Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Анатолий Ферапонтов, Красноярск

Долгое возвращение в горы
Часть 2

Тряхнуть стариной в Гималаях
Рассказывает Николай Захаров
В 1973 году на Столбах впервые появился Саша Карлов. Зимой он ходил в ушанке и телогрейке, и поначалу странное и забавное производил впечатление на нас, тогда вполне уже по-спортивному экипированных. А еще молчалив был, не то что замкнут в себе — просто лишних слов попусту н тратил. Но и на зависть трудолюбив, а это всегда вызывает уважение, — может, поэтому быстро и прижился, ко двору пришелся. Вскоре, правда, и в армию ушел.

Первую из семи версий избы Эдельвейс мы строили в 1976 году. Венец за венцом, потихоньку сруб уже и вырисовывается. Так плотничаем однажды, вдруг видим: поднимается к нам некто в шинели. Оказалось — возмужавший Александр, поздоровался, взял топор и давай тесать бревно. Будто лишь вчера мы с ним расстались.

В спортивном отношении он вырос быстро: стал мастером, вошел в основной состав команды — неслабой уже тогда, надо сказать, команды. При этом Саша сразу предпочел высотные восхождения: пики Коммунизма, Корженевской. Все шло хорошо до 1985 года.

Ала-Арча, вершина Теке Тор, маршрут — троечка, для команды мастеров разминочный, тренировочный, затем на него и пошли — размяться. Надо заметить, однако, что на спуске, на легком участке, порой альпиниста подстерегает опасность преждевременно расслабиться. Говорят подобный синдром встречается у разведчиков: провал при возвращении с удачной операции. Так случилось и с Сашей Карловым: падал он всего метров пятнадцать, задержался в мульде, но — сломал позвоночник.

После такой травмы не только в горы, — хорошо, по травке-муравке человек ходить сможет, скажете вы. Думали так и все мы, его друзья. До поры, до времени. Но Саша оказался поразительно сильным человеком: уже спустя три года он участвовал в зимнем первопрохождении на пик Семенова-Тянь-Шаньского. Мы полагали еще тогда, что следует ему некоторое время походить ведомым, понемножку втянуться, а он заявил категорически: пойду первым, ребята. В тридцатиградусный мороз он действительно прошел первым самый трудный участок, четыре веревки. Кстати, этот маршрут раньше пытались пройти и летом, но все с него сваливали, в том числе и земляки наши.


Хан с высоты 7000м
Фото Прохоров Борис, Магнитогорск
Летом того же, 1988 года, мы прошли северную стену Хан-Тенгри. Был там момент, м-да... Устали, замерзли, нужно где-то ночевку организовывать. Есть полочка сантиметров в тридцать шириной, да еще под кулуаром, в снегопад — а что делать? Кое-как примостились, закрепили палатку на растяжках, а на то, чтобы страховочную веревку сквозь нее протащить, сил не хватило.

Сыплет сверху день, сыплет второй. И вот ночью над головами безобидный такой шорох: по кулуару лавина пошла, — ударила она по палатке и сбросила нас с полки. Нас, четверых мужиков, да с полным грузом. Слетели мы с полки и висим, замерев... но ведь висим, дальше не падаем! Ладно, палатка не разорвалась: растяжечки-то наши из бельевого капронового шнура — пришитые, на такой вес вовсе не рассчитанные — каким образом уцелели? В результате лишь одна травма от камня, пришедшего с лавиной. Ну да, Саше по колену досталось.

Все-таки мы идем дальше. Последняя ночевка на стене: просторная площадка, располагаемся вольготно, ставим палатку. Саша при этом сидит в сторонке, кошки снимает, и вдруг медленно так падает набок. Ну, я испугался в первый момент, кинулся к нему: мало ли что бывает от перенапряжения после такого перерыва? А он, оказывается, просто уснул.

Февраль 1989 года, наша трагедия на пике Коммунизма. Палатка Карлова, Толи Шлепкина и Володи Середы стояла на сто метров выше основного следа лавины, завалившей шестерых ребят, но и это вряд ли бы их спасло. В тот день шестерка спустилась с обработки маршрута на отдых, а тройка сменила их наверху. Была очень теплая для февраля погода, и эта набрякшая, катастрофическая масса снега сорвалась вниз. Она буквально раздавила основной лагерь вместе с отдыхающими там парнями, а левым своим крылом еще и перехлестнула скальное плечо, сорвав палатку, в которой предыдущей ночью спала тройка. Дело слепого жребия: на маршруте могла быть в этот день другая группа, других бы и откапывали, и хоронили.

Горе, конечно, однако альпинизм на этом не кончается. Летом того же года у нас была неудача на северной стене пика Погребецкого. Тогда сорвался Володя Лебедев и мы, спустив его, конечно, прекратили это восхождение. Но поднялись еще на Хан-Тенгри и на пик Победы. Ну, коллеги поймут, что это такое. Саша был везде и работал на равных: нужно лезть первым — лезет первым, нужно снег топтать — топчет. Хоть и сильно уставал, это заметно ведь со стороны.

