Скалолазание > Районы и маршруты >

Фото: Анна Пиунова

ИТОГИ ГОДА По версии Mountain.RU. Категория: Проект года. Естественный рельеф
Сергей Шаферов. Первое прохождение маршрута Улыбка Джоконды Total, 9a+/b

Друзья, кое-как проплёлся и этот долгий невыездной год, тем не менее, мы собрали для вас знаковые проекты, восхождения, открытия, которые принёс нам не щедрый на события 2020.
И начинаем с номинации «Лучший проект на естественном рельефе»

В начале октября Шаферов прислал смс: «Пиунова, я пролез Джоконду. Приезжай снимать». А забрасывать удочки по съёмке он ещё раньше начал, на моей днюхе, когда конь не валялся.

Поскольку знакомы мы с ним давно, смски, практически не меняя текста, он стал присылать через день. Ещё скинул плохонькую фотку с телефона, где висит вниз головой. Показал потенциал.

У меня болела спина, не работали пальцы на левой руке, ехать в Крым не имело никакого смысла, но синоптики пообещали резкое похолодание в Москве, и одна из нас сказала: «Шаферова снимем, позагораем, авторское вино, давно хотели же». Я купила билет, бросила вещей на пять дней и зависла до ноября.

До Шаферова надо было доехать, потому что я остановилась в бомжацком Симеизе, где сразу спуталась с ненадёжной компанией загорелых красивых канатоходцев, разбивших базовый лагерь на парковке под Кошкой, а Шаферов жил в богемном районе Бахчика.

Поняв, что полпути к съёмке мною уже проделаны, он откорректировал текст первой смски, попросил привезти пластырь и поставил отправку на рипит. Я получала её два раза в день.
Иногда, когда горячий ветер не позволял ему лазить, он набирал стёртыми пальцами: «Много не пей». Намекая на то, что алкоголь способствует развитию тремора, а мне снимать.

Я ещё не знала, что два раза буду менять билет. Самолёт, который должен был вернуть меня в Москву, прислал напоминалку: послезавтра.

В детстве я считала, что герои в сказках поступают правильно: вот она сидит у оконца, Василисушка, качается, одурманенная очередным абьюзером, сбилась с верного пути. А Иванушка-то тут как тут, примчался, перебил окаянных, поцеловал непутёвую, разрушил чары.
Это «послезавтра» подействовало примерно как Иванушка.

Я вспомнила зачем я здесь, заказала такси и поехала к Шаферову.
Погода начала портиться по дороге.
В Симеизе остались солнце, синее море, белые скалы, фотографические закаты и рассветы, в Бахчике всё было серым, но особенно Грот.

Улыбка Джоконды проходит по Турецкому гроту. В этом секторе всегда уныло, но без света это просто душная чёрная дыра, которая может очаровать лишь любителей драйтуллинга. Собственно, все маршруты, пробитые в гроте, для них, суровых мужчин с инструментами.

Мы немножко полазили в соседнем секторе, неба не было, и я попросила:
расскажи мне про маршрут.

Дальше для скалолазов:

«Первая часть — это ключевые пять оттяжек от «Тирамису», +, проиденного мной в прошлом году.
Это первый сложный болдеринг, который сразу со старта требует максимального напряжения, концентрации, четкой работы ног и идеального расклада.

Дальше маршрут идет по арке грота и выходит на деликатную вертикаль.
На нависании есть несколько сложных болдерингов с отрывом ног и небольшими динамичными прыжками, разделенные хорошими местами отдыха.

Всего в маршруте 17 оттяжек, примерно 35-40 метров.
Первый раз я думал о пробивке этого гигантского грота в 2000 году, когда мы с Сергеем Столбенниковым и компанией из Питера лазили старые семерки в левой части грота.

Тогда эти два маршрута были единственными пробитыми линиями на весь сектор.
Затем появились маршруты для лазания с ледовыми инструментами. Сформировалось ошибочное мнение, что рельеф грота не пригоден для скалолазания.

В течение последних пяти лет, лазая на Сестричках, я часто смотрел на грот, думал и видел линию, по которой должен проити маршрут. В голове я пролез его уже много много раз до самого прохождения.

Летом прошлого года Алексей Власенко пробил «Тирамису», осенью я сделал ответвление и продлил маршрут по арке грота с выходом на вертикаль.

Сначала это всё звучало как мечта, не реальный для меня проект, чисто для фото, я не чувствовал и не верил, что могу пролезть.

В прошлом году я залез «Тирамису», но все равно, полная трасса оставалась для меня как что-то невозможное. Я пробовал отдельно вторую часть маршрута, без «Тирамису», пытаясь набрать выносливость, и стать чуть ближе к пролазу.

Целиком вторая часть тоже пока не получалась. Я пробовал также использовать разные модели скальников: сначала, в жестких Scarpa Instinct VSR было хорошо лезть первую часть, но дальше, по нависанию, нужно было что-то сильно мягче и чувствительнее, подходили больше Drago.

При этом из-за длины маршрута слишком тесные скальники начинали очень сдавливать ногу в конце, где маршрут выходил на вертикаль. Другие модели хуже цепляли носком рельеф на старте...

Тренировочную зиму я жил этой мечтой, в моем болдеринговом зале висела схема последовательности зацепок и вщелкиваний Улыбки Джоконды, мотивирующая меня на тренировки.

После весеннего карантина и перенесённого ковида было несколько травм, и вообще становилось тяжело реально рассчитывать на прохождение.
Но мечта внутри оставалась жить и позволяла верить в то, что кажется невозможным.

Снова попробовав маршрут в этом году, тело вспомнило все движения, но прохождением пока даже не пахло.

Дюльферяя сверху, чтобы укрепить подозрительную зацепку, я увидел, что можно сделать легкий вариант проекта, разделив по сути маршрут пополам, придя на станцию Тирамису слева направо, не доходя до двух последних болдерингов. Получить ментальный шанс для полного пролаза и просто ещё один классный маршрут, в прохождении которого я уже не сомневался.
Так появилось прохождение «Улыбка Джоконды light», 9a.

В один из лазательных дней я пробовал ключи по арке и на вертикале, которые знал уже наизусть. Спустившись, почувствовал уверенность, что мечта может стать реальностью теперь.
Эта внутренняя уверенность изменила всё в этот момент. Дальше уже был вопрос времени, работы и погодных условий.

Утром, прийдя в грот, я был готов полностью к пролазу, хотя не совсем верил в это. Присутствовало некое внутреннее спокоиствие, которое я боялся спугнуть и потерять.
После болдеринга «Тирамису» я отдыхал на полке, потом полез и в какои-то момент почти сорвался, на несложном прыжке, но удержался каким-то чудом и полез дальше.

На маршруте есть еще два больших отдыха до выхода на вертикаль, один — перед сложным ключом сразу после лаит версии Джоконды, а второй, вися вниз головой, — перед последним сложным участком нависания. Доидя до вертикали, я не мог поверить в прохождение и боялся упасть по случаиной оплошности, но ещё постоял, собрался и ... Топ!

Это была целая битва.
Из похожих длинных нависаний я лазил только Underground, 9a, в итальянском Арко, на севере Италии в 2004 году.

На пост-советском пространстве таких трасс я не знаю и не видел. Есть подобная линия в новом секторе "Невеста" в Гуамке, но она существенно легче и короче Джоконды. Поэтому деление полнои версии на три части, только примерно позволило оценить всю линию как 9а+/b.

Первая часть — это «Тирамису», 8с+, без простого долаза, вторая — «лаит версия Джоконды», , и последняя соответственно Тотал 9а+/b».