Руководитель: А.Мартьянов, Москва

Отчет о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по Терскею летом 2014. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Описание:

Подъём в 4:30-5:00. С места ночёвки открывается вид на перевальный взлёт. (рис. 8.1)

Рис. 8.1. Восточный перевальный взлёт пер. Солнце.

В предыдущий день перед ужином мы с Таней сходили в разведку на центральную снежную седловину, подъём на которую кажется логичнее, чем на осыпную. Забрались туда в кошках с ледорубами. Седловина узкая, под тонким слоем фирна лёд. На спуск длинный ледовый склон 450, для движения здесь необходима перильная страховка. Проход на осыпную седловину загораживают скалы. Обойти их можно только с восточной стороны с потерей высоты, поэтому подниматься изначально логичнее по осыпи сразу на северную седловину.

В 7:34 в кошках и касках выходим с места ночёвки. Берг обходим справа по ходу и движемся по фирну вдоль осыпи с ледорубами. В районе небольшого скального выступа, примерно посередине склона, переходим со льда на осыпь, снимаем кошки. Далее движемся траверсом с набором высоты без зигзагов и выходим на осыпную седловину в 8:04. (рис. 8.2) Сняли записку группы т/к «Вестра», рук. Рябина Т.В., от 4.08.2012.

Рис. 8.2. Седловина пер. Солнце.

С седловины открывается вид на наш дальнейший путь к пер. Онтор. (Рис. 8.3)

Рис. 8.3. Вид на ледник Кельтор зап. (Джигит) с пер. Солнце.

В 8:47 начинаем спуск на «лифте» плотной группой. (рис. 8.4)

Рис. 8.4. Путь спуска на запад с пер. Солнце.

В нижней части осыпь становится уже. Слева по ходу снежный склон, справа - скалы. Лифт перестаёт ехать, осыпь постепенно превращается в конгломерат, становится круче и уходит под скалы. В этом месте в 9:09 выходим на снег, надеваем кошки и связываемся, поскольку в 15 м ниже проглядывается бергшрунд. (рис. 8.5)

Рис. 8.5. Спуск с пер. Солнце на ледник Кельтор зап. (Джигит).

К 10:00 все связки спустились на пологую открытую часть ледника. Отсюда хорошо видно путь спуска с седловины. (рис. 8.6)

Рис. 8.5. Западный перевальный взлёт пер. Солнце.

В 10:20 продолжаем спуск по леднику. Через 25 минут проходим уступ ледника, прижимаясь вправо по ходу. Здесь важно не идти совсем слева, потому что там склон гораздо круче. (рис. 8.6)

Рис. 8.6. Уступ ледника Кельтор зап. (Джигит) на пути от пер. Солнце к пер. Онтор.

Далее движемся по леднику уже без связок в сторону пер. Онтор. Погода постепенно портится, начинается дождь. В 11:45 встаём на обед на леднике. (рис. 8.7)

Рис. 8.7. Обед на фоне пика Джигит на леднике Кельтор зап.

В 14:12 выходим. Дождь закончился, но периодически налетают клочья тумана и закрывают обзор, движемся по направлению к пер. Онтор. (рис. 8.8)

Рис. 8.8. Туман на леднике Кельтор зап.

В 15:00 в связках подходим к перевальному взлёту, обходя разломы левее по ходу. Видимость неплохая, но крапает дождик. Подниматься на перевал нужно по скалам на неявную седловину справа по ходу. (туда ведут туры) Дело в том, что на ледник Онтор с перевала можно легко спуститься по осыпи только в одном месте, в остальных местах скалы. Движение от одной седловины до другой по скальному гребню непростое. (рис. 8.9)

Рис. 8.9. Восточный перевальный взлёт пер. Онтор.

Поднимаемся по простым скалам на седловину. Дождь усиливается, на седловине сильный ветер. Не найдя записки в туре, спускаемся по осыпи (частично лифт) двумя плотными группами на ледник Онтор и в 15:45 встаём на ночёвку в 50 м от перевального взлёта. Точка «Ночь 14-15». Утром на следующий день мы радиально вернулись на перевал, чтобы написать записку и сделать несколько фото. Далее приводятся уже утренние фотографии. (рис. 8.10, рис. 8.11, рис. 8.12, рис. 8.13, рис. 8.14)

Рис. 8.10. Вид с пер. Онтор на восток на ледник Кельтор зап.

Рис. 8.12. Вид с пер. Онтор на запад на ледник Онтор.

Рис. 8.13. Западный перевальный взлёт пер. Онтор.

Рис. 8.14. Скалы над ледником Онтор после дождя.

Рис. 8.15. Место ночёвки на леднике Онтор под пер. Онтор.

· Каски

· Основные верёвки (связки по 3 человека)

Выводы и рекомендации:

Пер. Солнце соответствует заявленной категории 1Б. Перевал очень красив для своей категории, и это наиболее логичный способ перевалиться с ледника Кельтор вост. (Бригантина) на ледник Кельтор зап. (Джигит). В снежные годы однозначно будут проблемы при подходе к перевалу по леднику Кельтор вост. во второй половине дня в связи с тропёжкой. Для движения по ледникам с обоих сторон от перевала необходимо связываться. В наш малоснежный год для прохождения перевала потребовались кошки. Скорее всего, перевал можно пройти и без кошек, но тогда на спуске (подъёме) на ледник Кельтор зап. (Джигит) может потребоваться перильная страховка на ледобурах. (одна верёвка в районе бергшрунда). Перевал всем понравился и запомнился, в том числе и из-за ночёвки под ним.

Пер. Онтор соответствует своей категории 1Б, но менее интересен, чем пер. Солнце из-за короткого перевального взлёта с обоих сторон. Его стоит посетить из-за живописных подходов по ледникам. С ледника Кельтор вост. открывается невероятный вид на пик Джигит. С ледника Онтор не менее грозно смотрится пик Каракольский. Подход к перевалу по леднику Кельтор зап. нужно производить в связках, ледник Онтор был открыт и больших трещин на нём не было. На самом перевальном взлёте страховка не требуется.

