Люди и горы > Люди >

Автор: Любовь Даничкина (Карнаухова), КМС СССР по альпинизму, инструктор по альпинизму

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Павел Вольфович Зайд

Павел Вольфович Зайд МС СССР по альпинизму (09.02.1973) (№ 94488), город Ош, Награжден тремя медалями первенств СССР по альпинизму.
Был на всех семитысячниках СССР, кроме Победы.

Баскетбол – первый разряд
Горный туризм

Павел Вольфович Зайд родился 27 сентября 1937 года в городе Киеве.
Окончил среднюю школу в городе Черновцы.

В 1954 году, после школы Павел поступил на геологический факультет в Горнорудный институт в городе Кривой Рог. Павел был спортивным юношей, занимался баскетболом и выполнил первый разряд. Будучи студентом, в 1954 году, Павел начал заниматься альпинизмом.

Рук. А.В.Романов

Основы альпинизма освоил в альплагерях "Накра" и "Цей" на Кавказе.

В 1959 году, Павел успешно окончил институт и, по распределению, уехал в город Ош, где работал с 1959 по 1980 годы, вначале геологом, а вскоре – начальником поисково-съемочной партии Южно – Киргизской геологической экспедиции. Приехав в Киргизию, Павел активно включился в занятия альпинизмом.

В 1960 году Алим Васильевич Романов организовал экспедицию на пик Ленина (7134) и для участия в ней были приглашены все желающие альпинисты Киргизии.

Павел Вольфович Зайд был участником восхождения на пик Ленина и поделился своими воспоминаниями:

«В те годы высотный альпинизм еще не получил широкого распространения и количество восходителей на семитысячники, измерялось не сотнями, как сейчас, а первыми десятками.
В Киргизии альпинистов - высотников не было вообще, поэтому сам факт организации такой экспедиции был уникален. Более того, даже сейчас ее проведение можно оценить, как в определенной степени, «авантюрное мероприятие».

В первую очередь, это касается спортивной квалификации участников. Так, в составе экспедиции было 23 или 24 человека, из которых 10 человек были из Фрунзе – «северяне», 9 человек из Оша, 2 из Майли-Сая – «южане» и 2 иногородних приглашенных, к последним, относился тренер команды и врач.

Старшим тренером команды стал, приглашенный мастер спорта из Подмосковья, имевший опыт высотных восхождений.

Организатор экспедиции, Алим Васильевич Романов, мастер спорта Кавказской школы альпинизма и лидер Киргизских альпинистов – «северян», был заведующим кафедрой зимних видов спорта Киргизского Государственного института физкультуры, но в высотных восхождениях он не участвовал. Среди южан не было ни одного участника с закрытым 2 разрядом.

Квалификация северян была, видимо, выше, но я просто не знаю. Формально мы имели право на восхождение 5 - А категории трудности, что и соответствовало маршруту: «Пик Ленина через Раздельную». Осталось дело за малым - практически организовать экспедицию.

Опыта такой работы не было ни у кого.
Но Алим был уверен в победе!!!

Это было первое высотное восхождение в те времена, когда подобные походы совершались в СССР только опытными альпинистами таких спортсменов в Киргизии в тот период не было.

1960 год. На вершине пика Ленина (7134)

Наиболее квалифицированные альпинисты Киргизии, совершали достаточно сложные восхождения на базе альплагеря Ала-Арча, однако, все пройденные маршруты относились к классу скальных и принципиально отличались от высотных восхождений.
То обстоятельство, что альпинистов Алим собирал со всей Республики, свидетельствует о том, что количество альпинистов в это время было невелико.

Очевидно, что говорить о какой-то "схоженности" участников, не имеет смысла – вначале, мы не знали даже имен друг друга, и тем не менее команда, была собрана и готова к выезду в горы. Естественно уровень подготовленности участников, ограничился медосмотром, который провел врач экспедиции. Встал вопрос о техническом обеспечении. Эту проблему Алим решал вместе со мной.

Я посоветовал ему обратиться к начальнику нашего геологоуправления, объяснить престижность планируемого мероприятия для Республики и попросить помощи.

