Автор: Руслан Бахамбаев, г.Волгоград

Отчет о горном туристическом походе 5 к.с. по Северному Памиру (Заалайский хребет), совершенном с 23.07.2017г. по 19. 08.2017г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

Проводящая организация – Волгоградский городской клуб туристов.

Вид туризма – горный.

Категория сложности – пятая.

Район – Северный Памир (Заалайский хребет).

Протяжённость активной части маршрута 137 км.

Продолжительность общая – 25 дней. Ходовых дней – 23. Днёвок – 2.

Сроки проведения – 23.07.2015г. - 16.08.2015г.

Суммарный положительный перепад высот 6794 м.

Пройденное расстояние 155 км.

Нитка маршрута заявленная:

погранзастава Бардоба – р. Джанайдартака – л. Назарова – пер. Корженевского (2Б) – л. Заблуждений – пер. Спартакиады (2Б) – п. Спартакиады (рад.) – л. Безымянный – л.Корженевского – пер. Спартак (3А) – л. Большой Саукдара – пер. Удобный (1А) – л. Малый Саукдара – связка пер. Ленина, п. Ленина (рад.), спуск на л. Ленина черз в. Раздельная (3А) – л. Ленина – пер. Путешественников (1А) – Ачик Таш.

Нитка маршрута пройденная:

погранзастава Бардоба – р. Джанайдартака – л. Назарова – пер. Корженевского (2Б) – л. Заблуждений – пер. Спартакиады (2Б) – л. Безымянный – л. Корженевского – пер. Спартак (3А) – л. Большой Саукдара – л. Дзержинского – пер. Раздельный (ЗА) – л. Ленина – пер. Путешественников (1А) – Ачик Таш.

Причины изменения заявленной нитки маршрута:

Отказались от запланированного радиального восхождения на п. Спартакиады с пер. Спартакиады по причине позднего выхода на седловину перевала.

Заявочные документы на поход были окончательно рассмотрены МКК на следующий день после отъезда группы из Волгограда на маршрут. МКК внесла изменения в заявленный маршрут, предписывая заменить участок маршрута: л. Большой Саукдара – пер. Удобный (1А) – л. Малый Саукдара – пер. Ленина со спуском на л. Ленина через в. Раздельная (3А), участком: л. Большой Саукдара – л. Дзержинского – пер. Раздельный (ЗА). Что мы и сделали.

Пройдено локальных препятствий : 3А- 2, 2Б – 2, 1А - 1

Высота 7105м.

руководитель

Банников Пётр Вячеславович

V-У. 3-й разряд по аьпин.

Кавказ, Тянь- Шань, Памир. Высота 7105м.

реммастер

Бледных Иван Александрович

V-У, I-Р, 3-й

разряд по аьпин. Кавказ, Тянь- Шань, Памир. Высота 7105м.

завхоз

Боровицкая Ирина Александровна

летописец

Котломин Виталий Алексеевич

4 У – Южный Кавказ. 5642 м.

зав. снаряжением

Осыпи, открытый ледник

3,24

26.07.17

Открытый/закрытый ледник, осыпь, снежно-ледовый склон

5,52

6,48

Переменная облачность, дождь

03.08.17

Открытый и закрытый ледник, ледопад

3,36

Закрытый ледник, ледопад

5,16

14.08.17

Закрытый ледник, снежно- ледовый склон

3,36

Итого

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ИФОТОГРАФИИ

Идея похода

Никто из нашей группы не был в районе Заалайского хребта. Кроме желания побывать в новом горном районе, хотелось максимальной автономии на маршруте и, конечно же, попытаться взойти на пик Ленина, причем с юга. Начитавшись отчетов А. Лебедева с описаниями диких и редко посещаемых южных отрогов Заалайского хребта, маршрут стал вырисовываться сам-собой. Собственно, большая часть нашего маршрута является повторением нитки маршрута группы А. Лебедева, пройденной ими в 2015 году. Отсутствие полных описаний прохождения первых двух перевалов, запланированных в нашем маршруте, также позволяло надеяться на определенные приключения, ради которых, собственно, мы и ходим в горы.

Организация заезда и выезда.

Заезд от Оша до погранзаставы Бардоба достаточно прост – асфальтированная дорога и участок грейдера. В ур. «Луковая поляна» функционирует Международный Альпинистский Лагерь, заезд и выезд в него и из него прост за счёт большого количества прибывающих и убывающих участников. Машины и пропуска в погранзону были заказаны заранее, накладок не было, благодаря четким предварительным договоренностям с фирмой и качественным исполнением обязательств со стороны "Dostuck-Trekking".Координаты турфирмы:Kyrgyz- British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005Tel: +996 (312) 545455 +996554779774. E-mail: dostuck@saimanet.kg http://www.dostuck.com.kg. Мы контактировали с Николаем Николаевичем Щетниковым.

