Автор: Армен Арутюнян, г.Дмитров

Отчет о горном походе 4 к.с. по Терскей-Алатау (Ц Тянь-Шань), совершенном группой туристов ФСТ Дмитровского района и ГС МФТИ в период с 30 июля по 17 августа 2017 года.

Примечание: Отчет составлен в соответствии с типовой формой отчета о спортивном туристском маршруте Приложение 3 (к части 2) Правил вида спорта «Спортивный туризм» (утверждены приказом Минспорта России от “22” июля 2013 г. №571).

Курсивом и жирным – выделяются важные части отчета

Техническое описание маршрута в п. 2.6 дается в хронологическом порядке на все дни похода. Если сторона реки, борта ледника и т.п. особо не оговаривается, то -указывается орографическая. На все важные точки и ориентиры (перевалы, места ночевок, бродов, мостов и

т.п.) даны точные координаты по GPS и ЧХВ от места ночевки, а в конце описания дня – ходовые отрезки.

Сокращения, использованные в отчете:

НКС – нижняя командная страховка
ЧХВ – чистое ходовое время
ОХВ – общее ходовое время
С-З – северо-запад ЮВ – юго-восток и т.п. к.с. – категория сложности (похода)
к.т. – категория трудности (перевала)
2А 2Б - категория трудности перевала
д. р. – долина реки орогр. – орографически
Коэф. 1.2 - пройденный путь в километрах, вычисленный по карте или Google Earth, умножается на коэффициент 1.2
оз. – озеро р. – река
в.– вершина выс. – высота сел. – селение пер. – перевал
гр.– градусы
кр. или кр. уч. – крутизна склона, рельефа, участка
тр. – травянистый

Справочные сведения

Проводящая организация.

Общественная организация "Федерация спортивного туризма Дмитровского района

Московской области”.Адрес: Московская область, г. Дмитров, Им. Константина Аверьянова мкр., д. 2, fst-dmitrov@mail.ru

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения).

Республика, край: Кыргызская Республика.

Район: Центральный Тянь-Шань.

Подрайон: Терскей-Алатау.

Массивы: Центральная часть хребта Терскей-Алатау, северные отроги центральной части хребта Терскей-Алатау.

Общие справочные сведения о маршруте.

Дисциплина(вид туризма)

Категория сложностимаршрута

Протяженность активной части, км.*

Продолжительностьактивной частиОбщая (ходовых дней )

Сроки проведения

горный

четвертая

18 (18)

30.07.17 – 17.08.17 г.

*С учетом коэффициента 1.2, без учета повторно пройденного пути.

Подробная нитка маршрута.

Заявленная:

г. Москва – г. Бишкек – пос. Кызыл-Су – ФГС - д.р. Чон-Кызылсу – д.р. Саватор – д.р. Каратакия - пер. Каратакия (1А, 3800м.) – д.р. Киче-Кызылсу – пер. Лавинный Зап. (2А, 3900м.) – д. р. Ашуу-Тёр – д.р. Чон-Кызылсу – ФГС (заброска 1)– д.р. Кашкатор – д.р. Айлама - пер. Айлама (2Б, 4049) - д.р. Джетыогуз – д.р. Арчалы-Тёр – пер. Новосибирцев (по вар. 2Б, 4257м.) - д. р. Уюк-Тер (р. Онтор) - лаг. Каракол (заброска 2)- д.р. Кель-Тер - связка 2Б: пер. Каракольский Вост. (4300м.)+ пер. Караколтор (4340м.)+пер. Одесских политехников (4583м.) - д.р. ЧонУзень - д.р. Такыртор - пер. Такыртор (1Б,4024м.) - оз. Алакель - пер. Алакель Центр. (1А, 3600м.) - д.р. Кельдыке - кур. Алтын-Арашан (2526м.) – г. Бишкек – г. Москва.

Пройденная** (см. изображение 1).

г. Москва – г. Бишкек –пос. Кызыл-Су – ФГС - д.р. Чон-Кызылсу – д.р. Саватор – д.р. Каратакия - пер. Каратакия (1А, 3810м.) – д.р. Киче-Кызылсу – пер. Лавинный Зап. (2А, 3992м.) – д. р. АшууТёр – д.р. Чон-Кызылсу- ФГС (заброска 1) – д.р. Кашкатор – д.р. Айлама - пер. Айлама (2Б, 4080) - д.р. Джетыогуз – д.р. Арчалы-Тёр – пер. Новосибирцев (2Б, 4257м.) - д. р. Уюк-Тер (р. Онтор) - лаг. Каракол (заброска 2)- д.р. Кель-Тер - пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4300м.)- д.р. Чон-Узень - д.р. Такыртор - пер. Такыртор (1Б,4024м.) - оз. Алакель - пер. Алакель Центр. (1А, 3857м.) - д.р. Кельдыке - кур. Алтын-Арашан (2526м)– г. Бишкек – г. Москва.

** Маршрут пройден всеми участниками группы без отклонений от заявленного, за исключением, из-за плохих погодных условий, вместо связки 2Б, пер. Каракольский Вост.+ пер. Караколтор+пер. Одесских политехников, пройден перевал 2А, Туристов Татарии (Кокбор),по запасному варианту.

Перевал Лавинный Зап., 2А по классификатору, по факту прохождения на сезон август 2017 года считаем, что соответствует к.т. 2Б. Перевал Новосибирцев, пройден по восточной ветви ледопада по варианту 2Б.

Высоты перевалов в пройденной нитке даны исходя из показаний GPS Garmin 60CSx.

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

Изображение 1. Общая схема маршрута (трек) на Google Earth.

Изображение 2. Нитка маршрута с местами ночевок, запасными и аварийными выходами с маршрута на карте-хребтовке Терскей-Алатау (оригинал в Приложении).

Локальные препятствия (ЛП).

Вид препятст вия

к.т.

Характеристика препятствия

(характер, высота, наименование).

Путь прохождения.

Техника и тактика прохождения.

Перевал

Каратакия (3800м.), ск.-ос., соединяет д.р. Каратакия (д.р. Чон-Кызылсу) и д. р. КичеКызылсу.

Высота перевала по GPS - 3810м., координаты (где тур): N42 08.927 E78 09.031

Перевал расположен в северном отроге хребта Терскей, между п. 4073м, с севера и п. 4023м. с юга. Седловина перевала широкая осыпная. Воды в чистом виде на перевале нет, тур в центральной части. Сняли записку туристов из ФСТ Дмитровского р-на, поход 1 к.с., от 18.07.2017 г., рук. Арутюнян А.А.

На подъем и спуск: перевальный взлет осыпной, крутизной 25-30°, протяженностью до 250-300м.

От м.н. в д..р. Каратакия, с востока на запад.

На подъем: по осыпному склону с выходами скал, плотной группой, зигзагами, самостраховка трек палками или ледорубами.

На спуск: по осыпному склону плотной группой, в Ю-З направлении, самостраховка трек палками или ледорубами.

Перевал

Лавинный Зап. (3900м.) – сн.-лд. (с севера) и ск.-ос. (с юга), соединяет лдн. Киче-Кызылсу (д.р. Киче-Кызылсу) и лдн. Лавинный (д.р.Ашуу-Тёр).

Высота перевала по GPS - 3992м., координаты: N42 06.078 E78 08.179

Перевал расположен в северном отроге хребта Терскей, между п. 4196м, с Ю-З и пер.

Лавинный Вост. с С-В.

Седловина перевала сн.-лд., обнаружены два

На подъем: перевальный взлет сн.-лд., крутизной 35-40°, протяженностью 300м. На спуск: перевальный взлет ск.-ос., крутизной 30-35°, протяженность до 150м.

От м.н. в д.р. Киче-Кызылсу,с севера на юг.

На подъем: провешено 5 веревок по 50м. по льду и 6-я веревка по крутому снежнику до седловины.1-я по 5-я веревки, станции на ледобурах, 6-я – на ледорубах. Наиболее крутой участок подъема 3-я и 4-я веревки. Движение лидера с НКС (на более крутых участках без рюкзака),

остальных - по перилам.

На спуск: движение плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками или ледорубом. «Живые камни», камнеопасно!

Перевал

Айлама (4049м.) – сн.-лд. с запада и ск. на восток, соединяет лдн. Айлама (д.р. КашкаторЧон-Кызылсу) и д.р. Джетыогуз.

Высота перевала по GPS - 4079м., координаты: N42 08.986 E78 19.486

Перевал расположен в северном отроге хребта Терскей.Седловина перевала узкая скальная, тур расположен в центральной части, мест для ночевок нет на седловине. Сняли записку туристов г. Долгопрудного, горный поход 5 к.с., от 20.07.2016 г., рук. Грецов Ю.В.

На спуск: перевальный взлет скально-снежный, крутизной от 30-4тяженность 200м.

От м.н. в д.р. Айлама, с запада на восток.

Подход к перевалу: движение в кошках по открытому лдн. Айлама, самостраховка ледорубом. Далее по закрытому лдн. движение в связках. На подъем: подъем на перевал плотной группой, в касках.

На спуск: провешено 4 веревки перил

по 50 м. Первая, по скально-осыпному кулуару, крепление перил - петля за скальный выступ (оставляем расходную петлю). Крутизна на дюльфере 35-55°. 2-я– по гладким скалам. крутизна 40-50°. 3-я, прямо вниз до крутого снежника, 30 метров вертикального спуска. На всех участках спуск первого с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, станции на расходных якорных крюках. 4-я веревка по снежнику крутизной до 35-40°, движение участников по перилам, замыкающий – по сдвоенным.

Перевал

Новосибирцев (4257м.) – сн.-лд. с запада и сн.ск.-ос. на восток, соединяет лдн. Арчалытор (д.р. Арчалы-Тер - Джетыогуз) и лдн. Каракол (д.р. Уюк-Тер (Онтор) – Каракол). Высота перевала по GPS - 4258м., координаты: N42 11.413 E78 26.450

Перевал расположен в северном отроге хребта

Терскей между пиками Тухачевского с севера и Уборевича с юга. Седловина перевала снежноледовое выполаживание под сильно разрушающейся скалой. На восточный пер. взлет нависает мощный карниз. Тур не обнаружен, возможно, разрушен, соорудили новый.

Подход под перевал и выход на плато под пер.: преодолениевосточной ветви ледопада: открытый ледник, закрытый ледник, 100м перил по ледовым разломам. Крутизна участков от 2530° до 90°.

Подход под перевальный взлет: закрытый ледник (трещины).

На спуск: снежно-скально-осыпной , крутизной от 25-30° до 50-60° на отдельных участках, протяженностью до 350м. Весь спуск камнеопасен!

От м.н. в д.р. Арчалы-Тер, с запада на восток.

Преодоление ледопада: движение в кошках по открытому лдн., далее по закрытому лдн. в связках. Перильная страховка, 2 веревки по 50м. по ледовым разломам. Станции и точки на ледобурах. Движение лидера с НКС, остальных по перилам. Замыкающего - с ВКС. На участке вертикального подъема, вытягивание рюкзаков.

Подход к перевалу: движение в связках (две связки) по закрытому леднику (трещины). На отдельных участках с попеременной страховкой На подъем: до бергшрунда- плотной группой, с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом. Далее, перильная страховка, две веревки по 50м. до седловины.

На спуск: от седловины, станция на двух ледобурах, одна веревка дюльфером (20м.) до ск-ос. полки. Лидер с ВКС, остальных с ФСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг ледобура 4мм. репшнуром.

Далее, протяженный спуск до 300м. по скально-осыпному склону. На двух крутых скальных участках дюльфер по 10м. Крепление перил за петли на скальных крюках.

Перевал

Туристов Татарии (Кокбор) (4300м.) – ск. с юго-запада и сн.-лд. с северо-вотока, соединяет лдн. №341 (д.р. Кель-Тор – Каракол) с лдн. ЧонУзень Зап. (д.р. Чон-Узень – Арашан). Высота перевала по GPS – 4282м., координаты: N42 17.481 E78 34.901

Перевал расположен в северном отроге хребта Терскей.

На подъем: Пер. взлет ск.-ос., крутизной 25-30°, протяженностью 60-70м.

300м. Середина перевального взлета прорезается мощным бергшрундом.

От м.н. в д.р. Кель-Тор прохождение с ЮЗ на СВ.

Подход к перевалу: движение в «кошках» по открытому леднику и далее в связках по закрытому леднику Кельтор Вост. (есть трещины), командная (групповая) страховкаНа подъем: перевальный взлет скально-осыпной протяженностью 60-70м., движение плотной группой, самостраховка ледорубами. На спуск: провесили 3 веревки по 50м. Станции для первых двух веревок на бурах, 3-я – на ледорубах. (Вторая веревка через бергшрунд). На всех участках спуск первого с

Перевал

Такыртор (4024м.) – ск.-ос. с юго-восточной стороны и ледовый (ледник) с северо-западной, соединяет д.р. Такыртор (Алтын-Арашан) с оз. Алакель.

Высота перевала по GPS – 4034м., координаты: N42°26.9348' E74°32.6760' Перевал расположен в северном отроге хребта Терскей.

Седловина перевала осыпная, тур заметен.Сняли записку туристов ТК МГУ (г. Москва), горный поход 3 к.с., от 16.09.2017 г. Рук.

Черемисова И.А.

На подъем: Пер. взлет осыпной с выходами скал, крутизной 25-30°, протяженностью до 200м.

На спуск: ледовый пер. взлет плавно переходит в открытый лдн, крутизна в верхней части до 30°, с постепенным выполаживанием до 20°.

От м.н. д.р. Такыртор прохождение с ЮВ на СЗ.

На подъем: плотной группой, в касках, самостраховка трек палками или ледорубами.

На спуск: плотной группой, в касках, «кошках», самостраховка ледорубами.

Перевал

Алакель Центр. (3600м.) – ск.-ос., соединяет оз. Алакельс д.р. Кельдыке (Алтын-Арашан).

Высота перевала по GPS – 3857м., координаты: N42 19.289 E78 33.253

Перевал расположен в северном отроге хребта Терскей.

Седловина перевала ск.-ос., тура не обнаружено, соорудили новый.

На подъем: Пер. взлет осыпной с выходами скал, крутизной 25-30°, протяженностью до 300м. Камнеопасен.

На спуск: пер. взлет осыпной, крутизной до 30°, протяженностью до 200м. Камнеопасен.

От м.н. у оз. Алакель, прохождение с ЮЗ на СВ.

На спуск: плотной группой, в касках, самостраховка трек палками или ледорубами.

Список группы.

п/п

Фамилия, имя, отчество

Обязанности

Опыт участия в путешествиях

Арутюнян Армен Артюшаевич

Руководитель, GPS – навигация, фотограф.

Инструктор СТ, 4 ГУ 2*3ГР (Гвандры. Киргизский),выс. опыт – 5642м.

Борисов Данил Владимирович

Хронометрист, реммастер.

2ГУ

Дерри Сергей Томас

Медик, снаряженец.

3ГУ, макс высота 4700м.

Истягина Евгения Евгеньевна

Завпит, эколог

3ГУ 2ГР, выс. опыт - 5642м. (Зап. Эльбрус)

Потребич Нина Александровна

GPS навигация-2

4ГУ 3ГР, выс. опыт – 5621м.

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернетсайтанахождения отчета.

Отчет хранится в библиотеках ФСТ Московской области и ФСТ Дмитровского района МО. Отчет размещен на сайте ФСТ Дмитровского района http://www.fst-dmitrov.ru/

Поход рассмотрен МКК.

Маршрут утвержден МКК Федерации спортивного туризма Московской области, 10 июля 2017 года,маршрутная книжка № 55/17гМККФедерации спортивного туризма Московской области «» ноября 2017 года рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут четвертой категории сложности.

Содержание отчета.

Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, цели и задачи, элементы новизны, способы передвижения, особенности погодных условий.

Общая идея, стратегия и тактика

Для участия в походе было отобрано 5 участников из ДКГТ (Дмитров) и ГС МФТИ (Долгопрудный).

Идея посещения Терскея возникла после похода 3 к.с. по Киргизскому хребту в июле 2016 г, в котором приняли участие три участника из нынешнего состава группы. Поскольку, за исключением одной участницы (Потребич Нины), никто ранее не был на Терскее, возникла идея, пройти по северным отрогам хребта с посещением самых популярных долин района, с красивейшими видами на Каракол, Джигит, Аксуйскую стену. В начале, планировалось идти с востока на запад, но по мере того как формировался состав участников, и по итогам консультаций с более опытными туристами, которые не раз бывали на Терскее (Грецов Юрий, Фефелов Александр), нитка маршрута претерпела изменения. Изменилось и общее направление движения – с запада на восток, как более логичное, с постепенным увеличением высоты перевалов и сложности преодолеваемых ЛП.

В итоге был построен классический линейный маршрут с «ключиком», который включал в себя три этапа. Первый, акклиматизационный этап в виде небольшого кольца, с преодолением двух перевалов: 1А и 2А. Рассчитанный на 4 дня, плюс один день запасной. Он позволял стартовать с относительно легкими рюкзаками и плавно войти в походный ритм. На старте маршрута мы оставляли заброску №1 для второго этапа, на ФГС. Это было удобно, т.к. заброска завозилась нами попутно, без привлечения других лиц.

Второй этап был основным и включал в себя два определяющих категорию похода перевала 2Б: Айлама и Новосибирцев. На прохождение второго этапа было отведено 6 дней, плюс один запасной. Второй этап завершался в лагере «Каракол», где мы организовали заброску №2. Таким образом, мы обе заброски сделали в населенных пунктах и оградили себя от всякого рода неприятных сюрпризов, которые могут случиться при закапывания забросок на местности.

И, наконец, третий этап, также на 6 дней, плюс один день запасной, со связкой 2Б и перевалами 1Б и 1А на выходе из маршрута. Тут важно отметить, что по мере ознакомления руководителя с материалами по району (отчеты, описания, фото), стало очевидно, что планируемый подход за один день под пер. Каракольский Восточный может быть пройден только при исключительно благоприятных обстоятельствах. Но нитка маршрута была уже заявлена, до похода оставались считанные дни и буквально за день до утверждения маршрута МКК, в маршрутку был внесен еще один запасной вариант, связка 2Б: пер. Каракольский Вост.+ пер. Туристов Татарии. Как показал поход, опасения были не напрасными, в виду ухудшения погоды, мы только на 3-й день подошли под пер. Каракольский Вост. На утро мы планировали выше названную связку 2Б, но погода снова не пустила и мы пошли по второму запасному варианту, через Туристов Татарии 2А. Таким образом, благодаря хорошей проработке запасных вариантов, удалось довести маршрут до логического завершения, несмотря на резкое ухудшение погоды на третьем этапе.

Учитывая специфику района, было запланировано три резервных дня, два, из которых были использованы. После каждого этапа мы выходили к «цивилизации» за заброской (ФГС, лагерь «Каракол»). В случае необходимости здесь можно было бы получить всю необходимую помощь. Кроме того, это давало возможность при необходимости отдохнуть на турбазе, восстановить силы перед следующим этапом.

На 18 ходовых дней была организована всего одна полудневки. Но даже в этот день, мы практически поднялись до запланированного места ночлега. Несколько раз мы практиковали поздние подъемы. Удавалось хорошо выспаться и отдохнуть. А на третьем этапе, из-за ухудшения погоды мы первые три дня шли медленно, с отсидками, не дотягивая по километражу до запланированных отметок, что в итоге также давало возможность экономить силы, и не было необходимости в устройстве дополнительных дней отдыха.

На первом этапе мы большое внимание уделяли акклиматизации, ходовые отрезки были минимальными, темп умеренный, ЧХВ за день 3-4 часа, набор высоты за день - 500-800м. В походе широко практиковались горячие обеды, чай и кисель. Только в напряженные перевальные дни мы перекусывали всухомятку. Как правило, подъем группы происходил в 5ч.30мин.- 6ч. и зависел от состояния группы, погоды, предстоящего плана на день. Малочисленность группы давала большую мобильность, с момента подъема и выхода группы на маршрут часто проходило не более 1,5-2 ч. Все это в совокупности давало возможность справиться со всеми задачами в походе.

Тактика прохождения сложных перевальных участков строилась с учетом того, что в группе было два техлидера. На подъем техлидеры работали первыми, провешивая перильные веревки. На спуске, один лидер шел первым, второй – замыкающим. У лидеров (Дерри С. и руководитель) была хорошая сработанность и взаимопонимание, связь поддерживали по рации. Остальные участники группы активно помогали. При движении по закрытым ледникам шли двумя связками: «двойка» и «тройка». Связь между связками по рации. Камнепадоопасные склоны проходили плотной группой, в касках, соблюдая все меры техники безопасности. При броде р. Джетыогуз использовали тактику передвижения «стенкой». Т.к. сезон выдался жарким, лавиноопасных склонов при прохождении перевалов не было.

Безусловно, на тактику прохождения перевалов повлияло и особенность погодных условий района. Практиковались ранние подъемы, т.к. в после обеденное время часто наступало ухудшение погодных условий (дождь, снег).

Особенности

Особенностью нашего маршрута явилось то, что он полностью пролегал по северным отрогам Терскея. Что, безусловно, повышало безопасность маршрута и такое построение маршрута, в том числе, диктовалосьчисленным составом группы и опытом участников группы. Был составлен (и в дальнейшем пройден) очень интересный, сбалансированный по нагрузкам маршрут, который позволялпосетить 5 долин рек, посетить наиболее известные достопримечательности района, такие как оз. Алакель, горячие источники Джилысу и Алтын-Арашан. Полюбоваться на высочайшие вершины Терскея: Джигит, пик. Каракольский, Аксуйскую стену.

Учитывая то, что большинство перевалов Терскей Алатау односторонние, подбор перевалов позволял на практике ознакомиться со всеми видами рельефа и отработать различные способы (техники и тактики) подъема/спуска: снежно-ледовый перевальный взлет: на подъем – Лавинный Зап. (2А), Айлама (2Б), Новосибирцев (2Б), сн.-лд. на спуск – Туристов Татарии (2А) скальный на спуск - Айлама (2Б) скально-осыпной на спуск – Лавинный Зап., Новосибирцевосыпные на подъем и спуск – Такыртор, Каратакия, Алакель Центр.

Такое разнообразие давало хороший опыт участникам похода.

Особо стоит подчеркнуть, что подходы под многие перевалы проходит по открытым и закрытым ледникам (Айлама, Кельтор Вост, Арчалытор), что тоже является особенностью района и дает хорошую практику хождения группы в связках, через реальные трещины.

Особое внимание при организации походов на хребте Терскея стоит уделять переправам через горные реки! Наличие таких мощных рек как Джетыогуз, Каракол, с не менее мощными притоками, предъявляет к планированию маршрута и к местам предполагаемых переправ, очень серьезныетребования. Во время похода была осуществлена переправа вброд р. Джетыогуз.

Цели и задачи

Учебно-тренировочная: знакомство с различными формами горного рельефа, получение навыков по ориентированию в горной местности отработка технических приемов при прохождении осыпных, травянистых, скальных, снежных и ледовых склонов различной крутизны получение навыков по хождению в «кошках» получение навыков по прохождению перильных участков на маршруте, организации точек страховки и станций по движению в связках по закрытым ледникам отработка альпинистской техники.

Спортивная: пройти горный маршрут четвертой категории сложности в новом для участников районе Терскей-Алатау.

Элементы новизны

За исключением пер. Новосибирцев и Алакель Центр, остальные перевалы из нашей нитки более или менее часто проходятся различными группами. К часто проходимым перевалам можно отнести пер. Туристов Татарии и Такыртор, которые проходятся несколько раз за год.