9 день (15 июля). Спуск с ледника Онтор, спуск по р. Уюк-Тёр до 3107.

Описание даётся от ночёвок под западным перевальным взлётом пер. Онтор до ночёвок на р. Уюк-Тёр на высоте 3107м.

2 ч 48 мин

15.07.14 12:55:20

6:30

Осадков нет

Снова ясная погода с утра, с отличной видимостью, к полудню начинают набегать облака и капать дождь, ночью ветрено.

12:20

Кучевые облака

Мелкий дождь

19:30

Описание:

Подъём 5:30-6:00. С учётом прогулки на перевал сборы получились совсем неторопливыми, вышли только в 9:27. Движемся по центральной части ледника в кошках. Примерно через 40 мин, сбросив 240 м, подходим к уступу ледника. (рис. 9.1)

Рис. 9.1. Спуск по леднику Онтор с пер. Онтор.

В этом месте один ледник (стекающий с пер. Онтор) впадает в другой (стекающий из-под пика Каракольский). Далее возможны два пути: можно уйти вправо по ходу на морену, а затем с неё выйти сразу на основной ледник, либо, как сделали мы, уйти немного левее по ходу и далее, кратчайшим путём вдоль ледяного жёлоба, выходить на основной ледник. Смещаемся левее по ходу, перепрыгиваем ручей на леднике, и по короткому участку льда (стенке «желоба») траверсом с набором высоты в кошках взбираемся на камушки к 10:15. (рис. 9.2, рис. 9.3)

Рис. 9.2. Спуск по леднику Онтор с пер. Онтор. Выход на стенку «желоба».

Рис. 9.3. Спуск по леднику Онтор с пер. Онтор. Спуск к началу «желоба».

Далее по камням, прикрывающим лёд, движемся по направлению к основному леднику, идти здесь комфортно. (рис. 9.4)

Рис. 9.4. Спуск по леднику Онтор с пер. Онтор. Выход на основной ледник, стекающий из-под пика Каракольский.

В 11:15, сбросив ещё 200м, выходим на основной ледник. Высота 3556м. Ледник открытый, пологий. Спускаемся без кошек, постепенно смещаясь к его левому борту. (рис. 9.5, рис. 9.6)

Рис. 9.5. Спуск по леднику Онтор с пер. Онтор.

Рис. 9.6. Спуск по леднику Онтор с пер. Онтор.

Во время пересечения ледника перепрыгиваем несколько ручьёв. Лучше это делать сразу, так как в нижней части они становятся больше. Слишком близко к левому борту тоже прижиматься не стоит, там не дают пройти не перепрыгиваемые канавы. Спуск с языка у левого борта простой, не требует кошек или верёвок, лёд, не меняя крутизны, просто переходит в морену. По центру языка находится огромный грот. Спуск с правой стороны выглядит неприветливо из-за морены сложной формы, и к тому же тропа дальше идёт по левому берегу р. Уюк-Тёр. В 12:09 выходим с ледника на морену. Высота 3210 м. (рис. 9.7, рис. 9.8)

Рис. 9.7. Спуск с ледника Онтор.

Рис. 9.8. Спуск с ледника Онтор.

В 12:54, пройдя ещё 1600 м и сбросив 100 м, выходим к разливам р. Уюк-Тёр и обедаем. Воду берём из левого притока р. Уюк-Тёр. В основной реке вода мутная. После обеда погода портится, и мы решаем остаться здесь на ночь, торопиться нам некуда. (рис. 9.9) Точка «Ночь 15-16».

Рис. 9.9. Место ночёвки на разливах р. Уюк-Тёр под ледником Онтор.

10 день (16 июля). Спуск в а/л Каракол по р. Уюк-Тёр.

Описание даётся от ночёвок на р. Уюк-Тёр на 3107 до а/л Каракол.

4 ч 9 мин

3107 м

2550 м

-557 м

11.3 км

Трек не записался из-за закончившейся активной памяти вGarmin. Не забывайте вовремя очищатьActive_Log!

Роса

Погода была идеальной для полуднёвки, хотя к вечеру стало пасмурно.

12:00

Описание:

Подъём 5:30-6:00. В 8:06 начинаем идти по тропе по левому берегу реки Уюк-Тёр. После разливов тропа продолжает идти вдоль воды и уводит в завалы крупных камней, поросших кустарником, идти здесь трудно. (рис. 10.1, рис. 10.2)

Рис. 10.1. Тропа по левому берегу р. Уюк-Тёр ниже разливов.

Рис. 10.2. Завалы на левом берегу р. Уюк-Тёр ниже разливов.

В 9:30, вдоволь налазившись по завалам, уходим в разведку перпендикулярно от реки к зелёным склонам и обнаруживаем там лагерь альпинистов и начало набитой тропы. Этот участок хорошо видно на треке на схеме в начале описания дня: два резких поворота чуть выше надписи «пик Деменьтьева». На рис. 10.3 показано место, где мы вышли из завала. Синяя (правая) линия указывает правильный путь.

Рис. 10.3. Выход из завалов на левом берегу р. Уюк-Тёр ниже разливов. Красная (левая) линия – наш путь. Синяя (правая) – правильный путь.

После этого места проблем с тропой не было. Она явная и хорошо набитая. (рис. 10.4)

Рис. 10.4. Тропа по левому берегу р. Уюк-Тёр.

Рис. 10.5. Тропа по левому берегу р. Уюк-Тёр.

На последней ходке 12:08-13:10 переходим по брёвнышкам 2 рукава р. Телеты вост. (рис. 10.6, рис. 10.7) и по уже знакомой дороге (по ней мы заносили заброску на р. Кельтор) выходим к альплагерю Каракол. У нас полуднёвка.

Рис. 10.6. Мост через южный рукав р. Телеты вост.

Рис. 10.7. Мост через северный рукав р. Телеты вост.

11 день (17 июля). Альплагерь Каракол. Днёвка.

9:00

Дождевые облака

Сильный, затяжной дождь

Описание:

Поскольку вчера мы пришли в альплагерь к обеду, мы хотели сегодня во второй половине дня начать подъём, чтобы разгрузить часть подъёма под пер. Призывников. Но во второй половине дня начался сильный дождь, и мы никуда не пошли.

