Руководитель: А.Мартынов, Долгопрудный

Продолжение. Часть 1 здесь

7.4. Перевал Каджируй-оо.

Категория сложности – 3А, высота – 4100м/4250м по GPS

Перевал Каджируй-оо расположен в боковом отроге водораздела рек Ала-арча и Аламедин. Обе долины - притоки рек Аламедин. Самостоятельного значения не имеет.

16.07.2014

День 10

дол. Аламедин – под лед. Каджир

6,1

+1200 м

6 часов 20 минут

Выход в 07.20. Чуть выше ущелья, ведущего к перевалу Каджируй-оо, река Аламедин разделяется на 4 равнозначных рукава. В этом месте есть возможность перебродить Аламедин (фото №36). За 55 минут подошли к намеченному броду. Брод проходили по одному. В наиболее глубоком месте река была покалено. На левом берегу реки Аламедин имеется большая поляна, с множеством хороших мест под палатки. В этот день нам предстояло подняться в висячую долину, ведущую к нашему перевалу. Подъем в долину — склон крутизной до 35°. В нижней части склон покрыт лесом и зарослями арчи, в верхней части он представляет собой мелкую и среднюю осыпь. Перепад высот от р. Аламедин до подножия ледника Каджир – более 1000 м. Движение начинаем по слежавшейся осыпи, т.к. это более выигрышно, чем пролезать сквозь заросли арчи (фото №37). Далее осыпь заканчивается, переходим на крутые травянистые поля. Крутизна склонов достигает 35°. После долгого крутого продолжительного подъема, долина выполаживается. Появляется вода, она очень грязная, в ней большое множество мелких каменных частиц (фото №39). Попытки процедить её через ткань, почти ни к чему не приводят. Поскольку других источников воды не предвидится, готовим суп на этой воде, а вместо чая делаем какао. Чхв от начала подъёма до места обеда составило 2 часа 55 минут. Далее идем по траве. Через 30 минут трава сменяется моренными валами (фото №38). Идём по левому борту долины. Чхв от места обеда до ледника Каджир составило 1 час 55 минут. Здесь имеются несколько хороших мест под палатки. Чистая вода стекает с ледника. Высота ночевки – 3430 метров.

Фото №36. Место переправы реки Аламедин.

Фото №37. Вид на склон ведущий в цирк перевала Каджируй-оо с места спуска с перевала Тоо-Карын.

Фото №38. Вид на висячую долину ведущую к перевалу Каджируй-оо.

Фото №39. Ручей текущий с ледника Каджир.

17.07.2014

День 11

день: снег

м/н – под ледопад Каджир

0,0

+600 м

-600 м

10 часов 00 минут

Выход в 06.20. За 1 час доходим под ледопад по ровному пологому открытому леднику (фото №41,42). В 2004 году группа под руководством Лукъянова Олега тк «Гадкий Утёнок» прошла ледопад по центральной части снизу вверх. Остальные группы в основном проходили этот перевал в обратную сторону сверху вниз, по правому ледовому крутому склону под ледовыми сбросами. Мы решаем пройти ледопад по более интересному и безопасному маршруту – по центральной части, как это было сделано в 2004 году (фото №40). При подходе к ледопаду встречается большое количество трещин на пути, благо ледник открытый и все они у нас «как на ладони». Первая ступень – в виде ледового склона, крутизной - 30°. Прошли её по центральной части, чуть ближе к левому борту. Далее проходим по снежным полкам к правому борту ледопада – кое, где приходится идти на передних зубьях кошек. Попадаем на широкую снежную полку, откуда тянется ледовый склон – ведущий в обход ледопада на верхнее плато. Мы же уходим вправо по ходу, по желобу – ведущему в центральную часть ледопада (фото №43, 44). Некоторые участки проходим в кошках на передних зубьях – крутизна склона доходит до 35-40°. Попадаем на ещё одну ровную полку, где можно сбросить рюкзаки. Отсюда поворачиваем налево по ходу по ещё одному желобу, между разломов. Так как на этом участке, появилась возможность улететь далеко вниз, вешаем веревку – 25 метров, крутизна 35-40° (фото №45, 46). Далее прямо по ножу – ещё 25 м перил (крутизна 40°). Вышли на небольшую полочку, где может разместиться 3-4 участника (фото №47, 48). Погода резко портится – холодает, начинает идти снег, видимость 200-300 метров. Вешаем ещё 50 метров перил по ледовому склону (крутизна 45-50°). Эта веревка нас выводит на верхнее плато. Выйдя на верхнее плато – увидели полный хаос льда и снега. Над нами свисали 20 метровые стены льда – оторвавшиеся от основной части ледника, которые тянулись «от края до края», таких стен было множество. Ледопад в центральной части явился непроходимым, по крайней мере, для похода данной категории. Возможности поставить палатку не было. Приняли решение спуститься до места стоянки и предпринять ещё одну попытку подъема по ледовому склону в обход ледопада, но уже завтрашним днём.

