходим к берегу озера Келицад (фото 70). На северо-восточном берегу озера отличные места для ночевки (фото 71). Вода в озере чистейшая. Ставим лагерь. Время 16.40. Дождь к этому времени прекратился. Помылись в озере, девушкам нагрели воду – помыли головы. Готовим суп, а чуть позже ужин. Пер. Эси Высокий с этого места не видно, он за перегибом гребня.

фото 70. На подходе к озеру Келицад.

фото 71. Место ночевки у озера Келицад.

Итоги дня: высота 3090м, ЧХВ за весь день 4ч. 55мин, прошли 8,2 км (с коэф.1,2), набрали 500м высоты и сбросили 340м.

09.05-09.25 – 20мин.

09.40-10.00 – 20мин.

10.10-10.15 – 5мин. – вода

10.50-11.20 – 30мин.

11.40-12.00 – 20мин.

12.15-12.40 – 25мин.

12.45-13.00 – 15мин. - пер. Хорисар.

13.15-14.35 – 80мин. - спуск с перевала под дождем.

15.05-15.40 – 35мин.

15.45-16.05 – 20мин.

16.15-16.40 – 25мин.

17 августа 2014 года – седьмой день похода!

Перевал Эси Высокий (1А, 3460 м). Описание дается от озера Келицад.

Это была одна из лучших ночевок за поход. Озеро Келицад вкупе с влк. Шерхота необыкновенно красивое и, безусловно, стало изюминкой этого этапа! (фото 72 и 73 – панорамы озера Келицад).

фото 72. Панорама озера Келицад.

фото 73. Панорама озера Келицад.

Подъем в 6.00. В небе ни единого облачка. Завтракаем, собираемся, в 8.00 выходим. Обходим озеро Келицад справа по ходу (с северной стороны). Не дожидаясь пока появится наш перевал, начинаем плавный траверс, в сторону перевального взлета пер. Эси Высокий.

За три ходовых отрезка (ЧХВ 55мин) выходим на перевальный взлет пер. Эси Высокий (фото 74, 75). Еще за 30 мин ЧХВ поднимаемся на перевал. Время 10ч 10мин.

фото 74. Перевальный взлет пер. Эси Высокий.

фото 75. Группа на перевале Эси Высокий.

Перевал Эси Высокий (1А, 3460 м) –осыпной, с юго-запада на северо-восток, соединяет оз. Келицад (Кельское влк. плато) с д.р. Эси (Терек). Высота перевала поGPSGarmin 60CSx – 3435м.Перевал расположен в Центрально-Восточной части ГКХ на Кельском вулканическом плато, северо-западнее от оз. Келицад на 1 км. Седловина перевала осыпная перемычка в скальном гребне, воды и мест для стоянок нет. Тур расположен в средней части седловины. Сняли записку группы туристов из г. Москва, от 09.07.14, руководитель Комарова Г.

Поднялись на перевал плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками, по линии падения воды. На крутых участках – зигзагообразно. Перевальный взлет осыпной, до 300м, крутизной 20-30°

На перевале устроили фотосессию, на фоне отличного вида на Казбек и Джимарай. (фото 76).

фото 76. Вид на Казбек с перевала.

В 10.40 начинаем спуск с перевала. На спуск перевальный взлет осыпной, до 200м, крутизной 25-30°. Движение плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками – в цирк перевала. (фото 77).

фото 77. На спуске с пер. Эси Высокий.

Перевал Эси Высокий классический 1А, подъем и спуск с перевала очень простой. Наличие или отсутствие снега не скажется на трудности перевала. В классификаторе перевалов он значится как 1Б, возможно из-за этого, в некоторых отчетах он значится как 1Б. Но помимо обозначения трудности перевала разночтения есть и по названию перевала. В одних источниках перевал звучит как «Эси», в других как «Эси Высокий». Приблизительно в 300-х метрах, северо-восточнее от пер. Эси Высокий, в том же скальном гребне, просматривается явная перемычка, примерно на высоте 3350 метров (фото 78 и изображение по гуглу 87 (красным - наш путь). Что это, еще один перевал Эси? Со стороны озера перемычка не так ярко выражена и, со стороны подъема и спуска подходит под категорию трудности 1А-1Б. Возможно, как и в случае с пер. Кибиши Восточным, которая имеет две седловины, и здесь, есть две седловины. И от этого пошла путаница. Но по мере того как мы спускались в цирк перевала и дальше спускались по д.р. Эси, в цирке перевалов Эси, мы увидели еще несколько перевальных седловин. Разбираться со всем этим я уже решил дома.