Пропуска обошлись нам по 20 долларов с человека. Микроавтобус (Мерседес Спринтер) Ош – Бардоба -190 долларов Ачик-Таш – Ош – 190 долларов. Проживание в Оше в гостевом доме - 1500 руб. в сутки за 7 человек (душ и туалет на улице). Все расчеты с фирмой велись в долларах. Никаких проблем с заездом-выездом, местным населением и властями у нас не было.

Большинство продуктов закупали на Ошском рынке, цены как у нас. Проблемы возникли с картофельным пюре (не нашли нужного количества), топленым маслом (нет), сухими сливками (нет), фундуком (нет), щербетом (нет). Сыр в вакуумной упаковке скупали по всем магазинам Оша по 2-3 пачки. Крупных продуктовых супермаркетов в Оше в 2017 году не обнаружили. Наблюдали строительство магазина «МEТRO». С собой из Волгограда привезли только сушеное мясо, самодельную тушенку, сало, копченую колбасу и сублиматы. Бензин для горелок также купили по дороге на маршрут – горелки Ковеа на него не «жаловались».

Техническое описание маршрута

Техническое описание дано с разбивкой по дням. Координаты и высоты даны по показаниям GPS. Везде, где особо не оговаривается, “право” и “лево” указано орографически.

23июля. День 1.

В 6 часов выехали из Оша. К 10:30 ч были на погранзаставе Бардоба. Н=3475м. Погранконтроль прошли без проблем, попробовали договориться с пограничниками подкинуть нас, или хотя-бы рюкзаки, в долину реки – но это не вызвало у них никакого интереса.

От заставы уходим вправо по ходу и бродим через многочисленные ручьи широкой поймы Кызыларта. Начинает моросить дождик. Брод не сложный, идем по одному. Далее идем вверх по правому берегу р. Джанайдартака. В этом месте дно долины плоское, широкое и поросшее травой, чистых ручьев нет, в реке вода мутная. ЧХВ – 2:20 ч. Н=3576м.

Пройденный путь 6,2 км.

1. Долина реки Джанайдартака. Место первой ночевки.

24июля. День 2.

Выход в 8:30 ч. Ясно. От места ночевки продолжаем движение по плоскому дну долины. После обеда уходим немного влево по ходу от русла с небольшим набором высоты, и пройдя 200 м от места впадения в основное русло ручья с л. Назарова ставим лагерь на его правом берегу в 17:10 час (фото 2). Координаты ночевки 39°25'38.50"С , 73° 8'40.25" В. ЧХВ 4 часа.

Н= 3870 м.

2. Место заброски. Поворот к л. Назарова.

25июля. День 3.

Ясно. Зарыли заброску в морене. Вышли в 13:30. Идем по правому берегу основного ручья вытекающего из ледника Назарова. Через две ходки подошли к конечной морене ледника.

Поднимаемся по центру на моренный вал и выходим на пологое тело ледника, покрытого мелкой осыпью (фото 3). Ставим лагерь в 16:10 и гуляем налегке по окрестностям, отгоняя горняжку. ЧХВ за день 1 ч 30 мин. Н= 4300м. Координаты места ночевки 39°24'23.98"С, 73° 8'25.70"В.

26июля. День 4.

Перевал Корженевского (2Б, 4880 м.) расположен в северном отроге Заалайского хребта севернее п. ВМФ 5842м., ориентирован с востока на запад и соединяет ледники Назарова и Заблуждений.

Ясно. Выход в 8:20 ч. Одну ходку прошли по центру ледника, зачехленного мореной. Далее уходим ближе к правому борту, огибая ледопад слева по ходу (фото 3). Двигаемся в кошках и связках. Снега относительно мало, большая часть ледника выше ледопада открыта. В 12:25 подошли под перевальный взлет, представляющий собой 30-градусный осыпной склон.

Обедаем и за одну ходку поднимаемся на седловину перевала в точку с координатами 39°23'20.25"С, 73° 7'1.74"В. Седловина в месте выхода не широкая, но места для палаток хватает. В сторону спуска - снежник, переходящий в ледовый склон, далее протяженная крутая осыпь (фото 7-10) . Сняли записку группы из Новосибирска и Москвы под руководством М. Яценко от 05.08.2013 года, они спускались с пика ВМФ на л. Заблуждений. Описаний спуска в сторону л. Заблуждений у нас не было. В поисках подходящего места для спуска ушли на 250 метров по гребню в сторону п. Назарова. Первую спусковую веревку закрепили на скальном выступе, остальные на ледобурах. Спусковой склон в верней части имеет крутизну до 50 градусов. Спуск начали в 16:40 ч. Провесили 6 веревок, далее в связках по снегу ушли вправо по ходу и встали на ночевку в 20 ч. на относительно безопасном островке у границы снежника и морены с координатами 39°23'42.30"С, 73° 6'56.91"В. Н=4470м. ЧХВ 8:15 ч.

