Экспедиции

Новости

Автор: Владимир Илларионов, Севастополь

Миледи ждёт друзей

Пещера «Миледи» показала спелеологам свой нрав

Вход в безымянную пещеру на Караби-яйле был обнаружен на местности в мае 2007 года, а продолжение её - в мае 2009 киевским исследователем Андреем Верченко (позывной - Свисла). Еще с 50-тых годов здесь числилась 7-метровая бесперспективная пещера. Но рядом в воронке оказался новый ход. В июле 2009 пещера пробита под SRT-технику (работа с одной веревкой) и пройдена до глубины 120 метров, а в августе 2009-го года сделана топосъемка пещеры на всю глубину. Севастопольский спелеолог Сергей Кебец сегодня является координатором исследований в этой пещере. А впервые в неё он попал вместе с Андреем Верченко зимой 2012 года. Тогда работала киевско-литовская экспедиция под руководством Василия Балакирева. Мягко говоря, с погодой не повезло и пришлось почувствовать все прелести зимней Караби-яйлы. Сергей Кебец вспоминает: «Темп выбрали мультиспортивный. У нас стояла задача за три дня сбегать туда и обратно (Симферополь – Караби - Симферополь). Вечером прибежали на плато, через Пчелиное. Сразу собрались и нырнули в пещеру. Поздно ночью пришли в ПБЛ-200 (подземный базовый лагерь), разбудили молодоженов Елку с Никитой и легли спать в 2-х местной палатке впятером.

лагерь экспедиции

Это был самый ужасный ПБЛ, в котором мне довелось пожить. В этой экспедиции Никита с Ёлкой неделю рубились в меандре на глубине 230 метров. А за этим меандром уже побывал Свисла в предыдущей экспедиции, но кроме него туда никто не смог протиснуться. Пришлось расширять около 10 метров меандра. Тогда нам удалось пройти этот меандр и навесить колодец «Странника» глубиной 30м. Закончилось все очередным, очень узким меандром с небольшими перспективами и реликтовым, старым руслом, в конце залитым натёчкой. Свисла «сходил» в реликтовый меандр и сказал, что работать там нельзя, так как там уж очень красиво. Дал установку работать в новом русле по воде. Так ребята и сделали, остаток экспедиции расширяли этот меандр. Мы же собрали ноги в руки и в 12 часов ночи побежали на поверхность, так как у Свислы был поезд из Симферополя в 16 часов. На поверхности нас ждал шквальный ветер с пургой и 20-градусный мороз. Выход из пещеры пришлось откапывать. Собрали замерзшее барахло в трансы и побежали обратно в Пчелиное». Пещера получила свой кадастровый номер 698-11.

метеостанция Караби-яйла

В следующей экспедиции, под руководством Никиты Козлова, исследователи работали в том же меандре на глубине 260 метров. Жили на поверхности, в километре от пещеры и ходили посменно. Радовало то, что узости на глубине 120 метров, были подрасширены предыдущей экспедицией. Никита, со своими размерами даже приноровился не снимать обвязки. За неделю работы спелеологам удалось пройти около 8 метров почти сплошной проходкой. Меандр становился все уже и пошёл вертикально вниз. Тяги воздуха почти не было, и первопроходцы уже начали унывать. Сергей Кебец рассказыает: «В одну смену я был вместе с Виталиком Кудрявцевым. Мы почувствовали, настоящий ветер в меандре. Тогда на поверхности поднялся сильный ветер, и тяга в пещере «зашевелилась». Нам не удалось пройти меандр, но в конце было слышно, как вода падает в колодец, предположительно метра на 2-3».

