Люди и горы > Люди >

Автор: Олег Маликов, Алма-Ата

Евгений Иосифович Динерштейн.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Евгений Иосифович Динерштейн, 1929 года рождения - ушел 01.09.1984 года.

Евгений Иосифович Динерштейн родился в городе Алма – Ата Каз.ССР, в 1929 году в семье репрессированных и сосланных в Казахстан советских интеллигентов из города Санкт Петербург.
После окончания общеобразовательной средней школы поступил на исторический факультет КазГУ.

В 1950 году, по окончанию учебы начал трудовую деятельность.
В его трудовой книжке только одна запись – учитель истории средней школы номер 40. После объединения двух соседних школ с осени 1977 года – лицей номер 28.
Имел второе музыкальное образование по классу фортепьяно.

По характеру он был - независимый, отстаивал свое мнение, принципиальный, веселый, особенный, талантливый, избирательный, лидер, иногда резкий.
Хорошо разбирался в людях. После тщательной проверки, мог выразить свое доверие к человеку. Не любил двоечников.

Был книголюб, любил читать историческую литературу, собрал большую домашнюю библиотеку.

Увлекался альпинизмом, выполнил нормативы на 1 спортивный разряд.

В 1960 году совершил восхождение – траверс высочайшей точки хребта Заилийский Ала –Тау, пика Талгар по маршруту 5А категории трудности.

В 1967 году принимал участие в юбилейной альпиниаде на пик Комсомола, по случаю 50–летия Великой октябрьской революции.
С гордостью носил на лацкане пиджака значок «Пик Комсомола», полученный за восхождение на эту вершину в хребте Заилийский Ала–Тау.

Интересно проводил школьные уроки. Имел хорошо поставленную дикцию. Лекции читал стоя, заложив руки, за спину легко передвигаясь по классу между рядами парт и вдоль классной доски.

С энтузиазмом делал большую внеклассную работу.

На общественных началах вел факультативные занятия в кружках:
- художественной самодеятельности
- горного туризма и спортивного ориентирования
Уделял много внимания военно-патриотическому воспитанию молодежи и созданию музея боевой славы школы.
Пользовался уважением в коллективе преподавателей школы.

Образованный, начитанный, интересный собеседник.
На педсоветах делал краткий обзор исторических событий дня.

Организовывал и проводил школьные тематические вечера:
- юморины, театральные постановки литературных произведений, конкурсы
- туристические, просмотр слайдов, фильмов, песни, розыгрыши, рассказы о совершенных походах
Вечера проходили в теплой, веселой, дружеской, познавательной атмосфере. Участникам конкурсов вручались сладкие призы.

Участники секции горного туризма проходили занятия и тренировки под его руководством для подготовки к ежегодным, общегородским, межшкольным соревнованиям по технике горного туризма и спортивного ориентирования.
По результатам соревнований отбиралась группа для пешего горного похода, по маршруту г.Алма–Ата – озеро Иссык–Куль, в период летних каникул.
Придавал большое значение трудовому воспитанию.
На добровольных началах собирал группу единомышленников.

В свободное от занятий время они выполняли временные работы на овощной базе города и плодоконсервном комбинате по переборке и очистке овощей.
Заработанные средства тратились на обустройство музея боевой славы и поездки учащихся по местам боев, в которых участвовали ученики школы номер 28, в годы Великой Отечественной Войны.

Был отличный семьянин, воспитал сына и дочь.

Олег Маликов

1976 год. Долина реки Чонг-Кемин. С. Тянь-Шань.
Евгений Иосифович Динерштейн в своем традиционном горном походе, с учениками СШ номер 40, по маошруту г.Алма-Ата - озеро Иссык-Куль.
Фото Олега Маликова
Музей был основан 6 мая 1978 года. В апреле 1979 году ему был выдан паспорт и свидетельство о присвоении звания «Школьный музей», а через два года в марте 1980 года было присвоено звание «Отличный школьный музей». Создатель школьного «Музея боевой славы» – учитель истории Евгений Иосифович Динерштейн, всю жизнь проработавший в этой школе, в архиве музея хранится его трудовая книжка. Музей неоднократно становился призером конкурсов и смотров разного уровня.

В 1979-1981 гг., активисты музея с Е. И. Динерштейном, приняли участие в туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников, побывали в местах героических сражений и гибели Героев Советского Союза Владимира Засядко и Маншук Маметовой. Оттуда они привезли настоящие гильзы от боевых снарядов, из которых учитель труда Г. Ф. Абрамов и силами учеников разных лет и преподавателей, создали свою «звонницу». Их подвесили как колокола с левой стороны от батальной картины «Последний бой Маншук».

И все военно-патриотические мероприятия начинаются с перезвона этих «колоколов». То, что когда-то приносило смерть, сегодня напоминает людям о том, какой ценой было завоевано счастье и мирное небо над головой. Перезвон этих колоколов способен вызвать слезы на глазах и проникновенную дрожь в сердцах каждого посетителя музея. Он плачет о судьбах тех, кто погиб в сражениях за нашу Родину.
В музее хранится земля с места захоронения Маншук Маметовой и Героя Советского Союза В. А Засядко, привезенная экспедицией «Поиск» в 1981 году.

Евгения Иосифовича Динерштейна я знаю с 1962 года, когда работая в 64 школе, занималась с детьми туризмом и спортивным ориентированием. Учащиеся 64 школы выступая на городских соревнованиях по технике туризма и спортивного ориентирования, были соперниками школы номер 40, где руководителем был Е. И. Динерштейн. Евгений Иосифович, как и я, был тренером учеников школы № 40. И я и Евгений Иосифович не только занимались с учениками, но и сами ходили в походы, где он показал себя знающим и эрудированным человеком, отличным другом и товарищем, который мог оказать помощь в любых ситуациях.

В 1974 году я перешла из 64-й в 40-ю школу. После объединения школы номер 28 и 40 мы стали учителями школы 28 имени М.Маметовой. Большую работу Евгений Иосифович провел в связи с созданием музея и памятника всем учащимся школы, погибшим в годы ВОВ. Мемориал, стоит в вестибюле школы, деньги на сооружение памятника ученики заработали, работая на плодоконсервном заводе. Евгений Иосифович был прекрасным учителем истории, знающим. Уроки проводил не ординарным методом. Ученики сидели с удовольствием на его уроках.
Он был несколько своеобразным, на все, имея свое мнение, которое отстаивал. В коллективе пользовался уважением. В организации музея большую работу провели ученики 10-х классов, под руководством Евгения Иосифовича. Побольше бы таких учителей как Е. И. Динерштейн.