Ледник Назарова.

Ледник Назарова, обход первого ледопада.

Перевальный взлет пер. Корженевского со стороны л. Назарова.

Группа на перевале Корженевского (2Б)

Место закрепления первой перильной веревки на спуске с пер. Корженевского.

Спуск с пер. Корженевского в сторону л. Заблуждений

Спуск с пер. Корженевского на л. Заблуждений

Вид на пер. Корженевского со склона пер. Спартакиады

27июля. День 5.

Перевал Спартакиады (2Б, 5110 м.) расположен в северном отроге Заалайского хребта южнее п. Спартакиады 5476 м., ориентирован с востока на запад и соединяет ледники Заблуждений и Безымянный.

Ясно. С утра провели небольшую разведку дальнейшего пути спуска. Вокруг небольшой слой осыпи на ледяном основании, внизу ледовые обрывы, чередующиеся с осыпными конусами (фото 9, 10). Спуск начали в 11 ч.

От места ночевки провесили 20 м. горизонтальных перил и еще 10 м. на спуск с небольшого ледово-осыпного лба на осыпной конус. Далее плотной группой спустились по крутой средней осыпи до л. Заблуждений (45 мин). Ледник покрыт мощным моренным чехлом.

Пересекаем тело ледника и двигаемся вдоль его левого борта до места впадения ручья с ледника перед перевалом Спартакиады (2 ходки). Ручей прорезает в боковой морене глубокий каньон, непроходимый в верхней части, и исчезает в живописном гроте ледника Заблуждений. Обедаем у грота и после поднимаемся вертикально вверх по боковой морене, попадая в небольшую висячую долину (фото11). Здесь на плоских каменистых площадках обнаружили следы старых стоянок – эмалированная посуда, стекло, доски, керосин или бензин, законсервированный заводским способом в банки типа сгущенки. Видимо когда-то здесь были небольшие озера или ручей. Сейчас воды по близости нет. Продолжаем движение, и ставим лагерь перед языком ледника цирка пер. Спартакиады (одна ходка от места обеда). ЧХВ 2:30 ч.

Координаты места ночевки 39°23'45.92"С, 73° 5'35.87"В. Н= 4670 м.

Вид на пер. Спартакиады с пер. Корженевского

Цирк л. Заблуждений. Фото с места ночевки на спуске с пер. Корженевского (2Б)

Низовья л. Заблуждений

28июля. День 6.

Ясно. Выход в 8:20 ч. За две ходки по 40 мин. подошли к перевальному взлету.

Двигались по границе между осыпным склоном и левым бортом ледника (фото 11). Подъем пологий и технической сложности не представляет. Перевальный взлет – крутой осыпной склон, осыпь мелкая и противная (фото 14). За 50 мин. заползли на седловину. Седловина мелкоосыпная шириной 3-5 метров, со стороны спускового склона пятиметровый снежный надув, воды нет (фото 15). Нашли что-то похожее на тур, но записки нет. По маршруту запланировано радиальное восхождение на п. Спратакиады и ночевка на перевале. Ставим лагерь и готовим обед. Становится пасмурно. Решаем отказаться от попытки восхождения и потратить остаток дня на разведку и подготовку спуска т.к. описаний спуска нет и с перевала он не просматривается. Спусковой склон в верхней части снежно-ледовый, крутизной до 40 градусов, снег неглубокий и плотный. С вечера провесили на спуск 3 веревки перил на ледубурах, дальше склон имеет местное выполаживание. Прогулявшись по гребню метров 600 в сторону п.Спартакиады, обнаружили большое количество старого полиэтилена закрытого волейбольной сеткой. Координаты места ночевки 39°23'37.87"С, 73° 4'18.59"В. Н=5110м.

Перевальный взлет пер. Спартакиады со стороны л. Заблуждений

Седловина пер. Спартакиады

29июля. День 7.

Ясно. Выход в 8:20 ч. Выходим через небольшой карнизик на снежный надув и в кошках спускаемся по провешенным вчера перилам. Кидаем еще одну веревку до выполаживания (фото 16, 17). Далее минут 20 спускаемся в связках забирая немного влево по ходу.