Абсолютным сюрпризом для нас оказался, пер. Алакель Центральный (1А). Описаний прохождения этого перевала в интернете очень мало, идентифицировать перевал с западной стороне крайне трудно. Мы его проходили в 18-й походный день, исследовали три седловины в районе предполагаемого перевала, тура нигде не было. Установили, что координаты перевала и высота, указанные в классификаторе не соответствуют действительности. В результате на одной из седловин установили тур. В разделе 2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута, будет дано подробное описание этого перевала, с фотографиями перевального взлета.

После похода, руководитель продолжил работу по установлению точного месторасположения пер. Алакель Центр. Были изучены еще два описания прохождения этого перевала: из отчета Е. Зеленцовой, июль 2005 г. (ТК МГУ) и А. Ермилова, июль 2012 г. (ТК «Гадкий утенок»). При сопоставлении точек координат седловины нашей и из отчета А. Ермилова, установлено, что мы прошли в 80 метрах юго-восточнее. При этом седловина, через которую мы прошли, ближе к координатам указанным в классификаторе и путь подъема по западному склону проще, чем в выше названных отчетах, без скального участка. Видимо, предстоит еще работа, по установлению причин такой путаницы (изображение 3и 4).

Изображение 3. Схема из Google седловины пер. Алакель Центр.

Изображение 4. Схема из Google – указан путь подъема на перевал.

Но, безусловно, изюминкой в нашем походе, был пер. Новосибирцев. Крайнее описание, которое удалось найти, относится к 2007 году (отчет Картаева Ф, «Гадкий утенок» Москва). В техническом плане это один из сложных перевалов 2Б района. И сложность его, прежде всего, определяется ледопадом закрывающим доступ к западному цирку перевала (изображение 5). Было любопытно, насколько изменился характер ледопада и самого перевала за эти 10 лет?

В результате прохождения этого перевала были сделаны отличные фото восточной и западной ветвей ледопада, западного и восточного цирка перевала. Все особенности и выводы, касаемо прохождения этого перевала, будут подробно изложены в описании, в разделе 2.6.

Все эти материалы восполнят пробел в отношении этого красивого перевала.

В плане новизны, руководителям групп будет также полезно ознакомиться с материалами отчета, касаемо выхода в цирки пер. Туристов Татарии и Каракольский Вост. Подход осуществлялся по леднику №341 (по карте А. Цветкова). Хороших описаний этого участка пути найти не удалось. В классификаторе перевалов Терскея указывается, что перевалы Каракольский Вост. и Туристов Татарии соединяются с ледн. Кельтор Вост. (№339 по карте А. Цветкова).

Однако лдн. Кельтор Вост. расположен в цирке пер. Бригантина,сильно далеко и к юго-западу от выше названных перевалов. Подробнее обо всем этом можно будет ознакомиться в техническом описании маршрута.

Изображение 5. Схема из Google- трек пути, подъем на пер. Новосибирцев, по вар. 2Б. из наших наблюдений, август 2017 года выдался теплым и умеренно дождливым.

Способы передвижения
Весь маршрут был пройден пешком.

Особенности погодных условий
Исходя из наших наблюдений, август 2017 года выдался теплым и умеренно дождливым.

Теплому августу предшествовал сильно дождливый июль. Селевые потоки снесли мосты в долине Каракол, что затрудняло организацию заброски.Дороги смыло, и только на лошадях осуществлялась доставка грузов.

Метео обстановка на каждый день отмечена в «графике движения» (п.2.5.).В первые две недели нам с погодой более или менее везло. Но на третьем этапа было ухудшение погоды. Местное МЧС объявило о штормовом предупреждении. Этот период пришелся на подход к пер. Каракольский Вост.

Из общей особенности следует иметь в виду то, что в основном после обеда, иногда чуть позже (после 15.00), отмечалось ухудшение погоды: дождь, снег, сильный порывистый ветер. Поэтому необходимо практиковать ранние подъемы, что особенно актуально в перевальные дни, и стремиться к тому, чтобы подъем на перевал был осуществлен в первой половине дня.

Температурный режим: ночью температура воздуха колебалась относительно нулевой отметки.С восходом солнца воздух прогревался до 15-20° по С. В условиях без облачности, жара, температура в тени 25-30° по С.

Облака на всем протяжении похода виражировали в направлении с запада на восток.

Такие погодные условия не могли сказаться на снежно-ледовой обстановке перевалов. В частности, пер. Лавинный, который по описаниям проходится в основном «ногами» по снежнику, в нашем случае представлял собой 250-метровый ледовый взлет!

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений. Организация безопасности. Страховка. Связь на маршруте. Другие полезные сведения.

Авиа перелет до Бишкека

Подъезд до Бишкека можно осуществить и поездом, и самолетом. Мы воспользовались авиа рейсами. Взять билеты на один рейс достаточно сложно. Задача была, 29 июля всем участникам похода собраться в Бишкеке, сформировать заброски и 30 июля добираться до места начала похода: кур. Джилысу. Руководитель в свою очередь должен был завершить маршрут 1 к.с. по этому же району и вернуться в Бишкек. Еще один участник похода Сергей Дерри, принимал участие в альпсборах в Казахстане, добрался до Бишкека за несколько дней до похода и активно участвовал в заготовке продуктов для похода.

Стоимость билета в Бишкек обходился в 6-7 тыс.р. Обратный рейс - 8-9тыс.р. Авиа перелет занимает примерно 4 часа, плюс разница во времени еще +3 часа. Разрешенный к провозу вес багажа составляет 20-25кг (в зависимости от рейса).

Гостевой дом в Бишкеке

Вся группа, за исключением Дерри С., который остановился в хостеле, 29 июля собралась в гостевом доме по адресу: г. Бишкек, ул. Абдырахманова (бывшая Советская), 309.Телефон гостеприимных хозяев: +996 550 810 666 Лена +996 555 94 32 33 Сергей

Проживание в гостевом доме обойдется в 500 сом/чел в день (курс обмена рубля к сому 1:1.15). Комнаты 2-3-х местные, есть кухня со всем необходимым для готовки, душ, баня (баня за отдельную цену). У хозяев можно оставить городскую одежду на время похода.

Такси в Бишкеке

Такси от аэропорта «Манас» до Бишкека стоит 500-600 сом. В аэропорту нужно торговаться,

т.к. просят больше. Мы воспользовались услугами таксиста Мерлана (Хонда, 7 мест), с которым мы познакомились в прошлом году. Телефон Мерлана: (055) 7877769.

Пограничные и заповедные зоны

Поход проходил вне пограничных зон, поэтому оформление пограничных пропусков не требовалось. Заезд в заповедные зоны сводится к формальной оплате за въезд. К таким зонам у нас относились долина реки Каракол. За посещение национального парка «Каракол» взимается плата 50 сом с чел. И за установку палаток, 60сом/чел.

Т.к. руководитель находился в Киргизии больше месяца, ему потребовалась регистрация. С регистрацией помог Юрий Траченко, она обошлась в 400 сом.

Трансфер и заброска.

Поскольку группа наша была малочисленная, нам вполне подходил для транфера 7 ми местный минивэн. Мы договорились о выброске в район с нашим знакомым таксистом. Но он в последний момент сообщил, что не может выехать. Тогда мы оперативно нашли другую машину.

Проезд от Бишкека до кур. Джилысу нам обошелся в 4500 сом.

Вот телефоны водителей, которые курсируют по маршруту: Каракол-Бишкек:

Курманбек, тел: (055) 4703876 Турсун, тел: (077) 1969330

Обратно из кур. Алтын-Арашан до с. Аксу мы добрались на УАЗике за 3500 сом. Водитель, Фархат, тел: (070) 8202992.

Из Аксу до Бишкека мы добрались на рейсовом автобусе. Заплатили 350 сом за чел., плюс по 100 сом за багаж (рюкзаки).

Заброску №2 в лагерь «Каракол» нам организовал Юрий Траченко. Нам она обошлась в 4000 сом. С Юрой мы уже второй год подряд сотрудничаем, как всегда не подвел. Все было организовано на высшем уровне. Он также занимается организацией трансфера.

Тел. Юрия в Бишкеке: +996550810666 +996555943233. Сайт: http://kyrgyzadvent.com/Заброску №1 мы организовали самостоятельно на ФГС.

МЧС (ПСО) в Киргизии.

В Кыргызстане МЧС не имеет ни вертолетов, ни горных спасателей. Ниже приведены контакты спасателей в Киргизии (взяты из интернета), однако, нами информация не проверялось, Функции МЧС у нас в походе выполняла компания «Ак-Сай Трэвел»

Спасательная служба "Тянь-Шань РТМ" базируется в Бишкеке.

Владимир Комиссаров 996-312-651-404, 996-312-651-221, 996-312-541-002, 996-312-581-221.

itmc@elcat.kg www.itmc.centralasia.kg

Турагентство "Тянь-Шань Трэвэл"

Директор - президент ФА Кыргызстана Владимир Бирюков

996-312-270-576travel@tien-shan.comwww.tien-shan.com

Организация безопасности. Страховка. Связь на маршруте.

Безопасность на маршруте была обеспечена комплексом мер, которая включала в себя: тщательную до походную проработку маршрута, изучение описаний и отчетовиспользованием в походе сертифицированного специального снаряжения (новые веревки, станционные петли и пр.) наличием у каждого участника полного комплекта личного специального снаряжения строгим соблюдением «Правил спортивного туризма» в походе, выход на перевал осуществлялся в первой половине дня, при хорошей видимости и погоде использованием в походе современных раций и тщательной проработкой страховки для участников похода.

Еще до похода мы связались с представителем компании «Ак-Сай Трэвел» в Бишкеке и согласовали все наши действия.

Совместная Кыргызско-Российская компания «Ак-Сай Трэвел» - один из крупнейших туроператоров в Кыргызстане. Компания, организовывает восхождения альпинистов на высокогорные пики Кыргызстана, имеет и горных спасателей, и договор аренды по вертолету с Министерством Обороны КР, то есть может организовать спасоперацию в высокогорных районах и транспортировку вертолетом. Одно из требований компании «Ак-Сай Тревел» - это наличие страховки на участников группы. В совместной переписке мы определились с выбором страховой компании (СК). Наш выбор остановился на СК «Согласие».

Страховой полис должен был удовлетворять следующим требованиям»:

• Время действия полиса должно совпадать со временем пребывания в Кыргызстане.
  • Место действия полиса – КР или СНГ.
  • Указание в особых условиях рода занятий: горный туризм или альпинизм.
  • Сумма страхового покрытия не менее 30 000 $.

Всем этим требованиям наш страховой полис удовлетворял (в приложении). Мы застраховались на 35 тыс. дол США (программа Е, спорт/экстрим, высоты до 4000м, альпинизм, вызов вертолета (до 4000м.). Номер полиса 0003507-0605054/17МП Сервисная компания «Balt Assistance», многоканальные круглосуточные телефоны: +7 495134 00 35, +7 4012 605 076

Далее, по прибытию в КР нам следовало оставить в компании «Ак-Сай Трэвел» копии полюсов и контакты родных или близких, с кем необходимо было бы контактировать при возникновении несчастного случая (НС). Мы это все сделали по электронной почте еще до похода.

При возникновении НС мыдолжны были сообщить об этом в СК (в круглосуточный центр по многоканальному телефону) и зарегистрировать НС. Затем сообщить о случившемся в «Ак-Сай Трэвел». Компания «Ак-Сай Трэвел» готовит спас операцию и параллельно работает со СК.

По прибытию в Бишкек мы связались с представителем компании, и по выходу на маршрут (и после завершения похода) сообщили ему об этом.

Реквизиты «Ак-Сай Трэвел»:

Адрес: 113/2, Ibraimova str., Bishkek, Kyrghyz Republik

Телефон: 996 312 90 93 56 / 996 312 90 16 16Факс: 996 /312/ 59 17 90

E-mail:info@ak-sai.com Директор: Elena Kalashnikova

Представитель Тимур: +996 772906650

Альпинизм

Телефон: +996 /312/ 59 17 59 Факс: +996 /312/ 59 17 90 E-mail: adventure@ak-sai.com

По приезду в Бишкек мы купили сим карту местного оператораMegaCom и активно пользовались ею при ведении переговоров и для связи с членами МКК. Нужно иметь в виду, что мобильная связь на хребте Терскея недоступна.

По мобильной связи мы доложили о выходе и окончании маршрута членам МКК, держали связь с нашим координатором в Москве, Димой Виленц и координатором в Киргизии, Юрой Траченко.

Непосредственно на маршруте у нас был спутниковый трекер. Который в автоматическом режиме выдавал сигналы и велась запись нашего пути. Сигналы подавались нашему координатору в Москве, Дмитрию Виленцу. Кроме того, вся эта информация была доступна для просмотра в интернете и выкладывалась в соцсети, в нашей группе в Контакте. При прохождении перевалов и контрольных пунктов отправлялась СМС-сообщение. Была запрограммирована и СМС «SOS», на тот случай, если бы нам потребовалась экстренная помощь.

Как отмечалось выше, руководитель до «четверки», с 14 по 28 июля 2017 г., руководил «единичкой» по Терскею, по этим же долинам, только севернее, через перевалы 1А. И во время похода руководитель собирал информацию по тому, какую помощь (и кто) могли бы оказать в населенных пунктах на случай ЧП. Так удалось установить:

На ФГС постоянно живут люди, находится дежурный УАЗ и есть лошади, можно в случае необходимости организовать эвакуацию.

В д.р. Джетыогуз, ниже слияния с р. Телеты Зап. начинается автомобильная дорога.

В лагере «Каракол» есть стационарная рация, и осуществляется регулярная связь с «большой землей». При необходимости эвакуация вниз на лошадях. Есть и УАЗ.

На кур. Алтын-Арашан есть спутниковый телефон, стоит 20сом/мин. на телефоны местных операторов. Есть транспорт и лошади.Наличие этих пунктов на нашем пути повышало безопасность нашего маршрута.

Непосредственно в походе мы пользовались 2 рациями Кэнвуд, с запасными батарейками. Рации в походе оказали неоценимую помощь при прохождении сложных технических участков, при разведывательных выходах отдельных участников и служили общей цели – повышению уровня техники безопасности на маршруте.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут был разделен на три этапа, с выходами после каждого этапа к населенным пунктам.

Аварийные выходы с маршрута:

- на первом этапе по д.р. Чон-Кызылсу до физико-географической станции (ФГС) и далее, по дороге до п. Кызылсу (Покровка)

- на втором этапе (после пер. Айлама), по д.р. Джетыогуз. После слияния р. Телеты Зап. и Джетыогуз, хорошая автодорога до населенных пунктов

- на третьем этапе (после пер. Новосибирцев), по д.р. Каракол, до лагеря «Каракол», далее до

н.п. Каракол либо по д.р. Арашан, до кур. Алтын-Арашан и далее, до н.п. Аксу.

Что важно, на всех трех этапах аварийный выход с маршрута к населенным пунктам осуществлялся за один, максимум два дня (в изображении 2 зеленым цветом обозначены аварийные выходы с маршрута).

Запасные варианты, согласованные с МКК:

Вместо пер. Лавинный Зап. (2А) – связка 1Б: пер. Переметный (1А) + пер. Киче-Кызылсу (1Б) – д.р. Ашуу-Тёр.

Вместо пер. Айлама (2Б) – пер. СОАН-1 (2А) - д.р. Джетыогуз.

Вместо пер. Новосибирцев (по вар. 2Б) – пер. Арчалытор С. (2А) - д. р. Уюн-Тер (р. Онтор).

Вместо связки перевалов 2Б: пер. Каракольский Вост.+ пер. Караколтор+пер. Одесских политехников – пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А) или Скальный замок (1Б) – д.р. Чон-Узень. – воспользовались.

Вместо связки перевалов 2Б: пер. Каракольский Вост.+ пер. Караколтор+пер. Одесских политехников – связка 2Б: пер. Каракольский Вост.+ пер. Туристов Татарии – д.р. ЧонУзень.

Вместо пер. Такыртор (1Б) – д.р. Чон-Узень – д.р. Арашан - кур. Алтын-Арашан.

Вместо пер. Алакель Ц. – .р. Кургактор – а/л. Каракол.

Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без отклонений от заявленного, всеми участниками группы, за исключением, из-за плохих погодных условий, вместо связки 2Б: пер. Каракольский Вост.+ пер.

График движения, высотный график, график ночевок, график напряженности.
Де нь Дата Участок маршрута ЧХВ/метео Путь (с К 1,2)* Высота ночевки (м) Перепа д высот (м)
1 2 3 4 5 6 7
0 29.07.17 г. Москва – г. Бишкек.     Самолет
0 30.07.17 До закупка продуктов, формирование забросок, организация заброски №2 в лагерь «Каракол», выброска к кур. Джилысу. кур. Джилысу-ФГС (ЧХВ 1ч. 20мин). м/авто бус/пе шком 5,5 2570м.,у ФГС +220
1 31.07.17 М.н. - д.р. Чон-Кызылсу – д.р. Саватор – д.р. Каратакия. ЧХВ3ч.40мин. С утра солнечно, после обеда и ночью – дождь. 8 3370м, лев. б.р. +800
2 01.08.17 М.н. - пер. Каратакия (1А, 3810) – д.р. Киче-Кызылсу. ЧХВ 5ч. 05мин. Переменная облачность. 7,6 3510м. пр. б.р. +440 - 540 +250
3 02.08.17 М.н. – пер. Лавинный З. (2А, 3992) – д.р. Ашуу-Тёр. ОХВ 11ч. солнечно. 6,3 3400м., слияние рек Лавинный и Ашуу-Тер. +480 - 590
4 03.08.17 М.н. – ФГС (заброска 1). ЧХВ 4ч. 05мин. Переменная облачность, кратковремен. дожди (14,7) 11,7**   2570м., лев. б.р. ЧонКызылсу. - 830
5 04.08.17 М.н. – д.р. Кашкатор – д.р. Айлама. ЧХВ 4ч. 10мин. Облачность, дождь. 9 3280м., пр. б. р. +710
6 05.08.17 М.н. - пер. Айлама (2Б, 4080) – вост. цирк перевала. ЧХВ 11ч. 40мин. Переменная облачность. 6,8 3680м. +800 - 400
7 06.08.17 М.н.– д.р. Джетыогуз. ЧХВ 4 ч. Солнечно, временами облачность. 11,5   2660м., ниже слияния рек Айланыш и Джетыогуз. - 1020
8 07.08.17 М.н. – д.р. Арчалы-Тёр Полудневка. ЧХВ 2ч. 50мин. Солнечно. (8,7) 7,2** 3220м., пр.б.р. +560
9 08.08.17 М.н. – ледопад под пер. Новосибирцев. ОХВ 9ч. 35 мин. Солнечно, временами облачн. 6 4050м., лдн. +830
10 09.08.17 М.н. – пер. Новосибирцев (2Б, 4257м.) – д.р. Уюк-Тер (р. Онтор). ОХВ 8ч. 45мин. Облачность, без осадков. 6,7 3210м. +210 - 1040
11 10.08.17 М.н. – д.р. Каракол – лагерь «Каракол». ЧХВ 5ч. 15 мин. С утра солнечно, после обеда дождь, ливень. 15 2550м., «Каракол». - 660
12 11.08.17 М.н. – д.р. Кель-Тер ЧХВ 4ч. 15 мин. Облачность, после обеда дождь, вечером и ночью – дождь, гроза. (10) 7,2** 3070м., пр.б.р. +520
13 12.08.17 М.н. – верховья д.р. КельТер. ЧХВ 4ч. 20 мин. Облачность, снег, дождь, град, вечером и ночью – дождь, гроза. 6,7 3470м. +400
14 13.08.17 М.н. – морена под лдн. Кельтор Вост. ЧХВ 5ч. 35мин. Переменная облачность. 4,2 4200м. +730
15 14.08.17 М.н. – пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4300м) - д.р. Чон-Узень (Ийри-Тёр). ЧХВ 4ч. 35мин. С утра облачн. Днем солнечно, вечером дождь.. 5,5 3250м. +100 - 1050
16 15.08.17 М.н. – д.р. Такыртор. ЧХВ 5ч. с утра солнечно, после обеда дождь. 7,5 3490м., пр.б.р. - 320 +560
17 16.08.17 М.н. – пер. Такыртор (1Б,4024) - оз. Алакель. ЧХВ 4ч. 05мин. Облачность, после обеда дождь. 6 3600м., верхн. Оз. Алакель. +530 - 420
18 17.08.17 М.н. – пер. АлакельЦентр. (1А, 3857м.) - д.р. Кельдыке - кур. АлтынАрашан. ЧХВ 6ч. Переменная облачность, после обеда снег, дождь. 12,6 2560м., АлтынАрашан. +260 - 1300
18-20.08.16г. Отъезд: кур. Алтын-Арашан – Бишкек – Москва. Уазик-Микроавтобус-самолет.
Итого: * пройденный путь в километрах, вычисленный по Google Earth через точки забитые на маршруте с помощью GPS Garmin 60CSx, умножается на коэффициент 1.2 **без учета повторяющейся части пути. 151 (158,3) Суммарный набор выс.: 8400м. Суммарный сброс выс.: 8170м.
Пройдено 7 перевалов: 2Б – 2 шт 2А – 2 шт 1Б – 1 шт. 1А – 2шт. Каратакия (1А, 3800) Лавинный Зап. (2А, 3992) Айлама (2Б, 4080) Новосибирцев (2Б, 4257м.) пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4300м) пер. Такыртор (1Б,4024) пер. Алакель Центр. (1А, 3857м.).
Общий пройденный путь: 158,3 км, в зачет 151 км (с К 1.2)
Суммарный набор и сброс высоты: 16570м.
Максимальная высота: 4300м. макс высота ночевки: 4200м.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

30.07.17 г. – «нулевой» день, выброска в район похода, завоз заброски.

Весь вчерашний день, 29 июля, был посвящен сборам, закупке и формированию забросок. Фасовали и упаковывали до поздней ночи. На 10.00 был назначен выезд группы. В виду малочисленности группы, нам подходил 7 ми местный минивэн. И мы, накануне договорились с одним водителем, но он неожиданно уехал в другое место. Благодаря налаженным знакомствам, срочным порядком удалось найти замену. Между городами Бишкек и Каракол курсируют много частных такси. Позвонил знакомому таксисту, и он прислал своего родственника, Курманбека. Приехал комфортный минивэн «Мерседес».

В начале 11-го часа мы выезжаем из Бишкека. Курс держим на кур. Джилысу в д.р. ЧонКызылсу. Заброску №2 («Каракольскую»), сформировав должным образом, оставляем в гостевом доме. Несколькими днями позже его заберет Юрий Траченко и организует ее доставку в лагерь «Каракол». Путь длиною порядка 320 км, преодолевается в среднем за «грязные» 7 ч. времени, с остановкой на обед. Дорога живописная, проходит по южному берегу оз. Иссык-Куль (фото 1).

В 15.20 мы в Джилысу, высота 2340м. Координаты курорта N42 13.351 E78 10.136.

Здесь мы встречаем старого знакомого Илью Овчинникова. Он провожает одну группу и будет дожидаться следующую группу в «пятерку».

Распределяем заброску №1 между участниками (нам предстоит заброску оставить на ФГС) и двинулись в путь.

От кур. Джилысу через р. Чон-Кызылсу на левый берег, перекинут деревянный мост. И далее, до ФГС идет грунтовая дорога. Отсюда и начинается наш путь. Микроавтобус по этой дороге не проедет, только внедорожники. Притоки реки легко преодолеваются по камням или перекинутым бревнам. Прошли по еще двум деревянным мостам, вначале на правый б.р., и затем, уже практически у ФГС, снова на левый б.р. Чон-Кызылсу.

