Автор: Константин Комиссаров, Москва

Отчет об Эльбрусе. Часть II

Рассвет

С первым звуком будильника я открыл глаза. За короткие пять с половиной часов мне приснилось столько всего, что казалось, прошла неделя. Как часто бывает, когда перед сном на чем-то сильно фокусируешься, за ночь подсознание способно предложить тебе любой из вариантов дальнейшего развития событий. Я уже раз 10 успел подняться на вершину, столько же раз оставался в палатке из-за непогоды, спасался от лавины, срывался с неизвестно откуда взявшегося обрыва, падал в трещину, отправлялся после Эльбруса сразу на Пик Ленина и т.д. Теперь, когда момент истины наконец-то настал, и я четко ощущал свое присутствие в реальности, в голове зрел только один вопрос: «Что там с погодой?»

Я выглянул из палатки и увидел один из главных поводов находиться подальше от городов – звезды. Бескрайнее море звезд. Небесные тела мерцали, переливались разными цветами, оставляли после стремительного падения тонкую черту. Прямо над моей головой они сливались в один широкий поток, текущий от одного горизонта к другому, – млечный путь.

Эльбрус меня ждал.

И не меня одного, медленно, но верно вверх по склону уже двигалось некоторое количество фонариков.

Возвращаюсь в палатку и готовлю завтрак.

Я читал множество отчетов, где люди рекомендуют перед восхождением есть по минимуму или не есть вообще, если не лезет. Должен сказать, это заблуждение, нет, даже не так, редкий идиотизм, а не рекомендация. Энергии на подъем затрачивается колоссальное количество, и в первую очередь она берется из того, что ты съел накануне. Завтрак обязателен, можно даже запихивать через силу. Да, есть риск расстаться с ним по пути, но если у тебя плохая акклиматизация и слабая физподготовка, тошнить будет в любом случае, и куда хуже, если это будет собственная желчь. Лучше подобрать еду, которую организм воспринимает и усваивает лучше всего, очень хорошо подойдут продукты с наибольшим содержанием сложных углеводов, а также какие-нибудь фрукты. С собой тоже необходимо взять что-нибудь кроме воды. Очень часто даже простой перекус способен облегчить высотную болезнь, главное - перебороть отсутствие аппетита.

Сборы и завтрак не отняли много времени, в 2.26 мой фонарик присоединился к общему движению, правда чуть стремительнее остальных. Зубья кошек и штычок ледоруба со звонким пением вонзались в промерзший фирн. Вешки на тропе стояли через каждые пять метров и не давали заблудиться в темноте. Я взял средний для себя темп и решил, что буду тридцать минут идти, пять отдыхать. Когда показалось, что время первой ходки истекло, я посмотрел на часы. К моему удивлению прошло всего 10 минут. Когда идешь один, слегка искажается восприятие времени. Да, это будет долгий подъем.

Ближе к трем ночи ратраки и снегоходы участили свое движение. После них тропа представляла собой не самое удобное место для подъема: в рыхлом снегу нога утопала и съезжала чуть вниз после каждого шага. Куда комфортней было идти по нетронутой ледяной корке вдоль общего движения.

По пути я уже успел обогнать достаточное количество людей, но из-за «экспресс-доставки» их количество надо мной только увеличивалось. Ничего страшного, все изменится, когда я дойду до косой полки. Сейчас люди, поднимающиеся в кабинах ратраков, выглядели уверенно и гордо, в их взглядах улавливалось приятное предвкушение, только завидовать нечему. С того момента, когда они высадятся на 5000 и продолжат путь на своих двоих, им придется расплачиваться за эту маршрутку не только наличными, но и своим самочувствием.

С кем-то удавалось обменяться парой слов на склоне, хотя половина еле выдыхала ответное приветствие. Один из иностранцев недоумевал: «Where are your poles and backpack?» Когда я ответил, что они мне не нужны, он спросил: «What about drinking?» Пришлось побороть в себе искушение ответить что-нибудь вроде: «Only vodka». Я показал ему бутылку с водой, которая была прикреплена к ремню поясной сумки под курткой.

В четыре часа утра отпала нужда в фонарике. Встречать рассвет на склоне Эльбруса – редкое удовольствие для тех, кто сумеет его получить. Это зрелище врезается в само твое естество ледяным ветром, учащенным стуком сердца, недостатком кислорода и напряжением каждого шага. Это взгляд с иного ракурса на рождение нового дня. Это сияние, которое озаряет тебя со всех сторон. Это гигантская тень от горы, которая делит землю на два мира. Это один из тех моментов, которые остаются частью тебя навсегда.