Относительно пологий участок склона заканчивается открытым участком льда крутизной до 40 градусов и длиной 200 метров (фото 18,19). Провесили еще 4 веревки на ледобурах и спустились на покрытый мореной л. Безымянный. Обедаем у небольшого озерца и продолжаем спуск по пологому леднику вдоль его правого борта. Через ходку уходим на гребень правобережной морены. Перед впадением л. Безымянный в л. Корженевского в кармане правобережной морены есть замечательное место с травкой, прозрачным и тихим ручьем и ровными площадками (фото 20). Отсюда спускаемся влево по ходу по конгломератно-осыпному склону на ледник Безымянный и далее поворачиваем вправо на л. Корженевского, двигаясь сначала немного правее оси ледника, а позже уходим на центр.

Лагерь поставили в точке с координатами 39°25'50.11"С, 73° 5'14.37"В. Н=4210 м. ЧХВ 5: 30 ч.

Начало спусковых перил с пер. Спартакиады

Местное выполаживание на середине склона

Начало ледового склона в нижней части спуска

Ледовый участок перед спуском на тело ледника Безымянный

Карман правой морены ледника Безымянный перед впадением в л. Корженевского

30июля. День 8.

Ясно. Выход в 11:20 ч. Двигаясь по центральной и правой части ледника за 3:20 ч. чхв дошли до места, где оставляли заброску. Поток, вытекающий из л. Назарова и отделяющий нас от заброски, к 15 часам дня сделался довольно бурным, пришлось выпускать первого участника на усах и крепить перила для брода. Координаты ночевки 39°25'38.50"С , 73° 8'40.25" В. Н= 3870 м.

31июля. День 9.

Дневка.

1августа. День 10.

Ясно. Выход в 7:50. Ручей с л. Назарова утром бродим по одному без перил. Идем вверх по л. Корженевского уже знакомым путем. Лагерь поставили в центре ледника напротив места впадения л. Безымянный в л. Корженевского. Координаты места ночевки 39°25'37.35"С, 73° 3'44.51"В. Н=4310 м. ЧХВ 4: 30 ч.

Ледник Корженевского. Слева впадает ледник Заблуждений.

2августа. День 11.

Переменная облачность. Выход в 8:15. Идем немного левее по ходу от центральной морены, берущей свое начало в месте слияния л. Корженевского и л. Перевального. Через 2 ходки поднимаемся на гребень центральной морены и продолжаем движение до уровня середины л. Перевального (фото 22). От этой точки (39°24'58.57"С, 73° 1'58.37"В) спускаемся с морены на тело ледника и, пообедав, пересекаем его по диагонали. Ледник в этой части пологий и покрыт моренами. Начался мелкий дождик. Двигаемся по широкой моренной полосе вдоль правого борта ледника. Координаты места ночевки 39°23'50.72"С, 73° 0'58.85"В. Н=4600 м. ЧХВ 3: 35 ч.

На морене разделяющей ледники Корженевского и Перевальный

Вид на спуск с пер. Спартакиады (2Б) с морены разделяющей ледники Корженевского и Перевальный

3августа. День 12.

Перевал Спартак (6140, 3А) находится в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет ледник Корженевского (на северо-востоке) с ледником Большая Саукдара (на юго-западе). Перевал расположен на куполе пика Спартак и проходится через его северный и западный гребни. Координаты перевала: 39° 22.308'С 72° 56.336'В.

Ночью и утром идет снег. Выход в 10 ч. Периодически сыпется снежок. С правого склона периодически обваливается лед и сходят небольшие лавинки, но все остается в неглубоком ранклюфте, отделяющем склон от ледника. Двигаемся вдоль правого борта ледника по засыпанной свежим снегом морене. Этот путь через ходку уводит нас все глубже в опасный ранклюфт. Проводим небольшую разведку и выбираемся отсюда ближе к центру ледника, преодолев пару 4-х метровых ледяных стенок. Обедаем в точке с координатами 39°23'35.48"С, 73° 0'32.22"В. С обеда вышли в 14:10 ч. Погода начинает портиться, снегопад усиливается. Входим в лабиринт трещин. Ледник в этом месте нашинкован через каждые 5 метров, но трещины неширокие, мостов достаточно (фото 24, 25). Бродим еще три ходки и ставим лагерь на очередном ледяном пере. Координаты места ночевки 39°22'54.22"С, 72°59'50.21"В. Н=4830 м. ЧХВ 2: 55 ч.

Обход ледопада в районе п. Советской Латвии

Путь по л. Корженевского в районе первого ледопада

4августа. День 13.

Ночью выпало еще немного снега. Утром переменная облачность. Выход в 9:55. За одну ходку выходим из зоны трещин на более пологий участок ледника, двигаясь в направлении склона пика Эстонии (фото 26). Здесь одеваем снегоступы и продолжаем движение по дуге вдоль правого борта ледника Корженевского. В обед посыпает снег. Продолжаем движение по закрытому леднику и в 18:10 ставим лагерь в точке с координатами 39°22'48.45"С, 72°56'58.30"В. Н=5180 м. ЧХВ 4: 20 ч.