Фото №40. Вид на ледопад Каджир.

Фото №41. Вид на ледопад Каджир.

Фото №42. Вид на ледопад Каджир.

Фото №43. Прохождение ледопада Каджир (попытка пройти по центральной части).

Фото №44. Прохождение ледопада Каджир (попытка пройти по центральной части).

Фото №45. Прохождение ледопада Каджир (попытка пройти по центральной части).

Фото №46. Прохождение ледопада Каджир (попытка пройти по центральной части).

Фото №47. Прохождение ледопада Каджир (попытка пройти по центральной части).

Фото №48. Прохождение ледопада Каджир (попытка пройти по центральной части).

18.07.2014

День 12

м/н – плато над ледопадом Каджир

+630 м

09 часов 00 минут

Выход в 06.40. За 1 час подходим под ледопад. Проходим зону многочисленных трещин. Преодолеваем первую ступень ледопада. Далее идем по горизонтальной полки - от центральной к правой части ледопада. Мы оказываемся под ледовой стеной, на которую нам предстоит подняться. Ледовая стена – проходит правее ледопада, тем самым исключается возможность прохождения наиболее сложной части ледопада (фото №49-54). Первые две веревки идут под ледовыми сбросами, поэтому нам необходимо в максимально короткое время пройти их. В этом месте снежная полка достаточно ровная и широкая, позволяет удобно разместить всю команду. Чхв от м/с до снежной полки составило - 2 часа 00 минут. Провешиваем 200 метров перил до верхнего снежно-ледового плато. В этом месте трещин немного и выход на плато не представляет, каких либо проблем. Все веревки крепились к станции на ледобурах. Участки подъёма: 0-60м – 60° 60-170м – 50° 170-200м – 60°. Чхв на прохождение перил – 6 часов 40 минут. Далее идём в связках по закрытому леднику. Встречается небольшое количество трещин. Устраиваем лагерь, вблизи перевального взлёта (фото №56). Плато ровное – палатки ставить удобно, воду топим из снега. Высота м/с – 4065 метров.

Фото №49. Вид на ледовый склон, выводящий на верхнее плато, в обход ледопада.

Фото №50. Вид на ледовый склон, выводящий на верхнее плато, в обход ледопада.

Фото №51. Вид на ледовый склон, выводящий на верхнее плато, в обход ледопада.

Фото №52. Вид на ледовый склон, выводящий на верхнее плато, в обход ледопада.

Фото №53. Вид на ледовый склон, выводящий на верхнее плато, в обход ледопада.

Фото №54. Вид на ледовый склон, выводящий на верхнее плато, в обход ледопада.

Фото №55. Верхняя часть ледопада Каджируй.

Фото №56. Вид на седловину перевала Каджируй-оо.

19.07.2014

День 13

день: снег

м/н – пер. Каджируй-оо (3А, 4250м) – лед. Кара-Тоо

+190 м

-250 м

+390 м

08 часов 15 минут

Выход в 07.55. За 20 минут подходим под перевальный взлёт. Перевальный взлёт – представляет собой ледовый склон крутизной – 50° (фото №57,59). От бергшрунда провешиваем 80 метров перил. Веревки крепим к станциям на ледобурах. Бергшрунд – шириной около 1 метра. Чхв на прохождение взлёта составило 2 часа 45 минут.

Седловина перевала Каджируй-оо – снежная, ширина около 5-6 метров. Воды нет. Возможность поставить палатки есть, но места не очень ровные. Тур находится в месте спускового, скально-осыпного кулуара, ведущего в сторону ледника Кара-Тоо. Сняли записку туристов из города Уфы т/к «Гастелло» в составе 8 человек под руководством Гильмутдинова Т.Н. от 20.08.2009 г. С седловины перевала хорошо просматриваются перевалы: Кара-Тоо, Топ-Карагай, Космонавтов и пик Космонавтов (фото №60– см. раздел 8).

От тура начинаем спуск по скально-осыпному кулуару (фото №62-67). Кулуар является камнеопаным. На спуск нами было провешено 250 метров перил. Веревки крепились за расходные петли на скалах. Крутизна кулуара составляла 25-40°, а местами до 70°. Чхв на прохождение по спусковым перилам составило 3 часа 00 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Каджируй-оо.