фото 78. Вид на цирк перевалов Эси-1 и Эси-2 с пути спуска.

на схеме из Google перевалы Эси-1 и Эси-2.

Сравнительный анализ фотографий, гугл изображений местности, различных карт и увиденного дает основание делать вывод о том, что в скальном хребте севернее озера Келицад, от пика 3367,2 на юго-западе до 3559,2 на северо-востоке – пять (!) перевальных перемычек. Встает вопрос, все ли эти перемычки являются перевалами?Какие из них являются настоящими, какие ложными?

В перечне высокогорных перевалов Центрального Кавказа даются только два перевала: Эси Высокий (1Б, 3460м) и Эси (1Б, 3304м). Если предположить, что мы прошли Эси Высокий (т.к. высоты совпадают), то какая из перемычек является, пер. Эси?

Влк. Эсигон делит огромный цирк перевалов Эси на две части. Если смотреть от оз. Келицад, то слева на право: первый и самый высокий перевал это Эси Высокий (1А, высота по навигатору составляла 3435м) второй Эси в 300-х метрах от первого (1А-1Б, высота примерно 3350-3360м) третий Эси примерно в километре от первого (1А-1Б, высота ок. 3300-3330м). Все эти три перемычки ведут в левый цирк перевалов Эси. (Смотрите изображение 88, карту 500-метровку, перемычки обозначены кружочками).

перевалы Эси на карте 500-метровке

Четвертый Эси практически за влк. Эсигон (1А-1Б, высота 3280-3300м) пятый Эси, между пиками 3380,8 м и 3559,2 (1А-1Б, высота прим. 3320-3330м ). Фото всех этих перевалов сделаны со стороны верховьев реки Эси (цирка Эсидон) (изображение 89, общая схема по гуглу цирка перевалов Эси со стороны озера Келицад изображение 90 – общая сх. по гуглу цирка перевалов Эси со стороны р. Эси. Красной нитью - наш трек). Разобраться во всем этом можно только собрав и обобщив все сведения от руководителей, проходивших эти перевалы. (Все сведения по перевалам Эси обобщены, проанализированы и представлены в заметке « Ребус с перевалами Эси в Грузии», на сайте «Риск.ру»).

на схеме из Google перевалы Эси со стороны оз. Келицад.

на схеме из Google перевалы Эси со стороны р. Эси.

В цирк перевала спускаемся за 10 минут и, не останавливаясь, продолжаем спуск в д.р. Эси. Влк. Эсигон обходим слева по ходу, лавируя между крупными вулканическими породами и осыпями сланцевой породы. Открывается вид на перевал Соло и Эси-5 (усл) (фото 79, 80).

фото 79. Перевалы Соло и Эси-5.

фото 80. Пер. Эси-5 с приближением.

Вскоре появляются туры, еле приметная тропа, зеленая травка. Как только спускаемся к реке Эси, в 12.10 останавливаемся на обед. Высота 3000м., ЧХВ от места ночевки 2ч. 40мин (ЧХВ от перевала 1ч. 15 мин).

Варим суп, обедаем, загораем, наслаждаемся прекрасными видами. Погода стоит отличная. В 14.00 продолжаем спуск вниз. Идем вдоль орогр. левого истока Эсикомидон, тропа теряется. Смещаемся вправо по ходу и выходим на красивый травянистый гребень, который является водораздельным гребнем для двух истоков реки Эси (фото 81). Отсюда открывается шикарная панорама на правый цирк перевалов Эси (фото 82). Русла истоков остаются внизу. Водораздельный гребень, постепенно понижаясь, ведет к слиянию двух истоков в русло реки Эси. Слева по ходу, мы видим, как мощный нарзанный ключ вырывается из недр земли и сливается с потоками левого истока Эси. Камни от этого приобретает характерный желтый оттенок. Чуть выше слияния двух истоков рек переходим по камням на левый берег реки Эси (фото 83) и обнаруживаем там тропу. Время 16.00, ЧХВ от места обеда 1ч. 35мин.