Этот план сработал: уже через неделю наш новый начальник ЮКГЭ (Южная Киргизская геологическая экспедиция) отдал соответствующие распоряжения всем службам и я получил в свое распоряжение автомобиль повышенной проходимости (ГАЗ -63), базовое снаряжение (10-местную шатровую палатку) и соответствующий приказ, наряд для ОРСа на продукты питания.

Двумя рейсами весь состав экспедиции и снаряжение, были доставлены к подножию пика Ленина и экспедиция приступила к работе.
В те годы у подножия пика Ленина никаких строений, соответствующих альпинистскому лагерю, не было. Они появились позднее, когда появился альплагерь «Высотник» с базой в городе Ош.

А пока вся необходимая «инфраструктура» была создана своими силами. Главным объектом была 10-местная палатка шатрового типа, где было складировано все снаряжение и продукты. Следует отметить одно обстоятельство: при организации экспедиции, А.Романов все вопросы с ее финансированием, решил во Фрунзе, но перевести эти финансовые ресурсы в реальные материальные ценности (продукты) или услуги (транспорт и стройматериалы), в то время было довольно сложно. И здесь нам на помощь пришли геологи: все эти проблемы были решены руководством ЮКГЭ. В результате у нас на складе оказался такой набор продуктов, в котором не было только «птичьего молока».

Первые три дня мы подгоняли снаряжение, готовили продукты для заброски в промежуточные лагеря и уточняли планы. В эти же дни проходили предварительную акклиматизацию на высоте более 3000 м.
План восхождения был составлен еще во Фрунзе и предусматривал подъем на вершину по классической ступенчатой схеме с созданием промежуточных лагерей и последовательной акклиматизацией. Так на первом этапе должен был быть создан первый лагерь в верховьях ледника непосредственно у основания северного склона массива пика Ленина. Затем на склоне на высоте 5100 м планировалось построить пещеру, создать в ней запас продуктов и горючего с тем, чтобы в случае непогоды, можно было здесь спокойно ее переждать. Второй лагерь планировалось создать в верховьях склона вблизи гребня пика Ленина и вершиной Раздельная на высоте 6000 м. Отсюда предусматривался выход на штурм вершины с промежуточным лагерем на гребне Ленина на высоте, ориентировочно, 6400-6600 м.
Этот план и был реализован командой, хотя некоторые моменты его усложнились.

Рук. А.В.Романов

На первом этапе был организован лагерь у основания склона. Затем команда поднялась на высоту 5100м и построила прекрасную пещеру, в которой свободно разместились более 20 человек и передвигались в полный рост. После этого команда спустилась вниз и приступила к подготовке основного подъема на предвершинный гребень пика Ленина и последующим восхождением на вершину.

Во второй выход команда поднялась в лагерь 5100 м, затем пробила тропу в район будущего лагеря 6000 м, подготовила там площадки для палаток (небольшая пещера там была построена Московскими Спартаковцами) и, сделав заброски продуктов и горючего, вернулась в лагерь 5100 м.

Переночевав в лагере 5100 м, команда вышла на маршрут и легко поднялась в лагерь 6000 м, откуда на следующий день поднялась на гребень пика Ленина. Гребень представлял собой сглаженное плато с небольшим подъёмом в направлении вершины и отдельными скальными выходами. Здесь на высоте порядка 6450 был организован последний штурмовой палаточный лагерь.

Стояла прекрасная солнечная погода, полное безветрие, абсолютная тишина. Ничто не предвещало каких-либо сложностей, хотя с заходом солнца температура резко упала.

Планировался ранний подъём утром, выход на вершину и спуск в нижний лагерь у основания склона.
Однако утром выяснилось, что мой товарищ по связке, Володя Кургашов заболел и идти наверх не может.

Он сказал: «Идите, я вас подожду». Так мы и сделали. Подъём к вершине занял не более 2-х часов, а возвращение в лагерь 6450, не более получаса. За это время состояние Володи резко ухудшилось, передвигаться сам он уже не мог. Пришлось организовать его транспортирование и ускоренный спуск.

Этим занялся А.Романов, взяв в команду 8 человек, а мне и Толе Балинскому поручил встать в конце оставшейся команды и обеспечить их спуск, никого не оставив за спиной.
Мы эту задачу выполнили, хотя я видел, как трудно было ребятам – сказывалась высота.