Сергей Кебец

В таком виде исследователи вынуждены были оставить пещеру на целых два года. Сергей Кебец долго искал себе компанию, что бы продолжить работы в пещере. Уговаривал Алексея Акимова, Геннадия Самохина, Ольгу Лебедеву, Николая Дрогу - никто не хотел. И все же, первым сдался Акимов: «Это были майские праздники 2015 года. Договорились работать посменно. Первыми пошли вниз Кебец с Женей Романовым, потом вторая пара - Акимов и Лебедева». Сергей делится впечатлениями: «Спустились мы на 260 метров и начали работать. После первых подходов, мы поняли, что работать стало невозможно. Порода засыпала меандр и циркуляция воздуха прекратилась полностью. Достать камни из вертикальной щели в 10 см было невозможно без расширения подходов. Я решил сбегать поглядеть реликтовое русло, про которое Свисла в прошлые разы нам пел. Где там он нашел красоту, не понятно! Я увидел там окошко, в донной колбе на потолке, куда пролазила с трудом голова без каски. Заглянув в дырку, я увидел продолжение хода! И к тому же, там была тяга. Женя принес перфоратор, и мы быстренько расчистили ход. Я протиснулся и вышел в меандр, шириной полтора метра. Далее был колодец 6 метров, в который из отверстия в 5 сантиметров, бежала струйка воды, из нашего злополучного меандра, который мы расширяли 2 года. Вот такой вот обход получился. Мы зашли в еще один приток пещеры Миледи, по расходу равный примерно половине основного ручья».

Алексей Акимов

Восторг обуревал исследователей. Хотелось скорее продолжить спуск в неизвестность. Сбегали за веревками и давай их навешивать. Но в транспортных мешках не оказалось ушей для крючьев навески. С собой были только анкера. Что делать? В колодец то хочется! С транспортного рюкзака сняли репшнур. Забили два анкера, на стремя завязались за анкера и на все это привязали основную веревку. Женя возмутился, что он на такой точке не будет спускаться. Кебец пытался убедить товарища, что уже сто раз так делал и сам пошел вниз. Далее был меандр, вполне проходимый, который вываливался в трехметровый уступ. Сергей Кебец протянул верёвку через меандр и привязался за перо скалы. Спустился с уступа и нечаянно скинул камень в черное окно в полу. Камень летел долго и упал с жутким эхом. Это был самый большой колодец-зал в пещере Миледи глубиной 22 метра и сечением до 15 метров. Следом спустился Романов и остался на этой точке наблюдать за навеской. Сергей решил еще раз рискнуть, завязал остаток веревки за уступ и поехал вниз. Веревки хватило тютелька в тютельку до дна колодца. Дальше всё так же: на дне меандр, в него уходит вода. Меандр узкий и без особых перспектив. Но выше на 6 метров прослеживалось отверстие в скале, залитое кальцитом, с ощутимым ветром. Нужно работать, но смена закончилась. Скебец и Романов пошли наверх. А на следующий день на штурм глубины отправились Леша Акимов и Ольга Лебедева.

Целую смену ребята рубились в нижнем меандре, лежа в воде и вытаскивая отработку через весь меандр в зал. Почему-то, нижний меандр, им показался перспективным. В конце их смены Кебец вернулся в точку штурма помочь товарищам. Интуиция и наличие свободного времени заставили Сергея расширить верхний неприметный лаз. Пройти его в тот раз так и не удалось. Аккумуляторы перфоратора иссякли. Но впереди замаячил большой зал на глубине 300 метров.

Вход в пещеру

Через две недели наземной жизни ничем не примечательных горожан, спелеодайверы снова организовали экспедицию. Тогда и решили назвать пещеру за её коварный, непредсказуемый нрав именем «Миледи». Акимов и Скебец спустились на 300 метров и снесли кусок скалы, стоящий на пути. Но праздник не состоялся. Дальше простирался, ужасный, узкий, извилистый меандр. Пришлось там рубить пару локальных сужений в очень неудобных позах. Около часа Сергей рубился в меандре и победил его! Виднеется наклонная галерея шириной 2 метра. Лазанием спускается с уступа в небольшой зал с красивой пирамидой из прозрачного кальцита. Вниз уходит наклонный меандр. Скебец протиснулся метров на 5 и увидел колодец глубиной примерно в 10 метров. Нужно было возвращаться к Акимову за веревкой. Подошли к колодцу, навесили страховку за камень и спустились на дно очередного зала. Это был реликтовый сифонный купол сечением 4 на 20 метров с высотой свода до 20 метров. Картина все та же – вода на дне уходит в узкую щель, наверх - глиняная наклонка и реликтовый напорный меандр. Работать по воде тут бесперспективно, а вот реликтовый меандр оставлял надежду. Кинули туда камень и он ушатался метров на тридцать вниз. Ни сил, ни ресурсов для продолжения работы больше не оставалось. Так и завершилась та экспедиция.