Выход из ледопада под склон пика Эстонии

Путь к перевальному взлету пер. Корженевского (3Б)

5августа. День 14. Выход на пер. Корженевского (3Б, 5430м.)

Ясно. Выход в 9:25. За 2 ходки в связках и снегоступах поднялись на седловину перевала Корженевского (3Б, 5430м.) (фото 27.1). Перевальный взлет покрыт глубоким снегом, попалась пара засыпанных трещин. На перевале устроили большой привал, здесь ловит сотовая связь – звоним домой. От перевальной седловины продолжаем движение по гребню в сторону пика Спартак. Гребень начинается протяженным снежно-ледовым подъемом крутизной до 35 градусов и далее выводит на небольшое плато 5600 м. Этот подъем преодолевали в кошках и связках, периодически, то одевая, то снимая снегоступы. Рыхлый и глубокий перемерзший снег вынудил нас провесить в одном месте 20 м. перил. Выбравшись на выполаживание в 15 ч. устроили поздний перекус и продолжили подъем. Сделали еще две ходки и поставили лагерь на небольшом выполаживании снежного гребня (фото 28-29).

Координаты места ночевки 39°22'37.72"С, 72°56'21.10"В. Н=5750 м. ЧХВ 5: 20 ч.

Подъем на пер. Спартак (3А)

Путь подъема по гребню пика Спартак

Пик Спартак и пер. Крыленко

Место ночевки на гребне пика Спартак

6августа. День 15. Выход на п. Спартрак (6194 м.)

Ясно. Выход в 8:45. От места ночевки поднимаемся вдоль скального гребня. Первая ходка в кошках по насту. Выше наст уже не держит - одеваем снегоступы. Под тонким настом снежно-ледяная труха, не позволяющая формировать ступени. На некоторых участках

«зыбучих снегов» для экономии сил и нервов вешаем перила. Средняя крутизна склона 30 градусов. В точке 1 с координатами 39°22'24.70"С, 72°56'19.62"В, Н= 5968 м. устраиваем обед. От точки 1 и почти до самой вершины вешаем перила. Первая веревка уходит немного влево в направлении небольшого ледового лба, крепление на ледобуре, крутизна склона до 45 градусов. Далее повесили еще 4 веревки по 40 м. вертикально вверх но уже на ледорубах (фото 30, 31). Средняя крутизна склона 40 градусов, плотный снег. К 17:30 ч. поднялись на вершину п. Спартак (фото 32, 33). В небольшом турике на осыпном островке нашли записку группы под ркуоводством Плюшкина (м.к. № 1/3-507 , выдана Московской МКК, 15.08.1989 г.). Ночуем на вершине в точке с координатами: 39° 22.308'С 72° 56.336'В. Н=6140 м. ЧХВ 6: 10 ч.

Перильная станция в точке 1

Выход на вершину пика Спартак

Вид с вершины пика Спартак на ледник Лениа и Заалайскую долину

Группа на вершине пика Спартак

7августа. День 16. Спуск на л. Большая Саукдара.

Ясно. Выход в 8:50. Спуск с вершины на седловину перевала Крыленко (5842 м.) занял 30 минут. Спускались в связках и кошках по широкому снежному гребню, крутизной около 32 градусов (фото 34,35). На седловине перевала одели снегоступы и продолжили спуск по пологой, заваленной снегом верхней части ледника Большая Саукдара. В 12:30 остановились на обед напротив осыпного склона пика 5623 м., которым оканчивается восточный отрог пика Ленина. В этом месте ледник становится открытым, обнажая лабиринт трещин. Пока обедали, началась метель. Решили поставить лагерь на пологой части ледника, в 100 метрах от места обеда. Координаты места ночевки 39°19'52.82"С, 72°56'3.91"В. Н=5180 м. ЧХВ 2:30 ч.

Начало спуска с п. Спартак на пер. Крыленко

Спуск на седловину пер. Крыленко

Седловина пер. Крыленко

37.1 Путь спуска с пер. Крыленко в верховья ледника Большая Саукдара

Путь спуска с пер. Крыленко

Начало верхнего ледопада л. Большая Саукдара на спуске с пер. Крыленко (в этом месте ночевали 07.08.2017г.)

8августа. День 17. Спуск по л. Большая Саукдара.

