Люди и горы > Люди >

Автор: Олег Маликов, Алма-Ата

Юрий Владимирович Бородкин.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Юрий Владимирович Бородкин, 1935 года рождения - погиб 23.08.1994 года, п.Победа, Ц. Тянь - Шань.

Бородкин Юрий Владимирович, 1935 г.р., Москва, ДСО «Буревестник», МС СССР по альпинизму присвоено - 12.11.1968 г., Почетный знак: «Покоритель высочайших гор СССР», «Снежный Барс» - 1983 г. № 139, в 1991 год – дважды «барс».
«Фортамбек и его вершины»

Автор: Г.Калинин

Готовясь к траверсу, мы консультировались со всеми, кто мог чем-то помочь нам. Беседовали и с Юрием Бородкиным из московского «Буревестника», маршрутом которого начинался наш траверс.
Он говорил: «Снежные склоны крутые. Снег неудобный, часто под тонкой коркой — рыхлая масса. Есть лавиноопасные участки. Много сбросов, трещин. Спуск по ребру я бы не рекомендовал».

Группа Ю. Бородкина была первой, которая поднялась на Памирское фирновое плато с ледника Вальтера. Выход этот теперь называют «ребром Бородкина». С первого прохождения этого иссеченного, изломанного трещинами и сбросами крутого гребня прошло шесть лет. Лишь одна группа с тех пор воспользовалась этим путем для выхода на плато.

Восхождения Юрия Бородкина (с В.Сулоевым) в 1967 году
1. Пик Куйбышева (5Б) - В.Сулоев (рук.), Ю.Бородкин, В.Божуков, Е.Захаров, В.Максимов, В.Масюков, П.Соколов, Б.Соустин.
2. Пик Ленина через скалу Липкина (5А) - В.Масюков (рук.), Ю.Бородкин, Л. Добровольский, К.Кузьмин, В.Максимов, В.Сулоев.
3. Пик Свердлова, северный гребень (5А) - Ю.Бородкин (рук.), В.Максимов, В.Сулоев.
Журнал «Вокруг света» / Май 1985 / На пик Победы

Владимир Пучков, кандидат технических наук, заслуженный мастер спорта СССР, восходитель на Эверест.

"Справа на гранитной плите сложен тур с обломком самодельного ледоруба. Вынимаю жестяную банку. В ней записка группы В. Смирнова, совершившей в 1982 году восхождение на Центральную Победу по северо-западной стене. Штычок от ледоруба беру как сувенир. Собираю несколько камней, кладу в рюкзак. Совершенно неожиданно снизу подходит Ю. Бородкин. Вот не ожидал его так быстро увидеть, хотя именно от него этого можно было ожидать. Наш Юра, как всегда, бурно финиширует".

Турклуб МВТУ им Н.Э. Баумана

Очерк из истории турклуба

Автор: Расторгуев Михаил, 28.01.2005

Много лет ветераны бауманского альпинизма В.Д. Лубенец, А.П. Чернобровкин, И.П. Кунаев и другие при деятельной поддержке ректора МВТУ Г.А. Николаева добивались передачи заброшенного альплагеря Джан-Туган МВТУ. В 1964 г. их усилия увенчались успехом.

Сам лагерь лежал в руинах. Ответственным за его восстановление был назначен старший преподаватель кафедры физвоспитания альпинист В.А. Радель.

Дальше все было до смешного просто: комсомольское собрание, формирование стройот­ряда под руководством председателя профкома студентов Ю.Смолехо - и ни одного вопроса о фонде заработной платы. Ведь мы едем возрождать Джан-Туган! Кроме стройотряда поехали и две спортивные команды. Это альпинисты под руководством аспиранта А.К. Артанова, в их составе цвет альпсекции Училища (и Всесоюзного Буревестника):
Л.Добровольский, Ю.Бородкин, Э.Мысловский, В.Иванов и другие.

Сергей Богомолов:
"Золотой человек, старший товарищ, спортсмен до мозга костей, сам показывал силу, но и уважал нашу силу, молодых! Равный в группе, никакого барства, пример для подражания!"

• С. Богомолов "МАЛ-84"

• Юрий Владимирович Бородкин работал тренером–спасателем

в базовом лагере «Южный Иныльчек», ТОО МАЛ «Kan–Tengri». Совершал восхождение на п. Победа 7439 м. участником группы, собравшейся из попутчиков разных организаций, работающих на леднике.

Поднявшись на п. Западная Победа 6918 м. с отставанием от своего тактического плана восхождения, группа решила отсидеться.

Ссылаясь на плохие погодные условия, плохое самочувствие, на недостаточную акклиматизацию, усталость и с расчетом набраться сил для дальнейшего штурма вершины, группа провела в лагере на пике Западная Победа три дня.

Получив распоряжение начальника базового лагеря с рекомендацией прекратить дальнейшее восхождение во избежание трагических последствий из-за слабой подготовки, плохого самочувствия, нехватки продуктов питания и горючего, а так же долгого пребывания на высоте, участники группы, посовещавшись, отложили принятие своего решение до утра.

На утренней радиосвязи руководитель доложил, что группа отказалась от восхождения и решила спускаться в базовый лагерь.

Рекомендации выхода на спуск компактной группой и движение в связках были проигнорированы.

На очередной дневной радиосвязи поступило сообщение, что на тропе был найден айсбайль Бородкина воткнутый штычком в снег.

Описав место словами, осмотревшись, покричав, участники группы продолжили спуск по маршруту с большим отрывом друг от друга.

Спустившись в промежуточный лагерь на перевале Дикий в вечерних сумерках, собравшись вместе, группа не досчиталась Юрия Бородкина.

Состояние и подготовка группы и отсутствие желания ее участников не давали шансов на их мобилизацию для проведения поисково–спасательных работ в темное время суток.

Утром следующего дня был вызван вертолет с группой тренеров–спасателей, отработавших сезон на филиале «Северный Иныльчек» ТОО МАЛ «Kan–Tengri».

Сделав обзорный облет и осмотрев склон вероятного падения от точки найденного айсбайля, спасатели заметили темную точку — рюкзак и след на снегу как место предполагаемой остановки падения человека.

Пилот вертолета высадил группу спасателей, максимально приблизившись к месту падения, и указал место, откуда заберет спасателей, тело и пострадавшую группу.

Юрий Владимирович Бородкин, падая на большую глубину по Северо-восточному склону пика Западная Победа получил значительные травмы не совместимые с жизнью, был найден и доставлен на родину в г. Москва, Россия, где был захоронен.

Он имел в своем активе 5 успешных восхождений на п. Победа.

Так трагически закончилась шестая попытка его восхождения на п. Победа 7439 м., Ц. Тянь–Шань.