Горы мира > Западная Европа >

Автор текста, фото и видео: Максим Фойгель, Лейпциг

Маршрут восхождения на Matterhorn по гребню «Hornli»

Эта гора стала символом альпинизма, а ее название синонимом красоты и неприступности. Черная гора Маттерхорн вздымается почти на 4500 метров, стоя как бы в стороне от своих соседей, она производит поистине впечатляющее зрелище. Нет ничего удивительного в том что совершить восхождение на Маттерхорн мечтает почти каждый восходитель.

Маршрут восхождения на Маттерхорн по гребню «Хёрнли»

Несмотря на то, что маршрут частично оборудован канатами и стационарными точками страховки, а лазание не превышает 4ю категорию, он требует солидного опыта, умения ориентироваться, преодолевать скальный и микстовый рельеф в ботинках и кошках, а также хорошей физической подготовки.

Сложность маршрута сильно варьируется в зависимости от количества снега. При этом, на отдельных участках, это может как усложнить, так и упростить маршрут. Ориентирование на маршруте проще при наличии снега, т.к. видны следы предыдущих групп. При «идеальном» сухом состоянии маршрута ориентирование, в особенности на спуске, может быть проблематичным, т.к. рельеф очень однообразный, без явных ориентиров, на достаточно протяженных участках.

Техническая фотография маршрута

Паспорт маршрута
Вершина: Matterhorn (4478)
Маршрут: по северо-восточному гребню «Hornli Ridge» (комбинированный) Первопрохождение: E. Whymper, M. Croz, C. Hudson, F. Douglas, R. Hadow, P. Taugwalder (старший), P. Taugwalder (младший) — 14.07.1865
Сложность: AD+ / D-
Пробивка маршрута: только отдельные шлямбура и канаты (перила)
Перепад высоты: 1200м
Протяженность: ~ 2150м
Время подхода: 5 мин от хиж. Хёрнли
Время подъема: 4-5 часов
Время спуска: 3-4 часа
Подробное описание в формате pdf можно скачать по ссылке https://www.box.com/s/df4amtdoh1yq1ed/Matterhorn_HC3B6rnli_Ridge.pdf?dl=0
Подход

Из Церматта на канатной дороге до станции Шварцзе (Zermatt-Furi-Schwarzsee). Отсюда по хорошей тропе к хижине Хёрнли (Hornli Hutte, 3260м). На всех развилках установлены однозначные указатели.
От канатной дороги 2 часа.
От хижины, по единственной тропе, под основание СВ гребня 5 мин.

Маршрут
R0-R1 ~500м 1-3
Маршрут начинается у пояса крутых скал в основании СВ гребня, здесь провешен 1й канат. По канату вверх на полку. Траверс по полке влево за перегиб на пологий В склон гребня. Далее по полкам и коротким стенкам (1-2) вверх-влево в обход первого плеча в гребне. Местами набита хорошая тропа. Подойти к 1-му кулуару.

Не поднимаясь на гребень, пересечь кулуар и продолжить подъем по полкам и стенкам В стороны гребня (1-2), направление вверх-влево. Подойдя ко 2му кулуару так же пересечь его и снова продолжить подъем по полкам и стенкам, которые на этом участке становятся чуть сложнее (2-3), в направлении СВ гребня.

Выйдя на гребень подняться по нему до 2го каната (1-2). По канату вверх, затем далее по гребню выйти на горизонтальное плечо (2) под основанием крутого взлета СВ гребня.

Как правило этот участок проходится в темноте с фонариками, поэтому ориентировать здесь трудно. Рекомендуется за день перед восхождением разведать часть маршрута до 2го каната.
R1-R2 ~750м 1-3, короткие участки 4
С плеча выйти на восточный склон гребня и двигаться вверх-влево по полкам и пологим стенкам, параллельно гребню, но значительно ниже его. По ходу движения будет небольшой контрфорс, на который необходимо подняться, немного пролезть по нему вверх и снова выйти на склон, продолжив движение вверх-влево (полки и пологие стенки) к следующему более явно выраженному контрфорсу.