Подъём от реки Аламедин до места обеда в висячей долине

- 2 часа 55 минут

Подъём от места обеда до м/с под ледник Каджир

- 1 час 55 минут

Подъем от м/с до ледопада Каджир

- 1 час 00 минут

Прохождение ледопада Каджир

- 7 часов 40 минут

Подъем от места выхода на плато до перевального взлёта

- 0 часов 40 минут

Прохождение перевального взлёта

- 2 часа 45 минут

Спуск по перилам до ледника Кара-Тоо

- 16 часов 55 минут

- 19 часов 55 минут

- 11,1 км

Выводы и рекомендации: перевал Каджируй-оо. Определяющим препятствием является - прохождение ледопада. По существующим описаниям, мне известно три варианта прохождения этого ледопада. Первый – наиболее распространённый, по правому борту, по крутому ледовому склону (в обход ледопада). Второй – по центральной части ледопада. Так поднялась группа под руководством Лукьянова в 2004 году. Третий – по вертикальным скалам, по правому борту. Так спустилась группа Москвина в 1985 году. Третий вариант, на мой взгляд, был оправдан в далёкие 80-ые, когда ледовое снаряжение было не столь совершенно как сейчас. Второй вариант – в 2004 году был весьма интересен и безопасен, а главное проще на подъем. Однако ледовая обстановка сильно изменилась, и в настоящее время в этом месте ледопад является непроходимым. Первый вариант в настоящее время – самый простой и логичный вариант. Требует быстрого прохождения в утренние часы, чтобы уменьшить риски – падения льда. Перевал соответствует 3А категории сложности.

Фото №57. Взлёт перевала Каджируй-оо со стороны ледника Каджир.

Фото №58. Место выхода на ледовое плато.

Фото №59. Взлёт перевала Каджируй-оо.

Фото №60. Вид на перевалы: Топ-Карагай и Космонавтов с седловины перевала Каджируй-оо

Фото №61. Группа на перевале Каджируй-оо.

Фото №62. Спуск с перевала Каджируй-оо в сторону ледника Кара-Тоо.

Фото №63. Спуск с перевала Каджируй-оо в сторону ледника Кара-Тоо.

Фото №64. Спуск с перевала Каджируй-оо в сторону ледника Кара-Тоо.

Фото №65. Спуск с перевала Каджируй-оо в сторону ледника Кара-Тоо.

Фото №66. Вид на взлёт перевала Каджируй-оо с ледника Кара-Тоо.

Фото №67. Вид на взлёт перевала Каджируй-оо с ледника Кара-Тоо.

7.5. Перевал Корона южный

Категория сложности – 3А, высота – 4350м/4600м по GPS

Перевал Корона южный находитсяв северном отроге Киргизского хребта, расположенного между долинами Ала-Арча и Аламедин. Соединяет долины Аксай (Ала-Арча) и Алтын-тор (Аламедин). Ведёт с ледника Аксай на ледник Маяковского (Кара-тоо).

Ледник Кара-Тоо – пологий, закрытый, шли в связках (фото №68). Наш путь проходил по центральной части ледника. Трещин встречалось мало. Под взлётом пер. Корона юж. ставим лагерь. Воду топим из снега. Чхв на прохождение по лед. Кара-Тоо составило 1 час 50 минут. Высота ночевки 4390 м.

Фото №68. Вид на перевалы: Топ-Карагай и Космонавтов с ледника Кара-Тоо.

Фото №69. Вид на перевал Каджируй-оо со стороны перевала Корона южный. Место нашей стоянки.

20.07.2014

День 14

день: снег/дождь

м/н – пер. Корона юж. (3А, 4600м) – дол. Аксай

9,9

+210 м

-1220 м

07 часов 00 минут

Выход в 08.25 Перевальный взлёт представляет собой - снежно–ледовый склон, 200 метров по высоте, крутизной до 30° (фото №70,72). С утра снег ещё смерзшийся, поэтому в кошках поднялись на седловину. Время подъема на перевал – 1 час.

Седловина перевала Корона южный – представляет собой узкий снежный гребень. Существуют проблемы с размещением команды и рюкзаков. Воды нет. Тур находится у скал правого борта, по ходу подъёма. Записки в туре не оказалось. С седловины перевала хорошо просматривается пер. Кара-Тоо.

На спуск перевальный взлёт представляет собой ледовый склон крутизной около 50-55°, имеет северную экспозицию, солнцем не освещаемый (фото №73,77). Лёд перемороженный. Верхнюю веревку крепили к расходной петле на скалах, все остальные крепили к станциям на ледобурах. Ходовое время на спуск по перилам составило 2 часа 35 минут. Нами было провешено 360 метров перил. Последний участник сдёргивал веревки ледобуром-самовывертом. Бергшрунд – шириной 0,7 метра, без труда перепрыгивается. Далее движемся в связках по закрытому леднику Аксай (фото №78). Проходим мимо перевала Провал Свободной Кореи и вершиной Свободная Корея (фото №79). Чхв от перевального взлёта до хижины Корона – 1 час 15 минут. Хижина занята альпинистами, готовим обед недалеко от неё. В 15.40 продолжаем движение в сторону хижины Рацека. Сначала наш путь проходит по открытому леднику Аксай. Перепрыгиваем через небольшие трещины – до 70 см. Далее, после поворота ледника, на правобережной морене появляется тропа (фото №81). Выходим на тропу, тропа хорошо набита и промаркирована турами. Вскоре выходим к хижине Рацека. Чхв от места обеда до хижины Рацека составило 2 часа 10 минут. Тут находится большое количество хороших мест под палатки. За постановку палаток берется небольшая плата.

Фото №70. Перевал Корона южный со стороны ледника Кара-Тоо.

