Автор: Алексей Шевченко, г. Калининград

Безенги - 2005

В Нальчик поезд прибыл рано утром, но мои опасения по поводу «встречи» сразу развеялись от крепкого рукопожатия Хасана (вольнонаемный водитель). Мы быстро утрясли все формальности, вроде пропусков. И направились на рынок за продуктами.

Ошибку я допустил позже, подойдя к кассе за обратными билетами, «купился» на предложение Хасана о том, что незачем тратить время, фирма нам любезно окажет таковую услугу.

Совет: старайтесь взять билеты обратно по пути туда. Кассы ж/д., на Кавказе обладают своим колоритом. И по независящим от фирмы обстоятельствам вы можете оказаться без билета. Так билетов Москва-Калининград не было на месяц вперед, хотя я точно знаю места (билеты) есть всегда, даже в пик сезона за день до отъезда. Базар в Нальчике (оптовый на выезде) особо не выделяется ни изобилием, ни низкими ценами (исключение составляют арбузы, действительно дешево).

Дорога до лагеря прошла под восторженные разглядывания пейзажей и колоритную местную музыку в современной обработке.

В лагере царила рабочая обстановка: кто-то собирался уезжать, кто-то собирался на восхождение, а кто-то пришел с маршрута и с видом людей, познавших смысл жизни, неохотно делился опытом. Все жаловались на непостоянство погоды, а порой на ее полное «отсутствие». Большинство так и вернулось с маршрутов, не заполучив ее, погоду, в союзники. У меня же было замечательное настроение. Солнце светит «по-доброму», уж теперь-то погода точно наладится, большая часть народа разъехалась, а главное жена с дочей довольны.

Радость была не долгой.… Как только Али Хусеевич (директор) занялся расселением вновь прибывших (с нами приехали еще два парня, Антон, 3 разряд, на смену, и Юра, 1разряд, «вольный стрелок» из Одессы) стало ясно, что полуторамесячные переговоры по поводу бронирования свободных мест - коту под…
Совет. По поводу брони разговаривайте только с Али, переговоры с Борисом (замом) и, тем более, секретаршей, чреваты пролетом мимо нормального жилья.

Нам повезло: был конец сезона, освободилась комната в коттедже. Правда, из-за финансов нам бы тогда пришлось сократить свой отпуск, но Али согласился уменьшить плату за проживание.

Вообще лагерь не сильно изменился со времени моего последнего посещения (2001г.). Все те же горы, то же гостеприимство обслуживающего персонала, и все тот же "зануда" Саратов, живое воплощение "совка" в "кривом зеркале"

Из нововведений: дежурный МЧС, переход на рации FM стандарта и создание на территории "детского" лагеря отдыха.

Снега в этом сезоне было много (на Дыхтау можно было идти по 3Б с запада), погода неустойчивая. Но горы манили... Не найдя напарника в сторону Безенгийской Стены, Юра из Одессы предложил Улуауз по 5Б, я предложил идти ее под занавес. А к Стене отправился один. Конечно, для успокоения жены и совести зашел в КСП к Саратову, где последовала душещипательная беседа:
-Здравствуйте. Я хотел бы осмотреть Безенгийскую Стену и взойти на п. Ляльвер по 2Б, возможно на Гестолу.
-Один?
-Да.
Пальцем указывает на список на стене.
-Видел, сколько я похоронил. Всё...
При этом, забывая уточнить, что более 97% шли в группах. Минут 15 молчим. Он делает сильно сердитый вид и якобы не замечает меня.
-Связь дадите?
-Сам пойдешь помирать и нашу рацию ...
-У меня своя рация.
-Она может сканировать.
Да ... настроение в КСП поднимать умеют. Хорошо меня заранее к этому подготовили, а у кого нервы мене крепкие...

Ляльвер

Точной, правильной тропы под Ляльвер я не знал. В отчетах по инету я всегда уделял внимание только самому восхождению, а подходам, увы, нет, надеялся на КСП. Из лагеря выбрал путь по верху, через Миссескош. После коша тропа уходила вниз на ледник. И тут, на свою голову, я увидел группу, которая шла по низу, по леднику. Поравнявшись со мной, я еще был наверху, они взяли резко вправо (здесь и далее относительно движения), а я обрадованный, что там есть тропа, пошел за ними. Но, пока я спустился, они скрылись из виду, а я, двинувшись в их сторону, никакой тропы не нашел. Зато нашел сильно изорванный ледник. Но мы простых путей не ищем, и, вместо того, чтобы вернуться назад, на середину ледника, я пошел вперед, по пути собирая все трещины, а их там много... В общем, до Баранкоша я добрался только к семи вечера, хорошо хоть ледники здесь не такие длинные, как Тянь-Шане. В лагере меня угораздило поставить палатку рядом с гидами, они вели новичков на ледовые занятия, где "председательствовал" Саратов.