фото 81. Группа в д.р. Эси.

фото 82. Панорама правого цирка перевалов Эси.

фото 83. Переход на левый берег реки Эси.

Казалось, ну все, вышли на тропу и можно расслабиться, но не тут-то было. Тропа проходит по очень крутым травянистым склонам. И чем ниже мы спускались, тем круче становился склон и выше трава. Тропа терялась в этой траве. Русло реки оставалось внизу в каньоне. Прошли несколько опасных участков, где тропа проходила по крутым травянисто-осыпным склонам, крутизной до 35 гр. В случае дождя, эти участки станут серьезным препятствием! (фото 84, 85).

фото 84. Опасный участок при спуске по д.р. Эси.

фото 85. Тропа идет по крутым травянистым склонам.

Каждый раз, оглядываясь назад, мы любовались шикарным видом вулкана Эсигон в центре цирка Эсикомидон - с этого ракурса он смотрелся очень красиво! (фото 86).

фото 86. Вулкан Эсигон.

Три ходовых отрезка по крутому травянистому склону тянулись очень долго, но наконец-то в 17.45 мы спустились к слиянию рек Эси и Терек. Высота 2330м. ЧХВ от места, где мы обедали 2ч. 55мин. Фото 87.

фото 87. Путь спуска в д.р. Терек.

Еще за ходовой отрезок вначале переходим по деревянному мостику на правый берег реки Эсикомидон, затем по мосту переходим на левый берег Терека. Проходим по дороге в сторону Абано 700 метров и на левом берегу Терека находим просто «райские ночевки» (фото 88). Небольшая травянистая терасса, в стороне от дороги, а еще чуть ниже низменность реки Терек с горячими нарзанными ключами, булькающими отовсюду. Встал вопрос о пресной воде, и мы ее нашли в монастырях. В Абано строится женский монастырь, а в 300-х метрах от нашей стоянки строится мужской монастырь. Служители монастырей и строители любезно предоставили нам возможность набрать воды.

фото 88. «Райские ночевки» в д.р. Терека.

Время 18.25, ставим палатки и, не мешкая, снаряжаем ударную группу за заброской, которая находится в Окрокана. В 19.00 Рома Спицын, Гагик Агаджанян и Армен Барсегян отправляются за заброской. Мы тем временем обустраиваем лагерь, запасаемся пресной водой и готовим ужин.

Чуть позже к нашему лагерю присоединяется пара туристов из Франции и еще одна пара, которую мы встретили еще на правом берегу Терека, туристы из Украины и Афганистана. Да, география туристов, которые посещают Грузию, обширна! :-)

Уже почти 22.00, а наших ребят еще нет, уже стемнело. Вышли с фонариками навстречу, только успели дойти до моста через Терек как увидели их. Путь до Окрокана по теснине Касара не короткий и составил в одни конец чуть больше 8 км!

Спать легли поздно, в 23.00. Завершился второй этап нашего похода! (на изображении 101 общая схема второго этапа).

на схеме из Google общая схема второго этапа.

Итоги дня: высота 2180м, ЧХВ за весь день 6ч. 05мин, прошли 15,2 км (с коэф.1,2), набрали 310м высоты и сбросили 1220м. (Радиалка за заброской 8км в одну сторону).

8.00-8.15 – 15мин.

8.20-8.40 – 20мин.

8.50-9.10 – 20мин.

9.30-9.50 - 20мин.

10.00-10.10 – 10мин. (перевал Эси Высокий).

10.40-11.20 – 40мин. (спуск в цирк пер за 10мин)

11.35-12.10 – 35мин.

16.40-17.00 – 20мин.

17.10-17.45 – 35мин.

17.55-18.25 – 30мин.

18 августа 2014 года – восьмой день похода!

Перевал Иристон Южный (1А, 3385м ). Описание дается от с. Кетриси.

Подъем дежурных в 6.30, в 7.00 общий подъем. Погода стоит отличная. Начинается третий заключительный этап похода. С утра распределяем заброску среди участников. В 9.00 выходим.

