Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергей Храпко, Киев

Путь к Снежному Барсу.
Часть I. Пик Хан-Тенгри

Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, … затерявшихся на материке, … — все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека
(Олег Куваев. «Территория»)

Посвящается Максиму Желималаю

ПРОЛОГ

Идея снова попытать счастье на Пике Победы и Хан-Тенгри возникла в 2017 году сразу после окончания поездки в Пакистан и успешного восхождения на восьмитысячник Гашербрум ІІ (8035 м). Мои предшествующие две поездки на Тянь-Шань не увенчались успешным восхождением (в 2013 году на Хан-Тенгри и в 2015 году на Пик Победы). Из-за чего осталось чувство недохоженности, которое до этого заставило меня все же сходить в свое время на Монблан и Маттерхорн. Своеобразный незавершённый гештальт.

В свое время услышал от начальника базового лагеря на Южном Иныльчеке - Димы Грекова следующие слова: «Вы сначала поднимитесь хоть на один восьмитысячник, а потом уже приезжайте к нам для восхождения на Пик Победы».

Таким образом для себя я решил, что 2018 год должен стать именно тем годом, когда я могу съездить на Тянь-Шань и снова попробовать подняться на Хан-Тенгри и Победу.

Хан-Тенгри

ГЛАВА 1. Подготовка

Все началось с поиска напарника, так как Андрей Вергелес на предложение сходить на Победу сказал, что мол кому нужны семитысячники, когда есть восьмитысячники. Мной даже рассматривался вариант: ехать самому и уже в базовом лагере искать напарника. Но по счастливой случайности я вспомнил об одном знакомом – Юре Хвостике, с которым познакомился на Южном Иныльчеке в 2015 году и который страшно влюблен в горы и восхождения на них. К моей радости в его планы на этот год входил Пик Победы.

Таким образом минимальную связку для восхождения я нашел. К тому же в Киргизию ради Пика Победы должно было приехать еще два человека – знакомых Юры.

Таким образом с марта месяца началась наша с Юрой подготовка к выезду. В связи с тем, что в наши планы входило подняться на два семитысячника (Хан-Тенгри и Пик Победы), а также учитывая то обстоятельство, что нам удалось получить 20 процентную скидку, решено было воспользоваться «полным пакетом», который включает вертолет, трансферы, проживание и питание в базовом лагере.

Но, несмотря на то, что у нас был полный пакет, питаться на высоте вне базового лагеря нам предстояло самостоятельно, а это значило, что большинство продуктов нам нужно было везти из Киева, в то время как вес нашего багажа при перелете был ограничен 20 кг и 8 кг ручной клади. Справились мы с этим ограничением как обычно – протащили лишнее в ручной клади, если кому интересно как – обращайтесь – подскажу.

20 июля мы прилетели в Бишкек, где нас встретил представитель турфирмы и отвез в гостиницу. По дороге из аэропорта меня поразил запах дороги, который перемежался с запахом полей и пыльных проселочных дорог. Это вызвало воспоминания из далекого прошлого, когда я лето проводил в селе у бабушки – своеобразную ностальгию по безмятежному детству.

Сегодняшний день у нас был посвящен недостающим покупкам, благо, что большой пакет допускал «безлимит» по весу на вертолет, в противном случае нам бы пришлось доплачивать за каждый кг свыше 30 по 4 доллара за кг. Хотя сама возможность вылета была под угрозой – приблизительно за неделю до нашего прилета разбился киргизский борт на Южном Иныльчеке возле базового лагеря: то ли при взлете, то ли при посадке. Надежда была только на то, что организаторы смогут договориться с казахским бортом.

На следующий день мы на бусике практически пересекли всю Киргизию от Бишкека до Каркары, откуда собственно и летал вертолет в базовый лагерь.

Преимущество полного пакета включает в себя питание и право проживания в стационарных палатках, что лишало тебя необходимости расставлять и складывать собственные палатки и готовить еду.

Нам повезло с вертолетом и уже 22 июля по плану мы вылетели на казахском борте в базовый лагерь.

Перелет занял минут 40.

По прилету в базовый лагерь на высоту 4060 м практически сразу дала знать о себе горная болезнь: голова стала немного «дурной» появилась небольшая боль и головокружение – сказывалось отсутствие акклиматизации.

Чтобы не сидеть на месте, мы прогулялись немного по окрестности – сходили к скале, где установлены таблички погибшим и сходили взглянуть на покореженный после падения, лежащий на боку вертолет – тот самый, который практически за неделю до нашего прилета в Киргизию потерпел аварию.