Рук. А.В.Романов

В лагере у основания склона, где высота не превышала 4000 м, Володе стало лучше, но передвигаться самостоятельно он не мог.
Необходимого снаряжения для его транспортировки по леднику у нас не было, да и сил у ребят для этой работы было маловато.

Обсудив ситуацию с А.Романовым, я утром отправился вниз с тем, чтобы арендовать у чабанов лошадь. Мне это удалось и к вечеру я вернулся, приведя коня к леднику, а утром мы двинулись вниз.

Путь был достаточно сложным, особенно участок небольшого перевала, однако к вечеру мы были уже в лагере на Луковой Поляне.
Здесь нас уже ждала наша автомашина, загруженная арбузами, и мы поняли, что "Победили".
Через день мы свернули лагерь и направились в Ош».

Состав команды альпинистов, взошедших на вершину пика Ленина (7134м): А.Романов, Г. Аксаков, В. Аксенов, А. Балинский, Г. Борисов, B. Буряк, П. Зайд, Р. Кадыров, А. Ковалев, Е. Колесников, В. Кочетов, C. Лавренченков, Г. Левенштейн, О. Ленгник, Г. Маматов, И. Науменко, A. Потехин, У. Сапалов, В. Тищенко, В. Фрейфельд, В. Цверкунов (Совет Союза спортивных обществ и организаций Киргизской ССР). 21 участник (из 22) экспедиции были удостоены значка за восхождение на пик Ленина (7134). «На Луковой Поляне мы были не одни. Здесь собрались участники нескольких экспедиций.
В частности, была команда Московского Спартака во главе с В.Абалаковым.

Спартаковцы совершили траверс нескольких вершин с подъёмом на пик Ленина по северной стене. Завхоз их команды альпинист А.Поляков навестил нас в пещере 5100 и пришел от неё в восторг».

К сожалению, после этого весь Киргизский альпинизм сосредоточился в столице и был связан с Северным Тянь-Шанем. Я же по характеру работы мог выделить для восхождений не более 2 – 3 недель, поэтому довольно быстро потерял связь с ребятами из Бишкека, тем более, что наши края (прим авт. - Киргизию) покинул мой близкий друг Алим Романов.
В начале 60-х годов он был основным двигателем Киргизского альпинизма.

Во-вторых, для меня собственно спортивная сторона альпинизма никогда особого интереса не представляла, так как уже на начальных этапах своего общения с горами я столкнулся с поразившим меня отношением достаточно квалифицированных альпинистов друг к другу. Когда покорение вершины оказывалось важнее здоровья и жизни одного из членов команды...
Для меня всегда важнейшим оставались общение с товарищами по команде и жизнь в горах. Я никогда не использовал по отношению к горам термин «ПОКОРЕНИЕ», они всегда были для меня живыми...», - размышлял П.В.Зайд.

Павел Вольфович спортивные документы никогда не вёл и те, некоторые, запомнившиеся ему восхождения, он написал «по памяти».
База ЮКГЭ, в которой работал Павел Вольфович, находилась в городе Ош.
Практически все альпинистские экспедиции, направлявшиеся на Памир и Заалайский хребет, да и на Алайский хребет, проходили через Ош.

Здесь решались транспортные проблемы, закупались продукты, оформлялись документы для погранзоны.

В 60-х годах в городе Ош руководил альпсекцией Игорь Науменко, (врач из Киева), который познакомил Павла с альпинистами Киевского "Спартака" и их руководителем, ныне покойным, А. Кустовским. (Кустовский Анатолий Алексеевич (1925-1973), МС СССР по альпинизму (1960), Украина-Киев, Многократный призер первенств СССР и Украины по альпинизму. Умер в 1973 году после прохождения по центру «проблемной», «отвесной» Южной стены пика Коммунизм (7495) (переименован в пик Исмоила Сомони). «Стена» была пройдена, но сил на жизнь не осталось. Ночью, в 30 минутах от вершины, несмотря на все усилия товарищей, спасти его не удалось. А.Кустовский умер.)