Никаких развлечений в альплагере не предусмотрено, кроме очень дорогой бани. В коше рядом с альплагерем мы за 250 сом (~170 р) взяли в «аренду» коня на час (фактически на 1.5 часа) и замечательно на нём покатались. (рис. 11.1)

Рис. 11.1. Ваня на коне.

Рис. 11.2. Корова прячется от дождя под елью.

12 день (18 июля). Подъём под пер. Призывников по р. Аютор вост.

Описание даётся от а/л Каракол до перевального взлёта пер. Призывников.

ЧХВ на подъём

18.07.14 19:18:32

Ясно, туман

Роса

С утра было тепло и ясно, во время подъёма по бараньим лбам думалось, что пойдёт дождь, но обед проспали под солнцем, вечером был снова яркий алый закат и отличная видимость.

16:30

21:00

Описание:

Подъём в 4:30-5:00. В 7:32 выходим из альплагеря и по уже знакомому мостику (рис. 2.1) переходим р. Аютор вост. на левый берег. За мостом левее остатков избушки выходим на начало тропы. (рис. 12.1)

Рис. 12.1. Начало тропы от а/л Каракол по левому берегу р. Аютор вост.

Хорошо набитая тропа резко набирает высоту. За первую 17-минутную ходку от места ночёвки успеваем набрать 148 м. Обзорная фотография пути вдоль р. Аютор вост. на рис. 12.2.

Рис. 12.2. Вид на долину р. Аютор вост. из долины р. Кургактор.

Вскоре выходим из зоны леса на большое выполаживание долины. (рис. 12.3, рис. 12.4)

Рис. 12.3. Подъём по тропе вдоль левого берега р. Аютор вост.

Рис. 12.4. Подъём по тропе вдоль левого берега р. Аютор вост.

В 9:39 переходим вброд р. Аютор на правый берег немного выше слияния с ручьём, стекающим из долины пер. Призывников. (рис. 12.5) Брод неглубокий. Высота 3025 м.

Рис. 12.5. Место брода через р. Аютор при подъёме к пер. Призывников.

По заросшей осыпи вдоль левого берега правого притока р. Аютор вост. поднимаемся к бараньим лбам. Отсюда кажутся возможными два пути преодоления бараньих лбов. Красная (левая) линия – в понижении со снежником (традиционный путь). Синяя (правая) линия – отклоняясь правее через травянистую полку.

Рис. 12.6. Бараньи лбы на подходе к пер. Призывников. Красная (левая) линия – наш (традиционный) путь через снежник. Синяя (правая) линия – альтернативный путь по травянистой полке.

В 11:06, немного не доходя традиционной стеночки со снежником, останавливаемся, чтобы надеть обвязки и разведать альтернативный путь. Разведка второго пути показала, что на полку можно вылезти по простым скалам (2-3 м, но скорее всего для движения с рюкзаком потребуется верёвка или качественная гимнастическая страховка), далее с полки точно ещё одна верёвка ~4-5 м, дальше не ходили, но скорее всего больше верёвок не потребуется.

После разведки альтернативного пути выбираем первый путь – традиционный. (рис. 12.7) Точка «Бараньи лбы».

Рис. 12.7. Бараньи лбы на подходе к пер. Призывников. Синяя (правая) линия – наш путь по скалам правее по ходу. Зелёная (левая) линия – попытка провесить вторую верёвку через снежник.

Надев обвязки, за 10 мин подходим под стеночку. Время 11:50, высота 3336 м. (рис. 12.8)

Рис. 12.8. Бараньи лбы на подходе к пер. Призывников. Синяя (правая) линия – наш путь по скалам правее по ходу. Зелёная (левая) линия – попытка провесить вторую верёвку через снежник.

Обычно группы довольно легко преодолевают этот участок по снегу. В наш год снега было мало, и короткий снежник заканчивался мокрыми и гладкими бараньими лбами. Сразу провешиваем верёвку правее по ходу по простым скалам (синяя линия на рис. 12.7, рис.12.8, рис.12.9 и рис.12.11). Делали один жёсткий промежуток за камушек, застрявший в трещине.

Рис. 12.9. Подъём лидера по бараньим лбам на подходе к пер. Призывников. Наш путь по скалам правее по ходу.

Пока группа жумарила по первой верёвке, двое участников и руководитель по очереди безуспешно пытались провесить вторую верёвку через снежник (зелёная линия на рис.12.7, рис.12.8, рис.12.10 и рис.12.11). Скалы пологие, но скользкие и без зацепок.

Рис. 12.10. Попытка провесить дополнительную верёвку через снежник по бараньим лбам на подходе к пер. Призывников.

Рис. 12.11. Бараньи лбы на подходе к пер. Призывников. Синяя (левая) линия – наш путь по скалам правее по ходу. Зелёная (левая) линия – попытка провесить вторую верёвку через снежник.

По мере прохождения скал, участники уходили к месту обеда в 300 м от бараньих лбов на большом выполаживании у ручья. В 13:30 все собрались на месте обеда. Высота 3440 м, точка «Обед 18». (рис. 12.12)

Рис. 12.12. Подъём к пер. Призывников. Подход к леднику.

После затяжного обеда со сном, в 16:56 мы, наконец, выходим в направлении к леднику. Движемся, отклоняясь правее по ходу вдоль одного из ручьёв, стекающих с ледника, целясь на конгломератный гребешок. По нему в 17:34 выходим на ледник. (рис. 12.13)

Рис. 12.13. Подход под пер. Призывников. Выход на ледник.

Двигаться по леднику комфортно без кошек, трещин нет. В 19:10 подходим к перевалу. Справа по ходу в низинке есть несколько ям с проточной водой, но снега совсем нет, только лёд. Поэтому мы уходим ближе к перевалу и встаём на зимнем лавинном выносе, воду набираем из ручья поблизости. Точка «Ночь 18-19».

Рис. 12.14. Восточный перевальный взлёт пер. Призывников.