Фото №71. Группа на перевале Корона южный.

Фото №72. Вид с перевала Корона южный в сторону ледника Кара-Тоо.

Фото №73. Спуск с перевала Корона южный в сторону ледника Аксай.

Фото №74. Спуск с перевала Корона южный в сторону ледника Аксай.

Фото №75. Спуск с перевала Корона южный в сторону ледника Аксай.

Фото №76. Спуск с перевала Корона южный в сторону ледника Аксай.

Фото №77. Вид на перевал Корона южный со стороны ледника Аксай.

Фото №78. Вид на перевал Корона южный со стороны ледника Аксай.

Фото №79. Вид на пик Свободная Корея и перевал Провал Свободной Кореи со стороны ледника Аксай.

Фото №80. Вид на перевал Теке-тор со стороны ледника Аксай.

Фото №81. Вид на ледник Аксай со стороны хижины Рацека.

21.07.2014

День 15

утро: дождь

хиж. Рацека – а/л Ала-Арча

8,0

-1200 м

02 часа 30 минут

С утра идет дождь. Дожидаемся небольшого просвета и выходим в 10.00. От хиж. Рацека до а/л Ала-Арча идёт хорошо набитая тропа по правому борту долины. За 2 часа 30 минут доходим до а/л Ала-Арча. На территории альплагеря имеются хорошие места под палатки с навесами. Забираем заброску и распределяем её по команде. Высота ночевки – 2180 метров.

Расклад времени на прохождение перевала Корона южный.

Подъём по леднику Кара-Тоо до взлёта перевала Корона южный

- 1 час 50 минут

Подъём от м/н до седловины перевала Корона южный

- 1 час 00 минут

Спуск по перилам до пологой части ледника Аксай

- 2 часа 35 минут

Спуск от взлёта до хижины Корона

- 1 час 15 минут

- 8 часов 30 минут

- 11 часов 20 минут

- 18,9 км

Выводы и рекомендации: перевал Корона южный является односторонним, часто посещаемым перевалом. Редкий поход 5 категории сложности в данном районе обходится без этого перевала. Причины – он логичен, красив, безопасен. Определяющая сторона северная. Солнце его почти не освещает. Нами было провешено – 360 метров перил. Крутизна склона – 50-55°. Перевал соответствует 3А категории сложности.

7.6. Перевал Смена южный (Кирова).

Категория сложности – 2Б, высота – 4080м/4280м по GPS

Перевал Смена южная (Кирова) расположен в хребте между вершинами Узловая и Смена. Соединяет долины Адыгене и Ала-Арча. Ведёт с ледника Адыгене в среднюю часть долины Ала-Арча.

22.07.2014

День 16

а/л Ала-Арча – верховья дол. Ала-Арча

15,6

+770 м

07 часов 15 минут

Выход в 07.50. Задача этого дня - подняться в верховья долины Ала-Арча к развалинам старой метеостанции. К ней ведёт грунтовая автомобильная дорога. Сейчас по ней не ездят, поэтому дорога не поддерживается, местами она засыпана осыпями. От а/л начинаем подниматься по дороге правым бортом долины Ала-арча. Примерно через 1 км пути перепрыгиваем по камням речку Аксай. Через ещё 1 км пути переходим речку Ала-Арча на левый берег по мосту (фото №82). Мост незаметен, и его легко пропустить. Через 6-7 км пути от а/л возвращаемся на правый берег реки Ала-Арча по мосту (фото №83). Ещё через 2 км пути прыгаем по камням речку Туюк. В 13.00 подошли к реке Джельдису, которая стекает с ледника Голубина. С утра речка без особых проблем проходится по доске. К середине дня уровень воды сильно поднялся. Струя воды захлестывает доску. Возможность перейти вброд - нет, т.к. река без сомнений смоет людей. Первый участник со страховкой переходит речку по доске, по его ощущениям – «на грани». Далее мы организуем навесную переправу (фото №84). Переправившись на другую сторону, обедаем. Чхв от а/л Ала-Арча до реки Джельдису составило 3 часа 55 минут. Время на разведку и организацию навесной переправы составило 2 часа 45 минут. В нашем случае было проще – не возвращаться на правый берег реки Ала-Арчи. А так и идти по левому берегу по тропе, и уже поднявшись выше слияния рек Ала-Арча и Джельдису, переправиться вброд на правый берег через реки Ала-Арча. Далее продолжаем движение по дороги. Примерно через 300 метров после переправы долину пересекает осыпь. Река Ала-Арча проходит под осыпью, а тропа переходит на левый берег реки. Через 30 минут ходового времени от переправы осыпь заканчивается. Где-то в этом месте начинается крутой подъем, в висячую долину, ведущую к перевалу Смена южный (Кирова). Мы проходим ещё 200 метров по дороги и ставим лагерь на альпийских лугах. Недалеко от нас, виднеются развалины метеостанции (фото №85). Высота ночевки – 3000 метров.

Фото №82. Мост через реку Ала-Арча в близи а/л Ала-Арча (выход на левый берег долины.