Ясно. Выход в 8:55. В связках и кошках распутываем сильно изломанный, но пологий ледник. Первые 2 ходки двигаемся ближе к правому борту ледника до огромного поперечного разлома (фото 39). Разлом обходим слева по ходу и еще через ходку выходим из зоны сильных разломов на начало моренной дорожки (фото 40 координаты точки выхода на морену 39°18'42.52"С, 72°56'26.54"В). Здесь устраиваем обед и дальше идем вдоль морены без связок и кошек. Через 10 минут вышли к остаткам экспедиции советских времен (фото 41-45). В точке с координатами 39°18'32.65"С, 72°56'28.00"В по поверхности морены разбросаны буржуйские титановые карабины, жюмары, кошки, снежные якоря и «морковки». Остатки посуды и примусов, истлевшая палатка Black Gerok, консервные банки из Британии и т.п.… По моренной полосе на леднике двигаемся до места, напротив которого в основной ледник впадает ледник с перевала Октябрьский (фото 46, 47). Здесь начинаем пересекать ледник с расчетом выйти в ранктлюфт левого борта ледника. Без особых приключений подходим к левому борту ледника и ищем место спуска с довольно высокого и обрывистого края ледника. Спустились на дно широкого рантклюфта по одному из многочисленных ледяных кулуаров, провесив в его нижней части 20 метров перил, перекинутых вдвое через ледяную балду (фото 48, 49). В том месте, где мы спустились,плоское дно рантклюфта имеет ширину до 40 м., а по его дну бежит грязная речушка. Перепрыгиваем чрез ручей и поднимаемся по склону на чудесную моренную террасу, где у чистейшего ручейка с небольшой запрудой ставим лагерь (фото 50).

Координаты места ночевки 39°16'35.20"С, 72°56'50.28"В. Н=4766 м. ЧХВ 4:50 ч.

Огромный поперечный разлом обходили слева по ходу

Выход из зоны разломов в районе поворота на перевал 20 лет ККТ

Остатки неизвестной экспедиции на срединой морене

Срединная морена в верховьях ледника Большая Саукдара

Место спуска с ледника Большая Саукдара в левый рантклюфт

Место ночевки в кармане левобережной морены ледника Большая Саукдара

9августа. День 18. Спуск по л. Большая Саукдара. Ясно. Выход в 8:10. Минут 20 шли по террасе над рантклюфтом, потом пришлось спускаться на его дно. Рантклюфт довольно узкий, но относительно безопасный. Грязная жижа на его дне за ночь смерзлась и мы бежим по ней, как по асфальту (фото 51). Через 2 часа чхв. подошли к месту впадения в ледник мощного потока с ледника перевала Профсоюзов. После небольшой разведки вырисовываются 2 варианта дальнейшего пути: обойти место впадения по леднику и продолжить спуск по рантклюфту, или начать пересекать ледник прямо от этого места в направлении морен правого борта ледника.

Выбираем вариант номер два. На ледник забрались без веревок и кошек. Дойдя до центра ледник остановились на обед. Пересекли ледник по диагонали в общей сложности за 45 минут и вышли на террасу правобережной морены (фото 52,53). Поднимаемся по холмам живописной древней морены. Островки трав, цветов, норы сусликов. Воды на склонах нет, попался лишь один тоненький ручеек, исчезающий в морене. Когда подошли к леднику, пересекающему моренное плато и впадающему в Большую Саукдару, то стало понятно, почему другие группы пересекают основной ледник гораздо ниже по течению… Ледник стекающий из цирка вершины 6335 на схеме Ляпина в месте впадения в Большую Саукдару преходит в ручей. Однако в этом году на месте ручья – ледопад шириной 400 метров и покрытый мореной (фото 54, 55). Обошлось без кошек и веревок, но на преодоление этих 400 метров ушло 40 минут. За ледником снова оказываемся на плато древней морены.

Непосредственно у ледника есть два небольших озерца с мутной водой (фото 56). Продолжаем движение пересекая моренные холмы (фото 57). На всем пути мы не встретили ни одного ручья или даже лужи воды. В 19:15 ставим лагерь на краю ледника в точке с координатами 39°13'8.45"С, 72°51'51.52"В. Н= 4185 м. Ручьев на леднике, полностью покрытом мореной, тоже нет, воду набираем из ледниковой лужи. ЧХВ 5: 40 ч.

Рантклюфт левого борта л. Большая Саукдара

Место пересечения л. Большая Саукдара

Место пересечения л. Большая Саукдара и выхода на морены правого борта

Моренное плато. Впереди морены ледника стекающего из-под вершины 6335м

Пересечение ледника стекающего из-под вершины 6335м и впадающего в л. Большая Саукдара

Озера у правой морены ледника стекающего из-под вершины 6335м.

Спуск к месту ночевки в карман ледника Большая Саукдара

10августа. День 19. Спуск по л. Большая Саукдара.

