Автор: Михаил Нумач, Ергаки

Женское упрямство

Поговорим об актуальной теме конфликтов в походе

Эта история приключилась в горах Тянь-Шаня ещё в 80-е годы, когда мы совершали спортивный поход II категории сложности.То есть, довольно простой, но всё-таки спортивный. Наша группа вышла к перевалу Алям 1А. В общем, перевал очень простой: нужно подняться по тропе вдоль снежного склона, а потом спуститься с другой стороны по такой же пологой тропе. Перед нами прошли уже десятки туристов и хорошо утоптали тропу. Крутизна тропы всего 10-15 градусов, крутизна склона 40 градусов. Снежный покров плотный. Погода солнечная, видимость отличная, температура воздуха чуть выше ноля. В общем, должны пройти легко. По правилам, в походе II к.с. имеют право участвовать спортсмены, успешно прошедшие I к.с., а также до 30 новичков. В качестве новичка у нас была девушка Ира. Подготовкой группы должен был заниматься руководитель, Марина, но как-то так получилось, что Ирина вместо должной подготовки прослушала всего лишь вводный инструктаж - и вперёд. Наверное, из-за этого всё и произошло. Ладно, пошли мы на перевал. Хотя тропа простая, сам склон всё же представлял опасность: крутой, а внизу бурлит шумная река Коксу. Если вдруг кто заскользит по склону, то шансов на выживание будет немного. Кипящая река с бешеным течением убивает за несколько секунд.

Ладно, руководитель поставила меня первым, второй шла Ира, а за нами все остальные. Руководитель замыкала группу. Пошли. Сначала вдоль берега, по травке, потом вышли на снег, вскоре началась и крутизна.

Оборачиваюсь к группе:
- Альпенштоки на изготовку!
У каждого в руках алюминиевый альпеншток, палка для безопасности. В случае падения турист втыкает конец палки в снег, крепко держится и таким образом предотвращает скольжение. Приём называется самозадержание. Все об этом знали. По снежным склонам запрещено ходить без альпенштока или ледоруба. Ладно, берём альпенштоки двумя руками, бодро идём по тропе, всё хорошо. Набрав высоты метров 15, оборачиваюсь, чтобы убедиться, что группа не растянулась и вообще, всё ли в порядке. А вот и не всё в порядке. Все держат альпенштоки правильно, кроме Ирины. Она держит палку одной рукой, словно гуляет по парку с тросточкой. Наверное, она не расслышала команды.
- Ира, альпеншток на изготовку!
- Ага, - лениво отвечает Ира.
- Возьми альпеншток двумя руками, - говорю, - здесь возможен срыв.
- Ну, ты иди.
Прошли ещё с десяток метров, оборачиваюсь - да что это такое? Ирина продолжает беспечно держать альпеншток одной рукой!
- Ира, альпеншток на изготовку!!!
- Не кричи, лавину спустишь, - смеётся она в ответ.
Ну, и что делать в такой ситуации? Останавливаю группу и жду, пока руководитель примет решение. А руководитель, Марина, в самом конце. Наверное, она и не в курсе, что тут происходит. Ладно, стоим, ждём. А тут видим - сверху спускается по нашей тропе группа туристов. И надо же, первым идёт какой-то безбашенный парень и держит альпеншток точно так же, как наша Ира, одной рукой. Всю агитацию портит! Ирина торжествует. Потому что вот перед нами пример: можно идти с нарушением техники безопасности и всё хорошо. Да, неприятная ситуация. Только вот разрешилась она сама собой. Тот парень соскользнул с тропы! И сразу помчался вниз, стремительно набирая скорость! Альпеншток беспомощно волочился за ним на темляке. Обе группы ахнули, закричали. Понятно, что сейчас будет труп. Склон большой, ровный, без препятствий. И нам этого парня уж не догнать - мчится, как снаряд! Но повезло парню, невероятно повезло. По пути спуска был небольшой бугор, который изменил траекторию тела, и оно свернуло в сторону. И там рос кустарник! На огромном склоне, длиной около 5 км, было одно-единственное пятно кустарника, и тело отбросило именно туда! В кустах оно и застряло. Парня извлекли из кустов, он даже и не пострадал особенно, лишь перепугался. Ладно, встречная группа вышла на тропу ниже нас и продолжила спуск. А мы пошли далее на перевал. От увиденной картинки я даже и забыл про нашу упрямую Иру, но через десяток метров вспомнил, остановился, обернулся. Ха, идёт наша Ира по всем правилам! Держит альпеншток двумя руками и внимательно смотрит под ноги. Вот теперь всё в порядке. Мы благополучно поднялись на перевал. В течение всего похода Ирина больше не нарушала технику безопасности, мы с ней даже сдружились.

Если хотите, можете назвать этот эпизод конфликтом. Может быть, это просто краткое проявление дурости. А что потом? В течение примерно лет 20 я ещё встречал Иру на горных тропах. Она вышла замуж за крутого спортсмена, сама долгое время занималась туризмом, учила этому своих и посторонних детей. Может быть, и до сих пор этим занимается.

Про этот случай я часто рассказываю новичкам, которые пока не понимают, зачем нужна в горах дисциплина.