Люди и горы > Люди >

Фото из архива автора

По версии Mountain.RU
Открытие года Ратмир Мухаметзянов

По понятным причинам в этом году первопроходов кот наплакал, но расцвели другие цветы.
Единственный за всю историю чемпионатов трехкратный чемпион России по альпинизму в скальном, техническом и снежно-ледовом классах за один год:

Ратмир Мухаметзянов
Молодой. Талантливый. Амбициозный. Ещё скромный

Не уверен что вам это всё понравится, потому что текста будет много. Даже я не уверен, что не заскучаю во время написания всего, что было со мной за год.
Первым крупным событием стал чемпионат России. Команда выдалась поистине чемпионская. Я присоединился к уже схоженной двойке и многократным чемпионам в скальном классе Матвеенко-Теплых.
Вообще, как я слышал, скальный класс задумывался с двумя целями: повысить средний уровень лазания у альпинистов и привлечь скалолазов в большие горы. Второе случилось точно.

Дебютный старт и «БУМ!», сразу первое место. Мероприятие проходило на горе Кязи, приехало 19 команд. Мне до сих пор странно слышать, что большинство людей принимают соревнования в альпинизме за чистую монету.
Я считаю, что нет объективных критериев для оценки восхождений по разным маршрутам. И, конечно же, я могу ошибаться. Никогда не ехал на соревнования побеждать, показать свой максимальный уровень – да, но не обогнать кого-то на стене. Для меня соревнования это определенный этап развития, ещё один повод съездить и получить опыт в горах, пообщаться с людьми и чему-то научиться у тех, кто знает/умеет больше, чем я.
Так вот, приехали мы заранее и успели хорошо акклиматизироваться, пролезть два маршрута и даже немного отдохнуть. Прогноз пророчил три дня хорошей погоды. А по сухим скалам без снегопада всяко приятнее и быстрее лезть. Наша команда надеялась на два «быстрых» маршрута по одному дню. Но волей руки, тянущей жребий, мы оказались 12-ми в очереди на выбор маршрута. Пришлось идти почти самый рейтинговый маршрут: 6А, Жигаловский.

На удивление прошли его намного быстрее, чем планировали. Спускаемся, конечно, уставшие.
Тренер нам сообщает: «Завтра последний день окна перед непогодой, надо лезть». А тут как назло свободен маршрут, который я ещё снизу приметил, камин в полстены: 5Б, Курочкина, ох! Песня, а не маршрут.
Как итог, мы рано утром бредём под стену. Пролезли за семь с чем-то часов. Вернулись и начали спать вовсю.
Началась непогода и четыре дня шёл снег.

И тут вроде можно не переживать за дальнейший результат, если вы приехали ради медалей. Две зачетные горы схожены, баллов хватает на первое место. Но снег прошёл, время есть чтобы пройти ещё один маршрут.
Егора зацепила линия, которую дважды пробовали в предыдущие годы сильные команды, но так и не закончили. Инициатива нежно любит инициатора. Никто сопротивляться рвению не стал.
Полезли первопроход, за первый день прошли три верёвки. Теперь стало понятно, почему линия простаивала.
Всё шло своим медленным чередом, даже без особых приключений, спокойно ИТОшили, шутили на станциях, спали в платформе, варили кипяток. Но на последней ночёвке у нас улетел вниз баул со спальником, ковриками и дугой для тента в платформе.

Эта ситуация многих во внешнем мире ввела в некоторое замешательство. Надо мной до сих пор подшучивают.
Давайте расскажу как всё было. Я шёл последним, тянул баул с платформой, спальником, дугой от платформы, ковриками. Еда, газ, горелка были в рюкзаке за спиной. Баул висел подо мной на длинной стропе-самостраховке, самостраховка ввязана в верхние силовые лямки баула полусхватом таким образом, что стягивает лямки и не даёт доступ к содержимому, пока не расслабить стропу.
Третий день работы на стене, дохожу до места ночевки, большая снежная полка, по которой можно ходить пешком.
Миша забирает у меня баул и достаёт платформу. Ставит баул с остатками содержимого рядом со мной.
Я встёгиваю самостраховку баула в станцию и отхожу в сторону. А баул начинает катиться вниз по полке, я было дёрнулся его схватить, но взвесив все вероятные исходы, сравнив скорость баула и мою, принял решение не гнаться, но любоваться.

Как оказалось после, Миша вывязал вовсе стропу баула и просто поставил его рядом. Считаю что косяк совместный. Да и вообще, мы ведь команда. Значит все ошибки, косяки и заслуги – это командное достояние. Надо понимать, что на время восхождения люди становятся единым механизмом.

В итоге наши приключения в платформе без дуги, спальника и ковриков начались. Спать не получалось, постоянно что-то мерзло. Просыпались каждый час и растирали ноги, пили кипяток. Ночь так и не высидели.
Около четырёх утра начали собираться и полезли в 5:20. Начался снег и долаз в девять веревок превратился в разгребание живого рельефа из-под снега. Я устал щуриться. Позже наш отчёт этого первопрохода займет первое место на заочном чемпионате России в снежно-ледовом классе.
Спустились, наградились и разъехались кто куда.

