Скалолазание > Люди >

• Minaret E8 6c Швеция 2-е прохождение
  • Airdrawndagger E8 6c Pembroke Первопроход
  • Boiling Point E8 6b Бразилия Первопроход
  • Masters Edge E7 6b Северный Уэльс (Снизу)
  • Fire Fox E7 6b Норвегия Первопроход
  • Freakshow 8c, Yorkshire, UK. Первопроход 2015
  • Mr Freeze, WI6, Iceland Первопроход 2013
  • Olympiad 8b DWS, Pembroke Первопроход 2012. Самый сложный DWS в Великобритании

• Мне было 12, мы жили в Лондоне, я учился в школе, как-то отец взял меня с собой на песчаники, так я и влюбился в скалолазание.

Тогда в Великобритании совсем мало было спортивного лазания, в основном, трад. Сначала ты должен был научиться лазить на скалах и только потом попадал в зал.

Equilibrium E10 7a, Burbage, Великобритания

Первое прохождение Нил Бентли

Equilibrium, E10, был особенным маршрутом, такая комбинация спортивного маршрута и традового, по французской системе категория 8b/8b+, то есть технически довольно тяжёлый и, кроме того, опасный.

Упасть можно где угодно и долететь до земли. Если срываешься внизу, то хороший страховщик ещё может что-то сделать, быстро отбежать назад, но если сорваться в верхней части, под ТОПом, то гарантированно приземлишься на землю.

Чтобы пролезть Equilibrium, я тренировался год, добавлял специальные упражнения, готовился ментально.

Пролез в 2002, с той поры ничего сложнее я не пробовал, потому что стал думать о себе :)

В то время Equilibrium был самым сложным традовым маршрутом в Великобритании. Сейчас такого плана маршрутов куда больше.

Indian Face, E9 6c, Клогги, Великобритания
    Третье прохождение. 1996

Немногие маршруты удостаиваются внимания центральной прессы, но когда Джонни Доус вылез Indian Face в 1985, это оказало большое влияние на британское скалолазание.

Этот 45-метровый маршрут с “психологической” страховкой по слабу оставался не повторенным больше десяти лет и заработал репутацию абсолютно не терпящего оправданий.

К Indian Face меня подтолкнул никто иной как Ник Диксон: давай вместе пробовать.

Мы оба порядком налетались во время наших попыток, и пролезли его с разницей в одну неделю.

Безо всяких сомнений, ничего страшнее Indian Face, E9 6c, я не лазил ни до ни после, он гораздо страшнее Equilibrium.

Это длинный маршрут, и у тебя куча времени, чтобы потерять концентрацию, сбиться с ритма. Физически он не очень сложный, но реально опасный.

Я был очень увлечён традом, я до сих пор люблю его, но я больше не пытаюсь выйти за пределы своих границ, потому что если границы постоянно раздвигать, что-то может пойти не так.

Мне до сих пор нравится быть на скалах, на которых нет шлямбуров, где есть только ты и твои навыки, минимум снаряжения.

Я люблю то щекочущее чувство, когда ты не знаешь, сможешь ли застраховаться, выдержит ли точка. Квинтэссенция чистого лазания.

Мне нравится в траде свобода выбора линии для подъёма, естественной с естественным рельефом, в отличие от спортивных маршрутов, когда ты лезешь по пути кем-то набитой шлямбурной дорожки.
    Трад навсегда останется в моём сердце.

В прошлом году я пролез свою первую +. Знаешь, что действительно потрясающе? Я прогрессирую.

Я ожидал, что в моём возрасте мои результаты пойдут вниз, я ведь лазаю уже больше тридцати лет.

Свою первую 8с я пролез в 20 с небольшим, а свою первую 8с+ в прошлом году.

Я нахожу новые фичи, в своём питании, в тренировках, вношу небольшие изменения, которые действительно меняют вещи. И это круто.

В таких видах как бег или велосипед с возрастом ты по-любому становишься медленнее, у тебя пропадает мотивация, а в скалолазании так много завязано на навыках, на тактике, на опыте…

Я не думаю, что стал сильнее чем был, но это не важно, ты можешь лазить, используя свои навыки, становиться старше и при этом проходить более тяжёлые маршруты.