Рис. 12.15. Восточный перевальный взлёт пер. Призывников. Место ночёвки под перевалом.

13 день (19 июля). Пер. Призывников (1Б, 3973), радиальное восх. на пик Гастелло (2А, 4209).

Описание даётся от восточного перевального взлёта пер. Призывников до первых ночёвок на р. Аютор зап.

ЧХВ на перевал

2 ч 35 мин

ЧХВ на пик

2 ч

ЧХВ с пика на перевал

ЧХВ на спуске с перевала

58 мин

78 24,432

19.07.14 17:52:09

Осадков нет

Морозно!Как и положено, небо обложило во второй половине дня, на спуске с п. Гастелло был сильный ветер, потом пошёл мелкий снег(мини Новый Год), к вечеру мы снова ужинали вместе с заходящим солнцем.

16:30

Снег

Облачно, но видны просветы

Осадков нет

Пер. Призывников (1Б, 3973)

Расположение:Соединяет южные притоки р. Аютор вост. и южные притоки реки Аютор зап.

Определяющая сторона:северо-восточная.

Характер:Снежно-ледовый либо скально-осыпной с северо-востока. Осыпной с юго-запада.

Седловина перевала:Скальная.

Возможность ночёвки на перевале:Да.

пик Гастелло (2Аальп, 4209)

Расположение:между пер. Призывников и пер. Гастелло.

Характер:Скальный гребень.

Определяющее препятствие:Не определено.

Возможность ночёвки на вершине:Нет.

Описание:

Подъём в 4:30-5:00. Пока собирали лагерь, мимо нас прошла группа омских альпинистов, идущих на пик Гастелло. Они поднимались правее по ходу по осыпи между скал на седловину с туром, далее по гребню выходили на седловину со снегом, откуда и начинается восхождение на пик Гастелло. Поднялись довольно быстро и без верёвок, это наиболее простой путь на перевал.

Утром была замечательная погода, мы решили потренироваться и забраться на перевал левее по ходу по льду, провесив перила. (рис.13.1) Здесь и далее на рисунках перевалом обозначена седловина с туром.

Рис. 13.1. Восточный перевальный взлёт пер. Призывников.

В 7:15, собравшись в начале ледового склона перед бергшрундом, начинаем провешивать перила. (рис. 13.2)

Рис. 13.2. Восточный перевальный взлёт пер. Призывников.

Провесив 2.5 верёвки (2 на полную длину ~50 м на ледобурах и последнюю на 20-30м на ледорубах), поднимаемся на седловину к 9:50. Седловина широкая, снежно-осыпная, есть 2 площадки для палаток и тур с табличкой. В туре записки нет. (рис. 13.3) Точка «пер. Призывников».

Отдохнув и собрав всё необходимое в радиальное восхождение, оставляем рюкзаки и начинаем подъём к первому жандарму по осыпному гребню. (рис. 13.4)

Рис. 13.3. Седловина пер. Призывников.

Рис. 13.4. Начало подъёма с седловины пер. Призывников на пик Гастелло.

Первый жандарм обходим справа по ходу: пересекаем осыпной кулуар (рис. 13.14) и, поднимаясь зигзагом по скальной полке, возвращаемся в кулуар. (рис. 13.5, рис. 13.6) Перед началом движения по скальным полкам связываемся и далее до вершины практически постоянно стараемся идти с одновременной страховкой, закладывая верёвку за скальные выступы.

Рис. 13.5. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Обход первого жандарма по скальным полкам.

Рис. 13.6. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Обход первого жандарма. Выход со скальных полок в осыпной кулуар.

Далее движемся по осыпному кулуару вверх, осыпь живая, идём плотными группками. Затем по гребню по простым скалам (рис. 13.7) выходим на явную промежуточную седловину в гребне. (рис. 13.8)

Рис. 13.7. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Характер скального гребня до промежуточной седловины.

Рис. 13.8. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Промежуточная седловина в гребне.

С седловины открывается вид на дальнейший подъём. (рис. 13.9) Скалы хоть и выглядят устрашающе, действительно простые. Двигаться можно по различным траекториям, но все пути лежат на правой по ходу стороне гребня. Первые связки стараются указывать следующим на хорошие и, наоборот, опасные зацепки. Общая идеология при подъёме: не выходим на лёд, высокие стенки обходим справа, невысокие стараемся пролезать в лоб.

Рис. 13.9. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Вид наверх с промежуточной седловины в гребне.

На рисунке 13.10 характер скал после промежуточной седловины в гребне.

Рис. 13.10. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Характер скал после промежуточной седловины.

Вскоре гребень выполаживается, невысокие жандармы теперь лучше обходятся слева по ходу, становится видно вершину. Траверсируем короткий снежник. (рис 13.11)

Рис. 13.11. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Предвершинный гребень.

В 12:40 всё также в связках по простым скалам выходим на вершину. (рис. 13.12) Точка «пик Гастелло». Кошки, которые мы на всякий случай брали с собой, нам так и не пригодились.

Рис. 13.12. На пике Гастелло.

На вершине устраиваем холодный обед. Здесь первый раз за наш поход заработал телефон. Связь хорошая у всех операторов, многие смогли позвонить домой.

Погода портится, поэтому стараемся особо не засиживаться и в 13:45 начинаем спуск. Спускаться мы, конечно, старались по пути подъёма, но не всегда получалось узнавать путь. На спуске часто кажется, что жандармы нужно обходить, но это не так, большинство из них проходится насквозь поверху. Не надо пытаться уходить по осыпным кулуарам влево по ходу. (рис. 13.13)

Рис. 13.13. Спуск с пика Гастелло н пер. Призывников. Вид вниз с промежуточной седловинки в гребне.

Во время нашего спуска начинает идти снег. Последний, самый большой жандарм на спуске обходим по пути подъёма. (рис. 13.14)

Рис. 13.14. Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников. Обход последнего жандарма на спуске (первого на подъёме).

И в 15:45 возвращаемся на седловину пер. Призывников. (рис. 13.15) Снег закончился, но ветер по-прежнему дует, и небо выглядит не очень дружелюбно.