За ЧХВ 1ч. 20мин., пройдя три ходовых отрезка, мы доходим до ФГС и встаем на ночевку недалеко от ФГС, на левом б.р. Чон-Кызылсу.

Погода весь день с переменной облачностью, без осадков.

Заброску оставляем у гостеприимных хозяев ФГС за 300 сом.

Высота нашей первой ночевки 2570м., координаты N42 11.354 E78 11.952. ЧХВ за день 1ч. 20 мин., прошли 5,5 км с Коэф. 1.2, набрали 220 м. высоты. Ходовые отрезки: 16:15-16:40 16:50-17:15 17:20-17:50.

Фото 1. Озеро Иссык-Куль.

Пер. Каратакия (1А, 3800).

Описание дается от ФГС (выс. 2570м, д.р. Чон-Кызылсу) до выс. 3260м. в д.р. Киче-Кызылсу.

Характеристика: ск.-ос, расположен в северном отроге хребта Терскей, между п. 4073м, с севера и п. 4023м. с юга. Соединяет д.р. Каратакия (д.р. Чон-Кызылсу) и д. р. Киче-Кызылсу. Седловина перевала широкая осыпная. Воды в чистом виде на перевале нет, тур в центральной части. Сняли записку туристов ФСТ Дмитровского р-на, поход 1 к.с, от 18.07.2017 г, рук. Арутюнян А.А.

Высота по классификатору и по GPS: 3800м. и 3810м. по GPS (где тур). GPS координаты перевала: (где тур): N42 08.927 E78 09.031.

Категория трудности по классификатору: 1А.

Путь прохождения: с северо-востока на юго-запад. Описание прохождения:

31.07.17 г. – первый походный день, подъем в д.р. Каратакия.

Подъем общий в 6.00. Безоблачное небо, температура+1° по С, ночью было около нуля. Сегодня нам предстоит подняться в д.р. Каратакия. Особенность этой долины в том, что подъем на нее осуществляется через д. р. Саватор. Как следует из других отчетов, д.р. Каратакия в низовьях непроходима (каньон, водопад).

После завтрака быстро собираем лагерь и в 7.25 выходим на маршрут. Идем шустро, руководитель, несмотря на двухнедельную акклиматизацию в «единичке», еле поспевает за участниками. Стараюсь сбить темп, поскольку не все участники акклиматизированы Ходовые отрезки сокращаю до 20-25 мин. Нужно дать возможность организму привыкнуть и к высоте, и к новому климату. К тому же, предстоит очень крутой подъем и набор высоты в д.р. Саватор

Тропа вначале идет вдоль правого б.р. Чон-Кызылсу. (Чон-Кызылсу, в переводе с киргизского – «Большая красная река»). За первый ходовой отрезок преодолеваем два левых притока р. Чон-Кызылсу: Каратакию и Саватор. Перейдя на правый б.р. Саватор нужно быть очень внимательными, основная тропа продолжает идти по левому б.р. Чон-Кызылсу в южном направлении. Справа по ходу движения начинается еловый лес. Нужно заходить в этот лес и продвигаясь в юго-западном направлении выйти на тропу, которая ведет в верховья р. Саватор (фото 2).

Фото 2. Начало тропы в д.р. Саватор.

Координаты начала этой тропы N42 10.184 E78 11.946, высота 2668м., от ФГС примерно 2,5 км.

Тропа крутая, хорошо набита, зигзагами ведет вверх, по ней часто местные пастухи перегоняют отары овец. Потерять ее невозможно, но местами она ответвляется, нужно стараться идти ближе к каньону. В одном месте открывается красивый вид на водопад. За три ходовых отрезка выходим из зоны леса. Наверху стоит кош. Время 9.30, ЧХВ 1ч. 30 мин. от м.н, координаты на выходе из зоны леса недалеко от коша N42 10.018 E78 11.675 , высота 2900м.

Тропа обходит кош справа по х.д. и продолжает тянуться в верховья р. Саватор. по правому берегу (фото 3). Долина реки Саватор идет уступами: выполаживание, небольшой ригель, затем снова выполаживание. Идем по тропе, местами она теряется, выбираем оптимальный путь движения и снова находим тропу. На высоте 3265м. переходим по камням на левый б.р. Саватор. В юго-западном направлении вдали виднеется, пер. Саватор. А на севере виден водораздельный гребень, разделяющий долины рек Каратакия и Саватор. По гребню заметна тропа, которая плавно набирая высоту, переваливает через гребень (фото 4). Поднимаемся на этот гребень и устраиваем привал.

Отличная обзорная точка! Время 11.55, ЧХВ от м.н. 3ч. 15 мин., координаты N42 10.070 E78 10.905, высота 3367м. Любуемся красивейшими видами на все четыре стороны, абсолютно безоблачное небо (фото 5 и 6).

Отсюда видна долина Каратакия, как на ладони и место нашей ночевки (фото 7). Тропа траверсом плавно спускается на правый б.р. Каратакия. Переходим по камням на левый берег и, пройдя еще небольшое расстояние, встаем на ночевку на травянистых полках. Места не идеально ровные, небольшой уклон, камни и коровьи «лепешки». Вода в р. Каратакия чистейшая.

Высота ночевки 3370м, координаты N42 09.822 E78 10.153. ЧХВ за день 3ч. 40 мин., прошли 8 км с Коэф. 1.2, набрали 800 м. высоты.

Время обеденное, готовим суп, но на сегодня мы дальше не пойдем, план дня выполнен. Двое участников чувствуют легкие симптомы «горняшки», сказывается высота. После обеда отдыхаем и дошиваем снегоступы.

Ходовые отрезки: 7:25-8:00 8:10-8:30 8:45-9:14 9:25-9:45 9:55-10:15 10:30-10:50 11:05-11:55 12:15-12:40.

Фото 3. Выход из зоны леса в д.р. Саватор.

Фото 4. Тропа по гребню, в д.р. Каратакия.

1.08.17 г. – второй походный день, подъем на пер. Каратакия.

«Каратакия» с киргизского переводится как «Черная тюбетейка». Не часто так случается, что за один сезон удается подняться на один и тот же перевал дважды, но с этим перевалом у руководителя случилось именно так. Не прошло и двух недель, как с группой «единичников» мы поднялись на этот перевал радиально. Теперь нам предстоит пройти его насквозь и спуститься в д.р. Киче-Кызылсу (в переводе с киргизского «Малая красная река»).

Фото 5. Вид на верховья д.р. Саватор

Фото 6. Вид на р-н. пер. Сибиряков, 1Б.

Фото 7. Верховья д.р. Каратакия, место 2-й ночевки.

Ночью прошел дождь. Утром облачно, иногда накрапывает. Подъем в 6.30, завтракаем. Небольшое просветление в сторону перевала дает надежду на улучшение погоды. Выходим в 8.10.

Идем медленно, двое участников продолжают чувствовать себя неважно. Явной тропы по левому б.р. нет, местами она, то появляется, то исчезает в густой тропе. Идем, придерживаясь русла реки, выбирая наиболее оптимальный путь движения. Местами долина заболочена. Переходим реку Каратакия дважды, сначала на правый берег, а затем, пройдя некоторое расстояние, снова на левый б.р. еле приметная тропа по травянисто-осыпному склону выводит в обширный цирк. Скально-осыпной гребень разделяет этот цирк на две части. Наш перевал находится в правом по х.д. цирке. В 9.50 мы в цирке пер. Каратакия. ЧХВ от м.н. 1ч. 20мин. (три ходовки), от м.н. 2,5 км. Высота 3670м. Координаты N42 09.001 E78 09.226. Фото 8.

Пер. Каратакия (1А, 3800м.), ск.-ос, соединяет д.р. Каратакия (д.р. Чон-Кызылсу) и д. р. Киче-Кызылсу. На подъем перевальный взлет осыпной, с выходами скал, протяженностью до 300 м, крутизной склона 25-30°.

В 10.00 начинаем подъем на перевал, плотной группой, в касках, зигзагами, самостраховка трек палками или ледорубами (фото 9). Переменная облачность сохраняется, но видимость достаточная для безопасного подъема.

Фото 8,9. Восточный цирк и перевальный взлет пер. Каратакия, 1А.

Фото 10. Группа на пер. Каратакия, 1А.

Фото 11. Широкая седловина пер. Каратакия.

В 10.30 группа на пер. Каратакия (фото 10, 11). Пока мы на перевале на короткое время облака рассеиваются, и появляется солнышко. Отличные панорамные виды на запад и восток. Немного просматривается район нашего следующего перевала. Путь спуска с перевала (на запад), в д.р. Киче-Кызылсу полностью не просматривается. Перевальный взлет скрывается за перегибом.

Оставляем записку в туре, фотографируемся и в 11.05 начинаем спуск с перевала по осыпному склону плотной группой, в Ю-З направлении, самостраховка трек палками. Крутизна вначале небольшая, до 20-25 гр. вскоре за осыпным склоном начинается травянистый склон. Идем, траверсируя слон, в направлении западного цирка пер. Саватор (фотопанорама 12).. Вскоре выходим на крупную осыпь, которая граничит с потоками, стекающими из западного цирка пер. Саватор. Крутизна увеличивается до 30гр. некоторое время идем по камням вниз. Появляется обзор в долину реки Киче-Кызылсу и мы видим, что траверсировать правый борт долины без сброса высоты не получится. По крупным камням идти неудобно, и не безопасно. Справа по ходу движения травянистый склон крутизной 25-30 гр. Переходим на правый берег ручья, далее траверсом на травянистый склон и постепенно сбрасывая высоту, спускаемся к реке КичеКызылсу.

В 12.40 мы на берегу реки устраиваемся на обед. В итоге, на спуск с пер. Каратакия к р. Киче-Кызылсу занял ЧХВ 1ч. 20 мин. Высота 3260м.

Фотопанорама 12. Западный цирк пер. Саватор, 1А.

Расчет ходового времени для прохождения пер. Каратакия с С-В на Ю-З.:

12,8

6ч. 20мин.

+1230 -540

Выводы и рекомендации по пер. Каратакия:

Пер. Каратакия - классический 1А перевал. Простой, красивый, безопасный, с отличными видами в хорошую погоду. Рекомендую для всех групп идущих походы от 1 к.с. Это, пожалуй, самый логичный ибыстрый вариант перехода из д.р. Чон-Кызылсу в д.р. КичеКызылсу.

Пер. Лавинный Зап. (2А, 3900м).

Описание дается от выс. 3260м в д.р. Киче-Кызылсу до ночевок на выс. 3400м. (слиянии рек. Лавинный и Ашуу-Тер).

Характеристика: сн.-лд. (с севера) и ск.-ос. (с юга), расположен в северном отроге хребта Терскей, между п. 4196м, с Ю-З и пер. Лавинный Вост. с С-В. Соединяет лдн. Киче-Кызылсу (д.р. Киче-Кызылсу) и лдн. Лавинный (д.р.Ашуу-Тёр). Седловина перевала широкая снежная, возможна установка палаток, воды в чистом виде нет. Обнаружены два тура с записками (один на скалах в С-В части седловины, второй ближе к седловине), ТК «Такт» (Томск), от 02.08.2011 г. рук. Жунусов Б.А., горный 3 к.с. и гр. туристов из Москвы, поход 2 к.с.(??) , от 15.07.16 г. рук. Морозов И.В.На подъем: перевальный взлет сн.-лд., крутизной 35-40°, протяженностью 300м.

Провешено 6 веревок перил подряд: 5 по ледовому склону, 1 – по снежнику.

На спуск: ск.-ос, крутизной 30-35°, протяженность до 150м. Плотной группой, в касках.

Высота по классификатору и по GPS: 3900м. и по GPS 3992м. GPS координаты перевала (где тур): N42 06.078 E78 08.179.

Категория трудности по классификатору: 2А. (по факту прохождения перевала на сезон августа 2017 года, считаем, что перевал соответствовал к.т. 2Б).

Путь прохождения: с севера на юг. Описание прохождения по дням:

1.08.17 г. – продолжение дня.

Пока спускались в долину Киче-Кызылсу, просматривали дальнейший путь подъема. По описаниям подъем возможен как по левому б.р, так и по правому. Но по правому б.р. тропа не просматривалась, а на противоположном берегу была явная тропа. Поэтому сразу после обеда переходим р. Киче-Кызылсу вброд (вода по колено) на левый б.р. Фотопанорама 13.

Фотопанорама 13. Начало подъема по левому б.р. Киче-Кызылсу.

В 14.00 продолжаем подъем по д.р. Но вскоре тропа теряется в старых моренных отложениях. На горизонте виднеется мощный моренный вал, который преграждает путь в верховье долины. Подходим к моренному валу, река прорезала этот вал на две части и протекает в каньоне. Траверсируя травянисто-осыпной склон крутизной 25-30 гр. и выходим на верхнюю ступень долины. Открывается вид на пер. Лавинный(фото 14). Русло реки уходит вправо по х.д., под язык лдн. Переметный. Бродим по камням реку снова на правый б.р, проходим еще один ходовой отрезок и встаем на ночевку на широкой пойме реки.

Фото 14. Верховья д.р. Киче-Кызылсу.

Итоги дня: от м.н. прошли ЧХВ 5ч. 05 мин. Прошли 7,6 км, с Коэф. 1.2., набрали за день 680 м. высоты и сбросили 540 м. Высота ночевки 3510м., координаты места ночевки N42 07.496 E78 08.050.

Ходовые отрезки: 8:10-8:35 8:50-9:20 9:25-9:50 10:00-10:30 11:05-11:30 11:40-12:15 12:20-12:40 14:00-14:25 14:30-15:00 15:10-15:40 15:50-16:205ч 15м

ПС. Сегодня прошел наш первый полноценный день. Не все участники акклиматизировались к высоте, но, настрой группы бодрый. То, в каком состоянии мы увидели перевальный взлет, пер. Лавинный, несколько нас обескуражило. Перевал практически во всех описаниях, которые удалось найти в интернете (см. п.3 отчета), проходится по снегу «ногами», перед нами же был ледовый склон. Руководителю предстояло принять решение: либо идти на перевал, либо идти по запасному варианту. Для этого, необходимо было объективно оценить сложность перевала, чтобы она не превышала по к. т. 2Б. После того как установили лагерь, руководитель и Дерри С. отправились на разведку в сторону пер. Лавинный. Надо было подойти поближе к перевалу и более внимательно его рассмотреть (фото 15). Связь с основной группой поддерживали по рации.

После возвращения в лагерь решение окончательное так и не было принято. Руководитель решил этот вопрос отложить до утра.

Фото 15. Вид на пер. Лавинный Зап, накануне подъема на него.

2.08.17 г. – третий походный день, подъем на пер. Лавинный Зап.

Общий подъем в 5.30, выход в 7.00.С утра и весь день безоблачное небо, отличная погода.

Отсутствие облаков и в связи с этим уверенность в том, что первая половина дня будет без осадков, повлияло на окончательное принятие решения. Оценив все «за» и «против», руководитель принял решение подниматься на перевал. После завтрака выдвигаемся в направлении перевала.

Движемся вначале по широкой разветвленной долине, усыпанной крупными камнями, вдоль русла ручья. Переходим по камням на левый берег ручья и движемся в направлении моренных валов. Уходим левее по ходу движения и по крупной осыпи, «живые камни», взбираемся на моренный вал. Все в касках, для самостраховки используем трекинговые палки. Сложно дать какие то рекомендации по поводу того, как продвигаться по моренным валам. Мы продвигались придерживаясь правого борта долины. То и дело приходилось спускаться с одногои подниматься на другой вал. В 9.50 мы в цирке пер. Лавинный Зап. (фото 16). Еще за 25 мин. ЧХВ траверсируя моренный вал спустились на начало открытого ледника и встали на привал. Прошли 2,4 км., ЧХВ 2ч.55мин. от м.н, выс. 3650м. На всем пути продвижения к перевалу мест для ночевок не было. Надеваем обвязки, распределяем специальное общественное снаряжение, надеваем «кошки».

Лидеры группы, Сергей Д. и руководитель, в 10.40 выходят и по открытому леднику продвигаются в направлении перевального влета, который представляет собой 300-метровый снежно-ледовый склон (фото 17). Связь с остальными участниками группы по рации.

Вначале движение по открытому леднику, крутизна небольшая. Ледник усеян камнями. По тому, как они расположены, можно определить траекторию падения. Наибольшую опасность представляют скалы, расположенные на правом борту цирка перевала и скалына самом перевале. В нижней части перевальный взлет прорезан мощным бергшрундом, засыпанным снегом. Берг сужается в орографически правой части взлета. До берга крутизна 20-25 гр., но затем крутизна начинает резко увеличиваться.

Фото 16. Выход в цирк пер. Лавинный З.
Фото 17. Цирк пер. Лавинный Зап.

Фото 18. Перевальный взлет пер. Лавинный Зап. Схематично указаны шесть перильных участков на подъем.

В 10.55 начинаем техническую работу на перевальном взлете (фото 18). Первую станцию делаем на нижней границе бергшрунда, на двух ледобурах. Лидер, Сергей Д., проходит берг по снежному мосту, с НКС, и делает еще одну станцию на верхней границе берга. Первую станцию разбираем за ненадобностью, но веревку не выбираем, чтобы участники могли проходить через берг по перилам. От верхнего края бергшрунда провешиваем оставшуюся часть первой веревки, почти вертикально верх. Вторую веревку провешиваем под углом 45гр, по диагонали вправо по

х.д. Фото 19, 20. Т.о. мы сместились к наиболее крутой, но безопасной центральной части перевального взлета. Далее провешиваем еще четыре веревки вертикально верх до перевальной седловины. Кроме крайней, все веревки по льду, станции на ледобурах. Шестая веревка крепилась на станции из сдвоенных ледорубов. Наиболее опасный участок подъема 1-я и 2-я веревки, во время работы техлидеров пролетел камень левее нас по х.д. Наиболее крутой участок подъема, 3-я и 4-я веревки (фото 21–25), крутизна склона до 40гр. Техлидер Сергей Д., эти участки провешивал без рюкзака. После того, как была провешена третья веревки, по рации была дана команда остальным участникам и они из безопасной зоны подходят к перилам и начинают поочередно жумарить вверх. Важно, постоянно за склоном наблюдали на предмет падения камней! Замыкающий бухтует крайнюю веревку и она передается техлидерам, для дальнейшей провески перил. Пятая веревка дошла до нижнего края верхнего бергшрунда, о котором не упоминается в описаниях (видимо, бывает полностью засыпан снегом. Он был забит снегом (фото 26, 27), мы обошли его слева по х.д. Далее участок снежника и шестая веревка выводит на седловину (фото 28, 29).

В 15.25 мы поднялись на седловину пер. Лавинный Зап. На техническую работу по подъему на перевал Лавинный Зап. ушло ОХВ 4ч. 30мин.

Группа на перевале (фото 30), одновременно с усталостью, мы испытывали чувство радости и удовлетворения от выполненной работы. Группа на подъеме работала четко и слаженно. С перевала открывается вид на д.р. Киче-Кызылсу (фото 31),на пер. Провал и Котор вдали (фото 32). На перевале устраиваем обед, варим кисель.

Фото 19. Первый участок подъема.

Фото 20. Вторая веревка на подъем.

Фото 21. Третий участок перил, самый крутой.

Фото 22. Вид от 2-й станции вниз.

Фото 23. Станция на льду из двух сблокированных петлей ледобуров.

Фото 24. Вид на перевальный взлет вниз от 3й станции.

Фото 25. 4-я веревка перил.

Фото 26. Верхний бергшрунд обходим слева.

Фото 27.5-я веревка – вид вниз.

Фото 28. 6-я веревка выводит на седловину.

В 16.30 начинаем спуск с перевала. Южный перевальный взлет ск.-ос, крутизной 30-35°, протяженность до 150м. Фото 33 и 35. Очень неприятный скально-осыпной кулуар, состоящий из нагромождений «живых камней» Камнеопасно! Спускаемся плотной группой, в касках, самостраховка трекинговыми палками (фото 34). За 40 мин. ЧХВ спускаемся на открытый ледник Лавинный. Отсюда открывается вид на пер. Киче-Кызылсу (1Б) (фотопанорама 35). Продолжаем движение по леднику в «кошках», ледник пологий, без трещин, усыпан камнями. Берем правее по ходу движения (фото 37). Крутизна увеличивается до 20-25 гр. Затем ледник плавно переходит в морену. Потоки воды образующие реку текут справа по х.д. и видно, что река уходит в каньон (фото 38). Сюда дошли за 25 мин. ЧХВ. Спускаемся по левому б.р. практически у русла реки. По описаниям пишут, что можно спускаться и правым и левым б.р., но исходя из нашего опыта, мы рекомендуем начинать спуск по левому б.р. Весь участок спуска по каньону до р. Ашуу-Тер достаточно напряженный и сложный, местами опасный. Возможно, это было в нашем случае, из-за теплого сезона и полноводности потоков вырывающихся из под лдн. Лавинный. Половину участка прошли по левому берегу, местами попадались крутые конгломератные участки, которые обходили или выше по склону, или по камням в воде. Затем появился прижим (фото 39), который никак невозможно было обойти, пришлось по камням перепрыгивать на правый б.р. но вскоре и по правому берегу стало невозможно идти, снова перебрались на левый берег. И только в последней трети пути уклон начал уменьшаться. В 20.00 первый участник доходит до слияния рек. Лавинный и Ашуу-Тер. Хороших мест под палатки нет, травянистые полки под уклоном, но выбора нет. В 20.10 вся группа в сборе, ставим лагерь. На спуск по каньону ушло 2ч.20мин. ОХВ.

Итоги дня: от м.н. прошли 6,3 км, с Коэф. 1.2., ОХВ 11ч, набрали за день 480 м. высоты и сбросили 590 м. Высота ночевки 3400м., координаты места ночевки N42 05.754 E78 09.502. Ходовые отрезки: 7:00-7:30 7:40-8:15 8:25-9:50 10:00-10:2510:40-11:00 11:00-15:30 16:30-17:10 17:20-17:45 18:00-18:30 18:40-20:20.

Фото 29. Седловина пер. Лавинный Зап.

Фото 30. Группа на пер. Лавинный зап.

Фото 31. Вид с пер. Лавинный З. на север.

Фото 32. Вид с пер. Лавинный З. на юг.

Фото 33. Южный перевальный взлет перевала Лавинный Зап.

Фото 34. Группа на спуске с пер. Лавинный З.

Фото 35. Панорама южного цирка.

Фото 36. Группа на спуске с перевала.

Фото 37. Путь движения группы по леднику.

Фото 38. Идем по левому б.р., река уходит в каньон.

Фото 39. Спуск по каньону реки Лавинный, в д.р. Ашуу-Тер. Расчет ходового времени для прохождения пер. Лавинный с севера на юг, от выс. 3260м в д.р. Киче-Кызылсу до ночевок на выс. 3400м. (слиянии рек. Лавинный и Ашуу-Тер):

Подъем в верховья д.р. Киче-Кызылсу

1ч. 55мин.

+250

Подъем в цирк перевала по морене

2ч. 55мин.

+140

Подход по лдн. к пер взлету

20мин.

4ч. 30мин. (ОХВ)

+340

Спускс перевала на лдн. Лавинный

0,15

-100

Движение по лдн до р. Лавинный

0,8

-50

Спуск по каньону р. Лавинный до м.н.

