Скалолазание > Районы и маршруты >

Текст: Юрий Федосеев, Москва
Фотографии: Кирилл Бычков, Юрий Федосеев

Скалолазание в Перазича-До (Черногория)

Почему Черногория? Нам нужно было место, где можно совместить семейный отдых на море со скалолазанием. До этого были Крым, Калимнос, Финале-Лигури, Олимпос, но сейчас хотелось чего-то нового, близкого и недорогого. Выбор пал на Черногорию. Во-первых, туда не нужна виза (для россиян), во-вторых, есть прямые рейсы (в Тиват, несколько раз в сутки). Это удобно. Жить решили в Перазича-До (PerazicaDo). Достоверно было известно о разработанных боулдеринговых трассах на пляже Перазича-До. Разрабатывал их преимущественно Павел Пескин, информация в интернете есть. Такие камни, как Max's Wall, Dead Pixel, Sugar Head очень понравились, рекомендуем.

Также появилась информация, что в 2013 году сербская команда под руководством Благое Доброта пробила ряд трасс на стенах над поселком. Говорилось, что пробито порядка 15 маршрутов, включая мультипитч на 3 веревки. К сожалению, никакой точной информации нам найти не удалось. Кроме одной фотографии (фото 1).

Фото 1. Стена над Перазича-До

Эта стена находится прямо над поселком. Найти ее не трудно. С трассы, идущей вдоль побережья, свернуть у указателя PerazicaDo (рядом с монастырем Режевичи). Съехать в поселок. Машину лучше оставить на Т-образной развилке (есть места для стоянки, ниже могут быть проблемы с разворотом – улочки очень узкие). От стоянки повернуть на право, и ниже еще раз на право. Дорога упирается в коттедж. С правой стороны от дороги возвышается куча строительного мусора. Надо перелезть через нее, и продираться через колючки в сторону сектора. Тут прослеживаются 2 слабовыраженные тропы. Одна к трассам 1-7, вторая к 8-9 (фото 2). Под стеной прохода между этими «локациями» трасс нет. Для подходов лучше надеть кроссовки, брюки и майку с длинным рукавом – много колючих вьюнов.

Фото 2. Подходы к сектору в Перазича-До

Под трассами зачищен небольшой участок. Места не много, но страховать и переобуваться вполне комфортно. Под стеной – земля, лучше переобуваться на коврике, иначе скальники потом сильно скользкие. Сектор имеет южную экспозицию, лазить реально только после 14.00.

Мы пролезли 5 трасс.

Трассу №4 Moai пробовать не стали, поскольку вдоль всей трассы прямо по шлямбурам шел мокрый подтек. Где находится начало трассы нам также осталось не ясным. Попробовать остальные трассы у нас не хватило времени. (Фото 3,4,5,6)

Фото 3. Трасса №1 Tngata manu

Фото 4. Часть стены с трассами №1-4

Фото 5. Прохождение 1-го карниза на трассе №7 Noa 12

Фото 6. Под 2-м карнизом на трассе №7 Noa 12

Трассы еще очень свежие, да и рельеф ненадежен. У нас постоянно что-то отламывалось. Страховать обязательно в каске! Пробивка очень частая. Иногда между шлямбурами по 0,5 метра. Шлямбура преимущественно клеевые, большие, таких раньше никогда не видел (фото 7).

Фото 7. Клеевой шлямбур

Еще одну пробитую стену мы нашли прямо над пляжем. Подход под нее от пляжа по старой дороге. Мы увидели 1 пробитую дорожку по центру стены. Разглядели шлямбура в углу справа, но старт не нашли (фото 8). К сожалению, эту дорогу пляжники используют как туалет, и страховать там крайне неприятно. Также неприятна стройка в 10 м от трассы, которая, судя по всему, началась уже после пробивки. Но если после окончания стройки дорогу благоустроят, то все может измениться в лучшую сторону.

Фото 8. Пробитая стена над пляжем Перазича-До

Других пробитых трасс и мультипитч нам найти не удалось.

Фото 9. Вид на восточную стену Durdevo brdo (614 m)

В один из дней мы сходили на гору Durdevo brdo (614 m) (фото 9). На ее восточной стене проложено два простых трэдовых маршрута, Poluks и Kastor. Оба маршрута впервые пройдены в 2013 г. Мы решили попробовать Kastor (фото 10) (фотография взята с сайта www.thecrag.com).