Как заметил член сборной Воронежской области, по иронии судьбы мы самыми первыми приехали на соревнования и самыми последними закончили восхождения. Значит, лазали мы больше всех (пять маршрутов, два первопрохода).

Перед вспышкой новой болезни и до закрытия границ я успел поработать на ледовой смене в Ала-Арче и улететь в Крым. Границы закрыли, осталось отдыхать и тренироваться.
Не самое плохое место для изоляции. Половина друзей приехали составить компанию. Лазали в Бахчисарае, на ЮБК. Получилось неплохо поднять уровень лазания.

Первый раз попробовал лезть фрисоло на камеру. Получился неплохой ролик. Трассу выбрал неспроста. Да и лазание без страховки не было чем-то новым для меня. Саму линию я приметил уже давно. Красивая логичная щель.
Первый раз попробовал её когда она была не пробита и не чищена. Переход из трещины в камин мне не понравился, и я спустился лазанием. Подумал, что приду когда почистят.

Самоизоляция привела в Крым Аню с квадрокоптером и немного полетали. Для съемки с разных ракурсов пришлось лазать несколько раз подряд. Меня это вовсе не напрягало. Крупные кадры делали с завески, общий план с коптера.
До этого пробовал два раза со страховкой, надо было понять, что все движения делаю надежно и особых трудностей нет.

• Соло в Бахчисарае
  • В начале лета начались послабления, я поехал в Красноярск.
    Но просто так проехать пол-России не получается никогда. По пути заехал на Урал и домой в Тюмень.

Попробовал парное фри-соло. Ничего сложного, лёгкий простой маршрут, но опыт интересный. Когда доверяешь не только самому себе, но и другому человеку его и свою жизнь. Да, пусть это опасные эксперименты. Никого не агитирую и не вдохновляю. Однако рассказать, что я чувствую, как готовлюсь и насколько это серьезно, всегда считаю нужным.

Аракульский Шихан

Своеобразной передышкой в лазании на красноярских столбах стала поездка в Ергаки. Там мы с моим московским напарником Сашей сходили семь маршрутов, купались в озёрах и гуляли под дождём. Разок пропустили через себя статическое электричество на вершине пика Звёздный. Приедем сюда ещё раз.

На Столбах своя культура лазания. Место и люди дополняют друг друга. Это особая магия ходить по таким местам, просто так без цели. И при порыве мысли, импульсе изнутри забраться на скалу.

Здесь люди, никак не связанные с лазанием, горами, приходят погулять и заходят пешком с рюкзаками на вершины Столбов. Без особой подготовки можно забраться и оказаться выше макушек деревьев на десятки метров! Взглянуть на город.
    Если отголосок будет и желание продолжать, тебе станет хотеться лазать уже что-то интереснее, сложнее. Категория повышается настолько плавно, что каждый находит, где ему остановиться.

Так гуляя по Столбам, день ото дня я лазал разные линии. Нарабатывал иногда сложные проекты. Рассматривал чрезмерно внимательно трассы для онсайта, изучал скалу и все её зацепы. Перед пролазом Симы я простукивал ключевые зацепы деревянной щёткой, чтобы быть уверенным в каждом кристаллике скалы.

Ооо! Как я готовился к Симе или как я решился её пролезть. Это отдельная история. Когда я много пролез простых трасс без страховки на Столбах, стал думать могу ли пройти что-то сложное.
    Несколько человек предложили Симу, как надежный, но сложный вариант. Я лазал два раза её со страховкой, но это было давно, и я всё забыл. Решил что попробую с верхней, завешусь от станции и посмотрю что да как.

Обошёл, скинул верёвку в одну нитку, завязал узел на конце, потому что знал, что 45 метров точно не хватит до земли. Спускаюсь на гри-гри до первого ключа, натянул пятки и полез. Долез до второго и повис. Не смог найти расклад, а срываться стало страшно. Поискал зацепы, поставил метки на всём что вижу. Удобный расклад всё не приходит. И так и сяк. Не получается.

В голове уже крутятся мысли что это пока рано для меня, сложно и вообще, если не идёт, то и продавливать в таком деле не надо. И будь верёвка до земли, уехал бы и снял сверху.
    Но вылазить всё равно надо.

Спустился до первого ключа, снял скальники, повисел, отдохнул и полез. Так, вроде получилось сразу всё.
    Катанул отдельно три раза ключ, стёр ненужные метки. Простучал зацепы деревянной щёткой, почистил всё.
    Расклад выучил наизусть. Пролез ключ раз пять подряд, не выбирая верёвку, понял для себя, что всё делается.
    Долез, забрал верёвку и пошел довольный домой.

Дня через три ещё раз катанул полностью всю трассу, ключ отдельно четыре-пять раз, так же с большим провисом. И отложил до нужного состояния духа.