Нил Грешам. DWS

Когда я жил в Лондоне, никакой информации о том, как надо тренироваться, не было. Интернета тоже не было. Выходило несколько клайминговых журналов, но ни в одном из них не писали о тренировках.
    Каждый тренировался как хотел.

В своё время я наделал много ошибок, я всё делал неправильно, слишком много тренировался с весом, много ездил на велосипеде, из-за чего мои ноги стали тяжёлыми, мышцы постоянно забитыми.

Потом я переехал в Шеффилд, там поговорил с ведущими клаймерами, у них было столько информации по тренировкам, я подумал, никто не знает её, кроме вот этой группы топ-клаймеров, а они особенно не делятся ею ни с кем, общаются, в основном, друг с другом.

Я начал писать статьи в журналы, люди стали меня узнавать: а ты тот самый чувак, который пишет статьи про тренировки? Можешь составить мне программу, или, может, ты меня потренируешь?
    И я подумал, почему бы нет. И решил попробовать.

Что важно для тренера? Тебе действительно необходимо много практики, чтобы получить опыт, и тебе и, правда, должно нравиться тренировать, когда через тебя проходит много разных людей с разными навыками, в разных ситуациях, разного возраста, молодые, старые, разного пола, разного уровня, с разными требованиями.
    Важно много читать, добывать информацию, важно научиться понимать людей и разные задачи.

За более чем 20 лет многое изменилось, появилось много по-настоящему хороших тренеров, информация стала гораздо доступнее, я бы сказал, что сейчас информации даже слишком много, теперь проблема найти действительно полезную и стоящую инфу, базирующую на научных данных.

Люди часто говорят: это известный факт, а на самом деле это не факт, это мнение. Очень сложно найти комбинацию правильных вещей и продолжать работу.

В течение 10 лет в Лондоне я тренировал людей, каждый день. Иногда по три клиента в день. Так я и учился.
    У меня были очень талантливые ученики, но я также тренировал тех, у кого было совсем мало способностей к лазанию.
    Лазание им казалось невероятно трудным процессом.
    Они очень тяжело и медленно прогрессировали. Это мои любимые клиенты.

Тренировать ТОП-клаймеров легко, что бы ты ни делал, они всё равно будут хороши. Никакого вызова.
    Для меня вызов - это люди, которые бьются как рыба об лёд.
    Они напоминают мне меня. Я не очень одарён.
    Когда я начинал, у меня не было природного дара к лазанию.
    Мне пришлось очень много трудиться, особенно на первых порах, чтобы хоть чего-то добиться.
    В результате, я очень ценю каждого трудного клаймера, с которым работал. Талантливым всё достаётся так легко, что они не ценят этого.

Что самое главное в тренировках, если ты не так талантлив? Техника.
    С самого начала надо уделять много времени технике.

Сейчас очень модно начинать сразу качаться, кампусы, фингерборды. Чересчур много силовухи.

Самое лучшее, что выходит из такого подхода, ты становишься сильнее, но не умеешь двигаться, худший сценарий - травмы.

Первый год занятий, первые два года занятий - это всё про технику. Как двигаться, как выполнять перехваты, получение нового опыта на новых скалах.

Если тренируетесь в зале, то используйте разные углы, разные зацепы, максимально разнообразьте тренировку.
    И только потом, когда вы построите крепкую и безопасную платформу, можно добавлять силовые тренировки.

Как минимум, один год поработайте над созданием технической базы и, возможно, на второй год можно постепенно вводить основные упражнения, например, подтягивания, но очень осторожно, ориентируясь на особенности клаймера. Если он очень слабый, то можно ввести поддерживающие силовые упражнения, общая физическая форма, конечно, играет роль.

Другая важная вещь - следить за своим телом. У меня было много травм в начале карьеры.

Когда ты постоянно эксплуатируешь руки, тебе нужны упражнения на предплечья, на раскрытие хвата, нужны упражнения на развитие мышц груди, всё должно быть сбалансированно, симметрично, такой подход откроет путь к более тяжёлым тренировкам.