Идем по дороге левого берега реки Терек в сторону с. Кетриси. В селении восстанавливают монастырь, есть две башни (фото 89, 90). Пройдя 2 км от места ночевки, за 30 мин доходим до пограничников. Они стоят как раз у слияния реки Суатисидон с р. Терек. Обычная процедура проверки пропуска на этот раз занимает рекордно короткое время, всего 15 минут.

фото 89. В с. Кетриси.

фото 90. Башня в с. Кетриси.

Грунтовая дорога с левого берега реки Терек плавно переходит в д.р. Суатисидон. У самого устья долины - развалины замка Закагори (фото 91 и фото 3, было в начале отчета). Постепенно дорога переходит в тропу, идем по орогр левому берегу реки Суатисидон. Впервые за весь поход идем по хорошей туристской тропе. Местами она разветвляется: одна идет вдоль берега, другая, забирая чуть правее, идет по склонам. Набор высоты происходит плавно и незаметно.

фото 91. В д.р. Суатисидон.

Мы идем, придерживаясь русла реки. Впереди, на противоположном берегу, показывается единственное селение в долине - Суатиси, а долину замыкает белоснежная Джимарайхох (фото 92, 93). Пройдя с. Суатиси, тропа вдоль русла реки выводит за заболоченную поляну и прижим реки. Траверсируя травянистый склон, обходим этот участок. Вода в русле реки Суатисидон мутная, но со склонов стекают многочисленные чистые ручьи. У одного из ручьев останавливаемся на обед. Время 12.45. Прошли ЧХВ 2ч 30мин.

фото 92. Идем по тропе левого берега реки Суатисидон.

фото 93. Верховья реки Суатисидон.

В 14.50 продолжаем подъем по долине. От д.р. Суатисидон остались самые положительные воспоминания, идется по ней очень легко, устойчивая тропа, вся долина как на ладони видна. Прошли еще четыре ходовых отрезка (ЧХВ 1ч 25 мин) и вышли в верховья реки Суатиси на высоту 2660м. По пути прошли несколько минеральных источников. Скала Улхандзаоаухох (фото 94) мощной стеной преграждает путь к ледникам Суатиси. Но нам и не надо на ледники, мы идем по запасному варианту через пер. Иристон Южный.

фото 94. Скала Улхандзаоаухох.

Отсутствие запасного дня, неустойчивая погода, психологическая и физическая усталость участников группы, все это послужило причиной принятия такого решения (подробнее в п.4.4). На берегу реки можно подыскать удобные площадки, но задача состоит в том, чтобы подойти как можно ближе к перевалу Иристон и чтобы была вода. Крутые травянистые гребни и холмы ведущие к перевалу Иристон преграждают горизонт. Руководитель без рюкзака поднимается на ближайший гребень, чтобы сориентироваться. Ни хороших мест для лагеря, ни воды обнаружено не было. В 200-х метрах выше чистых ручьев подбираю более или менее ровную терраску для лагеря. За 10 мин поднимаемся на травянистую терассу и ставим палатки (фото 95, 96). Время 17.10. За водой придется спускаться вниз.

фото 95. Подъем к месту ночевки.

фото 96. Место ночевки – травянистая полка.

Место очень красивое! Открывается шикарная панорама на Джимарайский горный узел, на остроконечные вершины Суатисихох и Геолог (фото 97). До нашего перевала по прямой остается 1,5 км.

фото 97. Панорама гор в верховьях д.р. Суатиси.

Итоги дня: высота 2700м, ЧХВ за весь день 4ч. 05мин, прошли 13 км (с коэф.1,2), набрали 520м высоты.

09.00 - 9.30 – 30мин.

16.00-16.20 – 20мин.

16.30-16.45 – 15мин.

17.00-17.10 – 10мин.

19 августа 2014 года – девятый день похода!

Подъем дежурных в 5.30. в 6.00 – общий. Утром тепло, 10° по С и безоблачно. Завтракаем и готовимся к выходу. Даю указание набрать по две бутылки с водой. Воды может не быть целый день.

В 8.00 начинаем подъем по крутым травянистым склонам, крутизной до 30-35 гр. Тропа траверсом уходит в северном направлении, в сторону перевала Молодой Коммунист, нам же практически, строго на восток. Воды нигде нет, русла ручьев все пересохли. За первый отрезок времени набираем высоты чуть больше ста метров. За второй отрезок 160м. Крутой травянистый склон начинает потихоньку выполаживаться, покрывается сланцами, высота уже 2977м. Оглядываясь назад, видим шикарную панораму с перевалами Гимара (фото 98, 99).

