Автор: Дмитрий Головченко, Москва

Асгард 2017

В августе 2017 года команда ФАиС Москвы в составе Головченко - Нилов сделала первопрохождение на Южную башню пика Асгард в Канаде.
Дневник экспедиции приведен ниже.

29.07.17 Встретились с Серегой перед Шереметьево на заправке, раскидали барахло, повесили баулы и решили палатку оставить, если что в тенте от платформы переночуем. Так же оставили часть железа, специально брали с запасом. Приехали в аэропорт: на вход огромная очередь, мы как-то даже не помещаемся со своими 4 рюкзаками. Когда прошли на регистрацию поняли, что та очередь вовсе даже не огромная... До вылета около часа, начинаю волноваться... В итоге оказалось, что в Шереметьево есть специальный человек, который как раз таких опаздывающих проводит мимо очереди вполне официально. Багаж в 24 и 25 кг предложили оплачивать по тарифу 100€ за штуку, но, так как времени было в обрез, мы улетели без доплат.

В Лондоне пересадка четыре часа. Между терминалами курсируют автобусы. Мы ехали вдвоём!
На входе в новый терминал очень строгий досмотр.
Среди простых работяг очень много индусов и пакистанцев.

Перелет в Оттаву прошел гладко, хотя нас посадили раздельно. Я посмотрел три фильма (один даже на русском), а Серега поспал.
В самой Оттаве повезло встретить хорошего человека в аэропорту, он бесплатно взял багаж на хранение и рассказал, как добраться до города и что посмотреть.
Мы сели в автобус и со второй попытки приехали в центр.
Канада празднует 150-летие, а Оттава просто очень симпатичный городишко, чистый, ухоженный и стильный.

Ночью вернулись в аэропорт. Спали на лавочках.

30.07.17 Утром позавтракали в Tim Horton's бургерами и жидким кофе и успешно улетели в Икалуит, столицу Баффиновой Земли и провинции Нунавут.
В Икалуите малюсенький аэропорт-сарай, где от самолета просто идешь по взлетно-посадочной полосе.
Тут часовая пересадки и вот уже мы летим над тундрой с условием, что садиться будем только в том случае, если погода позволит. Но наш 20-местный самолетик прорвался сквозь тучи и мы с успешно сели в Пангниртунге.
Сразу побежали в Parks Canada office, где нам сказали, что сегодня воскресенье и все магазины работают до 17:00.
Мы бросили шмотки и по магазинам - оставалось всего полчаса.
Ночевали под тентом платформы в бесплатном кемпинге за территорией поселения. Довольно прохладно, но зато светло круглые сутки.

31.07.17 С утра регистрация в Parks Canada, подробный инструктаж и даже фильм, как себя вести при встрече с белыми мишками!
Годовой пропуск в национальный парк стоит 147 местных долларов.
Все мероприятие по регистрации занимает примерно 2.5 - 3 часа.

С лодкой договорились на 14:00, потому бегом менять деньги и за покупками. Все очень дорого!
Пакет молока 10 баксов, обычный репчатый лук 7, а быстрые макароны 1.5 за пачку...

Наша лодка оказалась вполне себе небольшим катером с двумя мощными моторами Honda.
40 минут с ветерком и мы причаливаем в зоне высадки. Попили чайку и началось.
Сначала отнесли два рюкзака до ближайшего домика (Overlord Emergency shelter). Примерно 3-4 км пути в одну сторону.
Вернулись за баулами. Когда уже подходили к домику с ними, увидели, что к "нашему" домику подходит человек.
Оказалось, что это психолог из Оттавы с азиатским происхождением.
Он травмировал колено и решил не продолжать трек с парой друзей.
Спать легли на пологах домика, небо чистое, ветра нет.

01.08.17 Переход от Overlord Shelter до водопада Schwartzenbach.
10км и 2 переправы с разуванием и раздеванием. Вторую ходку закончили в час ночи.
Даже есть не стали, просто попили чайку и спать.
Погода хорошая, легли под открытым небом. Темноты не наступает, но спать это не мешало...

02.08.17 Встали довольно поздно, около 9 утра. Встреченная накануне двойка друзей из окрестностей Торонто прошла вверх, угостившись чаем, пока мы собирались.
Сегодня пересекаем полярный круг. По этому поводу табличка и фото.
Цель на день - дойти до домика под горой Тор, это 12 км и две или три больших переправы.
Получилось довольно амбициозно, и мы не справились.
Заночевали прямо в поле, под открытым небом.