Рис. 13.15. Седловина пер. Призывников.

Находим записку т/к МГУ, рук. Домбровская К. И. от 17.08.2013 в большом туре, который находится в северной части перевального скального гребня на одной из узких седловинок. (рис. 13.15)

В 16:45 начинаем спуск с перевала в долину р. Аютор зап. по осыпи (лифту), обходя большую отдельно стоящую скалу слева по ходу. (рис. 13.16)

Рис. 13.16. Вид с пер. Призывников в долину р. Аютор зап. Начало спуска.

Перед выходом к р. Аютор зап. нужно преодолеть замаскированную ступень бараньих лбов. (рис. 13.16) Судя по отчётам других групп, её можно пройти напрямик по одному из узких осыпных кулуаров, но мы решаем попытаться обойти бараньи лбы слева по ходу. Поэтому после спуска с перевального взлёта уходим левее по ходу, заворачивая за пупырь из тёмных камней. (рис. 13.16, рис. 13.17)

Рис. 13.17. Западный перевальный взлёт пер. Призывников.

В 17:20 обходим пупырь и далее движемся траверсом с потерей высоты по осыпи. Двигаться здесь достаточно комфортно. (рис. 13.18)

Рис. 13.18. Обход бараньих лбов при спуске с пер. Призывников в долину р. Аютор зап.

Спустившись по осыпи, выходим на большое выполаживание к р. Аютор зап. Река здесь вытекает из морены. В месте «истока» переходим Аютор зап. на левый берег и в 17:55 встаём на ночёвку на уютных зелёных холмиках. (рис. 13.19) Точка «Ночь 19-20».

Рис. 13.19. «Исток» р. Аютор зап.

Рис. 13.20. Вид от «истока» р. Аютор зап. на путь спуска с пер. Призывников.

· Каски

· Ледобуры (в тренировочных целях при подъёме на перевал по льду)

· Основные верёвки (3 верёвки перил на перевал + связки для восхождения на пик Гастелло)

Выводы и рекомендации:

Пер. Призывников в нашем тренировочном неоптимальном варианте прохождения, конечно, скорее всего соответствует категории 2А. Перевал односторонний. Идти его с запада на восток сомнительное удовольствие. Сам перевал очень красив не только за счёт своего перевального взлёта с востока, но и из-за логичного расположения: он единственный в гребне. Неким бонусом при подходе к нему оказываются бараньи лбы в долине р. Аютор вост. Перевал ещё и замечателен тем, что с него можно заложить восхождение на пик Гастелло.

Восхождение на пик Гастелло с пер. Призывников соответствует категории 2Аальп. Скалы в гребне достаточно монолитные. Существует множество примерно равнозначных по трудности вариантов движения по гребню, поэтому аккуратный выбор пути при восхождении – отдельная, очень интересная задача.

14 день (20 июля). Спуск по р. Аютор, Телеты и Джетыогуз. Подъём чуть выше ур. Ат-Джайлоо.

Описание даётся от ночёвок под пер. Призывников с запада до первых стоянок за ур. Ат-Джайлоо

3549 м

20.07.14 20:00:45

7:10

Осадков нет

Погода стабильная! Утро=ясно, день=дождь, вечер=ясно. Спускаться по солнечной долине было особенно приятно.

14:20

Дождь

20:30

Описание:

Подъём 5:00-5:30. В 7:33 начинаем спуск, по травянистому склону левого берега ручья проходим мелкую ступень бараньих лбов. (рис.14.1)

Рис. 14.1. Мелкая ступень бараньих лбов в долине р. Аютор зап.

Река теряется в старой морене. По осыпной ложбине из крупных камней спускаемся вновь к ручью к 8:04 и переходим на правый берег. Высота 3417м. (рис 14.2)

Рис. 14.2. Спуск по осыпной ложбине в долине р. Аютор зап.

Огибаем осыпной вал, идём по правому берегу ручья. (рис. 14.2, рис. 14.3)

Рис. 14.3. Спуск по долине р. Аютор зап.

Выйдя на зелёную поляну (рис. 14.4), переходим р. Аютор зап. на левый берег. (рис. 14.4)

Рис. 14.4. Спуск по долине р. Аютор зап.

Отклоняясь левее по ходу от ручья, спускаемся по травянистому склону и вновь переходим по камням р. Аютор зап. на правый берег. (рис. 14.5)

Рис. 14.5. Спуск по долине р. Аютор зап.

Далее движемся по правому берегу реки и, огибая моренный вал (рис. 14.5), находим начало тропы среди легко проходимых кустов в 8:55. Высота 3163 м. (рис. 14.6)

Рис. 14.6. Спуск по долине р. Аютор зап.

Спускаемся по тропе к слиянию р. Аютор зап. и Телеты зап. Самого слияния не видно, тропа в 9:45 выходит на большую поляну с редко стоящими кустами и теряется. Высота 2880 м. Движемся по поляне, «срезая угол», и вновь находим тропу среди кустов. Вскоре тропа по правому берегу р. Телеты зап. выводит к мосту у коша. Точка «Мост Телеты зап.». (рис. 14.7)

Рис. 14.7. Спуск по долине р. Телеты зап.

В 10:27 переходим Телеты зап. на левый берег. (рис. 14.8) Точка «Мост Телеты зап.»

Рис. 14.8. Мост в долине р. Телеты зап.

Далее движемся по тропе-дороге по левому берегу р. Телеты зап., в 11:00 проходим большой кош у дороги. (рис. 14.9) Покупаем лепёшки, айран и кумыс.

Рис. 14.9. Большой кош в долине р. Телеты зап.

В 11:44 дорога выводит к автомобильному мосту, по которому мы переходим на правый берег р. Телеты зап. Точка «Мост Телеты зап. 3».

Рис. 14.10. Мост, через р. Телеты зап. у слияния с р. Джетыогуз.

Далее движемся по дороге по правому берегу р. Джетыогуз. Чтобы попасть в долину р. Ат-Джайлоо, нужно идти по этой дороге, пока она сама не перейдёт на другой берег по мосту. (рис. 14.14) Мы почему-то думали, что этого моста может не быть, поэтому перешли р. Джетыогуз раньше, не доходя до нужного моста. (рис. 14.11, рис. 14.12) Время 12:25, точка «Мост Джетыогуз».