Фото №83. Мост через речку Ала-Арча в верховьях долины Ала-Арча (переход на правый берег реки.

Фото №84. Навесная переправа через речку Джельдису, текущую с ледника Голубина.

23.07.2014

День 17

м/н – пер. Смена юж. (Кирова) (2Б, 4090м) – лед. Адыгене

7,5

+1140 м

-300 м

08 часов 30 минут

Выход в 06.10. Наша задача подняться в висячую долину, которая нас выведет к перевалу Смена южный. Поднимаемся по крутому травянистому склону, примерно 700 метров по высоте, крутизной – 30-35° (фото №86, 87). Воды на этом участке подъёма нет. Вскоре долина выполаживается. Вся её пологая часть покрыта мелкой/средней осыпью. Осыпь слежавшаяся и идти по ней достаточно комфортно. Встречаются места под палатки. Воду мы встречали в нескольких местах под камнями. Чхв на прохождение крутого травянистого участка – 2 часа 00 минут. Чхв от м/н до осыпного кулуара ведущему к перевалу Смена южный – 3 часа 00 минут. Непосредственно под взлетом есть несколько хороших мест под палатки, вода из ручья. Взлёт перевала Смена южный в виде широкого осыпного кулуара – 300-400 метров по высоте, крутизной до 35°, движение плотной группой (фото №88,89). Чхв на прохождение кулуара составило – 2 часа 15 минут.

Седловина перевала Смена южный (Кирова) – представляет узкий осыпной гребень, шириной несколько метров (фото №92). Он достаточно ровный, палатки не поставить, а разместить команду можно без проблем. Воды нет. Топим снег, чтобы приготовить обед. Тур находиться на правой стороне (по ходу нашего подъема), на большом камне. Снимаем записку Долгопрудненского клуба туристов Московской области под руководством Мартынова В.В. от 12.08.2010 г.

Перевальный взлёт на спуск представляет крутой ледовый склон (фото №93-96). Нами было провешено 310 метров перил. Крутизна первых 50 метров спуска - 65°, крутизна следующих участков: 50-200 метров - 60°, 200-310 метров - 45°. Спустившись 170-180 метров проходим бергшрунд – высотой около 4-х метров. В нижней части бергшрунд проходим по снежному мосту, который хоть и раскис, но выдерживает вес участников. Ниже бергшрунда лёд сменяется снегом, станции крепим на ледобурах поскольку без труда удается докапываться до льда. Первая веревка крепилась за расходную петлю, оставленную на большом камне, на котором стоит тур. Остальные веревки крепились к станциям на ледобурах. Последний участник сдергивал веревки ледобуром-самовывертом. Линия спуска строго вниз от центра седловины, поскольку слева и справа от седловины летели камни со скал. Чхв на спуск по перилам составила 2 часа 40 минут. Далее идем по открытому леднику Адыгене до ближайших осыпей, где ставим палатки на хороших стоянках (фото №90). Вода из ручья на границе осыпи и льда. Ходовое время от взлёта до осыпи составило 30 минут.

Расклад времени на прохождение перевала Смена южный (Кирова).

Подъём от а/л Ала-Арча до м/н в верховьях долины Ала-Арча

- 7 часов 15 минут

Подъём от м/н до взлёта перевала Смена южный

Прохождение взлёта перевала Смена южный

- 2 часа 15 минут

Спуск по перилам до пологой части ледника Адыгене

- 2 часа 40 минут

Спуск от взлёта перевала Смена южный до м/н на осыпях

- 0 часов 30 минут

- 12 часов 30 минут

- 3 часа 10 минут

- 15 часов 40 минут

- 23,1 км

Выводы и рекомендации: перевал Смена южный (Кирова) является односторонним редко посещаемым перевалом. Определяющая сторона - северная. Нами провешено 310 метров перил. Верхние 2/3 склона имеют очень высокую крутизну – 60-65°. Перевал имеет значительный по размерам бергшрунд. Линия спуска – строго вниз от центра седловины, т.к. слева и справа от седловины летели камни со скал. Перевал является очень хорошей 2Б.

Фото №85. Верховья долины Ала-Арча, место выхода в висячую долину, ведущую к перевалу Смена южный (Кирова).

Фото №86. Подъём по травянистым склонам в висячую долину, ведущую к перевалу Смена южный (Кирова).

Фото №87. Подъём по травянистым склонам в висячую долину, ведущую к перевалу Смена южный (Кирова).

Фото №88. Вид на перевал Смена южный (Кирова) со стороны долины Ала-Арча.

Фото №89. Подъём по осыпному кулуару к седловине перевала Смена южный (Кирова) со стороны долины Ала-Арча.

Фото №90. Вид на перевал 30 лет ВЛКСМ с седловины перевала Смена южный (Кирова).

Фото №91. Группа на перевале Смена южный (Кирова).

Фото №92. Седловина перевала Смена южный (Кирова).