Главная вершина

В половину пятого я был у косой полки. На небольшом вытоптанном участке здесь толпилось довольно много людей. Примерно половина из тех, кого доставил сюда гусеничный транспорт.

О косой полке многие в отчетах отзывались как о долгом и изнурительном участке, который вытянет последние силы. Не заметил. После подъемов по живой осыпи на перевалы 2А это место не выглядит чем-то особенным. Хотя следы чужой слабой акклиматизации здесь попадались на снегу через каждые 20 метров. Препятствием для меня являлись только две группы любителей острых ощущений из ратраков. Их скорость передвижения которых можно было сравнить с дрейфом литосферных плит. И, конечно же, они не собирались уступать тропу. К счастью, хорошие навыки хождения в кошках позволяли мне просто обходить их сверху по склону. Теперь уже они провожали меня взглядом.

В 5:25 я был на седловине. Здесь сидела на привале перед заключительным рывком коммерческая группа, а чуть выше по тропе, отдыхая после каждого шага, двигались трое парней. Взгляды у некоторых сидящих были затуманены, те же участники, что сохраняли относительную ясность ума, оценивали, насколько здравомысленным было решение отправиться сюда.

Я пообщался с одним из инструкторов. Он рассказал, что путь на главную вершину можно срезать, если взять сильно правее от тропы, но будет круче уклон и возможны трещины. Обсудил с ним также путь на восточную вершину и узнал, что там должен быть мотоцикл, указывающий на удобный спуск.

Через пять минут я продолжил свой путь. Ярко выраженной тропы в указанном мне направлении не было, но следов от кошек хватало, по ним я и двигался. Где-то через 200 метров подъема эта дорога соединилась с основной, утыканной вешками. Я оглянулся: трое ребят оставались далеко позади, а кроме них никого. Что ж, полный вперед!

Есть у слова «Красота» хорошее определение – это когда нет ничего лишнего. В горах же наступает рано или поздно такое состояние – в твоей голове только ясность цели и больше ничего лишнего. Так я и шел по предвершинному плато, в абсолютной красоте.

Так я и оказался на вершине. В 6.15 утра 21.07.2015 я совершенно по-новому взглянул на выражение «Твой день».

«Да, я мечтатель! И я горжусь этим, ибо именно благодаря своей мечтательности я могу найти дорогу в полной темноте, а затем увидеть рассвет раньше, чем все остальное человечество», - когда-то сказал Оскар Уайльд.

«А мечты надо осуществлять, чтобы для новых появилось место», - сказал мне за пару дней до этого момента один прекрасный человек.

И ещё множество слов, значений и смыслов находили свое место в настоящем моменте. Это был не вкус победы, но любви и благодарности, это было не ощущение превосходства, а примирение с собой и окружающим миром, это была не гордость за долгую проделанную работу, это был лишь один момент - здесь и сейчас. Это чувство, что ты именно там, где и должен быть.

Возможно я на голову болен горами и высотой, но я видел, как весь остальной мир концентрировался в одной слезинке, стекавшей по моей щеке. Пролетев 150 миллионов километров в ней преломился солнечный луч, который играл теперь всем спектром цветов. Широкоугольным кадром в ней отразились уходящие за далекий горизонт хребты и острые пики, и где-то там камень и лед сливались в одну бесконечную синеву. Всё счастье этого момента, все эмоции, которые я только мог когда-либо испытать впитал снег на вершине Эльбруса вместе с одной маленькой каплей соленой воды.

Через 20 минут на горизонте появились трое ребят, что шли следом. Мысленно я пожелал им почувствовать такую же эйфорию, и начал спускаться. Мой путь на сегодня еще не окончен.
- Good job! – услышал я, проходя мимо них.
Восточная вершина

К седловине я спустился по основной тропе. Конечно быстрее было бы идти сразу к хижине, именно от нее начиналась тропа на восточную вершину, но для спуска в одиночку там было крутовато. Сделав небольшой крюк, я подошел к хижине в семь утра с копейками. Здесь я и вспомнил про шоколадку. Она пошла очень даже неплохо, правда влияние высоты ощутилось, когда у меня свело от усталости челюсти.

После пятиминутного отдыха настала пора нового подъема. Ко второй вершине двигался я один. После первых десяти шагов долетела наконец-то мысль, что это будет непростое испытание. Темп подъема упал примерно в два раза. Я решил дать себе ещё пять минут отдыха и впервые за пять часов интенсивного движения сел на подогретый солнцем камень. Эти пять минут сделали дальнейший путь немного проще, я уже снова мог выдерживать свой обычный темп, пусть и с большими усилиями.