Ясно. Выход в 10:15. За одну ходку по широкому моренному карману дошли до открытого белого льда ледника Малая Саукдара, впадающему в Большую Саукдару (фото 58, 59). Еще ходка ушла на пересечение ледника, заключающееся в перепрыгивании многочисленных потоков в ледяных руслах и петлянии между ними. Далее по осыпям и конгломератам спускаемся в широкую пойму потока, вытекающего из ледника Большая Саукдара и двигаясь вдоль правого борта поймы выходим к водопаду, который образует ручей из левого кармана ледника Дзержинского в точку с координатами 39°13'56.82"С, 72°49'6.96"В. Н=3960 м. (фото 60, 61). Подход к водопаду осложнен тем, что в этом месте несколько широких ручьев поймы прижимаются к обрывистому правому склону, но нам удалось перепрыгнуть их, освоив технику прыжков с шестами – трекинговыми палками. Первый и второй каскады водопада удалось преодолеть не снимая рюкзаков (фото 62). Выше водопада подъем продолжается по руслу ручья, временами исчезающему под камнями (фото 63). Через километр поворачиваем влево по ходу в сухое русло, из которого поднимаемся в карман левобережной морены ледника Дзержинского с многочисленными живописными озерами (фото 64-66). Здесь в точке с координатами 39°14'32.17"С, 72°48'56.71"В ставим лагерь.

Н=4293 м. ЧХВ 3:30 ч. Как пишет в своих отчетах А.А.Лебедев, места здесь действительно райские. При выборе места для лагеря стоит уделить особое внимание защите от возможного ветра. Так все полтора дня, что мы провели на озерах, практически во всех точках огромного моренного кармана дул порывистый и холодный ветер.

Спуск по правому карману л. Большая Саукдара. Впереди виден белый лед л. Малая Саукдара.

Пересечение л. Малая Саукдара

Путь к водопаду, с которого начинается подъем в распадок, выводящий на л. Дзержинского

Конгломератные замки правого берега

Подъем вдоль водопада

Подъем в распадке, выводящем к левому борту л. Дзержинского

Место выхода на тело л. Дзержинского. Фото от места дневки.

Озера в кармане ледника Дзержинского

11августа. День 20.

Дневка.

12августа. День 21. Подъем по л. Дзержинского.

Перевал Раздельный (6125, 3А*) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Дзержинского (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты седла: 39° 21.585'С 72° 50.24'В. Наивысшая точка (6125) маршрута через перевал находится северо-западнее седла на куполе вершины Раздельная (6140).

Переменная облачность. Выход в 7:55. Пересекаем ледник до полосы розовой морены и следующие 4 ходки двигаемся по этой плавно поднимающейся «дороге» (фото 64). Перед первой ступенью ледопада останавливаемся на обед. После обеда покидаем морену и уходим по диагонали на центр ледопада (фото 67). Периодически упираемся в довольно широкие и замысловатые разломы, но все обходится даже без кошек (фото 68, 69). За ледопадом ледник снова выполаживается. После обеда сделали 4 ходки и на подходе ко второй ступени ледопада ставим лагерь у ледниковой речки в точке с координатами 39°18'49.22"С, 72°49'11.20"В. Н= 4926 м. ЧХВ 5:40 ч.

Начало нижнего ледопада л. Дзержинского

В ледопаде л. Дзержинского

Выход из нижнего ледопада л. Дзержинского

13августа. День 22. Подъем по л. Дзержинского.

Ясно. Выход в 9:30. Выше места ночевки ледник становится закрытым, идем в связках. Верхний ледопад проходится по снежно-ледовому желобу под склонами левого борта ледника (фото 70). Через 3 ходки устраиваем обед перед поворотом в желоб ледопада. В нижней части желоба попадаются участки открытого льда – поднимаемся в кошках (фото 71, 72). Выше ледопада открывается обширное снежное плато. Пройдя 800 метров по плато, ставим лагерь в точке с координатами 39°20'47.73"С, 72°48'58.40"В. Н=5620 м. ЧХВ 3:40 ч.

Впереди виден купол вершины Раздельная, на восточном гребне которой иногда появляются фигурки людей (фото 73).

Обход второй ступени ледопада л. Дзержинского по снежно-ледовому желобу

Начало снежно-ледового желоба

Выход из желоба в обход ледопада

Ночевка на плато после выхода из ледового желоба

14августа. День 23. Седловина перевала Раздельный (6030 м.)