Фото №93. Спуск с перевала Смена южный (Кирова) в сторону ледника Адыгене.

Фото №94. Спуск с перевала Смена южный (Кирова) в сторону ледника Адыгене.

Фото №95. Спуск с перевала Смена южный (Кирова) в сторону ледника Адыгене.

Фото №96. Вид на перевал Смена южный (Кирова) со стороны ледника Адыгене.

Фото №97. Вид на перевалы: Смена и Смена южный (Кирова) со стороны ледника Адыгене.

7.7. Перевал 30 лет ВЛКСМ.

Категория сложности – 2А, высота – 4000м/4060м по GPS

Перевал 30 лет ВЛКСМ расположен в хребте между вершинами 30 лет ВЛКСМ и Панфилова. Соединяет долины Адыгене (Ала-Арча) и Джаламыш. Ведёт с левой (северной) ветви ледника Адыгене на ледник Гюзели.

24.07.2014

День 18

утро: облачно

день: дождь

м/н – пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4060м) – лед. Гюзели

- 50 м

+290 м

-240 м

04 часа 30 минут

Выход в 07.35. Идём пересевая моренные валы под перевал 30 лет ВЛКСМ. Чхв 1 час 05 минут. Начинаем подъём несколько правее, по ходу, от самого перевала по крупной осыпи (фото №98). Она нас выводит в висячую долинку. Далее траверсом поднимаемся к седловине перевала. Склон крутизной около 30° с очень подвижной осыпью. При движении придерживаемся скал. Чхв от начала подъёма до седловины перевала составило 2 часа 05 минут.

Седловина перевала узкая, расположена в широком скальном гребне. Тур расположен по центру седловины. Сняли записку туристов из города Красноярска под руководством Сухачева В. от 07.07.2014 г. С перевала хорошо просматриваются в бассейне ледника Адыгене перевалы Саватор-Ашу, Смена, Смена Южный (Кирова), а со стороны ледника Гюзель напротив нас перевал Ледовый.

Под седловиной со стороны ледника Гюзели узкий кулуар, в средней части он покрыт натечным льдом. Делаем разведку в кулуар расположенный правее. Он скально-осыпной, но спуск в него по отвесной скальной стене около 10-12 метров (фото №100). Принимаем решение спускаться правым, для чего навешиваем дюльферную веревку на скальном выступе. После спуска в кулуар продолжаем движение по скально-осыпному склону крутизной около 30-35°. Ходовое время от седловины перевала до правой морены ледника Гюзели - 1 час 30 минут. Останавливаемся на обед. Облачность опустилась совсем низко, пошёл дождь. Чхв на спуск с перевала 30 лет ВЛКСМ составило 1 час 10 минут.

Расклад времени на прохождение перевала 30 лет ВЛКСМ.

Прохождение моренных валов

- 1 час 05 минут

Подъём по гребню к седловине перевала

- 2 часа 05 минут

Спуск с перевала до правобережной морены лед. Гюзели

- 1 час 30 минут

- 3 часа 10 минут

- 1 час 30 минут

- 4 часа 40 минут

- 3,0 км

Выводы и рекомендации: перевал 30 лет ВЛКСМ. Определяющее препятствие перевала – отвесная скальная стенка 10-12 метров. Обе стороны перевала имеют крутые осыпные склоны. Движение плотной группой. Перепад высот – около 300 метров с обеих сторон. Пройденный перевал соответствует 2А категории сложности.

Фото №98. Вид на перевал 30 лет ВЛКСМ со стороны ледника Адыгене.

Фото №99. Группа на перевале 30 лет ВЛКСМ.

Фото №100. Спуск по веревки с перевала 30 лет ВЛКСМ в сторону ледника Гюзели.

7.8. Перевал Ледовый.

Категория сложности – 3А, высота – 3900м/4140м по GPS

Перевал Ледовый расположен в хребте севернее вершины Спартакиады. Соединяет долины Джаламыш и Чон-тор. Ведёт с ледника Гюзель на осыпные склоны в район ледника Перевальный.

После обеда провешиваем пару веревок и проводим тренировку.

25.07.2014

День 19

м/н – пер. Ледовый (3А, 4140м) – дол. Чон-тор

5,5

+320 м

-1220 м

07 часов 25 минут

Выход в 06.35. От места бивуака выходим на ледник Гюзели, связываемся и пересекаем его в направлении перевала Ледовый (фото №101). Под бергшрунд выходим по закрытому леднику крутизной 30-35°. Выше бергшрунда склон ледовый, крутизной 40-55°. Движение по перилам (фото №102, 103), 5 станций крепим на ледобурах, остальные 2-е на ледорубах. Всего от бергшрунда до седловины перевала повесили 340 метров верёвки. На перевале в 09.30. Поднимались вертикально вверх и вышли на правую седловину. Чхв на подъём по перилам составило 2 часа 20 минут.