2,05

2ч. 10мин.

-440

8,7

12ч. 55мин.

+730 -590

Выводы и рекомендации по пер. Лавинный Зап.:

• Один из красивых и сложных перевалов на нашем маршруте, который оставил сильное впечатление у участников группы, и один из самых напряженных дней похода!
  • Определяющее значение на сложность перевала, окажет наличие снега на перевальном взлете. Этот фактор также будет определяющим при выборе тактики и техникиподъема на перевал.
  • По факту нашего прохождения перевала и по состоянию снежно-ледовой обстановки на перевальном взлете на момент прохождения, считаем, что перевал соответствовал к.т. 2Б (шесть веревок подряд по снежно-ледовому склону крутизной 35-40 гр.).
  • Отсутствие «звездочки» в категории трудности перевала может провоцировать подъем на него групп идущих походы ниже 4 к.с. (в одном из туров была обнаружена записка группы туристов проходящих поход 2 к.с.(!?).
  • Идентифицировать перевал с южной стороны достаточно не просто. Из-за сильно разрушающихся скал, камнеопасность южного перевального взлета будет увеличиваться.

03.08.17 г. – четвертый походный день

Спуск до ФГС, завершение акклиматизационного кольца.

Подъем свободный, высыпаемся. Вчера был один из напряженных дней похода: сложный технический перевал и непростой спуск к м.н. Ужинали уже при луне и звездах.

Задача сегодняшнего дня спуститься к ФГС, до заброски. В 8.30 все уже встали, собираем лагерь под накрапывающим дождем. Ночью тоже моросил дождь. Фото 40. 41.

Фото 40. Вход в каньон р. Лавинный, к пер. Лавинный Зап.

В 10.10 выход группы. Начинаем спуск по д.р. Ашуу-Тер по левому б.р. Еле приметная тропа идет чуть выше русла реки. Тропа то и дело теряется, приходится идти по мокрой тропе, местами по камням, иногда по курумникам (фото 42). Долина уступами ведет вниз, крутые участки чередуются участками выполаживания. На втором ходовом отрезке, одна из участниц, Женя И, подвернула ногу, неудачно поставим ступню на камень в траве. Оказываем первую необходимую помощь: холодный компресс и тугую повязку на ногу. Далее разгружаем ее и продолжаем спуск, участница идет сама.

В 12.30, ЧХВ от м.н. 1ч. 50мин, справа по х.д. открывается вид на ущелье Котртор (фото 43), а наша тропа входит в зону леса. По лесу тропа набита основательно, она серпантинами выводит в д.р. Чон-Кызылсу, гораздо ниже слияния рек. Ашуу-Тер и Котртор (фото 44). В 13.00 выходим из зоны леса в пологую долину Чон-Кызылсу. Далее лошадиная тропа по левому б.р. В одном месте тропа выводит к прижиму реки, приходится подниматься на левый борт долины и обходить прижим по крутому склону.

В 15.25 мы доходим до ФГС. Лагерь ставим чуть выше родника у больших валунов.

Итоги дня: от м.н. прошли 14,7 км, в зачет идет, за вычетом повторяющейся части пути 11,7 км, с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч. 05 мин. Сбросили 830 м. высоты. Высота ночевки 2570м, координаты места ночевки N42 11.354 E78 11.952.

Весь день переменная облачность, кратковременные дожди. Учитывая, что предыдущий день мы спускались по руслу реки и сегодня по мокрой тропе, ботинки у всех промокли. Попросили гостеприимных хозяев ФГС оставить на ночь ботинки у печки. И еще, заказали у хозяйки Шайкуль пирог «Джото». По составу очень простой: капуста, лук, морковь в слоеном пироге, но очень вкусный. Ужин получился знатным! Первый этап похода завершен.

Ходовые отрезки: 10:10-10:45 10:45-11:05 11:25-11:55 12:05-12:50 13:00-13:25 13:35-14:00 14:10-14:45 14:5515:25.

Фото 41. Место ночевки у р. Ашуу-Тер.

Фото 42. Начало спуска по д.р. Ашуу-Тер.

Фото 43. Место слияния с р. Котртор.

Фото 44. Лесная тропа выводит к д.р. ЧонКызылсу.

04.08.17 г. – пятый походный день. Подъем в висячую долину реки Айлама.

Общий подъем в 7.00. с утра облачность, собираем лагерь, завтракаем. Задача дня подняться в висячую долину Айлама. Женина нога побаливает, но идти она может, и она готова продолжить маршрут.

Реку Чон-Кызылсу просто так не перейти: полноводна и стремительна. В районе ФГС через реку натянут стальной трос и установлена металлическая люлька на роликах. Это приработок местных ребятишек, они за небольшую плату переправляют на другой берег реки (фото 45). Мы заплатили 200 сом за 5-х участников. В 9.30 вы на правом берегу реки и стартуем. Тропа идет по правому б. р. Кашкатор. Проходим слияние с р. Арчатор и в 11.00 на выс. 2836 м, приваливаемся на правом б.р. Кашкатор, отличные места для ночевки.

Продолжаем движение по правому б.р. Кашкатор, в 11.50 видим набитую тропу, которая резко поворачивает на лево по х.д. и ведет вверх. Мы, почему то игнорируем эту тропу, продолжаем идти по основной тропе, которая выводит на русло реки Кашкатор. Вскоре нас догоняет местный пастух на лошади и подсказывает. Что подъем в долину Айлама по тропе, которую мы видели. Возвращаемся на нее и начинаем подъем по тропе (фотопанорама 46). Координаты начала тропы в висячую долину Айлама N42 10.546 E78 14.145, выс. 2854м.

Фото 45. Переправа через р. Чон-Кызылсу.

Фото 46. Идем по тропе в верховья д.р. Айлама.

По тропе, траверсируя редколесье и кустарники правого борта долины Кашкатор, поднимаемся вверх. В одном месте мы ее потеряли и пришлось пробираться через густые заросли кустарников. В 12.30 вы выбрались из кустарников к месту, где, возможно раньше располагался кош. Долина Айлама за перегибом склона, ее не видно. Погода начинает портиться, начинается дождь. Переваливаем через гребень и выходим к пологой висячей долине Айлама. В 14.40 встаем на ночевку. Итоги дня: от м.н. прошли 9 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч. 10 мин. набрали 710 м. высоты. Высота ночевки 3280 м, координаты места ночевки N42 10.299 E78 16.640.

Ходовые отрезки: 8:50-9:15 9:30-9:50 10:00-10:15 10:30-10:55 11:05-11:20 11:25-11:35 11:40-12:00 12:10-12:30 12:40-13:10 13:20-13:50 14:00-14:40

ПС. От м.н. открывается красивый вид на хребет Терскея с перевалами: 50 лет Советской Киргизии, Михальчевского Игоря, Ульяновцев. Фото 47.

Фото 47. Вид с места ночевки на хребет Терскея с перевалами: 50 лет Советской Киргизии, Михальчевского Игоря, Ульяновцев.

Пер. Айлама (2Б, 4049м).

Описание дается от выс. 3280м. в д.р. Айлама до выс. 2660м, ниже слияния рек Айланыш и Джетыогуз.

Характеристика: сн.-лд. с запада и скальный на восток, соединяет лдн. Айлама (д.р.

Кашкатор-Чон-Кызылсу) и д.р. Джетыогуз. Расположен в северном отроге хребта Терскей. Седловина перевала узкая скальная, тур расположен в центральной части, мест для ночевок на седловине нет. Сняли записку туристов г. Долгопрудного, горный поход 5 к.с, от 20.07.2016 г., рук. Грецов Ю.В.

На подъем: подход под пер. взлет по открытому, а затем закрытому лдн. Айлама. Перевальный взлет скально-осыпной, протяженностью до 50м. Движение в связках, одновременная и попеременная страховка.

На спуск: перевальный взлет скально-снежный, крутизной от 30-40° до 90°, протяженность 200м. Провешено четыре веревки перил подряд: три по скалам, 4-я по крутому снежнику.Далее на «три такта».

Высота по классификатору и по GPS: 4049м. и по GPS 4079м. GPS координаты перевала: (где тур): N42 08.986 E78 19.486.

Категория трудности по классификатору: 2Б.

Путь прохождения: с запада на восток. Описание прохождения:

05.08.17 г. – шестой походный день. Прохождение пер. Айлама, 2Б.

Подъем в 5.25. Ночью был небольшой дождь, с утра облачность. Выход группы в 7.15. За один ходовой отрезок подходим к моренным валам. Дальше движение в касках. Тропа обходит моренный вал слева по х.д, затем начинаем траверсировать правый борт долины. Общее направление движения в левый по х.д. угол долины. Перевала Айлама не видно.

Тропы как таковой нет, иногда появляются турики, указывающие общее направление движения. Движемся вначале по гребню моренного вала (фото 48), плавно набирая высоту. Часто приходится перебираться с одного вала на другой, много «живых камней». Прямо по х.д. открываются шикарные виды на хребет Терскея, с пер. 50 лет Советской Киргизии, Игоря Михальчевского, Ульяновцев и Электриков (фотопанорама 50). Вскоре, справа по х.д., внизу, показывается открытый ледник Айлама (фото 49). Траверсируя правый борт долины, спускаемся к леднику. ЧХВ от м.н. 2 ч. 35мин. Высота 3525м. Весь этот участок пути проходит по крупной осыпи и большим камням. Передвигаемся осторожно, соблюдая меры техники безопасности.

Фото 48. Идем по гребно моренного вала.

Фото 49. Выходим на ледник Айлама.

Фото 50. Панорама хребта Терскея с перевалами: 50 лет Советской Киргизии, Михальчевского Игоря, Ульяновцев, Электриков.

В 10.50, предварительно надев «кошки» выходим на открытый ледник Айлама и начинаем подъем на перевал. Вначале ледник пологий, но постепенно крутизна увеличивается до 25-30гр.

По описаниям, подъем на пер. Айлама с запада осуществляется по снегу, в кармане между ледником (обычно закрытому) и правым скальным склоном, ограничивающим правый борт цирка. Но в нашем случае, в теплый сезон, снега в кармане не было и продвижение по карману было бы очень затруднительным и не безопасным. Поэтому, единственный путь к перевалу оставался по леднику.

Преодолев 200-метровый взлет открытого ледника, который в верхней части достигает крутизны 30-35 гр, мы оказываемся в средней более пологой части ледника (фото 51, 52, 53). Правая (орогр.) сторона ледника в огромных трещинах и разломах (фото 54). Слева по х.д. наконец-то, показывается наш перевал (фото 55). Справа по х.д. открывается вид на ледопад под пер. И. Михальчевского, на пер. 50 лет Сов. Киргизии, а позади нас, на пер. Электриков (фото 56, 57, 58). Продолжаем двигаться по средней части ледника (фото 59), лавируя между трещинами. В 12.40 встаем на перекус, ЧХВ от м.н. 4ч. 05мин., в т.ч. 1ч. 30мин. по леднику.

Погода начинает портиться, облака накрывают нас, но осадков нет. До перевала по прямой метров 500 и, кажется, еще один рывок и мы будем на перевале (фото 60).

Сразу после перекуса начинаем подниматься по протяженному ледовому склону в сторону перевала. Крутизна склона 25-30гр. Пройдя два ходовых отрезка (ЧХВ 55мин.), мы останавливаемся, ледник становится закрытым. Связываемся в две связки и продолжаем двигаться в связках, зондируя снег (фото 61). Трещины есть, и крупные. Некоторые обходим, некоторые переходим по снежным мостам с попеременной страховкой.

В 15.00 доходим до скально-осыпного взлета, ведущего на перевал Айлама. Развязавшись, за 15 мин. поднимаемся на северную (с туром) седловину перевала Айлама (фото 62)ЧХВ от м.н. 5ч. 50мин. Безопасных мест для ночевки нет как на леднике Айлама, так и на самом перевале.

Фото 51. Вид на крутую часть лдн. Айлама.

Фото 52. Подъем по открытому лдн. Айлама.

Фото 53. Ледник Айлама – взгляд назад.

Фото 54. Трещины на леднике впечатляют размерами.

Фото 55. Показывается пер. Айлама, 2Б.

Фото 56. Вид на пер. 50 лет Сов. Киргизии.

Фото 57. Вид на пер. И. Михальчевского, 3А.

Фото 58. Вид на пер. Электриков, 1Б.

Фото 59. Продолжаем подъем по леднику.

Фото 60. От перевала нас отделяет закрытый ледник.

Фото 61. Движение по закрытому леднику в связках.

Фото 62. Группа на пер. Айлама, 2Б.

В 15.30 начинаем спуск с перевала. (Описано несколько вариантов спуска с перевала, мы вначале идем по варианту, который описан в отчете Грецова Ю.). Всего на спуск провесили 4 веревки по 50 м., три по скалам и четвертую по крутому снежнику.

Первую веревку (1-я станция) крепим за расходную петлю на скальном выступе. Лидера, Дери С, выпускаем с ВКС. Первая веревка идет влево вниз по х.д. по скально-осыпному кулуару крутизной 35-50 гр. Кулуар затем поворачивает вправо (фото 63,64, 65). Вторую станцию лидер делает дальше этого поворота, на небольшой скальнойполке. Камни, которые падают на первом участке спуска из под ног лидера, не доходя 2-й станции, поворачивают вправо и летят вниз.

Станцию крепим за сблокированную петлю на трех скальных крючьях.

Вторая веревка идет прямо вниз по гладким скалам, крутизна участка 40-50 гр. Внизу имеется старый крюк и небольшая полка. Станцию организовываем на сблокированной петле на 4х скальных крючьях.

Третья веревка также идет прямо вниз до рантклюфта и началакрутого снежника.20 метров по крутым гладким скалам и 30 метров вертикального спуска.

На всех участках спуск первого с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, станции на расходных якорных крюках.Чтобы не допустить падения камней на участников, на третьей станции (после второй веревки) не скапливаемся, а проходим сразу и третью веревку. Участники собираются после третьей веревки у скального бастиона, укрываясь от камней (фото 66).

В 20.00 замыкающий на 3-м участке, руководитель, приземляется у скального бастиона. Таким образом, на преодоление скального участка у нас ушло ОХВ 4ч. 30мин.

Оценив взлет, принимаем решение на провешивание еще одной веревки. Достаточно круто, после снежника участок льда и далее, крутой склон выводит на «бараньи лбы».

Четвертую веревку крепим петлей за скальный бастион и по снежнику крутизной до 35-40° спускаемся дюльфером вниз (фото 67, 68), замыкающий – по сдвоенным. В конце участка крутизна чуть меньше и можно уже «вырубать» ступени. Преодолев участок, участники выстегиваются из перил и на «три такта» с вырубанием ступеней траверсируют снежник влево по х.д. на осыпной склон. Выйдя на сыпуху, крутизна до 35 гр. с «живыми камнями», очень осторожно сбрасываем высоту в направлении моренных валов. Протяженность этого участка до 400м.

Фото 63. Первый участок спуска по перилам.

Фото 64. Схематично указан путь спуска.

Фото 65. Первый участок спуска, вид наверх.

Фото 66. Спуск с 3-й веревки у скального бастиона.

Фото 67. Схематичный путь спуска.

Фото 68. Указан путь спуска с пер. Айлама.

Начинает уже смеркаться, передвигаемся в налобных фонариках. В 20.45 доходим до морен, выс. 3923м. Далее, продолжаем спуск по морене, высматривая место для ночевки. Проходим один ходовой отрезок и в небольшом моренном кармане, на снежничке устраиваемся на ночлег. Чуть ниже снежника находим ручеек. Ставим лагерь, дежурные готовят ужин.

Итоги дня: от м.н. прошли 6,8 км., с Коэф. 1.2.,ОХВ 11ч. 40мин., в т.ч 4ч. 40мин. на спуск по скалам.Набрали 800м. и сбросили 400 м. высоты. Высота ночевки 3680м., координаты места ночевки N42 09.175 E78 19.823.

Это был, пожалуй, самый напряженный день нашего похода! Выводы и рекомендации по пер. Айлама, будут даны ниже.

Ходовые отрезки: 7:15-7:40 7:45-8:15 8:45-9:35 9:40-10:20 10:30-10:40 10:50-11:20 11:30-12:00 12:10-12:40 13:25-13:50 13:50-14:20 14:25-15:15 15:30-17:00 17:00-20:00 20:15-20:45 20:55-21:45

06.08.17 г. – седьмой походный день.

Спуск до слияния рек Джетыогуз и Айланыш.

Подъем в 8.00, с утра солнышко и безоблачное небо. Готовим завтрак, подсушиваем мокрые вещи (фото 69). С выходом группу не тороплю, даю возможность восстановиться после вчерашнего напряженного дня. В 11.15 выходим.

От м.н. идем вначале по моренным отложениям, общее направление на север, северо-восток (фото 070, 071, 072), в сторону лдн. Айлама Вост. Проходим подготовленное место для ночевки, выровненную осыпную площадку. Спускаемся до открытого ледника Айлама Вост. Ледник полностью просматривается, есть как поперечные, так и продольные трещины. Ледник сплошь усеян камнями, крутизна небольшая. Пересекаем его и выходим к моренам бравого борта. ЧХВ от м.н. 55 мин. Продолжаем спускаться по камням, пересекаем потоки воды из под ледника и продолжаем спуск по правому берегу реки (фото 073). Внизу виднеется моренное озеро. В 13.25 доходим до моренного озера, ЧХВ от м.н. 1 ч. 50мин. Хороших мест для ночевок нет. От моренного озера проходим еще один короткий отрезок, выходим на зеленку и встаем на обед. Погода стоит отличная.

Фото 69. Место ночевки под пер. Айлама.

Фото 70. Спускаемся по моренам до ледника.

Фото 71. Вид на пер. Айлама с востока.

Фото 72. Вид на пер. Катюша, 3А.

Фото 73. Выходим к руслу р. Джетыогуз.

Фото 74. Вид на верховья д.р. Байтор.

После обеда продолжаем спуск по правому б.р. В 15.20(ЧХВ от м.н. 2ч. 20мин.) доходим до слияния с рекой Байтор (фото 074), озеро, обозначенное на карте – широкая пойма с разливами реки на многочисленные рукава. По камням переходим реку на левый берег и далее уже тропа идет по л.б. реки Джетыогуз. Отличная тропа постепенно входит в зону леса и выводит из нее уже гораздо ниже слияния рек Айланыш и Джетыогуз.

В 18.10 встаем на левом берегу р. Джетыогуз на травянистой полке. Д. р. Джетыогуз - одна из красивейших долин, что мы посетили в походе! Фото 075.

Итоги дня: от м.н. прошли 11,5 км, с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч. Сбросили 1020 м. высоты. Высота ночевки 2660м., координаты места ночевки N42 13.770 E78 20.557.

Ходовые отрезки: 11:15-12:10 12:20-12:50 13:00-13:25 13:35-13:50 14:55-15:15 15:25-15:45 16:05-16:30 16:4517:00 17:25-17:50 18:00-18:10.

Фото 75. Д.р. Джетыогуз – одна из красивейших долин Терскея!

Расчет ходового времени при прохождении пер. Айлама с запада на восток от выс. 3280м. в д.р. Айлама до выс. 2660м, ниже слияния рек Айланыш и Джетыогуз:

Подход к лдн. Айлама

Спускс перевала по скалам

4ч. 30мин.

-100

Спуск по снежнику и сыпухе до м.н.

1ч. 20мин.

-300

Спуск до пр. борта лдн. Айлама В.

0,9

55мин.

-140

Спуск по д.р. Джетыогуз до м.н.

10,7

3ч. 05мин.

-880

18,3

15ч. 40мин.

+800

-1420

Выводы и рекомендации по пер. Айлама.:

• Перевал Айлама один из часто проходимых перевалов 2Б района. По описаниям некоторых руководителей оценивается, как «слабая 2Б». Во время нашего прохождения перевала снежно-ледовая обстановка была такой, что подход к перевалу с западной стороны по снежнику в кармане был невозможен, из-за отсутствия снега. И подъем на перевал с западной стороны стал полноценным препятствием (открытый ледник, затем закрытый ледник). Опять же, из-за малого количества снега, на спуск нам пришлось вешать еще и четвертую веревку. Таким образом, «слабым» такой перевал никак не назовешь.
  • Для прохождения перевала от группы требуется уверенное владение техникой организации перильной страховки на скальных склонах. Для спуска с перевала мы провесили 3 веревки подряд по скалам. И дополнительно 4-ю веревку по крутому снежнику до выполаживания. На перевале мы оставили 9 м. расходной веревки и 4 расходных якорных крюка.
  • Идентифицировать перевал с востока достаточно не просто в протяженном скальном гребне.
  • Существует несколько вариантов спуска с перевала. Важно, при выборе пути спуска, максимально обеспечить меры техники безопасности, и прежде всего, исключить возможность падения камней при дюльфере, на участников группы находящихся ниже.

07.08.17 г. – восьмой походный день. Полудневка.

Несмотря на то, что вчера был поздний подъем, участники не до конца восстановились после напряженного предыдущего дня. Поэтому сегодня полудневка. Подъем свободный.

С утра отличная погода. Завтракаем не спеша в 9.00. Затем стираемся, сушимся. Сергей и Данила немного забавились, выпуская «крыло» по ветру (фото 76).

В 12.00 устраиваем обед и в 13.20 выход группы.

Продолжаем спуск по д.р. Джетыогуз по левому б.р. На расстоянии чутьбольше километраот места нашей ночевки расположен кош. И там же считается наиболее удобное место для брода р. Джетыогуз. За 20 мин. ЧХВ доходим до коша. Посколькуэтот кошяуже проходил в «единичке», знаю, что там можно приобрести из еды, лепешки, творог. Подходим к кошу, но нам «заламывают» цену 200 сом за одну лепешку. Эту долину частопосещают иностранные туристы, и местные пастухи избалованы вниманием. За такую цену, мы естественно лепешку не купили..
Фото 76. В д.р. Джетыогуз.
Реку Джетыогуз в «единичке» мы не бродили, переправились на лошадях. Это было всего 16 дней назад, но сравнивая русло реки тогда и сейчас, я пришел к выводу, что русло реки обомлело. Это обстоятельство укрепило решение переходить реку вброд.

Переобуваемся в тапки и «стенкой» в 5 человек переходим вброд на правый берег реки. Русло реки разделено на два потока. Первый рукав был более глубоким, вода нам доходила до пояса, и нам стоило усилий устоять мощи потока. Второй рукав был менее мощным, вода чуть выше колен.

Фото 77. Вид на место слияние рек Айланыш и Джетыогуз.

В 14.15 продолжаем наш путь уже вверх по долине по правому б.р (фото 77). За два коротких ходовых отрезка, ЧХВ 40 мин. доходим до поворота в висячую долину Арчалытор. Высота этого места 2715 м., координатыN42 13.151 E78 21.278. Прошли от места брода реки (напротив коша) 3,2 км с К. 1.2.

Хорошо набитая тропа резко поворачивает влево и идет круто вверх через заросли кустарников. Вскоре мы выходим на поляну, пересекаем ее и входим в зону леса. В лесу мы тропу теряем. Через кустарники пробираемся к руслу реки и по чьим то следам бродим реку по камням на левый берег. Но и тут не пройти, густая растительность и заросли становятся непреодолимым препятствием. Возвращаемся снова на правый б.р. Арчалытор и, вспоминая тот факт, что чаще всего подъем висячую долину проходит на некотором отдалении от русла реки, начинаем траверсировать правый борт долины в надежде выйти на тропу. Через некоторое время наши поиски дают результаты, мы выходим на тропу, которая ведет в верховья долины. Тропа не явная, часто теряется и нам снова и снова приходится пробираться через густые заросли кустарников. В этот день мы пожалели о том, что в общественное снаряжение не входит мачете.

