Горы мира > Крым > Мшатка-Кая

Автор: Юрий Круглов, Севастополь

Впечатления от второго прохождения нового маршрута на Мшатке-Кая

Саша Маринкевич и Кирилл Гостев добавили новую линию на Мшатка-Кая. Сразу отмечу — это не классический скальный маршрут с натуральной страховкой, пройденный снизу-вверх. Данный маршрут полностью оборудован стационарными промежуточными анкерами, обрабатывался сверху-вниз.

Примерно месяца полтора назад мы кратко пообщались на тему данного проекта. Я рассказал про новые маршруты, пройденные на Мшатке-Кая в последние годы. Было отмечено, что у всех присутствует однозначное понимание о том, что новый проект не должен затронуть или пересечь существующие маршруты. Забегая вперед, скажу, что насчёт этого Саша и Кирилл обещание выполнили — маршрут не пересёк ни одной существующей линии.

Хотелось сходить и попробовать — сходил и попробовал сегодня. Найти начало было просто — колодец для стока ливневой воды в трубу на верхнем шоссе — прекрасный ориентир. Первые болты видны прямо с асфальта. Маршрут идёт прямо вверх по пологим скалам, потом выходит примерно в 10 метрах слева от начала маршрута «Ухо» и далее до самой вершины так и идёт параллельно маршруту «Ухо» на расстоянии 15-20 метров. Маршрут достаточно простой, болтов много, забиты они через каждые 1.5-3 метра. Всего у нас получилось 9 участков — от дороги и до вершины. Первые 4 участка заканчиваются на уровне начала маршрута «Ухо», там, где заканчивается пешеходный «подход» к нему. Думаю, что эти 4 участка восходители будут обходить по «подходу», поскольку интересные более вертикальные участки начинаются отсюда, а также потому, что сюда падают камни со всех окружающих маршрутов — от «Контрфорса Филатовой» до «Триангуляции»

На маршруте традиционно много «живых» и «гудящих» блоков, камней россыпью. Традиционно для этого сектора Мшатки. Для прохождения маршрута сейчас абсолютно необходимы навыки аккуратного лазания по «живым» скалам! Возможно, через 50 прохождений ситуация изменится. Но пока нужно быть предельно осторожными. На маршруте огромное количество гудящих «нашлёпок» и блоков.
Мы напрасно несли френды и стопперы — не пригодились. Очень много анкеров. Сложность не превышает F6A.

Однако у маршрута есть один большой минус, и он перечёркивает все плюсы — это наличие 27 (!) наклеенных зацепов. И все они — на участках 5-9. Причём наличие этих наклеенных зацепов не обусловлено, например, отсутствием естественного рельефа пригодного для лазания. Видимо, авторам хотелось максимально упростить маршрут, занизив уровень необходимых для прохождения навыков скалолазания. Но такие задачи должны решаться не с помощью наклеенных зацепок, а путем прокладывания линии маршрута по тем участкам, где естественный рельеф проще. Несколькими зигзагами эту проблему можно было бы решить. В общем, было очень странно увидеть, что в угоду уменьшения сложности авторы пошли на изменение рельефа естественной скалы.

Вот так это выглядит на скале:

Проект года 2019.
Севастопольская Виа Феррата
Реализация: Юрий Круглов & Co

1996 Круглов и Жильцов Парус и Морчека

Беседы альпинистов. Юрий (Фантик) Лишаев и Юрий Круглов

Большая севастопольская тропа 2019.
Как это было

Глубокое проникновение. Новый маршрут на Балчик-Кая

Закончено оборудование нового участка виа ферраты «Ильяс-Кая — Деликли-Бурун»