03.08.17 Встали рано: я в пять, Серега в шесть, а в семь мы уже шли.
Пара переправ и в полдень мы у домика.
Быстро вернулись за второй парой рюкзаков и затащили их примерно на 5км выше домика, когда уперлись в реку, которую форсировать во второй половине дня страшновато.
Вечером задуло и затянуло, впервые ночевали в домике.

04.08.17 Я поднялся готовить завтрак в четыре, а в шесть с копейками мы уже топтали наверх.
Река оказалась намного спокойнее, и в полдень мы увидели сначала озеро, а потом домики Summit Lake.
Встретили двойку из Ванкувера, отец и дочь лет 15-17, идут в обратном нам направлении.
Вторую ходку до домика закончили к 15:00.
Попили чайку, встретили торонтцев, взяли по рюкзаку и понесли выше.
Затащили почти до поворота на морену, ведущую на ледник под Асгардом, и вернулись в домик.
Ночевали на пологах снаружи домика.

05.08.17 Вышли часов в девять. Быстро добрались до рюкзаков. Тут встретили группу человек в 11-12 с пенсионерами, они идут сквозной маршрут с Севера на Юг, молодцы!
Мы так и не нашли хорошего прохода по морене и до базового лагеря не дошли.
Заночевали на морене под камнем, но зато сегодня видели гору - впечатляет!

06.08.17 Утром два часа варил фасоль, хотя на ночь ее замачивали!
Вышли в начале 10-го, спустились на ледник, дошли до горы, но стоянок нет, хоть тресни!
В итоге я вспомнил, что видел фото с характерным ракурсом.
Пошли туда, откуда это могло быть снято, и действительно нашли следы от предыдущих экспедиций.
На леднике промочили ноги в кроссовках и поняли, что шутки кончились, это горы!
В ботинках дочелночили.
Спать устроились под здоровенным камнем.

07.08.17 Поспали подольше, но все равно в девять встали.
Поели, попили, погуляли под гору, пошакалили в окрестностях, пофоткались с флагами.

Определились с маршрутом: по СЗ стене на Южную башню.

08.08.17 Сегодня провешиваем нижнюю часть.
Встали в шесть, в девять вышли со всеми веревками и железом, а бонусом быстрые макароны.
Размотали все четыре веревки к 16:00, а в начале седьмого были в лагере.
Упаковали баулы для выхода завтра.

09.08.17 Подъем в шесть. Поели, попили, еще раз попили, долго собирались и вышли в начале одиннадцатого.
По перилам поднялись на четыре веревки и пролезли еще пять как раз под стену.

В ночи ходил набирать воду на маршрут.
Набрал одну 12-литровую бутыль из трёх.
Спали  в платформе.
Легли в два с хвостиком.

Первый раз звезды ночью.

10.08.17 Встали в десять, хотя будильник был на семь.
Серега пролез веревку по стене, а на меня на страховке всё  время капала вода.
Веревка очень сложная, Серега лез ее больше пяти часов.

Сходил за водой, заполнил оставшиеся 24 литра.

11.08.17 Ночью проснулись в луже. Затянули потуже тент платформы.
В шесть утра встали, на улице дождь, и у нас все мокрое.
Весь день просидели в платформе и старались не есть.

Спать легли без спальников, "чтобы не мочить".

12.08.17 Ночью все же накрылись одним спальником, холод жуткий.
Встали в девять утра. Сегодня переменная облачность, можно работать.
Еще одна экстра-сложная веревка за 4.45.

На спуске поснимали старые веревки и железо (предположительно британские годов 90-х).

13.08.17 Весь день просидели в платформе из-за непогоды.
Как же хочется есть...

14.08.17 Встали в пять, хотя собирались подняться в четыре.
Собрались и перетащили барахло на две веревки вверх и пролезли еще одну веревку, третью на стене.
В верхней точке этой веревки повесили платформу. После этого Серега умудрился пролезть еще полверевки вверх.
Легли за полночь.

15.08.17 Встали в 7:30. Долезли половину и пролезли еще две веревки.
Совсем вечером я снял крючья и закладку, на которые уже не хватило сил вчера.

16.08.17 С утра дождь. Проснулись в облаке, видимость 5-10 метров.
Встали в десять.
Долезли еще полверевки и переехали на большую полку.
К вечеру чуть раздуло, но потом затянуло опять.

17.08.17 С утра непогода, ветер и снег, но времени отсиживаться уже нет, решили рубиться.
Пролезли полторы верёвки, вымокли и замерзли.
Отбой в начале одиннадцатого.

18.08.17 Зима! Вода в бутылях замерзла, стенки палатки во льду.
"Армия ходит в любую погоду," - сказали мы себе и стали собираться.
Подняли шмотки до верхней станции, установили лагерь и провесили еще веревку.
Очень холодно, я начал терять контроль на телом...