Примерно с высоты 2930м. мы записали трек пути по тропе через кустарники. В описаниях, которые у нас были, к сожалению, не было уделено сколько-нибудь внимания этому участку маршрута.

В 17.00 мы наконец-то вышли из зоны леса и кустов к правому б.р. Арчалытор. На мучительный подъем у нас ушло ЧХВ 1ч. 10мин.

Дальше появилась видимость, тропа стала устойчивее, идти стало легче. Долина выполаживается, на зеленых лугах пасутся лошади. Преодолеваем небольшой ригель с водопадиком и выходим к ровным травянистым площадкам.На горизонте появляется наш перевал (фото 78). Прошли 40 мин. ЧХВ с момента выхода из зоны леса. Ставим палатки на правом б.р. Арчалытор.

Несмотря на то, что сегодня у нас была полудневка, мы практически поднялись на запланированное место ночевки. Весь день была отличная солнечная погода.

Итоги дня: от м.н. прошли 8,7 км, за исключением повторяющейся части пути в зачет идет 7,2 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 2ч. 50мин. Набрали 560 м. высоты. Высота ночевки 3220 м, координаты места ночевки N42 13.090 E78 23.529.

Ходовые отрезки: 13:20-13:40 13:45-13:55 14:15-14:40 14:50-15:05 15:15-15:30 15:40-16:00 16:45-17:05 17:15-17:35 17:45-18:10

Фото 78. Вид с м.н. на верховья долины Арчалытор.

Пер. Новосибирцев (2Б, 4257м).

Описание дается от м.н. на выс. 3220м. в д.р. Арчалытор до лагеря «Каракол» на выс. 2550 м.

Характеристика: сн.-лд. с запада и сн.-ск.-ос. на восток, соединяет лдн. Арчалытор (д.р. Арчалы-Тер - Джетыогуз) и лдн. Каракол (д.р. Уюк-Тер (Онтор) – Каракол). Расположен в северном отроге хребта Терскей между пиками Тухачевского с севера и Уборевича с юга. Седловина перевала снежно-ледовое выполаживание под сильно разрушающейся скалой. На восточный пер. взлет нависает мощный карниз. Тур не обнаружен, возможно, разрушен, соорудили новый.

Подход под перевал и выход на плато под пер.: преодолениевосточной ветви ледопада (по вар. 2Б) - открытый ледник, закрытый ледник, 100м перил по ледовым разломам.

Крутизна участков от 25-30° до 90°. Подход под перевальный взлет: закрытый ледник (трещины).

Перевальный взлет: снежно-ледовый, в верхней части прорезан бергшрундом. Крутизна склона до берга 25-30°, после - 35-40°, общая протяженность до 300м. Движение плотной группой, с вырубанием ступеней,до бергшрунда. Далее, две веревки перил до седловины пер.

На спуск: снежно-скально-осыпной, крутизной от 25-30° до 50-60° на отдельных участках, протяженностью до 350м. От седловины дюльфер, 20 м. перил. Далее при спуске два участка с дюльфером по 10м. перил. Весь спуск камнеопасен!

Высота по классификатору и по GPS: 4257м. и по GPS 4258м.

GPS координаты перевала: N42 11.413 E78 26.450

Категория трудности по классификатору: 2Б* (по факту прохождения 2Б).

Путь прохождения: с запада на восток, по варианту 2Б. Описание прохождения:

08.08.17 г. – девятый походный день. Преодоление ледопада под пер. Новосибирцев.

Подъем в 5.30, с утра абсолютно безоблачное небо. Выход в 7.20.

Идем вдоль правого б.р. Арчалытор в направлении моренных валов. Всего в 10 мин. от места нашей ночевки отличные стоянки, вода в реке здесь течет бесшумно. Видимо, это крайние зеленые ночевки на подходе к пер. Новосибирцев. Дальше мы продвигаемся по гребню моренного вала в обширное пространство заполненное моренными отложениями. Идем, траверсируя правый борт долины. Вскоре открывается вид, на широкий цирк пер. Маречека и Новосибирцев (фото 79). Идем в направление перевала. Пересекаем травянисто-каменистый склон в направление перемычки между двумя моренными озерами. Прошли несколько подготовленных мест для ночевок. Обходим верхнее озеро справа по х.д. и продолжаем идти в направлении ледника. В 10.55 доходим до начала ледника и встаем на обед. ЧХВ от м.н. 2ч. 50мин. Высота 3530м, прошли от м.н. 3,7 км. с К 1.2.

Мощный нунатак разделяет ледопад под пер. Новосибирцев на две ветви: западную и восточную. Преодоление западной ветви ледопада, по всей видимости, усложнит перевал до категории трудности 3А (фото 80). Мы держим путь в направлении восточной ветви ледопада.

Фото 79. Показан путь подхода под лдп.

Фото 80. Западная ветвь ледопада.

В 12.10 надев «кошки», каски, системы, выходим на открытый ледник, под западной ветвью ледопада. Крутизна ледника вначале до 30 гр. далее, по мере подъема на ледник крутизна уменьшается до 15-20 гр. Идем по леднику в направлении восточной ветви ледопада, плотной группой, самостраховка ледорубами (фото 81) . Помимо нунатака, восточная и западная ветви ледника разделены между собой моренной грядой. В 13.00 встаем на привал на моренной гряде, до ледопада остается 100м. Высота 3767 м. ЧХВ от м.н. 3ч. 35мин.

Ледник поворачивает на право по х.д. и что там за нунатаком не видно. Продолжаем движение плотной группой, в «кошках», с самостраховкой ледорубом (фото 82, 83). Но вскоре ледник становится закрытым. Связываемся впятером в одну веревку. Далее идем, лавируя между огромными трещинами (фото 84, 85). Трещины переходим по снежным мостам в сужающейся части, с попеременной страховкой. Преодолеваем три широких трещины и выходим на ровный участок ледопада (фото 86). Впереди виден участок крутого подъема и, кажется, что все сложное мы прошли. Что остается подняться на эту крутую часть ледопада и за ним будет снежно-ледовое плато, ведущее к перевалу. Но это было обманчивое впечатление.

Поднявшись до видимой границы ледопада, мы оказываемся перед широкими ледовыми разломами (фото 87). Это был ключевой момент, время 16ч, светового времени остается в обрез и нужно было принять правильное решение и выбрать правильное направление движения.

Слева по х.д. от нас ледопад представлял собой вертикальные 50-ти метровые стены. Справа по х.д. была опасность выйти на западную ветвь ледопада. Оставалось идти прямо по х.д. через ледовые разломы. Трещины глубокие, есть куда упасть, начинаем провешивать перила.

Организуем лидеру группы, Дери С. нижнюю командную страховку, станция на двух ледобурах и в 16.30 приступаем к провешиванию перил.

Фото 81. Подходим к восточной ветви ледопада.

Фото 82, 83. Начинаем подъем по открытому леднику под ледопад.

Фото 84, 85. Движение в связках по закрытому леднику.

Фото 86. Панорама верхней части восточной ветви ледопада, под пер. Новосибирцев.

Первая веревка проходит по ледовым разломам вначале горизонтально, затем вертикально вверх, потом по крутому снежно-ледовому склону до вертикальной ледовой стены Фото 88, 89. Промежуточные точки на ледобурах. Конец веревки крепим за станцию на двух ледобурах и начинаем по одному проходить по жестко закрепленным перилам. На вертикальном участке достаточно сложно жумарить по перилам, внизу глубокая трещина, поэтому рюкзаки некоторых участников вытягиваем отдельно (фото 90, 91). Замыкающим идет с ВКС, попеременно выстегивая промежуточные точки страховки.

Примерно в 18.40 все участники преодолевают первый перильный участок. Приступаем к провешиванию второй веревкипо крутой ледовой стене вверх (фото 92, 93). Лидер идет с НКС.

Веревки 50 м. как раз хватает, чтобы выйти наверх, на выполаживающийся участок ледника. Первый вопрос, который задает руководитель лидеру: «Ну что там?» Ответ техлидера красноречив и краток: «Поднимешься, увидишь!» Наверху лидер организует станцию на двух сблокированных ледорубах. Участники приступают к преодолению второго перильного участка.

В 19.50 замыкающий поднимается на ледник. Открывается вид на наш перевал (фото 94, 95), практически рукой подать, до перевала по прямой метров 700-800. Мы преодолели ледопад или еще нет?..

Как оказалось, мы поднялись на огромную отколовшуюся от основного тела, льдину! В этот момент, словно награда за наши труды, начинается изумительной красоты закат. Мы стоим уставшие и заворожено любуемся закатом!Фото 96.

Затем приступаем к осмотру ледяной глыбы. Слева и прямо по х.д. льдину отделяет от снежно-ледового плато огромные глубокие трещины. Позади нас, пройденный путь. Справа также огромная трещина (фото 97), но словно лучик надежды, между нашей льдиной и основной,тянется узкий снежно-ледовый мост, с разрывом посередине, примерно на полтора метра.

Задачу по прохождению этого участка мы оставили на завтра. Время уже 20.00, надо думать про ночевку. Прощупываем палками льдину на предмет трещин, определяем места установок палаток, место для туалета и даю строгие указания по тому, чтобы не удаляться от лагеря. Ставим палатки, готовим ужин. На преодоление перильной части ледопада по двум веревкам у нас ушло ОХВ 3ч. 20мин. Итоги дня: от м.н. прошли 6 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 9ч. 35мин. Набрали 830 м. высоты. Высота ночевки 4050 м, координаты места ночевки N42 11.579 E78 25.967.

Ходовые отрезки: 7:20-7:45 7:50-8:15 8:15-8:45 8:55-9:15 9:25-9:45 9:55-10:35 10:45-10:55 12:10-12:20 12:25-13:00 13:10-13:40 13:50-14:30 14:40-15:20 15:30-16:20 16:30-19:50

Фото 87. Выходим к ледовым разломам и приступаем к провешиванию перил.

Фото 88. Первая веревка перил по разломам: схематично указаны промежуточные точки страховки и участок вертикального подъема.

Фото 89. Первый и второй участки перил. Наверху выход на большую льдину.

Фото 90, 91. Прохождение участниками первого участка перил.

Фото 92, 93. Вторая веревка прямо верх по крутому снежно-ледовому склону.

Фото 94, 95. Вылезли из ледопада – счастливые и довольные!

Фото 96. Красивый закат!

Фото 97. Мы на огромной льдине, вокруг трещины.

09.08.17 г. – десятый походный день. Прохождение пер. Новосибирцев, 2Б.

Ночью было холодно, несмотря на то, что термометр показывает -1° по С. Сказывается и высота, и огромная масса льда вокруг нас и под нами. Дежурный встает в 6.00. С утра облачность, надеемся, что осадков не будет, т.к. сегодня нам предстоит не менее напряженный день. Фото 98.

Фото 98. Место ночевки на льдине под пер. Новосибирцев.

Сразу после завтрака надеваем обвязки и в 8.10 техлидеры приступают к провешиванию перил через снежный мост. Движение лидера с НКС, на другой стороне он организует станцию на двух сблокированных ледорубах. В 8.25 начинаем поочередности проходить по перилам. Замыкающий, руководитель, с ВКС. Фото 99, 100.

Фото 99. Провешиваем перила по снежному мосту на ледовое плато. В 8.35, мы вырвались из «ледового плена», но не до конца. Мы на обширном ледовом плато перед пер. Новосибирцев. Если представить это плато в виде огромного пирога и разрезать этот «пирог» на куски, то это, отдаленно, будет отображать ту картину, что мы видели, в цирке пер. Новосибирцев. Огромные льдины, большими кусками отслаиваются от основного тела ледника. Таково воздействие глобального потепления на этот ледник. И эти огромные льдины постепенно переходят в ледопад. На одной из таких льдин мы и ночевали.

В 8.40, мы двумя связками начинаем распутывать трещины на снежно-ледовом плато. Проходим три больших трещины, с попеременной страховкой. Общее направление вначале держим на юг, к скальному хребту, затем, вдоль этих скал идем в направлении перевала Новосибирцев. Фото 101.

В 9.00 мы под перевальным взлетом пер. Новосибирцев, ЧХВ от м.н. 45мин, выс. 4084м, прошли 720 м. с К 1.2. Фото 1474.

Фото 100. Трещину перепрыгиваем с попеременной страховкой.

Фото 101, 102. Движение в связках под пер. взлет пер. Новосибирцев.

Фото 103, 104. До бергшрунда движение плотной группой, с вырубанием ступеней.

В 9.20 начинаем плотной группой подниматься к перевалу (фото 102, 103). Перевальный взлет снежно-ледовый, в верхней части прорезан бергшрундом. Крутизна склона до берга 25-30°, после - 35-40°, общая протяженность до 300м.Снег плотный, в «кошках» идется уверенно, самостраховка ледорубом. Идем зигзагами, с вырубанием ступеней. В 9.50 подходим под бергшрунд (фото 104).

Фото 105. Схематично изображен путь подъема на пер. Новосибирцев, 2Б.

В средней части берга просматривается мост. После бергшрунда крутизна склона резко увеличивается, поэтому провешиваем перила (фото 105). Наиболее крутой участок первой веревки, провешиваем ее прямо в «лоб». Лидер идет без рюкзака, с НКС. Веревки в 50 м. хватает, чтобы перейти крутой перегиб. Станцию организуем на двух ледобурах. Вторая веревка идет немного по диагонали,доходит практически до седловины перевала, станцию делаем на двух сблокированных ледорубах. В 11.50 вся группа на перевале Новосибирцев. На преодоление двух веревок ушло ЧХВ 1ч. 50мин. Фото 106.

Фото 106. Группа на седловине пер. Новосибирцев, 2Б.

С перевала открывается шикарный вид на пик Каракольский (фото 107).

Фото 107. Пик Каракольский с седловины пер. Новосибирцев.

В 12.10 начинаем спуск с перевала. Седловина перевала снежно-ледовая, на восток нависает огромный карниз. Скалы севернее от перевала сильно разрушаются и, возможно, погребли под собой тур. На границе льда и скал сооружаем новый тур и оставляем записку. По описанию 10 летней давности Картаева Ф. («Гадкий утенок» г. Москва), петлю на спуск крепили за скальный выступ. Мы эту петлю обнаружили, но на спуск выбрали другую тактику. Вокруг скального выступа много обломков камней с острыми краями. Вероятность того, что мы перетрем веревку, была высока. Между тем, прямо от седловины вниз начинается снежноледовый кулуар, между карнизом и скалами. Станцию организуем на двух ледобурах и провешиваем 20 м. перил (фото 108). Лидер, руководитель, спускается с ВКС. Остальные участники спускаются дюльфером. Замыкающий, Сергей Д., организует самовыкрут ледобура с помощью репшнура и также спускается дюльфером.

Фото 108. Первая веревка перил на спуске с пер. Новосибирцев, восточный пер. взлет.

Спустившиеся участники по осыпному кулуару спускаются на безопасную полочку. После сдерга веревки, плотной группой начинаем спускаться по осыпному кулуару крутизной 30-35 гр. Пройдя 100м. мы выходим к короткому, но очень неприятному скальному участку. Обнаруживаем намертво забитый скальный крюк и петлю. Петлю заменяем на свою и провешиваем 10 м. перил по крутым скалам и камням (фото 109). Замыкающим по сдвоенным.

Дальше снова по скально-осыпному кулуару вниз (фото 110), много «живых камней», идем осторожно. Через 200 м. спуска подходим к очередному скальному участку. И снова старый крюк с репшнуром. Цепляем свою петлю и провешиваем 10 м. перил по гладким скалам (фото 1525).

Теперь уже просматривается оставшаяся часть осыпного склона до ледника (фото 111). Крутизна склона по прежнему составляет 30-35 гр. Продолжаем спуск держа направление на ледник. Все время пока мы спускались с перевала, с пика Каракольский с грохотом падали камни на противоположную от нас часть ледника!

Фото 109. Первый скальный участок.

Фото 111. Второй скальный участок.

Фото 110. Спуск с пер. Новосибирцев, по протяженному скально-осыпному склону.

Пройдя еще 200м. в 15.10 мы спускаемся на зачехленную часть ледника Каракол. Фото 112, 113. ОХВ на спуск 3ч. ЧХВ от м.н. 6ч. 05мин., выс. 3940м. Общая протяженность восточного перевального взлета составляет порядка 500м.

Фото 112.Спускаемся на зачехленный ледник Каракол.

Фото 113. Вид на восточный пер. взлет пер. Новосибирцев.

Фото 114. Панорама верхней части ледника Каракол, с пер. С. Васильева и Джетыогуз.

Проходим по леднику по дальше от камнеопасных склонов и на левобережной морене встаем на перекус.

После перекуса выходим в 16.00и продолжаем спуск по открытому леднику Каракол, мимо грандиозного пер. С. Васильева (фото 114). Масштаб пика Каракольский впечатляет, мы удаляемся от него, но когда оборачиваемся, он такой же величественный. Фотопанорамы 114, 115, 116. Ледник в верхней части ровный, без трещин. Но чем ниже мы спускаемся, тем чаще появляются открытые трещины, которые без труда обходятся. В 17.30 мы выходим на левую боковую морену ледника Каракол. Дальнейший наш путь спуска по морене, в направлении реки вытекающей из под ледника. На противоположной стороне на языке ледника замечаем большую группу на ледовых занятиях.

Спустившись к реке Уюк-Тер проходим еще один ходовой отрезок (тропа, турики) и встаем на ровных песчаных площадках левого б.р. Фото 117.

Итоги дня: от м.н. прошли 6,7 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 8ч. 45мин. Набрали 210 м. высоты, сбросили – 1040м. Высота ночевки 3210 м, координаты места ночевки N42 12.626 E78 28.785.

Ходовые отрезки: 8:10-8:35 8:40-9:00 9:20-9:50 10:00-11:50 12:10-15:10 15:10-15:20 16:00-16:40 16:50-17:30 17:40-18:20 18:30-19:00

Фото 115. Панорама в сторону вершин Джигит и Слоненок.

Фото 116. Панорама в сторону пика Каракольского.

Фото 117. Место ночевки в верховьях д.р. Уюк-тер.

10.08.17 г. – одиннадцатый походный день. Спуск к лагерю «Каракол».

Сегодня у нас завершение второго этапа похода. Задача дня дойти до заброски в лагере Каракол. Высыпаемся, подъем поздний, в 8.00. С утра безоблачное небо, светит солнышко, шикарный вид на Каракол (фото 118).

Фото 118. Вид на пик Каракольский с места ночевки.

В 10.05 выход группы, идем по тропе левого б.р. отмеченного турами. Река широко разливается по долине. Много хороших мест для ночевок. На месте нашей ночевки была проблема с чистой водой, а вот ниже появляются чистые ручьи. Но вчера дойти до этих мест, сил уже не было. Встречаем многочисленные группы туристов: и иностранные, и российские. Не перестаем любоваться видами на пик Каракольский (фото 119). Из-за разливов реки долина под заболочена, тропа идет иногда по кромке воды, иногда забирает выше и обходит прижимы реки. Подходим к участку, где широкий разлив реки запирается моренной грядой. Обходим его слева по х.д. и спускаемся на очередную ступень долины с небольшим озером. Отсюда уклон долины вниз увеличивается. В 13.20 встаем на обед (фото 120). Прошли от м.н. ЧХВ 2ч. 45мин. Настроение у всех отличное.

Фото 119. Пик Каракольский.

Фото 120. Обед.

Постепенно небо стягивается облаками, погода начинает портиться. Продолжаем спуск по долине, тропа уже круто сбрасывает высоту в направлении леса, а река водопадом устремляется в ущелье. За ходовой отрезок успеваем дойти до зоны леса и спрятаться под массивной елью от дождя. Пережидаем сильный дождь, к нам подходят туристы из Германии, находим общие темы для беседы (фото 121). До слияния рек Уюк-Тер и Онтор остается 2 км.

В 15.35 продолжаем спуск, за ходовой отрезок по набитой лесной тропевыходим к реке. Переходим по бревнам через левый приток – Телеты Вост. Вдоль левого берега р. Каракол идет грунтовая дорога. Начинается ливень с градом, снова прячемся под деревьями. Помимо дождя холодный ветер, а так как мы немного промокли, то холод начинает пробирать нас. Убедившись в том, что дождь и не думает прекращаться, в 16.30 снова пошли по дороге вниз и за 1ч. 10мин. под моросящим дождем доходим до лагеря Каракол. Фото 122.

Итоги дня: от м.н. прошли 15 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 5ч. 15мин. Сбросили – 660м. Высота ночевки 2550 м, координаты места ночевки N42 18.930 E78 28.241.

Ходовые отрезки:10:05-10:40 10:50-11:20 11:30-12:10 12:20-13:20 14:30-15:15 15:35-16:10 16:30-17:40

ПС. Под лагерем «Каракол» (иногда употребляют по старинке выражение «альплагерь Каракол»), ныне подразумевается два коммерческих лагеря, которыми заведуют - И. Ханин и, имя хозяина второго лагеря, Атлант.Лагеря эти территориально сливаются и расположены на левом б.р. Каракол, на выс. 2550м. Здесь есть стационарные палатки, что-то типа кафе-магазина, баня. Продукты стоят дорого. Вот некоторые расценки: лепешка – 100 сом., яичница с салатом 400 сом. и т.п. Проживание в лагере платное. В 2 км. выше расположен еще один коммерческий лагерь принадлежащий «АкСай-Трэвел».

Мы остановились у Атланта, т.к. наша заброска была у него. У него и расценки немного дешевле. За палатку берут 100 сом, у Ханина придется заплатить 80 сом с чел. Можно пройти чуть ниже и встать за территорией лагеря, но там все равно придется заплатить егерю, за установку палатки 60 сом/чел и плюс, за посещение национального парка, 50 сом/чел. Одним словом, это место сильно коммерцизировано, большей частью из-за большого наплыва иностранных туристов.

Забрали нашу заброску, которую нам организовал Юра Траченко. Нас ждал приятный сюрприз, в виде арбуза. Как отмечалось в начале отчета, мосты ниже лагеря смыло селями, поэтому доставка продуктов сюда осуществляется на лошадях.

Вечером, сидя за столом в большой лагерной палатке, устраиваем плотный ужин и празднуем окончание второго этапа похода.

Фото 121. В д.р. Каракол встречаем много туристов из различных стран.

Фото 122.Подходим к лаг. «Каракол».

Расчет ходового времени при прохождении пер. Новосибирцев с запада на восток от

м.н. на выс. 3220м. в д.р. Арчалытор до лагеря «Каракол» на выс. 2550 м.

Подход к лдн. Арчалытор

3,7

2ч. 50мин.

+310

Подъем по леднику до восточной ветви ледопада

1,3

45мин.

+270

Преодоление вост. ветви ледопада: открытый лдн, закр. лдн., 2 веревки по 50м. по ледовым разломам.

6ч.

+250

Прохождение закрытого ледника, под перевальный взлет

0,9

+34

0.4

2ч. 20мин.

+174

Спускс перевала до лдн.

3ч.

-310

Спуск по леднику и морене до м.н.

4,9

27,7

23ч. 35мин.