Перевал состоит из двух нешироких осыпных седловин. На обоих можно разбить лагерь, вода есть в озере на правой седловине. Тур на разделяющих седловины скалах. Сняли записку туристов города Москвы под руководством Фёдорова А. от 18.07.2013 г. С перевала на востоке хорошо просматривает правый склон ледника Гюзель, на юго-востоке через перевал Джаламыш горный узел с вершинами Семёнова Тян-Шанского, Короны и Свободной Кореи, а на западе верховья ледника Перевальный.

Просмотрев спусковые кулуары с обеих седловин, решаем спускаться по правому. Этот кулуар скально-осыпной, крутизной около 30° выводит на осыпную террасу (фото №106). Чхв 1 час 05 минут. В нижней части террасы имеются места для палаток, небольшое озеро. Далее очередной спуск по осыпи до пологой части долины Чон-тор. Чхв 1 час 05 минут. Тут находятся ровные альпийские луга с чистыми ручьями – место очень живописное (фото №107). Устраиваем обед. Далее идём по козьим тропам правым берегом долины Чон-тор. За один переход подходим к окончанию висячей долины (фото №108). Здесь река сбегает по крутому склону долины Чон-тор. Спускаемся по правому берегу в пойму Чон-тора (фото №109). Ставим лагерь. Чхв от места обеда до места ночевки составило 1 час 50 минут.

Фото №101. Вид на перевал Ледовый со стороны ледника Гюзели.

Фото №102. Подъём по перилам на перевал Ледовый со стороны ледника Гюзели.

Фото №103. Подъём по перилам на перевал Ледовый со стороны ледника Гюзели.

Фото №104. Вид на перевал Джаламыш с перевала Ледовый.

Фото №105. Группа на перевале Ледовый.

Фото №106. Вид на перевал Ледовый со стороны долины Чон-тор.

Фото №107. Вид на перевал 100-летия города Фрунзе.

Фото №108. Место падения висячей долины в долину Чон-тор.

Фото №109. Вид на долину Чон-тор со спуска с висячей долины (место брода).

Фото №110. Место брода в долине Чон-тор.

26.07.2014

День 20

дол. Чон-тор – дол. Сокулук – пос. Белогорка

35,8

-1230 м

08 часов 50 минут

Выход в 06.35. Идём по тропе правым берегом реки. Проходим впадающую справа долину (ледник Перевальный). Немного ниже подходим к месту брода на левый берег реки (фото №110). После брода долина начинает круто спускаться вниз, появляется растительность, тропа уверенная. Вдоль водопада спускаемся со скального уступа долины и подходим к левому притоку реки Кичитор. Переходим два рукава Кичитора вброд. Далее движение левым берегом реки, теперь уже получившей название Сокулук. Слева из каньона вытекает ручей Кайдакочме. Возле него, на обширном пространстве, заполненном окатанными камнями современных речных отложений, можно поставить лагерь. Далее продолжаем спускаться левым берегом реки Сокулук по местами теряющейся тропе. Вскоре выходим к водопаду Шаркыратма. Высота падения водопада – 80 метров. От водопада тропа спускается к пойме реки. Пройдя примерно 500 метров по пойме, выходим на грунтовую дорогу. Здесь долина Сокулук теряет растительность. Ниже леса нет. Примерно через 1,5 км переходим по мосту на правый берег реки. А далее вниз до посёлка Белогорка. Откуда нас забирает транспорт в Бишкек.

Расклад времени на прохождение перевала Ледовый.

Подъём под взлёт перевала Ледовый

- 0 часов 35 минут

Подъём по перилам к седловине перевала Ледовый

- 2 часа 20 минут

Спуск с перевала до пологой части долины Чон-тор

- 2 часа 10 минут

Спуск от места обеда до места ночевки

- 1 час 50 минут

Спуск от м/н до поселка Белогорка

- 8 часов 50 минут

- 2 часа 55 минут

- 12 часов 50 минут

- 15 часов 45 минут

- 41,3 км

Выводы и рекомендации: перевал Ледовый односторонний. Определяющая сторона северная, которая представляет снежно-ледовый склон. Перепад высот от ледника Гюзели до седловины перевала Ледовый – 280 м. Группа на подъём провесила 340 метров перил. Это чуть ли не единственный перевал в походе где пришлось использовать станции на ледорубах (2 шт). С перевала очень красивые виды в обе стороны. Перевал является несложной 3А.

8. Записки, снятые с пройденных перевалов.

Записки снятые с перевала Юбилейный и Тоо-Карын.

Записка снятая с перевала Каджируй-оо (лицевая сторона).

Записка снятая с перевала Каджируй-оо (обратная сторона).

Записка снятая с перевала Смена южный.

Записка снятая с перевала 30 лет ВЛКСМ.

Записка снятая с перевала Ледовый.

9. Материальное обеспечение группы.

9.1Групповое снаряжение.

№ п\\п

Наименование

Ед. Изм.

Кол-во

Масса ед. в гр.