фото 98. Вид на перевала Гимара.

фото 99. Перевалы Гимара с приближением.

На третьем ходовом отрезке мы идем уже преимущественно по осыпям из сланцевой породы. Мы уже перешли отметку в 3000м, до перевала по навигатору 700м. Но его не видно, мешает солнце, которое как раз со стороны перевала и крутые осыпные гребни перекрывают перевальный взлет. На горизонте виднеется осыпная перемычка, но это еще не перевал (фото 100, 101, 102).

фото 100. Путь подъема на пер. Иристон.

фото 101. Взгляд назад, на путь подъема.

фото 102. Осыпная перемычка перед пер. Иристон.

За четвертый ходовой отрезок, траверсируя крутые осыпные склоны поднимаемся на высоту 3196м, под осыпную перемычку (фото 103). Время 10.15, ЧХВ от начала подъема 1ч. 35мин. Эта осыпная перемычка ключевой участок при подъеме на перевал Иристон Южный со стороны Суатисидон, так как подъем на него технически сложнее, чем подъем на сам перевал.

фото 103. Путь подъема на осыпную перемычку.

Надеваем каски и за 25 минут поднимаемся в цирк перевала Иристон Южный. При подъеме на осыпную перемычку та же техника, что и при подъеме на перевал: идем плотной группой, самостраховка трек палками, крутизна склона достигает в некоторых местах 35 гр. Протяженность участка небольшая, до 70 метров, идем косым траверсом, чтобы не спускать друг на друга камни (фото 104).

фото 104. Движение плотной группой.

Цирк перевала Иристон Южный расположен на высоте 3360 метров, протяженный, из осыпей сланцевых пород (фото 105). Теоретически площадки под палатки можно выровнять, но воды нет. Повсюду встречаются красивые породы камней (фото 106), возможно, это и есть друзы горного хрусталя, которые по описаниям здесь встречаются.

фото 105. В цирке пер. Иристон Южн.

фото 106. Друзы горного хрусталя.

За 15 минут, плавно набирая высоту по осыпным склонам крутизной до 30 гр, поднимаемся на пер. Иристон Южный. Время 11ч 25мин, ЧХВ от начала подъема 2ч. 15 мин. (фото 107).

Перевал Иристон Южный (1А, 3385м) -осыпной, с запада на восток, соединяет д.р. Суатисидон с д.р. Мнаисидон. Высота перевала поGPSGarmin 60CSx – 3383м.

Расположен в отроге ГКХ – Джимарай-Казбеги, между пиками 3552 м с севера и пиком 3649 м с юга. Седловина перевала широкая и протяженная (фото 108), воды нет как на перевале, так и на всем пути подъема на перевал. Тур расположен на середине седловины, сняли записку группы туристов т/к «Сталкер» (Кривой Рог), от 04.08.14 г, руководитель - Казаков В.Л.

Перевальный взлет осыпной, крутизной до 30°, протяженностью до 200м. Поднимались плотной группой, в касках, самостраховка трек палками, выбирая оптимальный путь, на крутых участках зигзагообразно.

фото 107. Группа на пер. Иристон Южный.

фото 108. Седловина пер. Иристон Южн.

На перевале проводим полчаса. Открывается отличный вид на долину Мнаисидон и на Казбек. Казбек в облаках. Да и над нами начинают сгущаться тучи, уже научены, скоро может начаться дождь. Поэтому спешим, перевальная записка, перевальный шоколад, фото группы на перевале. Показываю участникам похода наш следующий перевал – Шерхота (фото 109). Но радости на лицах ребят нет, устали! Мысль о сокращении маршрута, становилась вполне оправданной и логичной. Весь путь подъема на перевал Шерхота отлично просматривался, крутые травянистые склоны, без промежуточных мест для стоянок. Воды нигде не было видно. Исключение, из под г. Шерхота просматривалось ущелье, по которому стекала мутная вода. Получалось, что из-за отсутствия промежуточной точки стоянки, спустившись в долину реки Мна и имея еще запас по времени несколько часов, мы вынужденно, должны будем вставать на ночевку у реки.