+1038 -1700

Выводы и рекомендации по пер. Новосибирцев:

• При прохождении пер. Новосибирцев с запада на восток, по варианту 2Б, определяющим препятствием, влияющим на трудность подъема является восточная ветвь ледопада. По факту нашего прохождения перевал соответствует категории трудности 2Б!
  • Один из сложных перевалов Терскея, на его преодоление необходимо планировать как минимум два дня: один день на ледопад и второй для перевала.
  • Уникальный в своем роде перевал, который включает в себя прохождение ледника, ледопада, снежно-ледового перевального взлета и протяженного (до 500м.) скальноосыпного склона.
  • Перед походом мы располагали описанием прохождения перевала 10 летней давности. Благодаря сделанным фото и описанию прохождения перевала можно оценить степень воздействия глобального потепления на снежно-ледовую обстановку в цирке перевала. К сожалению, можно констатировать, что с годами характер ледопада будет усложняться, что соответственно приведет к усложнению самого перевала.
  • Перевал можно рекомендовать группам в походах от 4 к.с, с хорошей физической и технической подготовкой и опытом прохождения ледопадов, открытых и закрытых ледников.

Пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4300м).

Описание дается от м.н. в лаг. «Каракол» на выс. 2550м. до д.р. Чон-Узень, выс. 3250 м.

Характеристика: ск. с юго-запада и сн.-лд. с северо-востока, соединяет лдн. №341 (д.р. Кель-Тор – Каракол) с лдн. Чон-Узень Зап. (д.р. Чон-Узень – Арашан). Расположен в северном отроге хребта Терскей. Седловина перевала узкая, скальная, но к северо-востоку снежное выполаживание, место под 2-3 палатки. Тур на скалах. Сняли записку туристов турклуба «Гадкий утенок» (г. Москва), горный поход 3 к.с., от 10.08.2017 г. Рук. Щербина С.

Подход к перевалу: открытый, затем закрытый лдн. №341, крутизной от 15-20гр. до 30-35 гр. на отдельных участках. Движение в связках.

На подъем: пер. взлет ск.-ос., крутизной 25-30°, протяженностью 60-70м.

На спуск: перевальный взлет снежно-ледовый, крутизной 35-40° в начале, с выполаживанием до 25-30 гр. в конце взлета, протяженностью до 300м. Середина перевального взлета прорезается мощным бергшрундом. Провешено три веревки подряд, через бергшрунд по снежно-ледовому склону: две веревки по льду, одна – по снежнику.

Высота по классификатору и по GPS: 4300м. и по GPS 4282м. GPS координаты перевала: N42 17.481 E78 34.901

Категория трудности по классификатору: 2А.

Путь прохождения: с юго-запада на северо-восток. Описание прохождения:

11.08.17 г. – двенадцатый походный день. Подъем в д.р. Кель-Тер.

Подъем группы в 8.00. с утра безоблачное небо, но ненадолго. Долина реки Каракол, произвела впечатление очень дождливой долины. И в «единичке» у нас в этой долине было дождливо и облачно. Постепенно небо стягивается облаками.

Выходим поздно, в 10.35. Рюкзаки после заброски тяжелые, по плану нам сегодня набрать метров 500-600 высоты. За один ходовой отрезок, ЧХВ 30мин. доходим до лагеря «Ак-СайТрэвел». От лагеря «Каракол» 2 км. Координаты лагеря N42 18.162 E78 29.090. Еще через 600м. мост через р. Каракол. Фото 123. (Эта часть пути в зачет не идет, т.к. повторяется).

Фото 123. По мосту переходим на пр.берег р. Кель-Тер.

В 11.30 переходим по мосту на правый б.р. Кель-Тер (Онтор). Координаты моста: N42 17.974 E78 29.253, высота 2560м.

На противоположном берегу расположен кош и начало крутой тропы в верховья д.р. КельТер. Долина постепенно выполаживается. В районе обеда начинает моросить дождь, прячемся под деревья и устраиваем перекус.

После обеда проходим ходовой отрезок, выходим из зоны леса. Подходим к неприятному участку, старый моренный вал преграждает долину. Приходится идти по крупным камням и продираться через кустарники. Фото 124.

Выбираемся наверх, на очередное выполаживание долины. Река разливается по широкой пойме. Идем по самому краешку воды, все подзаболочено. Фото 125. Немного просветляется и на горизонте белоснежные вершины. Пройдя еще отрезок ходового времени, встаем на ночевку на зеленых лугах.

Фото 124. Проходим по крупным камням старый моренный вал.

Место не очень хорошее, прежде всего, из-за отсутствия чистой воды. Вода в реке с известью. Под травой сыро и мокро, но дальше идти не хочется, сказывается усталость прошлых дней, да и погода начинает ухудшаться. (Как показал следующий день, ближайшие хорошие ночевки на высоте 3250 м, на пойме реки, в 4 км. от места нашей ночевки).

Фото 125. Место ночевки в д.р. Кель-Тер.

Мимо нас за заброской в «Каракол » проходит группа «Гадких утят» из Москвы.

ПС. Как поставили палатки. Сразу начинается дождь, гроза, не переставая до поздней ночи. Ужин, дежурный Сергей, раздает по палаткам. Итоги дня: от м.н. прошли 10 км, в зачет идет 7,2 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч. 15мин. Набрали +520м. Высота ночевки 3070 м, координаты места ночевки N42 15.934 E78 31.990. /p>

Ходовые отрезки:<10:35-11:05 11:15-11:35 11:40-12:00 12:15-12:40 13:00-14:00 14:35-15:00 15:15-16:30.

12.08.17 г. – тринадцатый походный день. Подъем в верховьяд.р. Кель-Тер.

Подъем группы в 6.30, выход в 8.30. С утра облачность, дождя не миновать.

Продолжаем подниматься в верховья д.р. Кель-Тер по правому б.р. По крутому склону и камням поднимаемся на следующую ступень долины. Здесь река разливается на несколько широких рукавов. Место настолько подзаболочено, что образуются мини озера. По противоположному берегу реки спускается какая-то группа туристов. Хороших мест для ночевок здесь тоже нет. На юге долину преграждает мощный водораздельный гребень. Направо от него по х.д. можно подойти под пер. Онтор. Наш путь, влево по х.д. от гребня (фото 126).

В 9.40 погода резко портиться, небо затягивается тучами, идет мокрый снег. Тропа идет в стороне от поймы реки, по скально-осыпному склону. Обнаруживаем огромный валун, под которым устроено убежище от непогоды (печка, дрова).Под камнем может спрятаться 10-12 чел.

В 10.00 собираемся под камнем. ЧХВ от м.н. 1ч. 50мин. Погода не налаживается (фото 127), готовим обед. Чуть позже к нам на лошадях подъезжают местные охотники. Они нам сообщают, что местное МЧС объявило на ближайшие 2-3 дня штормовое предупреждение, что погоды хорошей в ближайшие дни не будет.

Фото 126. Верховья д.р. Кель-Тер.

Фото 127. Погода портится.

Фото 128. Взгляд назад, с пути подъема по д.р. Кель-Тер.

Фото 129. Вид на в. Джигит.

К 12 часам облака рассеиваются, как ни в чем не бывало, выглядывает солнышко, снова лето. Продолжаем движение по тропе (фото 128). Тропа по крутому серпантину ведет верх, под водораздельный гребень. В 12.50 поднимаемся на очередной уступ долины и перед нами во всей красе встает г. Джигит (фото 129). Перед гребнем плоская широкая долина, есть отличные места для ночевок, с песчаными или галечными площадками. Высота 3250 м, ЧХВ 2ч. 30мин. от м.н. Поворачиваем налево по х.д. и по тропе продолжаем подниматься в висячую долину. Прямо перед нами на горизонте белоснежныевершины хребта Терскей: вершина и перевал Бригантина. Идем в направлении конечных морен ледника Кельтор Вост.

Доходим до морен, проходим еще ход отрезок по камням и выходим до отличных ночевок, с оборудованными площадками. Рядом чистые ручьи. Из долины снова поднимаются облака и затягивают небо. Встаем лагерем. Как только установили палатки, начинается дождь с градом, сильный порывистый ветер. К 18.00 снова выглядывает солнце. Ужинаем. Отличный вид на пер. Бригантина (фото 130). После ужина град, ночью - дождь.

Итоги дня: от м.н. прошли 6,7 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч. 20мин. Набрали +400м. Высота ночевки 3470 м., координаты места ночевки N42 13.618 E78 33.786.

Фото 130. Вид на вершину и перевал Бригантина.

ПС. Рядом с нами стоит палатка двух альпинистов из Литвы. К вечеру они возвращаются и рассказывают о своих восхождениях, и о снежной обстановке на перевалах. Они два дня на пер.

Туристов Татарии провели, не могли спуститься из-за непогоды.

Выше нас в одном ходовом отрезке есть еще ночевки, но со слов литовцев – плохие.

Ходовые отрезки:8:30-9:25 8:45-9:10 9:30-10:00 12:10-12:40 12:55-13:30 13:45-14:30 14:50-15:30

13.08.17 г. – четырнадцатый походный день.

Подъем в 5.30, выход группы в 7.30. С утра безоблачно.

Идем по моренному ложе в направлении моренного вала, с которого стекают ручьи. Перевал Бригантина остается справа по х.д. В 8.15 переваливаем гребень и оказываемся в моренном цирке. После привала продолжаем движение в направлении ледника№341 (см. интерактивную карту Алексея Цветкова) и в конце второго ходового отрезка доходим до начала ледника. ЧХВ от м.н. 1ч. 35 мин, выс. 3750м. надеваем обвязки и «кошки».

Фото 131. Панорама ледника №341.

Ледник №341 занимает обширную площадь, занимая цирки перевалов Скальный замок, на севере, Туристов Татарии и Каракольский Вост. на востоке и Каракольская перемычка на юге. В средней части ледника расположена остроконечная скала, разделяющая ледник на две части. Лишь западнее скалы ледник смыкается (фотопанорама 131).

В 9.30 первая связка выходит на ледник. Ледник открытый, покрыт тонким слоем снега, все трещины читаются. Вначале подъема крутизна до 25-30 гр., но затем ледник выполаживается, крутизна 5-10 гр. Траверсируем ледник в восточном направлении, ориентируясь по GPS на пер. Каракольский Вост. и на остроконечную скалу. На фото видно узкий «перешеек», который соединяет обе части ледника. В 10.20 первая связка подходит к этому скальному пику. Отсюда есть два варианта подъема в цирк пер. Каракольский Вост: либо (фото 132, 133), обогнуть остроконечный пик слева по х.д, либо справа. В первом случает, придется сбросить высоту, спуститься в моренный котлован, потом снова набирать высоту и по камням выходить в цирк пер. Скальный замок. Оттуда уже, в цирк пер. Туристов Татарии и Каракольский Вост. Этот путь нам показался очень трудоемким и занял бы много времени. Во втором случае следовало подняться по снежно-ледовому «перешейку» и попытаться пройти в цирк по леднику.

Фото 132. Возможный вариант подъема в цирк пер.Туристов Татарии и Каракольск. В.

Фото 133. Наш путь подъема по лдн. №341.

Фото 134. Вторая связка на подходе.

Фото 135. Перевал Каракольская перемычка.

Описаний этих путей руководитель не нашел, в период подготовки к походу. Поэтому, тактику подъема выбираем на месте.

Поскольку мы идем на пер. Каракольский Вост, то более логично и полезно было бы, пройти по леднику, и составить описание этого пути.

Чтобы продолжить движение по леднику, надо преодолеть крутой участок подъема. И здесь есть два возможных варианта: первый слева по х.д. (указаны на фото 133) по снежно-ледовому «галстуку» второй, правее от желоба. Левее по х.д. путь круче, но он полностью просматривается, видно, что он выводит на выполаживающуюся часть ледника. Второй путь кажется пологим, но за перегибом не видно, куда он выводит. Руководитель с Дерри, первой связкой идут по второму варианту, а вторая связка продолжает подъем по снежно-ледовому галстуку. Лидером во второй связке идет Потребич Н. (опыт 3ГР, 4ГУ). Связь между связками держим по рации.

Вторая связка свой путь проделывает по склону крутизной 30-35 гр. В «кошках», достаточно уверенно, верхний фирновый слой держит очень хорошо. Мы, с Сергеем поднявшись наверх, оказались перед трещинами. И нам пришлосьобойти и пройти несколько трещин с попеременной страховкой, прежде чем мы вышли к «перешейку». В 12.00 обе связки снова объединились (фото 134). Открываются красивые виды на пер. Каракольская перемычка, на вершины Джигит и Каракольский (фото 135, 136).

Фото 136. Вид на вершины Джигит и Каракольский.

Перед нами крутой снежно-ледовый взлет. Сверху выглядывают макушки скал. Пер. Каракольский Вост. пока не видно. За 30мин. поднимаемся наверх. Вначале крутизна 15-20 гр, затем – 25-30 гр. Открывается вид на пер. Каракольский Вост. (фото 137). Прямо по ходу, между нами и перевалом снежно-ледовое плато, все в трещинах.

Фото 137. Открывается вид на пер. Каракольский Вост.

Встаем на перекус. ЧХВ от м.н. 4 ч. 15 мин. Весь день стоит отличная погода, облака виражируют с запада на восток.

После перекуса, внимательно осмотревшись. Принимаем решение, ледовое поле с трещинами и разломами обойти снизу, вдоль скального гребня. Поворачиваем влево по х.д. и спускаемся в снежный кулуар между остроконечной скалой и ледником. По снежному кулуару за 20 мин. доходим до южного борта цирка пер. Скальный замок. Фото 138, 139.Ледовые разломы впечатляют масштабами. Еще за 40мин. ЧХВ, траверсируя южный борт цирка пер. Скальный замок выходим на ледовый гребень, разделяющий цирки пер. Скальный замок и Каракольский Вост. открывается шикарный вид на пер. Туристов Татарии и Каракольский Вост. (фотопанорама 140). Проходим еще 20 мин. в направлении пер. Туристов Татарии и останавливаемся на привал на пологой части ледника.

Фото 138. Обходим зону разломов снизу, по кулуару.

Фото 139. Траверсируем правый борт цирка перевала Скальный замок.

Фото 140. Панорама цирка пер. Туристов Татарии и Каракольский Вост.

ПС, Нужно принимать решение. Прямо перед нами пер. Каракольский Вост. До перевального взлета 400м. по пологому леднику без трещин, плюс 300-метровый перевальный взлет. Видимость до перевала хорошая, но погода не устойчива, быстро меняется. Сегодня на перевал мы уже точно не пойдем, встаем на ночевку. Нужно спокойно взвесить сложившуюся ситуацию и принять адекватное решение. Приходит понимание, что запланированную связку 2Б: пер. Каракольский Вост.+ пер. Караколтор+пер. Одесских политехников мы не пройдем.

Один из запасных вариантов: пер. Каракольский Вост.+ траверс в. 4523+пер. Туристов Татарии с места нашей ночевки выгладит несколько несуразно, т.к. до пер. Туристов Татарии нам 30 мин ходу. Можно пройти эту связку без рюкзаков, выйти на пер. Туристов Татарии и потом вернуться за рюкзаками, но будет ли такая связка полноценной 2Б, несмотря на то, что определяющую сторону пер. Каракольский Вост. мы пройдем на подъем? Одним словом, вопросов хватало. Подъем на завтра руководитель назначает на 5 утра, при хорошей погоде.

С погодой в цирке перевалов происходило что-то непонятное. После того, как установили и закрепили палатки на леднике, облака развеялись, выглянуло солнышко. Тогда мы решили опробовать наши снегоступы, которые, весь поход тащим в рюкзаках. В 16.20 надеваем снегоступы и тропим в направлении пер. Каракольский Вост. К утру, если мы все-таки пойдем на перевал, по этой тропежке можно будет бегом пройти. В 16.45 приблизились к перевальному взлету пер. Каракольский Вост.До видимых ледовых трещин на перевальном взлете, скорее всего можно будет подняться с вырубанием ступеней, но дальше нужно будет провешивать перила. Учитывая наш теплый сезон, возможно, что трещины наверху все будут обнажены. Погода снова меняется, с долины поднимаются облака и накрывают нас. К 17.00 возвращаемся в лагерь. У нас гости.

К нам поднялись два туриста из Чехии. Они, планируют идти через Туристов Татарии, но у них всего одна веревка. Просят нас, разрешить спуститься по нашим перилам. У нас же пока в планах Каракольский Вост., а потом спуск через Туристов Татарии. Готовим ужин, вода в чистом виде есть, по леднику бегут ручейки.

Итоги дня: от м.н. прошли 4,2 км. с Коэф. 1.2.,ЧХВ 5ч. 35мин. Набрали +730м. Высота ночевки 4200 м, координаты места ночевки N42 14.011 E78 35.938.

Ходовые отрезки:7:30-8:20 8:30-9:15 9:30- 10:20 10:40-12:00 12:00-12:30 13:00-13:20 13.20 14.00 14.00 14 20

14.08.17 г. – пятнадцатый походный день. Прохождение перевала Туристов Татарии, 2А.

Дежурные встают в 5 утра. Но все затянуто облаками, подъем группы не производим. В 6 утра та же картина. В 7.00 все-таки объявляем подъем. Идет мелкий снег, ветер, плохая видимость. Руководитель за завтраком объявляет о своем решении идти запасным вариантом через Туристов Татарии (фото 142).

Фото 142. Идем по запасному варианту, через Туристов Татарии, 2А.

В 9.15 выходим и за 25 мин. ЧХВ поднимаемся на пер. Туристов Татарии. Вначале шли в «кошках» по леднику вдоль скал, затем, по не сложным скалам и осыпи поднялись на перевал. Фото 1856. В протяженном скальном гребне есть несколько перемычек, правильная седловина с туром. На седловине широкая снежная мульда, возможна установка 1-2-х палаток.

С перевала открывается отличный вид на пер. Каракольский Вост, хорошо просматривается полка под в. 4523 м, по которой планировался траверс. Фото 143.

После фото сессии (фото 144), в 10.10 начинаем спуск с перевала. Облака к этому времени начали рассеиваться. Лидером на спуске работает руководитель, замыкающим – Дерри С.

По описаниям мы знаем, что северный перевальный взлет подрезан мощным бергшрундом. Сразу от перевальной седловины начинаем провешивать перила. Первую станцию делаем на двух ледобурах. Лидер спускается с ВКС, прямо вниз перила 50 м. (фото 145), и организует вторую станцию на двух ледобурах. Склон ледовый, покрыт небольшим слоем фирнового снега. Крутизна вначале спуска до 40 гр, в конце первой веревки до 35 гр.

Фото 143. Пер. Каракольский В. С пер. ТТ.

Фото 144. Группа на пер. Туристов Татарии.

На вторую станцию спускается дюльфером Данила Б. и организует лидеру ВКС. Характера и рисунка бергшрунда со второй станции не видно. Лидер начинает провешивать вторую веревку по диагонали, немного левее по ходу спуска, в сторону сужения бергшрунда. Половины веревки хватает до верхнего края берга. Если провешивать на полную веревку, и уходить еще левее, до сужающейся части берга, то возникнет опасность «маятника» при спуске дюльфером. Поэтому, лидер дальше не идет, а организует станцию на половине веревки, в верхней части берга (фото 146, 147).

Фото 145. Участок 1-й веревки.

Фото 146. Группа на спуске на 1-м участке.

foto]

Фото 147. Участник преодолевает 2-й уч.

Фото 150. На фото 1,2 и 3 участки спуск

Второй половины веревки хватает, чтобы спуститься в бергшрунд по снежному мосту (с ВКС). Пройти его, и ниже берга организовать еще одну станцию, уже на сблокированных двух ледорубах (фото 148, 149).

Фото 148, 149. Участники преодолевают бергшрунд, по второй перильной веревке.

Фото 151. После 3-й веревки выполаживается.

Фото 152. Общая схема спуска с пер. Туристов Татарии.

Третья веревка идет прямо вниз по снежнику. Пройдя 3-ю веревки, участники выстегиваются из перил и на «три такта» спускаются еще на метров 100 в безопасную зону (фото 150, 151).

Таким образом, на спуск провесили 3 веревки по 50м., по снежно-ледовому склону крутизной 35-40° в начале, с выполаживанием до 25-30 гр. в конце взлета, протяженностью до 300м. Станции для первых двух веревок на бурах, 3-я – на ледорубах. (Вторая веревка через бергшрунд). Фото 152. На всех участках спуск первого с ВКС, остальных с использованием ФСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг ледобура 4мм. репшнуром. Третьи перила сдернули ледорубным «крестом».После третьей веревки движение по снежнику с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом.

(Выводы и рекомендации по перевалу будут даны ниже).

Время 12.30, все участники собираются в безопасной зоне. ЧХВ от м.н. 2ч. 45мин, в т.ч. 2ч. 20мин. – спуск с перевала. Фото 153 (фотопанорама перевала).

Фото 153. Панорама перевала Туристов Татарии (Кокбор), 2А.

Дальше закрытый ледник, связываемся в две связки и идем 25 мин. ЧХВ до открытого ледника.Идем в направлении восточного цирка пер. Скальный замок (фото154, 155, 156), небольшие трещины, которые попадаются на пути перешагиваем с попеременной страховкой.

Еще за 35 мин. ЧХВ доходимпо открытому леднику до конечных морен. Есть вода, встаем на перекус. Варим кисель и угощаем наших попутчиков из Чехии. На пути спуска любовались отличным видом на пер. Украина (3А) и на р-н. пер. Одесских политехников(2Б) (фото 157).

Фото 154, 155. Слева по х.д. расположен перевал Скальный замок, 1Б.

В 15.10 продолжаем спускаться по морене вниз. Доходим до небольшой плоскойвисячей долины, с разливом реки и небольшим озером (фото 158). Переходим на левый берег ручья, проходим эту долинку и по крутому каменистому склону спускаемся на другую, относительно пологую висячую травянистую террасу. Река бурно стекает вниз справа по х.д. Далее, терраса обрывается, и крутой каменистый склон ведет в основную долину р. Чон-Узень. Потоки воды срываются вниз водопадом (фото 159). Начинается сильный дождь, в 16.40 встаем на площадках с видом на Аксуйскую стену. От выхода на морену прошли ЧХВ 1ч. 15мин.

Итоги дня: от м.н. прошли 5,5 км, с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч. 35мин. Набрали 100м, сбросили 1050м. высоты. Высота ночевки 3250 м, координаты места ночевки N42 15.471 E78 38.135./p>

Ходовые отрезки:<9:15-9:40 10:10-12:30 13:00-13:25 13:35-14:10 15:10-15:55 16:10-16:40.

Фото 156. Движение по леднику в связках.

Фото 157. Панорама в сторону цирка пер. Туристов Татарии и Украина.

Фото 158. Спуск в д.р. Чон-Узень.

Фото 159. К месту ночевки спускаемся вдоль водопада.

Расчет ходового времени при прохождении пер. Туристов Татарии (Кокбор ) с юго-запада на северо-восток от м.н. в лаг. «Каракол» на выс. 2550м. до д.р. Чон-Узень, выс. 3250 м.

Подъем в д.р. Кель-Тер.

7,2

4ч. 15 мин.

+520

Подъем в верховья д.р. Кель-Тер.

6,7

Спускс перевала до лдн.

2ч. 20мин.

-300

Спуск по леднику и морене до м.н.

4,9

1ч. 50мин.

-750

23,6

18ч. 45мин.

