Автор: Евгений Кузьмин
Фото: Анна Кузьмина, Красноярск

Ергаки. Зоопарк заказывали?

Я выключил горелку, стало тихо, и я услышал дыхание у входа в палатку. Я ничего не подумал, просто открыл входную молнию тамбура. У входа стоял медведь.

Мы с женою и сыном (12лет) совершали пешее туристическое путешествие не знаю какой категории по Ергакам (Саяны). Совершали неспеша, с обильным фотографированием цветочков, елочек, и разных всяких других объектов окружающей среды. Пришли на эту стоянку слегка поздновато, моросил полудождик-полутуман, и я готовил в палатке. Приготовил гречку с сублимированными фрикадельками Гала-гала. На неё и подманил мишку.

Почему-то, увидев в дверях палатки медведя, я не очень удивился, а взял крышки с кастрюлек и стал стучать. И вот, картина маслом: я стою на коленях в палатке и стучу крышками, передо мною моя миска с гречкой и фрикадельками, с другой стороны миски - медведь. И чем дольше я стучал, тем неприятнее это всё становилось, потому что незваный гость, против ожидания, даже и не подумал убегать. Слегка отодвинулся, тихо стоит, смотрит, сволочь. Пока я спартаковскую кричалку ему не выстучал - не уходил. Я тоже на него смотрел - говорят это неправильно было...

Семейство же моё, услышав, что Миша пришел, слегка забеспокоилось и устроило свалку у противоположного выхода палатки. Дорогая моя супруга желала сделать памятные снимки, как медведь меня ест, а сын кричал, что тоже хочет посмотреть. Хотели они этого одновременно, но жизненный опыт победил молодость и задор, и босая жена с фотоаппаратом вылезла первой. Миша к этому моменту уже отошел от палатки и кружил вокруг лагеря, наблюдая за нами из-за камней. Минут через 10 он потерял к нам интерес и неспеша ушел. Фотосессия не очень удалась - было уже довольно сумеречно, большая часть снимков – шевеленка.

Аппетит на ужин был безнадежно испорчен. Каша как-то вовнутрь не лезла. Я знал, что рядом ходит голодный медведь, и переживал. Съел только потому, что оставлять медведю нельзя было…

Мы ему надоели.Уходит голодным

Когда совсем стемнело, я воткнул вокруг палатки трекинговые палки и повесил на них свои носки, чтобы топтыгин знал, что я тут. Но все равно спалось плохо, беспокойно. Разумеется, все съедобное из палатки мы выгрузили в отдельный рюкзак и повесили на ближайший кедр. (Мой хороший знакомец путешествовал в Йосемитском парке, и там на стоянках есть специальные металлические ящики, недоступные для медведей. Убирать туда следует все съестное и пахнущее, все, что может вызвать их любопытство, включая косметику, мыло и зубную пасту. Особенно опасно для путешественников по таким медвежьим местам иметь земляничное мыло - всем советую это иметь ввиду!)

Наша еда ночевала на кедре

В итоге, конечно, все, кроме самого медведя, довольны - моя верная спутница жизни сделала фото очередного медведя, я - горжусь сохраненными сухими штанами, сын посмотрел сибирского медведя (камчатских он видел с десяток). Медведь был молодой и маленький- в половинку тех, что мы встречали на Камчатке. Но там страшно не было - они либо были практически безразличны к людям, либо убегали. Да и ходили мы толпою. Быть же объектом пристального пищевого интереса медведя - крайне некомфортно. В этом году весна в Саянах случилась ранняя и дружная, всё рассупонилось, а затем выпал снег и похолодало. Поэтому ягод почти не было, ни жимолости, ни черники. Вот оголодавшие медведи и потянулись к людям. А людей по Ергакам ходит много. И все знают, что кормить медведей нельзя, нельзя оставлять съедобные объедки и мусор. И все равно оставляют. Загадочная русская душа… (На дневке прошелся по стоянкам вдоль озера Светлое. Нашел половину пластиковой бутылки сахарного песку, две буханки хлеба и отдельные куски, кучу огурцов, капусту и много просто мусора, в котором не разбирался. Стол для косолапых накрыт…)

Вот и ходит день и ночь по берегу озера дежурный егерь парка Ергаки с заряженным ружьем, охраняет любимых туристов от медведей. Сами люди мишек не интересуют - они их почти не едят, а при постоянном контакте быстро теряют страх. Медведям лишь досадно, когда человек путается под ногами и оказывается препятствием между ними и едой. В этом году в Ергаках не меньше четырех пострадавших людей и двух убитых медведей. (Егерь парка сказал.) К медведям трудно предъявить претензии - они просто ищут еду там, где она есть, и находят. А вот с сознательным поведением людей - явный дефицит. Простое правило - не бросать в лесу объедки (да и просто не мусорить!) оказывается не всем по силам.

Чтоб взболтать осадок от моей навязчивой назидательности - вот, поглядите несколько фотографий этих замечательных мест. Добрых всем медведей!

Тоже фауна

И это фауна. Людей не обижает

Флора. Оранжевые цветочечки называются "жарки" (символ Ергаков)

А это (на фоне неба) - "висячий камень" (размером с два железнодорожных вагона примерно) -одна из главных достопримечательностей. Пока ни у кого уронить его не получилось. Хотя все и пытаются

Диковинный лишайник. Очень длинный и красивый

Водопад на Левом Тайгише. Как ни пыжились, упихнуть его в кадр целиком толком не получилось

Парабола. Я не знал, что так бывает

Озеро горных духов. Оно так и называется. Сюда с ними общаться приходят, проблемы порешать, разговор поговорить...

Тепло и солнечно здесь тоже бывает