фото 109. Вид с пер. Иристон на пер. Шерхота.

От перевала Иристон Южный возможен траверс гребня до пер. Молодой Коммунист. Об этом свидетельствует перевальная записка Козакова В.Л. - группа на пер. Иристон Южный вышла траверсом от пер Молодой Коммунист, в походе 3 к.с.. Прошел немного по гребню в северном направлении и обнаружил еще две перемычки в скально-осыпном гребне, но без туров.

В 12.35 начинаем спускаться с перевала (фото 110 и 111). На спуск:перевальный взлет осыпной, протяженностью до 300м, крутизной 20-25°. Далее протяженный травянистый спуск (до 2,5км!) крутизной до 30° - без тропы. Вода появилась только в д.р. Мнаисидон!

фото 110. Начало спуска в д.р. Мнаисидон.

фото 111. Группа на спуске.

Вначале шли по линии падения воды, далее выбирая оптимальный путь движения по менее крутым травянистым склонам, забирая вправо по ходу. Слева от нас по ходу открылся вид на характерный скальный останец и перевал Молодой Коммунист (фото 112).

фото 112. Вид на пер. Молодой Комунист.

К 14.00, за примерно 1ч. 40мин. ЧХВ мы спустились к р. Мна. Все очень устали от протяженного неприятного спуска по траве и мы еще не обедали. Река Мнаисидон образуется двумя рукавами, травянисто-осыпной гребень разделяет эти потоки (см. панораму верховья реки Мнаисидон, на фото 113). Нам надо два раза бродить через реку, перейти на левый берег Мна. Течение реки сильное, вода мутная, с песком, уровень воды доходит до пояса. Стоит грохот от перекатываемых водой булыжников. Группа очень долго настраивается на брод, причина не в опасности брода, а в психологической усталости от похода. В конце концом начинаем брод через реку маленькими группами по 3-4 человека. К 15.00 мы на левом берегу Мна, подыскиваем место под лагерь. Вода из чистых ручьев рядом. Готовим обед. Вечером после 18.00 ужинаем и сразу после ужина начинается дождь, расходимся по палаткам. Всю ночь шел дождь.

фото 113. Панорама верховьев реки Мна.

Итоги дня: высота 2637м, ЧХВ за весь день 5ч. 30мин, прошли 6,7 км (с коэф.1,2), набрали 800м высоты, сбросили 860 м высоты.

07.55-08.15 – 20мин.

08.25-08.55 – 30мин.

09.10-09.30 – 20мин.

09.50-10.15 – 25мин.

10.30-10.55 – 25мин.

11.10 –11.25 – перевал Иристон Южный.

12.05-12.35 – 30мин.

12.50-14.00 – 70мин.

14.10-15.00 – 50мин.

20 августа 2014 года – десятый день похода!

Подъем назначен в 6.00. готовим завтрак, собираем лагерь, несмотря на то, что накрапывает дождь.

Десятый день похода, осталось два походных дня. Предстоит набор высоты больше 800м и спуск, и останется еще один перевал, и спуск в Казбеги. Всю ночь и утром идет дождь. Запасных дней у нас уже больше не было и, в первую очередь по этой причине, еще на 4-й день похода руководитель согласовал возможный вариант сокращения маршрута. Решение о сокращении маршрута пока не объявляю, хочу убедиться в правильности принятого решения. Собираю группу на совет. Большинство высказывается за сокращение маршрута. Действительно, мы перенасытились походом: протяженные осыпные и травянистые спуски и подъемы без тропы, неустойчивая погода – все это в купе оказывало не очень благоприятное влияние. Еще два перевала 1А ничего не давали участникам похода, кроме физической и психологической усталости. Была велика опасность отбить у новичков желание, вообще ходить в горы. Итак, решение принято, спускаемся по долине реки Мна вниз.

Учитывался также тот момент, что согласно Регламента по спортивному туризму, Раздела 2, п. 2.3. Маршруты горные: «Если маршрут содержит факторы, усложняющие его прохождение (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.п.), то по согласованию с выпускающей МКК

- протяженность маршрута может быть сокращена, но не более чем на 25,

- может быть сокращено количество перевалов, не определяющих к.с. маршрута».