ГЛАВА 2. Акклиматизация

Изначально (еще в Киеве) мы планировали начать акклиматизацию с выхода в сторону Пика Победы – дойти до 5800 м или, если получиться, до 6100 м, после этого сходить на Хан-Тенгри и лишь потом уже идти на восхождение на вершину Пика Победы. Основной смысл был в том, чтобы уменьшить количество прохождений бутылочного горлышка, которое славиться своей плохой репутацией в плане безопасности при подъеме на Хан-Тенгри с юга. Но наши планы поменялись, так как оказалось, что, не смотря на кучу желающих сходить на Победу, до нашего прилета еще никто в сторону Пика Победы и ледопада под ним не выходил, так как, скорее всего, все ждали пока кто-то провесит перила через ледопад. Мы решили тоже не геройствовать – и отправились на акклиматизацию в сторону Хан-Тенгри.

Вышли мы 23 июля ближе к вечеру, так как целью было дойти до первого высотного лагеря под Хан-Тенгри, расположенного на высоте 4200 м, откуда на следующий день в 3 часа ночи должны были стартовать во второй лагерь, чтобы по утру на рассвете проскочить бутылочного горлышко.

Вышли под вечер, чтобы не жариться на леднике под солнцем. Маршрут в первый высотный лагерь сначала проходит по морене, где, как и по пути в сторону Победы, убиваются высотные ботинки (так как подошва на них производителями делается значительно мягче, чем в обычных треккинговых ботинках), а потом переходит на ледник.

Ледник вы постепенно пересекаете от одного края до другого.

Когда мы пришли в лагерь, погода немного испортилась – пошел снег.

К моменту выхода в сторону второго высотного лагеря снег прекратился, но была плохая видимость из-за тумана.

На рассвете, обходя ледовые трещины, мы подошли к тому опасному месту, которое называют «бутылкой».

Именно здесь часто на маршрут сходят лавины с плеча Пика Чапаева.

И именно в данный момент «бутылка» заставила нас поволноваться, так как сошла очередная лавина, которая грозила присыпать нас пылевым облаком.

Участники сначала ломанулись вниз, но лавина до нас не дошла, и мы продолжили восхождение. Пройдя лавинный вынос, мы начали подниматься, лавируя между сераками.

Сегодняшней нашей целью был второй высотный лагерь на высоте 5200 м.

Здесь мы провели весь день прячась в палатках от солнца, а затем от снега, который начал нас обильно засыпать – приходилось время от времени откапывать палатки.

Переночевав во втором лагере на следующий день 25 июля, откопав из-под снега палатки, мы собрались и в 10:30 вышли в сторону третьего высотного лагеря, который располагался на высоте 5800 м.

Идти было тяжело, так как сказывалось не только отсутствие нормальной акклиматизации, но и палящее солнце, лучи которого в добавок отражались от снега, удваивая эффект и без того жаркого солнца.

Дойдя до третьего лагеря, мы вырубили в склоне площадки под палатки, и тут произошла неприятность: при установке палатки, я умудрился упустить палаточную дугу, которая улетела куда-то вниз по склону – долгие часа два поиска дуги ниже по склону не дали никакого результата. Видно она улетела в одну из трещин, расположенных ниже по склону. Данное происшествие привело к одной из самых ужасных ночевок, так как нам пришлось ночевать втроем в двухместной палатке, что было тесновато.

Завтра нас ждет спуск, и весь этот выход с подъемом на высоту 5800 м нужен был нам для акклиматизации.

Все, находящиеся в палатке, из-за тесноты просто с нетерпением ждали того момента, когда уже нужно будет выходить. Выход у нас планировался очень ранним, чтобы успеть на спуске, минуя второй высотный лагерь, проскочить по утру бутылочное горлышко. Поэтому встали мы в два часа ночи, приготовили поесть и в 4 утра еще по темному отправились на спуск. То ли от ужасной ночевки, то ли от высоты у всех троих болела немного голова. Не доходя немного до второго лагеря, мы немного задержались, отыскивая свою заброску, которую закопали в снег днем раньше во время пути вверх.

Второй лагерь мы прошли в 5:30 утра. В «бутылочном горлышке» наблюдаем свежий лавинный вынос, который пересекает линию нашего движения. Проскочив «бутылочное горлышко» дошли до первого высотного лагеря на леднике к 8 часам утра, где решили не оставаться, а сразу идти в базовый лагерь.

Еще 4 часа пути по леднику и морене и нас уставших встречал базовый лагерь завтраком, под конец которого мы успели. А вот с баней не сложилось – пришлось самостоятельно греть воду на собственном газе. День возвращения в лагерь и следующий отводился нами на отдых в базовом лагере. В это время погода значительно ухудшилась – пошел снег, который засыпал основательно базовый лагерь.

Правда, снег пролежал не долго, наладившаяся на следующей день погода и вышедшее солнца быстро его растопило.

ГЛАВА 3. Восхождение на Хан-Тенгри

На 28 июля нами был намечен новый выход в сторону Хан-Тенгри, с целью восхождения и получения дополнительной акклиматизации перед восхождением на Пик Победы.