Увидев меня, он изрек:
-Вот из-за таких...
И дальше громкое обсуждение таких негативных элементов как я...
На вечерней связи еще сюрприз:
-Кто-нибудь там такого ... Шевченко видел?
Саратов в трех шагах от меня:
- Да пришел тут такой...
Ну и х...н с ними. И в будущем, когда меня не вызывали, выходил на связь сам, чтобы жена не волновалась, после того как всех опросят:
- Шевченко для Дарьи (доча). У меня все хорошо, я там-то...
В ответ:
- Во-о как...
Они сами по себе, я и горы - сами по себе. А связь входит в оплаченные услуги…

На следующей день, по тропе, неспешным шагом я добрался до скалы. Вернее, тропа упиралась в скальный выступ. Дальше тропы не было. Так, приехали. Кое-как спустился влево, в сторону перевала Цаннера. Интуитивно поднялся в цирк неизвестного мне ледника и здесь вновь увидел следы человека. Значит, на верном пути. Пока нашел ночевки «черные осыпи» погода испортилась, и я решил на перевал не торопиться, а переночевать здесь.

Со стоянок «черные осыпи» вела хорошо утоптанная тропа вплоть до перевала, мин. 40 не спеша. Здесь я встретил первых туристов. Они уже сходили Ляльвер-Гестола, зашли с пер. Ляльвер (с Грузии) спустились с 4310. Я потом еще много где снимал их записки, они почти весь район излазили. Клуб им. Баумана.

Так одной из задач передо мной стояла проверка снаряжения, в том числе новых палаток. Лагерь я установил прямо на перевале в хорошо продуваемом месте. На Ляльвер взял 2-3-х местную "Зеро 3Н", она трехдуговая, но при необходимости можно поставить на двух, и тем самым облегчить вес.

Весь день я наслаждался одиночеством в горах, поверьте это совершенно другое, более острое ощущение абсолютной красоты, которой до тебя нет никакого дела. Кстати, маршрут на Ляльвер меня никак не радовал. Подъем не крутой, но вот разрушенные скалки... В них не то, что забить нечего нельзя, они сами по себе сыплются. Причем сыпется в разные стороны, так что и параллельно "гребню" по льду не сунешься. Но опаснее всего, если кто-нибудь начнет спускаться по маршруту навстречу мне.

На следующий день на вершину я тоже не пошел. А чтобы не бездельничать и полностью не расслабиться, сходил на п. Цаннер (нижний ?). В этот день произошло два незначительных события, имевших сильное влияние на весь дальнейший "поход". Три поляка пытались взойти на «4310», в течение 4-5 часов они то поднимались до 2/3 гребня, то спускались. Меня удивила их манера движения и страховки. Сначала поднимается один, делает станцию. Затем, через себя, он страхует подъем сразу двоих, при чем на двух разных веревках. В дальнейшем я с ними ходил на Улуауз. Знание тянь-шаньской поговорки: «Где поляки - там проблемы», почему-то не уберегло. Второе - пришли рязанцы, для восхождения на п.Есенина (п.4310м) через Ляльвер. Саратов настойчиво рекомендовал присоединиться к ним, к агитации подключили даже мою жену... Их было трое, все почтенного возраста. Насколько я влип, понял только утром, на выходе. Один из них до этого никогда не был в горах, да и спортивным образом жизни не мог похвастать. И только один умел обращаться с веревкой.

В общем, до скального выступа мы ползли часов 7-8, вместо 3-х. Наконец, дойдя до предвершинного скального гребня, я обрисовал всю прелесть холодной ночевки, и они согласились, что им пора вниз, а мне наверх. Наверх я сбегал мин. за 20, вместе с запорожцами, которые, как и полагается, сходили гору за 2,5 часа.

Погода начинала портиться, и я решил спускаться вниз. Как оказалось не зря, последующие 4 дня были очень некомфортными в плане погоды. Так и спускались - запорожцы, рязанцы и я. Спустились уже по темноте, в плотно "сидящих" облаках. Наспех поставив палатку, я отправился к украинцам, отмечать удачный спуск. Доев последние запасы жидкого горючего, мы разбрелись по палаткам. Ночью мне приснилось, что поезд, в котором я еду, сильно качает. Уже просыпаясь, понял свою ошибку: закрепил палатку всего на одном буре… и все. По опыту знаю, что при сильном ветре плохо закрепленную палатку либо рвет, либо, если конструкция надежная, сносит. Раз сразу не порвало, значит нужно по-быстренькому вылезать наружу и надежно закрепить оттяжки. А ветер оказался достаточно сильным. И я получил незабываемые ощущения и приличный урок, когда в темноте, стоя на коленках, чтобы самого не свалило, держа своим весом палатку, судорожно соображал, куда и как закрепить оттяжку. Зато палатка порадовала, значит, с конструкцией не ошиблись.