В течение дня, в один момент вдруг небо прояснилось, появилось солнышко и я было усомнился в правильности принятого решения. Но то, что произошло предстоящей ночью, та мощная гроза, которая разразилась в ночь с 20-го на 21 августа, и последовавший за ним селевой поток, показали – мы поступили правильно!

В 8.40 начинаем спускаться. Еще раз провожаем взглядом пройденный пер. Иристон Южный (фото 114). Тропа набитая, идется легко. Через час ходу выходим к прижиму реки (фото 115). Уже после похода я посмотрел это место по гуглу (изображение 129). Возможно, из-за селя сошел оползень и снес тропу и берег реки. Делать нечего, приходится снова два раза бродить реку.

фото 114. Вид на перевалы Иристон Южный и Северный.

фото 115. Идем по левому берегу реки Мна.

на схеме из Google место прижимов реки Мна.

Время 10.00, надеваем сменную обувь для брода и по три-четыре человека переходим реку (фото 116). Проходим по другому берегу место прижима и снова переходим на левый берег р. Мна. Течение реки мощное. Вода по пояс, а некоторым участникам и чуть выше пояса. На два брода с передышками ушло 1ч. 20 минут грязного времени (фото 117).

фото 116. Переход реки Мна вброд.

фото 117. Место второго прижима реки Мна.

В 11.20 мы снова на тропе. Проходим левый приток реки по камням (фото 118). К обеду снова стягиваются тучи, и начинается дождь. На обширной долине видим участок с деревьями. Встаем под ними на обед. Высота 2200м, прошли 6 км.

К 13.30 дождь прекратился, продолжаем спуск. Через 15 минут проходим обжитой кош, раздаем детишкам конфетки и карпит. Тропа уже превратилась в грунтовую дорогу, видны следы внедорожников. Еще через 40 минут подходим к очередному левому притоку реки Мна. В 50-ти метрах слева от тропы травянистая терасса, отличное место для ночевки (фото 119). В 200-х метрах выше, в ущелье виден водопад. В 500-х метрах ниже нас уже стоят пограничники, и есть мобильная связь. Связываемся с водителем и вызываем на завтра машину к с. Окрокана.

фото 118. Долина реки Мнаисидон – места прижимов реки..

фото 119. Место ночевки на травянистой терассе.

Итоги дня: высота 2080м, ЧХВ за весь день 3ч., прошли 10,8 км (с коэф.1,2), сбросили 560 м высоты.

Остаток дня стираемся, отдыхаем.

08.40-09.25 – 45мин.

09.35-10.00 – 25мин.

10.10-10.25 – 15мин. 1 переправа.

10.30-10.45 – 15мин. 2 переправа.

11.20-11.55 – 35мин.

12.00-12.15 – 15мин.

12.15-13.30 – обед

13.30-14.15 – 45мин.

14.20-14.30 – 10мин.

21 августа 2014 года – одинадцатый день похода!

Ночью разразилась мощная гроза: гром, молнии, ливень. К утру ясное небо, солнышко (фото 120). Завтракаем и не спеша в 8.20 выдвигаемся. По стальному швеллеру переходим на правый берег р. Мнаисидон, и подходим к пограничникам, сдаем им свой погранпропуск. Чуть позже нас встречает микроавтобус, грузимся и выдвигаемся в сторону Степанцминда.

фото 120. Долина реки Мнаисидон.

Спортивная часть нашего похода завершилась (на изображении 135 схема основной кольцевой части маршрута с местами ночевок по гуглу), но приключения наши только начинались!

на схеме из Google общая схема второго и третьего этапов похода.

Часть 3 >>>>>>>>>>>>

Отзыв о 2-ой части похода

Спасибо! Отчет достаточно подробный для использования и, в то же время, достаточно легкий для восприятия. Особенно интересным было описание участка от Окроканы до Кетриси. Также собираюсь в этот район - планируется закольцевать финишную часть маршрута от Окроканы, до Окроканы, только изначально задумывал сделать это против часовой стрелки (не как в Вашем маршруте). Сейчас, соотнеся спуски / подъемы, подумываю пересмотреть направление. Отдельно порадовало снятие записок группы из нашего турклуба))