Люди и горы > Люди >

Автор: Олег Маликов, Алма-Ата

Вадим Анатольевич Смирнов.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Вадим Анатольевич Смирнов, 1946 года рождения - погиб 28.07.1989 года, п.Ленина, Памир.

Закончил Ленинградский горный институт 1965-1970г.г. В 1970г. переезжает в г. Алма-Ату и становится профессиональным альпинистом под рук. Ильинского Е.Т. в СКА-12 САВО ВС СССР.
• 1971г – Мастер спорта СССР
• 1972г – «Снежный барс»
• 1978г – Мастер спорта Международного касса
• Заслуженный тренер Казахской ССР по альпинизму.
• Неоднократный Чемпион и призер СССР и Вооруженных сил СССР.
• Судья Всесоюзной категории по скалолазанию.
Совершил более 200 восхождений, более 10 первопрохождений.

Первенство СССР:

• 1971 – 2 место, Хан-Тенгри (по Кузьмину)
  • 1975 – 1 место, п. Ахмади Дониша (рук. – Смирнов В.) 1978 – 3 место, Джигит
  • 1979 – 1 место, п. Россия (рук. – Е. Ильинский)
  • 1980 – 1 место, п. Коммунизма (рук. – К.Валиев)
  • 1982 – 2 место, п. Победы (рук. – Смирнов В., по «Доллару»,)
  • 1983 – 2 место, п. ТГУ 1984 – 1 место, класс траверсов, Вост. Победа (по Ю ст.) – Глав. Победа – Зап. Победа
  • 1985 – 4 место, п. Кзыл-Аскар
  • 1986 – 4 место, п. Блока (рук. – К.Валиев).

• Вадим был не только очень силен в альпинизме, но и в работе давал фору. Экибастузская ГЗЭС-1
    Фото из архива Валерия Андриенко, Алма-Ата

7-тысячники: п. Ленина – 8 раз, п. Коммунизма – 2, п. Победы – 2, п. Корженевской – 1, Хан-Тенгри – 2. Судья всесоюзной категории по скалолазанию.

Необычное: в 1979 г. Вадим участвовал в выполнении спецзадания Генштаба МО СССР в Афганистане (при вводе советских войск 25.12.1979 [на высоте 4684 м] разбился самолет Ил-76 с экипажем и 67 десантниками. Необходимо было срочно найти секретную документы и «черные ящики» самолета.

Туда была направлена спецгруппа: Е. Ильинский – рук., В. Смирнов, Ю. Попенко Н. Пантелеев, Г. Луняков, С. Фомин, К. Валиев, В. Хрищатый…

1977 г. Вадим Смирнов на скальной тренировке.
    Фото Геннадия Радченко

01.01.1980 портфель с секретной документацией был найден Вадимом Смирновым. Группа Ильинского была секретнее самого засекреченного подразделения КГБ, а материалов об их участии в поисковой операции нет даже в Архиве МО СССР-России… Они рисковали жизнью, выполняя особое задание государственной важности, но никак не были отмечены, не удостоены никаких наград, обещанных им руководством…

• По материалам Альпклуба СПб
  • Олег Маликов:
    В СССР спорт был — любительский. "Военная тайна" - в спортивных клубах армии (СКА) спортсмены зачислялись в вооруженные силы (ВС) в сержантский, прапорщиков или офицерский составы, отсюда следует термин — профессиональный спортсмен. Вадим имел звание — старший прапорщик.

Вадим Смирнов на соревнованиях по скалолазанию "Кубок Виктора Шкарбана", приморский Край.
    Он был главным судьей, а Дюков простым участником

Кольцов Александр (капитан команды с Владивостока) получает "Кубок Виктора Шкарбана" из рук главного судьи соревнований Вадима Смирнова

Фото: Владимир Марков, Владивосток
    Валерий Хрищатый:
    Вадим Смирнов — единственный среди нас мастер спорта СССР международного класса. Очень упрям. Точнее, упорен. Упорство у него фантастическое. Им пройден целый ряд уникальных по сложности маршрутов. По опыту высотных восхождений в команде ему нет равных. Порой Вадик немного суетлив, но всегда прекрасно работает на самом сложном рельефе. Как настоящий боец и истинный спортсмен не терпит, чтобы его в чем – то опережали.