А после — перерыв в девять лет. Нет, были постоянно какие-то мечты, планы, но это, как правило, за хорошим столом, после третьей. Осенью 1997 года мы собирались в Гималаи, на Амадаблам. Саша пришел чуть раньше, в июле: "Я лечу с вами". Вообще-то, по меркам гималайских экспедиций, это как бы он пришел в день вылета. Но мы же знаем его, почитай, четверть века! И полетел Карлов с нами, и гору достойно прошел, на обработке длиннющего гребня в связке с Володей Лебедевым работал.

Только сдается мне, что это не последняя его экспедиция. Снова вот так придет и скажет: "Господа, возьмите меня с собой".


Горам свойственно убивать людей

Наверное, ни один особняк для нынешних нуворишей не строился так споро, как часовня Памяти погибших альпинистов на Лалетинском кордоне, по дороге на Столбы. Протоиерей о. Федор освящал ее закладку лишь в ноябре прошлого года, а ныне часовня уже прямо-таки светится желтизной венцов из сибирского кедра, белым металлом крыши, голубизной маковок и позолотой крестов на них. Колокола же для этой таежной красавицы отольют в Воронеже. Архитектор Константин Шумов исполнил ее проект в суровом, без малейших излишеств, стиле, называемом клетевым: подобные часовни ставили на севере Руси наши предки многие века назад.

Идею возведения поминальной часовни давно уже внушал своим друзьям старейший столбист, заслуженный полярный летчик Анатолий Василовский. Он немного не дожил до воплощения ее. Мотором строительства стал красноярский Православно-монархический союз. Немалую помощь на самых важных первых порах оказывал Александр Усс, тогда еще кандидат в депутаты Законодательного собрания. А после некоторой заминки в строительстве к делу подключился именитый наш альпинист, дважды “Снежный барс”, а ныне директор Академстроя Юрий Сапожников. Продюсерский центр “Елена” выделил деньги для памятного камня, купил для часовни икону, принадлежавшую некогда купцу Гадалову и необходимую церковную утварь.

Всего их 30 — красноярцев, погибших в горах. Первый был засыпан лавиной на склоне пика Победы в 1961 году, последние шестеро приняли мучительную смерть также под лавиной, на пике Коммунизма в 1989 году. С тех пор Бог милует. Их имена я собирал в течение года, перепроверял, уточнял, и теперь мартиролог полон. А сколько погибло за столетие с лишним на Столбах, неизвестно никому.

Над концепцией собственно мемориала, который расположится близ часовни, работает на общественных началах группа художников. Что они решат, как это будет выглядеть — мы скоро узнаем, увидим. Хорошо бы им, творцам, не забывать, что последние из погибших — это на сегодняшний день последние. А пока красноярцы еще ходят в горы, и горам свойственно людей убивать: лавины, камнепады, срывы с высоты, горная болезнь — что там бишь еще.

Есть в истории часовни Памяти погибших альпинистов еще один интересный штрих: впервые сруб часовни был собран в одном из лагерей в Решотах. Умелый зэк по заказу сам выбирал лесины, сам рубил и складывал венцы. Подошел срок его освобождения, и зэк остался там: уж слишком любил он свое творение, да и зона благоговела. Собрал, разобрал, проследил за погрузкой и уехал домой, вот уж буквально: на свободу — с чистой совестью Хотелось бы пожать ему руку.


Минута молчания...

Кадочников Альберт 1960 пик Победы
Артанов Александр 1961 Ушба
Борисенко Валерий 1973 Хан-Тенгри
Пятанов Александр 1973 Шлем
Катуков Анатолий 1975 Ягноб
Пак Алексей 1977 Варзоб
Лутченко Валерий 1977 Байлян-Баши
Гладков Василий 1977 Акташ
Дорогов Борис 1978 Мехнат
Салагаев Игорь 1980 пик Коммунизма
Беззубкин Валерий 1981 пик Победы
Беззубкина Роза 1981 пик Победы
Милько Владимир 1981 пик Победы
Перфирьев Юрий 1983 Мунхулик
Баньщиков Геннадий 1984 28 Героев Панфиловцев
Горбунов Алексей 1985 Энергия
Ефремова Виктория 1985 пик Менделеевец
Гайдук Виктор 1987 Джигит
Обухов Василий 1988 Рудаки
Яровиков Юрий 1989 пик Коммунизма
Кузовов Юрий 1989 пик Коммунизма
Гамаюнов Иван 1989 пик Коммунизма
Масленников Геннадий 1989 пик Коммунизма
Ходырев Егор 1989 пик Коммунизма
Винарчук Андрей 1989 пик Коммунизма
Хребтова Наталья 1989 Мунхулик
Мурашов Николай 1989 в. 4 600
Шухов Игорь 1989 М. Диамар

Господи, останови…


Читайте на Mountain.RU:

  • Долгое возвращение в горы. Часть 1

  • Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:

    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2024 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Rambler's Top100