Рис. 14.11. Долина р. Джетыогуз. Спуск с дороги к верхнему мосту через р. Джетыогуз между р. Телеты зап. и р. Ат-Джайлоо. Красная (левая) линия – наш путь, синяя (правая) линия – правильный путь.

Рис. 14.12. Долина р. Джетыогуз. Верхний мост через р. Джетыогуз между р. Телеты зап. и р. Ат-Джайлоо.

Движемся по долине вниз по тропе по левому берегу р. Джетыогуз. (рис. 14.13)

Рис. 14.13. Тропа по левому берегу р. Джетыогуз между р. Телеты зап. и р. Ат-Джайлоо.

На полпути к р. Ат-Джайлоо тропа упирается в ручей, наглухо заросший кустами. После разведки по мелким тропкам набираем около 40м по высоте вдоль правого берега ручья и продираемся сквозь кусты через ручей. Далее по коровьим тропкам траверсируем склон и спускаемся к мосту через р. Джетыогуз у слияния с р. Ат-Джайлоо.

Рис. 14.14. Долина р. Джетыогуз. Нижний мост через р. Джетыогуз между р. Телеты зап. и р. Ат-Джайлоо. Красная (левая) линия – наш путь, синяя (правая) линия – правильный путь.

Идём по дороге по левому берегу р. Джетыогуз и практически сразу выходим к мосту через р. Ат-Джайлоо, встаём на обед. (рис. 14.15) Время 13:35, высота 2351 м.

Рис. 14.15. Мост через р. Ат-Джайлоо у слияния с р. Джетыогуз.

После обеда, переждав дождь, в 17:01 начинаем подъём по дороге по левому берегу р. Ат-Джайлоо. (рис. 14.16)

Рис. 14.16. Начало подъёма по дороге к ур. Ат-Джайлоо.

Дорога переходит в хорошо набитую тропу, которая ведёт до самого урочища. Тропа круто набирает высоту, переходим р. Ат-Джайлоо на правый берег. (рис. 14.17)

Рис. 14.17. Тропа к ур. Ат-Джайлоо.

В 18:50 выходим к ур. Ат-Джайлоо. Высота 2835 м. ЧХВ досюда от места обеда – 1 ч 30 мин. (рис. 14.18) Здесь пасётся очень много лошадей, коров и барашков. У местных жителей покупаем чалап – замечательный по вкусу напиток, который никого не оставил равнодушным. Он изготавливается из сюзьмё (айран с удалённой сывороткой) с добавлением воды и соли.

Рис. 14.18. Ур. Ат-Джайлоо, вид на юг.

Вставать на ночёвку здесь негде, слишком много людей и скота (ниже урочища были неплохие места для ночёвки), поэтому мы продолжаем подъём по тропе через урочище и затем вдоль правого берега р. Ат-Джайлоо. (рис. 14.19)

Рис. 14.19. Ур. Ат-Джайлоо, вид на запад.

Пересекая большое поле, тропа подходит ближе к реке между двух холмов, поросших кустами. (рис. 14.20)

Рис. 14.20. Тропа выше ур. Ат-Джайлоо.

Между этих холмов на левом берегу реки мы и нашли пару ровных мест под палатки. (рис. 14.21) Дошли сюда от урочища за 36 мин. Точка «Ночь 20-21».

Рис. 14.21. Место ночёвки выше ур. Ат-Джайлоо.

15 день (21 июля). Подход к нижнему озеру под пер. Джилису Юж. (1Б, 3877).

Описание даётся от стоянок выше ур. Ат-Джайлоо до нижнего озера на пути к пер. Джилису Юж. с востока.

2 ч 22 мин

21.07.14 12:41:07

8:20

Осадков нет

Закономерность не меняется. Утро было многообещающее, днём мы пережидали дождь, а ближе к вечеру, стоя на скале под солнцем, смотрели во все стороны на тысячи км вперёд, потому что видимость была отличная, как и сама погода.

12:30

Дождь

19:40

Описание:

Подъём 6:30-7:00. Поднимаемся по тропе вдоль правого берега р. Ат-Джайлоо. (рис. 15.1)

Рис. 15.1. Подъём по долине р. Ат-Джайлоо.

Примерно в 10:40 проходим место слияния двух притоков. Движемся дальше по правому берегу глубокой канавы по зелёным короткостриженым лугам без резких перепадов высоты. (рис. 15.2)

Рис. 15.2. Подъём по долине р. Ат-Джайлоо.

Выходим к заболоченной поляне под бараньими лбами. Обходим поляну справа по ходу и выходим на зелёный гребень. (рис. 15.3, рис. 15.4)

Рис. 15.3. Подход к пер. Джилису Юж. из долины р. Ат-Джайлоо. Обход бараньих лбов.

Рис. 15.4. Долина р. Ат-Джайлоо.

Поднявшись по зелёному гребню, в 11:18 проходим короткий участок осыпи. Идти здесь несложно. (рис. 15.5) Погода постепенно портится.

Рис. 15.5. Подход к пер. Джилису Юж. из долины р. Ат-Джайлоо. Обход бараньих лбов.

Поднявшись по осыпи, выходим на поляну с сурками. В конце поляны преодолеваем ещё одну короткую ступень и выходим на выполаживание в 11:45. Дальше движемся, отклоняясь правее по ходу, по осыпному склону за скалой. (рис. 15.6)

Рис. 15.6. Подход к пер. Джилису Юж. из долины р. Ат-Джайлоо.

Пройдя последний осыпной склон, практически сразу попадаем к нижнему озеру. Время 12:25, точка «Ночь 21-22». (рис. 15.7) Озеро случайно пройти мимо невозможно: слева по ходу оно ограничено скалами, справа – крутым обрывом за гребнем Солнечной Башни и переходом на морену.

Дождь усиливается, решаем остаться здесь на ночь. Место красивое, но ветрено и после дождя здесь становится очень грязно. Воду набираем из озера.