В день пролаза я не знал ещё: что сегодня я пойду на неё. Был обычный день, я вдоволь выспался и пошёл гулять, залез пару несложных трасс и в отличном настроение шёл мимо Симы.
    И такой: «А почему бы и нет?»
    Сел под скалой, переобулся, от души намагнезил руки и полез. Какое-то медитативное состояние словил. Лезу чисто, ни одного лишнего движения, метки все на месте, там где отдых – отдыхаю, ключ прошёл очень легко и быстро. Вылез и будто не лазал. Такая лёгкость, гармония и умиротворение. Нет напряжения внутри. Я рад и спокоен. Спустился босиком к обуви и пошёл гулять дальше.

Несколько трасс категории 6с после тщательного визуального анализа я залез на онсайт.

Одним из давних проектов была трасса Марсианин, 8b. У неё не было пролазов до этого лета. Дело в том, что пролезть её можно только тредом (со своими точками).

Марсианин. Фото Евгения Алексеева

Категорию красноярские скалолазы дали ориентировочную после опробования с верхней страховкой. Над трассой работал ещё Кирилл Южаков. Я был рад обсуждать расклады, точки страховки и места установки.

Первый раз увидел эту линию в 2015 году. Красота и эстетика линии поражает. Представьте ровную плиту, наклоните её на 15-20 градусов и разрежьте тонкой трещиной, которая будет плавно расширяться кверху. Это и есть Марсианин.
    Сложные болдеринговые движения с редкими моментами отдыха на относительно хорошей заклинке пальцев.
    Ноги? В основном в трение, иногда можно в тонкую щель подклинить носок.
    Больше двух попыток в день делать бессмысленно – движения делаются на максимуме (для меня).

Марсианин. Фото Евгения Алексеева

Первым трассу вылез Кирилл, я был рад за него. Он открыл портал для меня. Хоть его расклад мне совсем и не подходил, но обсуждение в компании единомышленников всегда помогает расти. Через два дня залез её и я. Моя первая 8b тредом.

Перед пролазом я разложил, какую точку с какой руки ставить, какой палец надо замотать, где дышать, а где спешить лезть.
    Ты не просто лезешь, ты думаешь как лезть, учишь трассу словно танец. Через три дня стартовал фестиваль тред-контест, на нём мы с Кириллом успешно повторили прохождение Марсианина, и еще семи тредовых трасс 7b-7c категории.

Дальше отправился я на Кавказ, маршрут Форостяна, 6А, в двойке на Чегем, потом Крым и несколько учебных восхождений с учениками по местным маршрутам.
    Крым каждый год принимает различные старты по альпинизму. Скальный класс перенесли именно сюда, Вася любезно согласился выступить вместе. Да и я рад с ним лазать.
    К сожалению, желаемой подготовки у нас с ним не получилось. Не хватало времени, и я особо не надеялся показать конкурентноспособный результат, но знал, что лазать и бегать буду на всю. Потому что мне это нравится.

Для меня стало откровенным удивлением, когда в конце первого дня мы с Васей были первыми. Сильно позабавили ситуации, когда я в спешке упускал жумар со стены (где-то это уже было), или Вася забывал скальники в машине и лез в кроссовках.
    За 8+8 часов мы пролезли шесть маршрутов 5А-6А категорий.
    Ради спокойствия моих немолодых коленей, пришлось их побрить и заклеить цветным пластырем. Волосы на них пока не отрасли, поэтому они мёрзнут.

Как итог, мы заняли первое место. Это был третий чемпионат за этот год, в котором победила команда с моим участием.

Если попытаться выделить важные события во всём водовороте, то это точно не победы. Не надо путать победу и успех. Успешные выступления, это когда ты получил положительный опыт и отработал на свой максимум.
    Соревнования помогают мне получать огромный опыт и расти. После я могу применять этот опыт на классических восхождениях вне соревнований, передавать его своим ученикам.

Зачем я хожу фри соло? Как только ты сам себе сможешь ответить на этот вопрос, как только у тебя появится конкретная сформированная цель: ради чего, то тебе надо завязывать с этим. Никогда не будет какого-то рационального объяснения зачем и для чего ты это делаешь. Ты это делаешь, потому что ты хочешь, ты получаешь удовольствие. Рационального в этом ничего нет.

Сохраняя равновесие:

Сенокос 5Б
    Рыбка 5А
    Варежка справа 6А
    (эти все на Куш Каю на чемпионате России)

2б Гребневая Куш Кая
    5б Рыжий угол Морчека
    6а Центр Морчека
    5а Семёрка Форкант

Ниже список трасс, которые я этим летом прошел без страховки (в сумме вышло больше километра, 1 070 м). Категории 5с—7с.
    Может, когда-нибудь получится сделать это на большой стене...

Первый столб:

Как я провел лето

Сохраняя равновесие. Ратмир Мухаметзянов

Про Тред-Контест

Как искусство приводит к фри-соло