Всего в граммах

Бивачное:

Палатка 4-х местная «Alexika»

шт

Палатка 3-х местная «The North Fasе»

Газовая горелка «Kovea»

Газ

баллон

ВСЕГО:

Вес группового снаряжения + продуктов на 1 мужчину составил - 12,9кг, на 1 женщину - 6,9кг.

9.2 Финансовые расходы.

№ п\\п

Наименование

Расходы на 1 чел. руб

Расходы на группу 7 чел.

Дорога

г. Москва – г. Бишкек (самолёт)

Аэропорт «Манас» - г. Бишкек (микроавтобус)

1940

г. Бишкек – курорт Иссык-ата (микроавтобус)

пос. Белогорка – г. Бишкек (микроавтобус)

г. Бишкек – Аэропорт «Манас» (микроавтобус)

1940

г. Бишкек – г. Москва (самолёт)

Продукты на-20 дней

Газ (16 балонов) – 20 дней

Завоз заброски в б/о «Тёплый ключ»

Завоз заброски в а/л Ала-арча

Проживание 1-ого дня в Бишкеке в Хостеле

Проживание 1-ого дня в гостевом доме

Страховка

ВСЕГО:

10. Перечень перевалов отражённых в фотоматериалах.

1. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4200 м) – фото № 90, 91, 98,100

12. Ледовый (3А, 4140 м) – фото № 99, 101-103, 106

13. Провал Свободной Кореи (3Б, 4430 м) – фото № 79

14. Смена (1Б, 4000 м) – фото № 97

15. Смена южный (Кирова) (2Б, 4090 м)

16. Теке-тор (2А, 3900 м) – фото № 90

17. Тоо-Карын (2Б, 4090 м) – фото № 28, 31-35

18. Топ-Карагай (2Б, 4400 м) – фото № 60, 68

19. Усеченка (3А, 4300 м) – фото № 27, 29

20. Юбилейный (3А, 4540 м) – фото № 19-21, 23-25

11. Заключение

Группа туристов «Федерации Спортивного Туризма города Долгопрудного» Московской области в количестве 7 человек прошла горный маршрут пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню с 07 июля по 26 июля 2014 года.

Из Москвы до Бишкека летели самолётом. Через турфирму приобрели газ. В Бишкеке закупили основную часть продуктов. Нам организовали машину для доставки группы и снаряжения в курорт Иссык-ата. Погода была свойственна для этого района – с утра ясно, к обеду всё затягивало облаками и начинался дождь, который продолжался на протяжении нескольких часов, к вечеру погода улучшалась. Перед перевалом Тоо-Карын появилось плохое самочувствие у трёх участников, пришлось организовывать днёвку и усиленно лечить. Медик предположил, что недомогание было связано со съеденным шашлыком в начале похода. Ещё один запасной день нами был потрачен на ледопаде Каджир. В остальном маршрут был пройден по заявленному графику без использования запасных вариантов. В пос. Белогорка за нами пришла машина и доставила нас в Бишкек. Откуда самолётом вернулись в Москву.

Пройденный маршрут позволил пересечь район от дол. Иссык-ата до дол. Сокулук. Затронув все технически наиболее интересные горные узлы этого района. Группа приобрела опыт похода пятой категории сложности с выходом на высоту – 4500 метров. Численность команды в 7 человек оказалось оптимальным с точки зрения безопасности и мобильности прохождения технически сложных участков.

Пройденный маршрут соответствует, заявленной, пятой категории сложности. Было пройдено 8 перевалов, из них 4 – 3А, 3 – 2Б, 1 – 2А, средняя высота перевалов 4100-4600 метров. Средняя высота ночевок - 3447 метров. В сумме нами было повешено – 57 веревок. Участники команды получили хорошую техническую, тактическую и психологическую подготовку.

13. Список используемых источников

Интернет ресурсы:

1. Агнцева Г.В. 4 к.с. 1983 г. (пер. Смена юж. (Кирова), дол. Чон-тор, дол. Сукулук)

2. Берзиня А.А. 5 к.с. 1981 г. (пер. Корона юж., пер. Смена юж. (Кирова), дол. Чон-тор, дол. Сукулук)

3. Ворожищев М.В. 5 к.с. 2008 г. (пер. Юбилейный, пер. Тоо – Карын)

4. Гильмутдинов 5 к.с. 2009 г. (пер. Каджируй-оо, пер. Корона юж.)

5. Гоннов Д. В. 6 к.с. 2009 г. (дол. Чон-тор, дол. Сокулук)

6. Гоннов Д. В. 5 к.с. 2013 г. (пер. Юбилейный, пер. Тоо – Карын)

7. Зотов А. Ю. 4 к.с. 2002 г. (дол. Иссык-ата, пер. Искра сев.)

8. Лукьянов И. В. 5 к.с. 2004 г. (пер. Искра сев., пер. Тоо-Карын, пер. Каджируй-оо, пер. Корона юж., пер. Ледовый)

9. Мартынов В. В. 5 к.с. 2010 г. (пер. Корона юж., пер. Смена юж. (Кирова), пер. 30 лет ВЛКСМ, пер. Ледовый)