Под конец подъема эти усилия требовали уже и немалого волевого напряжения. Не без одышки к 8 часам утра я все-таки вышел к кратеру восточной вершины. Только теперь мой организм до конца начал понимать, что такое высота. Голова понемногу начинала гудеть. Может быть это и сыграло бы какую-нибудь негативную роль, но я уже видел финальную точку своего подъема. В такой же абсолютной красоте я снова двигался к цели, правда теперь слегка заплетающимся шагом.

А когда дошел, я просто лег на снег и улыбнулся.

Здесь действительно для меня кое-что было. Здесь для каждого из нас что-то есть. Стоит только прийти и взять. И это что-то - ты сам. Новый ты.

Когда складываешь походный рюкзак, ты кладешь туда только самое необходимое. Наверх не берут ничего лишнего. Когда уже находишься в пути, ты четко начинаешь понимать нужную вещь ты с собой взял или нет. А ненужную проще оставить где-нибудь, чем тащить с собой всю дорогу.

Пока поднимаешься на вершину можно много лишнего обнаружить в своей голове. Только вместо того, чтобы тащить это за собой, не проще ли избавиться от ненужного груза? Скидывай в пропасть все свои страхи и сомнения. Растопи под обжигающим солнцем все свои обиды и пустые привязанности. Срывай с себя слой за слоем свою гордыню и тщеславие, чувство собственной важности и стремление кому-то что-то доказать. Каждую навязанную проблему все что тебя беспокоило отдай этому ледяному ветру, пусть он унесет их подальше. Все, что тебе говорили, все в чем тебя пытались убедить, прошлое, будущее – отпусти, выкидывай из своей головы весь ненужный мусор, пока не останется только этот момент здесь и сейчас. И на вершине ты получаешь самый ценный подарок - себя самого, нового, очищенного. Самый ценный подарок – жизнь в этом невообразимо прекрасном мире. Новую жизнь. Оглянись вокруг и впитай в себя эту красоту. Нет, она не принадлежит никому, но в этот момент она становится первой частью нового тебя, как станет частью любого, кто готов её в себя впустить. А что до остального, только тебе выбирать чем наполнить свою жизнь. Теперь это сделать намного легче, теперь ты понимаешь, чего действительно хочешь. А раз уж ты здесь, тебе все под силу.
- Спасибо тебе, Эльбрус, - сказал я через 20 минут и начал спуск.
Мотоцикл так и не был найден, поэтому я спускался тем же путем, которым поднимался. Через пару часов я сидел на камнях около ручейка, где набирал воду, и доедал остатки шоколадки. Чтобы дойти до палатки оставалось только подняться на 5 метров по скалам, но сидел я перед этим полчаса. Такой усталости мой организм ещё не чувствовал никогда, но также каждой клеточкой тела ощущалась жизнь. Мимо меня проходили какие-то люди, носились снегоходы, снова начали свои странные хождения связки из 12-ти человек, но я был погружен куда-то глубоко в свои мысли.

В этом состоянии я успел немного отдохнуть, пообедать, собрать рюкзак, пока не услышал то, чего ожидал меньше всего: снизу меня кто-то окрикнул. Это оказались Винни и Миша, которые решили начать подъем раньше, т.к. погода по прогнозам ухудшалась. Когда они поднялись ко мне, занять освободившееся хорошее место, прозвучал тот самый вопрос:
- Ну как? Рассказывай.
Все что я почувствовал на вершине, все что я успел пережить, переосмыслить и пройти догнало меня и врезалось в сознание ярким проблеском новой жизни, новой мечты и новой цели. Только теперь все укладывалось в простые три слова:
- Я сделал это!
Заключение

На всякий случай должен сказать некоторые очень важные вещи, я не хочу своим примером вдохновить людей на опасное безрассудство. Для того чтобы идти в любые горы и в особенности на Эльбрус, вы должны быть уверены либо в себе, либо в людях, которые идут вместе с вами. Подчеркиваю, вы должны быть не самонадеянны, а уверены в своих силах, знаниях и навыках. Неопытный человек легко может недооценить опасности и не среагировать на них грамотно. А по поводу людей рядом, было множество случаев, когда в неблагонадежных коммерческих группах инструкторы забывали про кого-то из участников недалеко от вершины и спускались вниз, а последние либо засыпали где-нибудь на камешке, либо были уже не в силах сделать и шага из-за горняжки. Всегда знайте, с кем идете. Пожалуйста, берегите самое ценное, что у вас есть – вашу жизнь.

Хочется вспомнить здесь очень правильные слова Анатолия Букреева: "Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они - храмы, где я исповедую мою религию".

И не меньше мне хочется сказать спасибо всем тем прекрасным людям, с которыми мне довелось побывать вместе в горах.