Автор: Надежда Кузнецова, Тверь

Возможно, вы тоже кое-что не знаете об «Эльбрусе»

Живу я такая, живу, и тут совершенно случайно, курсируя по океанам интернета, узнаю, что в Иране есть... Эльбрус.

Фото: ANNA_Y

Это открытие произошло со мной так. Читаю статью про легенды Эльбруса и происхождение его названия, и натыкаюсь на текст: "...Говорят, что этимология слова «Эльбрус» восходит к древним временам и иранскому слову «Эльбурс», что по-персидски значит «Высокая Гора». По легенде, так назвали ее ираноязычные племена асов, живших много-много веков назад в окрестностях Эльбруса. Может, отсюда и идет перекличка двух гор – кавказского Эльбруса и иранского Эльбурса..." И тут я понимаю, что я в шоке :)))

Тем, кто тоже удивлен, предлагаю присоединиться к обзорной экскурсии по иранскому Эльбрусу :)

Эльбурс (перс. — Alborz) — горная система (НЕ гора, а именно горная система, не путайте) на севере Ирана, у южного побережья Каспийского моря. Длина — ок. 900 км. Высота — до 5610 м (потухший вулкан Демавенд).

5610!!!

Фото: отсюда

Очертания горной системы имеют форму латинской буквы S: окаймляя юго-западное и южное побережье Каспийского моря, Эльбурс заворачивает на северо-восток, а затем на юго-восток, оканчиваясь у границы с Афганистаном. Эльбурс состоит из трёх достаточно обособленных частей: на северо-западе это Талышские горы, имеющие высоту от 2150 м до 2450 м затем это Центральный Эльбурс с отметками высот от 2450 м до 3050 м (отдельные вершины имеют высоту свыше 3650 м) далее на востоке его продолжением служат Туркмено-Хорасанские горы (высота 1500—1850 м). В горах Эльбурса, к северо-востоку от столицы Ирана — Тегерана, расположена высшая точка всего Среднего Востока — потухший вулкан Демавенд (5610 м), вершина которого покрыта ледниками.

Фото отсюда

Хребты Эльбурса сложены в основном известняками и песчаниками. В пределах горной системы выражены два крупных геологических разлома: один в западной части Эльбурса, где ущелье реки Сефидруд отделяет Талышские горы от Центрального Эльбурса, второй, с перепадом высот около 900 м, на восточной окраине этого хребта.
На Эльбурсе имеются месторождения каменного угля и свинцово-цинковых руд. Вершины:
• Демавенд
• Точал
• Камар-кух
Растительность:

На северных склонах — широколиственные леса гирканского типа (дуб, акация, железное дерево), горные степи и луга, на южных склонах, получающих значительно меньше влаги — ксерофитные кустарники (засухоустойчивые).

Фото: aprilovich

На склонах горной системы Эльбрус расположены горнолыжные курорты. Эта местность пользуется заслуженной популярностью у любителей фрирайда, так как трассы перемежаются выступающими скалами.

Курорты:

• Дизин расположен на склонах Демавенда. Это самый крупный и самый «раскрученный» курорт в Иране, собственно, это практически единственный горнолыжный центр страны, ориентированный на иностранных туристов. Он находится в северной части Ирана, в 120 км от Тегерана (1,5-2 часа в пути). На курорте проводились Среднеазиатские женские Олимпийские игры в 1997 году, что соответственно указывает на оснащенность и подготовленность курорта. Гостиницы и гостиничные комплексы (гостиницы + коттеджи) от 2-х до 4-х звезд имеют достаточное количество мест для размещения туристов.
  • Здесь есть Хели-ски. Cнег в Иране зернистый, но гладкий. Уникальность вулкана Демавенд в его строго конической форме. Кроме этого, гора отличается аномальными природными явлениями – погоду здесь практически невозможно предсказать, особенно ветер. А в районе вершины очень сильно дают о себе знать вулканические газы. Американский журнал "Forbes" составил список лучших мест для хели-ски, куда вошел и Иран.
  • Точал, также иногда называют Тошаль - второй по популярности горнолыжный курорт Ирана, удобный близостью к Тегерану. Сезон длится с ноября по апрель, всего имеется около 17 км трасс всех категорий сложности. Особо ценится здешний сухой паудер, отлично подходящий для катаний фрирайдеров.
  • Шамшак расположен в 60 км северо-восточнее столицы Ирана. Открытие курорта состоялось в 1958 году. Высота курорта над уровнем моря – 2550 м, верхняя точка подъемника расположена на отметке 2050 м. Трассы обслуживают 7 подъемников. В 1996 году курорту был присвоен статус международного. Официально сезон катания длится с 22 ноября по 4 апреля.
  • Абу-Али – первый в Иране горнолыжный курорт, был открыт в 1953 году – «колыбель горнолыжного спорта Ирана». Расположен в 75 км к северу от Тегерана. Перепад высот 2400-2650 м. Сезон катания длится с 22 декабря по 19 марта. Обслуживается курорт 9-ю подъемниками.
  • Всего на территории Ирана расположено 16 горнолыжных баз.

Источники: вот, еще тут, и вот тут :)