На следующий день погода окончательно испортилась. Я не торопясь, направился в сторону базы. И вскоре кушал манты в кругу семьи.

Через пару дней погода стала налаживаться. До обеда солнце, после - низкая облачность, дождь со снегом. Про то чтобы идти на Шхару или Джанги одному или не сложенной группой, не могло идти речи. А группа собралась – поляки и я… А из близких объектов впечатлял, конечно, Улуауз. К тому же шанс осмотреть новый район, всегда приятно увидеть что-то новое для себя.

Улуауз. Решили идти по самому простому маршруту, 3Б. В КСП на этот раз меня встретили более спокойно. Даже отметили в маршрутном листе, я же шел в группе иностранцев. Хотя и попытались отговорить – там сложный ледопад, с перепадом в 900метров, равносильный перевалу 3Б, а в это время года «мосты» уже растаяли к тому же в районе нет ни одной группы.

С базы вышли поздновато, часов в 12, зато ночевку наметили перед вторым ледопадом Мижирги. Анна и Мартин сразу вырвались вперед, мы с Эгоном заметно отставали, и, хотя вокруг были потрясающие виды, двигались через силу. Настроение заметно улучшилось, когда подошли к первому ледопадику, по крайней мере, у меня. Может потому, что закончилась рутинная тропежка, а может потому, что после него должна быть ночевка.

Здесь «направляющие» сменились. Мы с Эгоном, не доставая кошек и веревку, проскочили, поняли свою глупую браваду и заставили следующую двойку делать все по правилам. Крупные трещины (для Кавказа), широкие мосты, немного осторожности - и мы на месте. Ха-ха три раза, мы еще часа два искали место для ночевки. Они оказались под самым подъемом на второй ледопад. Поставили мою вторую экспериментальную палатку, и, хотя она позиционируется как 3-4-х местная, легко уместились вчетвером, раскидав вещи по тамбурам.

Второй ледопад действительно оказался посложней, но не критично . Главное пройти его пораньше, до того как начинает обрушаться. Особенно эффектно это происходит в центре. Поэтому практически все время держались левой стороны, поближе к скалам.

К обеду вышли на стоянки 3900. Последний рывок влево по сыпухе, между скал - и мы на месте. Здесь оказалось множество площадок под палатки. После обеда мы с Эгоном прогулялись под перевал. Когда вернулись, узнали, что Анна на восхождение не идет, болит нога. Оказывается, ей зарядило камнем еще на Ляльвере, а они молчали как партизаны. И тут Эгон с Мартином решили, что лучше идти на Каштан, и красивей и престижней. Ну, я понимаю с Эгоном попробовать, но с Мартином, у которого опыта на 2-ой разряд не тянет, идти на 4Б-5А.… Видя, что спорить бесполезно, я завалился спать, а утром спал как можно дольше.

Встав часов в 10, объявил, что на Каштан уже поздно, идем на Улуауз по 3б. Маршрут оказался достаточно приятным. Практически все можно идти, не страхуясь, лед так лед, скала так скала. А если учесть количество железа и петель, оставленных там, так можно кроме 20 метровой веревки с собой ничего не брать.

На пер. Кундюм-Мижирги лучше подниматься по левому ледовому карману, в правом (рекомендованным КСП) «живые камни», опасные для идущего ниже. На самом перевале хорошее место под палатки. Далее по удобной скале (лезете как по лестнице) вылезаете на гребень жандарма. На саму вершину жандарма лезть не стоит, перед предвершинным скальным взлетом лучше уйти траверсом вправо, на главную вершину.

На вершине были в четыре часа, а к семи спустились к палатке. А уже на следующий день обедали на базе.

Итоги

Кавказ, в частности район Безенги, объективно становится все более опасным. Таяние происходит настолько интенсивно (перед моим отъездом обнаружили труп 20-30 летней давности), что даже на простых маршрутах постоянно опасаешься «лихого камня». Погода же наоборот становится менее устойчивой. Хотя, конечно, от этого Кавказ своей притягательности ничуть не теряет.

Ну, и в самом конце повествования хотелось бы поблагодарить людей, без которых это мероприятие никогда бы не состоялось.
Выражаем огромную благодарность:
Фирме «NORMAL»
Фирме «ТК-ТУРИН» и её генеральному директору Петру Евгеньевичу лично.
Али Хусеевичу и всему персоналу альпбазы «Безенги».