+1750 -1050

Выводы и рекомендации по пер. Туристов Татарии:

• Один из красивейших и часто ходимых перевалов Терскей-Алатау. Рекомендуем его всем группам в горных походах от 3 к.с.
  • Перевал односторонний, определяющая сторона перевала северо-восточная. Наличие бергшрунда на снежно-ледовом склоне предъявляет особые требования при прохождении данного перевала. Есть возможность применить различную тактику при спуске и подъеме на перевал.
  • При наличии большего количества снега, перевал может быть лавиноопасным. Но в целом, относительно безопасный перевал.
  • При спуске (подъеме) с перевала в долину (из долины) Кель-Тер, следует учесть, приведенное выше описание ледника №341. Более простой спуск (подъем ), проходит через цирк пер. Скальный замок. Ближе к пер. Каракольский Вост. и Каракольская перемычка, ледник изобилует трещинами и ледовыми разломами.

Пер. Такыртор (1Б, 4024м).

Описание дается от м.н. в д.р. Чон-Узень на выс. 3250м. до оз. Алакель, выс. 3000 м.

Характеристика: ск.-ос. с юго-восточной стороны и ледовый (ледник) с северо-западной, соединяет д.р. Такыртор (Алтын-Арашан) с оз. Алакель. Расположен в северном отроге хребта Терскей. Седловина перевала осыпная, тур заметен. Сняли записку туристов ТК МГУ (г. Москва), горный поход 3 к.с., от 16.09.2017 г. Рук. Черемисова И.А.

На подъем: пер. взлет осыпной с выходами скал, крутизной 25-30°, протяженностью до 200м.

На спуск: ледовый перевальный взлет плавно переходит в открытый лдн, крутизна в верхней части до 30°, с постепенным выполаживанием до 20°.

Высота по классификатору и по GPS: 4024м. и по GPS 4034м.

GPS координаты перевала: N42°26.9348' E74°32.6760' Категория трудности по классификатору: 1Б.

Путь прохождения: с юго-востока на северо-запад. Описание прохождения:

15.08.17 г. – шестнадцатый походный день. Подъем в верховья д.р. Такыртор.

Подъем в 7.30. С утра безоблачное небо, классный вид на Аксуйскую стену (фото 160).

В 9.15 начинаем спускаться по левому берегу р. Чон-Узень. Долина спускается вниз уступами. Резкий сброс высоты чередуется выполаживанием метров на 500-600. На крутых участках спуска тропы нет, приходится преодолевать траверсом крупнокаменистый склон, иногда пробираться через кустарники. В выполаживающейся части долины идем по широкому руслу реки.

Фото 160. Вид с м.н. на Аксуйскую стену.

За два ходовых отрезка, ЧХВ 1ч. 30мин., доходим до мощного моренного вала перекрывающего русло реки (фото 161). Прошли чуть больше 2-х км, высота 3050м. до слияния с р. Такыртор остается километр. В 11.00 влево по х.д. поднимаемся на моренный вал и оказываемся на обширном каменистом плато с крупными камнями. Вдали внизу слияние рек. Русло реки не видно, ушло под камни. За ходовой отрезок проходим это плато, мимо большого старого осадкомера и, траверсируя травянисто-каменистый склон влево по ходу движения, за еще ходовой отрезок, спускаемся вниз к слиянию рек Такыртор и Чон-Узень. На спуске снова появляется тропа. Женя немного отстает, сказывается больная нога, особенно при прохождении каменистых участков. На месте слияния рек высота 2930м, координаты N42 17.435 E78 38.019.

Фото 161. Спуск по д.р. Чон-Узень.

Фото 162. Брод р. Такыртор по камням.

По описаниям мы знаем, что тропа дальше идет по левому б.р. Такыртор. Надо переходить реку на другой берег. В самом начале увидели вырванное с корнем дерево, которое могло бы служить мостом через реку, но почему то проигнорировали это. Думали, что выше сможем перейти реку по камням. В поисках брода через реку по камням поднимаемся по левому берегу вверх метров на 100. Но хороших мест так и не нашли для брода. Поэтому во время брода некоторые участники промочили ботинки. В 13.00 мы на другом берегу реки. ЧХВ от м.н 3ч. 10мин. Нашли тропу, ведущую в верховья долины Такыртор (фото 162). К этому времени облака сгустились над нами, начинает моросить дождь.

Начинается нудный и тягостный подъем по крутой тропе. Идти тяжело, грунт подмочен дождем, ботинки скользят. Проходим два ходовых отрезка (ЧХВ 40мин.) и устраиваем перекус прямо на тропе.

В 14.40 продолжаем подъем. Осыпной ригель преграждает вход в долину. Тропа траверсируя травянистый склон, выводит к руслу реки. Переходим

Фото 163. Нижний водопад в д.р. Такыртор. по камням на правый б.р. Справа по х.д. красивый водопад (фото 163). Здесь долина разветвляется: налево по х.д. к перевалам Экичат Цент., Каменистый, а вправо по х.д. к пер. Такыртор, Экичат Сев. Сюда дошли за 20мин. ЧХВ от места перекуса.

Далее, хорошо набитая тропа по правому берегу реки Такыртор, выводит в верховья долины (фото 164). На ровных травянистых террасах встаем на ночевку (фото 165). Чистая река в 20-ти метрах от нас.

Фото 164. Верховья д.р. Такыртор.

Фото 165. Место ночевки и указан путь подъема в цирк пер. Такыртор.

Отличное место. Чуть выше по х.д. небольшой водопад. А в шестистах метрах ниже, на берегу реки Такыртор природный термальный источник. Координаты горячего источника N42 17.101 E78 36.885, выс. 3364м.

Готовим суп, потом по очереди идем на горячий источник (фото 166). Вода в источнике кипяток. Погода очень переменчива, снова начинается сильный дождь. В этот день одежда у многих участников промокла.

Фото 166. «Дикий» термальный источник в д.р.Такыртор.

Итоги дня: от м.н. прошли 7,5 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 5ч. Сбросили -320м., набрали 560м, высоты. Высота ночевки 3490 м, координаты места ночевки N42 17.002 E78 36.461.

Ходовые отрезки:9:15-10:00 10:05-10:50 11:00-11:45 12:00-12:30 12:35-13:00 13:10-13:30 13:40-14:00 14:4015:00 15:05-15:25 15:30-16:00

16.08.17 г. – семнадцатый походный день. Прохождение пер. Такыртор.

Подъем в 7.00. Ночью было холодно. С утра в небе перистые облака. Чувствуется завершение похода, все немного под устали. В 8.40 выходим.

От м.н. выходим на тропу. Подходим к реке, по камням переходим на противоположный берег и тропа начинает серпантином подниматься вверх. Ориентиром служит скала, напоминающая по форме, с этого ракурса, парус (см. фото 165). Тропа идет по левому берегу ручья впадающего в реку. Постепенно долина выполаживается, мы оказываемся на обширном травянистом плато. Перевала пока не видно, скала «Парус» закрывает вид на перевал. Идем в обход скалы справа по х.д. (фото 167) и в конце второго ходового отрезка, наконец-то, открывается вид на наш перевал (фото 168). ЧХВ от м.н. 50мин.

Отсюда начинаются моренные поля: хаотичное нагромождение огромных валунов, плоско лежащих камней, крупной и средней осыпи. Тропа то читается, то пропадает. Иногда попадаются турики. Идем, выбирая оптимальный путь движение, держа направление на седловину перевала. В 11.10. ЧХВ от м.н. 2ч, выходим в цирк перевала Такыртор. Фото 169, высота 3850м, прошли 2 км. от м.н, координаты: N42 17.387 E78 35.219.

На седловине замечаем маленькие фигурки людей. Какая-то группа спускается с перевала (группа из ТК МГУ, под рук. Черемисова). За 45 мин. ЧХВ (ЧХВ от м.н. 2ч. 45мин.) прямо по центру перевального взлета поднимаемся на перевал. Идем плотной группой, в касках, самостраховка трекинговыми палками (фото 170). Крутизна небольшая, 25-30гр, протяженность перевального взлета до 200м.

Погода не радует, вот-вот снова начнется дождь. С перевала открывается вид на оз. Алакель (фото 171). Быстро пишем записку, фотографируемся (фото 172) и в 12.15 начинаем спуск с перевала.

Фото 167. Поднимаемся в цирк певала.

Фото 168. Выходим в цирк пер. Такыртор.

Фото 169. Указан путь подъема на перевал.

Фото 170. Поднимаемся плотной группой.

Фото 171. Вид с пер. в сторону оз. Алакель.

Фото 172.. Группа на пер. Такыртор, 1Б

Прямо от седловины перевала начинается ледовый склон в сторону ледника Такыртор. Спускаемся в «кошках», самостраховка ледорубами. Вначале круто, до 30 гр. Идем траверсом вправо по х.д, крутизна постепенно уменьшается (фото173, 174). Сбрасываем 200м высоты и берем направление в сторону правобережной морены. Ледник открытый, все трещины читаются и обходятся. С характерными «лунками-ямками». Погода портится, начинается снег, который потом переходит в сильный дождь. В 12.45, за 30мин. ЧХВ от начала спуска, доходим до правобережной морены и снимаем «кошки».

Еще за 50 мин. ЧХВ по морене доходим до ровных осыпных площадок, на берегу моренного озера и устраиваем обед.

Долго руководитель не решает, оставаться на ночевку или дальше идти. Но, в конце концов, принимаем решение вставать на ночевку здесь. Время вроде позволяет еще немного подойти под следующий наш перевал, но не хочется вставать на мокрой траве. Галечные площадки теплее, да и устали все. Фото 175.

Фото 173. Спуск с пер. Такыртор на ледник Такыртор.

Фото 174. Траверсируем в сторону правобережной морены.

Через час, после установки палаток, выглядывает солнышко,и мы даже успеваем немного подсушить одежду и обувь. Итоги дня: от м.н. прошли 6 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 4ч . 05мин. Сбросили -420м. высоты. Высота ночевки 3600 м, координаты места ночевки N42 18.412 E78 33.685. /p>

Ходовые отрезки:<8:40-9:20 9:25-9:45 9:50-10:30 10:40-11:10 11:15-11:35 11:40-11:55 12:15-12:45 13:00-13:50

Фото 175. Панорама северо-западного цирка пер. Такыртор, 1Б.

Расчет ходового времени по прохождению пер. Такыртор с с юго-востока на северо-запад от м.н. д.р. Чон-Узень на выс. 3250м. до оз. Алакель, выс. 3000 м.

Набор/сброс высоты (м):

Спуск по д.р. Чон-Узень и подъем в д.р. Такыртор.

7,5

13,5

9ч. 05мин.

-740 +1100

Выводы и рекомендации по пер. Такыртор:

· Перевал Такыртор один из популярных перевалов района, в связке с простыми перевалами позволяет увидеть одну из достопримечательностей Терскея – озеро Алакель.

· Перевал соответствует к.т. 1Б, рекомендуем его всем группам, идущим в походы от 2 к.с. От участников потребуется уверенные навыки по хождению в «кошках» по открытому леднику, а также навыки по преодолению крупно-осыпных участков.

· Рекомендуем обязательно посетить термальный горячий источник, координаты которого даны выше в описании.

Пер. Алакель Центр. (1А, 3857м).

Описание дается от м.н. у оз. Алакель на выс. 3600 м. до кур. Алтын-Арашан, 2560 м.

Характеристика: ск.-ос, соединяет оз. Алакельс д.р. Кельдыке (Алтын-Арашан). Расположен в северном отроге хребта Терскей. Седловина перевала скально-осыпная, тура не обнаружено, соорудили новый.

На подъем: пер. взлет осыпной с выходами скал, крутизной 25-30°, протяженностью до 300м. Камнеопасен.

На спуск: перевальный взлет осыпной, крутизной до 30°, протяженностью до 200м. Камнеопасен.

Высота по классификатору и по GPS: 3600м. и по GPS 3857м. (разница в 257м!)

GPS координаты перевала: N42 19.289 E78 33.253(не соответствуют координатам, приведенным в классификаторе перевалов Терскея).

Категория трудности по классификатору: 1А. Путь прохождения: с юго-запада на северо-восток.

Описание прохождения:

17.08.17 г. – восемнадцатый походный день. Прохождение пер. Алакель Центр.

Подъем в 6.00, в 7.40 выход группы. От места ночевки идем вдоль правого берега ручья, вытекающего из моренного озера, до травянисто-осыпного правого по х.д. берега озера Алакель. Фото 176.

Начинаем траверсировать этот склон, с намерением выйти под перевальный взлет пер. Алакель Ц. Путь движение не прост, склон крутой и сильно изрезан. Попадаются каменистые участки, то сбрасываем высоту, то набираем снова. Возможно,было бы лучше сразу спуститься к самому берегу озера, пройти по берегу и потом начать подъем к перевалу.(!?)

Пока были вдалеке от перевала, седловина пер. Алакель Центр, просматривалась в виде выемки в скальном хребте, но по мере приближения к перевалу, седловина стала не явной (фото 177). Определить его точное месторасположение становится очень не просто. В 8.45, ЧХВ от м.н. 55мин, подходим под предполагаемый перевальный взлет пер. Алакель Ц. (фото 178).

Не верится, что это и есть наш перевал. Нет фото перевального взлета, чтобы свериться. А подъем достаточно протяженный. Может это просто перемычка в протяженном скальном гребне и надо понять, есть ли спуск на другую сторону.

Руководитель направляет одного участника, Данилу Б, без рюкзака на разведку. Связь поддерживаем по рации. Данила за 35 мин. поднимается на седловину и сообщает, что тура нет, что спуск просматривается и что он проще, чем подъем на перевал.

Погода в это время немного улучшается, озеро Алакель клубится в облаках (фото 179).

Фото 176. Подход под пер. взлет пер. Алакель Центр.

Фото 177. В протяженном скальном хребте идентифицировать пер. Алакель Ц. сложно.

Фото 178. Западный перевальный взлет пер. Алакель Центр.

Фото 179. Озеро Алакель.

Фото 180. Путь подъема на пер. Алакель Ц.

Фото 181. Центральная седловина перевала.

Дождавшись Данилу, в 10.00 начинаем подъем на перевал. Технически и физически подъем на пер. Алакель Ц. был сложнее, чем подъем на пер. Такыртор. На всем протяжении перевальный взлет камнеопасен, много «живых» камней. Поднимаемся со всеми предосторожностями, чтобы не сбросить камни друг на друга. Крутизна склона 25-30 гр. (фото 180).

Вначале преодолеваемучасток подъема с крупной осыпью, затем идет средняя осыпь и перевальный взлет сужается, как горловина бутылки. Справа по х.д. скалы, поднимаемся в непосредственной близости от скал, по осыпи идти тяжелее, «шаг вперед, два назад». Проходим еще немного, две трети взлета пройдено. С этого места просматриваются две седловины. Левая по х.д., куда Данила поднялся и правая по х.д. Сверяемся с навигатором, и вижу, что забитая в навигаторе точка, как пер. Алакель Ц., расположена в 200 метрах правее по х.д. А точка взята из классификатора перевалов Терскей-Алатоо. Кроме того, все время в голове крутится вопрос: почему тура нет на седловине? Может седловина, на которую мы хотим подняться ложная, а истинная там, где забита точка. Чтобы все эти сомнения опровергнуть или подтвердить, руководитель оставляет рюкзак и налегке поднимается к седловине, в непосредственной близости от обозначенного в навигаторе перевала. В результате, седловина оказывается ложной перемычкой, спуск с нее крутой, скально-осыпной, явно не 1А. По навигатору, вижу, что нахожусь в 60-ти метрах от забитой точки. А там, где должен быть якобы перевал, крутой скальный гребень.

Таким образом, мы убедились в том, что координаты, которые даны в классификаторе, не соответствуют действительности. Кроме того, разница в высоте перевала по классификатору, и на местности в 257м. (!), говорит о каком-то просчете или ошибке.

Осталось теперь проверить две оставшиеся седловины.

Пока руководитель проверял самую южную седловину, Сергей Д. и Нина П. поднялись на центральную седловину. На центральной седловине также не было тура, но спуск с нее возможен и соответствует категории трудности 1А(фото 181).

Фото 182. Путь спуска с перевала Алакель Ц. на восток.

Фото 183. Восточный перевальный взлет пер. Алакель Центр.

Затем мы поднялись на левую по х.д. седловину, на которую поднимался Данила. Время 11.30, на подъем с разведкой двух седловин ушло 1ч. 30мин. ЧХВ. ЧХВ от м.н. 2ч. 25мин.

Седловина узкая, скально-осыпная. На скалах соорудили тур и оставили записку. С перевала просматривается весь путь спуска, соответствующий к.т. 1А (фото 182). В 12.00 плотной группой, в касках, самостраховка трекинговыми палками, начинаем серпантином сбрасывать высоту. За 30мин. ЧХВ спускаемся в цирк перевала.

(Выводи и рекомендации по перевалу будут даны ниже).

Из цирка перевала оглядываемся назад, фотографируем две седловины пер. Алакель Ц, (фото 183). Дальнейший наш путь по моренам в зеленую долину проходим за 35 мин. ЧХВ.

Встаем на перекус на берегу речки. Фото 183.ЧХВ от м.н. 3ч. 30мин.

Перекус короткий, торопимся, снова начинается снег, ветер. Такое ощущение складывается, словно горы нас не отпускают. Фото 184.

После перекуса переходим на левый берег реки Кельдыке и выходим на набитую тропу.

Дальнейший путь до д.р. Алтын-Арашан не вызывает трудностей. Нужно помнить, что на высоте 3020 м. тропа переходит с левого на правый берег реки Кельдыке. Брод реки не сложный, по камням. Координаты места брода р. Кельдыке: N42 20.580 E78 36.098.

Дальше тропа постепенно выводит в лес и потом серпантином к р. Алтын Арашан (фото 185), рядом с этим местом расположен кош. Через р. Кельдыке перекинуты бревна. Спустились от перекуса за 2ч. ЧХВ. Переходим на левый б.р. Алтын-Арашани по лесной тропе за 1ч. 30мин. ЧХВ доходим до отличных ночевок с родниковой водой. До кур. Алтын-Арашан 800м, маршрут завершен. Фото 186.

Итоги дня: от м.н. прошли 12,6 км. с Коэф. 1.2,ЧХВ 6ч. Набрали 260м., сбросили -1300м. высоты. Высота ночевки 2560 м., координаты места ночевки N42 21.933 E78 36.925.

Ходовые отрезки:7:40-8:10 8:20-8:45 10:00-11:30 12:00-12:30 12:40-13:15 13:45-14:25 14:35-15:15 15:25-16:05 16:15-16:55 17:00-17:50.

Фото 184. Траверсируем травянистый склон в строну р. Кельдыке.

Фото 185. Спуск в д.р. Алтын-Арашан сопровождается радугой.

Фото 186. Финишная точка маршрута – кур. Алтын-Арашан.

ПС. Спортивная часть маршрута завершена. Располагаемся лагерем, затем идем налегке в Алтын-Арашан поужинать, позвонить по телефону, чтобы сообщить о завершении маршрута и заказать транспорт на завтра.

На следующий день мы искупались в горячих ваннах Алтын-Арашана и на УАЗике спустились до Аксу. Дорога от Алтын-Арашана до Аксу заслуживает отдельного описания. Как пошутил наш водитель Фархат, машина по этой дороге не едет, а идет! Камни, лавинные выносы, крутые обрывы и серпантины – все это встречается в пути.

В Аксу мы успеваем сесть на рейсовый автобус и к вечеру 18 августа мы прибываем в Бишкек.

Расчет ходового времени по прохождению пер. Алакель Центр. с юго-запада на северо-восток от м.н. у оз. Алакель, выс. 3600 м. до м.н. под кур. Алтын-Арашан., 2560 м.

Подход в цирк перевала

0,2

30мин.

-180

Спуск до кур. Алтын-Арашан.

10,4

3ч. 05мин.

-1120

12,6

6ч.

+260

-1300

Выводы и рекомендации по пер. Алакель Центр.:

· Перевал Алакель Центр. редко посещается туристами. Прежде всего, из-за того, что рядом есть более простой и обзорный пер. Алакель Сев., 1А.

· Перевал трудно идентифицировать как с западной, так и с восточной стороны. Координаты перевала, приведенные в классификаторе ошибочны и не соответствуют действительности. Высота перевала составляет 3857м, а не 3600 как указано в классификаторе.

· Юго-западный перевальный взлет по сложности подъема несколько превышает предполагаемую сложность для к.т. 1А, а вот северо-восточный перевальный взлет, технически проще на спуск, нежели спуск с пер. Алакель Сев. В совокупности, не рекомендовал бы данный перевал для групп, проходящих маршруты 1 к.с.

· С точки зрения обзорности с перевала, красивых видов,- гораздо логичнее проходить через пер. Алакель Сев, с которого открывается отличный вид на оз. Алакель.

· Выше приведенное описание прохождения пер. Алакель Центр, послужит хорошим материалом для руководителей, т.к. описаний прохождения перевала в интернете мало. Возможно, было бы правильно обозначать перевал в справочниках,как 1А*.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

В техническом описании, при описании прохождения перевалов, подходов к перевалам, рек, каких-то отдельных участков даны подробнейшие характеристики в отношении опасности тех или иных участков и даны «выводы и рекомендации» по их преодолению. Повторяться здесь не имеет смысла,лишь кратко подчеркнем основные моменты.

Во время подходов к перевалам, спусков с них, спусков по долинам рек: основную опасность представляют конгломератные и крупно-осыпные склоны, иногда эта осыпь подвижная, много «живых камней». Протяженность этих участков от нескольких десятков метров, до нескольких сотен метров. Крутизна от 25-30 гр., до 35-40 гр. Это к примеру, протяженный спуск с пер. Лавинный Зап. или после пер. Новосибирцев.

Долины рек Чон-Кызылсу, Джетыогуз, Каракол -являются основными северными водостоками с ледников Главного хребта Терскей-Алатоо. Долины этих рек имеет крупные притоки. Ледниковый характер питания этих рек привносит свои особенности в суточные колебания уровня воды в этих реках. Броды этих рек представляют серьезную опасность и нужно тщательно планировать места бродов, варианты обхода и т.п. Во время похода был осуществлен брод р. Джетыогуз.

Стоит отдельно отметить спуск в д.р. Ашуу-Тер по каньону реки Лавинный. Спуск достаточно напряженный, опасный, большую часть спускались практически по руслу реки, часто перепрыгивая с одного камня на другой.

Закрытые и открытые ледники, ледопады - также представляют потенциальную опасность: подход практически ко всем перевалам проходил через закрытые и (или) открытые ледники. Особое место в отчете занимает описание прохождения восточной ветви ледопада Арчалытор под пер. Новосибирцев. Маршрут проходил по участкам мощного оледенения.

Горные перевалы: перевалы, которые мы прошли, соответствуют той категории трудности, которая им присвоена. За исключением пер. Лавинный Зап. и Алакель Центр. Возможно, было бы правильно обозначать эти перевалы в справочниках со «звездочками».

Опасности, которые могут подстерегать туристов при прохождении пройденных нами перевалов:

-камнепадоопасность – на пер. Лавинный, Айлама, Новосибирцев

-опасность падения в трещины – на перевалах Новосибирцев, подход к пер. Туристов Татарии

Все необходимые рекомендации по этим перевалам даны в разделе «техническое описание».

Еще один фактор, несущий в себе потенциальную опасность, непогода в горах. Несмотря на то, что сезон, августа 2017 года выдался теплым, на третьем этапа похода мы испытали на себе мощь горных ветров, грозу, дождь, снег.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

Перечень перевалов отраженных на фото.

Мы посетили 5 долин, побывали в наиболее интересных местах северных отрогов Терскей-Алатоо. Посетили термальные источники на старте маршрута в Джилысу и на финише, на кур. Алтын-Арашан. Полюбовались красивейшим высокогорным озером Алакель и пятитысячниками района: Огуз-баши, пик. Каракольский, Джигит. Посетили, недосягаемый для большинства коммерческих туристов, дикий термальный источник в д.р. Такыртор. Ну и, безусловно, основной достопримечательностью района является оз. Иссык-Куль.