Сергей Кебец

Еще через две недели спелеологи снова ринулись в бой. К ним присоединились Геннадий Самохин и Николай Дрога. Работали тремя группами, Гена с Колей пошли вперёд, рубить на прохождение, Скебец с Акимовым должны были расширять подходы до глубины 320 метров. Оля Лебедева и Сергей Запорожченко занимались топосъемкой. Всю неделю шли ливни. В озере Когей стояло 30 см воды, что являлось крайне редким явлением на Караби. В пещере был жуткий паводок, в колодцах шумели водопады. Складывалось впечатление, что попал в классическую кавказскую пещеру! Снеся череду узостей на глубинах от 200 до 280 метров, Акимов вернулся на поверхность. Тройка продолжила работу на отметке 320. Услышали настоящий рев воды где-то там внизу. Начали мечтать, что сейчас откроется галерея, как в Красной пещере, и широкая река. Меандр на отметке 320 представлял собой узкую щель. Приключений хватило еще на целые сутки. Лишь один момент из того фантастического штурма. Сергей Кебец рассказывает: «Забой представлял собой трубу диаметром около 50 см наклоненную вниз под 45 градусов, все вокруг в жуткой глине. Я протиснулся посмотреть что дальше, увидел перспективы и еле развернувшись, решил выходить обратно, но не тут-то было. Вылезти не могу, нужно карабкаться по заглиненой трубе вверх. Дальше мы вывалились в колодец - бутылку 10м глубиной. Коля убежал искать продолжение и с криками «там огромный колодец метров 30» прибежал обратно. Мы с Геной переглянулись и предположили, что Колины 30 смело можно делить на 2. Так и оказалось, колодец был 16м глубиной, просто Коля ходил с уже совсем тусклым светом и ему все казалось огромным. Мы посидели, поглядели на то, как ручей падает водопадом в просторный зал, посмотрели на часы, на Колю и поняли, что нам пора возвращаться, оставив первопроход на завтра. По дороге на поверхность встретили Олю Лебедеву с Сергеем Запорожченко. Топосъемка их изрядно измучила, у них сломался карандаш и дальномер простреливал только на 5 метров.

На следующий день Самохин с Акимовым пошли «первопроходить». Ребята спустились в колодец. Дальше была 80-ти метровая, наклонная под 45 градусов галерея, шириной до 15 метров зажатая между пластами. На полу был пласт песчаника с причудливыми вымытыми трещинами похожими на брусчатку. Галерея вывела первопроходцев в узкий меандр, заполненный черной жижей. Они прошли по меандру около 100м и решили возвращаться по времени.

Полгода, пещера отдыхала от спелеологов, а спелеологи от неё. В ноябре 2015 новый штурм. Пошли двумя группами, первая – Кебец, Акимов, Виталий Кудрявцев и вторая - Ольга Лебедева с Назаром Мозолем. Первая группа шла на прохождение, а Оля с Назаром делали топосъемку.

После шестичасового нахождения в пещере все перекусы съедены, силы на исходе, а вверх пилить еще 5 часов. Через полчаса купаний с перфоратором в жидкой глине, Акимов выполз и рассказал, что дальше узкий полусифон и за ним виден продолжающийся меандр. Вроде и путь есть. Но сил уже нет.

Еще через пару недель Скебец, Лебедева и Акимов решили сходить в пещеру, что бы определить наконец истинную глубину пещеры. Сделали топосъемку до глубины 398 метров. Это точка зеркала воды, в донном меандре. Пещера заняла третье место по глубине среди пещер Крыма. Но есть еще перспектива углубить её метров на 100. Такой перепад высот от входа в пещеру на Караби до основной линии разгрузки подземных вод яйлы у пещеры-источника Карасу-баши. И в планах на будущее есть новая экспедиция.

За 6 лет исследований пещера Миледи стала третьей по глубине в Крыму! Это результат долгой кропотливой, командной работы. Координатор исследований пещеры Миледи опытный спелеолог Сергей Кебец побывал во многих пещерах, но до сих пор считает пещеру Миледи, самой сложной вертикальной пещерой Крыма.

Владимир Илларионов, член Русского географического общества
Фото В. Илларионова и Ассоциации спелеологов Севастополя.