Подняться на контрфорс и продолжить движение вверх по скалам контрфорса (~150м 2-3) до маленького жандармика, немного левее самого контрфорса. Здесь уйти с контрфорса влево, проходя между жандармиком слева и скальной стенкой справа, на склон основного гребня.

Продолжить движение вверх-влево к характерному большому жандарму в основном гребне. Чем ближе к жандарму, тем сложнее становятся скалы (преимущественно 3), появляются штыри и шлямбура для страховки. Подойти под жандарм, под его нижнюю правую часть, и пройти под ним траверсом влево (скалы 2-3, штыри, шлямбура).

За жандармом, придерживаясь того же направления (вверх-влево) подойти к очередному контрфорсу (неявно выражен). Выход на контрфорс по крутой стенке («Gebiss» 10м 3-4). Стенка проходится вверх-влево, здесь часто бывает натечный лед. Есть штыри и шлямбура для страховки.

Преодолев стенку и перевалив на другую строну контрфорса, продолжить движение вверх-влево к уже хорошо видимой хижине Солвей (Solvayhtte). Непосредственно перед хижиной крутая скальная стенка — «Untere Moseleyplatte». По этой стенке вверх (20м 3-4), есть штыри и шлямбура для страховки, на более простой рельеф, и далее к хижине.
R2-R3 ~500м 2-3, короткие участки 4
От хижины пройти по полке около 5м влево к крутой стенке («Obere Moseleyplatte»), под основание стенки забито 2 анкера. Отсюда прямо вверх по крутым скалам (25м 4, шлямбура и штыри для страховки), к более пологим скалам чуть ниже гребня. Далее, вдоль скал гребня вверх-влево до удобного и логичного выхода на гребень (15м 2-3, шлямбура и штыри для страховки).

Далее вверх по гребню (~100м 2-3) под так называемый «Нижний рыжий жандарм» («Unterer roter Turm»). На этом участке есть шлямбура, много удобных выступов для страховки.

Жандарм обходится слева, здесь зафиксирован канат (30м). Обойдя жандарм, снова выйти на гребень и продолжить движение по нему (~100м 2-3) до места, где гребень переходит в широкий склон, образующий горизонтальное плечо в гребне. Из долины это плечо отчетливо видно. Отсюда вверх по склону подняться на плечо. На этом участке часто лежит снег, возможен лед, для страховки забиты штыри.

От плеча дальше вверх по гребню (~150м 2-3) под так называемый «Верхний рыжий жандарм» («Oberer roter Turm»), хотя на самом деле это место правильнее назвать крутым плечом гребня. Жандарм проходится в лоб, чуть левее линии гребня (20м 3). Выше жандарма по несложному гребню подойти к началу серии канатов.
R3-R4 ~150м
По серии канатов вверх подняться на снежно-ледовую «крышу» Маттерхорна. Отдельные участки очень крутые. На скалах может быть снег/лед.

R4-R5 ~250м 2
От конца канатов вверх по снежно-ледовому склону под пояс разрушенных скал (~100м). Для страховки забиты штыри. Обойти скалы справа и снова вверх по снежному, более пологому, склону на предвершинный гребень. По нему подняться на вершину Маттерхорна.
Спуск
Спуск по пути подъема.

Видеогайд по маршруту:

Ледолазание в Val di Cogne (Италия)

Мини гайд по району Монблана

Простейший полиспаст 3:1

Скитур – Альпы – Валле д'Аоста

Максим Фойгель. Проушина Абалакова

Страховочные устройства для альпинизма и скалолазания. Плюсы и минусы разных систем

Как снять оттяжки

Фактор рывка — просто о сложном

Ледовый каскад Renkfall. Видео

Dent du Geant «Normal Route»
Видео инструкция + описание

Вильдшпитце — красавица Тироля

Случайностей не бывает

Отчет о первопрохождении на вершину Тютю 2-я Западная 4420 м по Юго-Восточной стене Южного ребра