Фото 10. Схема маршрутов на Durdevo brdo, рисунок с сайта www.thecrag.com

Гора находится недалеко от поселка Бульярица (Buljarica). Попасть туда можно или свернув с трассы, идущей вдоль побережья, или пройдя по очень приятной пешеходной тропе прямо из Перазича-До, через Петровац (Petrovac) и Лучице (Lucice). Мы сделали именно так. Чтобы найти маршрут, спустившись с "перевала", разделяющего Лучице и Бульярица надо повернуть у автомобильного кемпинга (здесь маршрут на гору уже хорошо виден), пройти мимо виллы Дельфин (4-х этажное здание с дельфинами на фасаде) и через открытую калитку свернуть на пастбище. Пересечь его, проломиться через полный мусора и дохлых баранов колючий кустарник, пересечь пересохшее русло реки, и по одной из множества неявных троп подойти под начало маршрута. Старт никак не обозначен, но довольно очевиден. Подход от дороги до начала маршрута занимает 10 мин. Весь путь от Перазича-До до начала маршрута у нас занял 1 час.

Весь маршрут можно разделить на 3 логичных участка: 1. Старт – 1-я станция. 50 м. По сути, подход под ключ. Старт с земли. Станция на скальном выступе. Проходим в кроссовках.

2. Ключ (фото 11). 30 м. Сначала по стене в лоб, потом на право в обход карниза. Уровень лазания 4с. Станция на скальном выступе.

3. Оставшаяся часть гребня с выходом на вершину. Около 100м. Проходим в кроссовках. Сначала хотели идти с попеременной страховкой, но потом связались, и пошли одновременно. Лазание простое, надежное. Веревка или закладывается за выступы, или через свои точки.

Фото 11. Прохождение ключевого участка маршрута Kastor, Durdevo brdo

Время на маршруте 1,5 часа (связка двойка).

На вершине находится заброшенная железобетонная будка (фото 12)

Фото 12. Заброшенная будка на вершине Durdevo brdo

Маршрут гребневой. Лазание очень простое и приятное, рельеф надежен. «Живья» почти нет. В качестве точек страховки мы использовали френды (комплект из 5 шт) и стоппера (комплект). Этого более чем достаточно. Ложатся отлично, проблем с организацией страховки нет. Крючья не использовали, но трещин под них также в избытке. На маршруте встретили 1 оставленный крюк и 2 петли, ввязанные в «песочные часы». Забирать не стали, своего ничего не оставляли.

Гребень имеет восточную экспозицию. Но, из-за небольшой высоты горы и пологости гребня, маршрут почти весь день находится на солнце.

При спуске мы промазали мимо показанного на рисунке кулуара и спустились южнее (справа) от гребня с маршрутом Poluks. Спуск по колючим кустам с множеством козлиных троп. Поскольку от места старта на маршрут мы не увидели спусковой тропы по кулуару, скорее всего наш вариант не хуже. Может быть, оптимальнее вообще спускаться от вершинной будки на «перевал» Лучице- Бульярица, но у нас были оставлены вещи в начале маршрута, и мы этот вариант не рассматривали. Хотя какая-то тропа с перевала в сторону вершины идет.

Отметить восхождение можно в неплохом кафе на пляже в Бульярице!

Выводы:

1. Перазича-До – тихое и приятное место. Для семейного отдыха у моря подходит идеально. В поселке есть 1 магазин, но работает сезонно (в середине сентября уже не работал). На пляже имеется кафе, в котором великолепно готовят рыбу и морепродукты. Ближайший магазин в Петроваце (1,5 км по приятной пешеходной дороге).

2. В плане спортивных дорожек и альпинизма, конечно, разгуляться негде, но если их комбинировать с боулдерингом, то отдых получается весьма насыщенным. Трассы новые, «не зализанные». Лазание приятное.

3. Очень огорчает замусоренность страны. Подходы к трассам через помойки и туалеты, к сожалению, характерная черта Черногории.

Список литературы: http://27crags.com/crags/perazica-do - описание боулдеринговых трасс в Перазича-До http://www.thecrag.com/climbing/montenegro - скалолазание в Черногории. В основном трэд. http://www.risk.ru/blog/12105 - скалолазание в районе Котора http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6911 – описание стен рядом с Херцег-Нови