Ясно. Выход в 9:30. Идем по пологому снежному плато, которое плавными волнами поднимается к перевальному взлету – 35 градусному снежному склону длиной 180 м (фото 74, 75). Через пару ходок, на подходе к перевальному взлету, замечаем впереди справа по ходу странную точку, похожую на рюкзак. Вверху на гребне бродят два человека –похоже что-то ищут. Мы сначала решили, что они уронили рюкзак со склона, но потом странная точка зашевелилась… Хватаем аптечку, коврик, спальник, телефон, рацию и связкой бежим к пострадавшему (фото 76). Как выяснилось позже, пострадавший в составе коммерческой группы, вчера взошел на вершину, а на спуске убежал от группы и в сумерках заблудился. Провел холодную ночевку на гребне и утром сорвался со склона, очутившись здесь. Летел в кошках, но на удивление остался абсолютно цел, за исключением сотрясения мозга и разбитого носа. От холода и истощения мужика трясет без остановки. Спускаем пострадавшего до пологого места, где другие участники группы уже ставят палатку.

Отогреваем и отпаиваем Сергея сладким чаем. В это время на склоне перевала появляется связка из пяти человек и двигается в нашем направлении. Это гиды пришли за своим клиентом. Они принимают решение вести пострадавшего в лагерь на вершине Раздельная, дав ему еще часок, чтобы прийти в себя и ширнув его чем-то «бодрящим». Готовим обед для себя и гостей. Гиды говорят, что на гребне приличный ветер, который по прогнозу будет только усиливаться. В 15:40 выдвигаемся на перевал. Мы тропим, а гиды буксируют пострадавшего. К 17 часам вышли на седловину перевала, и прошил еще немного вверх по гребню в сторону западного плеча пика Ленина (фото 77, 78). Здесь под прикрытием небольшого снежного надува копаем площадку под наш шатер. Вечером готовимся к попытке восхождения, топим воду, готовим снаряжение. К 19 часам гиды с пострадавшим добрались до лагеря на куполе вершины Раздельная. В этом году это последний коммерческий лагерь на пути к пику Ленина. Координаты места ночевки 39°21'32.57"С, 72°50'17.26"В. Н= 6050 м. ЧХВ 3 ч.

Плато над верхним ледопадом л. Дзержинского

Путь подъема на седловину перевала Раздельный

Оказываем помощь пострадавшему участнику коммерческой группы (след на склоне – траектория падения пострадавшего)

Выход на седловину перевала Раздельный

Вид на седловину перевала Раздельный от места ночевки на гребне

15августа. День 24. Спуск с пер. Раздельный.

Ночью дул сильный ветер, порывы которого периодически раскрывали вход в палатку и пытались сорвать тент. Запланированный на 3 часа ночи выход отменяем. Ветер немного стих лишь с появлением солнца. Решаем сегодня перенести лагерь на плечо 6400 и предпринять попытку восхождения оттуда следующей ночью. Но, как только мы вышли с места ночевки, стало ясно, что ветер и не думал стихать, просто с утра он дул со стороны защищавшего наш лагерь надува. Через 20 минут подъема по гребню решаем

разворачиваться на спуск. Ветер такой, что с гребня сдувает даже мелкие камни. Ледяной и мощный ветер преследовал нас до начала спуска с купола вершины Раздельной. Гиды в лагере говорят, что по прогнозу такой ветер будет еще пару дней. Спуск в лагерь 4400 от места ночевки на перевале занял у нас 4:10 чхв (фото 80-82). Ночевали на морене в точке с координатами 39°23'59.84"С, 72°51'57.82"В. Н =4450 м. Надо сказать, что такого количества мусора, как в лагерях 5300 , 4400 и на пути между ними нам еще не приходилось видеть в горах. Очень обидно и печально…

Путь спуска с в. Раздельная

Вид на пер. Раздельный со спуска в лагерь 5300м.

Путь спуска по л. Ленина от лагеря 5300 в лагерь 4400 м.

16августа. День 25.

В этот день мы спустились через перевал Путешественников в лагерь 3600. Спуск по хорошей тропе занял около 4 ч. чхв. Ночевали на территории лагеря Аксай-Тревел.

На следующее утро за нами пришел заказанный ранее микроавтобус, и после обеда мы были в Оше.

Тропа к пер. Путешественников (1А)

Вид на пик Спартак с тропы к пер. Путешественников

Вид с седловины пер. Путешественников в сторону спуска к Луковой поляне

Коммерческие лагеря в Ачик-Таше

Вид на массив пика Ленина с Памирского тракта

Перевальные записки.

Ссылки:

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру (Заалайский хребет) в августе 2015 года совершенном командой А.А. Лебедева. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7646

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному- Восточному Памиру (Заалайский хребет) совершенном командой НГУ с 20.07 по 15.08.2008 г. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=36315&page=67

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру в июне 2007 года совершенном командой Шкилёва В.В. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3403