Сложно сказать, что можно считать хорошим прогрессом за год или два, важно чувствовать, что тебе это нравится, возможно, за три года ты преодолеешь только одну категорию, но ты счастлив, и это фантастика.

Существует такой тип клаймеров, которые никогда не бывают собой довольны, мне жаль их. Они ноют, даже если перескакивают две категории за год: я - бездарность, я не могу пролезть следующую.
    Они никогда не чувствуют себя счастливыми.

Некоторые прогрессируют как ракета, некоторые медленнее, а некоторые как черепахи. Нельзя сравнивать. Всё очень индивидуально.

Ошибка быть всегда недовольным.
    Ошибка форсировать события.
    Надо набраться терпения, особенно когда дело касается силы пальцев.

Я не думаю, что строение руки человека заточено под то, чтобы эксплуатировать пальцы так, как их эксплуатируют скалолазы.
    Поэтому мы должны уважать свои пальцы, уважать своё тело.
    Если форсировать процесс, очевидно, что будут травмы.

Вес важен. Но опять же, не нужно быть одержимым этим.
    Для клаймеров с избыточным весом, реально тяжёлых, сброс лишних килограммов - приоритетная задача, но для тех, кто и так уже очень худой, настолько, что выглядит нездорово, навязчивая идея сбросить вес непродуктивна.
    Такие клаймеры будут становиться слабее, они не смогут нормально восстанавливаться, они чаще теряют мотивацию и травмируются.
    Нужен баланс.
    Безусловно, скалолазание - это спорт, где вес играет роль, но нужно быть внимательным в этом вопросе.

Как найти мотивацию? Скалолазание даёт нам столько разных вещей, помимо категорий. В некоторых видах всё однозначно: быстрее, выше, сильнее.

Скалолазание - это путешествия в интересные места, на разные скалы, новая техника, незнакомая культура, поездки, природа, вечера, когда вы сидите с хорошим другом и просто смотрите, как заходит солнце.

Скалолазание - это не только о том, как ты пролез, собственно само лазание - это очень маленькая часть в огромном процессе.

Я уверен, даже когда мы бьёмся над прохождением, самое лучшее, что можно сделать - забыть об этом и сфокусироваться на других вещах, которые предлагает наш спорт. И возможно, именно в тот момент, когда ты отвлечёшься, ты и пролезешь свой маршрут.

< src="https://player.vimeo.com/video/130205324" width="640" height="360" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen>

В лазании есть что-то магическое, не поддающееся определению. Если спросить ТОП клаймеров, которые сюда приехали, Стива МакКлюра, Дани Андраду, Криса Шарму, существуют некоторые вещи, которые не поддаются анализу, в какой-то момент вдруг происходит прорыв, и ты не знаешь почему.
    Это просто случилось.

Так что ответ один, следует быть терпеливым.
    Помнить, что скалолазание - это не только прохождение трассы.
    Что прогресс придёт. Прогресс придёт, не форсируйте события.

Что я думаю о людях, лазающих только в зале? Да, нормально.
    Ты сужаешь возможности, но тем не менее, ты можешь пойти в зал со своими друзьями и получить удовольствия от прохождения маршрутов, от перехватов, от движений, от того, что попал в ритм.

Столько много причин, почему мы лазаем, но думаю, большая часть людей ответит одинаково: нам нравится чувство движения.

Вне зависимости от категории, простой, средней или сложной.
    Ты имеешь дело с движением, и это путь к раскрытию своего потенциала.

Могла бы моя жизнь сложиться по другому? Уверен, в те времена, когда я лазил Экилибриум, моя мама предпочла бы, чтобы я занимался чем-то другим. Она волновалась за меня.
    Я сам сейчас отец двоих детей. Я больше так не рискую как раньше.

Скалолазание - это кто я есть и что я сделал. Скалолазание столько всего мне подарило, я не могу представить свою жизнь без него.

Иногда я думаю, что вот если бы мне сейчас снова стукнуло 18, я бы всё повторил заново.