Горы и работа геолога всегда соперничали друг с другом. По профессии «геолог съемщик – поисковик», работа полевая, и все лето было занято работой, но Павел находил время и для «Больших Гор». Неважно, что продолжал он ходить уже не в составе Киргизских экспедиций.

Рук. А.В.Романов

Павел мог «выкроить» летом, буквально 2-3 недели для участия в альпинистских экспедициях.
Он был прекрасно подготовлен физически и поскольку работал очень часто в «поле» на высоте, ему не надо было ходить на акклиматизационные восхождения.

Павел был сильным, выносливым спортсменом. Хорошо переносил высоту. Зимой было время для тренировок.
В 1966 году Киевляне организовали экспедицию в район пика Коммунизма, причем, их первая команда заявила на первенство СССР стенное восхождение на пик ОГПУ, а молодежная команда должна была подняться на пик Коммунизма и окружающие вершины по классическому маршруту с ледника Бивачный. В эту команду включили и Павла, как представителя Киргизии.

«Естественно, я обеспечил команде и транспорт, и необходимые продукты» - продолжал свои воспоминания П.Зайд.

1966 год, Коммунизма пик с ледника Бивачный, 5-Б, В.Кавуненко, Ю.Пискулов, В.Шатаев («Спартак»)
2.В.Колесник, В.Голуб, П.Зайд («Спартак»)

На следующий 1967 год Киевляне заявили на первенство Союза восхождение на пик Коммунизма по ребру Буревестника и Павла уже включили в команду.

Капитан команды В. Черевко,
Участники: А. Кустовский, В. Колесник и П.Зайд.

Команда получила “золото “ в классе высотно-технических восхождений.
Больше Павел с Киевлянами не ходил.

Там же, под пиком Коммунизма Павел познакомился с молодыми альпинистами Московского Спартака во главе с Владимиром Кавуненко. В последующие годы все восхождения он совершал в этой команде, которая пришла на смену поколению В.Абалакова.

Основные объекты восхождений располагались в пределах Юго-Западного Памира вблизи границы с Афганистаном (район пиков Маркса и Энгельса). Экспедиции начинались из города Оша.

1971 год. Класс траверсов.

3-е место, траверс пиков Энгельса-Московской Правды с подъемом на пик Энгельса по западному контрфорсу южной стены. Команда Москвы: В.Кавуненко, П.Зайд, В.Копров, В.Смирнов В составе этой команды Павел прошел три стенных маршрута на пик Энгельса ( два - с юга , маршруты Некрасова и Кавуненко, один – с севера, маршрут ленинградцев, подъем на Энгельса с последующим траверсом на пик Маркса).

В 1971 году был пройден траверс пика Московской Правды – пик Энгельса ( третье место в классе траверсов ), а в 1978 году команда заняли второе место в классе технических восхождений - подъем по северо-восточной стене пика 5190 м, (район Хорога в Горно- Бодахшанской АО Таджикистана. (Хорог - город в Таджикистане, административный центр Горно-Бадахшанской автономной области)).

В 1980 году Павел Вольфович переехал в Одессу и из-за занятости на новой работе, системно, заниматься альпинизмом не мог. Лишь однажды, принимал участие в экспедиции в район пика Хан-Тенгри и в составе второй команды поднялся на вершину по маршруту Погребецкого.

1960 год, киргизская экспедиция на пик Ленина (7134). Спуск с вершины
Рук. А.В.Романов

В последующие годы он принимал участие в восхождении на пик Победы в составе команды Днепропетровской области, под руководством А.М.Зайдлера, (из-за смерти участника, подъем пришлось прекратить за 300 м от вершины надо было спускать туриста-фотографа. Турист почувствовал себя плохо и умер).

В качестве «вспомогателя», в составе команды Одессы, Павел поднялся на высоту 8000м, при восхождении на Канченджангу. С 1980 по 1996 годы, Павел Вольфович работал старшим научным сотрудником Одесского госуниверситета. В трудные годы перестройки и безработицы, П.В.Зайд репатриировался в Израиль.

Павел Вольфович, оптимист в душе, человек, большую часть своей жизни, посвятивший горам.

Здоровья Вам, Павел Вольфович и хорошего настроения!!!

Огромная благодарность П.В.Зайд за предоставленный материал и фотографии.

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Владимир Иосифович Рацек