Рис. 15.7. Подход к пер. Джилису Юж. из долины р. Ат-Джайлоо. Нижнее озеро.

После обеда погода налаживается, решаем сходить на Солнечную Башню - обзорный пункт, который находится недалеко от места ночёвки. (рис. 15.8)

Рис. 15.8. Солнечная Башня в долине р. Ат-Джайлоо. Вид с середины пути от места ночёвки у нижнего озера.

Подъём на саму башню просто ногами без лазания. Поднялись туда от места ночёвки за ~15 мин. Место на самом деле очень красивое, оттуда не хочется уходить. В одну сторону башня обрывается действительно высокими скалами. На рис. 15.8 видно только верхнюю часть скал. С башни хороший обзор на 3600. Как в сторону Иссык-Куля, так и на место нашей ночёвки (рис. 15.10) и пер. Джилису Юж. (рис. 15.9).

Рис. 15.9. Вид с Солнечной Башни на пер. Джилису Юж.

Рис. 15.10. Вид с Солнечной Башни на место ночёвки.

Рис. 15.11. Слэклайн.

В общем, Солнечная Башня оказалась очень приятным бонусом. Сложили тур, оставили записку.

Вечером натянули расходную стропу между камнями: получился слэклайн. (рис. 15.11)

16 день (22 июля). Пер. Джилису Юж. (1Б, 3877) с радиальным восх. на пик Московских Туристов (1Б, 4080). Спуск по р. Джилису до 3477.

Описание даётся от нижнего озера на пути к пер. Джилису Юж. с востока до ночёвок на р. Джилису на 3477.

4080 м

22.07.14 14:57:19

7:10

Осадков нет

Солнце целый день! На вершине видели Иссык-Куль.Полуднёвка! За ужином вновь наблюдали как огромное красно-жёлтое солнце уходило спать.

12:40

Осадков нет

Пер. Джилису Юж. (1Б, 3877)

Расположение:Соединяет долину р. Ат-Джайлоо зап. и долину р. Джилису.

Определяющая сторона:восточная

Характер:Осыпной с востока и запада.

Седловина перевала:Осыпная.

Возможность ночёвки на перевале:Да.

пик Московских туристов (1Б, 4080)

Расположение:на схеме Завьялова – в. 4038 в южном гребне пер. Джилису Ц.

Характер:Широкий снежный гребень.

Определяющее препятствие:Лёд 250,50м

Возможность ночёвки на вершине:Да.

Описание:

Подъём в 4:30-5:00. В 7:11 обходим озеро справа по ходу и движемся по морене по направлению к пер. Джилису Юж. (рис. 16.1)

Рис. 16.1. Подход к пер. Джилису Юж.

В 7:40 выходим к верхнему озеру. (рис. 16.2) Высота 3612 м. Ровных мест под палатки здесь нет, вода в озере мутная.

Рис. 16.2. Подход к пер. Джилису Юж. Верхнее озеро.

Ещё за 30 мин по леднику подходим под перевальный взлёт. Высота 3730 м. На леднике без кошек было идти скользко, но останавливаться и надевать их не стали.

Перевальный взлёт широкий, осыпной с выходами скал. Вариантов движения несколько, мы выбрали наиболее пологий путь подъёма сначала вдоль снежника и затем по осыпи под белую скалу, чтобы потом траверсом уйти на основную седловину. (рис. 16.3)

Рис. 16.3. Восточный перевальный взлёт пер. Джилису Юж.

Этот вариант движения оказался удачным. По осыпи поднимались плотной группой, выбирая путь между скал. Это оказалась наиболее трудоёмкая часть подъёма. Траверсом шли с небольшим набором высоты формируя ступени. (рис. 16.4)

Рис. 16.4. Характер склона в верхней части восточного перевального взлёта пер. Джилису Юж.

Итого подъём с ледника на седловину занял у нас 42 мин с набором 123 м. Время 9:14, точка «пер. Джилису Юж.» Сняли записку ТК МАИ рук. Львов от 06.08.2011.

С перевала у нас было запланировано радиальное первопрохождение в. 4038 в южном гребне (пик Московских Туристов). В 10:50 начинаем подъём в кошках по широкому ледовому гребню. (рис. 16.5)

Рис. 16.5. Седловина пер. Джилису Юж. Вид на пик Московских Туристов.

Гребень ступенчатый. На одной из ступеней вешаем одну верёвку перил на 40-50м на ледобурах. (рис. 16.6) Фактически эту верёвку ни на подъёме, ни на спуске не нагружали. Провешена она была с целью подстраховки от возможности срыва с опасным, по мнению руководителя, выкатом вбок с гребня. Возможно, эта верёвка была лишней, и её можно было не вешать.

Рис. 16.6. Одна из ступеней гребня при восхождении на пик Московских Туристов с пер. Джилису Юж. Подъём лидера на страховке.

Вскоре выходим на широкую снежно-ледовую полку с маленьким озерцом. Эту полку так же, как и наш путь подъёма и спуска, хорошо видно на снимке из космоса в таблице в начале дня.

Воспользовавшись преимуществом безопасного выката на снежную полку в случае срыва, решаем выбрать траекторию достаточно крутого подъёма по льду для тренировки и отработки навыков движения в кошках. Это неоптимальный путь восхождения. Оптимальным путём подъёма здесь является наш путь спуска. (рис. 16.7)

Рис. 16.7. Восхождение на пик Московских Туристов с пер. Джилису Юж. Ледовый склон над снежной полкой.

Далее по фирновому склону выходим к скально-осыпной вершинке. (рис. 16.8)

Рис. 16.8. Выход на вершину пика Московских Туристов.

Выход на вершину по крупным камням и простым скалам страховки не требует. Подъём сюда от перевала занял у нас 1 ч. Высота 4080 м, точка «пик Московских Туристов». Сняли записку Советско-Польской экспедиции от 15.08.1989, по их мнению, это «предположительно пик Дружбы Народов, высота 5216 м. Сборная памяти Польско-Советской дружбы ....а эту вершину и передаёт братский привет и ист…ия долго жить всем кто взойдёт сюда после нас».