Накануне ночью температура упала на столько низко, что в палатке из-за холодного воздуха казалось, что больно дышать, но в целом обещали погодное окно на ближайшие дни.

Не торопясь, после обеда мы выдвинулись в первый высотный лагерь по известному уже нам маршруту. К нам примкнула еще одна участница, напарник которой приболел накануне. Теперь нас было четверо.

Переночевав в первом лагере, мы в 3 часа ночи следующего дня пошли выше.

Сегодня по планам у нас было дойти сразу до третьего высотного лагеря.

Проскочили без происшествий «бутылку» и, миновав второй лагерь, мы достигли третьего лагеря, где стали на ночевку.

В основном на вершину Хан-Тенгри ходят из этого лагеря, но у нас была задача не просто сходить на вершину, а еще получить акклиматизацию перед восхождением на Победу. Поэтому нас еще интересовала ночевка на 6400 м. Проблема с ночевкой на высоте 6400 м в том, что там находится площадка, на которой можно разместить 2-3 палатки - не больше, а вот желающих там переночевать может оказаться с избытком. Поэтому еще в третьем лагере мы согласовали свои планы с еще одной группой из трех человек, которые собирались разбить лагерь на высоте 6400 м.

На следующий день 30 июля в 6 утра мы вышли в четвертый высотный лагерь (6400 м).

От третьего лагеря нужно было подняться по крутому снежному склону на седло между плечем Пика Чапаева и Хан-Тенгри.

А затем уже двигаться в сторону вершины.

Площадка на 6400 оказалась действительно очень маленькой, где мы, хорошо поработав ледорубами и лопатами, впритык друг к дружке смогли установить три палатки. Это давало нам возможность получить заветную акклиматизацию и немного упрощало восхождение на Хан-Тенгри.

Штурм был назначен на 6 утра 31 июля.

Подъем на вершину, не смотря на наличие старых и новых перильных веревок, для меня оказался нелегким, и вспоминая свой опыт попытки восхождения в 2013 году на Хан-Тенгри с севера, я уже не готов был дать себе однозначный ответ, что было тяжелее – подняться по северному склону на седловину или сейчас от седловины идти к вершине.

Ближе к вершине, когда оставалось пройти считанные сотни метров, уже доходило до того, что я заставлял свое тело делать определенное количество шагов, после чего приходилось стоять, чтобы отдышаться – сказывалось отсутствие адаптации к данной высоте.

На вершину, на которой расположен деревянный крест, мы вышли в 12:30 по местному времени.

Погода была отличная: светило солнце, но из-за ветра было очень холодно. У меня сильно мерзли пальцы на ногах, и я в очередной раз пожалел, что не надел полные бахилы сверху на ботинок.

Непродолжительная фотосессия и видеосъемка и мы уставшие от восхождения начали спуск вниз.

Своих палаток в четвертом лагере мы достигли к 16 часам вечера сильно ставшими. Для лучшей акклиматизации мы решили еще одну ночь провести на высоте 6400 м.

Пальцы ног я немного все-таки приморозил и решил, что при восхождении на Пик Победы однозначно одену полные бахилы. В добавок к этому у меня начался сильный кашель, который просто душил и не давал возможности нормально поспать.

На следующий день мы хотели сбежать в самый низ и запланировали выход на 4 часа утра, но утром наступившего 1 августа несколько замешкались, собирая палатки, так как их из-за ограниченного пространства приходилось собирать по очереди, и смогли выйти лишь в 4:40.

Поэтому дойдя к 8 часам утра ко второму высотному лагерю, решили не испытывать судьбу и не соваться в «бутылку», а остались на дневку во втором лагере, чтобы на следующий день рано утром уйти вниз.

Переход во второй лагерь тоже оказался тяжелым, так как на спуске мы подбирали все свои вещи, которые оставляли в лагерях при подъеме – в основном это были продукты, которых мы затащили с собой с избытком еще во время акклиматизации. Теперь это все нужно было за раз спустить вниз, учитывая, что с каждым разом рюкзаки становились все тяжелее и тяжелее.

Переночевав во втором лагере, упаковав свои вещи, мы в начале пятого утра пошли вниз.

В «бутылке» в очередной раз увидели свежий лавинный вынос, который пересекал путь нашего спуска и порадовались, что мы не сунулись сюда вчера, когда солнце уже начало освещать склоны Пика Чапаева.

В базовый лагерь, миновав первый высотный, где уже поздравили друг друга с вершиной, мы добрались к 8 утра.

Впереди нас ждало несколько дней отдыха перед главной нашей задачей – восхождением на Пик Победы.


Читайте на Mountain.RU:

Восхождение на гору Казбек (5033 м)

Маттерхорн
(отчет о попытке восхождения)


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100