Но, что нас, горных туристов, прежде всего, привлекает в горы – это красивейшие горные перевалы!

Название перевала

176,184

Алакель Центральный

178,180,181,183,184

Дополнительные сведения о походе: географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов. Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида маршрута полезная информация.

Географическая и климатическая характеристика района и связанные с ними особенности действия туристов

Тянь-Шань образован рядом горных цепей, большая часть которых имеет широтное или субширотное простирание. Высшая точка Тянь-Шаня – пик Победы (7493 м). Современный рельеф ТяньШаня представляет собой ряд мощных горных цепей складчато-глыбового строения, вытянутых главным образом широтно и разделенных широкими котловинами.

Хребты Тянь-Шаня сложены осадочными, метаморфическими и изверженными породами палеозоя и докембрия (сланцы, песчаники, известняки, мраморы, гнейсы, граниты, сиениты и пр.). Межгорные котловины выполнены континентальными рыхлыми осадочными отложениями кайнозоя. Тектоническая активность Тянь-Шаняпродолжается и по сей день, о чем свидетельствует его большая сейсмичность.

В четвертичное время Тянь-Шань пережил значительное оледенение, продолжавшееся достаточно долго, чтобы выработать в высокогорье характерные альпийские формы рельефа с трогами, карами и цирками на склонах хребтов, которые и в наше время являются вместилищами ледников. Высокогорные цепи Тянь-Шаня имеют резкие гребни с острыми вершинами, “пиками” в буквальном значении этого слова, т.е. типичный горноледниковый альпийский рельеф.

На склонах горных хребтов Тянь-Шаня развиваются эрозионные процессы, образуются осыпи и камнепады, местами оползни, в ущельях – сели.

Климат Тянь-Шаня отличается в целом резкой континентальностью. Максимум осадков – летний, однако на западных склонах гор много осадков выпадает и зимой.

На климат Иссык-кульской котловины и окружающих хребтов смягчающее влияние оказывает озеро. Его громадная водная масса повышает в январе температуру воздуха примерно на 10. Кроме того, в ИссыкКульской котловине происходит повышение температуры за счет фёнового эффекта, создаваемого нисходящими западными ветрами, которое зимой сочетается с отепляющим влиянием водной массы озера. Озеро же обуславливает столь необычное для Средней Азии нежаркое лето: среднемесячная температура в июле-августе в Караколе (1774 м) 16,5-16,9, в Джетыогузе (2300 м) 13,9-14,2, в ущелье Чон-Кызылсу, в районе Физико-географической станции (2555 м) 9,5-9,7. В высокогорье, у языков ледников (3200-3300м) - 6-6,2. На южном побережье Иссык-Куля овощи и фрукты созревают на месяц позднее, чем в Бишкеке: самые ранние фрукты – абрикосы и сливы – появляются на рынке в конце августа, а первые помидоры только в сентябре. Выпадение осадков в горах в значительной степени связано с западными ветрами, в районе Каракола выпадает 415 мм, в высокогорье – до 800 мм.

Снеговая линия на Тянь-Шане поднимается, в общем, с северо-запада на юго-восток. Для ТерскейАлатау характерны так называемые ледники плоских вершин, лежащие на наиболее высоко приподнятых древних поверхностях выравнивания. Поскольку ледники занимают водораздельные участки гребней и на них неоткуда поступать обломочному материалу, у них слабо развиты моренные образования.

Реки Тянь-Шаня заканчиваются в бессточных озерных бассейна пустынь Средней и Центральной Азии, во внутренних тянь-шаньских озерах. В Иссык-Куль впадает около 80 небольших горных рек, а из него ни одна не вытекает. Реки, начинающиеся в высокогорье, имеют ледниковое и снеговое питание, половодье у них летнее. Наибольший паводок бывает в июле-августе. Реки Терскей-Алатау – горные потоки с быстрым и бурным течением, часто с порогами и водопадами, русла их каменисты, изобилуют обломками скал и галькой. Долины этих рек, расположенные вдоль боковых отрогов, широкие, а поперечные долины притоков – узкие, нередко река уходит в каньон. Длина горных рек невелика (Джетыогуз, ЧонКызылсу, Аксу – немного более 40 км). Вода в реках Терскея очень чиста и прозрачна, что объясняется большой твердостью и слабой размываемостью горных пород.

Наибольшее из озер Тянь-Шаня – Иссык-Куль, занимает тектоническую впадину. Площадь ИссыкКуля – 623 км2, длина 178 км, ширина 60 км. Максимальная его глубина 702 м, средняя – 270 м. Среди озер мира, лежащих на высоте более 1200 м, Иссык-Куль занимает второе место, немногим уступая по площади зеркала озеру Титикака в Южной Америке, а по глубине и объему вод стоит на первом месте. Озеро необычайно красиво, благодаря интенсивному цвету воды, синему или сине-зеленому, и живописности окружающих озерную котловину горных хребтов. Благодаря большой глубине и колоссальному объему воды Иссык-Куль зимой не замерзает, только на мелководьях в некоторых местах побережья западной части озера среди зимы появляется тонкий ледяной покров. Температура поверхностных слоёв воды в самые холодные зимние дни не опускается ниже 3-4. Летом поверхностные слои нагреваются от 18-23 до 2930. Иссык-Куль не имеет стока, отчего вода в нём солоноватая (соленость в открытой части 5,8‰), но содержит солей значительно меньше, чем большинство других бессточных водоемов. Не рекомендуется систематически использовать озерную воду для питья и приготовления пищи, так как она содержит вредную примесь солей фтора, вызывающую разрушение зубов. Озеро судоходно.

Терскей-Алатау – мощный хребет, окаймляющий с юга Иссык-Кульскую котловину. Его длина 380 км, средняя высота 4000-4200 м, максимальная – 5216 м (пик Каракольский). Хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сарыджас. Хребет Терскей-Алатау характеризуется расчлененным альпийским типом рельефа с современным оледенением и амплитудами относительных высот более 1000 м.

Хребет асимметричен: северный склон хребта длинный и расчленен глубокими ущельями многочисленных рек южный, более короткий, полого спускается к сыртам. Наиболее высокая центральная часть хребта – между ущельями Барсакун и Тургень-Аксу.

Хребет Терскей-Алатау вслед за массивом пика Победы и Хан-Тенгри – второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня. Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык-Куль. На хребте Терскей-Алатау в пределах Внутреннего Тянь-Шаня 1375 ледников общей площадью 1123,7 км2, из них 757 ледников площадью 544,2 км2 находятся на северном склоне. Здесь преобладают мелкие ледники: 39 имеют площади менее 0,1 км2, столько же – от 0,1 до 0,5 км2 и всего 14 ледников крупнее 5 км2. Наиболее крупные долинные и сложные долинные ледники северного склона хребта Терскей-Алатау, как правило, расположенные в верховьях больших рек, имеют хорошо развитые области питания в сложных многокамерных цирках, отделенные от языков ледопадами. В питании ледников велика роль лавин и метелевого снега. Крупные долинные ледники спускаются до 3250 м. Ниже их концов иногда расположены участки мертвого льда. Языки ледников сильно заморенены. Многочисленные каровые и висячие ледники (63 от общего числа) располагаются в краевых частях северного склона хребта и на поперечных отрогах. Их концы спускаются до 3650-3690 м. Ледники северного склона хребта окаймлены крутыми снежными склонами, достигают в длину 5-7 км при мощности льда 60-90 м и спускаются значительно ниже снеговой линии. Длина ледников южного склона значительно больше. Скорость движения ледников невелика и составляет 5-15 м в год, а на сыртах еще меньше – 1-2 м.

Высота снеговой границы уменьшается на северном склоне с запада на восток от 3950-4000 до 36003700 м, что связано, по-видимому, с увлажняющим влиянием Иссык-Куля. На южном склоне высота снеговой линии 4000-4270 м.

Подавляющее большинство ледников северного склона хребта относится к бассейну озера ИссыкКуль.

Ледники северного склона деградируют, о чем свидетельствует недавнее отчленение притоков и следы более высокого положения поверхности ледников в прошлом. Уменьшается их мощность, сокращаются языки ледников на 3-30 м в год, образуются зоны мертвого льда, погребенные под сплошным слоем морены. Так, например, между 1943 и 1955 годами конец ледника Кельтор Западный отступил на 250270 м, ледник Кельтор Восточный за тот же период сократился на 200 м, а к 1962 г еще на 60 м.

Растительность северных склонов хребта Терскей-Алатау достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах от 2000 м к тянь-шаньской ели примешивается пихта Семенова. До высоты примерно 2500 м их сопровождают кустарники барбариса, жимолости, смородины и шиповника.

Выше зоны леса – высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелящейся арчой и караганой. Еще выше – примерно до 3800 м – располагаются пятна альпийских лугов,

В бассейне реки Чон-Кызыл-Су с 1947 года Тянь-Шаньской физико-географической станцией (ФГС) проводятся систематические наблюдения.

Иссык-Кульская котловина включает четыре крупных геоморфологических пояса – подгорную и приозерную равнину, предгорья, среднегорья и высокогорья. Им соответствует ряд высотных ландшафтных поясов.

Подгорная равнина (1600-1800 м). Западная часть её - пустыня, здесь выпадает всего 100 мм годовых осадков. В восточной её части – в бассейне реки Чон-Кызыл-Су годовое количество осадков на подгорной равнине увеличивается до 400 мм, тут расположены сухие злаково-полынные степи. Большая их часть распахана. Преобладают поливные земли. Ширина равнины до 20 км.

Предгорья бассейна Чон-Кызыл-Су (1800-2200 м) заняты горностепным поясом. В зависимости от высоты и экспозиции представлены полынно-злаковые степи с караганой многолистной и разнотравнозлаковые луговые степи.

Среднегорья (2200-3200м) заняты лесо-луго-степным и субальпийским поясами

Осадки преимущественно летние, общее их количество с высотой увеличивается. Годовая сумма их колеблется приблизительно от 500 до 800 мм в разные годы и в зависимости от ширины и ориентации долин и хребтов. Средние температуры воздуха летом (июнь-август) составляют 8-11. Здесь преобладает тяньшаньская ель с богатым кустарниковым подлеском и разнотравно-злаковые лужайки. Светлые еловые леса паркового типа очень красочны.

Альпийский пояс расположен в интервале высот 3200-3500 м, выше сменяется субнивальным (скалы и осыпи на высотах 3500-3900 м, языки ледников) и нивальным поясами. Альпийский пояс имеет сравнительно мало расчлененный рельеф. Характерны спускающиеся из нивального пояса ледники, местами большие площади занимают каменистые россыпи. В альпийском поясе преобладают высокогорные альпийские луга (разнотравно-кобрезиевые), в гляциально-нивальной зоне – пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейсов, анемонов, мхи и лишайники.

Животный мир Терскея очень богат. Здесь можно встретить и представителей пустынной и степной фауны – многочисленных грызунов, пресмыкающихся (гадюка, щитомордник, узорчатый полоз, ящерицы) (в предгорьях) лесной фауны – в среднегорье (лиса, волк, медведь, кабан, барсук, горные козлы-теке, косули, горные бараны – архары, горностай, заяц-талай, сурки и многие другие) На озерах и широких речных разливах многочисленны водоплавающие птицы (утки, гуси). Альпийские луга и скалы населяют улары, клушицы, альпийские галки, грифы, сипы, бородачи.

(из отчета Е. Зеленцовой, г.п. 4 к.с., август 2005 г.)

Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения.

Общественное снаряжение (на 5 чел.)

Наименование

0,52

Горелка 2

0,38

Петли расходные (9мм – 10м).

Кастрюля 2,3+3,5л.

0,6

Репшнур для сдерга ледобура (4мм*50)

Скатерть+ерш+половник+доска

Командирский набор

Скальный молоток

0,68

GPS - 1 (+ запасные батарейки)

0,25

Айсбаль

0,6

GPS - 2 (+ запасные батарейки)

0,25

0,20

Лавинная лопата

0,4

Запасные аккумуляторы к рации (2шт.)

0, 15

Веревка основная 9x50м

Крем от солнца (2 шт)

0.2

Газ из расчета 55г/чел. в день. Всего 12 баллонов по 450гр. На 1-й этап 3 балон. на 2-й – 5 балон. на 3-й – 4 балон. Всего 5400гр. газа.

Всего несколько перекусов было без горячего чая или супа.

Прочее

Билет, паспорт российский или заграничный, страховка на группу.

Спички, зажигалка КЛМН зубная щетка туалетная бумага.

Личная аптечка (лекарства от личных болезней, эластичный бинт, пластырь)

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Затраты в походе*

№ п/п Наименование трат На чел. (руб/сом) Всего (руб/сомы)
Затраты до похода:
3 Регистрация в Киргизии (только руководу, т.к. более 30 сут.) 400
Итого: 1600
Всего затраты до похода с билетами: 27972
В Бишкеке произвели взаимо-вычет по затратам (обнулились) и собрали по 4000р. для походных трат. Обменяли по курсу: 1руб.=1.148сом, получилось22870сом.(+ -).
Затраты в походе:
    Расход Остаток
1 Продукты в супермаркете 6000 16870
2 Трансфер: Бишкек-кур. Джилысу (по 900сом/чел.) 4500 12370
3 Заброска №2 в «Каракол» (по 800сом/чел.) 4000 8370
4 Заброска №1 в ФГС 300 8070
5 Деньги на местную симку Мегаком. 200 7870
6 Мелкие траты в Бишкеке (такси, дыня, скотч. мешки для забр, губка д/пос.и т.п.) 1000 6870
7 Еда в дорогу 350 6520
  За горячие ванные 750 4770
  За звонки по телефону координаторам. 80 4690
  Трансфер: «Алтын-Арашан» - Аксу. 3500 1190
  Рейсовый автобус: Аксу-Бишкек (350+100багаж) (до собрали нужную сумму). 2250 - 1060
  Итого затраты во время похода: 23930 всего. 4786 сом с каждого или 4200р..
Снова личные траты:
  Такси от автовокзала до гостевого дома 150 У каждого были свои траты
  Проживание в гост доме до отлета 1000
  Такси до аэропорта 250
Итого: 1400
Всего затраты в расчете на одного чел, вкл. авиабилеты: 33572 руб.

*В личных затратах приведены данные по затратам руководителя. Плюс у каждого были личные траты на еду в кафешках, на сувениры, такси по городу и прочее.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Все цели и задачи, которые стояли перед нами – были выполнены!

Выбранный район и маршрут позволил получить участникам опыт передвижения по различным формам горного рельефа.

Пройден полноценный, интересный и напряженный горный поход 4 категории сложности. За 18 ходовых дней, с одной полудневкой, прошли 158,3 км (с учетом коэффициента 1.2), из них в зачет пошли 151 км.

Суммарный набор и сброс высоты составил: 16560м, Максимальная высота: 4300м. макс высота ночевки: 4200м.

ЛП в зачет: 2Б – 2 шт., 2А – 2шт., 1Б – 1 шт., 1А – 2шт.

Маршрут пройден всеми участниками группы по запланированному маршруту, за исключением, из-за резкого ухудшения погодных условий на третьем этапе, вместо связки 2Б: Каракольский Вост.+Караколтор+Одесских политехников, прошли согласованный с МКК запасной вариант – пер. Туристов Татарии, 2А.

Маршрут проходил в условиях теплого малоснежного сезона, что повлияло на снежноледовую обстановку на перевалах и подходах к ним. Так, пер. Лавинный Зап., по факту прохождения, считаем, что соответствовал к.т. 2Б (6 веревок по снежно-ледовому склону крутизной 3-40 гр.). Традиционный подход к пер. Айлама по снежному кулуару с западной стороны был невозможен, из-за отсутствия снега, поэтому прошли по открытому и закрытому ледникам.

Общие итоги:

Во время похода участники получили необходимый туристский опыт и навыки, необходимые для прохождения скально-осыпных и снежно-ледовых перевалов, для работы на перилах, в целом, для участия в походах высших категорий сложности. Все участники маршрут прошли полностью.

Учитывая то, что большинство перевалов Терскей-Алатау односторонние, подбор перевалов позволял на практике ознакомиться со всеми видами рельефа и отработать различные способы (техники и тактики) подъема/спуска: снежно-ледовый перевальный взлет и подход к перевалам: на подъем – Лавинный Зап., Айлама, Новосибирцев, на спуск – Туристов Татарии (2А) скально-осыпной на спуск – Лавинный Зап., Новосибирцев осыпные – Каратакия, Алакель Центр скальный– Айлама.

Такое разнообразие послужит очень хорошим опытом для участников похода.

Стоит подчеркнуть, что подходы под многие перевалы проходит по открытым и закрытым ледникам (Айлама, Арчалытор, Кельтор Вост, №341 и др.), что тоже является особенностью района и дает хорошую практику хождения группы в связках, через реальные трещины.

Участники группы получили опыт прохождения ледопадов (восточной ветви ледопада под пер. Новосибирцев). Было провешено 2 веревки перил по ледовым разломам и трещинам, с участками вертикального подъема.

Также участники группы получили опыт прохождения вброд горных рек и каньонов, крутых конгломератныхи осыпных склонов, подступающих к руслам рек.

Было организовано две ночевки на ледниках, на высоте выше 4000 м. Участники группы получили опыт в организации бивуака на леднике, в сооружении снежных стенок, в укреплении палаток на открытых ледниках.

В плане новизны, заслуживает внимание факт, прохождения пер. Новосибирцев. Полученные фото материалы и подробное описание позволят оценить те изменения, что произошли на ледопаде за последние 10 лет (крайнее описание перевала относится к 2007 г).

Кроме того, исследованы три седловины в районе пер. Алакель Центр. Указанные в классификаторе перевалов Терскей-Алатау координаты перевала и его высота не соответствуют действительности

Подробнее об этом изложено в п. 2.1. «Элементы новизны» и в п. 2.6. «Техническое описание»

Криминогенная ситуация в Киргизии спокойная. Местное население к туристам относится благожелательно.

Общие рекомендации:

Лето 2017 года, выдалось на Терскее дождливым (особенно в июле) и теплым. Как правило, после обеда набегали тучи, и портилась погода. На первых двух этапах с погодой нам повезло, но на третьем этапе погода резко ухудшилась. Так подход под пер. Каракольский Вост. мы осуществили за три дня. Этот фактор нужно учитывать при подготовке к походу в данный район и закладывать в маршрут как минимум 1-2 резервных дня на каждый этап, не менее 3-4 дней на весь поход.

При подготовке и планировании походов в район Терскея, нужно учитывать характерную для данного района особенность рельефа:

- спуск (подъем) в долину часто проходит ступенчато, приходится преодолевать крутые протяженные крупно-осыпные склоны. Требуются очень хорошие навыки ходьбы по крупным камням

- еще одна особенность района – перевалы района чаще всего односторонние, с определяющей стороной на спуск или подъем. При подборе перевалов, желательно учитывать этот момент, чтобы участники получили разносторонний опыт подъема и спуска по различным видам рельефа.

Приложения:

- прилагается обзорная и подробная карта маршрута

- фотографии определяющих препятствий и наиболее интересных объектов с похода вставлены в текст отчета и прилагаются в электронной версии отчета

- треки и точки с похода

- электронная версия отчета на сайте: ФСТ Дмитровского района МО и на сайте Mountain.RU

- перевальные записки и копия маршрутной книжки

Использованные материалы,карты и фотографии. Слова благодарности.

При подготовке к походу, во время похода и для составления отчета использовались следующие материалы и сайты:

1.Каталог перевалов Центрального Тянь-Шаня. на Mountain.RU. http://www.tssr.ru/mountain/pereval/central_tsh/

2.Схемы-хребтовки Терскей-Алатоо на сайте т/к Меридиан.http://meridian.perm.ru/04_maps/

3.Векторные карты для заливки в GPSна сайте т/к Меридиан http://meridian.perm.ru/04_maps/maps_for_gps.shtmlterskey

4.Топокарты Терскея https://mapstor.com/ru/map-sets/travel-maps/tian-shan.html

5.Интерактивная карта Терскей-Алатоhttp://nakarte.tk/m=11/41.99828/77.68776&l=O/Mt/Wp

6.Схема-хребтовка Терскея http://pereval.g-

utka.ru/doku.php/map/D182D0B5D180D181D0BAD0B5D0B9

7.Геоинформационная система Google Планета Земля - Google Earthhttp://www.google.com/earth/download/thanks.html8.Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в августе 2011 г., рук. Б.А. Жунусов, ТК Такт, г. Томск. Инфа по пер. Каратакия, Лавинный, Арчалытор С.

9.Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. по Тянь-Шаню в 2009 г., рук. Ломакин В. ГК МГУ. Инфа по пер. Каратакия.

10. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в июле 2013 г., рук. Кривоногов Л.Ю. Инфа по пер. Лавинный, СОАН.

11. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в июле-августе 2014 г., рук. Шкитов Д.А. Инфа по пер. Айлама. http://amazonki.tpu.ru/ 12. Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в июле-августе 2016 г., рук. Грецов Ю.В. Д.А. Инфа по пер. Айлама, СОАН.

13. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, летом 2008 г. рук., Гозак Д. Инфа по пер. Айлама http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3654 14. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, в августе 2006 г., рук. Трылис В Инфа по пер. Айлама http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3166

15. Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, в августе 2000 г., рук.

Ворожищев М.Г. Инфа по пер. Новосибирцев. http://takt.trecom.tomsk.su/t/lib/mount/TyanShan/Terskey00.htm

16. Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, в августе 2007 г., рук. Картаев Ф. Инфа по пер. Новосибирцев.

17. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в августе 2009, рук. Бояршинов С.Б. Инфа по пер. Каракольский Вост, Одеских политехников.

18. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в августе 2013, рук. Шипунов А. Инфа по пер. Инфа по пер. Каракольский Вост.

19. Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, в августе 1976 г., рук. Литвиненко В.П. http://www.skitalets.ru/mountain/2010/tianshan76_litvinenko/48

20. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в августе 2005 г., рук. Зеленцова Е. Инфа по пер. Такыртор, Туристов Татарии.

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=189421. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню в июле 2005 г., рук. Сергин К. Инфа по пер. Такыртор, Туристов Татарии, Каракольский Вост (траверс).

22. Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню летом 2009 г., рук. Соколовский Ф. Инфа по пер. Такыртор, Одеских политехников, Каракольский Вост. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=485823. Отчет о горном походе 5 к.с. по хребту Терскей Алатоо, в июле-августе 2003 г., рук. Кодыш В. Инфа по пер. Каракольский Вост.

Карты и фотографии даются в приложении. В отчете использованы фотографии:Армена Арутюняна. Фотографии в полном объеме можно посмотреть на сайте ФСТ Дмитровского района http://www.fst-dmitrov.ru/ , а также в электронном приложении к отчету с размером по ширине 1000 пкс.

Выражаю благодарность за помощь в подготовке маршрута и предоставленную информацию по району - Юрию Грецову, Александру Фефелову.Юрию Траченко за услугу по доставке газа в Бишкек, за организацию трансфера и заброски.

ПС. Отчет составлен в соответствии с типовой формой отчета о спортивном туристском маршруте Приложение 3 (к части 2) Правил вида спорта «Спортивный туризм» (утверждены приказом Минспорта России от “22” июля 2013 г. №571). Отчет утвержден МКК Московской области «11» ноября 2017 года.