С вершины открывается очень красивый вид на главный хребет и в другую сторону на оз. Иссык-Куль. На вершине хорошо работает телефон со всеми операторами. Спуск обратно на седловину занял у нас 38 мин.

Рис. 16.9. Вид с пика Московских Туристов в долину реки Ат-Джайлоо и оз. Иссык-Куль.

Спуск с перевала мы начали в 13:43 по пологой осыпи по линии падения воды. (рис. 16.10)

Рис. 16.10. Начало спуска с пер. Джилису Юж. в долину р. Джилису.

Осыпь спускается несколькими небольшими ступенями, заворачивая влево по ходу.

Рис. 16.11. Начало спуска с пер. Джилису Юж. в долину р. Джилису.

В 14:15 спускаемся с последней наиболее крутой ступени на морену. (рис. 16.12)

Рис. 16.12. Вид с последней осыпной ступени на спуске с пер. Джилису Юж. в долину р. Джилису.

Спускаемся с морены к ручью и далее по правому берегу уходим по направлению к разливам р. Джилису. Мы шли не вдоль ручья, а именно срезали путь через зелёные холмики, как показано на рис. 16.12. Проходя между холмиками, спускаемся по травянистому склону к разливам. (рис. 16.13)

Рис. 16.13. Спуск к разливам р. Джилису.

Переходим реку по камням в нижней части разливов и в 14:58 встаём на ночёвку на пологом зелёном возвышении на левом берегу р. Джилису. Точка «Ночь 22-23». Здесь отличное место для ночёвки, а вечером мы наблюдали, как красиво в долине садилось солнце. (рис. 16.14)

Рис. 16.14. Место ночёвки на разливах р. Джилису. Закат.

· 1 основная верёвка

· Ледобуры (2 шт.)

Выводы и рекомендации:

Пер. Джилису Юж. скорее соответствует категории 1А, нежели категории 1Б как указано в классификаторе. Провешивать перила при восхождении на перевал негде. Самый максимум – это могут пригодиться кошки для 15-минутного подхода по леднику без трещин под перевальный взлёт. Хотя нам в этот малоснежный год удалось пройти перевал без использования кошек. Несмотря на простоту в техническом плане, перевал нам понравился. Он красиво и грозно смотрится из долины р. Ат-Джайлоо. А также интересен и сам подход по долине: ур. Ат-Джайлоо стоит увидеть своими глазами.

Пик Московских Туристов в наш год соответствовал предположительно категории 1Б. Вершина чрезвычайно красива из долины р. Ат-Джайлоо. При этом восхождение с перевала на неё простое, логичное и короткое. Странно, что её так редко посещают. Пик является замечательным обзорным пунктом.

17 день (23 июля). Спуск до горячих источников Джилису.

Описание даётся от ночёвок на р. Джилису на 3477 до кур. Джилису.

Рис. 17.1. Спуск по долине р. Джилису.

2 ч 48 мин

23.07.14 12:59:02

7:30

Осадков нет

Солнечно, тепло...благоприятная погода для нас и для мух...

12:00

20:40

Описание:

Подъём 6:30-7:00. В 9:01 начинаем спуск по левому берегу р. Джилису. Спустившись с первой ступени, переходим ручей по камням на правый берег и продолжаем движение по коровьим тропкам. (рис. 17.1)

Рис. 17.2. Спуск по долине р. Джилису.

Идём по тропкам по правому берегу. Здесь важно не забираться по склону слишком высоко, а вовремя сбрасывать высоту, меняя коровьи тропки.

Вскоре на правом берегу начинаются заросли кустов. Не доходя до них, переходим реку по камням на левый берег. (рис. 17.2)

Рис. 17.3. Спуск по долине р. Джилису.

Идём по зелёным холмикам, распутывая путь между кустов, здесь нужно идти, не удаляясь от реки. Войдя в зону леса, несколько раз спускаемся к реке по крутому склону в надежде найти тропу, но все тропы оказываются коровьими и выводят снова наверх от реки. Очередной раз спустившись к реке оказываемся на слабой тропинке, идущей вдоль воды. (рис. 17.3) Точка «Начало тропы».

Рис. 17.4. Спуск по долине р. Джилису.

Слабая тропинка вдоль реки в 11:30 (1 ч 40 мин ЧХВ от места ночёвки) на высоте ~2760 м приводит к брёвнышкам на правый берег. (рис. 17.4)

Рис. 17.5. Спуск по долине р. Джилису.

Вскоре тропинка приводит к месту брода. Возвращаемся на левый берег. (рис. 17.5)

Рис. 17.6. Кур. Джилису.

Далее начинается уже явная натоптанная тропа. Спускаемся по ней сначала по левому берегу, затем по хаотично наваленным скользким брёвнам переходим на правый и в 12:57 выходим к кур. Джилису. (рис. 17.6)

Рис. 17.8. Группа в полном составе.

Спускаемся к р. Чон-Кызылсу. На правом берегу есть места для ночёвки, но не очень уютные: слишком близко к шумной реке и дороге. Поэтому мы переходим по автомобильному мосту р. Чон-Кызылсу на левый берег и уходим по тропинке ниже по течению. Тропа сначала уходит вверх по склону, обходя скальный прижим, и затем спускается на большую безлюдную поляну. Встаём на ночь в лесу за поляной подальше от людей и очень шумной реки. Точка «Ночь 23-24». Для готовки используем мутную воду из реки, для питья набираем воду в источнике, бьющем чуть выше автомобильного моста на левом берегу р. Чон-Кызылсу.

Сами горячие источники – это искусственная каменная ванна внутри домика, обозначенного на рис. 17.6. За раз там можно комфортно помещаться впятером-вшестером. Стоимость 50 сом/чел. Душа нет. Магазина тоже нет.

На следующее утро в 10:00 нас забрала вахтовка Ханина. (рис. 17.7) Разбитый участок дороги совсем короткий, люди приезжают сюда отдыхать на обычных легковых машинах, поэтому стоит задуматься о более дешёвом варианте выезда из района.